Заседание № 201

21.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 611539-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3495 по 3602 из 8776
30-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о    
развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической     
интеграции". Докладывает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра         
экономического развития России.                                                 
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель    
министра экономического развития Российской Федерации.                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представляем на ваше           
рассмотрение проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о    
развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической     
интеграции".                                                                    
                                                                                
Соглашение было подписано в Астане 29 мая этого года "на полях" Высшего         
Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Документ          
обсуждался президентами России и Киргизии - Владимиром Владимировичем Путиным   
и Алмазбеком Шаршеновичем Атамбаевым.                                           
                                                                                
Цель соглашения - углубление дальнейшего экономического сотрудничества между    
Российской Федерацией и Киргизской Республикой в рамках евразийской             
экономической интеграции и адаптация экономики Киргизской Республики к          
договорно-правовой базе Таможенного союза. Соглашение предусматривает           
развитие взаимодействия в агропромышленном комплексе, в швейной, текстильной,   
в обрабатывающей, горнодобывающей и металлургической промышленности, в          
области транспорта, жилищного строительства, торговли, а также в развитии       
предпринимательства, инфраструктуры.                                            
                                                                                
Для реализации Соглашения стороны создадут российско-киргизский фонд развития   
в форме международной организации. Российская сторона обеспечивает получение    
киргизской стороной средств на реализацию проектов в указанных областях путём   
формирования капитала фонда равными долями в течение двух лет на следующих      
условиях: уставный капитал в размере 500 миллионов долларов США, заёмные        
средства в размере не менее 500 миллионов долларов США.                         
                                                                                
Заёмные средства для формирования капитала фонда должны привлекаться на         
условиях, аналогичных предоставляемым Международной ассоциацией развития.       
Управление фондом осуществляет совет фонда и правление фонда. Статус,           
функции, структура и порядок функционирования фонда определяются отдельным      
соглашением.                                                                    
                                                                                
Фонд начинает свою деятельность не позднее трёх месяцев с даты подписания       
соглашения. Российская сторона также обеспечивает предоставление средств на     
безвозмездной основе в размере 200 миллионов долларов США в течение двух лет    
для финансирования мероприятий в соответствии с реализацией "дорожной карты"    
по присоединению Киргизской Республики к Таможенному союзу Республики           
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и иных связанных с её     
реализацией мероприятий.                                                        
                                                                                
Следует отметить, что "дорожная карта" по присоединению Киргизии к              
Таможенному союзу предполагает ряд мероприятий, которые могут быть выполнены    
киргизской стороной при наличии источников и необходимых объёмов                
финансирования. Всего в план мероприятий входит сто восемьдесят одно            
мероприятие, в первую очередь это мероприятия в сфере таможенного               
администрирования, технического регулирования, санитарных, ветеринарных и       
фитосанитарных мер. При этом предполагается, что финансовые средства будут      
расходоваться при предоставлении киргизской стороной объективных финансовых и   
материально-технических оснований, связанных с выполнением мероприятий; при     
оценке предоставленных материалов федеральными органами исполнительной власти   
с привлечением в случае необходимости предприятий и организаций; при            
использовании в ходе выполнения мероприятий "дорожной карты" российских         
материально-технических средств, технологий, специалистов в случае отсутствия   
их у киргизской стороны; при наличии механизма разработки жёсткого контроля     
расходов финансовых средств.                                                    
                                                                                
Реализация соглашения приведёт к увеличению расходов из федерального бюджета.   
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона №        
101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оно подлежит            
ратификации в связи с изменениями, которые необходимо будет внести в            
Федеральный закон от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на     
2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".                               
                                                                                
На проект федерального закона имеются заключения Счётной палаты и Правового     
управления Аппарата Государственной Думы.                                       
                                                                                
Реализация соглашения позволит подтянуть уровень экономики Киргизии к уровню    
стран Таможенного союза, а также должна содействовать обеспечению применения    
норм и стандартов Таможенного союза при ввозе товаров на его территорию через   
границу Киргизии, которая станет внешней таможенной границей стран-участниц.    
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект о ратификации.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич Лихачёв.                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет, я бы     
сказал, скрупулёзно, в духе дискуссии рассмотрел представленный законопроект.   
Мы вынесли решение рекомендовать соглашение к ратификации исходя из того, что   
этот документ является предельно прагматичным и политически мотивированным в    
позитивном смысле.                                                              
                                                                                
Первый прагматичный момент связан с тем, что очень чётко обозначены цели. Они   
касаются защиты национальных интересов России и Киргизии, развития              
двусторонних отношений, вопросов реализации Киргизией "дорожной карты" по       
вступлению в Евразийский экономический союз и по присоединению к Таможенному    
союзу.                                                                          
                                                                                
Второй момент, связанный с прагматизмом, - это принципы формирования и          
функционирования фонда развития.                                                
                                                                                
И третий момент. Мы надеемся, что прагматизм будет присутствовать в             
поведении, в дипломатии высших политических кругов Киргизии в ходе реализации   
этого документа.                                                                
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3640 по 3856 из 8776
Продолжаем обсуждение 30-го вопроса. Есть ли вопросы к докладчику или           
содокладчику? Прошу записаться на вопросы.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Павел Эдуардович, мы киргизов, конечно, уважаем, ценим, но вот такой вопрос.    
Статья 2: в уставный капитал мы передаём полмиллиарда долларов, 500 миллионов   
долларов - это сумасшедшая сумма! Статья 3: 200 миллионов долларов передаём в   
течение двух лет на реализацию "дорожной карты" присоединения Киргизской        
Республики. Но секундочку, они никуда ещё не вступили, они никуда ещё не        
пришли, а мы уже 200 миллионов, 500 миллионов на эти мероприятия закладываем!   
Вы говорите о механизмах жёсткого контроля - я напомню, что у Министерства      
обороны при моём почти однофамильце Сердюкове тоже были механизмы жёсткого      
контроля, - но здесь никакие парламентские инструменты работать не будут:       
Счётная палата не может, мы не можем вмешиваться. В итоге мы потратим на это    
существенно больше денег, чем на поддержку в следующем году всего сельского     
хозяйства, о котором так пламенно говорили.                                     
                                                                                
Поясните, пожалуйста, как мы сможем контролировать... (Микрофон отключён.).     
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Михаил Иванович, достигнуты договорённости о поэтапном            
формировании уставного капитала. Я в своём докладе сказал, что сумма 500        
миллионов долларов, которую вы упомянули, формируется на паритетных началах,    
то есть за Российской Федерацией только 250 миллионов, плюс она формируется     
поэтапно в 2014/15 бюджетном году. Решение советом принимается по достижении    
консенсуса. Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии с      
Бюджетным кодексом, и также в соответствии с Бюджетным кодексом Счётная         
палата может проверить, как используются средства федерального бюджета и        
бюджетов иных уровней.                                                          
                                                                                
Что касается 200 миллионов долларов, то разногласия на эту тему с               
Министерством финансов были сняты ввиду того, что если рассмотреть возможные    
потери от неурегулированной экономической деятельности... Вот вы упомянули      
агросектор, но мы сегодня имеем проблемы с реэкспортом агропродукции из         
третьих стран - я не буду их называть, вы их все знаете, они граничат с         
Киргизией, - мы имеем неурегулированные транспортные транзиты, отсутствует      
граница Таможенного союза. В связи с этим представляется более разумным         
поэтапно, по процедурам, с предоставлением финансово-экономического             
обоснования присоединить эту обширную территорию, нежели оставить               
неурегулированными правоотношения с ней в сфере экономики.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Павел Эдуардович, ну, конечно, на мой взгляд, ратифицировать     
надо - лучше иметь друзей рядышком, а не врагов. Но давайте делать так, как     
американцы делают: они в каждом соглашении ищут выгоду для своего               
государства, а не для олигархов. Вот здесь написано, что предусматривается      
развитие взаимоотношений в таких областях экономики, как агропромышленный       
комплекс, швейная, текстильная промышленность и других. Президент постоянно     
говорит нам о необходимости импортозамещения, а мы едем то в Турцию заключать   
контракты, то в Египет, то ещё куда-нибудь подальше, в Аргентину или Канаду,    
а тут Киргизия - вот есть хотя бы предварительные расчёты, на сколько вот эти   
экономические взаимоотношения позволят нам прирастить продукцию, скажем,        
села, лёгкой промышленности? Чтобы через год-два можно было к этому вернуться   
и сказать: правильно мы ратифицировали данное соглашение, России это выгодно,   
вот что мы получили! Какая-то экономическая конкретика есть, кроме              
политической, конечно?                                                          
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Безусловно! Вот приведу некоторые цифры. В 2013 году объём        
взаимной торговли составил свыше 2 миллиардов долларов, при этом, конечно, в    
Минэкономразвития, в Федеральной таможенной службе и в других ведомствах        
прекрасно понимают, что увеличение это произошло не за счёт интенсификации,     
скажем так, экономики Киргизии, а за счёт в том числе и реэкспорта, который     
проходит через эту территорию.                                                  
                                                                                
Это соглашение даёт возможность оживить некоторые отрасли промышленности,       
прежде всего текстильную, реально инвестировав в них, и урегулировать все       
необходимые процедуры для вхождения в общий рынок Таможенного союза, а не       
оставить это, как я уже говорил, отвечая на первый вопрос, без урегулирования   
на долгий срок.                                                                 
                                                                                
На сегодняшний день основные товарные группы российского экспорта в Киргизию    
- это минеральные продукты, продовольственные товары, сельхозсырьё, металлы,    
продукция химической промышленности, машины, оборудование, промышленные         
изделия, и нам также надо уравновесить импорт за счёт минерального сырья,       
рудных материалов и прочего.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Иванович Булаев.                                                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня простой вопрос, хотя, может быть, он не в тему, вернее, точно не в       
тему.                                                                           
                                                                                
Понятно, что установление или восстановление экономических отношений очень      
важно для нормальных взаимоотношений между двумя странами. В Киргизии есть      
Славянский университет, и, на мой взгляд, это не менее важное обстоятельство,   
которое позволяет эти отношения поддерживать в течение уже многих лет. Но так   
получилось, что Славянский университет единственный, в котором студенты,        
являясь студентами-бюджетниками Российской Федерации, не получают стипендию.    
У меня мало надежды, что в рамках этого фонда мы сможем решить эту проблему,    
но, может быть, Минэкономразвития могло бы вернуться к межправсоглашению,       
которое существует между Россией и Киргизией, и снять эту проблему? Мне         
кажется, что сотрудничество в сфере образования даже эффективнее, чем           
экономическое.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Этот вопрос можно поднять на заседании межпарламентской рабочей   
группы с участием депутатов Госдумы и представителей профильных ведомств. Я     
полагаю, что вполне можно найти решение этого вопроса.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, у меня было два вопроса, но я второй вопрос   
специально не задал, чтобы не ставить в неудобное положение докладчика,         
поскольку считаю, что на него просто трудно будет ответить, но тем не менее     
тревога очень большая.                                                          
                                                                                
Прежде всего небольшое замечание. Вот мы в России живём, у нас своя валюта, у   
Казахстана своя валюта, однако всё измеряем в долларах - или мы не доверяем     
нашей валюте и считаем её настолько никчёмной, или какими-то договорами         
связаны. Но ведь, если посмотреть, 500 миллионов долларов - это 20 миллиардов   
рублей, то есть 8 миллиардов - безвозмездно, ещё 20 миллиардов вкладываем в     
фонд, наш бюджет - в рублях, их бюджет - в их валюте, а межбюджетные            
отношения - только в долларах. Вот спрашивается: почему? Наверное, как-то       
надо соизмерять эти вещи и думать, а что же получит наш бюджет в результате     
этого, как говорят, взаимовыгодного сотрудничества, что мы получим, кроме       
политической выгоды?                                                            
                                                                                
И вот здесь как раз ещё один очень важный момент. Вот сегодня утром снова       
говорили об Украине, о том, что это промах и ошибка нашего правительства,       
Министерства иностранных дел. Мы на протяжении более двадцати лет в Украину     
много денег вбухали - 400 миллиардов долларов, даже большую цифру называют, -   
в то время как Соединённые Штаты, в общем-то, не вкладывая ничего в экономику   
Украины, работали с населением и в результате получили то, что сегодня          
происходит. В Украине, несмотря на нашу поддержку, сегодня настроения           
антирусские, антироссийские, враждебные, и, как говорится, плакали наши         
денежки, которые мы двадцать четыре года вкладывали в Украину. Вот этот         
момент, мне кажется, является очень важным, и при подписании подобных           
соглашений, наверное, надо учитывать не только экономическую, но и              
политическую выгоду, тем более, в продолжение темы об образовании, мы знаем,    
что в Казахстане сейчас очень широко привлекаются для преподавания в вузах      
преподаватели из Западной Европы и Соединённых Штатов Америки. Чему они         
научат молодёжь? В государственном университете, который носит имя Президента   
Казахстана, вообще все преподаватели американские и преподавание ведётся...     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. В Кыргызстане, да, простите, я оговорился, в Кыргызстане.        
                                                                                
Речь идёт о том, что преподавание ведётся только на английском языке. Это       
что, мелочь - что преподаватели с Запада? Это что, мелочь - что только на       
английском языке? И что перетянет? Мы думаем, что раз они наши соседи, то       
только мы с ними работаем? Соединённые Штаты тоже с ними работают! Вот чья      
чаша весов перевесит? Я не случайно задавал вопрос об экономическом эффекте,    
о социальном эффекте. Не хотелось бы, как говорится, каркать, но, не дай бог,   
возникнет через три, четыре, пять лет, когда мы будем подсчитывать якобы        
экономическую прибыль, какая-то неудобная политическая ситуация, и тогда все    
наши сегодняшние благие пожелания обернутся, в общем-то, нулём.                 
                                                                                
Поэтому я бы хотел, первое, чтобы в докладе о подобных соглашениях (а я и       
наша фракция поддержим его) отражали в первую очередь дальнейшие политические   
возможности с учётом борьбы США... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Олег Владимирович Лебедев.                                                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, я в           
принципе разделяю озабоченность коллег из других фракций в связи с              
политической ситуацией в нашей стране и за рубежом, но не разделяю опасений     
Владимира Николаевича и его мнение, что ратификация данного соглашения будет    
способствовать регулированию только политической ситуации. На самом деле мы     
не безвозмездно отдаём эти денежные средства, они действительно вкладываются    
в экономику Кыргызстана, но при этом наши предприниматели заходят на рынок      
Кыргызстана. Эти денежные средства обеспечивают развитие экономики              
Кыргызстана, поэтому я бы не разделял мнение, что здесь только политическая     
составляющая, - нет, здесь и экономическая составляющая развития нашего         
государства в рамках Евразийского экономического союза.                         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит ратификацию данного соглашения.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, я прошу иметь в виду ещё одно обстоятельство, о котором    
не сказал Павел Эдуардович: в любом экономическом интеграционном объединении,   
где действует свобода передвижения товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей   
силы, чем больше объём экономики в целом всего объединения, то есть чем         
больше участников, тем больше экономическая выгода для каждого из них. Вот      
это такой дополнительный аргумент, который я попрошу учесть.                    
                                                                                
Павел Эдуардович, вы ещё что-то скажете? Пожалуйста.                            
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Я в заключение, уважаемые депутаты, хочу сказать, что, к          
глубокому сожалению, неурегулированность экономических отношений повлекла на    
протяжении последних, скажем, десяти лет, если говорить, например, о            
транспортной и энергетической инфраструктуре, огромные проблемы. Наши           
приграничные регионы лишены проектов в сфере энергетики, которые оказались      
замороженными в Кыргызстане. Соглашение позволит реанимировать крупные          
инфраструктурные проекты в этой сфере и обеспечить приграничные регионы         
Российской Федерации более дешёвыми энергоресурсами.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7537 по 7555 из 8776
30-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о    
развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической     
интеграции".                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.