Заседание № 215
О проекте федерального закона № 611255-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3-3 части 4 статьи 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока реализации мер государственной поддержки; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3-3 части 4 статьи 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на реализацию поручения президента, которое он высказал в своём Послании Федеральному Собранию, и продлевает срок действия поддержки многодетных семей по ипотечному кредитованию. Если в семье есть третий и последующий ребёнок, то может быть выделено дополнительно 450 тысяч рублей при получении ипотечного кредита для приобретения жилья. Продлевается эта норма до 31 декабря 2030 года. Поступило шесть поправок, все они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Прошу поддержать таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Вопросы, да? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Прошу вынести на отдельное голосование поправку 3. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 3. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 22 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к рассмотрению поправки 3. Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, безусловно, закон правильный, нужный, нужно семьи с детьми поддерживать, но этой поправкой мы фактически закрываем фонды, которые предоставляют кредиты, ипотечные кредиты гражданам в регионах. У нас более 30 таких фондов, эти фонды, как правило... наверное, не как правило, а практически на 100 процентов обеспечиваются за счёт субъектов Российской Федерации и решают жилищные проблемы в регионах. Этой поправкой предлагается запретить деятельность этих фондов и фактически сократить круг организаций, которые могут заниматься ипотекой граждан. Мы, напоминаю, уже закрыли это для потребительских кооперативов фактически, сейчас ещё круг организаций ограничивается. Есть обращения от губернаторов нескольких регионов, которые просят не голосовать за эту поправку, убрать её. В частности, есть обращение на имя Володина Вячеслава Викторовича от губернатора Новосибирской области, в профильный комитет есть обращение губернатора Кемеровской области. Я убеждён, что если бы это предложение было в проекте закона в первом чтении, то мы получили бы ещё 30 таких обращений из других регионов. Но так как эта поправка оказалась во втором чтении, мы её просто случайно обнаружили в списке вот буквально сегодня. Столкнувшись с тем, что есть из двух регионов обращения, коллеги, просим её не поддерживать. А в целом без этой поправки законопроект, конечно, можно было бы и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Прежде всего, конечно, вызывает удивление заявление депутата о том, что случайно обнаружил поправку, которая уже в течение месяца была на обсуждении. И к сожалению, на заседании комитета, когда обсуждался этот вопрос, никаких поправок не было, ни одного обращения от губернатора к нам не было - и вот в самый последний момент вдруг появляются какие-то заявления и обращения. Ну я специально посмотрел. Значит, эти организации, которые не являются кредитными, но при этом занимаются ипотечным кредитованием, составляют 0,3 процента общего объёма ипотечного кредитования, 300 уголовных дел по деятельности этих организаций: злоупотребления, мошенничество, к сожалению. Соответственно, возможны большие потери для бюджета, поскольку на эти цели выделяются миллиарды рублей, и, по некоторым оценкам, до 7 миллиардов рублей могут быть потери, если эту схему мы не перекроем. Поэтому просьба поддержать поправку для того, чтобы закон был справедлив и действовал так, как надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 01 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Поправка принимается. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 27 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении - прошу рассмотреть и поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? По мотивам или возражения? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну это всё-таки... Сначала возражения. Есть ли возражения, чтобы рассматривать в третьем чтении? Есть возражения у Валерия Карловича Гартунга. Валерий Карлович, вам слово. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ну я так не торопился бы, учитывая, что как минимум из двух регионов уже поступили обращения в Государственную Думу, ну, можно дождаться позиции регионов. А если у Анатолия Геннадьевича есть информация, которую он озвучил в Думе, то я думаю, что нам было бы полезно с ней ознакомиться, с этими документами, отложить это рассмотрение, например, на сутки, можно было бы завтра рассмотреть, Анатолий Геннадьевич нам всё это предоставил бы, и мы в третьем чтении, уже взвесив за и против, приняли бы решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, поскольку есть возражения, ставлю на голосование: кто за то, чтобы сегодня рассмотреть законопроект в третьем чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 52 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается решение. Переходим к рассмотрению в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие выступить по мотивам. Включите режим записи на выступления. Только у нас заключительного слова нет, поэтому выступление от фракции по мотивам может быть только одно. Покажите список. Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, для нашей фракции укрепление института семьи - это один из безусловных приоритетов, особенно когда речь идёт о многодетных семьях. Я напомню, что президент назвал благополучную многодетную семью образом будущего России, и это благополучие должно быть обеспечено в том числе за счёт соответствующих мер поддержки от государства. Как раз одной из таких мер является выплата из федерального бюджета в размере 450 тысяч рублей многодетным семьям на погашение ипотечных кредитов. Прежде всего отмечу её востребованность: с 2020 года ею воспользовались уже более 700 тысяч семей, 87 тысяч из которых благодаря финансовой поддержке государства смогли полностью закрыть свои кредиты. В условиях возрастающего спроса на ипотеку продление на семь лет данной выплаты, на наш взгляд, является оправданным шагом. Что касается поправок, по которым выступал коллега Гартунг, я, как один из авторов, тоже хочу прокомментировать. Во-первых, из 67 уполномоченных организаций с 2019 года на рынке осталось менее половины, потому что остальные были исключены из перечня по различным основаниям, в том числе и за нарушение законодательства. Во-вторых, как уже отметил в своём выступлении Анатолий Геннадьевич, их доля на рынке крайне мала: если говорить о количестве займов, это менее 1 процента, если говорить об объёме ипотечных кредитов, это вообще десятые доли процента. Ну и самое главное, мы наводим на этом рынке порядок. И как раз тот пример, который Валерий Карлович привёл, с кредитными потребительскими кооперативами, лучше всех остальных аргументов позволяет говорить о том, что нашу поправку в том числе нужно поддерживать. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие проекта закона в третьем чтении и предлагает коллегам из других фракций присоединиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. На рабочем месте включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, вот этот законопроект, ещё не будучи принятым, уже обрёл большую общественную поддержку, особенно в семьях с детьми. И, дополняя Константина Михайловича, хочу сказать, что из получивших эту меру поддержки 700 тысяч семей... Вообще-то, список был гораздо шире: всего в очереди на получение 450 тысяч рублей стояли примерно 900 тысяч семей с тремя детьми. Хотелось бы, конечно, чтобы мы, развивая эту меру поддержки, продлевая, пролонгируя эту меру поддержки, подумали над тем, чтобы смягчить условия её получения. Понимаете, есть указ президента, который определяет статус многодетных семей, но по чьей-то злой воле заложенные правительством критерии поддержки этих семей, которые обязывают просто выдерживать один прожиточный минимум, отсекают такие семьи вообще от получения каких-либо мер поддержки у нас в регионах, и сейчас в регионах, вместо того чтобы согласно указу президента улучшить, положение многодетных семей ухудшается. Это одна из мер поддержки. Если уж мы говорим и клянёмся в какой-то там отдельной, фракционной любви к многодетным семьям, то, конечно... Мы хотели бы обратиться ко всем в этом зале: а давайте примем закон о многодетных семьях, проект которого много лет уже лежит в Государственной Думе, а в нашем комитете восемь проектов такого закона, которые вносили представители всех фракций. Давайте все вместе думать над тем, как принимать системные меры. Мне кажется, что в этом зале мы уже не единожды доказывали солидарность в защите семей с детьми, особенно многодетных семей. Конечно, наша фракция поддержит этот законопроект, конечно, этот закон будет на пользу многодетным семьям, но призываем идти дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, я напомню, как назывался законопроект в первом чтении: "..."О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам... и о внесении изменений в статью 13-2... "Об актах гражданского состояния". Вот за этот законопроект мы проголосовали в первом чтении, мы и во втором, и в третьем за него проголосовали бы. Но что сейчас у нас к третьему чтению? Сейчас у нас даже законопроект вообще по-другому называется, о дополнительных мерах и так далее. И самое главное, там ещё что включается? Я задержу ваше внимание и объясню, о чём идёт речь. У нас целенаправленно с рынка жилищного кредитования выдавливаются любые хозяйствующие субъекты, которые не занимаются банковской деятельностью, то есть фактически всех загоняют в банки. Я приводил с этой трибуны примеры: когда в потребительском кредите граждане участвуют, друг другу помогают - так называемая касса взаимопомощи, - они фактически снижают свои издержки при решении жилищной проблемы. Мало того, у нас есть законопроекты о стройсберкассах, которые до сих пор лежат, они всячески тормозятся. Почему это делается? Потому что они составляют конкуренцию банкам в ипотечном кредитовании. Позиция Центрального банка состоит в том, чтобы всех с рынка убрать и оставить только банки. Кто за это платит? За это платят граждане. Нам говорят: пусть банки конкурируют между собой. Скажите мне, пожалуйста, у нас конкурентная среда в банковской сфере развивается или нет? Да нет, она не развивается. У нас монополизация идёт, фактически мы монополизируем сферу жилищного кредитования. Ну как это можно поддержать, коллеги? С одной стороны, мы ратуем за семьи с детьми, которым даём возможность получать меры государственной поддержки, а с другой стороны, монополизируем рынок жилищного кредитования, чтобы часть этих мер государственной поддержки оседала в банках. Посмотрите последние отчёты банковского сектора: за последний месяц у них более 300 миллиардов чистой прибыли. Ну и куда ещё дальше мы катимся? Понимаете? Поэтому за это мы проголосовать не можем. Наша фракция в третьем чтении воздержится, потому что мы считаем, что в первом чтении всё правильно было написано и за него нужно было голосовать, но, как всегда, у нас во втором чтении... Знаете, не получается так, чтобы просто взять и помочь гражданам, - давайте мы поможем гражданам, а некоторым ещё больше поможем. Зачем-то обязательно нужно ещё и банкам здесь помочь - вот с этим мы согласиться не можем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет заключительного слова во втором чтении, Анатолий Геннадьевич, это в третьем чтении. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию, законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 59 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 213
О проекте федерального закона № 611255-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в части продления срока реализации мер государственной поддержки).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Ивана Александровича Чебескова. Пожалуйста. ЧЕБЕСКОВ И. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен во исполнение поручений президента в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом № 157-ФЗ гражданам Российской Федерации при рождении после 1 января 2019 года третьего ребёнка или последующих детей предоставляется выплата в размере 450 тысяч рублей на полное или частичное погашение ипотечных жилищных кредитов. Программа заканчивает своё действие уже в июле, 1 июля этого года. С учётом высокой социальной значимости этой меры государственной поддержки данным законопроектом предусматривается продление срока реализации этой меры до 31 декабря 2030 года включительно. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддержал законопроект, при этом был учтён анализ реализации того закона, который действовал в течение пяти лет. Он действительно помог многим семьям решить жилищные проблемы, но при этом нашлись и те, кто льготу начал использовать в неблаговидных целях, например направлять деньги на покупку аварийного жилья, а потом делиться с теми, кто это жильё им продал. Ну, соответственно, нам необходимо ко второму чтению рассмотреть такую ситуацию. Есть и другие ситуации. По действующему законодательству можно приобретать земельные участки для индивидуального жилищного строительства, но, к сожалению, бывали случаи, когда эти земли приобретались, а дома потом на этих участках не строились. Очевидно, это тоже схема, которую использовали для неблаговидных целей - чтобы поделить выделенные государством деньги. Возникают цепочки, в которых используется вот эта льготная программа опять же для неблаговидных целей: некие лица предлагали жильё для покупки за счёт льготы, выделяемой государством, потом это жильё приобретатель тут же продавал, может быть, тому же, кто и продал, продавцу, а потом продавец другому предлагал. То есть льготная программа использовалась фактически для того, чтобы государственные деньги запускать в личный карман. Поэтому, в целом поддерживая законопроект и предлагая его принять в первом чтении, считаем, что ко второму чтению нам все эти лазейки надо перекрыть, для того чтобы некоторые лица не использовали в неблаговидных целях нормы очень положительного закона, который поддерживает наших граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Два вопроса. Первый - Ивану Александровичу. Иван Александрович, вот 450 тысяч - размер практически не поменялся, - на ваш взгляд, как сильно влияют на ситуацию? И вообще, планирует ли правительство поддерживать многодетные семьи в плане жилья, скажем так, более серьёзно? Ведь сегодня на 450 тысяч практически ничего не купишь. Второй вопрос уже Анатолию Геннадьевичу - по поводу лиц, как он выразился, я уже забыл, обманщиков, мошенников и так далее. У вас есть статистика, какое количество многодетных семей сегодня использует по подозрительным схемам эти деньги, для того чтобы принять какие-то меры и не ужесточить в очередной раз так, что потом это создаст препятствия нормальным семьям? ЧЕБЕСКОВ И. А. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопрос. Мы рассматриваем эту меру поддержки как некую третью часть поддержки многодетных семей. Вы знаете, что при рождении первого ребёнка полагается выплата маткапитала, при рождении второго ребёнка маткапитал увеличивается примерно на 200 тысяч рублей, при рождении третьего ребёнка предполагается выплата 450 тысяч рублей. Конечно, обсуждался вопрос об увеличении суммы этой выплаты, чтобы демографическую повестку стимулировать ещё больше, но даже с учётом размера текущей выплаты - мы считаем, что она довольно значительная по сравнению с выплатой маткапитала на второго ребёнка, - до 2030 года из бюджета понадобится дополнительно примерно 650 миллиардов рублей на осуществление этих выплат. С учётом вот этой нагрузки, на наш взгляд, эта сумма на данный момент является вполне сбалансированной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Иван Александрович, это действительно мера поддержки семей наряду с материнским капиталом, но у нас есть цель увеличивать рождаемость и без индексации, ну вот о чём вы сейчас рассказывали, а эта мера, наверное, не позволит серьёзно увеличить рождаемость. Скажите, разрабатывались ли какие-то механизмы постоянной индексации либо дополнительные меры, которые помогли бы увеличить рождаемость? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо большое за вопрос. Мы рассматривали эти вопросы опять же с учётом высокой нагрузки на бюджет - пока решений никаких по этому поводу не было принято. Одновременно с этим мы, конечно, сейчас ведём обсуждение в правительстве вместе с коллегами из Государственной Думы по поводу семейной ипотеки - это тоже, несомненно, одна из мер поддержки многодетных семей. И по поручению президента программа семейной ипотеки под 6 процентов для семей с детьми не старше шести лет также будет продлена до 2030 года. Поэтому тут некая системность мер поддержки в рамках приобретения жилья для семей с детьми есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Александрович, ну, все вопросы вокруг одного и того же вертятся. Понятно, что мы поддерживаем законопроект, что есть поручение президента, но я вот фактуры чуть добавлю - просто цифры. В 2019 году, когда запустили программу, средняя стоимость квадратного метра, по данным Росстата, составляла около 60 тысяч рублей, то есть на выплату можно было погасить оплату где-то 7,5 квадратного метра. Сейчас вторичка - 110 тысяч рублей, первичка - 170 тысяч, это уже только 3-4 квадратных метра по этой программе. Поэтому, мне кажется и вот уже прозвучали вопросы об этом, над индексацией нужно задуматься. И в продолжение, может быть, как предложение. Может, предоставить многодетным семьям в рамках того законопроекта, который мы в первом чтении приняли, возможность индексировать через размещение этих средств на жилищных депозитах под повышенные проценты? Может, добавим это поправками ко второму чтению, вот каково ваше мнение? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо за вопрос, Николай Николаевич. Ну, предложение ещё раз подумать про индексацию и обсудить индексацию принимается. Мы ещё раз эту работу проведём, готовы на площадке Государственной Думы тоже обсуждение провести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Законодательная инициатива заслуживает поддержки. Здесь уже говорили по поводу индексации, но, Иван Александрович, я немножко по-другому спрошу. По регионам стоимость жилья разная: в Москве одна стоимость квадратного метра, в Екатеринбурге - вторая, на Дальнем Востоке - третья и так далее. Скажите, пожалуйста, вы в правительстве не обсуждали идею привязывать, предположим, к стоимости квадратного метра в регионе, чтобы это не была единая цена по всей России, как-то привязывать к региону, к стоимости жилья там? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Мы не обсуждали вопрос о дифференциации размера этой выплаты по субъектам. Мы обсуждали вопрос о дифференциации по субъектам относительно ипотечных программ, и задачка оказалась... Концептуально вопрос, возможно, правильный, но с точки зрения реализации это очень сложно. Как определить и зафиксировать на уровне субъектов, что один субъект действительно получает лучшие условия, чем другой, и как потом объяснить гражданам в этих субъектах, почему переходишь через границу, из одного субъекта в другой, а там совершенно другие условия? Мы пока вот такое решение не приняли по ипотечным программам, но, повторю, по этой выплате обсуждения не было, пока всегда придерживались равных условий для всех граждан во всех субъектах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дополнительные расходы федерального бюджета - 647 миллиардов рублей до 2030 года, поэтому этот законопроект, безусловно, необходимо будет поддержать. Анатолий Геннадьевич, у меня вопрос к вам. В заключении Комитета Государственной Думы по финансовому рынку отмечается, что с целью снижения рисков на рынке жилищного кредитования предлагается ко второму чтению рассмотреть вопрос об исключении уполномоченных организаций из перечня субъектов, которые вправе выдавать ипотечные займы. Совсем недавно начался эксперимент по установлению специального регулирования в части партнёрского финансирования. На сегодня 23 участника, и все они имеют определённое законом право на работу с маткапиталом и с этими ресурсами по 157-му федеральному закону. Не коснётся ли их это ограничение? Они все подконтрольны Банку России, конечно же. АКСАКОВ А. Г. Ситуации, о которых вы сказали, возникают тогда, когда нет подконтрольности Центральному банку. К сожалению, управляющие компании, которые выполняли миссию по отбору соответствующих клиентов, по распределению денег, были замечены в схемах, о которых я говорил в основном докладе, поэтому такое решение и предложено в этом законо . Что касается исламских финансов, я думаю, мы внимательно посмотрим. Вот недавно в Казани вместе с вами обсуждали вопрос об использовании материнского капитала и через этот механизм, чтобы граждане могли приобретать жильё. Я думаю, ко второму чтению мы можем внимательно посмотреть и, вполне возможно, найдём вариант решения вот этой задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", пункт 30. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 45 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.