Заседание № 221
25.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 610892-8 "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" (о правовом регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей в Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5815 по 5933 из 6557
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей". Докладывает Сергей Николаевич Рябухин, сенатор Российской Федерации. РЯБУХИН С. Н., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект парламентский, внесён и разработан депутатами и сенаторами Российской Федерации при активном участии профильных министерств, в том числе Минпромторга. Необходимость разработки законопроекта обусловлена отсутствием единого, комплексного регулирования оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, в результате чего метанол попадает в потребление не по назначению, по этой причине ежегодно погибает около тысячи наших сограждан, и это только по официальной статистике, латентная, к сожалению, похоже, не учитывается. Законопроектом вводится соответствующий понятийный аппарат, устанавливаются требования к обороту метанола. Основное требование - нельзя совершать какие-либо действия с метанолом без включения в реестр лиц, осуществляющих оборот метанола. Вводится запрет на розничную продажу метанола. По сути, появляется дополнительная регламентация всех стадий оборота метанола, особенно это касается необходимости нового вида федерального государственного контроля. Мы надеемся, что ко второму чтению законопроекта совместными усилиями удастся предусмотреть нормы о таком государственном контроле за оборотом метанола, который защитит здоровье наших граждан и при этом не затруднит работу предприятий отечественной промышленности. Хочу также отметить, что нами уже подготовлены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые мы в ближайшее время направим для получения отзыва в Правительство Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. С содокладом выступает Владимир Викторович Павлов. ПАВЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет разделяет позицию авторов законопроекта о необходимости единого, комплексного регулирования, исключающего бесконтрольный оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей. Комитет концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем мы обращаем внимание на следующее и просим дополнительно проработать предмет его регулирования и понятийный аппарат. Первое - понятие оборота. В соответствии с наименованием законопроекта предметом регулирования является оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей. При этом в понятие "оборот" включены в том числе этапы производства и переработки, что, по мнению комитета, является некорректным и требует доработки ко второму чтению. Такие этапы, как переработка, ввоз и вывоз из РФ, ни в каких положениях законопроекта больше не упоминаются и не фигурируют, что порождает неоднозначность понимания возможности реализации этих видов деятельности. Также комитет отмечает, что в представленном законопроекте определение "оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей" не включает безвозмездную передачу права собственности на указанные виды продукции, которая, следовательно, может осуществляться без соблюдения требований к обороту метанола, метанолсодержащей продукции. Этим могут воспользоваться недобросовестные участники рынка. Второе. Абзацем пятым части 4 статьи 3 законопроекта установлено, что одним из критериев включения юрлица или ИП является "наличие договора на осуществление поставок метанола и метанолсодержащих жидкостей...". В то же время из части 2 статьи 4 следует, что такие договоры являются ничтожными до включения сведений о его сторонах в реестр. Представляется возможным закрепить прямые нормы относительно сроков рассмотрения уведомления об осуществлении деятельности по обороту метанола, исчерпывающего перечня оснований для отказа в таком включении, перечня оснований для исключения из реестра, а также указать, с какого момента организациям и ИП разрешено осуществлять такую деятельность. Третье - предмет. Комитет считает необходимым дополнительно проработать вопросы, касающиеся предмета регулирования законопроекта. Так, метанолсодержащими жидкостями признаются жидкости с содержанием метанола более 1 грамма на дециметр кубический. При этом по требованию ГОСТ содержание метанола в компоненте бензина (метил-трет-бутиловый эфир) может составлять 1 процент. Четвёртое. Комитет обращает внимание, что законопроект призван обеспечить в правовом поле систему комплексного регулирования оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, которая позволит исключить бесконтрольный оборот и выбытие такой продукции во владение неустановленных лиц, в том числе граждан. Однако положения законопроекта не в полной мере позволяют достичь поставленных целей ввиду отсутствия механизма прослеживаемости такой продукции на всех этапах её жизненного цикла. Отсутствие в законопроекте положений о госконтроле и надзоре, по мнению комитета, ещё больше усугубляет несистемность и непоследовательность предлагаемого регулирования. Вместе с тем с учётом изложенного комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении сегодня, коллеги, с учётом существенной доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 03 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.