Заседание № 229
25.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 610819-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части установления особенностей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4377 по 4618 из 6244
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Доклад Ольги Михайловны Германовой. ГЕРМАНОВА О. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В Российской Федерации ежедневно проводится огромное количество зрелищных мероприятий в виде концертных, театральных, цирковых представлений, выставок произведений искусства, показов музейных предметов, музейных коллекций, ну и иных видов культурных ценностей. Такие мероприятия могут проводиться как в помещениях, так и на открытых площадках, и их могут проводить индивидуальные предприниматели, работники культуры, физические, юридические лица и общественные некоммерческие организации. Кстати сказать, таких некоммерческих организаций у нас в Российской Федерации зарегистрировано свыше 130 тысяч. Ежедневно проводится от 1 тысячи до 3 тысяч мероприятий. Особую значимость приобретает принятие организатором зрелищного мероприятия комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан. В настоящее время законодательством Российской Федерации уже предусмотрены меры, направленные на обеспечение безопасности, общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий. Федеральным законом "О полиции" на полицию возложена обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах. Федеральным законом "О противодействии терроризму" установлены основные принципы противодействия терроризму. Постановлением правительства № 176 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов культуры, ну, вы знаете, у нас есть антитеррористические паспорта. Постановлением правительства № 272 утверждены требования к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей. Постановлением правительства № 1479 утверждены меры противопожарного режима. То есть в законодательстве меры имеются, но вместе с тем существуют нормы, которые необходимо законодательно урегулировать. Так, например, на практике нет однозначного толкования терминов "место проведения зрелищного мероприятия" и "организатор зрелищного мероприятия", нет нормативно закреплённых прав и обязанностей организаторов зрелищных мероприятий. По этой причине законопроектом предлагается дополнить "Основы законодательства... о культуре" новой статьёй 52-2, в которую мы собираемся внести понятие обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия, обязанности организаторов и посетителей зрелищных мероприятий, а также комплекс мер, позволяющих на практике обеспечить безопасное посещение зрелищных мероприятий. В частности, в этой статье предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать правила обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий. Обязательство по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности предлагается считать существенным условием договора, который заключается между организатором зрелищного мероприятия и собственником места проведения зрелищных мероприятий. Также устанавливаются требования к месту проведения зрелищного мероприятия: такое место должно иметь специальную инфраструктуру и техническое оснащение, которое необходимо для обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении зрелищного мероприятия. Одной из проблем, связанных с обеспечением безопасности мероприятий, является недостаточное информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поэтому предлагается установить обязанность организатора зрелищного мероприятия не позднее чем за 30 дней до начала мероприятия уведомлять эти органы о тематике, месте, дате, времени его проведения, о планируемом количестве его участников и незамедлительно уведомлять об изменении информации. Организатор зрелищного мероприятия наделяется правом определения условий и порядка проведения зрелищного мероприятия, а также правом в целях обеспечения общественного порядка и безопасности приостанавливать, прекращать такое мероприятие или изменять время его проведения. Кроме того, организатор зрелищного мероприятия и собственник места проведения зрелищного мероприятия вправе устанавливать дополнительные требования к поведению посетителей. Законопроектом мы также - я уже говорила об этом - определяем термины "место проведения зрелищного мероприятия" и "организатор зрелищного мероприятия". Уважаемые коллеги, это концепция законопроекта, он не очень-то простой, но я прошу поддержать концепцию законопроекта, и ко второму чтению мы будем дорабатывать его с учётом ваших предложений, которые, я надеюсь, сегодня поступят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Анатольевича Соловьёва. Пожалуйста. СОЛОВЬЁВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ольга Михайловна достаточно подробно изложила концепцию, содержание данного законопроекта. Комитет поддерживает данную концепцию и признаёт необходимость принятия комплекса мер, направленных на полноценное обеспечение безопасности граждан во время проведения зрелищных мероприятий. Вместе с тем у комитета имеется несколько замечаний, которые необходимо учесть ко второму чтению. Так, комитет предлагает рассмотреть возможность дифференциации требований к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в зависимости от вида зрелищного мероприятия, формата его проведения, вида деятельности организации культуры. Необходимо отразить в законопроекте случаи, когда организаторами зрелищного мероприятия являются несколько лиц, а также когда собственник, владелец, пользователь места проведения зрелищного мероприятия сам является организатором такого мероприятия. По мнению комитета, механизм уведомления не позднее чем за 30 дней о проведении мероприятия не учитывает особенностей деятельности отдельных организаций культуры, организующих и проводящих несколько зрелищных мероприятий ежедневно. Комитет считает целесообразным во избежание неоднозначного толкования правовой нормы и дублирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления конкретизировать механизмы взаимодействия с ними организаторов мероприятия. Кроме того, комитет полагает целесообразным осуществлять подготовку законопроекта к рассмотрению во втором чтении одновременно с проектами готовящихся нормативных правовых актов. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект, концепция законопроекта также поддержана Комитетом по безопасности и противодействию коррупции. И Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемая Ольга Михайловна, в законопроекте, который вы представили, и в законе, в который вносятся изменения, нет указания на количество человек - участников зрелищного мероприятия. Вот три человека пришли на концерт - это уже зрелищное мероприятие? На ваш взгляд, с какого количества участников начинается вот это зрелищное мероприятие, на которое будут распространяться эти требования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Германовой включите микрофон. ГЕРМАНОВА О. М. Уважаемые коллеги, действительно, мы в законе не отражаем количество, этому есть несколько причин. Во-первых, будет категорийность в порядке, который разработает правительство. И вот в части категорийности предусматривается, допустим, с точки зрения антитеррористической безопасности, что от 500 человек - это первая категория, вторая категория - до 500 человек и менее 50 - это третья категория. То есть мы обязательно отработаем ко второму чтению вопросы категорийности, они будут отражены в порядке, который разработает правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемая Ольга Михайловна, у меня вопрос по поводу места проведения. Несмотря на то что, вот вы сказали, будут паспорта антитеррористической защищённости, меры противопожарного режима, все мы были свидетелями, что материалы, из которых строятся данные объекты, да подчас и вот те документы, о которых вы сказали, не соответствуют нормативам. Не считаете ли вы нужным создание определённого реестра под руководством уполномоченного органа, который будет определён правительством, для того чтобы с учётом категорийности, о которой тоже вы сказали, все нормативы были соблюдены в том здании, где будет проводиться вот данное зрелищное мероприятие? Таким образом мы обезопасим граждан России от ситуаций, аналогичных той, что случилась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Германовой включите микрофон. ГЕРМАНОВА О. М. Дело в том, что сегодня уже существуют положения... Допустим, вот вы говорите, что не из тех материалов, - существует положение о мерах пожарной безопасности, там все эти моменты прописаны. Работает комиссия по приёмке зданий, сооружений, где будут проводиться мероприятия. Мы же вводим определение места проведения, что такое место проведения зрелищного мероприятия, и там тоже прописаны уже условия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Михайловна, безусловно, очень нужный и очень важный закон, совершенно очевидно для всех нас, особенно после событий в "Крокус Сити Холле", и утверждение правил, конечно, идея очень хорошая. Но вот, с вашей точки зрения, какая форма контроля была бы наиболее эффективной? И на каком уровне - на федеральном, региональном, муниципальном? Вот сегодня СМИ, посмотрите, пестрят заголовками - везде очень неприятная новость о том, что пострадавшие как раз там, в "Крокус Сити Холле", не получат компенсации, могут остаться без компенсации, потому что так заявили в пресс-службе "Ингосстраха", который страховал объект, а риск теракта не был включён клиентом в этот договор. Вот ответьте, в случае принятия закона планируется ли внесение изменений, которые возлагали бы на организатора мероприятия обязанность по страхованию объекта и зрителей зрелищного мероприятия от трагедии, подобной произошедшей в "Крокус Сити Холле"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Германовой включите микрофон. ГЕРМАНОВА О. М. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Действительно, будет прописываться в договоре, что безопасность - это существенное условие договора, и на организатора будет возлагаться ответственность за безопасность, потому что обязательно нужно конкретное лицо, которое отвечает за проведение мероприятия, отвечает за безопасность находящихся там людей. А вот по страхованию - я думаю, ко второму чтению этот вопрос нам с вами совместно, наверное, надо отработать. Совершенно правильный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемая Ольга Михайловна, у меня следующий вопрос. Вот в законопроекте, в пояснительной записке у вас акцентируется внимание на правилах поведения посетителей зрелищного мероприятия. Ну, в частности, посетители зрелищного мероприятия обязаны соблюдать правила поведения посетителей зрелищного мероприятия, утверждённые правительством. Дальше, организатор вправе установить дополнительные требования к поведению посетителей. Вот у меня вопрос: а правила поведения артистов на сцене перед зрителями в период массового мероприятия вы не планируете урегулировать данным законом? Ведь зачастую их поведение может спровоцировать и скандал, и конфликт, и драку, как вот совсем недавно поведение на сцене... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Германовой включите микрофон. ГЕРМАНОВА О. М. Евгений Евгеньевич, спасибо, что подняли эту тему. Тема поведения артистов поднималась неоднократно, мы и на заседаниях комитета её обсуждали, но это не предмет этого законопроекта, хотя есть смысл, может быть, рассмотреть этот вопрос. В законопроекте сказано, что организатор имеет право вводить дополнительные требования к поведению зрителей, - возможно, добавим и артистов, то есть такое право организатору можем, наверное, дать. В подзаконном акте, скорее всего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 04 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принят единогласно в первом чтении.