Заседание № 30
О проекте федерального закона № 60995-5 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся сроков введения упрощённой процедуры получения потерпевшими страховой выплаты).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 26 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Александра Павловича Коваля. Пожалуйста, включите микрофон. КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, данным проектом предлагается перенести срок вступления в силу нормы действующего закона о том, что потерпевшему предоставляется право обратиться в ту страховую компанию, с которой у него заключён договор страхования ответственности, при попадании его в ДТП. Также предлагается перенести срок вступления в силу нормы законопроекта, которая устанавливает, что в случае ДТП оба участника ДТП могут оформлять документы без привлечения сотрудников ГАИ. С чем это связано? Дело в том, что до сегодняшнего дня отсутствует единый методический документ, необходимый для проведения независимой технической экспертизы транспортных средств и определения стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, не создана автоматизированная система, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, о страховых случаях, о транспортных средствах и о лицах, допущенных к управлению этими транспортными средствами, а также до сих пор не ведётся реестр экспертов-техников. Всё это, вместе взятое, не позволяет ввести нормы этого закона с 1 июля текущего года, и мы просим перенести их введение на 1 марта 2009 года. Надо отметить, что перечисленные вопросы находятся в ведении министерств и ведомств, которые до настоящего времени не издали методики, не создали информационной системы, в связи с чем и происходит такой сбой. К тексту законопроекта поправок не поступило, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний к нему нет. Комитет по финансовому рынку просит принять данный законопроект во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Уважаемые депутаты, поправок ни рекомендуемых к принятию, ни рекомендуемых к отклонению комитет не имеет. Ставлю на голосование законопроект "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 26 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принято. Проект федерального закона мы приняли во втором чтении, потому что поправок не было. Объявляется "час голосования". Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" выносится на голосование в третьем чтении. Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 21 мин. 35 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 29
О проекте федерального закона № 60995-5 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся сроков введения упрощённой процедуры получения потерпевшими страховой выплаты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Александра Павловича Коваля. Пожалуйста, Александр Павлович. КОВАЛЬ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В соответствии с действующими нормами Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с 1 июля 2008 года потерпевшему предоставляется право при наличии соответствующих условий обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым у него заключён договор страхования ответственности, а с 1 декабря 2008 года потерпевший может при определённых условиях оформить документы о ДТП без участия сотрудников милиции. Законопроектом предлагается перенести сроки вступления в силу данных норм федерального закона на 1 марта 2009 года. С чем это связано? Реализация указанных норм страхового законодательства требует создания федеральными органами исполнительной власти адекватной принятым положениям инфраструктуры, но до сих пор не решён ряд существенных для реализации закона вопросов. Согласно пункту 7 статьи 12 закона правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждены ещё далеко не все нормативные методические документы, необходимые для проведения независимой технической экспертизы транспортных средств. Фактически не ведётся государственный реестр экспертов-техников. Отсутствие единой методической основы при определении стоимости восстановительного ремонта и размера подлежащих возмещению убытков приводит к возникновению многочисленных конфликтных ситуаций, споров между страхователями и страховщиками, экспертами-техниками, эти споры часто решаются в судах. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 федерального закона должна быть создана автоматизированная информационная система, содержащая сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, о лицах, допущенных к управлению транспортным средством. Однако постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" было принято только по истечении пяти лет со дня принятия федерального закона, и до сих пор автоматизированная информационная система не создана. С учётом социальной значимости обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, массовости этого вида страхования нерешённость указанных вопросов может привести к дискредитации самой идеи упрощения процедуры получения потерпевшими страховых выплат и к существенному нарушению прав потерпевших при возмещении вреда вследствие дорожно-транспортных происшествий. Поэтому в законопроекте, представляемом вашему вниманию, и предлагается скорректировать сроки введения упрощённой процедуры получения потерпевшими страховой выплаты. Законопроект прошёл необходимые экспертизы, и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Коллеги, есть ли вопросы к Александру Павловичу? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Павлович, большинство депутатов по определению выражают всё-таки интересы автомобилистов - тех, кто заинтересован в получении этой услуги. Разработали хороший закон, приняли, который упрощает, делает более доступной возможность воспользоваться вот этими страховками, а теперь откладываем на определённый срок введение в действие этого закона, очень важного, как вы сами сказали, социально значимого. А где гарантия, что в названный срок все необходимые действия будут предприняты, будут приняты все необходимые решения? Не есть ли это просто попытка со стороны страхового сообщества постепенно так замотать этот закон, чтобы он и не вступил в действие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте нам. КОВАЛЬ А. П. Спасибо за вопрос, Анатолий Евгеньевич. Я должен сказать, что ещё три года назад сами страховщики выходили с инициативой введения прямого регулирования в добровольном порядке, но тогда по ряду причин не получилось это сделать. Должен также сказать, что не далее как сегодня утром мы проводили совещание в Комитете по финансовому рынку со всеми заинтересованными ведомствами, я не буду их перечислять, посвящённое тому, каким образом осуществить эти меры и подготовить необходимые документы, создать необходимые инфраструктуры. Представители всех министерств и ведомств, там были также и представители союза автостраховщиков, заверили нас в том, что к указанной дате, то есть к 1 марта 2009 года, и вся необходимая инфраструктура, и все необходимые положения, документы, методические рекомендации, реестры будут подготовлены и введены в действие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, закон об ОСАГО касается десятков миллионов граждан, и они вправе ожидать, что государство озаботится их интересами и сделает всё, чтобы облегчить участь тех, кто попал в дорожно-транспортное происшествие. К сожалению, вся история с принятием и реализацией закона об ОСАГО говорит о другом. Вопросы вызывает и рассматриваемый законопроект. Зададим себе и отчасти представителям правительства по крайней мере три вопроса. Первое. Почему мы сейчас переносим введение в действие нормы закона, внесённой поправкой в действующий закон об ОСАГО только 1 декабря 2007 года? Ещё полгода только прошло с тех пор, когда было решено, что с 1 июля пострадавший имеет право на прямое возмещение ущерба. Второе. Почему правительство не нашло возможности за шесть лет с момента принятия закона об ОСАГО выполнить возложенную на него обязанность, о которой здесь Александр Павлович Коваль говорил, - выработать правила проведения независимой экспертизы, методики, утвердить реестр экспертов-техников? Первые приказы подписывал в том числе председатель нашей Думы Борис Вячеславович Грызлов, когда ещё был в должности министра внутренних дел. Абсолютно неясно, что же так сильно помешало. И последнее, наконец. Почему мы сейчас фактически выгораживаем исполнительную власть, когда из всех наших документов убираем оценку её деятельности, а точнее, бездеятельности по реализации норм закона об ОСАГО? Что в этой связи можно сказать? Инфраструктура действительно не создана, методик нет. На заседании Комитета по финансовому рынку эксперты говорили, что в западных странах введение такой практики потребовало многих лет, и нет никаких оснований рассчитывать, что у нас всё это заработает даже через год. Встаёт вопрос, каков же у нас уровень подготовки законопроектов в финансовой сфере, если мы то, что утверждали всего полгода назад, вынуждены сейчас пересматривать? Это, к сожалению, далеко не единичный пример, это общая практика и тенденция. Правительству, конечно, близки интересы крупных страховых компаний, а вот то, что миллионы наших людей смотрят на обязательное страхование автогражданской ответственности как на узаконенные поборы, - это их оставляет абсолютно равнодушными, иначе за шесть лет всё-таки нашлись бы силы, которые взяли бы на себя ответственность за то, чтобы собрать автостраховщиков, собрать экспертов и выработать какую-то методику оценки ущерба. На данный момент, судя по тому что мы слышали на заседании комитета, ничего подобного не создано. А вот вопрос, почему выгораживают правительство, он отчасти риторический. У нас, к сожалению, не правительство партийное, а правящая партия, то есть доминирующая в парламенте, она правительственная. И пока мы так будем относиться к принятым нами законам, толку не будет. К сожалению, это, опять же говорю, далеко не единственный пример. У нас действует с 2006 года норма в законе о страховании об обязательной аттестации актуариев. Министерство финансов игнорирует эту действующую норму, уже два года игнорирует, но абсолютно никакой реакции со стороны Государственной Думы нет просто потому, что фактически они диктуют нам, как себя вести. На заседании комитета мы единодушно, единогласно поддержали этот законопроект, потому что действительно выхода из ситуации нет, но при условии, что одновременно будет дана оценка деятельности правительства, вернее, бездеятельности правительства. Сейчас мы видим, что всё это разделено вопреки тому, о чём мы договорились на заседании комитета. То есть мы сейчас принимаем законопроект, а когда-то потом будем обсуждать, что же стало причиной такого плачевного положения. Вот в такой ситуации мы не можем голосовать за данный законопроект, это неправильная практика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У Александра Павловича Коваля есть что сказать в заключение? КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Борис Сергеевич, уважаемые коллеги! Да, я должен сказать, что само по себе введение прямого регулирования и так называемого европейского протокола, то есть оформление дорожно-транспортных происшествий без сотрудников милиции - это и организационно, и технически весьма сложный процесс. И когда мы задумывались о том, вводить это или не вводить, и брали за основу опыт Франции, то мы понимали, что Франции понадобилось для этого тридцать лет. Надо сказать, что в Германии до сих пор не введены это самое прямое регулирование и этот самый европейский протокол. Мы, может быть, не учли все обстоятельства, но я должен сказать в ответ на тот вопрос, что мы действительно в комитете договаривались об обращении в адрес правительства, но сегодня с утра... Ведь мы понимали, что нам важен не сам факт обращения, а решение проблемы. И сегодня с утра, когда мы собрались в комитете и пригласили все заинтересованные министерства и ведомства, мы договорились об алгоритме действий и о том, как быстро и продуктивно решить эти проблемы, и такие решения будут приняты. Мы договорились о том, что будет проведено совещание у вице-премьера, министра финансов Кудрина Алексея Леонидовича по этим проблемам в самое ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Логинов Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое, Любовь Константиновна. Мы действительно проводили сегодня совещание в комитете по этому вопросу, присутствовали Минфин, Минтранс, представители страховщиков. И по сути дела, острота ситуации оказалась очевидной в том смысле, что действия, которые необходимо предпринимать, должны предприниматься не столько правительством, сколько сообществом страховых компаний. Дело в том, что методики проведения независимой технической экспертизы транспортного средства существуют, они рассматривались соответствующими структурами при Минтрансе, при Минюсте, при МВД России и при Объединении транспортных экспертов, и, по сути дела, все эти методики... Просто надо понять, а какой следующий шаг? Методики существуют, страховщики оценивают, те или иные оценщики используют ту или иную методику, но следует вопрос: государство должно в обязательном порядке утвердить одну из этих методик или это должно быть решение самого экспертного сообщества? Во всех странах мира этот порядок определяют сами оценщики с участием страховых компаний, государство предоставляет для этого и финансирует все необходимые методологические разработки. Это всё было проведено. Поэтому мы договорились о достаточно простом шаге, и можно сказать, что обсуждение этого законопроекта явилось толчком к этому, хотя мне, как и вам, абсолютно непонятно, почему он не был сделан четыре года назад. Сообщество автостраховщиков вместе с представителями Минтранса... Даже Минтранс в данном случае просто акцептирует ту методику, которую страховщики будут считать наиболее подходящей и приемлемой. При этом, поверьте, ни одна из этих методик не будет окончательной. Окончательное решение о справедливости оценки того или иного ущерба вправе выносить только суд, а методики просто будут приняты. И не надо полагать, что из-за этих методик всё становится колом, работа реальная продолжается. Та же самая ситуация с информационной системой. Да, со значительной, большой задержкой, практически с пятилетней, только в 2007 году было принято постановление о мерах по созданию автоматизированной информационной системы. К сожалению, а может и к счастью, за эти пять лет в информационной отрасли такие серьёзнейшие технологические изменения произошли, что та концепция, которая сейчас утверждена, - она предусматривает разработку и введение в действие этой системы к 2010 году, - качественно и принципиально отличается от того, что предлагалось авторами законопроекта, когда они его вносили. Идею, которую вкладывали в эту информационную систему при принятии закона несколько лет назад, сегодня достаточно легко реализовать, как нам на совещании сообщили, с помощью портала в Интернете, на котором будут просто обмениваться информацией страховые компании. И таким образом можно поддерживать эту систему, технологические средства это уже позволяют. Опять же возникает вопрос, а насколько долго государство должно выполнять эти задачи для страховых компаний на бюджетные деньги, на деньги тех же налогоплательщиков, которые являются автолюбителями? Вот в чём тонкость этого вопроса, он действительно достаточно сложный. Каждая из сторон, каждый участник процесса проделал достаточно сложный, непростой путь, и мы все находимся на какой-то... остались последние, можно сказать, метры этой дистанции. И сейчас говорить, что всё не получается по вине какого-то одного участника процесса, например, кто-то скажет, у нас несознательные автолюбители, кто-то скажет, у нас неисполнительное правительство, кто-то скажет, у нас очень корыстолюбивые автостраховщики, - это будет абсолютное искажение реальной сути процесса. Поэтому мы предлагаем поддержать законопроект и благодарны комитету за поставленный вопрос. Мы готовы поддержать то обращение, которое палата предполагает принять в связи с этим вопросом в адрес правительства, и ответить на него по Регламенту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На голосование ставится законопроект, который мы только что с вами обсудили. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 06 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 29 чел.6,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принято.