Заседание № 228
О проекте федерального закона № 609801-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, рассматривается 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста, Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Все необходимые процедуры пройдены. Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 9-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 58 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 609801-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития; принят в первом чтении 21 февраля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Денис Борисович Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 21 февраля текущего года. К законопроекту поступило 22 поправки. Комитет рекомендует принять поправки, включённые в таблицу № 1. В случае принятия законопроекта во втором чтении прошу вас рассмотреть возможность принять закон 18 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 13 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 40 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 03 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 39 чел.8,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет просит поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 18-е число. Нет возражений? Принимается.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 609801-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Михайлович Волков. Пожалуйста. ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Основной целью законопроекта является совершенствование ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития. На стадии предварительного рассмотрения данного законопроекта в Государственной Думе часто задавали вопрос об итогах такой деятельности ТОРов на Дальнем Востоке, поэтому я позволю себе несколько слов сказать об этом. Напомню, что первые ТОРы были созданы в 2015 году. Сейчас на территории Дальнего Востока 18 территорий опережающего развития, средний возраст этих 18 ТОРов на сегодняшний момент порядка двух лет. Тем не менее уже сейчас виден эффект от их деятельности, что подтверждает правильность выбранного пути для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности на территории Дальнего Востока. Так, резидентами этих 18 ТОРов стали 335 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Резидентами фактически на данный момент осуществлено инвестиций на сумму 217,7 миллиарда рублей, введено в эксплуатацию на сегодняшний момент 82 новых производства, производственных предприятия, создано 13,6 тысячи рабочих мест. Резидентами ТОРов в течение всей деятельности с момента начала инвестиций уплачено налогов и страховых сборов на сумму 17,8 миллиарда рублей и 11,4 миллиарда рублей таможенных платежей. Соотношение частных инвестиций и бюджетных инвестиций при создании объектов инфраструктуры у нас 13 к 1, то есть на 1 бюджетный рубль привлечено 13 частных рублей. Индекс промышленного производства на Дальнем Востоке в 2018 году составил 104,4 процента - это приблизительно на полтора процента выше среднероссийского уровня. Теперь об основных решениях законопроекта, который сейчас на рассмотрении. Одной из основных новелл является распространение преференциального режима территорий опережающего развития на части поверхностных водных объектов, это делается для реализации проектов резидентов на водных участках. При этом я хочу подчеркнуть, что все правила, касающиеся выделения таких участков и другого регулирования вопросов водопользования, будут соответствовать водному законодательству, без каких-либо изъятий. Ещё одной важной новеллой законопроекта является то, что муниципалитеты помимо предусмотренных форм финансирования... Я напомню, что если регион или муниципалитет решает о софинансировании деятельности ТОРов, то должен внести свою долю в уставный капитал дочернего предприятия управляющей компании. Сейчас мы расширяем эту возможность, и они теперь могут самостоятельно осуществлять мероприятия, связанные с инфраструктурой ТОРов. Законопроектом также предусмотрено сокращение максимальных сроков, на которые могут быть продлены плановые проверки в отношении резидентов. Так, в соответствии с законопроектом в исключительных случаях проверки могут быть продлены для малых предприятий на 30 часов (сейчас это 10 рабочих дней) и в отношении других резидентов - на 15 рабочих дней, то есть разница в пять дней с действующей редакцией закона о территориях опережающего развития. Это важная мера, потому что это позволит предприятиям более быстро выходить на нормальный уровень работы, облегчит их жизнь и исключит административное давление. В рамках работы над законопроектом был высказан ряд замечаний по каким-то положениям - мы открыты к работе, надеюсь, что удастся учесть все пожелания и все мнения. На этом позвольте завершить. Прошу одобрить законопроект, принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Денис Борисович Кравченко от Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Когда определённая территория получает статус территории опережающего социально-экономического развития, это трансформирует её привычный образ жизни: появляются новые бизнес-проекты, создаются новые рабочие места, приходят инвестиции - и территория оживает. Мы хотим, чтобы таких примеров становилось всё больше. Закрепление возможности включения в состав ТОСЭР частей поверхностных водных объектов позволит повысить инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации, расширит возможности для осуществления деятельности, связанной с использованием водных объектов, например строительства гидротехнических сооружений, рекреационной деятельности и так далее. Предлагаемые положения позволят повысить ответственность сторон, обеспечить стабильность и эффективное развитие. При этом комитет отмечает, что предлагаемая законом процедура подачи заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ТОСЭР нуждается в дополнении и более чётком указании на необходимость использования заявителем части поверхностного водного объекта в своей деятельности. Кроме того, представляется необходимым при заключении соглашений о создании ТОСЭР предусмотреть подробную процедуру унификации документов о стратегическом планировании всех уровней вследствие создания такой территории, а также приведение положений законопроекта в соответствие нормам Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Отдельно комитет отмечает важность закрепления за правительством полномочий по утверждению методики оценки эффективности функционирования ТОСЭР, так как это позволит объективно анализировать динамику развития данных территорий и формировать благоприятные условия для привлечения инвестиций. С учётом изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Балыбердин Алексей Владимирович. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к Павлу Михайловичу. Павел Михайлович, мы с вами это обсуждали в комитете. На закон № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития..." опирается программа по развитию монопрофильных муниципальных образований, моногородов, на площадке экспертного совета, который организован у нас при комитете, неоднократно звучало мнение о том, чтобы приравнять в своих правах и преференциях ТОСЭР на Дальнем Востоке к ТОСЭР, которые организуются в моногородах. Всё-таки ответьте на вопрос: распространяются ли ваши новеллы на ТОСЭР в моногородах? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопрос. Напрямую законопроект этого не касается. У нас есть отдельные поручения правительства, по которым мы сейчас работаем, продумываем механизм, как ТОРы в моногородах могли бы получить возможность применять полноценный режим территорий опережающего развития, он будет несколько позже реализован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Павел Михайлович, вы начали с цифр - хотелось бы узнать, обладаете ли вы такой цифрой: считали ли вы выпадающие доходы бюджетов всех уровней, начиная от муниципального и заканчивая краевым, областным уровнем? Почему я спрашиваю? Потому что, когда говорится о чистых прибылях проекта, это всё понятно, но мы знаем, что у местного бюджета практически два больших именно местных источника поступлений, и земельный налог является одним из важнейших. Соответственно, понятно, что местные бюджеты так или иначе теряют. Кроме того, сотрудники чаще всё-таки приезжие, а не местные (ну опять же я говорю про Дальний Восток, не знаю, как с другими ТОРами, я говорю про Дальний Восток, где я с этим сталкиваюсь), соответственно, и резиденты тоже, и в связи с этим бюджеты тоже теряют. Плюс краевые бюджеты, областные бюджеты часто несут большие затраты на инфраструктуру, причём она даже не к городам, а именно к ТОРам проводится. На это тоже идут затраты, которые, ну, понятно, по-русски говоря, отбиваются, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да? ВОЛКОВ П. М. Да, спасибо. Андрей Валерьевич, я прямо сейчас вам не смогу ответить по цифрам, потому что у меня данных о выпадающих доходах... Такую оценку мы произведём и дадим, я имею в виду оценку того, если бы эти предприятия работали в режиме общей системы налогообложения. Но тот вопрос, который вы задали, подводит к основному вопросу: а были бы эти предприятия, если бы не было этого режима? В данном случае я считаю, что, когда мы создаём лучшие условия для ведения деятельности, надо говорить о том, что мы сейчас им даём льготы, для того чтобы они реализовали свои проекты, и через десять лет - это максимальный срок действия льготы - они перейдут на общий режим налогообложения, и та налоговая система, которая будет действовать через десять лет, будет применяться к этим предприятиям полностью, поэтому в полном объёме начнут собираться все налоги и сборы, а сейчас они и так немалые, поверьте мне. И может быть, этого ничего не было бы на Дальнем Востоке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Когогина Альфия Гумаровна. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Михайлович, одно из положений законопроекта - изменение методики оценки эффективности функционирования ТОСЭР. Я хотела бы знать, есть ли проект изменённой методики и в чём эти изменения? Конкретизируйте, пожалуйста. ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Альфия Гумаровна, за ваш вопрос. В законопроекте говорится об обязанности правительства утвердить такую методику. Фактически мы сейчас обсуждаем законопроект, а методика сейчас проходит согласование, она уже внесена министерством и находится в правительстве на высокой стадии готовности, поэтому я сейчас не буду говорить о ней, мы все её увидим в скором времени, и она как раз будет позволять оценивать эффективность деятельности ТОРов по соответствующим показателям эффективности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Павлу Михайловичу. Павел Михайлович, вот данным законопроектом вы разрешаете инвесторам осуществлять водозабор, а это понятие растяжимое: с одной стороны, можно из Байкала выкачивать огромное количество пресной воды, с другой стороны, можно обеспечивать посёлок водопроводной водой. Вы разрешаете строить гидросооружения - это может быть причал для маломерного судна, а может быть гидроэлектростанция сибирская. Вы также в законопроекте предлагаете принуждать муниципальные образования и субъекты Российской Федерации создавать социальную инфраструктуру, между тем льготы по налогам у ТОРов огромные и выпадающие доходы будут довольно значительные. Где регионы возьмут деньги, если вы их начнёте принуждать создавать инфраструктуру? Денег, в общем-то, нет. Ну и также вы этим законопроектом снижаете качество проверок, вы даже сокращаете их продолжительность, продление этих проверок с 10 дней до 30 часов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 секунд добавьте. АРЕФЬЕВ Н. В. Вот скажите, пожалуйста, с какой целью это делается и не будет ли негативных последствий от принятия такого закона? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Я позволю себе начать с последнего вашего вопроса. Не будет никаких негативных последствий. Почему? Что касается водопользования, я специально подчеркнул в своём выступлении, что режим, который мы предлагаем, ни в коем случае не затрагивает и никаким образом не влияет на полноту норм водного законодательства, которые распространяются на этого резидента. Никакая норма водного законодательства не упрощается в отношении резидента и не модифицируется, весь пласт действующих норм, включая и экологические, применяется. Получить участок для забора воды или для других целей он может только в общем порядке, а реализовывать свой проект - вы правильно сказали: у нас предоставляются значительные льготы - он может уже в режиме, который облегчает ему реализацию этого проекта с точки зрения условий ведения бизнеса. Ничего негативного здесь никоим образом не происходит. Следующий маленький комментарий, который позволю себе дать, касается трат муниципалитетов на строительство инфраструктуры. Ни в коем случае никакая норма закона - ни действующая, ни предлагаемая - не понуждает их к каким-то чрезмерным тратам. Всем известно состояние бюджетов муниципалитетов на Дальнем Востоке, они маленькие. Если есть возможность, то они это могут делать, а если нет возможности... Более того, это делается тогда, когда они могут эту инфраструктуру использовать в обоюдных целях и зарабатывать на этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, в Забайкальском крае, как в новом субъекте Дальневосточного федерального округа, также очень активно обсуждается тематика включения забайкальской территории в ТОСЭР. Вот, на ваш взгляд, реально ли включение нашего Забайкальского края с 2020 года в территорию опережающего развития? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Николай Васильевич, за ваш вопрос. У нас есть план по присоединению, по так называемой адаптации Республики Бурятия и Забайкальского края к тем новеллам, которые у нас приняты в законодательстве в отношении развития Дальнего Востока, план реализуется пока по намеченным датам. Я знаю, что сейчас на территории Забайкальского края намечено создание одной территории опережающего развития, и это будет реализовано. Так что сейчас уже такая работа ведётся, для этого больше никаких законодательных инициатив не нужно, всё находится в стадии технических и административных решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. У вас в пояснительной написано всё-таки "ТОР", а не "ТОСЭР" - что-то вы тут терминологию меняете на ходу. Вот я понимаю, что дальневосточный форум был специально организован как раз для стимулирования этого вопроса, и я, по несчастью, читаю итоги, смотрю, что там происходит. Вот по итогам каждого дальневосточного форума провозглашается, что на 2,5-3 триллиона заключены договоры, - что, ещё не начата работа по реализации договорённостей или в чём проблема, почему столь разнятся ваши цифры и те, которые назвали на дальневосточном форуме? И нельзя ли получить перечень вот этих 92 предприятий, которые якобы под эгидой ТОРов уже созданы, чтобы можно было соизмерить? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Обязательно представим вам полный перечень. Вопрос, который касается разницы между объявленными итогами Восточного экономического форума в части заключённых соглашений, их суммы, и итогами деятельности ТОРов, заключается не только в том, что это... Дело в том, что создание территорий опережающего развития - это только одна из мер поддержки развития Дальнего Востока. Я напомню, что таких мер достаточно много, включая и строительство инфраструктуры за счёт бюджета, и создание свободного порта Владивосток, и региональные инвестиционные проекты, и другие меры поддержки, которые приняты и действуют у нас в целях развития Дальнего Востока и не только. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич, а вы что-то не записались, хотя руку поднимали. Ну, по ведению хотя бы нажмите. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. Выступление от фракции. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, хотелось бы всё-таки начать с того, как нужно оценивать заявленные цифры. Резидентов ТОРов по осени, то есть, по сути, только через десять лет считают (просто соратники уже говорили о цифрах). Во-первых, нужно различать новые предприятия, которые действительно образованы благодаря этому режиму, и предприятия, которые уже существовали и просто вошли в этот режим, потому что увидели в нём какую-то выгоду. И во-вторых, нужно всё-таки понимать, что не все бизнесмены будут находиться в особом режиме до конца, а кто-то не планирует потом возвращаться на обычную базу. Так, Павел Михайлович, если помните, мы с вами говорили на заседании комитета про стоянку в городе Владивостоке. Есть микрорайон во Владивостоке, который строили для военных, живут там не только военные, соответственно жители ставили на стоянку свои автомобили. Потом пришли предприимчивые люди, стали автомобили подвергать физическому воздействию, а после разговаривать с хозяевами и объяснять, что теперь здесь платная парковка - платите деньги. Владельцы автомобилей отказывались платить, потому что эта территория прямо рядом с их домом. Потом, не знаю, те же это были люди или другие, они стали резидентом, в данном случае резидентом свободного порта Владивосток, и теперь там платная парковка и я бы не сказал, что она как-то оборудована, что привлечены какие-то инвестиции, просто на том же самом участке появился резидент. Я считаю, что здесь надо подумать не о сокращении сроков проверок, не о каких-то новых преференциях, а как раз о проверках тех резидентов, которые сейчас воспользуются какими-то льготами, а потом в обычном порядке работать не будут, то есть не будут создавать рабочие места, не будут платить деньги в бюджет. Ведь если пробежаться по резидентам, то таких историй... Дело в том, что стать резидентом сейчас достаточно легко. Мы уже это обсуждали, и я уже рассказывал, что есть юридические компании, все их знают, которые могут сделать кого угодно, любой бизнес резидентом. Поэтому имеющиеся цифры, я думаю, нужно оценивать с учётом неких коэффициентов, некоторых поправок, отражающих, как это происходит в реальности. Далее. Если мы на эту тему говорим, понятно, что ситуаций очень много. Я сейчас приведу конкретный пример, мой любимый, который я и на заседании комитета приводил, и постоянно про него говорю, я о предприятиях рядом с городом Спасск-Дальним. Там в ТОРе развели свиней в большом количестве, и сразу для многих фермеров края стало неприбыльно работать в этом секторе. Некоторые хитрые фермеры стали покупать свиней у свинокомплексов "Приморский бекон" и "Мерси Трейд", работающих в ТОРе, выдавать их за своих и продавать как фермерских. Потом, как мы знаем, началась эпидемия ящура. То есть здесь стоит вопрос влияния ТОРов: это и выпадающие доходы, это и для малого и среднего бизнеса часто некие минусы, и всё это, я думаю, надо анализировать. Следующее. Мы говорим про проверки. Мне хотелось бы сказать, что проверки тоже нужны. Почему? Вернёмся к моему любимому ТОРу. Сначала не обрабатывались должным образом экскременты, сбрасываемые рядом с городом Спасск-Дальним, при этом проведение проверок было затруднено, потому что там действует режим ТОР. Потом началась эпидемия ящура, я уже рассказывал про неё, когда гибли десятки тысяч свиней. У местного населения, у краевых депутатов были вопросы к тому, как будет проводиться забой, потому что это десятки тысяч голов, это кровь, соответственно возникает вопрос, как потом будет проводиться утилизация, по Интернету гуляли видео, как туда свозят покрышки, что наводило на мысли, что будут просто сжигать, а не работать крематором. Вот в этом плане проверки нужны. Кроме того, мы же понимаем, как устроен - ну, давайте по-бытовому, по-простому говорить - круговорот проверок в природе, как это на земле происходит. Если проверяющий орган, который часто ориентируется на количественные показатели, не пойдёт проверять большой бизнес, за большой бизнес всегда есть кому постоять, не пойдёт к резиденту, за которого тоже есть кому постоять, то куда он пойдёт? Правильно, он пойдёт проверять малый и средний бизнес, ведь контролирующий орган всё равно куда-то пойдет с проверкой, ему нужно выполнять количественные показатели так или иначе. Поэтому я думаю, что проверки нужны. Ещё мы говорим о водных объектах, с которыми теперь будут происходить разные манипуляции. Хотелось бы привести один пример просто для понимания ситуации. В своё время, когда я был депутатом в Думе города Владивостока, я разбирал конкретно этот эпизод, по нему было обращение, и я встречался и с одной, и со второй стороной. В чём суть? Был яхт-клуб, там занимались дети. Ну, понятно, что можно было по-разному оценивать его деятельность, я этого делать не буду, перейду к сути. У них был участок, а, как мы знаем, акватория не может быть в аренде, регулярно проводился соответствующий конкурс в Хабаровске. Версия владельцев яхт-клуба: приехали люди, сказали, что, дескать, вы следующий аукцион на право заключения договора водопользования не выиграете, здесь будут другие люди, аукцион мы так или иначе выиграем либо сорвём. Что произошло? Действительно, те люди, которые это говорили, аукцион выиграли, соответственно они приехали и объяснили владельцам яхт-клуба: вы яхты, лодки и всё остальное из воды доставайте, потому что вода теперь наша, земельный участок - да, ваш, исторически ваш, но вода теперь наша, так что извините. Есть ведь и рыбоводные участки, и мы понимаем, что, например, вход в реку... То есть какие-то люди занимаются рыбоводством, предположим, у них завод, и здесь возможны такие же конфликтные ситуации, когда кто-то, резидент ТОРа, возьмёт участки, мешающие тем, кто, соответственно, не входит в число резидентов ТОРа. Возможно возникновение и такой ситуации, когда количество резидентов ТОРа резко увеличится: просто людям придут некие "письма счастья" с намёком, мол, тут у вас образуется ТОР, поэтому вступайте в ТОР. Хотя на самом деле до этого по каким-то причинам, в связи с условиями ведения их бизнеса, люди в ТОР не вступали. Здесь такая практика, которая, я думаю, заслуживает внимания, подробного разбора на конкретных примерах, и нужно регулирующее воздействие так или иначе оценивать, потому что всё, что связано с водой, может тоже привести к таким последствиям, может быть, даже вплоть до... Как вот парковку создали, парковку для яхт кто-то создаст, поработает в рамках ТОРа, например, а потом в обычном режиме работать не будет. Ну, это я уже фантазирую. В общем, вопросов много, поэтому фракция ЛДПР пока поддерживать данный законопроект не будет, хотя в принципе любые льготы для Дальнего Востока нужны, их нужно больше, и мы их всегда поддерживаем, всегда предлагаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна, с места. Включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, территория опережающего развития - это уникальный формат помощи, организации деятельности, стимулирования новых инвестиционных вложений, который применяется сегодня на Дальнем Востоке. Эта форма, конечно, уникальна, а потому она во многом и экспериментальная. Опыт, который мы нарабатываем, фактически даёт основания тому, чтобы сегодня правительством предлагались дополнения и изменения в закон. Это практика, которая действительно не имеет аналогов, и в этих поправках мы видим, с одной стороны, необходимость расширения возможности создания ТОРов, но, с другой стороны, и меры ограничения, которые, безусловно, подсказала сама жизнь. И здесь дело не в том, что сейчас мы решаем вопрос каких-то кардинальных изменений, мы делаем уточнения, уточнения, которые существенно необходимы, для того чтобы не было как раз злоупотреблений и ситуаций, когда нет реальных инвестиционных вложений, чтобы не было так называемых мнимых ТОРов, но вместе с тем создавались новые возможности. Почему? Потому что предпринимательской инициативе, возможности для молодёжи на территории Дальнего Востока видеть применение своих творческих сил в сфере предпринимательства тоже помогают территории опережающего развития. И конечно, практика, которую нарабатывает сегодня Дальний Восток, в дальнейшем, возможно, будет интересна и для других стратегических прорывных проектов. Но что можно с полной уверенностью сказать уже сегодня - это то, что создание формата территорий опережающего развития стало серьёзным стимулом к тому, чтобы во всех субъектах Дальневосточного федерального округа бизнес-сообщества, которые внутри, в своём кругу обсуждали в том числе вопросы практической реализации тех законодательных и правовых стимулов, которые мы с вами создаём, и взаимодействовали с органами исполнительной власти, для того чтобы было всё-таки создано максимальное количество новых объектов, реальных рабочих мест и появились прямые инвестиционные вложения. Кстати говоря, и для парламентского контроля здесь есть место, потому что депутаты, избранные от дальневосточных территорий, наверняка проводят встречи с предпринимательским сообществом и работают с региональными органами власти, для того чтобы формат реализации ТОРов был, с одной стороны, максимально доступен, а с другой стороны, максимально обеспечивал решение стратегических задач по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока. Полагаю, что инициатива правильная и заслуживает поддержки. А наша задача - продолжить работу по правоприменению и мониторингу исполнения закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Когогина Альфия Гумаровна, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КОГОГИНА А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, так как последовательно занимается формированием законодательства для развития наших регионов, а инструмент ТОСЭР - это один из инструментов для такого развития. Данным законопроектом мы создаём прорывные условия для развития аквакультуры и расширяем в буквальном смысле границы семи ТОСЭР, находящихся в Дальневосточном федеральном округе, включая туда и водные объекты. Помните, в день открытия весенней сессии Вячеслав Викторович ориентировал нас на то, чтобы мы больше внимания уделяли анализу правоприменения, своевременно корректируя законодательство? Предлагаемые сегодня новеллы и есть результат этой работы. Совершенно логично, что, если в процессе правоприменения обнажились изъяны действующих ТОСЭР, то систему нужно донастраивать. Мы будем и дальше работать в этом направлении, формируя законодательную базу для привлечения инвестиций в Дальневосточный регион и создания новых рабочих мест. Уважаемые коллеги, каждый из нас, наверное, вспомнит такой момент на торжестве, когда тостующий, или выступающий, говорит, что хочет поздравить от большого коллектива и от себя лично. Вот сейчас моё выступление было от большего коллектива, от фракции, а от себя лично я хочу порадоваться за дальневосточников, потому что у них есть такое деятельное министерство и полпред. Жалко, что у моногородов нет своего министерства - министерства развития моногородов. На Дальнем Востоке проживает 7,6 миллиона человек, а в моногородах больше 13 миллионов человек. Моногорода тоже нуждаются в донастройке законодательства и в приземлении нацпроектов на эти территории. Используя эту трибуну, я просила бы Минэкономразвития быть активнее и эффективнее в вопросах анализа правоприменения инструмента ТОСЭР в отношении развития моногородов. В моногородах инструмент ТОСЭР также один из ключевых механизмов поддержки. И в рамках 473-го закона мы давно просим Минэкономразвития проработать возможность получения статуса резидента не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, возможность реализации инвестпроектов на территориях смежных муниципальных образований, если они являются частью единого производственного процесса, возможность сохранения льгот организациями, получившими статус резидента территории опережающего развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, по истечении трёхлетнего срока со дня создания ТОСЭР, и другие. Коллеги, вопросы у нас есть и это нормально, но главное, что наша фракция готова ежедневно на постоянной основе работать вместе с правительством над решением этих вопросов, и, голосуя сегодня за, мы демонстрируем свою позицию. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна. Арефьев Николай Васильевич, выступление от фракции КПРФ, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Иван Иванович, у меня не сработала кнопка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступайте. Мы видели вашу руку. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, на инвестиционном форуме в Сочи, который прошёл совсем недавно, премьер-министр Медведев сказал, что у нас создано два специальных экономических района - на Дальнем Востоке и в Калининграде - и если будет замечена эффективная работа этих двух районов, то мы распространим этот опыт на всю Россию, то есть офшором станет вся Российская Федерация. У нас одна за другой открываются особые экономические зоны, и мы часто вносим здесь поправки. У нас очень эффективно работает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", и сейчас здесь сказали, что это очень эффективная форма экономического хозяйствования. Ну так давайте эту форму распространим на всю Россию, на всю её территорию, на всю экономику, и мы заработаем так же, как на Дальнем Востоке, почему же мы этого не делаем? Почему делаем для одних, а для других не делаем - пусть кувыркаются как хотят?.. Ведь у нас вот этот закон, о территориях опережающего развития, распространяется на так называемых резидентов, а резидент может быть и отечественный, и зарубежный. Вот у нас недавно появился "очень хороший" резидент - Соединённые Штаты Америки, - который приватизировал нашу алюминиевую промышленность, "очень хороший" резидент! Давайте создадим ему все условия вот по ТОРу, я посмотрю, что у нас получится, - там, где американцы залезли в нашу экономику, уже ничего не шевелится, там уже ничего нет! Когда принимаем вот такие законы, мы должны думать, как будем предоставлять такие преференции иностранным инвесторам, они пока ещё для нашей экономики не сделали ровным счётом ничего положительного. Вот у меня законопроект два года лежит в моём родном комитете, по социально-экономической политике, тоже о ТОРах: почему-то его рассмотрение переносится из года в год. Его внесли в повестку дня недавно, он был 68-м, потом он стал 82-м, а сейчас его в повестке дня вообще нет, а вот этот законопроект выпрыгнул совсем недавно, и уже начинается, уже на первые слушания вынесли - что за метаморфоза такая? Давайте разберёмся, я не зря задал вопрос. У нас говорят, что мы отдаём водные участки для использования в качестве территорий опережающего развития и они будут работать в точном соответствии с Водным кодексом. Ну поднимите Водный кодекс! В законопроекте написано, что этот самый резидент в ТОРах имеет право на водозабор и на строительство гидросооружений, но одно дело - построить причал, а другое дело - построить гидроэлектростанцию, а там ничего такого нет, и мы на сегодняшний день открываем дверь иностранным инвесторам вот таким положением в законе. У нас говорят, что мы не принуждаем наши муниципалитеты и области строить инфраструктуру. Ну как же, как раз в законе и прописано, что мы ужесточаем требования в договоре между резидентом и нашими областными и районными управлениями, чтобы они строили инфраструктуру. Вы должны знать сам принцип закона о территориях опережающего развития: по решению правительства резиденту отдаётся территория, которая законом не ограничена, на 70 лет, имейте в виду! А если она попадает к иностранному инвестору? Три поколения сменится, пока закончится договор, 70 лет! При этом инвестор не платит большинство налогов. Мы ему строим всю инфраструктуру, а он по истечении срока договора имеет право распорядиться созданным имуществом по своему усмотрению - тогда зачем мы называем это территориями опережающего развития, ведь он распорядится созданным богатством по своему усмотрению: продаст, сломает, уничтожит, что угодно сделает, какой тогда смысл в этих территориях опережающего развития? Да никакого смысла! Мало того, вводим положение о сокращении срока проведения проверок, то есть даже продлевать время проверки нельзя. Сократили срок до 10 часов для микробизнеса, для малого бизнеса - до 30 часов, для среднего бизнеса - до 15 дней. А почему мы уходим от контроля? Контроль нужен везде, в том числе на территориях опережающего развития. Ведь они работают в особом правовом режиме. Откройте этот закон, посмотрите, какие преференции предоставляются резидентам - они и так там великолепно себя чувствуют, так почему мы ещё и контроль снимаем? Там же все контролирующие органы работают, должны проверять деятельность этих ТОРов, а мы этим вот законом либерализуем даже проверочную деятельность. Я хотел бы отметить одно: не надо слишком широко раскрывать двери перед иностранными инвесторами, и, когда мы даём преференции своим инвесторам, надо думать, что на их место могут прийти иностранные инвесторы, которые не пожалеют нас, - они приходят к нам не для того, чтобы развивать Россию, а для того, чтобы её уничтожить. И то, как они это делают, мы рассматривали, когда рассматривали итоги приватизации: все предприятия, которые попали под иностранные инвестиции, давно уже почили в бозе. Фракция КПРФ голосовать за такой закон не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Павел Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ВОЛКОВ П. М. Иван Иванович, буквально несколько слов. Я хотел бы поблагодарить депутатов за состоявшуюся дискуссию - не только здесь, но и на площадках комитетов, - поблагодарить Ирину Анатольевну, Альфию Гумаровну за слова про развитие Дальнего Востока. Хотел бы сказать, что мне жаль, что нам не удалось убедить пока фракции ЛДПР и КПРФ проголосовать на этой стадии за законопроект, но мне хочется верить, что последующие наши действия по законопроекту увеличат число сторонников данного законопроекта, и мы примем закон единогласно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Денис Борисович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 51 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 35 чел.7,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.