Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 609507-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу извещения получателя судебного уведомления через сайт оператора российской государственной почтовой сети и (или) портал государственных услуг Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5950 по 6152 из 7078
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский     
процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Валерий Карлович       
Гартунг.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, законопроект,     
который мы сейчас предлагаем рассмотреть, примерно на ту же тему, которую мы    
только что обсуждали, - речь идёт об уведомлении граждан о том, что в           
отношении их ведётся какое-то судебное разбирательство и затрагиваются их       
права. Действующий порядок уведомления граждан следующий: если по почте         
уведомлен человек, но почтовое отправление им не было получено, то, для того    
чтобы избегать злоупотребления гражданами, скажем так, своим правом защиты,     
когда граждане умышленно не получают... (Шум в зале.)                           
                                                                                
Коллеги, потише, пожалуйста! Потом разберётесь.                                 
                                                                                
Сделайте замечание коллегам.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, действительно потише.                            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Вот в фойе можете выйти поговорить.                               
                                                                                
Действительно, часто граждане умышленно не получают почтовые отправления,       
чтобы потом в суде сказать, мол, мы не получали уведомление, поэтому просим     
перенести заседание или отменить судебное решение. Для того чтобы не было у     
недобросовестных граждан возможности такой уловки и чтобы не нарушались права   
добросовестных граждан, мы предлагаем дополнить перечень обязанностей служб     
почтовой связи, а также перечень способов доставки судебного уведомления        
таким способом, как использование портала госуслуг. То есть, если гражданин     
по каким-то причинам не может постоянно находиться по месту регистрации (ну,    
например, уехал в отпуск, не знаю, оказался в больнице, ещё где-то), он может   
зарегистрироваться на портале госуслуг и удалённо получать всю информацию,      
которая в его адрес приходит, в том числе и судебные уведомления. Мне           
кажется, это вполне нормально. Таким образом, судебное уведомление будет        
считаться доставленным, даже если по почте оно не было доставлено, но           
гражданин зарегистрирован на портале госуслуг, то есть у него возможность       
альтернативная появляется. Если гражданин не зарегистрировался на портале       
госуслуг, он такую возможность для себя не открыл, соответственно, на него      
это не будет распространяться. Мы предлагаем дать гражданам такую возможность   
- вот, собственно, и всё.                                                       
                                                                                
Почему так происходит? Да потому, что часто граждане просто не уведомлены о     
том, что проходит какое-то судебное заседание, на котором рассматривается       
какое-то ограничение их прав, в том числе какие-то финансовые взыскания в       
отношении этих граждан. Потом гражданам приходится обжаловать всю эту           
процедуру, втягиваться в судебные разбирательства, а в итоге и государство на   
это много денег тратит, и гражданин вынужден тратить время и деньги, чтобы      
доказывать очевидные вещи. Для того чтобы избежать этой процедуры, мы           
предлагаем альтернативный способ извещения. Всё очень просто.                   
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству   
выступает Николай Гаврилович Брыкин.                                            
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Валерий      
Карлович! Как вы правильно сказали, данный законопроект связан с предыдущим.    
Я уже обращал внимание, докладывая по предыдущему вопросу повестки, что в       
законодательстве закреплено достаточно большое количество способов              
уведомления участников процесса, они имеют важный, объединяющий их признак -    
обязательная документальная фиксация фактов отправки и получения уведомления    
адресатом. Вот речь о чём идёт сегодня, и я на это хочу обратить внимание.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Предлагаемый проект федерального закона и способ направления            
судебного уведомления не предполагают возможности фиксации факта получения      
адресатом судебных извещений. При этом процессуальное законодательство          
связывает с фактом наличия уведомления участников достаточно большое            
количество последствий, вплоть до рассмотрения дела в отсутствие участника.     
Тогда о каком доступе к правосудию мы можем говорить? Таким образом, без        
документальной фиксации могут быть нарушены права граждан Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Также считаю необходимым отметить следующее. На граждан не может быть           
возложена обязанность постоянно проверять личные кабинеты и электронную почту   
на наличие уведомлений, да и техническая возможность доступа в Интернет,        
скажем честно, бывает у людей не всегда.                                        
                                                                                
В свою очередь, для цели отслеживания судебных дел по Интернету уже             
предусмотрена возможность создания в системе автоматизации судопроизводства     
личного кабинета, который предполагает возможность получения извещения и иных   
документов в электронном виде, при этом создание такого кабинета - дело         
добровольное, а предложенная авторами форма уведомления предполагает            
обязательный характер без возможности отказа от неё.                            
                                                                                
Ну и я думаю, что вы согласитесь, что в таком варианте, который предлагается,   
Комитет по государственному строительству и законодательству поддержать         
данный проект федерального закона не может.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, я вижу две руки от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - вам придётся       
определиться.                                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич и Драпеко Елена Григорьевна - кто будет выступать?        
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
Приготовиться Даниилу Владимировичу Бессарабову.                                
                                                                                
Пожалуйста, Елена Григорьевна.                                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотела сказать,     
что критика в адрес законопроекта не очень справедлива.                         
                                                                                
Сегодня почта доставляет почтовые отправления, и если в течение семи дней оно   
не было получено, то оно считается полученным, вот это уведомление. Такая       
история произошла лично со мной: до меня не дошло налоговое уведомление на      
сумму 400 рублей, через два года на меня налоговая подала в суд, этот самый     
суд, значит, мировой суд меня осудил, судебные приставы взыскали с меня 400     
рублей, сняв их с моей банковской карты, - а я ничего этого не знала,           
поскольку я нахожусь здесь, в Москве, а зарегистрирована в Петербурге. И        
получается, что я ничего не знала, потом мне пришло уведомление, и во время     
выборной кампании я узнаю, что я оштрафована, я бегу плачу 400 рублей,          
прибегаю к судебным приставам. Они падают в обморок, говорят: что вы            
наделали, мы же теперь не сможем вам эти 400 рублей вернуть, мы с вас уже их    
взыскали! О том, что они их с меня взыскали, как вы понимаете, я тоже не        
догадалась, потому что сумма абсолютно несущественная. Поэтому я считаю, что    
урегулировать вот этот вопрос - о доставлении гражданам информации и о          
подтверждении того, что граждане знают, что с них взыскиваются суммы, -         
необходимо.                                                                     
                                                                                
Я считаю, что Валерий Карлович предложил в принципе альтернативный способ       
доставки информации до граждан, такой же, какой и сегодня применяется, но       
только при помощи почты, что в принципе не освобождает нас от необходимости     
следить за тем, чтобы граждане всё-таки знали о том, что они подвергаются       
какому-то административному наказанию.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна.                               
                                                                                
Бессарабов Даниил Владимирович, пожалуйста.                                     
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, в современном        
технологическом мире необходимо учитывать изменения, которые направлены на      
обеспечение доступности информации, - подобные новшества, электронные способы   
общения, конечно, не должны обходить и судебную систему. Предложения,           
прозвучавшие сегодня от коллег, в этом смысле заслуживают внимания и            
изучения. Я даже не исключаю, что со временем и при условии глубокой            
доработки подобные способы извещения лиц, участвующих в деле, как               
вспомогательный механизм могут найти закрепление в законе, но не сейчас и не    
в предложенной редакции.                                                        
                                                                                
Про существенные правовые препятствия уже много было сказано моими коллегами    
по комитету, а мне хотелось бы обратить внимание на другой аспект. В силу       
статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство в России           
осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, этот же         
принцип находит дальнейшее закрепление в нормах ГПК России. В чём его суть?     
Стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы, заявлять     
требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также       
осуществлять иные действия для защиты своих прав. Яркой иллюстрацией принципа   
состязательности является установленное правило доказывания, в соответствии с   
которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства,     
на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. При    
этом задача суда - быть арбитром и создавать условия, чтобы лица, участвующие   
в деле, могли реализовывать свои права. А теперь представим себе, что лицо,     
участвующее в деле, к примеру ответчик, не получило судебную повестку и не      
извещено о времени и месте рассмотрения дела, о сути претензии, не имело        
возможности ознакомиться с материалами дела, - вся эта правовая конструкция и   
гарантия, установленная Конституцией, превращаются в фарс, в игру в одни        
ворота, и мы себе этого позволить не можем. В то же самое время суть            
претензий к рассматриваемому законопроекту состоит в том, что он создаёт        
подобные риски для людей. Вот при таких рисках поддержать законопроект          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может.                                               
                                                                                
Просим отклонить.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               50 чел.11,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     50 чел.                                          
Не голосовало                 400 чел.88,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.