Заседание № 231
О проекте федерального закона № 609452-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Доклад Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Из самого названия этого законопроекта, такого длинного, понятно, какие изменения вносятся в Бюджетный кодекс в части государственного (муниципального) долга Российской Федерации. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, юридико-технических и лингвостилистических замечаний нет. Комитет просит Думу принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам? Нет. Ставится на голосование 5-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 25 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 609452-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (принят в первом чтении 21 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ко второму чтению к законопроекту поступило 74 поправки, из них 39 рекомендуются к принятию, 26 - к отклонению (большинство из них нашли своё отражение, учтены в другой редакции в других поправках), 9 поправок были сняты в процессе рассмотрения Комитетом по бюджету и налогам. Надо сказать, что среди поправок, рекомендованных к принятию, есть поправка, которой вводится новое определение понятия денежных обязательств перед публично-правовым образованием. Другой поправкой для всех бюджетов бюджетной системы определяется новый источник финансирования дефицита бюджетов - кредиты иностранных банков в валюте Российской Федерации. Учтено предложение регионов в части расчёта предельных значений показателей долговой устойчивости субъекта не учитывать сумму платежей, которая направлялась на досрочное погашение долговых обязательств. И, что очень важно, коллеги, нам удалось убедить правительство отсрочить вступление в силу нормы, которая вводит новое ограничение, ужесточает ограничение по расходам на обслуживание государственного долга: в действующем законодательстве эти расходы могут составлять 15 процентов общего объёма доходов, а в новой редакции - 10 процентов. Вячеслав Викторович, я хочу обратить внимание на то, что у нас по бюджетной обеспеченности десятикратная разница между регионами, поэтому сейчас задача... Когда мы вносили поправки в главу, касающуюся совершенствования межбюджетных отношений, и рассматривали главу, касающуюся государственного долга, мы как раз обращали внимание на эти проблемы и изучали их. И мы считаем, что, пока мы не решим вопрос по целому ряду регионов, у которых несбалансированные бюджеты, высокий уровень дефицита, высокий уровень долга и, соответственно, средств на его обслуживание, мы не можем эту норму внедрять, то есть мы не сможем её внедрить с 1 января 2020 года, поэтому мы предложили - и правительство с нами согласилось, - чтобы она была введена с 2021 года. Но за это время, за полтора года, мы должны принять все меры, чтобы у всех субъектов Российской Федерации получилось уложиться в новую десятипроцентную норму. Продлевается до 1 января 2025 года срок действия нормы о возможности превышения ограничений по госдолгу для тех муниципальных образований, на территории которых проводились международные спортивные соревнования, и увеличивается максимальный срок размещения субъектами временно свободных средств на депозитах банка с 6 до 12 месяцев. Принята масса других поправок, но я отметила то, что наиболее интересует депутатов, то, что мы можем довести до сведения регионов, поскольку все туда поедем. Комитет принял две таблицы поправок - рекомендованных к принятию и к отклонению, - просит проголосовать за них и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 2-й? Так, а есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 55 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Включите режим записи на вопросы по таблице № 2. Покажите список. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Иван Иванович, прошу вынести поправку 10 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 45 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к обсуждению поправки 10. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста. ЩАПОВ М. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Данной поправкой я предлагаю исключить одно из ограничений по обращению с госдолгом для регионов, которое вводится в законопроекте. Суть поправки в том, чтобы исключить из части 18 статьи 103 Бюджетного кодекса пункт 2. Правительство предлагает в качестве одного из условий размещения субъектами и муниципальными образованиями государственных ценных бумаг получение кредитного рейтинга не ниже уровня, который устанавливается правительством, от одного или нескольких рейтинговых агентств, перечень которых также определяется правительством. Эта норма создаёт избыточное регулирование там, где вполне работают обычные экономические законы: регионы и так заинтересованы в получении кредитного рейтинга, инвесторы и так ориентируются на этот рейтинг при покупке облигаций, они и так не будут покупать высокорисковые бумаги регионов с низким рейтингом. Предлагается лишить регионы права выбора, заменив вполне работающие экономические стимулы на законодательные. На мой взгляд, у регионов должна быть возможность выбора рейтингового агентства, они должны иметь право осуществить заём с любым рейтингом или вообще без рейтинга. Законопроект лишает их этого права, ставит муниципальные образования, субъекты в неравное положение, лишает их права выбора и ответственности за свои действия. Кроме того, данное условие является не только избыточным и ненужным, но и потенциально затратным для бюджетов, а также коррупционным. Во-первых, присвоение рейтинга стоит порядка 1 миллиона рублей. Не все субъекты и муниципальные образования могут позволить себе такие расходы, и мы не должны из-за этого лишать их возможности привлекать финансирование. Во-вторых, есть очевидный коррупционный фактор: обязанность получать рейтинг не ниже установленного уровня от определённых правительством рейтинговых агентств - это условие для коррупции, ведь всегда появятся желающие договориться о более высоком рейтинге. В связи с изложенным предлагаю принять данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета. Включите микрофон на трибуне. МАКСИМОВА Н. С. Мнение комитета - отклонить эту поправку, потому что на самом деле большинство участников рынка устанавливают лимиты на объём заимствования всё-таки в зависимости от того, какой рейтинг присвоен тому или иному муниципальному образованию или субъекту чаще всего. В ходе оценки уровня учитываются разные показатели: анализируются экономическая ситуация, состояние регионального бюджета, уровень долговой нагрузки (а мы вводим новые показатели по трём уровням долговой нагрузки), степень его зависимости от помощи федерального бюджета (для муниципальных образований - от помощи регионального бюджета). Мы считаем, что кредитный рейтинг как раз позволяет обеспечить возвратность средств, которые получают от кредитных организаций муниципальные образования или субъекты Российской Федерации, а мы знаем, что эта тема на самом деле очень болезненная: растут долги субъектов Российской Федерации, в том числе полученные банковские кредиты, и растут долги муниципальных образований - уже зашкаливают за 350 миллиардов рублей. Мы считаем, что эту поправку надо отклонить и сохранить существующую позицию, которая и сейчас, кстати говоря, работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 10 из таблицы поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 08 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 32 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотреть в третьем чтении законопроект завтра, 25 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 609452-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Сергея Анатольевича Сторчака. Пожалуйста. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, название которого только что зачитал Александр Дмитриевич, разработан во исполнение ряда поручений Президента Российской Федерации, которые содержались в его бюджетных посланиях и относятся к процессу совершенствования бюджетного законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также данный законопроект разработан во исполнение программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". В ходе подготовки законопроекта переработаны четыре главы Бюджетного кодекса, подготовлена новая глава, в общей сложности внесены изменения и уточнения в 36 статей действующего Бюджетного кодекса. Всего в процессе подготовки законопроекта были рассмотрены и внесены предложения по четырём большим блокам. С учётом этих блоков я и хотел бы доложить о содержательной стороне данного законопроекта. Прежде всего, речь идёт о консолидации бюджетного законодательства. Мы, исходя из двадцатилетнего опыта работы на финансовом рынке, на рынке ОФЗ, из опыта взаимодействия с бюджетными системами различных уровней, сумели предложить новые формулировки в действующее законодательство. Хочу особенно подчеркнуть то обстоятельство, что изменения носят в большей степени технический характер, чем финансово-политический, я сказал бы так. При этом сами изменения важны с точки зрения организации бюджетного процесса, организации процесса осуществления государственных и муниципальных заимствований и управления государственным и муниципальным долгом. В частности, мы пересмотрели и предложили лучшие, соответствующие современным требованиям, формулировки, определения, что такое государственный долг, что такое долговая устойчивость, что такое реструктуризация государственного (муниципального) долга, что такое государственный кредит на цели содействия международному развитию. В части модификации позиций, связанных с предоставлением государственных кредитов зарубежным заёмщикам, в поправках в Бюджетный кодекс предусматривается, что мы разработаем на основе этого закона специальную методологию и утвердим на уровне Правительства Российской Федерации порядок предоставления и условия предоставления государственных экспортных и государственных финансовых кредитов. В условиях постепенного увеличения масштабов использования государственных кредитов в целях поддержки национального экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости наличие устойчивой законодательной базы будет иметь самостоятельное значение. Поскольку в настоящее время, как вы знаете, над каждым проектом мы работаем индивидуально, условия очень часто являются бутиковыми, или конкретными, применительно к конкретному заёмщику - иногда это удобно, но при росте масштабов кредитования эти вещи будут блокировать сам процесс переговоров и разработки текста межгосударственных кредитных соглашений. Второй раздел связан с подведением итогов десятилетнего опыта использования государственных гарантий. В соответствующем разделе законопроекта по бюджетным поправкам содержится несколько новаций. Прежде всего, вводится обязательность проведения проверки финансового состояния принципала при получении им государственной гарантии. Во-вторых, вводится требование об удовлетворительном финансовом состоянии принципала в качестве условия получения такой гарантии или условия принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении такой гарантии. В-третьих, на законодательном уровне закрепляется требование, чтобы средства кредита, который был получен заёмщиком под государственную гарантию, использовались исключительно целевым образом. Нецелевое использование этих средств будет вести к аннулированию государственных гарантий, и теперь это будет не предметом переговоров между государством и бенефициаром, а предметом законодательного регулирования. В-четвёртых, также мы окончательно ставим точку в споре о солидарной и субсидиарной ответственности, предлагаем закрепить позицию о субсидиарной ответственности при использовании государственных гарантий. Эти новации касаются как уровня Федерации, так и уровня муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Важное значение в части этих поправок отводится также получению Правительством Российской Федерации права предоставлять государственные гарантии по кредитам, которые мы привлекаем в многосторонних банках развития. Тема актуальная в связи с активным участием Российской Федерации в заимствованиях по линии Нового банка развития (Банка развития БРИКС), также в перспективе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций - двух крупнейших институтов, созданных в последнее время при участии Российской Федерации. Большой раздел поправок связан с определением государственного долга и муниципального долга. В частности, большое внимание в законопроекте уделяется системе совершенствования показателей долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Мы предлагаем ввести три новых коэффициента, три новых показателя, на основе которых будут решаться соответствующие вопросы. Хочу особо подчеркнуть, речь идёт не об ужесточении регулирования заимствований субъектов Российской Федерации, скорее, речь идёт о том, что разработаны и внедряются меры превентивного характера, на основе которых субъекты, власти субъектов будут иметь возможность самостоятельно оценивать свою долговую устойчивость и при необходимости обращаться к федеральным органам с просьбами о соответствующей помощи, методологической прежде всего... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. СТОРЧАК С. А. В тех случаях, когда нужно будет долговую устойчивость приводить в соответствие с требованиями, которые мы разработали, будут формироваться специальные соглашения между Министерством финансов и субъектом. Будет существовать три группы субъектов в зависимости от уровня долговой устойчивости. Сразу скажу, что по состоянию на сегодняшний день из всего числа субъектов Российской Федерации имеется только четыре субъекта, которые в части долговой устойчивости по новым критериям можно считать неустойчивыми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет подробно рассматривал представленный правительством законопроект, потому что здесь затрагивается действительно очень много вопросов, самое главное, вопрос долговой нагрузки, долговой ситуации, особенно в региональных бюджетах. И нам с вами понятно, что в Бюджетном кодексе необходимо очень чётко отрегулировать все позиции, которые касаются регулирования государственного долга, регулирования государственных финансов, заимствований и так далее. Очень подробно рассматривался вопрос, и комитет в целом считает, что соответствующий законопроект можно поддержать, и не только наш Комитет по бюджету и налогам, но и Комитет по финансовому рынку, и Счётная палата, от многих субъектов Российской Федерации также поступили положительные отзывы в поддержку концепции этого законопроекта. Конечно, мы поддерживаем новые положения, внесённые правительством. Вводится единый подход к классификации государственного (муниципального) долга на внешний и внутренний долг для всех публично-правовых образований исходя из валюты долговых обязательств: под внутренним долгом предлагается понимать обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации; под внешним долгом - в иностранной валюте. Вводится такое понятие, как "бюджетный кредит в иностранной валюте". Вводится понятие "управление государственным долгом", которое и даёт понимание этого процесса - как он будет осуществляться на всех трёх уровнях, - и обеспечивает единство правоприменения по этому вопросу. Исходя из многолетней практики, о чём здесь уже говорил Сергей Анатольевич, при предоставлении государственных гарантий Российской Федерации предлагается в Бюджетном кодексе закрепить единые подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки тоже для всех уровней государственной и муниципальной власти. Надо сказать, что наряду с нормами, которые здесь предусмотрены исходя уже из многолетней правоприменительной практики, есть и другие позиции, которые меняют уже существующий, действующий порядок применения этих норм. В частности, вводятся в статье 107 Бюджетного кодекса новые требования к объёму расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации или муниципального долга. Согласно действующей норме доля объёма расходов на обслуживание государственного долга могла составлять 15 процентов от общего объёма расходов, утверждённого законом о бюджете субъекта или решением муниципального, местного органа власти, представительного органа власти; сейчас предлагается установить 10 процентов, то есть снижение порога на 5 процентов, это очень существенно. Годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которая по состоянию на 1 января очередного года учитывается, не должна превышать 20 процентов утверждённого законом субъекта или решением местного представительного органа, органа власти муниципального образования объёма налоговых и неналоговых доходов и дотаций, которые поступают из верхнего уровня бюджетной системы. Надо сказать, что, по отчёту за 2018 год, у нас этот порог в 20 процентов превышен по трём субъектам Российской Федерации, а это значит, что при условии такого снижения пороговых значений не все субъекты Российской Федерации смогут выдерживать установленные соответствующим законодательством нормы и нормативы, а это в свою очередь значит, что к ним будут применяться санкции. Поэтому мы хотим, прежде чем принимать эти нормативы по снижению пороговых значений по госдолгу и объёмам расходов на его обслуживание, всё-таки услышать от правительства - и комитет об этом говорил неоднократно - информацию о том, какие решения будут приниматься по тем субъектам, которые из-за своей слабой доходной базы, из-за запрета в Бюджетном кодексе осуществлять заимствования не смогут осуществлять даже первоочередные расходные полномочия, в том числе в части выплат зарплат, в части выполнения своих социальных полномочий. И кстати говоря, это положение актуально для многих регионов, которые в соответствии с новой версией Бюджетного кодекса относятся к низкой группе долговой устойчивости. Комитет обращает внимание и на то, что сохраняется действующая редакция статьи 130 Бюджетного кодекса, норма которой говорит о том, что если нарушаются условия статьи 107 Бюджетного кодекса - вот эти пороговые значения, о которых мы говорим, - то Министерство финансов и финансовые органы могут применять к нижестоящему уровню такую санкцию, как сокращение или замедление предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Надо сказать, что мы об этом говорили, и комитет считает, что при доработке этого законопроекта ко второму чтению необходимо исключить эту статью, поскольку в ноябре прошлого года было принято решение Государственным советом о персонификации ответственности за допущение нарушений Бюджетного кодекса. То есть была введена персональная ответственность, вместо того чтобы снижать трансферты и тем самым наказывать всё население, которое на этой территории находится, получает заработную плату, социальные выплаты и так далее. Коллеги, в заключениях наших комитетов - по бюджету и финансовому рынку - много предложений. Мы считаем, что законопроект нуждается в доработке ко второму чтению и его надо принять в первом чтении с учётом этого. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, вопрос вам. Скажите, пожалуйста, введённая классификация долговой устойчивости - я так и не смог понять из вашего выступления - вообще, повлияет на доступность кредитов для регионов? Это первый вопрос. И второй. Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию: допустим, у региона низкая долговая устойчивость, а у муниципального района - высокая. Каким образом тогда будет выглядеть доступ к кредитным ресурсам у муниципального района? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что доступность кредитных ресурсов зависит прежде всего от платёжеспособности. Те новации, которые мы предлагаем, связаны с созданием условий для аккуратного планирования заимствований на среднесрочную перспективу; это превентивные меры, это не меры, на основе которых кредиторы будут принимать решения о предоставлении или непредоставлении кредита. В данном случае мы в этом законопроекте делаем упор на то, что субъекты Российской Федерации основные заимствования будут осуществлять с помощью выпуска облигаций, поэтому спрос на облигации и соответственно продажа этих облигаций потенциальным инвесторам, или доступность как раз кредитных ресурсов, в меньшей степени будут зависеть от того, в какую группу входит конкретный заёмщик на конкретную дату, - это особенность этого законопроекта. Конечно, практика правоприменения может скорректировать такой мой вывод, но мы убеждены, что здесь ничего сверхъестественного не будет, это элемент превентивного управления, превентивной подготовки к возможным кризисам. Что касается ситуации, когда вышестоящий субъект имеет слабую долговую устойчивость, а муниципалитет высокую, здесь мы тоже не видим никаких особенностей с точки зрения решения практической задачи по привлечению ресурсов. Опять же всё будет зависеть от отношений заёмщика и тех инвесторов, которые будут покупать его облигации или предоставлять кредит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон включите, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Василий Юрьевич, зависимость от того, к какой группе долговой устойчивости относится субъект, безусловно, есть: если устойчивость высокая, то процедура по заимствованию, которое может себе позволить субъект, практически не регулируется ни на федеральном, ни на каком-то другом уровне; если устойчивость средняя или тем более низкая, то, конечно, здесь есть соглашение с Министерством финансов, есть пороговые значения, которые вводятся Бюджетным кодексом и которые не должны быть превышены субъектами. Безусловно, такая зависимость есть, и, конечно, субъекты должны стремиться к тому, чтобы повышать свою финансовую и долговую устойчивость, и тогда они будут иметь больший доступ и к кредитам, которые предоставляются банками, и к реструктурированным бюджетным кредитам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Сергею Анатольевичу: где можно ознакомиться с перечнем показателей долговой устойчивости - в записке этого нет - и как будет проводиться оценка состояния долговой устойчивости? СТОРЧАК С. А. В числе материалов, которые мы готовили к заседаниям комитетов, мы предоставляли специальную таблицу, она достаточно наглядная, и там видно, какие коэффициенты используются и какие субъекты Федерации попадают - повторю: потенциально - в конкретную группу. Если есть такая необходимость, мы дополнительно разошлём соответствующий материал в электронном виде или на бумажных носителях, он в принципе легко читается, легко анализируется, здесь никаких особенностей нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Сергей Анатольевич, по поводу государственных кредитов иностранным юридическим лицам. Насколько я понял из текста законопроекта, вводится запрет на выдачу государственных кредитов для юрлиц, а вы в своём выступлении сказали, что данным законопроектом правительству передаются полномочия по выработке условий, при которых данные кредиты будут выдаваться, - так всё-таки, для понимания, они выдаваться будут при каких-то условиях или мы запрещаем выдачу государственных кредитов иностранным юридическим лицам? СТОРЧАК С. А. Мы действительно запрещаем выдачу кредитов иностранным юридическим лицам по той простой причине, что просчитать их платёжеспособность как заёмщиков достаточно проблематично. Это как минимум первая причина. Вторая причина: мы считаем, что юридические лица, хозяйствующие субъекты имеют возможность кредитоваться на рынке или в банках. Что касается порядка предоставления государственных экспортных кредитов, всегда речь идёт о том, что кредит предоставляется от суверена суверену, от Правительства Российской Федерации правительству иностранного государства. Ну, для информации могу вам сказать, что в настоящее время у нас действует 25 межправительственных соглашений о предоставлении таких кредитов и эти кредиты играют существенную роль в поставках продукции машиностроения в зарубежные страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопросы докладчику: уважаемый Сергей Анатольевич, какие органы - регистр или реестродержатель - будут осуществлять контроль и непосредственно выпуск государственных ценных бумаг и появится ли необходимость представлять отчёт об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг в Банк России? СТОРЧАК С. А. В данном случае мы опираемся на самую либеральную, что ли, форму осуществления эмиссии и муниципальными структурами, и субъектами Российской Федерации собственных, государственных бумаг. В этом смысле законопроект, который мы рассматриваем, заменяет собой закон ещё 1998 года "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", реестродержателем по таким инструментам является НРД, но не Банк России. В данном случае процесс эмиссии осуществляется на более упрощённой, что ли, базе по сравнению с тем, как это предусмотрено для юридических лиц, выпуск бумаг которых регулируется законом "О рынке ценных бумаг": там при эмиссии предусматриваются проспект ценных бумаг, отчётность такая, сякая и так далее, что администрировать намного сложнее по сравнению с порядком, который действует применительно к выпускам федеральных и субфедеральных ценных бумаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Сергей Анатольевич, вот то, что, может быть, меньше стали говорить о внутреннем государственном долге регионов, не означает, что эта проблема перестаёт быть актуальной: долг как был более 2 триллионов, так он, собственно, и сохраняется; в муниципалитетах долг порядка 350 миллиардов, так он и сохраняется. Вот ужесточение правил получения кредитов... Мы понимаем, что бюджетных кредитов для регионов практически нет, осталась одна возможность - это коммерческие кредиты. Так вот, если мы сегодня на сайте Минюста видим более 60 полномочий, которые переданы регионам и не обеспечены финансами, как, вообще, они будут выполнять эти полномочия, если им абсолютно всё перекрыто: нет бюджетных кредитов, нельзя будет взять кредит коммерческий и нет достаточного финансового обеспечения их полномочий? СТОРЧАК С. А. Очень интересный вопрос, очень ёмкий. Перед тем как прийти в Государственную Думу, я специально поинтересовался текущей ситуацией по доходной части регионов, субъектов Российской Федерации. Данные на 1 мая показывают, что доходная часть сейчас находится в хорошем плюсе по сравнению с тем же периодом прошлого года, мне называли цифру до 20 процентов по ряду регионов, это первое. Второе, всё-таки у нас изменилась тенденция, за последние полгода задолженность субъектов сократилась, по-моему, - я могу чуть-чуть ошибиться - на 176 миллиардов рублей, это важная тенденция, и мы исходим из того, что она сохранится. Самое главное, у нас постепенно меняется структура заимствований - мы исходим из того, что количество банковских кредитов, как самого дорогого вида привлечения ресурсов для финансирования текущих расходов, будет уменьшаться, они будут замещаться выпуском облигаций. Плюс для регионов, которые попадут в третью группу (опять же, это счётная величина, это ни в коем случае не какие-то действия чиновников из министерства), мы всё-таки восстановим - по крайней мере, так в Министерстве финансов рассуждают - возможность привлечения дешёвых бюджетных кредитов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Коллеги, я как раз отметила в своём выступлении, что комитет обратился к правительству за разъяснением, каким образом те субъекты, которые не смогут осуществлять заимствования - просто потому, что у них уже превышены пороговые значения, - которые не смогут получать бюджетные кредиты (потому что, как вы знаете, бюджетный кредит у нас сейчас выдаётся только в течение года Федеральным казначейством на кассовые разрывы, а переступать за год они не могут), будут выходить из положения, балансировать свои бюджеты и исполнять социальные обязательства. Мы таких ответов от правительства ждём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, у меня, может, сложный вопрос, но вы и сложный законопроект представляете. Всё начинается с бюджетной обеспеченности - она разрывает единство России. Почему есть сверхбогатые? Газ добывают в половине страны, а налоги платят в Питере и в Москве, понимаете? Вот есть 184 переданных полномочия, о чём сказала Вера Анатольевна, есть неравномерность бюджетной обеспеченности, есть отмена бюджетных кредитов - может, вы всё-таки дадите нам справочку ко второму чтению, каков уровень задолженности муниципалитетов, субъектов? У нас по одной методике семь субъектов-доноров, по другой - девять, а всего субъектов-то 85. У нас ФНБ - 5 триллионов, а долги субъектов - больше 2 триллионов рублей. Может, давайте начнём с того, что выверку сделаем и разберёмся, почему бюджетная обеспеченность в двух соседних субъектах разная? (Микрофон отключён.) СТОРЧАК С. А. Вопрос действительно очень сложный, особенно с точки зрения бюджетной обеспеченности, поскольку сама категория зависит от многих факторов, а не только от того, что является предметом обсуждения при рассмотрении законопроекта. Что касается долговой нагрузки, данных по долговой нагрузке. Ежемесячно на 1-е число готовится такой документ, где прописана структура задолженности каждого субъекта и даётся итоговая балансовая величина. Мы - пожалуйста! - всегда готовы поделиться информацией и в целом, и по каждому отдельно взятому субъекту. Задачу я понял. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон включите, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, мы получили информацию по оперативной отчётности Счётной палаты, то есть там выверенные суммы госдолга, есть таблица по регионам и даже по муниципальным образованиям - заходите в СОЗД, где есть вся эта информация. Хочу сказать, что на 1 апреля госдолг действительно составил 2 триллиона 103 миллиарда рублей, есть некоторое сокращение по сравнению с началом года, было 2 триллиона 206 миллиардов. Тем не менее в отдельных регионах есть увеличение государственного долга. Информация есть - пожалуйста, обращайтесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Коллеги, прежде чем провести запись на выступления, хочу сказать, что у нас ещё сегодня два законопроекта, рассматриваемые по 118-й статье Регламента, и два проекта поручения Государственной Думы, которые мы тоже должны рассмотреть. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле нам сегодня представлен достаточно непростой законопроект. Правительством Российской Федерации на протяжении последних лет ведётся серьёзная работа по совершенствованию бюджетного законодательства, в том числе по внесению изменений в Бюджетный кодекс. Сегодня мы рассматриваем законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс, в его основные разделы. Это касается направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации. Достаточно серьёзные изменения, которые вносятся в Бюджетный кодекс, обозначили и докладчик по законопроекту, и Надежда Сергеевна. Данный законопроект разработан во исполнение послания президента. Ещё в 2015 году Владимиром Владимировичем Путиным была поставлена задача снизить долговую нагрузку регионов, и сегодня, конечно, ситуация достаточно серьёзно изменилась в субъектах Российской Федерации. За последние годы Правительством Российской Федерации приняты существенные меры по сокращению долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации, была проведена серьёзная реструктуризация бюджетных кредитов, высвобождены обязательства субъектов Российской Федерации на сумму около 430 миллиардов рублей. Правительством Российской Федерации достаточно серьёзно проводится политика по снижению коммерческого долга, то есть по уменьшению коммерческих заимствований, и об этом сегодня было сказано представителем правительства. Серьёзно меняется структура государственного долга - структура государственного долга меняется в пользу выпуска облигационных займов, которые сегодня несут меньшую нагрузку на обслуживание долговых обязательств. Вносимые законопроектом изменения позволят оптимизировать работу с государственным и муниципальным долгом, а также с государственными финансовыми активами. Расширяется перечень показателей, по которым осуществляется оценка долговой устойчивости регионов и муниципалитетов; изменяются пороговые значения долговой нагрузки, чтобы снизить её там, где она сегодня чрезмерна. Представитель правительства и Надежда Сергеевна обозначили, что имеется всё-таки положительная тенденция в части снижения государственного долга субъектов Российской Федерации. Мы, собственно говоря, на сайте можем увидеть всю динамику (по отчётным датам: 1 января 2019 года и 1 апреля), касающуюся государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ДАНЧИКОВА Г. И. Появляется также классификация регионов по группам риска. Это позволит не только получить сравнительную картину, но и сделать более гибкой систему контроля: те, у кого риски будут низкие, получат возможность не согласовывать свои программы заимствований, программы гарантий с органами вышестоящего уровня власти; тем, кто в группе высокого риска, конечно, придётся укреплять свою финансовую дисциплину. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, но, конечно, с учётом высказанных предложений ко второму чтению его необходимо будет доработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ремезков Александр Александрович. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, посвящённый регулированию одной из самых сложных сфер финансовой политики государства - сфере привлечения заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом, по сути, является очередным этапом подготовки новой редакции Бюджетного кодекса. Это позитивные и давно ожидаемые на местах новации, поэтому более 70 субъектов дали положительные отзывы, также данный законопроект поддержали Счётная палата и профильный комитет. Однако "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает недостаточно эффективными меры и механизмы, которые правительство принимает для реализации этих новаций, как и меры по снижению долговой нагрузки. Например, проблему, касающуюся сохранения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов, конечно же, нужно было решать гораздо раньше, когда объём госдолга субъектов и муниципалитетов в 2008 году составлял 561 миллиард рублей, а теперь, когда объём долгов к началу 2018 года достиг 2 триллионов 600 миллиардов рублей, что называется, сохранять уже как бы и нечего. Так что с учётом роста долговых обязательств эти меры уже не настолько эффективны и, наверное, даже, скорее всего, запоздали. Тем не менее "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает в целом предложение о необходимости уточнения норм Бюджетного кодекса, хотя в результате рассмотрения этого законопроекта возник ряд замечаний. Вот законопроект существенно изменяет, уточняет подходы к оценке долговой устойчивости бюджетов регионов и предусматривает дополнительные ограничения в части бюджетных полномочий в зависимости от ряда показателей, которые характеризуют объём государственного (муниципального) долга, расходы на его погашение и обслуживание, долю дотаций и иных перечислений из бюджетов других уровней в доходах соответствующих бюджетов. При этом в пояснительной записке к законопроекту и в иных материалах нет официальной позиции Центрального банка, не представлены сведения о текущих значениях указанных показателей бюджетов субъектов и муниципальных образований и оценка финансово-экономических последствий введения таких ограничений. И хотя внесение этих изменений правительство объясняет тем, что законодательно оформленный учёт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции. РЕМЕЗКОВ А. А. ...законодательно оформленный учёт особенностей осуществления заимствований и накопления долга в регионах создаст возможность проводить гибкую заёмную политику и не приведёт к росту долговой неустойчивости, которая предполагает последующее принятие специальных мер финансового надзора или реструктуризацию долга, и хотя указанные схематичные предложения выглядят красиво, но не учитывается реальное состояние региональных бюджетов. Очевидно, что ограничение годовых сумм платежей по погашению и обслуживанию долга, возникшего по состоянию на 1 января отчётного финансового года, уровнем 20 процентов может привести к невозможности выплат по уже имеющимся обязательствам и к невозможности осуществления новых заимствований. Введение жёстких пороговых ограничений не решает проблемы ряда регионов, выплаты которых уже сейчас превышают, а в перспективе будут ещё больше превышать эти пороговые значения. Бюджетные кредиты, которые переходят на другой год, сейчас исключены, кредиты предоставляют только в течение года, и до конца декабря они должны быть возвращены. Для таких регионов ответа на вопрос, как им жить в условиях этих ограничений, в законопроекте нет. Реализация национальных проектов также требует дополнительных расходов бюджетов субъектов, несмотря на высокую долю софинансирования из федерального бюджета, но по инфраструктуре вопросы пока не решены, а при строительстве объектов такие затраты достаточно существенны. Для субъектов, отнесённых в группу заёмщиков со средним уровнем долговой устойчивости, осуществление внутренних заимствований и предоставление государственных (муниципальных) гарантий возможно только в случае согласования с Минфином, что в свою очередь приведёт к нарушению принципа самостоятельности бюджетов и скажется на возможности самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов. Первоочередное внимание в законопроекте отводится мерам, направленным на реструктуризацию имеющихся обязательств, общее повышение результатов и адресности привлекаемых заёмных ресурсов, но при этом нет упоминания об окончательном решении проблемы с финансированием 113 федеральных полномочий, которые переданы на исполнение регионам без соответствующего финансового обеспечения. Начиная с 2008 года прослеживается чёткая тенденция дальнейшей передачи полномочий на местный уровень, что существенно снижает прозрачность реализации полномочий, а это такие чувствительные сферы, как государственная социальная помощь, в том числе лекарственное, санаторно-курортное обеспечение граждан, лесные отношения, регулирование охраны водных биологических ресурсов. Ну а передача на муниципальный уровень этих полномочий ещё больше снижает возможность их реализации. Необходимо ещё раз отметить, что ни в пояснительной записке, ни в иных материалах нет, не представлены сведения о текущих значениях указанных показателей этих бюджетов. Новый подход, предусматривающий градацию регионов по уровню долговой нагрузки, также не обоснован статистическими, аналитическими материалами, что затрудняет оценку его обоснованности и эффективности. Ну и ещё один момент. Что касается предложения законопроектом ввести в бюджетное законодательство новое понятие - "государственный кредит на цели официального содействия развитию", то надо сказать, что в законопроекте отсутствует определение, не указано, какую форму кредита представляет собой государственный кредит иностранному государству в целях официального содействия развитию. И всё же фракция "ЕДИНАЯ...", прошу прощения, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении поддержит данный законопроект. (Оживление в зале, смех. Аплодисменты.) Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поддержит в первом чтении данный законопроект с учётом наших замечаний. И надеемся, что ко второму чтению мы получим ответы на все вопросы, которые были высказаны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект в первом чтении, точно так же как и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". (Оживление в зале.) Несмотря на то что документ очень большой, главное, о чём сегодня говорили представители всех фракций и, наверное, будут говорить, - это вопросы, которые касаются долгов наших субъектов. Получается, судя по логике правительства, мы, конечно, должны ограничивать желания субъектов заходить, так сказать, в долги, субъекты должны быть заинтересованы в том, чтобы создавать собственную налоговую базу, но это огромная проблема. И конечно, сегодня не было бы столько вопросов и выступлений, если бы вы - а так или иначе вам придётся решать проблемы, связанные с той группой, которая попадёт в зону риска, - здесь сразу предложили соответствующую концепцию, ну мы же всё равно к этому придём. Получается постоянно так, что правительство приходит к нам с какой-то идеей, при этом всё время говорит, дескать, мы будем думать, мы предложим, мы, конечно, это так не бросим и так далее. Казалось бы, на 5 процентов меняется показатель, но на самом деле количество регионов, которые переходят из одного класса в другой, очень большое. Конечно, это разные регионы: кто-то брал кредиты на цели, может быть, не совсем разумные с точки зрения потребностей региона, и их действия должны получить соответствующую оценку; а кому-то - губернаторам, правительству - уже достались те условия, в которых они сейчас вынуждены работать. Почему в результате должны быть наказаны регионы, почему рассматривается вопрос о непередаче дотаций на выравнивание и так далее за то, что превышен этот предел? Это, конечно, вопрос очень серьёзный и очень болезненный, и нам хотелось бы, чтобы, когда эти вопросы рассматриваются, у всех была чёткая картина происходящего, чёткое понимание, и у депутатов в том числе. Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. В данном законопроекте правительством рассматриваются ограничения в части размещения облигаций. То есть правительство области под какой-то инвестиционный проект закладывает эмиссию, у них есть бизнес-план, они заложили, скажем, миллиард в части привлечения, а вы ставите ограничение, говорите, что, мол, нет, только 300 миллионов, - но из-за этого же всё рушится сразу! Поэтому если уж что-то ограничивать, то, наверное, не объёмы размещения, а объёмы выпуска, чтобы было сразу понятно, куда двигаться. Ну и что касается иностранных кредитов. Мы понимаем, что кредит должен давать суверен суверену, но мы также слышим от нашего министра экономического развития, что нужно размещать средства ФНБ там таким образом, чтобы стимулировать покупку и приобретение наших российских товаров. Каким образом это будет действовать, надо посмотреть, потому что если брать наши государственные банки, то это те же государственные кредиты. Фракция поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В отличие от выступавших коллег мы не можем поддержать этот законопроект. Если вы внимательно слушали, то Надежда Сергеевна сказала почему, - из-за увеличения нагрузки на население. Я вам напомню, что шестой год подряд идёт падение реальных доходов нашего населения. Я рад за Минфин и за Центробанк, у которых 5 триллионов рублей (а будет больше) в ФНБ, 491 миллиард долларов - стоимость золотовалютных резервов и всего 436 миллиардов долларов - корпоративный долг, но какой прок населению России от всего этого? У нас уже золотовалютные резервы составляли 600 миллиардов долларов - и куда они потом испарились, что произошло? Я вам напомню, что у нас 56 субъектов уходят в ту группу, о которой говорила Надежда Сергеевна, в группу с большим риском выполнения бюджетных обязательств, а я думаю, что их даже не 56, а больше. И я на вашем месте не радовался бы якобы уменьшению долга на 100 миллиардов - вы посмотрите, какой долг будет в конце года, когда надо будет за всё заплатить. Я вам напомню (видно, в Минфине и в Минстрое за этим не следят): у нас 12,5 тысячи замороженных строек, это примерно на 4,2 триллиона рублей. Мы считаем, что раз уж вы втроём примете этот законопроект, то ко второму чтению, пожалуйста, ещё раз посмотрите его внимательно, сделав, так сказать, наложение. Что касается бюджетной обеспеченности, с какой стати три или четыре соседних субъекта имеют разную бюджетную обеспеченность? С какой стати ресурсодобывающие субъекты являются дотационными? Вы понимаете, в чём проблема? Вы ведь работаете в пользу вертикально интегрированных структур, 107 вертикально интегрированных "нефтяников" платят где-то вдалеке налоги, а там, где идёт добыча, вся экология испорчена, недоплачены налоги, зарплаты, и это всё в тех самых субъектах. С моей точки зрения, этот закон должен побудить нас вообще продифференцировать, так сказать, наши обязательства и наши возможности, в противном случае вы можете тысячу таких законов принимать... но ситуация в стране ухудшается - вы что, этого не видите? У нас нарастает кризис! В Центральном банке всё хорошо, об этом 30 мая вам будут рассказывать, а кредит получить предприятиям обрабатывающих отраслей нельзя. В банке всё хорошо, а 40 процентов строек сегодня находятся в банкротном или в предбанкротном состоянии. В Минфине всё хорошо, но субъекты не сводят концы с концами и фактически не занимаются внутренними инвестициями. Все заняты изображением хорошей работы, а нам с вами надо не изображать, а, вообще-то, подумать о нашей стране. И мне кажется, этот законопроект ко второму чтению позволил бы нам при глубоком подходе, может быть, при проведении парламентских слушаний в этом зале... Я вас уверяю, если бы вы пригласили представителей всех субъектов, если бы только разрешили им рассказать вам обо всех их болях, то все заплакали бы, и в президиуме, и в зале, от того, что они рассказали бы. С нашей точки зрения, этот закон не решит ни одной проблемы, а будет просто имитацией бурной законотворческой деятельности, потому что он не решает ни проблему долговой нагрузки муниципалитетов, 90 процентов которых дотационные или на смете, ни проблему долговой нагрузки большей части субъектов Российской Федерации, ни задачу, самое главное, оздоровления нашей экономики, понимаете? Мы об этом пока и речи не ведём, наоборот, новые люди в правительстве из старых младореформаторов типа Аратского сегодня предложили законопроект, который фактически отменит десятилетиями наработанные бюджетные субсидии многим отраслям, что, вы увидите, приведёт к закрытию значительной части, до 40 процентов, предприятий. Это я уже читал в протоколе Козака и Гордеева. Давайте думать о стране, а не о ФНБ и о развитии экспортных возможностей зарубежных стран - об этом должны думать другие. Мы не будем поддерживать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все, кто хотел выступить, выступили. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 23 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.