Заседание № 9
О проекте федерального закона № 609096-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" (принят в первом чтении 21 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части расширения возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий". Александр Николаевич Дегтярёв, пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ А. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ещё один законопроект, он также является межфракционным и имеет очень серьёзное значение для системы профессионального образования. Это законопроект, касающийся внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе российского образования. Его авторами являются депутаты Государственной Думы из разных фракций. Он был принят в первом чтении 21 ноября 2011 года. В законопроекте впервые законодательно закрепляются такие понятия, как "электронное обучение", "электронная информационно-образовательная среда". В связи с этим вносятся комплексные изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, лицензирования образовательной деятельности, уточняются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по установлению порядка и применения электронного обучения. Ко второму чтению к законопроекту поступило одиннадцать поправок. Десять поправок внесено в таблицу поправок 1, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по образованию к принятию. Пятью поправками из них уточняются название и отдельные формулировки законопроекта, приводятся его положения в соответствие с нормами действующего законодательства. Так, уточнены понятия "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии" и "электронная информационно-образовательная среда". Из законопроекта исключено положение о включении в федеральные государственные образовательные стандарты дополнительных требований к обеспечению условий применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, поскольку в соответствии со статьёй 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" использование методик образовательного процесса и образовательных технологий отнесено к компетенции самого образовательного учреждения. В связи с исключением из законопроекта указанного положения несколько изменено и само название законопроекта. Остальные пять поправок имеют юридико-технический характер. В таблицу 2 включена одна поправка, предлагаемая к отклонению как не соответствующая концепции законопроекта. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. Замечания, имеющиеся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, учтены. Комитет Государственной Думы по образованию просит одобрить таблицы поправок и поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли замечания по таблице поправок 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок 1. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 33 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок 2, предложенных профильным комитетом к отклонению. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 06 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Принято.
ДЕГТЯРЁВ А. Н. Следующий законопроект, который будет голосоваться во втором чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, он подготовлен, и, если он будет принят во втором чтении, мы просили бы поставить его, если возможно, на голосование в третьем чтении. Это законопроект № 609096-5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий". Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 19 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Депутат Дегтярёв просит поставить на голосование в третьем чтении. Все необходимые регламентные процедуры соблюдены. Нет возражений? По мотивам - депутат Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я прошу депутатов независимо от фракционной принадлежности поддержать этот законопроект, который не случайно имеет межфракционный характер. Вообще, рецепт успешной образовательной политики в общем виде довольно прост: это сочетание лучших отечественных традиций с новейшими образовательными технологиями. Я думаю, про традиции мы ещё немало будем дискутировать в этом зале, а что касается новейших образовательных технологий, то как раз им посвящён этот законопроект. Я напомню, уважаемые коллеги, что, к сожалению, в последнее время мы наблюдали торможение не только по линии развития лучших образовательных традиций, но, как ни странно, и по линии внедрения новейших образовательных технологий. Российское образовательное законодательство в последнее время в упор не видело это самое развитие. Не случайно на экспертном совете по негосударственному образованию мы неоднократно слышали от ректоров продвинутых вузов примерно следующие рассуждения. Они говорили: представьте себе, что весь мир от гужевого транспорта переходит к автомобилям, но при этом лицензирующие и аккредитующие органы по-прежнему спрашивают у каждого, кто переходит, какая у него упряжь, какие у него колёсные пары, какие у него оглобли. В таком же положении оказалось российское образование. Напомню, что президент Дмитрий Медведев неоднократно отмечал наше отставание в международных рейтингах по готовности к информационному обществу, "электронному правительству", сетевому миру и так далее. К сожалению, с тех пор, как президент озвучил эти показатели, они ухудшились, поскольку примерно одно-два места в рейтинге каждый год мы теряли. Надеемся, что принятие этого закона позволит российскому образованию использовать современные технологии с меньшими помехами по меньшей мере и, кстати, скажется и на нашем бюджете. Очень серьёзные эксперты в области развития электронных технологий говорят, что, развивая трансграничное образование, мы от его экспорта могли бы получить в нашей стране доходы, сравнимые с доходами от нефти и газа. Может быть, преувеличивают, а может быть, и нет, поживём - увидим. Я думаю, что мы принимаем правильный закон. Прошу всех его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам от других фракций? Нет. Ставлю на голосование в целом. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 25 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят в третьем чтении.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 609096-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части расширения возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, по пункту 29 есть письменное обращение комитета с просьбой заменить докладчика: вместо Сафаралиева доклад сделает председатель комитета Балыхин. Нет возражений? Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части расширения возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий)". Пожалуйста, Григорий Артёмович, ваше выступление. БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Позвольте мне доложить данный законопроект и как автору, и как представителю Комитета по образованию. Предлагаемые изменения в действующее законодательство связаны с необходимостью дать правовую основу для создания в России целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования. Законопроект вносит в Закон Российской Федерации "Об образовании" новое понятие "электронное обучение", включающее в себя в том числе использование дистанционных образовательных технологий. Законопроектом, во-первых, устанавливается право образовательного учреждения на использование электронного обучения во всех реализуемых им образовательных программах при всех формах обучения, во-вторых, дополняется число требований к условиям реализации основных образовательных программ, устанавливаемых федеральными государственными образовательными стандартами, в-третьих, устанавливается, что лицензионные требования и условия должны учитывать возможность использования лицензиатом электронного обучения, и, наконец, в-четвёртых, закрепляется, что при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, местом осуществления такой образовательной деятельности является местонахождение образовательного учреждения независимо от местонахождения обучающихся. Комитет считает, что принятие закона будет способствовать повышению образовательного уровня россиян, поскольку электронное обучение предоставляет гражданам возможность получения образования в течение всей жизни независимо от места их проживания или нахождения. Уважаемые депутаты, на законопроект поступил двадцать один отзыв от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и тридцать один - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, все положительные. Имеется положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Правительство поддерживает данный законопроект. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует проект федерального закона принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы, я вижу две руки: Апарина, Плетнёва. Подводим черту. Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна, ваш вопрос. АПАРИНА А. В. Григорий Артёмович, я обращаюсь к вам как к учёному, председателю комитета. Известно, что, в общем-то, качество образования за вот это время, пока мы были в Думе этого созыва, не улучшилось, а ухудшается благодаря активной позиции Фурсенко, которая направлена на развал образования. Я задаю вам вопрос: скажите, пожалуйста, вы разделяете мнение не одного, а многих руководителей, преподавателей, что Фурсенко должен быть привлечён к ответственности за то, что он разрушил и разрушает образование, чтобы он, не дай бог, не вошёл в новое правительство, потому что, собственно, когда будут Путин и Медведев, наверное, он будет обласкан снова? Какова ваша позиция? Не пора ли образование освободить от Фурсенко? Иначе не останется и того, что сейчас имеем. И вам спасибо, комитету, что вы пытаетесь как-то дела поправить, но он там на месте не очень стремится выполнять решения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Алевтина Викторовна, ваш вопрос никакого отношения к законопроекту, который я доложил, не имеет, но тем не менее... Я знаю вашу позицию в отношении Андрея Александровича Фурсенко, она часто звучит на пленарных заседаниях, но я эту позицию считаю неправильной, я её не поддерживаю. Я много лет знаю Андрея Александровича, я работал с ним и в качестве руководителя федерального агентства с 2004 года, и нам вместе с ним удалось много сделать именно для сохранения системы как высшего профессионального образования, так и общего образования, а те меры, которые по его инициативе сейчас приняты, вот 120 миллиардов рублей, которые выделены на поддержку наших учителей и модернизацию школьного образования, - это его заслуга. Алевтина Викторовна, ну, я не разделяю эту точку зрения и всегда Андрея Александровича поддерживал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Артёмович, ну, правда, я такой вопрос не хотела задавать, но... Мне очень жаль, что вы вместе с ним, вот это меня прямо резануло даже, я думала, что вы врозь. А вопрос у меня такой: не боитесь ли вы, что мы вместе с водой выплеснем ребёнка? Это всё-таки расширение возможностей использования новых технологий и дистанционного обучения или же это обязательно будет навязываться? К нам очень многие родители обращаются с жалобами, что даже дневник посмотреть не могут, многие не знают, многие не умеют пользоваться, у многих нет таких электронных возможностей, чтобы посмотреть, а учитель вот там где-то отметил, и всё. Скажите, это будет расширение возможностей или это будет обязательное навязывание, чтобы это было везде? А сельская школа опять останется никакой! БАЛЫХИН Г. А. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос, он очень актуальный. Отвечая на него, я хочу сказать о том, что нормой, которая содержится в этом законопроекте, предполагается право образовательных учреждений на использование электронного обучения, в том числе и право на использование дистанционных образовательных технологий. Так что пусть вас это не пугает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Артёмович, присаживайтесь. Вопросы исчерпаны. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают - депутат Смолин и депутат Крупенников. Две руки - подводим черту. Смолин, пожалуйста. С места. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, как человек, которому фактически довелось руководить рабочей группой по этому законопроекту, я, естественно, прошу депутатов, независимо от фракционной принадлежности, его поддержать. И вот по каким соображениям. Вообще, секрет успешной современной образовательной политики и прост, и сложен: это лучшие отечественные традиции плюс новейшие образовательные технологии. Я не буду говорить о том, что, к сожалению, в последние годы мы активно разрушали наши лучшие отечественные образовательные традиции, но парадокс заключался в том, что мы сдерживали и новейшие образовательные технологии тоже. Это констатировал не кто-нибудь, а президент Медведев, который говорил, что по "электронному правительству" мы занимаем 92-е место в мире в рейтингах, по готовности к сетевому миру - примерно 72-е. С тех пор как Дмитрий Анатольевич это произнёс, к сожалению, с каждым годом наши позиции ухудшались на один-два показателя. Естественно, что, не используя современных технологий, мы не можем обеспечить современное качество образования. Хочу сразу успокоить Тамару Васильевну: "электронные дневники" и прочие дела к этому законопроекту по крайней мере никакого прямого отношения не имеют, речь идёт не об обязательности, а действительно о расширении возможностей. Уважаемые коллеги, не все знают, что около трёх лет в Министерстве образования и науки прорабатывался проект нормативного правового акта, в данном случае постановления правительства, о развитии трансграничного образования. Наши эксперты в области электронных технологий говорят, что с помощью этих технологий мы могли бы очень сильно продвинуть наше образование за рубеж и получить на этом для бюджета России деньги (ну, как они утверждают, может быть, слишком оптимистично), сравнимые с тем, что мы получаем от нефти. Даже если это преувеличение, всё равно это важно. Этот законопроект, который, надеюсь, станет законом, должен снять некоторые ограничения. Чудес не будет, но я надеюсь, что мы будем в следующих международных рейтингах уже не ухудшать наши места, а улучшать, а самое главное - мы сможем обеспечить более качественное образование для многих наших людей и для многих людей русских, русскоговорящих, проживающих за пределами нашей страны. Уважаемые коллеги, польза от закона будет, вреда не будет точно. Я прошу вас поддержать этот законопроект. И, пользуясь случаем, хочу поздравить Григория Артёмовича Балыхина с наступившим вот-вот, только что, в День ракетных войск и артиллерии, днём рождения! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Крупенников. С места. КРУПЕННИКОВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Буквально два слова хочу сказать. Надо понимать, что электронное обучение и дистанционное образование - это одна из самых удобных форм образования для инвалидов. И для многих из них это вообще является, возможно, единственной формой получения образования, поэтому я считаю, что законопроект надо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступления состоялись. Представители президента и правительства не настаивают. Выносим данный вопрос на "час голосования".
29-й пункт, законопроект первого чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 31 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Принимается.