Заседание № 50
26.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 60901-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся осуществления депутатской деятельности на профессиональной основе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1853 по 2265 из 5200
Уважаемые коллеги, следующий вопрос у нас по повестке - "правительственный час" в фиксированное время, в 12.30. Не возражаете, если мы сейчас рассмотрим 13-й вопрос повестки? Спасибо. О проекте федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов. Пожалуйста, Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представляется проект федерального закона № 60901-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В чём суть данного законопроекта? Как вы хорошо знаете, Федеральным законом № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 2 статьи 11 в редакции федерального закона от 4 июня 2010 года № 118-ФЗ) установлено: "Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе". Итак, уважаемые коллеги, прошло уже более двух лет с тех пор, как принята указанная правовая норма, она уже вступила в действие, действует, однако, как показывает правоприменительная практика, в ряде законодательных собраний субъектов Российской Федерации это положение федерального законодательства не исполняется по отношению к депутатам, избранным по спискам КПРФ (и я бы ещё хотел добавить: и по спискам других партий). Прямо скажем, буквально с боем в течение длительного срока решались эти проблемы в законодательных собраниях Республики Дагестан, в Чувашской Республике, в Амурской области. До сих пор нет ни одного депутата от фракции КПРФ, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе, в законодательных собраниях Республики Мордовия, Магаданской области и Еврейской автономной области. Это, в частности, происходит потому, что в ходе правоприменительной практики в ряде законодательных собраний субъектов Российской Федерации выявилась неопределённость в части установления механизма реализации нормы по предоставлению права депутатам осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе. В ряде мест это право пытаются предоставить депутатам без учёта мнений фракций, то есть фракции выносят кандидатуру одного человека, одного депутата, но почему-то законодательное собрание проваливает эту кандидатуру и потом руководство законодательного собрания предлагает внести другую, а фракция при этом - и безусловно, правильно - не соглашается. А кое-где дело доходит до парадоксов и прямого нарушения закона, когда решением законодательного собрания депутатам просто отказывают в праве осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Так, например, произошло в июле текущего года в Еврейской автономной области, где Законодательное Собрание тайным голосованием отказало в этом праве руководителю фракции КПРФ депутату Фишману, дважды обращавшемуся с заявлением о предоставлении ему права, установленного действующим законом. При этом особо хочу подчеркнуть, что это решение принято не только в нарушение вышеназванного федерального закона, но и в нарушение собственного Устава Еврейской автономной области, где чёрным по белому написано, что на профессиональной постоянной основе осуществляет свои полномочия председатель Законодательного Собрания области, не менее чем один депутат, избранный в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов; также на профессиональной постоянной основе по решению Законодательного Собрания области могут осуществлять свои полномочия заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатели постоянных комитетов Законодательного Собрания области и их заместители. Таким образом, вопрос о предоставлении права работать на постоянной основе представителям фракций, по нашему мнению, не должен решаться голосованием и принятием соответствующего решения Законодательного Собрания, ведь не ставится же на голосование вопрос о предоставлении права работать на постоянной основе председателю Законодательного Собрания. Предлагаемый нами законопроект, не нарушая концепцию, правовой смысл нормы действующего закона, носит уточняющий характер и устанавливает, что предоставление права осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе производится по предложению фракции на основании действующего регламента каждого законодательного собрания субъекта Российской Федерации. Могут быть какие-то частные поправки к предложенному законопроекту. Мы, авторы, готовы в случае принятия сегодня проекта закона в первом чтении доработать его ко второму чтению, с тем чтобы наконец-то те самые нормы, которые были установлены частью 2 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ, начали бы неукоснительно действовать, работать в субъектах Российской Федерации. Я хотел бы доложить, что проект закона был рассмотрен в законодательных собраниях и в органах исполнительной власти. Хотел бы заметить, что мнение губернаторов - двадцать пять за, пятнадцать против, а законодательные собрания, по сути дела, разделились поровну: восемнадцать и восемнадцать. Кроме этого, хотел бы дополнить, что законопроект, как это устанавливают представленные документы, полностью соответствует Регламенту, законодательству и Конституции Российской Федерации, исполнение закона не потребует дополнительного финансирования, более того, не потребуется изменения ни одного федерального закона и ни одной нормы, которые действуют в федеральном законодательстве. Ну и наконец, законопроект не нуждается в каком-то особом, отдельном заключении правительства, потому что не затрагивает те самые нормы, в связи с которыми оформляется постановление правительства. В связи с тем что у меня остаётся время, я хотел бы теперь своими словами, конкретнее и, может быть, чуть яснее изложить суть дела. Кого это касается? В заключении комитета и в заключении правительства было сказано о том, что якобы нарушаются права, которые должны быть у всех депутатов законодательных собраний, собственно говоря, равными. В нашем проекте закона это касается только пункта 2 статьи 11, то есть наш проект закона, который мы сейчас вносим, касается только тех самых депутатов, которые избраны по спискам политических объединений, допущенным к распределению депутатских мандатов. Это касается прежде всего самих партий, у которых два депутата и более после распределения по итогам выборов, ну и, наконец, касается депутатов, которые набрали промежуточные проценты, то есть от 5 до 7 процентов в основном, поскольку по законам субъектов Российской Федерации любой, каждый депутат, который прошёл, набрав промежуточные проценты, должен быть обеспечен постоянной работой в парламенте, законодательном собрании субъекта Российской Федерации. Одномандатников это не касается, потому что одномандатники избираются по совершенно другим принципам. Ещё раз повторяю: пункт 2 статьи 11 касается только тех депутатов, которые избраны по спискам политических партий, проще говоря, и которые потом уже в соответствии с законом о выборах стали депутатами законодательного собрания. Кроме того, было сказано, что якобы нарушаются права депутатов, если вдруг какая-то политическая партия, которая допущена к распределению мандатов в законодательном собрании, ликвидируется или приостанавливает свою деятельность. Это не так, потому что, если партия ликвидируется или приостанавливает свою деятельность, приостанавливает полностью свою деятельность и депутатская фракция, представляющая эту партию. Более того, все допущенные депутатские объединения действительно должны получать эти места в отличие от одномандатных депутатов. Равенство не нарушается, и притом это равенство, уважаемые коллеги, установлено пунктом 3 статьи 11 184-го федерального закона, который гласит, что каждый депутат, который избран в состав законодательного собрания, имеет право занимать любую должность в этом законодательном собрании, начиная от председателя законодательного собрания. Он может быть и заместителем председателя, и председателем комитета, ну и, собственно, все освобождённые и даже неосвобождённые должности каждый депутат согласно пункту 3 статьи 11 имеет возможность и право занимать. Кроме того, там, в записке, было указано, что фракция - это неустоявшееся понятие. Вот у меня на четырнадцатом этаже кабинет, около которого в табличке указаны фамилия, имя и отчество и написано: "Фракция КПРФ". Точно так же на всех этажах указаны наименования фракций в Государственной Думе, они обозначены при входе в кабинеты депутатов и во все наши официальные залы, в которых проводятся депутатские мероприятия. Более того, в справочнике Государственной Думы, в нашем внутреннем Регламенте, и не только в Регламенте, но и во всех инструкциях и методических пособиях, которые касаются командировок, других каких-то вещей, чётко установилось понятие "фракция", но если кого-то не устраивает такое название, то вполне можно его заменить при подготовке ко второму чтению в случае принятия нашего проекта закона в первом чтении названием "депутатское объединение", мы возражать не будем. Хотелось бы заметить, что такая же норма действовала и раньше. Если сейчас Государственная Дума полностью, стопроцентно избирается по спискам политических партий, то раньше был порядок точно такой же, как сегодня, когда законодательное собрание избирается по принципу пятьдесят на пятьдесят, или, если строго следовать закону, по одномандатным округам сегодня должно избираться не более половины депутатов, а по партийным спискам - ровно половина или более. И в конечном итоге Государственная Дума первого, второго, третьего и четвёртого созывов точно таким же образом работала, используя понятия "фракция" и "депутатское объединение", точно таким же образом распределяла места. Мы бы не стали вносить этот проект закона, если бы действительно был порядок, но сегодня норма нарушается: почему-то само руководство законодательных собраний предлагает фракциям, отклоняя одни кандидатуры, которые предлагаются фракциями, вносить какие-то другие кандидатуры в рамках этих фракций. Мы считаем, что это вмешательство во внутренние дела депутатских объединений, фракций политических партий в законодательных собраниях. При этом мы не требуем, чтобы нашего депутата или депутата любой другой фракции, который имеет право работать на постоянной основе, назначали бы только решением фракции. Мы говорим: решение фракции должно выноситься на пленарное заседание законодательного собрания и законодательное собрание должно, в общем-то, постараться учесть мнение этой фракции. Доклад окончен. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Василий Васильевич Толстопятов. ТОЛСТОПЯТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Обсуждаемым проектом федерального закона № 60901-6 предлагается внести изменения, согласно которым устанавливается, что предоставление права осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе производится по предложению фракции. В связи с этим следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 и пунктом 1 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено самостоятельное установление субъектами Российской Федерации условий осуществления депутатской деятельности и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. По смыслу указанных предложений субъекты Российской Федерации, закрепляя на уровне своей конституции, устава или закона возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной основе, обязаны устанавливать порядок реализации депутатами соответствующего права. Таким образом, принятие предложенного изменения может рассматриваться как вмешательство в компетенцию субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 4 федерального закона номер 184 депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, деятельность которых прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. При этом предоставление права осуществления депутатской деятельности исключительно по предложению фракции на практике будет означать, что депутаты, не входящие в состав соответствующей фракции, но являющиеся членами депутатского объединения, по сути, будут лишены возможности участия в регулировании вопросов осуществления депутатской деятельности. Предлагаемое законопроектом изменение не согласуется с принципом равного статуса депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их равных возможностей, а также противоречит принципу коллегиальности принятия решений. Кроме того, предлагаемая авторами законопроекта формулировка "по предложению фракции" не в полной мере соответствует требованиям формальной определённости правовых норм, неоднократно указанным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Вместе с тем, как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 19-П, федеральным законом предусмотрено установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от депутатской деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, самостоятельно субъектами Российской Федерации (пункт 6 статьи 4, пункт 1 статьи 11 федерального закона), что создаёт тем самым правовые предпосылки для самостоятельного решения ими этих вопросов в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учётом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного органа конкретного субъекта Российской Федерации, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении системы образуемых ими органов государственной власти. По смыслу указанных положений субъекты Российской Федерации, закрепляя на уровне своей конституции (устава) в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязаны устанавливать порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определённости и справедливости и исключающий принятие по данному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам юридические возможности по осуществлению полномочий. Таким образом, закрепление в федеральном законе предложенного законопроектом положения может рассматриваться как вмешательство в компетенцию субъектов Российской Федерации. На законопроект поступило тридцать два отзыва субъектов Российской Федерации, из них двенадцать положительных, тринадцать отрицательных. Остальные субъекты Федерации отзывы не направили, скорее всего, у них этой проблемы не существует. Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало замечание правового характера. Правительство Российской Федерации не поддержало концепцию законопроекта. На основании изложенного комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо. К Василию Васильевичу вопрос. Уважаемый Василий Васильевич, вы в своём докладе очень интересно рассказывали об общих принципах организации органов государственной власти субъектов, об уставах, о конституциях субъектов, об их самостоятельности и о невмешательстве в их полномочия. Как вы объясните то, что ещё два года назад у нас не было положения о численности представительного органа субъекта Российской Федерации в зависимости от численности населения и подобная градация была предложена президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым и реализована в соответствующем законе? Вот не является ли, по вашему мнению, это вмешательством? И если это вмешательство, то почему не подлежит отмене? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Васильевич, выходите на трибуну, пожалуйста. ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Мы считаем, что это не является вмешательством. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Валентин Сергеевич, вот я послушал ваш доклад, и у меня сложилось впечатление, что гонениям в регионах подвергаются только депутаты-коммунисты. А что, других примеров нет? Или только коммунистов в регионах подвергают дискриминации? Это первый вопрос. Второй вопрос - к Василию Васильевичу. Вы отклоняете законопроект по формальным признакам, но представьте себе, что мы работали бы не на постоянной основе: тут у нас и так с посещаемостью проблемы, а тогда вообще никого не нашли бы в зале. Соответственно, дайте возможность работать людям, хоть можно будет с них спросить в итоге, спросить, что же они делали все четыре года или пять лет, на которые избираются депутаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Сергеевич Шурчанов, пожалуйста. Включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Я хотел бы сказать, что такие факты действительно есть, но я специально не говорил о них, потому что думал: другие фракции подключатся и приведут свои конкретные примеры. Ну, надо отвечать. В Магаданской области двух депутатов - один от ЛДПР, один от КПРФ - в апреле собирались назначить заместителями председателя, потом не стали назначать, якобы закон там не действует, - до сих пор разбираемся. В Амурской области депутаты от ЛДПР и от КПРФ были избраны, уже назначены председателями комитетов, а затем, через некоторое время их убрали с этих постов - сейчас еле-еле, в общем-то, добились, чтобы они заняли посты заместителей председателей комитетов. В Государственном Собрании Республики Мордовия только фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и КПРФ, поэтому пример, который я приводил в докладе, относится именно к КПРФ - там просто нет других фракций. Ну а другие конкретные примеры... собственно, этих трёх примеров, наверное, достаточно, чтобы доказать, что это правильно, то, что мы говорим здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Васильевич, хотите добавить? ТОЛСТОПЯТОВ В. В. По первой части вопроса добавлю. У нас во всех комитетах представлены разные фракции, так вот, при обсуждении этого законопроекта вопросов от других фракций, кроме как от фракции КПРФ, на эту тему не поступало. Что касается вашего вопроса лично ко мне, то, вообще, существуют и личная дисциплина, и прописанный порядок прихода на работу, это всё прописано в Регламенте Государственной Думы, установлена обязанность участия в голосовании и так далее. Это в Регламенте прописано, кроме того, есть ещё и фракционная дисциплина, поэтому, я думаю, этого достаточно, чтобы регулировать вопрос посещаемости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Василий Васильевич, а не кажется ли вам странным, что в Законодательном Собрании Ростовской области представлены две партии, есть две фракции, но все четырнадцать освобождённых должностей за "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ"? Естественно, при большинстве одной из фракций получается, что вторая просто по принципу голосования одной фракции, как и у нас в Думе, может незаконно третироваться, хотя, если посмотреть явку, кстати, и работу, неосвобождённые депутаты от КПРФ не пропустили ни одного заседания, а те, кто получает зарплату, систематически пропускают. Где же тут конституционность? И второе: не кажется ли вам, что ваши ответы противоречат заявлениям нынешнего вашего лидера о расширении политической конкуренции? А как же можно расширять, если вы всё себе, а конкурентам - закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Васильевич, пожалуйста. ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Уважаемый Николай Васильевич, ничего не мешает всем политическим партиям участвовать во всех выборах - и в муниципальных, и в субъектах, - побеждать, завоёвывать большинство и принимать такие решения, которые будут устраивать ваши фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Вопрос к депутату Толстопятову. И всё же, если можно, какова точка зрения комитета по коллизии в Еврейской автономной области, где тайным голосованием дважды руководителю фракции КПРФ отказывали в его праве работать на профессиональной постоянной основе? Мы его знаем, выдержанный, умный, интеллигентный человек. Вот прокатили. Как преодолеть подобную коллизию, если у нас почти сто процентов губернаторов - члены "ЕДИНОЙ РОССИИ", если почти во всех законодательных собраниях большинство у "ЕДИНОЙ РОССИИ"? Ну а последняя ваша фраза - "завоёвывайте большинство"... Помилуй бог! Мы тысячу раз здесь говорили, в какой обстановке проходили последние двойные выборы. Повторяю: какова ваша точка зрения, как преодолеть коллизию в Еврейской области? ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Во-первых, "не дай бог" или как вы выразились... Это получается, что вы не готовы к борьбе, я так могу это понимать. Это раз. (Шум в зале.) Второе. Я не могу дать оценку, не посмотрев, не изучив материалы конкретно по этому случаю. Если вы их представите, можно будет изучить и принять какое-то совместное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Покажите список. Коллеги, время - 11 часов 59 минут. Я объявляю перерыв до 12.30, а рассмотрение и обсуждение данного законопроекта мы продолжим уже после большого перерыва. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3788 по 4278 из 5200
И мы продолжаем обсуждение 13-го вопроса повестки. Напомню, что вопросы докладчику заданы и на них получены ответы, а сейчас мы переходим к выступлениям. Я предоставляю слово Валентину Степановичу Романову. Валентин Степанович, пожалуйста. Включите микрофон. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, Самарская область, которую я представляю, - это крупный индустриальный регион с крепкими традициями, сильными кадрами. Политическая ситуация в регионе на протяжении последних двадцати лет развивается достаточно динамично. Если взять итоги выборов президента, то в своё время за Бориса Ельцина голосовали 69 процентов избирателей, потом эта цифра сокращалась - 52 процента, 40 процентов, последний этап снова дал рост доверия к представителям высшей исполнительной власти. Что касается штатных дел, о чём сегодня мы ведём дискуссию, то в этой части руководство области проявляет здравый смысл, и фракция КПРФ в Самарской Губернской Думе работает нормально. Но мне очень "понравилась" реплика депутата Толстопятова по поводу того, что Компартия боится борьбы на выборах, и вот поэтому скажу пару слов, приведу примеры. В течение 2011 года в Самарской области несколько раз выпускались клеветнические газеты тиражами в десятки тысяч экземпляров, совокупно около шестисот тысяч. Нам пришлось ставить вопрос перед генеральным прокурором, министром внутренних дел, министром юстиции, мы встречались с руководителями ГУВД, прокуратуры, лично встречались с представителями ФСБ, у меня была встреча с губернатором, и мы не могли добиться вплоть до дня выборов истины, кто стоит за этой провокацией, кто в течение многих месяцев издаёт клеветнические газеты, кто тратит на это миллионы. После выборов маленькое утешение было в том, что руководителю почтовой службы выписали административный штраф на 20 тысяч рублей в подтверждение нашей правоты. В этом году уже новое руководство области, другой губернатор - тем не менее в августе вдруг по команде неведомого гражданина или лиц в целом ряде средств массовой информации прокатывается новая волна клеветнических обвинений в адрес моих товарищей по партии. Поэтому, когда нам говорят, что у нас честные выборы и мы на равных соревнуемся, я думаю, что надо на всё это смотреть более трезво. Страна на пороге второй волны мирового кризиса, страна вошла в ВТО и стоит на пороге жёстких испытаний - экономических, социальных и политических, - поэтому пользуюсь случаем, чтобы ещё раз привлечь ваше внимание: надо больше трезвого подхода во всех регионах, - вот пример моего коллеги и товарища Фишмана по Еврейской автономной области очень показательный, в Кургане у нас нет ни одного штатного депутата на протяжении уже стольких лет, - и правильно было бы на федеральном уровне закрепить в законе определённые гарантии, чтобы у любой оппозиционной партии была возможность хотя бы одного, двух или скольких-то депутатов иметь на региональном уровне на постоянной основе, чтобы профессионально, грамотно и достойно защищать интересы трудящихся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Бесспорно, идея совершенствования механизма работы представителей политических партий в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации заслуживает безусловной поддержки, практически на эти же цели направлены многие законопроекты и законы, уже вступившие в силу, которые вносились в Государственную Думу по инициативе Президента Российской Федерации и по инициативе политических партий. Однако наше государство имеет федеративное устройство, и разграничение полномочий между уровнями власти и соответственно между субъектами и федеральным центром должно осуществляться чётко. Сегодня на федеральном уровне установлены общие ограничения, общие принципы избирательной системы в Российской Федерации, и, таким образом, если мы примем вот эту законодательную инициативу наших коллег, мы в большой степени будем вторгаться в компетенцию субъектов Российской Федерации. Об этом Василий Васильевич Толстопятов достаточно подробно рассказал, излагая позицию комитета по данному законопроекту. Конечно, нужно разделять вмешательство прямое и косвенное. Вот коллеги из ЛДПР говорили про установление ограничения количества депутатов - это на самом деле не ограничение количества депутатов, а приведение закона в соответствие с общими принципами избирательной системы, основанной на пропорциональном представительстве политических партий, вообще депутатов, представляющих интересы граждан в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Здесь никакого вмешательства, безусловно, нет и не может быть, и положение действующего закона, которое позволяет законом субъекта определять количество депутатов, работающих на освобождённой основе, я думаю, отвечает интересам большинства субъектов Российской Федерации. Не случайно только двадцать пять субъектов Российской Федерации в общей сложности - тринадцать против этого законопроекта, а двенадцать за - изложили свою позицию, остальные субъекты Российской Федерации решают поставленный вопрос сами. Но я хотел бы обратить внимание ещё на одну составляющую данной темы. Дело в том, что не обязательно работать на освобождённой основе. Ведь ни для кого не является секретом, что основную работу, основную юридическую, правовую работу в законодательных собраниях субъектов, так же как и в Государственной Думе, осуществляют аппараты законодательных органов, которые у нас есть во всех субъектах Российской Федерации, а депутаты в данном случае, проводя консультации со специалистами, профессионалами, представляют точку зрения, позицию профессионалов на обсуждении депутатского корпуса. Ознакомиться с материалами, а также представить материалы на суд коллег и детально обсудить их имеет право каждый депутат. И поэтому, когда говорят, что обязательно нужно работать на освобождённой основе, для того чтобы представлять интересы избирателей, это не совсем соответствует действительности, мы все, и депутаты Государственной Думы, и депутаты Дум, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, на равных правах представляем интересы избирателей, независимо от того, работаем мы на освобождённой основе или на неосвобождённой. Здесь приводили примеры по поводу того, что кого-то зажимают, кого-то обижают. Коллеги, на самом деле политическая борьба - это диалог, не монолог, а диалог, и от того, как различные политические партии умеют выстраивать свою политическую работу, насколько эффективна работа фракции в том или ином законодательном органе, зависит в принципе и поддержка населения. Если избиратели реально видят, что представители КПРФ, ЛДПР или другой партии отражают их интересы, то и голосовать они будут за этих кандидатов, за будущих депутатов, может быть, с более высокой явкой, с большей поддержкой, и тогда можно будет принимать любые предложения, которые будет вносить та или иная фракция. На основании изложенного и на основании рекомендации комитета я предлагаю не поддерживать этот законопроект, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова, пожалуйста. Только я прошу фракцию ЛДПР решить, кто выступает от фракции семь минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Да, я коротко. Уважаемые коллеги, конечно, законопроект требует рассмотрения. Действительно, оппозиционные фракции в некоторых законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации испытывают трудности, их депутаты не всегда могут работать на постоянной основе. Я представляю Ярославскую область, у нас таких проблем нет - видимо, потому, что в нашей области уставом урегулированы вот эти тонкости по предоставлению штатных мест для работы депутатов. Но в целом, думаю, данный законопроект - я свою позицию высказываю, я не от фракции - не решит проблемы. Почему? Потому что какое-то непонимание может внутри фракции возникнуть - вот, допустим, четыре-пять депутатов во фракции, и они будут решать: вот этот пойдёт в штат, а другой - нет. Я думаю, что необходимо рассмотреть законопроект, который внёс наш коллега, депутат фракции ЛДПР, этот законопроект сейчас находится в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Предлагается следующее: всем депутатам законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работать на профессиональной постоянной основе. Я думаю, что в ближайшее время этот законопроект будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы, в нём предлагается более конструктивное решение. Решение такое принимать нужно, потому что депутат, избранный нашими избирателями, представляет интересы людей и должен каждодневно работать, качественно выполнять свои функциональные обязанности. Законодательный орган субъекта Российской Федерации является высшим законодательным органом субъекта, и необходимо работать в полной мере и принимать соответствующие законы данного субъекта. Поэтому я надеюсь, что законопроект, который скоро будет вынесен на рассмотрение палаты, будет принят. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич. На самом деле инициатива заслуживает внимания, потому что проблема существует. Хотелось бы дать короткую справку по поводу депутатов, работающих на постоянной, штатной основе в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. В настоящий момент таких парламентов в стране всего три - в Москве, в Санкт-Петербурге и в Чеченской Республике. Даже в Татарстане при численности девяносто депутатов, по-моему, не более шестидесяти работают на профессиональной постоянной основе, хотя парламент, конечно, потрясает и роскошью, и технической оснащённостью - в этом парламенте наша делегация была, там грандиозный пресс-центр, и планшеты у них немножко другие и их можно уносить с собой. В общем, практика показывает, что локомотивом в законотворческом процессе на уровне субъекта Российской Федерации, а также лидерами по законодательным инициативам, вносимым в Государственную Думу, являются парламенты, где депутаты трудятся на профессиональной постоянной основе. Вопрос численности депутатов этих законодательных собраний - это несколько другой вопрос, там, так же как и в нашей палате, большая часть депутатов во время заседаний, сессий находят более интересное занятие, нежели работа над законопроектами. Вопрос их численности, конечно, можно регулировать, и, скорее всего, необходимо эту численность и дальше сокращать, поскольку практика большой по численности палаты и привлечение депутатов на непостоянной основе - это наследие советского прошлого, Страны Советов, где депутаты не являлись профессионалами. Зарубежный опыт свидетельствует о другом: там депутаты, как правило, являются профессиональными юристами или экономистами и, работая на профессиональной постоянной основе, имея большой жизненный опыт, конечно, вносят интересные законопроекты. К сожалению, в регионах ситуация несколько иная: и качество законопроектной работы крайне низкое, и то, что вносится парламентами на рассмотрение Государственной Думы, их законодательные инициативы, конечно же, оставляют желать лучшего, и здесь во многом корень проблемы нужно искать в том, что большая часть работает на непостоянной основе. Численность депутатского корпуса нужно сокращать. И возможно, большая часть депутатов в парламентах являются представителями бизнеса. Вот там такая проблема есть, и там никому не приходит в голову - ну, правда, такая деятельность не противоречит требованию закона - лишать их мандата. Совершенно очевидно, что человек, который получает заработную плату и основной доход из иного источника, будет лоббировать интересы этого источника, соответствующих коммерческих структур или вузов, профессиональных союзов и прочих. То есть переход к профессиональному парламентаризму - это довольно серьёзный этап, к которому мы в принципе подошли, и нужно просто отдавать себе отчёт в том, идёт ли дальнейшее развитие регионального парламентаризма, или мы стоим, топчемся на месте, и получается, что из советского прошлого мы вышли, а в капиталистический парламентаризм ещё не вошли, то есть получается, что мы посередине - между головой и ногами. Это, конечно же, не может не накладывать отпечаток на профессиональные качества депутатов. Второй момент - то, что предлагают наши коллеги из фракции КПРФ, мы поддерживаем, но всё-таки предлагаем идти дальше. Складывается ситуация, что партия и фракция не хозяин своим депутатам в хорошем смысле этого слова. Безусловно, партийная дисциплина должна присутствовать и требование партии должно быть первично, раз эти депутаты избраны по партийным спискам, тем более в тех парламентах, где существует система стопроцентного избрания по партийным спискам, однако возникают ситуации, и об этом правильно докладчик говорил, когда различными методами пытаются из фракции выделить депутата, более-менее лояльного к власти, к администрации, к чиновнику, к губернатору, с которым, допустим, они вместе служили, и дать ему всяческие преференции и льготы, в том числе работу на постоянной, штатной основе - госслужбу, кабинет, связь и так далее. Безусловно, с этим нужно бороться, и партия вправе сама определять, кто из депутатов будет её представлять на профессиональной постоянной основе - не только находиться как чиновник на рабочем месте и иметь в распоряжении автомобиль (хотя в субъектах практически этого нет), а работать на постоянной основе, то есть участвовать во всех представительных внешних мероприятиях, в работе комитетов, в "круглых столах", выезжать в командировки, в том числе и сюда, в нашу палату, с целью представления законопроектов, а всё это требует огромного времени и отрыва от основной работы. Так что мы считаем, что нужно идти дальше. Во фракции возможен раскол, кого-то из депутатов можно уговорить, убедить, подкупить, задобрить, а партия всё-таки первична, и можно доверить коллегиальному постоянно действующему органу политической партии в регионе (он по-разному может называться: ЦК, исполком, секретариат или, как у нас, координационный совет) самому определять. То есть, повторяю, надо дать такое право не фракции, не депутатскому объединению, а в соответствии с уставом и с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" коллегиальному постоянно действующему органу в регионе, возможно, даже с согласованием подобного решения с вышестоящей инстанцией, то есть с коллегиальным органом партии в масштабе всей страны. Тогда будет партийная дисциплина, депутаты будут выполнять все необходимые установки и нам проще будет работать - я имею в виду весь парламент, не только фракцию ЛДПР, - поскольку фракционное голосование в нашей палате влечёт за собой соответствующее фракционное голосование и в палатах законодательных собраний субъектов по законам, отнесённым к предметам совместного ведения, где требуется соответствующее согласие. В этом плане, я думаю, раз уж мы сказали "а", то нужно сказать и "б", и раз мы наделяем политическую партию правом распределять вакантные мандаты, в том числе и по решению коллегиального постоянно действующего органа в регионе, то уж, наверное, этот коллегиальный орган партии способен определить из состава своей фракции депутата, который будет достойно представлять её на всех мероприятиях, работая, осуществляя свои полномочия на постоянной, штатной основе. Таким образом, фракция ЛДПР поддерживает коллег из фракции Коммунистической партии Российской Федерации, но предлагает в случае принятия законопроекта в первом чтении - а мы убеждены, что наши коллеги из других фракций поддержат данный законопроект, - ко второму чтению всё-таки заменить субъект принятия решения, то есть фракцию (собрание фракции, совещание - любым образом может называться) на коллегиальный постоянно действующий орган регионального отделения партии, предусмотрев согласование данного решения с центральными органами партии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич внёс вклад в теорию парламентаризма, выделив отдельную категорию - капиталистический парламентаризм. Николай Васильевич - от фракции, семь минут. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, послушав предыдущего коллегу, я всем порекомендовал бы почитать хоть и идеалиста, но всемирно известного и признанного философа Аристотеля. Он написал несколько больших томов, сохранилось, к сожалению, не очень много, но его труд "Афинская полития" для каждого депутата должен быть настольной книгой. Почему? Потому что он всё расставляет в нормальные, разумные рамки и, в частности, говорит о том, что государственными делами нельзя заниматься в возрасте младше пятидесяти лет, потому что в этом возрасте человек - как невызревшее вино, он не способен принимать взвешенных решений. Кроме того, он сформулировал постулат о том, что, для того чтобы законы были справедливы и способствовали стабильности в государстве, в представительном органе должно быть объективное представительство всех имеющихся сословий. Далее. Вот здесь Толстопятов нам говорил: давайте соревноваться. К сожалению, я не имею никакого отношения к управлению программой "Вести 24"... С 4-го на 5 декабря 2011 года я был чрезвычайно удивлён, что в Ростовской области явка - 147 процентов (наверное, небеса специально компьютер пометили: он завис на пять минут), вот там КПРФ была на первом месте, 33 процента было, - не я эти данные дал, а Центризбирком, - но когда итоги подвели... Мы на участках поймали за руку: из ста сорока семи участков в Шахтах на ста участках переписали протоколы - дорисовали вам, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", восемнадцать тысяч голосов, а у нас две с половиной тысячи забрали. И таких городов шесть - что же это за соревнование?! Переходя к рассматриваемому законопроекту, я о чём хотел бы сказать? Я понять не могу: у вас лидер - Медведев Дмитрий Анатольевич или кто-то другой? Я внимательно читал, с карандашом, все его послания. (Вот Владимир Николаевич ушёл, я всё время с ним полемизировал.) Вам Медведев говорил: надо до сельского поселения выборы сделать по партийным спискам, и надо, чтобы там развивались гражданское общество и формировались политические партии. А уважаемый мной Владимир Степанович говорит: ну какая разница - в тёплом ли ты кабинете с машиной персональной, с зарплатой в 150 тысяч или палец сосёшь. Я понимаю, что Владимир Степанович считает, что художник... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Извините. Вячеслав Степанович считает, что художник должен быть голодным, тогда он будет злым и умным, да? Но я думаю, что это неправильно. Если вы хотите политическую конкуренцию, а не стрельбу на баррикадах, то тогда следуйте принципам и других политиков. Вот умные политики, они говорят: "Если ты хочешь парализовать оппозицию, дай ей кабинет и телефон - и ты уже решил половину своей задачи". Вы же, вероятно, специально выталкиваете на баррикады! Вот в Ростовской области двухпартийный парламент: есть фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и КПРФ. Там четырнадцать, так сказать, освобождённых должностей, все должности - председатель, два первых заместителя, один полупервый, третий, - все от "ЕДИНОЙ РОССИИ", так же и все председатели комитетов - все, повторяю, освобождённые. Ну скажите, ну что же это за политическая конкуренция?! Но, интересное дело, я проанализировал: почти за четыре с половиной года работы наши депутаты не пропустили ни одного заседания, ни на одном заседании не сидели молча, просто слушая, но те, кто получает зарплату, их тридцать процентов, не ходят. Я всегда... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минуточку, вы посмотрите - у вас больше отсутствует. Знаете, в чём проблема? Мне кажется, что у нас идёт разговор глухих со слепыми, а надо, вообще-то, объективно... Если мы с вами в одной лодке и действительно беспокоимся по поводу того, что грядёт вторая волна кризиса, то мы должны быть все государственниками, думающими о спокойствии государства, а не так: всё мне, то есть не как курица - от себя, а всё под себя, - ну нельзя так, надо быть скромнее, надо быть добрее, надо быть, в общем-то, более толерантными к оппонентам, понимаете? А так получается, что вы хотите всё иметь, все рычаги! Но я удивляюсь вот чему: в подавляющей части законодательных собраний и парламентов у вас большинство, почему же вы не поддерживаете их законопроекты? Я вот специально же смотрю. Ну проведите обучение, - мы же тратим кучу времени! - соберите в Подмосковье, там вот, в русской Швейцарии, синхронизируйте вопрос, так сказать, потому что мы тратим государственные деньги, мы подрываем авторитет местных законодателей, которые считают, что они не менее умные, чем мы с вами, и они же тоже работают над этим, понимаете?! Я считаю, что это вопрос в принципе чисто политический и что его решение зависит от одного человека, - убеждён, что подавляющее большинство сидящих в зале со мной согласны. Ну есть проценты, полученные на выборах, - вот в соответствии с процентами и надо поделить все освобождённые должности, тогда всё будет объективно, можно конкурировать, а так ведь получается интересное у вас соревнование. Вот выбирают сейчас мэров городов (тоже Вячеслав Степанович рекомендовал соревноваться), но не успел наш мэр избраться, как его до нервных коликов доводят. Почему? Потому что ваш предыдущий мэр организовал управляющие компании и вывоз денег, которые собирают с людей, но не платят за энергоснабжение, за горячую воду, понимаете? А нашему мэру пилюли приходится глотать. Это же неправильно! Я считаю, что если мы с вами действительно говорим и делаем что-то, то надо быть последовательными, а не так: был один президент - провозглашал одно, вносил одни законы, вы с удовольствием стопроцентно голосовали; президент сменился, вроде преемник, но вы берёте и через два месяца эти же законопроекты выносите на рассмотрение по упрощённой процедуре или снимаете во втором чтении. Ну где же логика?! Кто же будет нас уважать? Какой бизнес, если вы будете каждые полгода менять налоговое законодательство, может функционировать нормально? Поэтому мы призываем вас поддержать этот законопроект. Валентин Сергеевич - мудрейший человек, он прошёл все ступеньки, до председателя Государственного Совета Чувашской Республики, потом был в Совете Федерации, потом в Думе, и он понимает, что предлагает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я постараюсь покороче, потому что вопрос вроде бы маленький, но посмотрите, какая сегодня большая дискуссия, сегодня это самый обсуждаемый вопрос. Очевидно, что проблема в России, проблема в регионах существует. Я думаю, что каждый из нас в душе понимает, что законопроект этот отклоняют по формальной причине: потому что мы заходим на правовое поле субъекта, это вмешательство в его деятельность. Но посмотрите: когда нам удобно, мы это делаем, когда неудобно, мы этого не делаем, зачастую это доходит до абсурда. Ну возьмите как пример простую семью: родители работают, сын учится, у всех свои дела, никто никуда не вмешивается, но что может получиться на выходе, если родители не интересуются, как учится их сын, какое у него поведение в учебном заведении? На выходе может вырасти или просто хулиган какой-то, или, так сказать, проблема для общества. Зачем нам эта проблема нужна? Я считаю, что если есть возможность вмешаться немножко раньше, то надо это сделать, проблему надо решить, потому что когда вопрос доходит до Государственной Думы - независимо от того, как он доходит, через инициативу депутата Государственной Думы, через инициативу региона, - значит, проблема существует, её надо рассматривать, на неё надо обратить внимание. По законам физики энергия никуда не исчезает, она где-то должна скапливаться, металл и то рвётся от перенапряжения, бетон разрушается, а в обществе это приводит к определённым социальным взрывам. Давайте мы не будем эту проблему в тёмный мешок заталкивать и вот это напряжение нагнетать. Я прекрасно понимаю, что работа на постоянной основе предполагает определённые материальные блага, а когда делятся материальные блага, то, естественно, не бывают все довольны: кто-то считает себя более одарённым, кто-то менее. Это опять-таки риторический вопрос, как во время обеда, когда одному мясо дали, а другому - суп, и он говорит: "Я не хочу мясо, я на диете, мне супа дайте", - а ему суп не дают, и получается конфликт, получается напряжённая ситуация. Ни для кого не секрет - и здесь сегодня все об этом говорили, - что на профессиональной основе депутат работает более качественно. Поэтому ЛДПР поддержит коллег Шурчанова и Романова, и я думаю, что надо этот законопроект нам сегодня принять, разобраться и подшлифовать его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет, не выступают. Докладчик и содокладчик? Пожалуйста. Валентин Сергеевич Шурчанов, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении вопроса. Прозвучали хорошие предложения, которые действительно палате следует дальше продолжать рассматривать, но я хотел бы всё-таки внести уточнение ещё раз по поводу предмета сегодняшнего обсуждения и того, какие у нас есть полномочия и права. Внесённый нами законопроект не нарушает равенства прав депутатов. Все депутаты, избранные как по одномандатным округам, так и по партийным спискам в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ имеют право быть избираемыми и быть избранными на освобождённые депутатские посты, которые учреждает отдельным законом или конституцией субъекта Российской Федерации законодательное собрание. Поэтому все могут работать, и все могут избираться, но законопроектом - в том как раз и мудрость этого законопроекта - вводится дополнительное право, кроме общего права равенства: пункт 2 статьи 11 устанавливает дополнительное право для депутатов, которые избраны в составе списка кандидатов, допущенного к распределению мандатов, - они как минимум имеют право на одно место. Те депутатские объединения, партийные списки которых набрали переходные проценты, имеют право - там избирается один депутат, - чтобы их представитель работал на профессиональной постоянной основе. Это дополнительное право нужно реализовывать, закон этого требует. Это дополнительное право, как нам сегодня представляется, является антимонопольным правом. Это антимонопольное право устанавливает: какие бы вы проценты ни набрали, вам гарантируется, обеспечивается минимум. Вы прекрасно понимаете, что антимонопольное право - это федеральное право, а не право субъектов Российской Федерации. Таким образом, наша палата сегодня имеет полное право, законное, конституционное, устанавливать те самые нормативы, которые предложены в нашем законопроекте, тем более практика показывает, что эта норма нарушается, я примеры такие приводил. Здесь коллега Тимченко из нашего же комитета говорил, что диалог нужен. Диалог очень важен, но в диалоге участвуют две стороны, и одна должна понимать другую, нужно вместе работать. Авторы этого законопроекта предложили использовать для диалога практику, которая была в работе Государственной Думы первого - четвёртого созывов, когда фракции здесь вполне устоялись, депутатские объединения работали и все кадровые вопросы мы решали в пакетном, взаимосогласованном варианте. То есть фракция, которая получает места, в данном случае одно гарантированное место, вносит предложение, и палата соглашается. Почему мы сегодня не хотим это реализовать на уровне субъектов Российской Федерации, мне абсолютно непонятно. В заключение хотел бы сказать, что такой диалог как раз и будет достигнут и наши законодательные собрания станут работать лучше, если не будет вот таких споров, как в Еврейской автономной области. Я приводил и много других примеров. Более того, безусловно, фракция должна вносить, а палата поддерживать - вот то самое согласие, вот тот самый диалог, который предлагается в этом законопроекте. Ещё раз спасибо всем, кто выступил, внёс свои предложения. Считаю, что законопроект нужно поддержать, и прошу вас поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4921 по 4939 из 5200
Пункт 13 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 38 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8 % Результат: не принято Отклонён.