Заседание № 7
О проекте федерального закона № 609009-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления упрощённого порядка приёма в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками в соответствии с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"; внесён К. Ф. Затулиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Докладывает депутат Курбанов. Пожалуйста, Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству представляется проект федерального закона № 609009-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесённый Константином Фёдоровичем Затулиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы. Согласно данному законопроекту статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предлагается дополнить частью восьмой, на основании которой должен быть установлен упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Так, предлагается неприменение к ним таких общих условий приобретения российского гражданства, зафиксированных в части первой статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", как соблюдение обязательного пятилетнего или иного срока проживания на территории нашей страны и наличие вида на жительство в Российской Федерации, а также требования об обращении в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства данного иностранного государства. Таким образом, в случае реализации представленного законопроекта иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых предлагается установить вышеуказанный упрощённый порядок приёма в гражданство России, смогут обращаться с соответствующим заявлением в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за пределами нашей страны, в то же время они получат право не отказываться от иного, уже имеющегося у них гражданства. Предлагаемая законодательная новация не вполне соотносится с нормой части седьмой той же статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", где уже предусмотрены определённые условия упрощённого порядка приёма в гражданство России для иностранных соотечественников, которые прибывают в нашу страну в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637. При этом Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым подчеркнуть, что рамочная норма о праве иностранных соотечественников на приём в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке закреплена в статье 11-1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и касается всех соотечественников, а не только отдельной категории. Основные замечания комитета касаются фактически инициируемого в рассматриваемом проекте федерального закона или по меньшей мере поощряемого возникновения множественности гражданства у иностранных соотечественников, желающих получить гражданство Российской Федерации, что концептуально предопределено в той части законопроекта, где указывается на освобождение иностранного гражданина или лица без гражданства, признаваемого соотечественником, от обязанности обращаться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иностранного гражданства. Несмотря на то что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором нашей страны и в силу прямого установления части 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации, сам факт наличия такого правового института не означает целесообразности его реализации без каких-либо ограничений, скорее говоря, наоборот, свидетельствует о возможности только его выборочного осуществления. Как известно, в настоящее время нормами федерального законодательства допустимые случаи правомерного возникновения двойного гражданства в контексте соблюдения всех соответствующих правовых процедур почти не предусмотрены, а на международно-правовом уровне такие случаи достаточно чётко предусматриваются лишь на основании соответствующего Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года, которое, кстати, на сегодняшний момент фактически не применяется, и Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года. Отмеченные обстоятельства хотя и косвенным образом, но всё же указывают по меньшей мере на сдержанное отношение отечественного законодателя к возможности применения института двойного гражданства, тем более никоим образом не означают возможности его дальнейшего активного развития. Случаи допустимости возникновения у гражданина России гражданства иностранного государства в нормативном отношении должны предусматриваться как исключительные, поэтому они требуют тщательной и подробной регламентации, а значит, в предметном отношении требуют специального регулирования и некоего точного нормативного воплощения. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает представленный законопроект и предлагает его к отклонению. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, имеются ли вопросы? Конечно, имеются. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список, пожалуйста. Пять депутатов. Ян Викторович Зелинский, пожалуйста, ваш вопрос. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Ну, в отношении того, что гражданин, желающий получить наше гражданство, не должен писать заявление в орган иностранного государства, можно внести поправочку о том, что он обязан написать заявление в орган иностранного государства и получать уже потом наше, российское гражданство. Но в том, что касается... Фракция ЛДПР уже на протяжении пятнадцати лет пытается добиться того, чтобы наши соотечественники, оказавшиеся за границей после распада Советского Союза, получали в течение месяца, двух, трёх месяцев гражданство Российской Федерации, почему мы их ограничиваем в этих правах? Они и так потеряли очень много при распаде Советского Союза. Может быть, всё-таки внесём поправочку, чтобы граждане, молодые люди, которые хотели бы жить в Российском государстве, служить в Российской армии, могли получать гражданство за два-три месяца в упрощённом порядке? КУРБАНОВ Р. Д. Дело в том, что, по статистике ФМС, на сегодняшний день уже шестьдесят три тысячи наших соотечественников приняли наше гражданство в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. На сегодняшний день, ещё раз повторяю цифру, это шестьдесят три тысячи наших соотечественников и членов их семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Ризван Даниялович, текст законопроекта предполагает следующее: позволить применять упрощённый порядок к лицам, являющимся соотечественниками. Как мы можем соотечественникам отказывать в праве получения гражданства страны в упрощённом порядке? КУРБАНОВ Р. Д. Дело в том, что законодатель предусматривает ряд случаев, в частности, в случае особых заслуг перед Россией... Если вы обратили внимание, основной акцент сделан Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству - в моём докладе на это указывалось - именно на факт наличия двойного гражданства, что не приветствуется ни в нашей стране, нашим законодателем, ни за рубежом, поэтому отказ от второго гражданства - это обязательная составная часть. Мы не отказываем нашим соотечественникам, вернее, мы отказываем только в том случае, если они не отказываются от второго гражданства. Если вы обратили внимание на это, законодатели других стран вообще при получении человеком второго гражданства просто аннулируют своё гражданство (так происходит в Казахстане и в других государствах), оно просто считается утраченным, там даже нет никакой процедуры - оно просто считается утраченным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Бортко, пожалуйста, ваш вопрос. БОРТКО В. В. Вопрос у меня, извините, пожалуйста, несколько своеобразный. Уважаемый Ризван Даниялович, извините меня, бога ради, но мне просто интересно: о чём вы говорили? Я пытался вникнуть во всю эту историю, потому что меня этот вопрос интересует, но я не услышал, вернее, не понял ни одного слова. Нельзя ли или более внятно это всё произносить, или как-то иным образом сделать так, чтобы это было всем остальным понятно? Я преклоняюсь перед людьми, которые вам вопросы задавали сейчас, потому что они, видимо, что-то поняли. Простите меня, пожалуйста (я к президиуму обращаюсь): нельзя ли сделать так, чтобы, когда читают этот законопроект или любой другой законопроект, было понятно, что читают? И не такой уж я старый, чтобы не понять, и не такие уж у меня уши плохие. Я прошу обратить на это внимание. КУРБАНОВ Р. Д. Это замечание, не вопрос, но, откровенно говоря, заключения, как наше, так и второго комитета, есть в базе. Я так полагал, уважаемый коллега, что вы пришли на заседание, как минимум понимая, о чём будет идти речь. Если я что-то не так... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРБАНОВ Р. Д. Если можно, я отвечу. Если я что-то не так сказал, я готов повторить те ключевые моменты, которые прозвучали в моём докладе. Речь идёт о том, что основным моментом для наших соотечественников, как представляется комитету, является отказ от второго гражданства, то есть в этом случае порядок и будет упрощённым. И более того, на сегодняшний день есть в том числе возможности и условия для двойного гражданства - это заслуги перед Россией. А что касается соотечественников... вот ваш коллега, который рядом сидит, буквально в полуметре от вас, задал вопрос - он же и тему услышал, и задал вопрос, кстати, очень хороший вопрос! Вот ваш товарищ, коллега, который буквально в полуметре от вас сидит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Как я понял из выступления (хотя тоже далеко не всё понял: слишком наукообразный язык по вопросу, который всех эмоционально задевает), речь-то идёт не о тех гражданах, которые проживают в развитых странах и которые сознательно, к примеру, будут менять там Бельгию, Францию на Россию, речь в первую очередь идёт - мы прекрасно это понимаем - о Средней Азии, о Молдавии, об Украине, о Казахстане, то есть о людях, которые жили в Советском Союзе и готовы сейчас переехать в Россию. Переезжают они из стран, так скажем, с более низкими доходами, а значит, процесс их переезда затруднён материально, и сразу всё бросить, отказаться от гражданства там, ещё не получив его здесь, - это рискованное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, прокомментируйте. КУРБАНОВ Р. Д. Данный законопроект не может быть принят только на основании, как вы только что сказали, материальной составляющей. Это же тысячи человек, если они не в состоянии определиться, где им жить - в той стране или в этой... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРБАНОВ Р. Д. Нет, я ещё раз говорю: на основании только одной составляющей - материальной. Если человек, наш соотечественник, для себя определился, что он готов переехать в Россию, полагая, что у него здесь заработок будет больше, материальные возможности будут больше, то он должен принять для себя решение отказаться от гражданства той страны, где он находится, и переехать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я вынуждена не согласиться с моим коллегой Зубовым, потому что я столкнулась с ситуацией, когда граждане Российской Федерации, воюя в израильской армии, воевали против Палестины и выступали против интересов Российской Федерации, поэтому у меня как раз вопрос в связи с этим: насколько я понимаю, российским гражданам запрещено служить в армиях иностранных государств, правильно, да? И второй вопрос: как относиться к гражданам Союзного государства? Являемся ли мы гражданами и России, и Союзного государства? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРБАНОВ Р. Д. Вот коллега подсказывает, и в принципе я с ним согласен и сам готов был так же ответить: у нас единое экономическое пространство предусмотрено, а гражданство юридически... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРБАНОВ Р. Д. Единое экономическое пространство предусмотрено, а гражданство юридически не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Степанович Никитин, вы по ведению или случайно нажали кнопку "по ведению", желая задать вопрос? Вопрос? Пожалуйста. Микрофон Владимиру Степановичу Никитину включите, пожалуйста. НИКИТИН В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику следующего характера. Я внимательно ознакомился с заключением комитета и хотел бы обратить внимание наших коллег на следующее. Комитет написал, что рассматриваемый законопроект Затулина не противоречит Конституции Российской Федерации и за исключением некоторых аспектов в целом согласуется с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. И в отношении того, чтобы в упрощённом порядке получать гражданство, без соблюдения условий, предусмотренных в пункте "а", прямо написано, что это не вызывает каких-либо возражений. Комитет возражает против пункта "г" в связи с возможностью получения второго гражданства. У меня вопрос следующего содержания: тема очень актуальная... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте ещё тридцать секунд. НИКИТИН В. С. Не рассматривал ли комитет такую возможность, чтобы принять законопроект в первом чтении и ко второму чтению исключить пункт "г" о множественном гражданстве, оставив пункт "а" и упрощённый порядок получения гражданства нашими соотечественниками? КУРБАНОВ Р. Д. Владимир Степанович, огромное спасибо за такой тонкий вопрос, что свидетельствует о том, что вы действительно внимательно изучили и наше заключение, и сам законопроект. Но дело в том, что основополагающим законом после Конституции является закон "О гражданстве Российской Федерации", если вы обратили внимание, а норма статьи 11-1 99-го закона носит рамочный характер, то есть определяющим является всё-таки закон "О гражданстве Российской Федерации", в котором чётко прописано, в каких случаях человек не может иметь двойного гражданства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет? Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Давайте запишемся на выступления. Прошу включить режим записи. Покажите список выступающих. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде всего просил бы всё-таки, учитывая, что сейчас только начало работы нашего созыва, быть добрее к докладчикам: человек, может быть, не очень понятно для кого-то объясняет, но не надо говорить за всех. Владимир Владимирович, вы замечательный режиссер, но если кто-то не понял какую-то вашу работу, то он не будет вам, наверное, делать замечание в присутствии всех коллег. И остальным депутатам, которые вопросы задавали и которые пекутся якобы об интересах наших соотечественников, хочу сказать: читайте законопроект, и всё будет нормально. (Аплодисменты.) Аплодисменты не нужны. Дело вот здесь в чём, уважаемые коллеги. У нас ситуация сложилась с этим законопроектом отвратительная: господин Затулин - его сейчас здесь нет, поэтому я не буду этого касаться, - работал исключительно по Украине, и данный законопроект касается политической ситуации... ну, в общем, поскольку нет здесь господина Затулина, не буду объяснять. А теперь смотрите, в чём здесь фишка. Итак, все, кто хотел когда-то уехать из республик Советского Союза в Россию, уже давным-давно уехали. Яркий пример - Белгородская область, куда приехали триста тысяч, даже больше, переселенцев (я сам один из них) из Казахстана, потом потянулись из других республик, из Средней Азии, сейчас еле-еле едут с северов. Для сравнения: в Курскую область приехали всего тридцать тысяч. Вот откуда бешеные успехи Белгородской области, я откровенно говорю: люди приехали, стали строить дома, развивались домостроение, переработка, потом сельским хозяйством начали заниматься и так далее, и тому подобное. Всё, другие остались, они не поедут. По нашему закону о соотечественниках они имеют полное право, если кому-то непонятно, прийти и без ожидания в течение пяти лет получить гражданство. Но здесь западня в чём? Кто у нас сейчас будет признаваться соотечественником? Потомок человека, имевшего советский паспорт. Вам, Владимир Владимирович, будет приятно, - я к Бортко обращаюсь, которого сейчас отвлекают, - если сюда потянутся люди, которые сейчас сюда приезжают как нелегалы, которые даже русского языка не знают? А вот это в законопроекте не учтено, потому что этот законопроект был внесён из желания заработать политические очки на Украине и частично в Белоруссии. Фракция ЛДПР, которая руками и ногами, конечно, голосует за то, чтобы в Россию приезжали наши соотечественники, к сожалению, не может поддержать данный законопроект по одной простой причине: всё, приток мигрантов, тех, кто хотел приехать в Россию, практически закончился. По программе переселения соотечественников, когда мы определили регионы от Калининграда до Дальнего Востока, к нам приехали едва-едва тридцать тысяч с небольшим всего-навсего за несколько лет работы этой программы, притом что мы даём и деньги, подъёмные, и контейнеры для перевозки имущества, и так далее, и тому подобное: нету людей! Поэтому, уважаемые коллеги, за данный законопроект, к сожалению, голосовать очень даже вредно, хотя, ещё раз говорю, мы приветствуем переселение соотечественников. И то, что говорят здесь о двойном гражданстве... да, действительно, у нас предусмотрено соглашение о двойном гражданстве, но мы в этом отношении ничем не связаны, можем в одностороннем порядке это предусмотреть. Всё было бы хорошо, если бы нам не угрожала вот эта опасность неконтролируемой миграции: без условия пяти лет проживания, без знания русского языка валом поедут люди, у которых уровень жизни в их республиках гораздо ниже и которые здесь получить гражданство в упрощённом порядке не могут, вот и всё. Если кому-то непонятно, читайте внимательно законопроект, а на докладчика нападать не надо. И, если вы не понимаете, не делайте выводы обобщающие, что все не понимают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Политика нашего государства в отношении соотечественников вовсе не сводится к вопросам предоставления гражданства, и надо об этом помнить. Это не самое главное направление политики российского государства в отношении соотечественников за рубежом. Я хотел бы обратить внимание коллег на норму закона № 99-ФЗ, который регулирует вопросы государственной политики в отношении соотечественников, и напомнить, кто признаётся соотечественником за рубежом. Коллеги, ими признаются иностранные граждане и лица без гражданства и их потомки, проживающие за пределами Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории нашей страны, а также сделавшие выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории нашей страны. И я дополню ещё (там достаточно длинное определение): это вовсе не обязательно граждане бывшего СССР, вовсе не обязательно. Вне всякого сомнения, вот те десять лет, которые прошли с 91-го года, когда был вообще заявительный порядок приобретения гражданства, эта дверь, если можно так выразиться, была закрыта, а потом были сделаны определённые послабления, потому что действительно продолжался поток тех граждан бывшего СССР, которые в своё время, в феврале 92-го года, оказались, ну, грубо говоря, прописанными в других республиках, бывших союзных. Мы действительно установили в законе "О гражданстве..." особые правила для тех, у кого здесь проживают родственники и кто хотел бы получить гражданство в упрощённом порядке, и они тоже являются соотечественниками, но в понятие "соотечественники" включается достаточно неопределённый, широкий круг лиц, и именно поэтому надо крайне осторожно относиться к предложениям подобного рода. Конечно же, данный законопроект Конституции не противоречит. Вне всякого сомнения, дополнительное рассмотрение и разрешение вопросов, касающихся приобретения российского гражданства в упрощённом порядке гражданами бывших союзных республик, то есть бывшими гражданами СССР... конечно же, мы можем и должны совершенствовать данный механизм, но в данном случае абсолютно правильная была дана оценка как представителем комитета, так и нашим коллегой Ивановым, я соглашаюсь с ним: ради завоевания дополнительных политических очков на этой достаточно популярной теме... Мы должны всё-таки сохранять трезвую, холодную голову и руководствоваться не столько эмоциями - а тема действительно эмоциональная, так сказать, - сколько осознанием тех последствий, которые могут наступить в случае, если мы воспримем и примем, соответственно, предложения, которые содержатся в законопроекте нашего бывшего коллеги Константина Фёдоровича Затулина, поэтому ещё раз обратите внимание и подумайте: не только граждане бывших союзных республик, но и граждане иных сопредельных государств могут совершенно спокойно подпадать под понятие "соотечественники", и если они захотят, то, если этот закон будет принят, совершенно спокойно будут приезжать к нам и получать гражданство - двойное, тройное, я не знаю какое. Вы знаете, сейчас это достаточно больная тема, и она поднимается всеми политическими силами, как представленными в Государственной Думе, так и не представленными, она поднимается в самых различных выступлениях и исследованиях по этому вопросу. Совершенно очевидно, что в миграционной политике есть что совершенствовать, и там в определённой степени надо наводить порядок. Именно поэтому наш комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", признавая остроту этой темы, признавая, что есть нормы, которые можно пересматривать и совершенствовать, признавая, что необходимо усиливать ответственность и наводить порядок в сфере миграционной политики на территории Российской Федерации, предлагают данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Прежде всего скажу: известно, что эмоции - это всегда предвестник последующих логических, разумных решений. Человек сначала эмоционально реагирует на какую-то проблему, а потом пытается её сконструировать в понятийных инструментах. Самое главное то, что неконтролируемая миграция нам грозит совсем с другой стороны, и это вполне определённо для человека, который проживает в Сибири, - мы уже физически это ощущаем. Что касается тех, кто не... Говорят: "Все уже приехали". Дело не в этом. Дело в том, что масса наших реальных соотечественников - они со стороны сейчас смотрят, как мы организуем свою жизнь, и часть из них в раздумье, стоит или не стоит приезжать в нашу страну. Это зависит от общего климата - экономического, культурного, политического, - который формируется у нас в стране. Если мы принимаем законодательство, которое позволит им приехать, облегчит приезд, позволит уехать и потом приехать снова, - это нормально, в современном мире это нормально. У нас пока отрицательное сальдо по жителям России, именно России. Именно россиян выезжает больше, чем приезжает, мы об этом должны думать. Следующее. Мы вообще не произносим это слово - "диаспора". Вот целый ряд стран научились прекрасно работать со своими соотечественниками и их потомками, которые десятилетиями живут за рубежом, - достаточно назвать, например, Армению, и ряд других государств я бы назвал. Но мы не умеем работать с диаспорой, а надо учиться, и диаспора должна почувствовать, что это действительно страна, для которой они свои, а не на птичьих правах, что это их Родина-мать, пусть даже и Родина-мать их прадедов, дедов. Я не хочу вникать в юридические тонкости - это всегда вопрос второго чтения, но закон, который облегчает возможность приезда, делает более комфортными, что ли, умонастроения людей, которые каким-то образом связывают себя с Россией, я считаю, следует поддерживать. А юридические тонкости во втором чтении всегда можно привести в соответствие с теми нашими намерениями, которые как концепция в данный законопроект привносятся. Несмотря на то что с Константином Затулиным мы редко пересекались по каким-то вопросам, по большинству вопросов, в данном случае я его проект закона поддержал бы, даже если он касается, по его задумкам, я этого не знаю, только одной Украины. Извините, полгосударства, соседствующего с нами, - это русскоязычное население, поэтому лично я проголосую за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович. Единственное, доложен вас поправить в одном: мы ежегодно в последние годы фиксируем устойчивый миграционный прирост. Прошу аккуратно обращаться со статистикой. Никитин Владимир Степанович, пожалуйста. НИКИТИН В. С. Уважаемые коллеги, проблемой соотечественников я занимаюсь с 96-го года в Государственной Думе. Хочу вам сказать, что это проблема очень острая и что Затулин поднял актуальную тему. Вот только здесь у меня сто пятьдесят писем от наших соотечественников, которые поступили в комитет по делам СНГ, с просьбами, тревогами и обидами на то, что они не могут получить гражданство Российской Федерации в течение многих лет. Я хотел бы обратить ваше внимание на слова уважаемого мною коллеги Сергея Иванова, который ссылался на то, что все приехали, - далеко не все приехали в Россию! К сожалению, самая большая беда в том, что именно русские не могут получить российское гражданство, это очень большая беда. И у нас действительно есть программа - Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Но вы вспомните, как эта программа рекламировалась: предполагалось, что мы будем переселять сотни тысяч людей, чтобы решить демографическую проблему. А в прошлом году мы переселили всего тридцать одну тысячу и говорим, что это большое достижение. Почему люди не едут? Потому что эта программа сделана не по-русски, она привязана к рабочему месту: если есть рабочее место в России для соотечественника, он может приехать, но ещё не факт, что он получит российское гражданство. Комитет в своём заключении ссылается на то, что у нас этой программой предусмотрен упрощённый порядок получения гражданства. Уважаемые товарищи, я вам хочу сказать, что получить гражданство по этому пункту программы очень трудно, потому что какие-то умники - не знаю, но не в Думе, это где-то на уровне администрации президента - написали, что участник этой государственной программы может в упрощённом порядке получить российское гражданство только в случае, если он имеет постоянную регистрацию в России. А что значит иметь постоянную регистрацию в России? Это значит, что человек должен иметь жильё или кто-то должен его прописать. Ну, к нам, вы сами сказали, едут не очень обеспеченные люди - богатые и так купят гражданство при нашем уровне коррупции. Человек, который переезжает, он не может купить жильё, да и не каждый пропишет на своей жилплощади незнакомого человека. Фактически сейчас у нас нет упрощённого порядка получения российского гражданства для наших соотечественников, тем более что в октябре прошлого года президент своим указом ещё более ужесточил нормы получения гражданства в упрощённом порядке. Вы помните, что в прошлом году мы с вами внесли изменения в закон о соотечественниках, российских соотечественниках за рубежом. Мы резко сузили само понятие "соотечественник", мы сузили его таким образом, что нашими соотечественниками могут быть люди тех национальностей, которые не имеют титульных государств. То есть мы как бы считаем, что, допустим, таджик, поскольку есть Таджикистан, он не наш соотечественник, узбек, поскольку есть Узбекистан, тоже не наш соотечественник. В основном сейчас под понятие "соотечественник" подпадают как раз коренные народы Российской Федерации, и, естественно, потомки тех, кто жил на территории Российской Федерации. Мне кажется, что в данном случае предложение об упрощённом порядке получения гражданства для соотечественников, проживающих за рубежом, мы с вами могли бы принять, а во втором чтении можно что-то поправить. Что касается двойного гражданства, я согласен с мнением комитета, что к этому надо относиться очень осторожно. Я сам представляю Псковскую область, у нас на границе с Эстонией есть Печорский район: уже половина жителей этого района имеет эстонские паспорта, и это для нас большая проблема. Ко второму чтению можно было бы, вообще говоря, убрать часть предложений Затулина, а именно по пункту "г", и тогда мы с вами подошли бы к нашим соотечественникам с уважением. А почему к ним надо с уважением подходить? Потому что в Концепции внешней политики Российской Федерации написано, что глобальная конкуренция впервые в новейшей истории вышла на цивилизационный уровень, приобретает цивилизационное измерение. Сейчас идёт борьба за цивилизационную ориентацию соотечественников любой страны. И мы должны привлекать наших соотечественников в Россию, а их заманивают в Евросоюз, давая бесплатный, безвизовый въезд в Шенгенскую зону и так далее. Я предлагаю всё-таки в первом чтении принять этот законопроект, ко второму чтению комитету его подкорректировать с учётом всех мнений, и тогда, я думаю, мы поступим разумно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы отказываетесь от выступления? Ризван Даниялович, вы будете выступать? Пожалуйста. Включите микрофон депутату Курбанову. КУРБАНОВ Р. Д. Я хотел буквально несколько слов сказать по поводу последнего выступления. Дело в том, что применение данного закона - это прерогатива органов власти, а не предмет рассматриваемого, так сказать, законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 6. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 46 сек.) Проголосовало за 162 чел.36,0 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 169 чел. Не голосовало 281 чел.62,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.