Заседание № 37
О проекте федерального закона № 608695-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Евгений Сергеевич Москвичёв, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" принят Государственной Думой во втором чтении 22 июня 2012 года. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учётом изложенного Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе принять данный федеральный закон. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". По мотивам выступает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Торговое мореплавание в акватории Северного морского пути связано с очень широким кругом вопросов и задач, стратегическую значимость которых для нашего государства очень сложно переоценить. Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между западными районами страны и российским Дальним Востоком. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов - арктические зоны Чукотки, острова арктических морей и ряд населённых пунктов побережья - морской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. Сегодня СМП - это единственный и экономически вполне реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых по прогнозам и оценкам уже в XXI веке станут едва ли не основной сырьевой базой Российской Федерации. С 90-го года, когда были приняты правила плавания по Северному морскому пути, очень многое изменилось как в положении России в мировом сообществе, так и в экономике нашей страны - требовалось всё это осмыслить и отразить реалии в законодательных нормах. Предлагаемые поправки были достаточно глубоко проработаны при подготовке законопроекта ко второму чтению. Я понимаю, что требовалось оперативно принять нормативные акты по использованию Северного морского пути, однако, на мой взгляд, недостаточно было внести изменения в отдельные законы. Развитие инфраструктуры Северного морского пути и увеличение грузооборота может быть обеспечено только лишь комплексным формированием инвестиционной, тарифной, налоговой, таможенной и страховой политики, при этом одной из приоритетных задач государства должна стать разработка и реализация комплексного проекта по развитию Северного морского пути, включая его полное законодательное обеспечение. Мы поддерживаем этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данный проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 15 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 608695-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" (принят в первом чтении 17 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Доклад председателя Комитета по транспорту... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, была замена. Пожалуйста, депутат Брячак. БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, который регламентирует вопросы и обстоятельства, связанные с торговым мореплаванием по акватории Северного морского пути. Законопроект устанавливает точные границы акватории. Таблицы поправок приложены. Они учитывают мнение правительства, депутатов, заинтересованных сторон. Предлагается вынести во втором чтении на "час голосования" указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. По таблице поправок № 1 есть ли какие-то вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 34 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 08 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении.
23-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 52 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 608695-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
51-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 49-й? Мы сейчас должны получить официальное письмо от докладчика, и после этого будет 49-й. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, который я представляю вам сегодня, разработан в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года. Международной Конвенцией Организации Объединённых наций по морскому праву 1982 года, стороной которой является Российская Федерация, установлено, что прибрежное государство, в морской акватории которого воды более половины года покрыты льдом, может устанавливать дополнительные меры предотвращения загрязнения морской среды с судов и осуществлять плавание в таких акваториях, регулируя судоходство правилами национального законодательства. Под это подходит соответственно часть территории, которую мы условно называем Северным морским путём. В ходе реформ 90-х годов кардинально изменилась система управления Северным морским путём и организация ледокольной проводки в этой акватории. Администрация Северного морского пути была ликвидирована, флот приватизирован. В настоящее время упоминание Северного морского пути содержится только в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", и то в одной статье. В то же время интересы России в нынешних условиях разворачивающейся борьбы за Арктику настоятельно требуют создания надлежащей системы управления судоходством в этом районе. Представляемым законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов с целью решения обозначенных выше задач. Вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации - отраслевой закон, регулирующий сферу торгового мореплавания: предусмотрено создание специализированного государственного учреждения - администрации Северного морского пути с наделением её функциями организации ледокольной проводки судов, обеспечения судов радиосвязью, руководства мероприятиями по защите морской среды от загрязнения, организации поиска и спасения, оказания услуг по обеспечению безопасного плавания судов в акватории Северного морского пути. Полномочием по точному определению границ Северного морского пути предлагается наделить Правительство Российской Федерации. Законопроектом также предлагается урегулировать вопросы платы за ледокольные и иные услуги в акватории Северного морского пути: взимаются так называемый арктический корабельный сбор для администрации Северного морского пути и плата за ледокольную, ледовую лоцманскую проводку. В целях создания правового режима плавания по трассам Северного морского пути предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти полномочиями по изданию правил плавания в акватории Северного морского пути, регулирующих порядок организации судоходства, ледокольной проводки, ледовой лоцманской проводки, плавания судов по рекомендованным маршрутам, навигационно-гидрографическое обеспечение плавания в этой акватории. Вносятся также поправки в статью 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", закрепляющие правовые основания регулирования плавания в акватории Северного морского пути. Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон "О естественных монополиях" положением о том, что обеспечение безопасности мореплавания и проводка судов в акватории Северного морского пути относятся к сфере естественных монополий и регулируются с учётом данного законодательства. По нашему мнению, принятие данного закона позволит существенным образом упорядочить систему управления судоходством в акватории Северного морского пути, являющегося уникальным по сравнению с другими морскими путями. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Доклад от комитета сделает Сергей Николаевич Шишкарёв. Пожалуйста, на трибуну. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Сергей Алексеевич, уважаемые коллеги! Я понимаю, что мы работаем достаточно быстро сегодня, но не могу себе отказать в удовольствии, наверное, в одном из последних выступлений с этой трибуны охарактеризовать существо рассматриваемого сегодня законопроекта, поговорить о его актуальности. Я понимаю, может быть, это не всем интересно, но закон действительно очень перспективный, очень важный, он должен быть принят в интересах глобального развития транспортных коммуникаций и потоков. Поэтому, наверное, буду говорить больше для стенограммы, но вижу, что кто-то и слушает. Я хотел бы отметить актуальность и первостепенную важность этого законодательного акта, который регулирует весь комплекс вопросов, связанных с использованием Северного морского пути. Как сказал Сергей Алексеевич совершенно справедливо, в условиях пристального внимания мирового сообщества к Арктике недальновидно пускать судоходство в арктических водах на самотёк. Однако не всё в законопроекте, во всяком случае на этой стадии, при рассмотрении его в первом чтении, так однозначно и бесспорно, как излагал докладчик, официальный представитель правительства. Комитет по транспорту, я сразу говорю, будет рекомендовать принятие этого законопроекта в первом чтении, и прежде всего из-за чрезмерной затянутости при рассмотрении этой проблемы, требующей быстрого и качественного решения. За те несколько лет, что готовился законопроект - а он готовился только на моей памяти уже четыре года, - разработчикам, на наш взгляд, так и не удалось решить ряд вопросов, на которых я хочу очень коротко остановиться, обратить ваше внимание, тем более что предполагается вполне естественная процедура доработки этого законодательного акта. Законопроект предлагает отмену действующего определения Северного морского пути. Напомню, что сегодня в соответствии со статьёй 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под Северным морским путём понимается исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова. Вместо этого разработчики предлагают определение, практически ничего не означающее. Из законопроекта можно только заключить, что Северный морской путь - это водное пространство где-то на Севере, и точные границы этого пространства устанавливаются Правительством Российской Федерации. По данному вопросу очень интересна эволюция взглядов разработчиков законопроекта. Ещё года полтора назад на сайте Минтранса России публиковались тексты с попыткой всё-таки как-то очертить Северный морской путь. Тогда за западную границу СМП (я для краткости буду так называть Северный морской путь) предлагалось принять меридиан мыса Канин Нос. Для тех, кто не слишком внимательно следил за делами в Арктике, я поясню, что тем самым предлагалось передвинуть западную границу Северного морского пути гораздо ближе к Мурманску, так, чтобы СМП начинался практически с середины Баренцева моря. При таком подходе на трассах СМП оказались бы месторождения Приразломное, всем хорошо известное, Штокмановское и проект "Варандей". Так как отнесение какого-либо пространства к СМП имеет отношение не только к обеспечению безопасности мореплавания, но и к экономике организаций, ведущих хозяйственную деятельность в Арктике, такому расширению Северного морского пути воспротивились и ряд государственных органов, и ряд крупных компаний, вкладывающих немалые средства в развитие арктических проектов. В итоге Минтрансу России пришлось внести в правительство законопроект, вообще не описывающий сколько-нибудь внятно границы Северного морского пути. Ясно, что попытка разработчиков при определении границ СМП спрятаться за акт правительства свидетельствует об отсутствии у них других понятных и внятных идей на этот счёт. Не останавливаюсь на профессиональной квалификации разработчиков, но хотел бы отметить, что мы полагаем крайне важным определить границы Северного морского пути федеральным законом, так как установление этих границ постановлением правительства едва ли прибавит весомости нашим намерениям управлять судоходством в российской Арктике и в целом отстаивать наши экономические интересы. Новое определение порождает и новые возражения. Например, вызывает недоумение отсутствие в нём ссылки на исторический титул, а именно: отсутствие слов, что Северный морской путь - это исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация в Арктике, я уже об этом сказал. Напомню, что ссылка на историческую обусловленность играет важную роль в морском праве, прежде всего в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Кроме того, предлагаемое определение СМП исключает возможность использования околополюсной трассы Северного морского пути, которая частично проходит в открытом море. Также есть вопросы и по конструкции законопроекта, их достаточно много, я понимаю, что это уже не в формате сегодняшнего дня, поэтому не буду всё это перечислять. Соответствующие документы комитета на этот счёт имеются. Планируется, что основной задачей администрации СМП будет являться (я цитирую) организация ледокольной проводки, ледовой лоцманской проводки и проводки по рекомендованным маршрутам в акватории Северного морского пути. Представляется крайне важным уточнить термин "организация", так как его неоднозначное понимание может стать причиной неоправданного вмешательства администрации СМП в деятельность иных субъектов хозяйственной деятельности в Арктике, прежде всего владельцев ледокольного флота. Хотелось бы также большей ясности в вопросах взаимодействия вновь создаваемой организации с организациями, в настоящее время выполняющими те функции, которыми планируется наделить администрацию СМП. Речь идёт прежде всего о ФГУПе "Госморспасслужба России" и ФГУПе "Морсвязьспутник". Анализ законопроекта показывает, что его основной целью являлось и решение вопроса легализации взимания сборов за осуществление судоходства на трассах Северного морского пути. В связи с этим Комитет по транспорту полагает необходимым тщательно проанализировать следующие вопросы: какова экономика судоходства по Северному морскому пути (я, кстати, этот вопрос последовательно задаю в течение двух лет после того, как был совершён первый рейс, был проведён первый сухогруз по этому пути, но мы ничего так и не получили до сих пор), каковы перспективы грузопотока в Арктике, как тарифная политика может содействовать или препятствовать формированию этого грузопотока? Обо всём этом разработчик законопроекта пока нас не уведомил. Законопроект также содержит юридико-технические недочёты. Например, отсутствует единообразие в понятийном аппарате. Так, в статье 3, предполагающей внесение изменения в Кодекс торгового мореплавания, иногда используется термин "организация судоходства", а иногда - "организация плавания судов". Подобных примеров можно привести ещё достаточно много. В ряде случаев в законопроекте используются термины, не имеющие своего определения, например "ледокольная проводка", "ледовая лоцманская проводка" и другие. Учитывая, что указанные термины планируется применять для целей взимания сборов, необходимы их конкретизация и чёткое определение. Но я заканчиваю свои критические высказывания. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что законопроект чрезвычайно важный, он будет способствовать укреплению основ организации безопасности мореплавания по Северному морскому пути. Когда мы получим внятные данные по экономике организации перевозок по данному маршруту, когда мы вложим на основании действия, может быть, этого закона достаточные средства в развитие припортовой и портовой инфраструктуры в этом регионе, действительно может произойти масштабная, не побоюсь этого слова, революция в организации глобальных перевозок между странами Юго-Восточной Азии, АТР, Россией, Европой и в целом могут произойти титанические сдвиги с точки зрения организации перевозок, как я сказал, в глобальном масштабе. О значимости этого законопроекта недавно говорил Президент Российской Федерации на встрече в Хабаровске, он тоже дал свои оценки перспектив развития СМП и нас настраивал на то, чтобы мы засучив рукава вели работу по данному законопроекту. С учётом того что есть возможность ещё глубоко проанализировать то, как законопроект может измениться ко второму чтению, есть возможность его всесторонней доработки, Комитет по транспорту рекомендует принять законопроект в первом чтении. А Сергея Алексеевича Аристова от имени комитета мы тоже поздравляем с тем, что сегодня Советом Думы принято решение о награждении его Почётной грамотой Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присоединяемся. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, один кто-то у вас от фракции. Кто будет задавать вопрос? Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Я и по докладу, и по содокладу хочу задать вопросы Сергею Алексеевичу. Вот пункт 3 статьи 5-1 предусматривает создание администрации Северного морского пути. Скажите, в какой форме это будет организовано? Что, это госкомпания будет, или это министерство будет, или это, я не знаю, что ещё? Федеральное государственное учреждение - что за форма? И в документах, представленных вами в связи с этим законопроектом, говорится, что дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета это не требует. Мы ведь знаем, что, по-моему, до начала 2000-х годов это всё финансировалось в том числе за счёт федерального бюджета. Что же это будет за организация, на которую не надо никаких денег-то из федерального бюджета? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, вы будете отвечать? Пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Да, я буду отвечать, если позволите. Тем более, что я в своём выступлении назвал форму данной организации - это специализированное государственное учреждение с условным сегодня названием "Администрация Северного морского пути". Что касается содержания, я тоже сказал: арктический корабельный сбор для администрации Северного морского пути. По такому принципу у нас сегодня живут все АМП, то есть администрации морских портов России, бюджетного содержания они не имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов нет. Присаживайтесь, Сергей Николаевич. Коломейцев выступает от фракции КПРФ. Других желающих нет. Подводим черту. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле удивляет... Вот мы послушали внимательно, и мне становится понятным, почему "закатывали" Шишкарёва. Потому что он в принципе дал очень критическую оценку закона. Это при условии, что в ООН уже в течение последних пяти лет американские представители регулярно ставят среди прочих и вопрос об интернационализации Северного морского пути. Те, кто бывал в Мурманске, прекрасно видели, во что превращён первый и единственный в мире ледокольный флот: он там стоит возле причальной стенки, поржавевший, кроме одного судна. И в принципе, с нашей точки зрения, казалось бы, после того как Артур Николаевич и Груздев побывали на дне Ледовитого океана... В принципе всем было понятно, что их экспедиция была связана прежде всего с защитой арктических интересов и попыткой отстоять позицию, что в принципе дно Северного Ледовитого океана по большей части - это продолжение материка. Но что удивляет: неужели правительство в разных кабинетах по-разному это дело ощущает или всё-таки чьи-то коммерческие или лоббистские интересы в данной ситуации превалируют над государственными интересами? Я считаю, что министерство, вернее, уже комитет, наверное, ко второму чтению просто обязан учесть все высказанные замечания и детализировать как сам маршрут Северного морского пути, так и все географические уточнения, так как, безусловно, в ближайшие пять - десять лет развернётся политическая борьба за раздел Арктики, потому что это является одной из наиболее перспективных кладовых мира, и здесь, мне кажется, если будут приниматься такие общие законы, мы эту борьбу проиграем. Наверное, вообще-то, стоило бы правительству в большей степени заботиться об интересах государства, чем частных компаний, потому что, когда читаешь закон такого общего плана, задумываешься: ну почему?.. Неужели там этого не понимают люди? Тем более, зная Сергея Алексеевича, награждённого сегодня Почётной грамотой, а у него кроме этой грамоты есть много наград других и есть колоссальный опыт... Я уверен, что он, как профессионал, понимает, в чём суть названий - и географических, и экономических, и всех прочих. Поддерживая концепцию закона, всё-таки мы высказываем тревогу в отношении беспринципной позиции в изложении законоположений и всё-таки надеемся, что ко второму чтению будет уточнена вся терминология в части отстаивания интересов России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства на выступлении не настаивают. Докладчик хочет сделать пояснение. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Всего одна фраза: призываю всех к внесению поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 51, первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 52 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принято.