Заседание № 261

17.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (в части, касающейся организационных основ, а также порядка образования, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурной автономии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2680 по 2745 из 8694
Пункт 6: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О национально-культурной автономии".                                           
                                                                                
Пожалуйста, Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. С места.                            
                                                                                
БИЧЕЛДЕЙ К. А., фракция "Единство - Единая Россия".                             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил данный     
законопроект к третьему чтению. Как вы знаете, законопроект во втором чтении    
был принят 27 сентября еще прошлого года. За это время были проведены очень     
непростые согласительные процедуры. И в конечном итоге комитет одобрил          
результаты согласительных процедур по дефинициям, понятиям, по порядку, и       
условиям формирования национально-культурных автономий, что вызывало вопросы,   
собственно, у самих национально-культурных автономий, а также у комитета. И в   
настоящее время комитет считает, что закон подготовлен к третьему чтению, и     
просит поддержать его, принять в целом.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос, да?            
                                                                                
Так, Никитин Владимир Петрович, вопрос к докладчику.                            
                                                                                
НИКИТИН В. П., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Каадыр-оол Алексеевич, вы, наверное, внимательно посмотрели отзыв     
нашего Правового управления. И несмотря на то что вы сказали, что               
терминологические проблемы разрешены, наше Правовое управление пишет, что это   
далеко не так. И отсюда ключевой термин, касающийся национально-культурной      
автономии как объединения граждан, относящих себя к (цитирую) "определенной     
этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на        
соответствующей территории", оказывается непонятным с точки зрения              
практического использования этого понятия в законодательстве. И более того,     
Правовое управление пишет, что возникнут трудности с его применением, которые   
потребуют внесения новых поправок в закон. Так вот, меня интересует, имеет ли   
смысл нам тогда принимать такие изменения в действующее законодательство,       
которые породят только новые проблемы.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте.                                     
                                                                                
Депутату Бичелдею включите микрофон.                                            
                                                                                
БИЧЕЛДЕЙ К. А. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, это один из тех предметов долгого спора в течение одного     
года. Тем не менее комитет считает, что, поскольку это инициатива               
правительства, правительство знает и понимает, что правовые коллизии могут      
возникнут в связи с принятием в законе именно этих определений, и я считаю,     
что... Я не согласен с определением Правового управления, что применение        
этого терминологического сочетания вызовет обязательно какие-либо сложности.    
В данном случае это словосочетание, термин юридический, включается в один из    
основополагающих законов по национальным отношениям в России на основе          
международно-правовых обязательств Российской Федерации, которые нами,          
Россией, взяты, подписаны и вступили в силу. Я думаю, что если есть еще         
какие-то дополнительные вопросы, то их нужно адресовать инициатору              
законопроекта - Правительству Российской Федерации. Мы считаем, что таких       
коллизий не должно возникнуть.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, на третье чтение выносим. А дальше по мотивам голосования депутаты     
смогут высказаться или же просто проголосовать, как считают нужным.             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2905 по 2921 из 8694
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
национально-культурной автономии", третье чтение. Ставлю на голосование.        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              260 чел.             57,8%                        
Проголосовало против           56 чел.             12,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.             29,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 189

27.09.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (в части, касающейся организационных основ, а также порядка образования, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурной автономии; принят в первом чтении 27 июня 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2260 по 2901 из 7501
Пункт 9 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О национально-культурной автономии" (в части уточнения субъекта права    
на создание национально-культурной автономии и порядка создания и регистрации   
национально-культурной автономии, второе чтение). Валентин Иванович Никитин     
уже на трибуне.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
национальностей, Агропромышленная депутатская группа.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект прошел все необходимые процедуры         
подготовки ко второму чтению. В этот период поступила 21 поправка по данному    
законопроекту, 19 из них комитет счел необходимым включить в таблицу 1 -        
поправок, рекомендованных Государственной Думе к принятию, - и две поправки     
рекомендует Государственной Думе к отклонению, они включены в таблицу 2.        
Прошу поддержать наше предложение.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? От Правительства      
хочет выступить Зорин Владимир Юрьевич, наш бывший депутат, министр             
Российской Федерации, без портфеля министр.                                     
                                                                                
ЗОРИН В. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
министр Российской Федерации.                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, я просил бы вынести на отдельное голосование поправки 2,    
3 и 13 из таблицы 1.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли еще предложения по таблице     
поправок? Включайтесь, записывайтесь. Для чего систему ставили? Столько денег   
потратили! Записывайтесь для предложений по таблице поправок, рекомендованных   
комитетом к принятию, пожалуйста.                                               
                                                                                
Система не работает. Ну не записался никто! (Выкрики из зала.) Еще раз          
запишитесь. Надо систему все-таки проверить. (Выкрики из зала.) Я знаю, но      
всё равно мне систему надо проверить.                                           
                                                                                
Николай Васильевич, помогите, пожалуйста.                                       
                                                                                
Включите микрофон депутату Южакову.                                             
                                                                                
Пожалуйста, ваше предложение по таблице поправок.                               
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Поправки 6 и 8 вынести на отдельное голосование.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 6 и 8 - на отдельное голосование.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, нет больше вопросов по таблице 1? Прошу определиться         
голосованием. Кто за то, чтобы принять данную таблицу, кроме поправок 2, 3,     
6, 8 и 13?                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования. Покажите результаты голосования.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.             62,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    281 чел.                                          
Не голосовало                 169 чел.             37,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Владимир Юрьевич, пожалуйста, ваши замечания по поправке 2.                     
                                                                                
Включите микрофон в ложе Правительства.                                         
                                                                                
ЗОРИН В. Ю. Если можно, я сразу выскажусь по трем поправкам, так как они        
взаимосвязаны.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы голосуем по каждой поправке.                        
                                                                                
ЗОРИН В. Ю. Ну я выскажусь, а потом, наверное... Можно так сделать, да?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо, пожалуйста.                                    
                                                                                
Внимание, депутаты!                                                             
                                                                                
ЗОРИН В. Ю. Речь идет вот о чем, уважаемые депутаты. Мы в 1996 году приняли     
этот закон, он активно действует: 300 национально-культурных автономий          
зарегистрировано, из них 14 - федеральных. Но практика регистрации и практика   
работы потребовали внесения определенных изменений.                             
                                                                                
Мы просили бы поддержать правительственную редакцию, которая рассматривалась    
в первом чтении, где говорится о том, что закон относится к определенным        
этническим обществам, находящимся в ситуации национальных меньшинств на         
соответствующей территории. В этом случае субъектами права на создание НКА      
становятся не все, а только те этнические группы, которые испытывают            
объективные трудности в решении своих национально-культурных задач, и этим      
определяется предмет или сфера действия данного закона.                         
                                                                                
Поправки 2, 3 и 13 сопряжены вот с этим основным положением и носят             
редакционный характер. Я просил бы поддержать нашу точку зрения.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы что предлагаете - отклонить?                           
                                                                                
ЗОРИН В. Ю. Да.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете отклонить.                                 
                                                                                
Мнение комитета, Валентин Иванович, коротко, и мы голосуем.                     
                                                                                
НИКИТИН В. И. Как сказал Владимир Юрьевич, у нас действительно сегодня          
действует 14 федеральных национально-культурных автономий и около 300           
региональных и других национально-культурных автономий. Мы не можем             
согласиться с той поправкой, которую внесло Правительство Российской            
Федерации в действующую на сегодняшний день статью, потому что действующим      
шесть лет Федеральным законом "О национально-культурной автономии" это право    
- на создание национально-культурных автономий - предоставляется всем           
гражданам, независимо от того, к какому национальному меньшинству они           
относятся и так далее.                                                          
                                                                                
Кроме того, я должен сказать, что это противоречит концепции существующего      
сегодня закона, а тем самым и Конституции Российской Федерации, где дается      
право гражданам любой национальности создавать свои общественные объединения    
и так далее. Более того, я хочу сказать, что предлагаемая поправка сразу        
поставит под сомнение регистрацию федеральных национально-культурных            
автономий - татар, лезгин, русских, - которые сегодня не могут                  
зарегистрироваться только потому, что мы так долго рассматриваем этот вопрос.   
Ну и в конце концов, еще раз хочу сказать, что будут ликвидированы и многие     
национально-культурные автономии, которые сегодня действуют во многих           
регионах Российской Федерации. Комитет внимательно рассмотрел эту поправку и    
считает нужным все-таки не согласиться с мнением представителя Правительства    
и проголосовать за эту поправку в той редакции, которая предложена к принятию   
Комитетом по делам национальностей.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Уважаемые коллеги, всё.                             
                                                                                
Для выступления по мотивам включите микрофон депутату Тену. Для чего технику    
поставили вообще?                                                               
                                                                                
ТЕН Ю. М., депутатская группа "Народный депутат".                               
                                                                                
Спасибо. Техника сбои дает иногда.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые выступающие, уважаемый Владимир Юрьевич! Я не      
хотел по этому поводу выступать, но в связи с тем, что начинается серьезная     
полемика, я должен сказать, что я являюсь председателем                         
национально-культурной автономии российских корейцев. Более того, мы, все       
национально-культурные автономии, создали союз национально-культурных           
автономий. И позвольте мне выступить от лица уже действующих,                   
зарегистрированных национально-культурных автономий. И мы, обсуждая на          
координационном совете, а также в союзе национально-культурных автономий,       
приняли решение поддержать предложение Правительства об отклонении данных       
поправок, тех, о которых доложил министр. Поэтому мы, действующие               
национально-культурные автономии, предлагаем отклонить эти поправки. Я          
полагаю, что никто более, чем те, которые уже существуют, которые               
апробировали этот закон, те, которые на практике на себе ощутили, что надо      
менять в тех принятых законодательных актах... А я хочу напомнить, что этот     
закон мы еще обсуждали в первой Государственной Думе. Поэтому я предлагаю       
отклонить эти поправки.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый Юрий Михайлович, вы знаете, при втором чтении   
- никаких выступлений. Вы уже восемь лет депутат Государственной Думы.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, выношу на ваше решение поправку 2 из первой таблицы. Она     
рекомендована комитетом к принятию. Правительство считает, что эта поправка     
не должна быть принята. Прошу определиться голосованием.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. За что?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За то, чтобы принять поправку 2. Она есть в таблице.      
Правительство против, я сказал. (Выкрики из зала.)                              
                                                                                
Остановите голосование.                                                         
                                                                                
Еще раз я вам говорю: есть первая таблица поправок, рекомендованных комитетом   
к принятию, Правительство вынесло на отдельное голосование поправку 2. Мы       
голосуем. Кто за то, чтобы принять? Правительство против. Комитет               
рекомендовал принять, Правительство против. Вот и всё. Вы посмотрите, сами      
определитесь.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              117 чел.             26,0%                        
Проголосовало против           24 чел.              5,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    141 чел.                                          
Не голосовало                 309 чел.             68,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Поправка 3. Комитет рекомендует...                                              
                                                                                
Да, пожалуйста, Валентин Иванович.                                              
                                                                                
НИКИТИН В. И. В этом случае, если отклонена поправка 2, соответственно, и       
следующие поправки следует принять в редакции, предложенной Правительством.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, тогда я должен всё равно каждую поправку ставить на   
голосование.                                                                    
                                                                                
НИКИТИН В. И. Поэтому я и предлагаю, чтобы не голосовать десять раз, сразу за   
две поправки...                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не можем мы так.                                     
                                                                                
Поправка 3. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Мнение Правительства вы   
знаете. Комитет - за.                                                           
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
Результаты покажите.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.             22,2%                        
Проголосовало против           19 чел.              4,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    120 чел.                                          
Не голосовало                 330 чел.             73,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Владимир Вольфович, вы по ведению? Да, пожалуйста, Жириновский.                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я как раз по ведению.                                         
                                                                                
В данном случае я прошу особое внимание уделить. Это не простой закон, это не   
техническое голосование. У нас этническим меньшинством скоро будут китайцы,     
но они будут большинством, и афганцы, и все остальные. И через двадцать лет в   
этом парламенте будут принимать законы в защиту русского меньшинства в          
государстве Российском. Поэтому, кто голосует вот за рекомендации комитета,     
пусть подумает о будущих внуках своих. Ваши внуки будут говорить по-китайски,   
по-турецки и по-немецки. Поэтому об этом подумайте. Вы в 17-м году не           
подумали, сейчас, в 2002-м, не думаете. Это самый опасный закон, тот, который   
мы сегодня принимаем, это хуже, чем энергетика и МПС!.. Большей опасности,      
чем этнический взрыв, у нас не будет! Вот об этом думайте как следует.          
                                                                                
Поэтому правильная позиция Правительства и неправильная позиция комитета.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Председатель    
комитета вам сказал, что поправка противоречит концепции закона. Мы не имеем    
права, вообще-то, ставить на голосование поправки, которые противоречат         
концепции закона. Тогда снять его надо с рассмотрения.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентин Иванович. Я не слышал, чтобы вы      
сказали, что она противоречит концепции.                                        
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я бы еще раз хотел... (Шум в зале.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Внимание, уважаемые коллеги!                              
                                                                                
НИКИТИН В. И. Еще раз, Владимир Вольфович, я прошу все-таки на комитет не       
нападать. Комитет как раз отстаивает право всех граждан, сегодня населяющих     
Российскую Федерацию, на создание своих национально-культурных автономий. Ни    
о каких китайцах здесь речи нет. А вот если принять то, что предлагает          
Правительство, - наоборот, получат право те, как вы вот говорите...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, уважаемые коллеги, поправка 13.          
Комитет рекомендует ее принять, Правительство против. Прошу определиться        
голосованием. Поправка из таблицы 1.                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              118 чел.             26,2%                        
Проголосовало против           14 чел.              3,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    132 чел.                                          
Не голосовало                 318 чел.             70,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Валентин Иванович, есть у вас таблица 2 - поправок, рекомендованных комитетом   
к отклонению?                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет, еще Южаков...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, еще Южанов. Пожалуйста, коллега Южанов, ваш          
комментарий по поправке 6. (Шум в зале.) Южаков, да, пожалуйста.                
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Да, я как раз хотел сказать, что я министром антимонопольной       
политики еще не стал и не собираюсь. Хотя его критикуют и место может стать     
вакантным. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста.                          
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Уважаемые коллеги, национально-культурные автономии, конечно же,   
стали уже очень важным фактором нашей жизни, не только культурной, но и         
политической. И поэтому, мне кажется, мы очень осторожно должны относиться ко   
всяким попыткам изменить их статус в нашей жизни, в том числе политической      
жизни. Предлагаемые поправки 6 и 8, на мой взгляд, и я думаю, что и на взгляд   
моих коллег по фракции, существенным образом, во-первых, изменяют предложения   
Правительства, которые были приняты нами в первом чтении, а во-вторых,          
существенно изменяют отношения внутри этнических общностей и их                 
взаимоотношения с обществом в целом.                                            
                                                                                
Ну, во-первых, предлагаемые поправки фактически вводят ограничения прав части   
людей, причисляющих себя к той или иной этнической общности, - права на         
создание национально-культурных автономий. Во-вторых, это право узурпируется    
нами, передается тем 50 процентам, которые создадут одну                        
национально-культурную автономию как в регионе, так и в Российской Федерации.   
Мы с вами тем самым фактически превращаем национально-культурные автономии в    
национально-культурные монополии в рамках одной этнической общности.            
                                                                                
Помимо прочего, это, так или иначе, не только явление культурной жизни,         
национально-культурной жизни, но это явление политической жизни. Очень часто,   
давайте вспомним, в истории именно с кружков по пению начинались очень          
существенные политические перемены в жизни страны. И в данном случае мы,        
утверждая монополию части людей, причисляющих себя к определенной этнической    
общности, на право создать такую национально-культурную автономию, тем самым    
открываем фактически дополнительные каналы движения к власти уже тех или иных   
кланов внутри этнических общностей. Мы существенно меняем политическую          
конфигурацию вообще всей нашей жизни, создаем потенциальную возможность,        
пусть очень абстрактную возможность, но создаем, по превращению нашего          
федеративного государства, полиэтнического государства, в этнократическое       
государство.                                                                    
                                                                                
Я прошу вот эту отдаленную возможность учитывать и сегодня отклонить эти две    
поправки, поправки 6 и 7, которые внесены комитетом, в частности как не         
соответствующие законопроекту, принятому в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Иванович, пожалуйста, по поправке 6, и голосуем.                       
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я как раз не могу согласиться с этим только по одной простой      
причине. К сожалению, закон действует уже шесть лет, как я говорил, и мы        
имеем массу примеров, когда люди одной этнической общности не могут создать     
национально-культурную автономию. Начинается деление: две, три... потом споры   
между собой и так далее.                                                        
                                                                                
Поэтому мы рекомендуем: может создаваться только одна национально-культурная    
автономия, будь то местная, региональная или федеральная, для того чтобы        
прекратить все споры внутри вот такой этнической общности.                      
                                                                                
Прошу поддержать нашу поправку.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
По ведению - Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста.                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я еще раз хочу обратить внимание депутатов на то, что самую   
вредную деятельность в истории четвертой Государственной Думы будет иметь       
именно Комитет по делам национальностей.                                        
                                                                                
Мы всё сделаем в экономике, в безопасности, но если мы вовремя не остановим     
этнические потоки, которые захлестывают страну, мы нанесем самый большой        
вред. У нас двести национальностей, сто национальностей, если мы дадим права    
всем создавать сперва кружок по изучению языка, потом они захотят театр,        
потом они захотят главу администрации. Уже они планируют захватить посты        
губернаторов в чисто русских регионах. Мы с вами получим совсем другой          
парламент через двадцать лет, вы об этом подумайте. Что, в Америке этого нет?   
Там много национальностей, там все американцы, но там нет слова                 
"национальность". Турция - многонациональная страна - у всех написано           
"турок". Нет ни одной страны в мире, где было бы понятие "национальность".      
Кто это ввел в нашей стране? Все - граждане! Мы все - граждане! Нет такого      
понятия - "национальность"! Это и есть самый настоящий политический             
экстремизм, когда мы начинаем бить на национальные чувства. Мы все - граждане   
одного государства. И поэтому в следующей Думе Комитета по делам                
национальностей не будет, не будет и... (Микрофон отключен.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению записались депутаты Новиков и Сафиуллин.       
                                                                                
Новиков, пожалуйста, по ведению. Александр Васильевич, пожалуйста.              
                                                                                
ЛОГИНОВ Е. Ю. Депутат Логинов по карточке Новикова.                             
                                                                                
Я как раз хотел по ведению сказать. Вот сегодня замечания делались в зале по    
поводу разжигания межнациональной розни только за одно - за то, что             
прозвучало слово "этнический". А как мы вот теперь, вообще, обсуждаем этот      
вопрос?                                                                         
                                                                                
И второе. Давайте предложим схему, как мы Дагестан поделим. Сколько автономий   
будет? Лакцев, табасаранцев, кумыков и так далее сколько будет? В какой тупик   
мы зайдем?!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Депутат Сафиуллин, пожалуйста. И потом представитель Правительства.             
                                                                                
САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых           
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, я прошу вас не допустить пропаганду фашизма,        
расизма и геноцида из президиума Государственной Думы господином Жириновским.   
Без этого хватает у нас пропагандистов фашизма.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель Правительства.                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство поддерживает      
позицию депутата Южакова и предлагает вернуться к первоначальному тексту        
законопроекта, в том виде, в каком эти статьи были внесены Правительством.      
Дело в том, что мы можем, конечно, прописать сейчас в законопроекте             
положение, правило, согласно которому только одна национально-культурная        
автономия может создаваться в субъекте Российской Федерации, только одна        
национально-культурная автономия может создаваться на уровне всей Российской    
Федерации. Но давайте не забывать, что мы затрагиваем и регулируем достаточно   
щепетильные, чувствительные аспекты человеческих, общественных                  
взаимоотношений - национальные. Это национальные аспекты исторически на         
протяжении тысячелетий служили причинами самых кровавых, можно сказать,         
происшествий в истории человечества и, в общем-то, во многом определяют         
сегодняшнее лицо планеты.                                                       
                                                                                
Я бы хотел отметить вот такой момент. Вы знаете, что в национальных группах,    
которые проживают на территории либо субъекта Федерации, либо всей России,      
существуют различного рода лидеры, очень явное... (Микрофон отключен.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте, пожалуйста, 30 секунд.                             
                                                                                
Заканчивайте.                                                                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. ...межлидерское соперничество. И если мы узаконим отсутствие      
этого соперничества, то мы фактически эту борьбу переведем в борьбу вокруг      
создания одной-единственной национально-культурной автономии, и тогда они       
вообще не будут созданы, потому что лидеры никогда не договорятся между         
собой. Дайте им эту отдушину.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, понятны позиции. Поправка 6...         
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Иванович.                                                  
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я, вообще-то, удивлен позицией Правительства Российской           
Федерации, потому что эти поправки как раз были согласованы с Правительством    
и они их получили. Я не понимаю, для чего нужно сегодня, имея уже опыт          
раздрая в различных этнических группах, вновь подходить к этому? Поэтому        
комитет, еще раз хочу сказать, считает необходимым принять данную поправку в    
той редакции, которая предложена комитетом.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием.       
Комитет предлагает поправку 6 из таблицы 1 принять. Мнение Правительства и      
депутата Южакова вам известно. Прошу определиться голосованием.                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.             29,6%                        
Проголосовало против           21 чел.              4,7%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                 293 чел.             65,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Поправка 8. Позиция известна. Прошу определиться голосованием. Кто за то,       
чтобы принять данную поправку? Комитет - за. Я так понимаю, что мнение          
депутата Южакова и Правительства - отклонить.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              120 чел.             26,7%                        
Проголосовало против           28 чел.              6,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.             66,9%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Валентин Иванович, таблицы 2 поправок, рекомендованных к отклонению, нет?       
Есть.                                                                           
                                                                                
НИКИТИН В. И. Там две поправки.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уважаемые коллеги, таблица 2 поправок,        
рекомендованных комитетом к отклонению, у вас на руках. Есть по этой таблице    
замечания? Нет? Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу определиться     
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.             68,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.             31,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Валентин Иванович, во втором чтении с учетом тех...                             
                                                                                
НИКИТИН В. И. Да. Я очень сожалею, что депутаты Государственной Думы            
проголосовали... (Шум в зале.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Внимание, уважаемые коллеги!                              
                                                                                
НИКИТИН В. И. ...так, как предложено Правительством Российской Федерации,       
что, на мой взгляд, вызовет недовольство многих региональных, местных и         
федеральных национально-культурных автономий. Но процедуру выполнили. Прошу     
проголосовать во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас еще есть третье чтение. Вы       
сами понимаете, там могут быть разные предложения. Кто за то, чтобы принять     
данный законопроект во втором чтении? Прошу определиться голосованием.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Остановите, пожалуйста, голосование.                      
                                                                                
Сафиуллин, пожалуйста, по ведению.                                              
                                                                                
САФИУЛЛИН Ф. Ш. Уважаемые коллеги, на результатах голосования по этому          
законопроекту неизбежно отразятся расистские, античеловеческие, фашистские      
высказывания господина Жириновского, который не получил отпор ни со стороны     
председательствующего, ни со стороны депутатов Государственной Думы. В этих     
условиях, без отпора таким фашистским высказываниям, голосовать этот закон      
нельзя!                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фандас Шакирович, я не знаю, в чем вы меня хотите         
обвинить? Если я слышу оскорбления в адрес депутатов, я всегда останавливаю     
любого выступающего.                                                            
                                                                                
Я сейчас дам слово Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Владимир Вольфович,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот я и прошу остановить депутата Сафиуллина раз и            
навсегда! Фашизм был осужден Нюрнбергским процессом. Это когда одну нацию       
ставят над всеми, вот в основе этого - нацизм. Сегодня у нас в некоторых        
регионах как раз и существуют этнократия, этнократические государства. Я        
говорил в рамках Конституции, по нашей Конституции все нации равны. Все,        
господин Сафиуллин! И вы должны любить и башкир, и русских, и евреев, и         
чеченцев, как это делаю я. А вы пытаетесь нам доказать, что есть русский        
фашизм. Никакого русского фашизма нет! Я говорил в рамках Конституции, нельзя   
давать приоритет какой-то национальной группировке. Мы все граждане России,     
все! И никакого значения национальность не имеет. Это не фашизм, это,           
наоборот, антифашизм. Но когда у вас в Башкирии все руководящие посты           
занимают... 30 процентов населения башкиры, но всё руководство - башкиры -      
вот это перекос, это нарушение Конституции! 30 процентов татар не имеют         
права, 30 процентов русских не имеют права! Вот этим занимается Генеральный     
прокурор, и я вам обещаю, что мы наведем порядок и в вашей республике, и во     
всех остальных! (Микрофон отключен.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, всё. (Шум в зале, выкрики.)           
Минуточку!                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю...                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Подумайте о своем будущем, господин Сафиуллин! Я вам обещаю            
наказание уголовное за ваши высказывания! (Шум в зале.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги!.. Владимир Вольфович, Владимир         
Вольфович! Уважаемый коллега Владимир Вольфович, будьте выдержанным. Всё,       
всё!                                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Я выдержан! Это они, нацменьшинства... Я тоже нацменьшинство, но я     
молчу!                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, Владимир Вольфович сказал, что он      
нацменьшинство. Уважаемые коллеги, я прошу вас определиться голосованием.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Я уважаю русских, а вы их не уважаете! А они вас спасли от фашизма!    
Вы бы погибли все!                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, но очень эмоциональные наши выступления. (Шум    
в зале.)                                                                        
                                                                                
Есть по ведению выступление... Евгений Юрьевич, я сегодня по ведению вам        
предлагал двадцать раз.                                                         
                                                                                
Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять во втором чтении      
законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О                       
национально-культурной автономии"? Прошу определиться голосованием. С учетом    
того, что были сделаны соответствующие замечания в таблицу поправок,            
рекомендованных к принятию, кто за то, чтобы принять законопроект во втором     
чтении? Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Успели проголосовать, уважаемые коллеги?                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              213 чел.             47,3%                        
Проголосовало против           92 чел.             20,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.             32,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Нет. Еще раз... Уважаемые коллеги, я сам предлагаю вернуться к голосованию,     
потому что техническая служба невнимательно слушает. С этой техникой не         
знаешь, как обращаться теперь! Прошу, будьте внимательны. Я еще говорил, а вы   
включили уже. (Шум в зале.)                                                     
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект...                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Переголосовать!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переголосовать. Кто за то, чтобы вернуться к              
голосованию? Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы вернуться к      
голосованию? Правильное замечание: я еще говорил, а уже строчка шла...          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              228 чел.             70,8%                        
Проголосовало против           94 чел.             29,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу внимания. Кто за то, чтобы проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной      
автономии" принять во втором чтении? Прошу определиться голосованием.           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              244 чел.             54,2%                        
Проголосовало против          112 чел.             24,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.             20,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 159

10.04.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (в части, касающейся организационных основ, а также порядка образования, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурной автономии; принят в первом чтении 27 июня 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 606 по 620 из 6874
НИКИТИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
национальностей, Агропромышленная депутатская группа.                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я прошу исключить пункт 13 из сегодняшний        
повестки дня и перенести на следующее заседание Государственной Думы. Это       
просьба официального представителя Правительства Российской Федерации.          
Требуется время для согласования.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И просьба комитета, да?                                   
                                                                                
НИКИТИН В. И. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда давайте мы сразу 13-й исключим. Просьба комитета    
и Правительства.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 932 по 933 из 6874
Никитин: исключить пункт 13. Исключили.                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4138 по 4140 из 6874
Итак, уважаемые депутаты, пункт 13 мы с вами сегодня из повестки дня            
перенесли на другой день.                                                       
                                                                                

Заседание № 105

27.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии" (в части, касающейся организационных основ, а также порядка образования, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурной автономии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5507 по 6181 из 6846
уважаемыми коллегами. К нам на рассмотрение пункта 40, а именно проекта         
федерального закона о внесении изменений и дополнений в ряд статей              
Федерального закона "О национально-культурной автономии", прибыл министр по     
национальным вопросам. Как вы думаете, может быть, мы воспользуемся этим        
случаем и рассмотрим вне очереди этот законопроект? Есть такое предложение,     
чтобы министру не ждать часа полтора-два. Я ставлю на голосование. Кто за то,   
чтобы с учетом изложенных обстоятельств рассмотреть... (Выкрики из зала.)       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Салий, по ведению.                                          
                                                                                
САЛИЙ А. И. Уважаемые коллеги, конечно, министр - это важное лицо, но           
министры приходят и уходят, а герб - это государственный символ. После 31-го    
пункта, пожалуйста, пусть министр выступает.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, мнение депутата Салия ясно. Мы его глубоко        
уважаем, но решать мы, видимо, будем в связи с тем, как выскажутся депутаты в   
целом. Поэтому кто за то, чтобы рассмотреть в настоящее время 40-й вопрос,      
после чего приступить к 31-му? Прошу голосовать. Кто за это предложение?        
                                                                                
Есть ли без карточки депутаты? Нет.                                             
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.             93,6%                        
Проголосовало против           16 чел.              6,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    250 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Приступаем к рассмотрению вопроса 40: о проекте федерального закона "О          
внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального        
закона "О национально-культурной автономии". Слово для доклада                  
предоставляется Александру Викторовичу Блохину, министру по делам федерации,    
национальной и миграционной политики.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Викторович.                                               
                                                                                
БЛОХИН А. В., представитель Правительства Российской Федерации, министр по      
делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.     
                                                                                
Я благодарю депутатов за лояльное отношение к нашей проблеме.                   
                                                                                
Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 1 в целях конкретизации      
субъектов права на национально-культурную автономию. Данное уточнение           
определения национально-культурной автономии в отношении субъектов права на     
национально-культурную автономию вводится на основании общеизвестного в         
международном праве, принятого в практике стран определения                     
национально-культурной автономии. Это специальный институт, предусматривающий   
определенный объем прав для национальных меньшинств, нуждающихся в              
самоорганизации государственных меньшинств в вопросах сохранения языка,         
культуры и национальной среды.                                                  
                                                                                
Изменение введено также с учетом статей 71 и 72 Конституции Российской          
Федерации. Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации предполагают         
наличие правовых институтов и механизмов для создания условий определенным      
этническим группам, национальным меньшинствам и коренным малочисленным          
народам в достижении фактического равенства, не только формального, но и        
юридического.                                                                   
                                                                                
Также в статье 5 уточняются организационные основы создания                     
национально-культурных автономий на местном и региональном уровнях.             
                                                                                
В статье 6 уточняются процедурные вопросы образования и регистрации             
национально-культурных автономий.                                               
                                                                                
Абзацы третий, четвертый и пятый части второй статьи 7 дополняются словами:     
"...находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей         
территории".                                                                    
                                                                                
Дополнение в статье 20 - об указании численности граждан, на которых            
рассчитаны представленные в государственные органы программы и проекты          
национально-культурных автономий. Практика работы органов исполнительной        
власти как федерального центра, так и субъектов Российской Федерации            
свидетельствует о претензиях некоторых руководителей НКА на равную финансовую   
поддержку, независимо от численности граждан той или иной национальности, на    
которых рассчитаны целевые проекты и программы НКА. Поэтому в законопроекте     
предусматривается обязательное представление таких сведений.                    
                                                                                
Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования.              
Законопроект не противоречит положениям законодательства в данной сфере, не     
меняет концепций и положений действующего Федерального закона "О                
национально-культурной автономии". Принятие законопроекта не требует внесения   
изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации.        
                                                                                
И финансово-экономическое обоснование. Принятие настоящего федерального         
закона не повлечет дополнительных в сравнении с ныне действующим законом "О     
национально-культурной автономии" финансовых затрат из федерального бюджета.    
                                                                                
Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта:           
реализация основополагающих принципов и направлений государственной             
национальной политики Российской Федерации, конституционных гарантий прав и     
свобод каждого гражданина нашей страны, создание условий для сохранения и       
развития языков, культур народов и их межнационального согласия.                
                                                                                
И я хотел бы сказать в дополнение еще о том, что реализация этих поправок,      
достаточно серьезных и принципиальных, самое главное, позволит создать          
механизм реализации государственной концепции национальной политики. Если       
уважаемые депутаты примут эти поправки, то тогда наше министерство получит      
партнеров по этой важнейшей проблематике как на федеральном уровне, так и на    
уровне субъектов Федерации, а также на уровне муниципальном.                    
                                                                                
Спасибо за внимание. Я готов ответить на вопросы.                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович.                            
                                                                                
Сейчас содокладчик выступит, Валентин Иванович Никитин, председатель Комитета   
по делам национальностей, а потом уже вопросы.                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
НИКИТИН В. И. Уважаемые коллеги, я буду краток. Александр Викторович            
достаточно подробно рассказал о сути тех предложений, которые вносятся в        
действующий сегодня закон "О национально-культурной автономии". Я бы хотел      
добавить только то, что за период действия закона, который был принял в 1996    
году, прошло пять лет и практика его применения показала, что в этом законе     
имеется ряд недостатков, которые требуется устранить.                           
                                                                                
Мы в Комитете по делам национальностей часто работаем с нашими федеральными     
национально-культурными автономиями, автономиями региональными и местными,      
которые предлагают внести изменения в действующий закон. В Комитете по делам    
национальностей рассмотрены предложения Правительства Российской Федерации,     
мы согласились с этими предложениями, одобрили их и предлагаем                  
Государственной Думе принять в первом чтении.                                   
                                                                                
Я должен дополнительно сказать еще одно. Здесь есть ряд моментов, и на них      
справедливо указывают, обращаясь к нам в комитет, представители                 
национально-культурных автономий и так далее, но они не являются сегодня        
настолько существенными, чтобы не принимать вот эти изменения в действующий     
закон "О национально-культурной автономии". Мы предлагаем принять проект в      
первом чтении и при доработке ко второму чтению внимательно отнестись к         
внесенным предложениям и спокойно их реализовать.                               
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Иванович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопрос. Депутат         
Рыбаков.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Юлий Андреевич Рыбаков.                                             
                                                                                
РЫБАКОВ Ю. А., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам, я не знаю, кто из них лучше на него          
ответит. Два вопроса, точнее.                                                   
                                                                                
Первый вопрос. Ваш законопроект предполагает, что воспользоваться правом на     
оформление национально-культурной автономии в виде создания некоего             
общественного объединения смогут только те, кто является национальным           
меньшинством в данном сообществе или в данном регионе, на данной территории.    
Кто будет определять, является ли эта человеческая группировка национальным     
меньшинством? И не возникнет ли ситуация, когда эта национально-культурная      
общность не сможет доказать, или окажется в достаточно тяжелых условиях,        
доказывая, что она является этим самым меньшинством? Ведь существует целый      
ряд регионов... (Микрофон отключен.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. Вы, наверное,           
сначала, да? Пожалуйста.                                                        
                                                                                
БЛОХИН А. В. Здесь очень легко всё решается. Дело в том, что                    
национально-культурная автономия формируется по региональному принципу, а       
именно первая ячейка национально-культурной автономии - это                     
национально-культурная автономия района в крае или области. Есть совершенно     
четкая статистика, сколько в этом районе татар, русских, башкир, эвенков и      
так далее, и так далее. Поэтому формируется здесь по формальному признаку.      
Если данный этнос, или данный народ, или народность находятся в численном       
меньшинстве, они имеют право создавать национально-культурную автономию. Всё.   
Это очень просто определяется.                                                  
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я бы хотел добавить по этому вопросу только то, что в практике    
применения этого закона за пять лет таких проблем не возникало. В каждом        
районе, городе это есть... (Выкрики из зала.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, по одному вопросу. Подождите, потом...               
                                                                                
Депутат Романов.                                                                
                                                                                
РОМАНОВ В. С. У меня вопрос к министру. Скажите, пожалуйста, знакомы ли вы с    
публикацией в "Независимой газете" профессора Кузнецова, связанной именно с     
этим законопроектом, где он довольно остро ставит проблемы затяжки              
регистрации соответствующей русской общины. Проблема непростая, это предельно   
ясно. В многонациональной стране русский народ остается                         
государствообразующим. Понятно, насколько странно выглядело бы, если бы речь    
шла о том, что он стал меньшинством. Но, с другой стороны, в этой статье        
поднято много вопросов, которые требуют ясного ответа. Какова ваша позиция?     
                                                                                
БЛОХИН А. В. Мне известна позиция, касающаяся национально-культурной            
автономии русского народа, хотя саму статью, о которой вы говорите, я не        
знаю, не знаю, какие еще вопросы там ставились, я ее не видел, к сожалению.     
Могу только сказать, что в том числе и эти поправки, которые сегодня            
принимаются, они как раз позволяют создать национально-культурную автономию     
русских в тех регионах (я имею в виду районный принцип), где русские            
представляют меньшинство, условно скажем, автономию русских в Дагестане, в      
конкретном районе, там, где они в меньшинстве и где действительно в некоторых   
случаях (я имею в виду не Дагестан, а некоторые, скажем так, субъекты           
Российской Федерации) требуется защита русских, сохранение их самобытности,     
культуры, традиций и так далее, и так далее. Но защищать русских в              
Костромской области, где их подавляющее большинство, - это, наверное, вряд ли   
целесообразно. Но такой подход, который изложен в данном законе с учетом этих   
поправок, позволяет как бы на федеральном уровне, создав федеральную            
национально-культурную автономию русских, консолидировать проблемы русских,     
которые на территории по месту своего жительства составляют меньшинство,        
знать, какие проблемы в связи с этим у них возникают.                           
                                                                                
Я думаю, что это очень важно, тем более, как я уже сказал, данные поправки в    
этот закон позволяют наладить диалог между общественной организацией и          
властью на всех уровнях: на муниципальном, на уровне субъектов Федерации и на   
федеральном уровне. Так что в этом смысле русские имеют все те же права, что    
и другие народы Российской Федерации.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
НИКИТИН В. И. Валентин Степанович, в действующем сегодня законе это не          
запрещается. Более того, это проблема регистрации. В данной ситуации проблема   
русских национально-культурных автономий решена через Верховный Суд, и они      
должны быть зарегистрированы. Предполагаемыми изменениями это тоже не           
запрещается.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыбаков не задал второго вопроса. Пожалуйста.     
                                                                                
РЫБАКОВ Ю. А. Второй вопрос. Объясните, пожалуйста, почему на федеральном       
уровне (речь идет о регистрации национально-культурной общности на              
федеральном уровне) необходимо согласие на это трех четвертей подобных же       
подразделений нижнего уровня. Что за предельно завышенная планка для            
регистрации?!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович.                         
                                                                                
БЛОХИН А. В. Здесь изначально речь вот о чем шла. Поправка говорит, что         
должна быть одна национально-культурная автономия на уровне района, области     
или края и одна федеральная национально-культурная автономия. Одна из           
серьезнейших проблем работы по осуществлению национальной политики              
заключается в том, что сегодня у нас имеются десятки однотипных, точнее,        
десятки организаций одной направленности, условно говоря, десятки организаций   
азербайджанцев, российских немцев, лезгинских организаций и так далее, и так    
далее. И каждая из них считает, что именно она представляет истинные интересы   
русского, лезгинского или какого угодно народа. Если мы сегодня организуем      
национально-культурные автономии (и у нас создано национально-культурных        
автономий в субъектах Федерации, скажем, двадцать, но только три сегодня        
вошли в федеральную национально-культурную автономию), то, наверное, это        
будет не очень полное отражение интересов, проблем, условно говоря, лезгин      
или российских немцев на федеральном уровне. Поэтому речь и идет о том, чтобы   
большинство национально-культурных автономий субъектов Федерации вошло в        
федеральную национально-культурную автономию, для того чтобы более полно        
отражать весь спектр проблем и интересов того или иного народа на всей          
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валентин Иванович.               
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что это закон ненужный, как и сам закон о           
культурной автономии, тем более дополнения в него. Министерство это лишнее.     
                                                                                
Когда мы говорим о национально-культурной автономии, и вы говорите, что не      
потребуется денег... Как раз борьба за деньги и идет - именно это! Если бы      
это всё было бесплатно, то никто бы этот вопрос не поднимал. Вы должны были     
привести статистику депутатам: что за последние, допустим, десять лет у нас     
образовалось еще тридцать новых народов. При царе их не было, при советской     
власти не было, сейчас они появились. Именно с этой целью: чтобы, опираясь на   
деятельность министерства и законы, связанные с национально-культурной          
автономией, получить дополнительные деньги. И мы с вами уже договорились о      
том, что появляются нацменьшинства в лице русского народа в некоторых           
национальных регионах.                                                          
                                                                                
То есть это совершенно неверный подход для нашей страны, он не годится. Нигде   
в мире такого нет. Во всем мире, везде - единое гражданство, и попытка          
усилить национально-культурные автономии приведет к тому, что и Российская      
Федерация будет расшатываться. Это можно сравнить с тем, что вместо             
укрепления организма человека ему вводят слабительное, так сказать, как         
лекарство. От этого он не укрепляется. Поэтому вреден этот закон. Непонятно,    
почему министерство усиливает его, торопится сейчас. Тем более процедурно...    
Кто вел заседание (это до вас было, Геннадий Николаевич), он от себя это        
сделал, никто из депутатов не просил рассматривать вне очереди этот закон,      
переносить с 40-го места. У нас сейчас идут совсем другие законы. Кто           
торопится? Никто не просил из депутатов. Ведущий заседание сам вдруг проявил    
инициативу так рьяно, так сказать: давайте вне очереди рассмотрим этот закон.   
Сама постановка вопроса неверна: где эта очередь?                               
                                                                                
Кто кричит и говорит, что не хватает ему национально-культурной автономии?      
Где эти граждане? Я объезжаю страну, за десять лет уже трижды объехал, и        
нигде ни одна национальная группировка не требовала никаких прав.               
                                                                                
То есть Правительство в лице Министерства по делам федерации, национальной и    
миграционной политики... Это страшное министерство! Вдумайтесь в его название   
- министерство по делам миграционной политики. То есть страна мигрирует.        
Вместо того чтобы успокоиться, чтобы никто никуда не ездил, оставался на        
местах, огромные деньги идут на то, чтобы регулировать миграционные потоки. И   
куда? В основном в Россию. Мы с вами получаем из Таджикистана огромный          
выброс. Несколько миллионов приедут в разные регионы России, вы им дадите       
деньги на создание национально-культурной автономии, и они будут с              
удовольствием распространять наркотики по всей нашей стране. Они для этого      
расселяются по всей нашей стране! То же самое - выходцы из других               
национальных регионов. Вы посмотрите: компактно где они находятся, в каких      
точках, где они работают сегодня?                                               
                                                                                
И эту бы информацию лучше передали в Федеральную службу безопасности, а ваше    
министерство, наоборот, приходит в Государственную Думу и требует: давайте      
еще больше прав, давайте еще уточним законы. Где потребность социальная в       
таких законах? Нигде! На любых встречах с избирателями... Пускай кто-нибудь     
из депутатов скажет, где на встрече с избирателями кто-то требовал усиления     
национально-культурной автономии. Ради чего, какова цель?                       
                                                                                
Мы с вами должны поставить вопрос о ликвидации этого министерства. Мы с вами    
приняли в 1991 году закон о репрессированных народах. И что?! Заполыхал         
Северный Кавказ: Владикавказ, ингуши, осетины... Для чего приняли закон?! То    
же самое - этот вот сейчас принимаем закон. Где потребность?! Никто не          
просит. Ненужный совершенно закон! И всё уточняем: субъект права на             
создание...                                                                     
                                                                                
Что такое создание национально-культурной автономии? Это что? Они просто        
попросят зарегистрировать их в местном органе власти? Нет! Они потребуют        
национальную школу, национальный театр, потребуют в кадровой политике           
учитывать, чтобы там были представители данной национальности. И мы с вами      
получим некоторые национальные регионы, где русских нет в руководстве, ни в     
одном руководящем органе. Нет их уже! В собственном государстве они уже         
вытеснены из всех руководящих органов. Это происходит в сегодняшней России. И   
ваше министерство об этом умалчивает. Продолжает, наоборот, усиливать           
национально-культурную якобы автономию, а это скрытая попытка создать крупные   
национальные регионы и после этого потребовать власть. Они уже требуют          
национальную палату с равным представительством субъектов. Да русский народ     
затеряется, он будет один из 130! Этой национальной палате дадут потом          
прерогативу в издании федеральных законов. И чем всё кончится?                  
                                                                                
Вас, господин Блохин, не будет тогда уже. Вас много, министров, вы приходите    
и уходите, но за десять лет новый демократический режим полностью               
демонтировал всё, что было при социализме, оставив одну мину замедленного       
действия - национальную мину. В 1922 году мы хлопали, создали СССР, он          
кончился в декабре 1991 года. Сейчас вы продолжаете усиливать эту               
неправильную линию, национальную. Ни в одном государстве мира этого не          
делается, ни в одном! Никто этим не занимается. Везде введено понятие           
гражданства. Слово "национальность" считается оскорбительным уже и              
унизительным. Что это за понятие "национальность"?! Для чего это нужно, когда   
у нас есть Конституция и в ней написано, что все национальности равны? Тогда    
чего уточнять?! Все равны, все работают, все живут, никто никого ни в чем не    
ограничивает. А вы продолжаете усиливать эту линию, так сказать. Это же         
понятно, что это не национально-культурная автономия, это -                     
национально-экономическая автономия, а потом потребуется                        
национально-государственная автономия.                                          
                                                                                
Так начиналось потихонечку в разных регионах, и сегодня мы потеряли 5           
миллионов квадратных километров. Я сам проживал в национальном регионе. Там     
сорок лет назад начали с создания национальных школ, национальных театров.      
Кончилось тем, что регион отторгнут, и русские оттуда не просто выезжают, а     
бегут, и уже их здесь три миллиона. Вы лучше ими займитесь, сделайте упор на    
то, чтобы обеспечить тех, кто вынужден был покинуть некоторые наши бывшие       
национальные регионы в рамках СССР.                                             
                                                                                
Сегодня есть уже миграция русских из национальных регионов внутри России.       
Этим министерство не занимается, а продолжает расширять правовую базу для       
создания новых и новых прав национальных субъектов. Какой смысл от этого? Ни    
одно государство этого не делает. Что это за своеобразие решения вопроса в      
России, когда о русских не думают?! Закон о русских до сих пор не принят в      
Думе, а продолжаем принимать - десятки законов за восемь лет приняли, в год     
минимум один закон - в пользу нацменьшинств. И за восемь лет - ни одного        
закона в пользу русских! Для чего это делается?!                                
                                                                                
Ваше министерство занимает антирусскую линию, антироссийскую,                   
антигосударственную политику вы проводите. Поэтому я предлагаю депутатам не     
голосовать. Наши избиратели другие законы просят от нас. Этот закон             
совершенствовать не надо. Он сам по себе ненужный, мы же продолжаем его         
совершенствовать. Поэтому предлагаю за данный закон не голосовать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я смотрю, сразу появилось много рук. Пожалуйста,          
запишитесь. И я прошу только, коллеги, - я понимаю, что Регламент позволяет     
говорить десять минут, - будьте конкретны. По мотивам дам слово, да.            
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Вот пожалуйста: был один выступающий - стало десять.                            
                                                                                
Пожалуйста, по мотивам - Лукин.                                                 
                                                                                
ЛУКИН В. П., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в старое время был такой анекдот. Приходит больной к врачу   
и говорит: "Доктор, мне нужен врач-ухо-глаз". Тот спрашивает: "А что такое?"    
- "Да как "что такое"? Вот у меня есть проблема такая..." Его ведут к врачу,    
спрашивают: "Ухо-горло-нос?" - "Нет, ухо-глаз". - "Да что у вас?" Он говорит:   
"Да я вижу одно, а слышу другое".                                               
                                                                                
Я имею в виду, как вы помните, у нас был вопрос поставлен относительно того,    
что явился министр и надо проголосовать о том, чтобы, поскольку он здесь,       
поставить на рассмотрение этот пункт. Мы посоветовались с большинством, как     
это принято по Регламенту, большинство решило так. Я поступил в соответствии    
с волей большинства. Вот в чем суть вопроса. Вы все это видели.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению мне!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Пожалуйста.                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я просто хочу объяснить депутату Лукину, что повестка дня     
утверждена утром. Порядок рассмотрения утвержден, и чтобы изменить его,         
кто-то из депутатов должен внести поправку, депутат конкретно. Кто пожелал,     
чтобы мы 40-й пункт рассматривали досрочно? Кто? Ни один депутат этого не       
пожелал, в том числе и вы. То есть я об этом говорю, о чистоте. Я не говорю о   
том, что палата не голосовала. Но нужно было субъекта этого                     
взаимоотношения...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович!                                       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Почему вы вдруг решили перенести? Вот о чем идет речь. Ни     
один из депутатов не вносил поправку, изменение в порядок работы...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потише. Я думал...                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У нас есть конституционный закон о гербе. Сейчас записалось   
десять человек, но и его, этот закон, уже не рассмотрим, а это                  
конституционный...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да не будет теперь никакого герба, благодаря вашему       
выступлению. Вы забыли, что Лукин-то - депутат.                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Но он не внес, он не внес! Он сказал, что...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он внес предложение. Всё, хватит спорить. Десять          
человек записалось.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бичелдей.                                                   
                                                                                
Коллеги, прошу покороче и точно по закону.                                      
                                                                                
БИЧЕЛДЕЙ К. А., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я бы предложил сейчас не      
обсуждать дальше вопрос. Он прозрачен и понятен всем здравомыслящим людям,      
сидящим в этом зале. И в заключение своего короткого выступления, Геннадий      
Николаевич, я бы просил коллег не открывать далее широкие прения и обсуждение   
вопроса.                                                                        
                                                                                
А в отношении краткой реплики я бы хотел сказать, что концепция и задачи        
вносимого уточнения совершенно прямо противоположны тому мнению, которое        
высказывает уважаемый депутат Жириновский. Причем мы исходим из того, что в     
России реализуется совершенно нормальная государственная концепция              
национальных отношений, которая предусматривает уважение прежде всего           
национально-культурного аспекта многонационального народа Российской            
Федерации, а не национально-этнического, национально-этнократического,          
национально-политического и так далее. Мы хотим, чтобы общество ушло от         
старой практики - рассматривать любые национальные вопросы только под углом     
зрения федеративных отношений, только под углом политизированности и так        
далее. Этот закон позволяет нашему обществу как раз эти вопросы национальных    
отношений переводить в цивилизованное русло. Это первое.                        
                                                                                
И второй момент. Уважаемые коллеги, для нас важнее имеющиеся отношения в        
государстве, национальные, межнациональные отношения регулировать на законном   
основании, чем пускать на самотек. По представлению Владимира Вольфовича        
получается, что лучше поступать по принципу: нет человека - нет проблемы. А     
на самом деле в России есть человек, есть национальности и сам вопрос есть.     
Вопрос только в том, чтобы эту проблему и вопрос решать цивилизованным          
образом. Поэтому я думаю, что несколько своеобразное выступление Владимира      
Вольфовича просто заставит нас принять этот закон стопроцентным голосованием    
за.                                                                             
                                                                                
Поэтому предлагаю, Владимир Петрович, в связи с изменением руководства в        
президиуме... Я прошу поставить на голосование мое предложение: сейчас не       
обсуждать, точнее, краткое обсуждение в течение, может быть, пяти-семи минут,   
и приступить к голосованию.                                                     
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Следующим выступает Сергей Сергеевич Митрохин.                                  
                                                                                
Включите ему микрофон.                                                          
                                                                                
МИТРОХИН С. С., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты! Фракция "ЯБЛОКО"               
поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что принятие этого закона           
необходимо именно в стратегическом плане. Мы все знаем, что наша федерация      
сегодня во многом носит этнократический, национальный характер. Это, конечно    
же, архаика. Ни одна устойчивая федерация в мире, за редким исключением, не     
строится по национальному принципу. Так или иначе нам придется от этого         
уходить - не в этом поколении, может быть, в следующем, - уходить от привязки   
наших субъектов Федерации к национальному признаку. Эту привязку мы             
унаследовали с советского периода. Но для того чтобы этот переход был           
осуществлен нормально и цивилизованно, мы должны предложить национальным        
меньшинствам другую форму самореализации. Самореализацию не в виде создания     
квазигосударственных образований или каких-то этнополитических образований, а   
именно идти по пути, по которому идут очень многие страны, - это                
национально-культурная автономия. То есть такое образование, которое не         
претендует ни на какой суверенитет на своей территории, не претендует и не      
может претендовать юридически на то, чтобы диктовать свою волю членам этих      
национальных образований, национальных автономий либо другим гражданам,         
живущим на их территории. Там, где создается национальная автономия,            
осуществляется обычная российская государственная власть - там действует        
власть и Российской Федерации, и субъектов Федерации, и муниципальная власть    
того местного сообщества, которое там существует. Существует вот такое          
образование - национально-культурная автономия, призванная обеспечить           
реализацию национально-культурных потребностей граждан. Если мы не пойдем по    
этому пути, то мы фактически заведем ситуацию с нынешним федеративным           
устройством в тупик.                                                            
                                                                                
Совершенно абсурдно... Всем известны примеры, когда у нас названия многих       
субъектов Федерации носят названия исчезающих народов. Как можно решить эту     
проблему? Естественно, нужно от этого уходить. Но для того чтобы эти народы,    
которые еще пока не исчезли, могли себя как-то реализовать, нужно предложить    
им альтернативу. Вот мы и считаем, что данным законом эта альтернатива вполне   
может быть предоставлена малочисленным народам, особенно северным. Кроме        
того, это путь к определенной справедливости. Почему у нас одни нации           
являются титульными, а другие не являются и только незначительная часть         
существующих в России национальностей является титульной? Это, конечно же,      
несправедливо. Если мы предоставим возможность всем национальным меньшинствам   
реализовать себя именно в такой форме, то мы постепенно сможем восстановить     
национальную справедливость на территории России.                               
                                                                                
И по этим мотивам мы предлагаем поддержать данный законопроект.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, с временем большие трудности, просьба по возможности         
говорить кратко.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - депутат Никитчук.                                      
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Я просил бы вас все-таки поставить на голосование предложение депутата          
Бичелдея прекратить прения по этому вопросу и перейти к голосованию.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бичелдей является субъектом права                 
законодательной инициативы, он внес предложение о прекращении обсуждения.       
                                                                                
По мотивам слово имеет Владимир Вольфович Жириновский.                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю неприличным подобное предложение депутата            
Бичелдея, ибо до этого ведущий предложил депутатам записаться для               
выступлений, записались десять человек, выступили два, остальных восемь мы      
посылаем на три буквы и говорим: а теперь господин Бичелдей решил прекратить    
прения и мы будем принимать закон. Это неприлично, отвратительно! Потому что    
равенство депутатов... В этом зале даже мы пытаемся нарушить! Депутаты хотят    
выступить - мы говорим: нет, хватит, время, ваше время кончилось, господа,      
Бичелдея время пришло, прекращаем все прения и будем двигаться дальше.          
                                                                                
Поэтому вам напомню, господин Бичелдей, вы из Республики Тыва, вот там          
действовал национальный признак - вырезали только русских. Если бы там          
вырезали и тувинцев, и русских, я бы вам сказал: нормально, бандитский район,   
что-то случилось. Но там вырезали несколько лет назад только русских, по        
этническому признаку. И на Кавказе сегодня в Грозном вырезают в основном        
только русских. И бежали оттуда 500 тысяч только русских.                       
                                                                                
Вот об этом нужно говорить! Что же он боится об этом говорить? Называйте всё.   
Есть проблемы у любой национальности, в том числе и у русских. Но министр       
Блохин забывает об этом. Поэтому... (Микрофон отключен.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Яшин имеет слово по ведению.                                            
                                                                                
Вообще, предложение сформулировано. Либо голосовать, либо...                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Яшин.                                                       
                                                                                
ЯШИН А. М., фракция "Единство".                                                 
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Депутат Жириновский является            
кинозвездой, Бичелдей только начинает это дело. Не надо так выступать           
все-таки, против нас.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание депутата Жириновского на то обстоятельство, что    
предложение послать кого-то на три буквы вызывает у меня подозрения в том,      
что нарушается скоро имеющий быть принятым закон о русском языке. Поэтому я     
бы просил его к этому не прибегать в последующем.                               
                                                                                
Пожалуйста, депутату Яшину добавьте время.                                      
                                                                                
Но мы должны приступать к голосованию.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯШИН А. М. Вы знаете, я просто прошу всех присутствующих в зале голосовать за   
закон. Всё.                                                                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосовать за закон? Хорошо. Я ставлю на голосование      
предложение депутата Бичелдея: прекратить прения и приступить к голосованию.    
Но мы не можем приступить, еще заключительное слово. Пожалуйста, голосуйте.     
Кто за это? Кто за прекращение прений?                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.             97,2%                        
Проголосовало против            8 чел.              2,5%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,3%                        
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Александр Викторович.                         
                                                                                
БЛОХИН А. В. Я благодарю депутатов за то, что прошло в основном позитивное      
обсуждение. Здесь было несколько, с нашей точки зрения, глубоких выступлений.   
Я думаю, что именно к этим выступлениям прислушаются другие депутаты. И хотел   
бы заверить вас, что в случае принятия поправок к этому проекту закона мы       
получим достаточно эффективный механизм защиты прав меньшинств в России и в     
лице этих организаций получим серьезных партнеров на всех уровнях власти.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Валентин Иванович.                                
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я бы все-таки хотел Владимиру Вольфовичу сказать, что             
национально-культурные автономии существуют и в других странах мира. Это не     
наше изобретение.                                                               
                                                                                
Второе. Фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект и будет за него             
голосовать. Мы считаем, что то главное противоречие, которое лежит в основе     
нашего национального устройства, а именно противоречие между                    
территориально-административным и национально-культурным началом, в этом        
законопроекте решается довольно успешно. Вишняков - член вашей фракции, а вы    
знаете и депутаты знают, что у вас чихнуть никто не смеет без вашего            
разрешения. И я помню, что и вы тоже выступали за принятие этого                
законопроекта в прошлой Думе.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства? Представитель                
Правительства докладывал. Представитель Президента? Ставлю на голосование.      
Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Секундочку.              
                                                                                
По мотивам - депутат Рыбаков.                                                   
                                                                                
РЫБАКОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, по очень серьезному вопросу мы так и не        
дослушали наших коллег. Мне очень жаль, что депутаты - представители            
национальных меньшинств, которые поддержали этот законопроект, судя по всему,   
его просто не читали. Потому что направлен он явно против них, направлен он     
против того, чтобы национально-культурные автономии развивались и получали      
федеральный статус.                                                             
                                                                                
К сожалению, Владимир Вольфович ошибается, подозревая прямо противоположное.    
Речь идет не о поддержке, а, наоборот, о сокращении национально-культурных      
автономий. И фракция "ЯБЛОКО" только что открыла на самом деле карты, зачем     
это делается. Они объяснили, что речь идет о том, чтобы на самом деле           
сократить национальную государственность до национально-культурных автономий,   
а потом и вообще их ликвидировать. Подумайте, что вы делаете!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект      
принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.             73,6%                        
Проголосовало против           18 чел.              4,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.