Заседание № 18
О проекте федерального закона № 608086-5 "О внесении изменений в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях упрощения порядка начисления и взыскания с работодателей процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работникам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Андрей Константинович Исаев, пожалуйста. ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит вернуть законопроект к процедуре второго чтения для внесения дополнительных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение комитета о возврате... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Не предусматриваются вопросы. Прошу включить режим голосования. Предложение профильного комитета: вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 19 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят во втором чтении. Законопроектом вносятся изменения в Трудовой кодекс и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Нами, это Александром Дмитриевичем Жуковым, Сергеем Ивановичем Неверовым и мною, были подготовлены дополнительные поправки, которыми вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Этими поправками предлагается изменить статью 112 Трудового кодекса, касающуюся установления нерабочих праздничных дней в Российской Федерации. В чём суть поправок? На сегодняшний день, как вы знаете, зимние каникулы формально установлены с 1 по 5 января, а фактически всегда длятся десять дней, в связи с тем что действуют правила переноса выходных дней в случае их совпадения с нерабочими праздничными днями. Высказывалось много критики, связанной с тем, что каникулы излишне затянуты и что эти дни, некоторую часть этих каникул, целесообразно было бы перенести на май. В этой связи поправками предлагается установить, что зимние каникулы и Рождество длятся в нашей стране с 1-го по 8 января включительно, правило переноса выходных дней в случае совпадения с нерабочими праздничными днями на зимние каникулы и на Рождество распространяться не будет. При этом Правительству Российской Федерации предоставляется право заблаговременно, не позднее чем за месяц до очередного года, два свободных выходных дня присоединить к любому из государственных нерабочих праздничных дней. Речь, как мы понимаем, в первую очередь будет идти о 1-м или 9 мая в зависимости от того, какой из этих дней в календарном году будет расположен ближе к выходным, что создаст возможность возникновения длительного периода отдыха, - по нашим прогнозам, четыре дня. Одновременно с этим мы предлагаем предоставить право переноса не только Правительству Российской Федерации, но и парламенту через федеральный закон. Поскольку в 2012 году мы уже отгуляли в полном объёме зимние каникулы, для того чтобы не нарушать сложившийся баланс рабочего и нерабочего времени и в то же время создать удобство для отдыха граждан, мы предлагаем в этом же законе как переходное положение законодательно утвердить предложение правительства о переносе субботы 5 мая на понедельник 7 мая и субботы 12 мая на вторник 8 мая. Закон, с нашей точки зрения (это тоже вносится в поправку), должен вступить в силу с момента опубликования. Мы рассчитываем, что он будет подписан и опубликован до 1 мая, для того чтобы граждане получили чёткое понимание о том, как они будут гулять и майские праздники, и в последующем зимние каникулы. В связи с внесением изменений законопроект будет переименован и будет называться так: об изменениях в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учётом сказанного комитет просит поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нужно ли какие-то поправки на отдельное голосование вынести? Нет? Депутат Бессонов, только по таблице поправок - вынести на отдельное голосование есть ли желание у вас? Депутату Бессонову включите микрофон. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Андрей Константинович, вы сказали: в итоге получится четыре дня. А если посчитать - два выходных, два дополнительных выходных плюс праздничный день - пять получается. Правильно или нет? ИСАЕВ А. К. Получается четыре дня: два выходных и два дополнительных выходных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 54 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается. Таблицы отклонённых поправок нет, поэтому выносится на "час голосования" данный законопроект. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, включая новый текст поправок, поэтому просьба поставить на голосование во втором и третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы в "час голосования" проголосуем во втором и в третьем чтениях.
Пункт 6 повестки. Коллеги, данный законопроект ставится на голосование с новым наименованием - "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Голосуется во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 21 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят во втором чтении. Со стороны комитета было предложение проголосовать и принять в третьем чтении. Все необходимые процессуальные, регламентные процедуры соблюдены. Нет возражений? Кто хочет выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении данный проект закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 05 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 608086-5 "О внесении изменений в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях упрощения порядка начисления и взыскания с работодателей процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работникам; принят в первом чтении 21 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к следующему вопросу - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект, рассматриваемый нами во втором чтении, в первом чтении был принят с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику". В первом чтении он был принят в ноябре 2011 года Государственной Думой пятого созыва. Новации в законопроекте заключаются в том, что по вопросу взыскания начисленной, но несвоевременно выплаченной заработной платы Гражданский процессуальный кодекс предусматривает упрощённую процедуру - судебный приказ, принимаемый судьёй единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм, а вот проценты, то есть денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы, эти проценты заработной платой не являются, в связи с чем процедура взыскания весьма осложняется. Законопроект и направлен на устранение этой несправедливости. Ко второму чтению поступило шесть поправок, в том числе по названию законопроекта, по более детальному структурированию различных ситуаций, и не только с зарплатой, но и с иными выплатами, осуществляемыми работодателем. Большинство поправок носит редакционный и технический характер, они сведены в таблицу № 1. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. С учётом изложенного комитет предлагает таблицу поправок № 1 утвердить, а законопроект принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Вопросов нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять таблицу поправок № 1? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 40 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принято. Выносим законопроект на "час голосования".
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 46 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Объявляется пункт 25. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику". Александр Львович Сафонов, официальный представитель правительства, докладывает данный вопрос. САФОНОВ А. Л. Спасибо. Уважаемые коллеги, трудовым законодательством предусмотрен механизм, защищающий работника в случае невыполнения работодателем обязательства по выплате заработной платы. Данный механизм определён статьями 236 и 136 Трудового кодекса, а также статьёй 122 Гражданского процессуального кодекса и предусматривает возможность работника обратиться в суд. Суд в упрощённом порядке, на основе судебного приказа обязывает работодателя выплатить задолженность по заработной плате. В то же время помимо заработной платы работнику причитаются иные выплаты, в частности оплата отпуска, а также компенсация за невыплату задолженности по заработной плате, иные выплаты, предусмотренные законодательством. Сегодня упрощённый порядок в виде выдачи судебного приказа на выплату указанной компенсации не предусмотрен. Законопроектом, предлагаемым вашему вниманию, предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс в части обязанности работодателя выдавать работнику выписку о том, что работодатель должен начислить ему помимо заработной платы ещё и отпускные, например, или компенсационные какие-то выплаты, предусмотренные различного рода актами, как правительственными, так и локальными нормативными актами. И в Гражданский процессуальный кодекс также вносится дополнение в перечень оснований для выдачи судебного приказа. Данный законопроект рассмотрен российской трёхсторонней комиссией и одобрен ею, прошёл все необходимые процедуры. Его принятие не потребует дополнительного бюджетного финансирования, но в значительной степени, как я уже сказал, повысит эффективность социальной защиты работающих граждан Российской Федерации. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Михаил Васильевич Тарасенко докладывает от комитета данный вопрос. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Изменения, предлагаемые законопроектом, действительно нацелены на упрощение процедуры взыскания с работодателя задолженности в случае невыплаты денежной компенсации за задержку заработной платы. В докладе Александра Львовича Сафонова достаточно подробно раскрыты все аспекты предлагаемых новелл. Действительно, изменения позволят в случае невыплаты значительно упростить процесс взыскания указанной денежной компенсации с работодателей. На рассматриваемый законопроект получены отзывы от двадцати двух законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от тридцати пяти высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти шестнадцати субъектов получены положительные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать невыраженным. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по данному законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, являясь комитетом-соисполнителем, поддерживает концепцию проекта федерального закона. И Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению также поддерживает концепцию законопроекта. С учётом вышеизложенного Комитет по труду и социальной политике предлагает Государственной Думе поддержать указанный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, доклады сделаны. Вопрос есть у Валерия Сергеевича Селезнёва. Других вопросов нет, подводим черту. Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. А мне сегодня нравится Александру Львовичу вопросы задавать - он на них так хорошо отвечает, подробно. Вот опять тот же самый вопрос, по тому же самому принципу. Законопроект вроде бы хороший, ну, безусловно, хороший, но только нет закрытого перечня, и поэтому непонятно, как его применять. У меня вопрос: не считаете ли вы, что, так как законопроект касается практически каждого и имеет исключительно важную социальную значимость, перечень, по которому выдаётся судебный приказ, должен быть полным и закрытым? Вот, в частности, могу привести пример: неясно, относятся ли к другим выплатам указанные в законопроекте компенсация за износ личного имущества работника, выплаты вознаграждения за выслугу лет, выплаты по итогам работы за год в случае увольнения работника и относится ли к другим выплатам, например, премия за сверхурочную или круглосуточную работу. Вот можно закрыть этот перечень? САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Мы, когда над данным законопроектом работали, обратили внимание в ходе переговоров и с работодателями, и с работниками, что социальный пакет, о котором вы сказали, на каждом предприятии может иметь определённую специфику, и поэтому механизм защиты интересов работников действует достаточно просто: берётся акт локальный, где установлены вот эти выплаты, - это трудовой договор, в этом трудовом договоре как раз и перечислено, что должен работодатель заплатить работнику, и в этом случае не составит никакого труда доказать в суде и получить судебное решение о выплате всех необходимых компенсаций. Поэтому нет смысла закрывать этот перечень, иначе он будет просто бесконечным, он может содержать и десять, и двадцать, и сто позиций - всё зависит от конкретного предприятия, от развитости его социальной политики, от полноты этого социального пакета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросы заданы. Настаивает на выступлении Селезнёв. Присаживайтесь, Михаил Васильевич. Селезнёв Валерий Сергеевич будет выступать. Других желающих нет, подводим черту. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. Я очень коротко и ясно постараюсь изложить свою позицию. Законопроект важный, ещё раз подчёркиваю, но это как раз тот законопроект, когда можно сказать, что очередными благими намерениями пытаются вымостить дорогу в ад. Вот только что я задал вопрос, а каким образом можно закрыть перечень, по которому в несудебном порядке... Этот же законопроект предлагается для того, чтобы не пришлось работодателю в судебном порядке доказывать работнику по каждому отдельно возникшему случаю невыплаты заработной платы и начисления, соответственно, за эту невыплату пени, что он не дурак. А вот только что мне представитель правительства сказал: а мы не будем закрывать этот перечень, пускай работник идёт в суд в случае несогласия, потому что у каждого предприятия существует своя корпоративная практика и в рамках этой корпоративной практики - не в рамках трудового законодательства, а в рамках корпоративной практики - он должен будет доказывать, что работодатель не прав. Так мы из одной области судебного сутяжничества между работодателем и работником переносимся в другую область - и что тогда даёт этот законопроект? Поэтому фракция ЛДПР настаивает, чтобы во втором чтении были приняты определённые поправки, этот законопроект претерпел изменения, потому что концептуально это правильный законопроект, но его применить будет невозможно, работодатель точно так же не будет выплачивать по различным, любым возможным поводам работнику заработную плату своевременно, и работник также вынужден будет идти в суд, в чём, собственно говоря, и признался в своём ответе основной докладчик по данному законопроекту. Вот такое мнение у фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, других желающих выступить нет. Докладчик настаивает на заключительном слове? Пожалуйста. САФОНОВ А. Л. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел обратить внимание на то, что применение норм Трудового кодекса рассматривается не только в отношении тех статей, которые мы сейчас обсуждали здесь, статей 236 и 136, но и в целом. Поэтому ещё раз хотел бы подчеркнуть, что как раз все нормы трудового законодательства, в том числе вносимая данным проектом закона поправка с указанием локального нормативного акта, как раз и обеспечивают права работника, независимо от любой корпоративной практики. Это как раз та норма, которая позволит учесть всё многообразие без закрытого перечня. Более того, закрытый перечень как раз и ограничит возможности защиты работника: можно как-нибудь переиначить название компенсации, и она тогда в этот закрытый перечень не попадёт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, выносим данный вопрос на "час голосования".
25-й пункт голосуется, первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 48 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Принимается.