Заседание № 214
О проекте федерального закона № 606999-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (принят в первом чтении 9 декабря 2014 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
И 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации", второе чтение. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило семь поправок, шесть из них рекомендованы комитетом к принятию, одна рекомендована к отклонению. У Правового управления замечаний правового, лингвистического или юридико-технического характера не имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 18 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел.36,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Там одна поправка, поэтому сразу можно обосновывать. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта полагают разумным существование правила, при котором гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в случае если он неоднократно в течение года подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершённое умышленное административное правонарушение. Подчёркиваю, авторы полагают, что нельзя брать на работу, если кандидат совершил только умышленное правонарушение, то есть неосторожное не в счёт. Заявляю, это правило позволяет растить коррупцию в кадровых подразделениях органов внутренних дел. Объясняю почему: в компетенцию суда входит рассмотрение нескольких соцсоставов правонарушений из числа предусмотренных в административном кодексе, многие из них могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, в их числе такие распространённые правонарушения, как нарушение Правил дорожного движения (статья 12.24), нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе, нарушение сроков представления налоговой декларации, нарушение миграционных правил, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и ещё десятки других. Из постановления суда, как правило, невозможно установить, умышленно совершено правонарушение или по неосторожности, поэтому вопрос о том, к какой категории отнести такое правонарушение, в каждом конкретном случае будет решать сотрудник отдела кадров УВД по своему усмотрению, а усмотрение позволит ему обогащаться. Полагаю, что отказ в приёме на работу должен наступать по этому пункту независимо от формы вины - умысел или неосторожность. Прошу поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, комитет не поддержал вашу поправку по вполне понятным причинам. Дело в том, что ваше предложение приведёт к ухудшению прав тех граждан, которые будут поступать на службу в органы внутренних дел. Я напоминаю о закреплённом статьёй 29 Всеобщей декларации прав человека положении о том, что каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния. Примеры, которые вы привели, меня, честно говоря, не сильно впечатляют. Я не думаю, что, если на службу в органы внутренних дел придёт сотрудник, нарушивший подачу сроков декларации например, система серьёзно пострадает. Напомню, что законопроект вообще связан с тем, что мы даём возможность сегодня принимать на службу в органы внутренних дел тех граждан, которые ранее привлекались к ответственности, но дела в отношении которых прекращены за примирением сторон (за исключением дел частного обвинения). В этой связи предложение запретить всем, в том числе и тем, кто перешёл улицу в неположенном месте или кинул бычок мимо урны, поступать на службу в органы внутренних дел, тем более в условиях сегодняшнего дня, - это, на наш взгляд, неправильно. Комитет рекомендует эту поправку не поддерживать. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Кто за? Комитет при этом против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 59 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8 % Результат: не принято Поправка отклонена. Александр Евсеевич, по третьему чтению есть предложения? ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Заключение Правового управления имеется. Прошу сегодня рассмотреть его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации...", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем. Будут ли выступления по мотивам от фракций? Будут. Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста. Микрофон включите. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы с вами принимаем абсолютно правильный и нужный законопроект, который защищает права сотрудников. Мы даём возможность продолжить службу тем, кто ранее привлекался к ответственности, но дела были прекращены в связи с реабилитирующими основаниями. Но я хотел бы, учитывая сегодняшнее обсуждение вопроса, связанного с непростой экономической ситуацией, обратить ваше внимание в целом на ситуацию, которая сегодня происходит в органах внутренних дел, и поставить более жёстко вопрос о том, кто будет служить. Мы сейчас даём возможность определённой категории граждан продолжить службу. Но не секрет, что сегодня всё активнее звучат разговоры о предстоящем системном и массовом сокращении МВД России и органов внутренних дел. На текущей неделе при подведении итогов работы следственных подразделений министр заявил о том, что сокращению может подвергнуться порядка 10-15 процентов всего личного состава. Обращаю внимание, коллеги, что речь идёт о численности более 100 тысяч человек. Мы проходили уже один этап сокращения в органах внутренних дел, и понимаем, к чему это привело. Очень важно, чтобы сегодня мы не повторили тех ошибок, которые были допущены в 2010-2011 годах и которые признаются сегодняшним руководством МВД, тем более это важно в условиях экономической нестабильности, поскольку любая экономическая нестабильность влечёт за собой рост преступности. В этих условиях массовое, масштабное сокращение в органах внутренних дел может привести к крайне негативным последствиям. Убеждён в том, что и нашему профильному комитету, и всем нам, коллеги, этой работой предстоит заниматься самым серьёзным образом, для того чтобы защитить и закон, и безопасность, и права десятков тысяч сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 41 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 202
О проекте федерального закона № 606999-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 46-го вопроса порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (в части уточнения ограничений...)". Докладывает Игорь Николаевич Зубов, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона разработан МВД России во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 7-П. Законопроектом предлагается из пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел..." исключить положение, в соответствии с которым требуется расторгать контракт о прохождении службы в органах внутренних дел с сотрудником и увольнять его в случаях, если в отношении его было прекращено уголовное преследование в связи с примирением сторон по уголовным делам частного обвинения, а также если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в органах внутренних дел уголовная наказуемость ранее совершённого им деяния была устранена законом. Также предлагается исключить из Федерального закона "О полиции" отсылочные нормы, связанные с ограничениями и запретами на прохождение службы в органах внутренних дел (статья 29 и статья 35), с их одновременной инкорпорацией в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел...". Реализация данного федерального закона не повлечёт за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Учитывая изложенное, я прошу вас поддержать инициативу Правительства Российской Федерации и принять представленный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию законопроект, на взгляд профильного комитета, заслуживает поддержки, потому что направлен на устранение существующей сегодня несправедливости. Действующая норма полицейского законодательства, в первую очередь закона "О полиции", закона о прохождении службы, устанавливает, как справедливо сказал Игорь Николаевич Зубов, запрет на прохождение службы для лиц, осуждённых ранее за преступления, в том числе за те преступления, которые сегодня декриминализированы, в том числе за те преступления, по которым уголовное преследование было прекращено по реабилитирующим основаниям. Например, сотрудник повздорил со своей тёщей, тёща написала на него заявление, затем заявление она отозвала - является ли это препятствием для того, чтобы этот человек начинал или продолжал свою службу в органах внутренних дел? Мы полагаем, что нет, тем более что эта норма стала действовать лишь с 2011 года, и, естественно, она коснулась и тех сотрудников, в отношении которых такие дела ранее прекращались и которые после этого были вынуждены увольняться; ряд сотрудников обратились в Конституционный Суд за защитой своих прав, где и получили полную и всестороннюю поддержку. В этой связи мы предлагаем и рекомендуем Государственной Думе поддержать данный законопроект в первом чтении, рассчитываем, что ко второму чтению он будет доработан. Совсем недавно появилось новое постановление Конституционного Суда, где расширяется перечень тех, на кого не должны распространяться подобного рода ограничения, там идёт о делах публичного обвинения, в том числе прекращённых за деятельным раскаянием. На мой частный взгляд, это, наверное, не совсем правильно - мы не должны превращать органы внутренних дел в богадельню, где могут служить все кто угодно, но тем не менее решение Конституционного Суда нам придётся выполнять. Отмечу также, что данный законопроект устраняет существующее сегодня несоответствие полицийского законодательства общему антикоррупционному законодательству, действующему отношении государственной службы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по данному законопроекту нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект: нам нравится, что Александр Евсеевич опирался именно на категорию справедливости, обосновывая необходимость принятия этого законопроекта. Мои вопросы следующие: какие критерии вы положили в основу вычленения тех составов преступлений, которые могут послужить основанием для такого изъятия, и будут ли сюда входить деяния малозначительные, дела по которым были прекращены по нереабилитирующим основаниям, например по амнистии, ДТП? ЗУБОВ И. Н. Уважаемая Татьяна Николаевна, я просто ещё раз хочу повторить, что данный законопроект точно отражает те требования, которые были высказаны Конституционным Судом. Речь идёт о части первой статьи 115 УК Российской Федерации, это "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью", о части первой статьи 116 "Побои" и о части первой статьи 128-1 "Клевета" Уголовного кодекса Российской Федерации - это дела частного обвинения. Что касается вашего вопроса, то - вот об этом говорил Александр Евсеевич - сейчас есть новое решение Конституционного Суда, которое уже охватывает и эти составы. Ну, во втором чтении можно будет такую поправку внести... не можно, а нужно будет внести, потому что Конституционный Суд своё решение на эту тему уже высказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. У меня в большей степени вопрос к Александру Евсеевичу. Мне очень понравился пример с тёщей. А вот если работник полиции, допустим, сильно кого-то побил при задержании, нанёс увечья, а его всё-таки оправдали по каким-то причинам (не будем обсуждать, по каким, сейчас вот показывают, что в Соединённых Штатах, в частности, суд присяжных оправдывает даже совершивших убийство, так что и у нас в стране есть все основания, так скажем, для того чтобы оправдать работника полиции), он тогда не несёт никакой ответственности? Не будет никаких последствий? Так или не так, Александр Евсеевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Николай Фёдорович, как мы с вами хорошо знаем, определить степень виновности, установить виновность гражданина может только суд, поэтому если судом - неважно сейчас, по каким причинам - лицо оправдано, то никаких репрессий в отношении его применяться не может и он продолжит службу. Я вам скажу больше: я лично знаю даже одного генерала полиции, который привлекался к ответственности, находился определённый период времени под стражей по подозрению в причастности к организации заказного убийства, тем не менее он продолжает нести свою службу. И, коллеги, важно ещё отметить, что закон касается также тех преступлений, которые декриминализированы (ну, условно говоря, незаконная валютная операция или контрабанда): если человек привлекался к ответственности за то, что сегодня преступлением не является, он также в правах не должен поражаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, у меня похожий вопрос, такой же, как те, которые коллеги задавали: если можно, Игорь Николаевич, всё же назовите, пожалуйста, исходя из уже представленного законопроекта или тех поправок, которые вы планируете во втором чтении внести, преступления, совершив которые, сотрудники органов не останутся на службе даже при условии отказа от претензий со стороны пострадавшего, при условии вот таких договорённостей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Я ещё раз повторю, что речь идёт о делах частного обвинения по статье 115 "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью", по статье 116 "Побои", по статье 128-1 "Клевета", - они как раз останутся служить, если дела будут прекращены вследствие примирения сторон. А если говорить о будущих поправках, то там будут и небольшие ДТП, где после примирения сторон дело прекращено, и некоторые иные малозначительные составы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Я Дмитрия Ивановича Савельева увидел, может, ещё кто-то запишется. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Игорь Николаевич, буду краток: коллеги просят. Мы, фракция ЛДПР, поддержим данный законопроект: вы знаете, что мы, как политическая партия, всегда поддерживаем людей в погонах и будем поддерживать впредь в борьбе за установление правопорядка. Единственный момент хотелось бы отметить: бывают такие случаи, когда пьяный полицейский сбивает на дороге пешехода или по его вине происходит ДТП, в котором люди получают увечья, а затем по тем или иным причинам уходит от наказания, - вот на такие моменты, конечно, мы хотели бы вас попросить обращать внимание, чтобы в рядах МВД эти люди не задерживались. А в целом, ещё раз повторю, мы поддерживаем данный законопроект, и впредь вы можете во всём на нас полагаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. Татьяна Николаевна Москалькова - выступление от фракции, семь минут. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция поддержит этот законопроект. На этапе рассмотрения законопроектов о полиции, о службе в органах внутренних дел, о социальной защищённости мы поднимали этот вопрос - вопрос несправедливого увольнения сотрудников органов внутренних дел, добросовестно отслуживших в органах, но совершивших проступок и искупивших свою вину. Сейчас в не совсем правильном русле идёт обсуждение - говорят о том, что сегодня сотрудник органов внутренних дел, совершивший преступление небольшой степени тяжести, относящееся к категории дел частного обвинения, может продолжать служить в органах внутренних дел. На самом деле речь идёт о тех сотрудниках, которые, может быть, ещё до поступления на службу в органы внутренних дел стали, допустим, виновниками ДТП или в ссоре с родственниками нанесли кому-то побои, но судимость с них была снята, они были зачислены в органы внутренних дел, служили в горячих точках, награждены орденами, медалями и всей своей деятельностью доказали пригодность к выполнению высокой государственной задачи, однако после введения принятых нами законов "О полиции", "О службе в органах внутренних дел..." появилась норма, в соответствии с которой никто со снятой судимостью, а тем более с неснятой судимостью, не может служить в органах внутренних дел, если такая ситуация в жизни была, и вот эти ребята, уже подполковники, полковники, с наградами, прослужившие много лет, сделавшие много полезного для родины, оказались подлежащими увольнению - очень важно, что сегодня государство исправляет эту ошибку. Александр Евсеевич, прекращение уголовных дел за примирением сторон - это не по реабилитирующим основаниям. И пусть эти основания будут расширены, для того чтобы можно было действительно в целях восстановления справедливости ситуацию изменить! Мы будем всячески поддерживать этот законопроект, но над ним действительно надо поработать ко второму чтению, чтобы не только идти в фарватере решений Конституционного Суда, не отталкиваться от частного случая, а посмотреть на эту проблему масштабно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Игорь Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Александр Евсеевич? Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу обратить внимание всех на то, что нам не нужно эту ситуацию мазать как чёрной, так и белой краской - не нужно представлять всех сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых возбуждались уголовные дела, героями, орденоносцами, незаслуженно и незаконно обвинёнными, так же как, впрочем, не следует всех их считать оборотнями в погонах: у нас народная полиция, и все те беды и проблемы, которые есть в обществе, есть и там. Тем не менее мы по-прежнему говорим о том, что органы внутренних дел, как специальные правоохранительные органы, должны быть защищены от проникновения туда случайных людей, людей с сомнительной репутацией, людей, действиями которых может быть нанесён серьёзный ущерб, тех, кто себя дискредитировал, поэтому, хотя мы и обсуждаем сегодня этот законопроект, в законе "О полиции", в законе "О службе в органах внутренних дел..." сохраняются нормы, которые позволяют избавляться от сотрудников, чья деятельность вызывает сомнения и подозрения, от тех, кому не место в органах внутренних дел. Когда мы говорим о любой другой службе, о представителях любой другой профессии - о дворниках, о врачах, о водителях или о ком-то ещё, - это одна ситуация, здесь же речь идёт о сотрудниках той службы, которая имеет законом установленное право на нарушение конституционных прав граждан, и поэтому те, кто служит в органах внутренних дел, должны быть, что называется, святее папы римского. Заверяю вас, что ко второму чтению законопроект будет дополнен, существенно доработан, но так, чтобы вместе с водой мы не выплеснули и ребёнка! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Выносим законопроект на "час голосования".
И наконец, 46-й вопрос, проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 48 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.