Заседание № 131
О проекте федерального закона № 606720-6 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" (в части изготовления и установки надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, погибшим (умершим) до 12 июня 1990 года, за счёт средств федерального бюджета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах". Продолжение рассмотрения. Доклад депутата Государственной Думы Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я напомню, что мы уже рассматривали этот законопроект в первом чтении и рассмотрение было приостановлено, потому что пришли к выводу, что его нужно каким-то образом доработать. Это было примерно год назад, велась соответствующая работа с правительством, но, к сожалению, к какой-то общей точке зрения не пришли, потому что вопрос очень простой, но всё упиралось в деньги. Я позволю себе всё-таки напомнить вам содержание законопроекта. Законопроект направлен на устранение несправедливости, причём несправедливости по отношению к нашим воинам - погибшие либо умершие, но это те люди, которые защищали нашу Родину. Существует очень странная, парадоксальная и несправедливая ситуация, когда тем участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, которые умерли после 12 июня 1990 года, надгробные памятники устанавливаются за счёт бюджета, а тем, кто умер до 12 июня 1990 года, родственники вынуждены устанавливать их за свой счёт. Естественно, возникает простой вопрос: а почему? Что, те люди, которые умерли до 12 июня 1990 года, защищали другую родину, или у них другого цвета кровь? Это явная несправедливость, причём эта несправедливость имеет политический подтекст: получается, что до 12 июня 1990 года у нас была другая история, у нас была другая страна - вот какой политический подтекст! Этот политический подтекст выражается ещё и в том, что мы сейчас активно защищаем наши захоронения за рубежом, - ну неужели мы не можем найти деньги на то, чтобы в нужном состоянии поддерживать памятники нашим воинам на территории нашей страны?! Мы считаем, что вопрос о деньгах вторичен в этом контексте. Всё-таки мы с вами депутаты Госдумы и понимаем, что деньги в государстве есть всегда, вопрос только в приоритетах, то есть вопрос состоит не в том, есть деньги или их нет в бюджете на эти цели, а в том, является ли для нас приоритетом защита памяти наших воинов или это всё-таки для нас вторично. Мы предлагаем всё-таки, несмотря на отрицательный отзыв правительства, поддержать этот законопроект и проголосовать за него, тем самым мы сможем восстановить справедливость в отношении наших погибших воинов и подтвердить, что у нас единая история, что у нас одна Родина и что люди, защищавшие её, заслуживают всяческой поддержки и памяти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Светланы Викторовны Бессараб. Светлана Викторовна, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что эта история началась 21 апреля 2017 года, то есть год и два месяца она уже длится, и эта история вовсе не про деньги. Тогда в соответствии с решением, с тем общим духом, как говорится, который установился в этом зале, было принято решение дать авторам возможность доработать данный законопроект, привести его к какой-то концепции, которая была бы понятна, прозрачна и доступна для всех. Я напомню, с вашего разрешения, о чём эта история. С 90-х годов в соответствии с указом президента в стране начали выплачивать компенсацию за установку надгробных памятников, плит, стел, цветников родственникам погибших (умерших) военнослужащих, участников войны, ветеранов боевых действий и других лиц, относящихся к данным категориям граждан. Уважаемые коллеги, это именно компенсация за установку. И тогда уже мы с вами ломали здесь копья, говорили, уверены ли мы, что у родственников умерших до 90-го года сохранились те самые квитанции? Я с трудом себе представляю ситуацию, при которой в семье тщательно сберегается квитанция за установку надгробной плиты. Более того, мы говорили, не возникнет ли проблем у родственников военнослужащих, умерших до 78-го, до 79-го годов? Ведь нам с вами хорошо известно, что именно Советом Министров СССР было принято решение о том, что для улучшения бытовых условий участников и ветеранов войны необходимо им выдать ветеранские удостоверения. Получать их начали с 1979 года. Коллеги, как теперь умершим выдать удостоверения? Я себе это с трудом представляю, это уже какая-то гоголевская история. Именно поэтому тогда мы с вами, понимая важность этого законопроекта, дали авторам возможность его доработать. Мы дважды, коллеги, заседали в комитете. Почему я так эмоционально говорю? Простите, но мы действительно дважды заседали, дважды давали авторам возможность представить нам дополнения, изменения в данный законопроект. На последнем заседании комитета мы уговаривали авторов: пожалуйста, обратитесь к каждой фракции, может быть, у тех, кто выступал здесь 21 апреля 2017 года, есть какие-то дополнения - мы не получили ни одного изменения в данный законопроект. Коллеги, ещё раз напомню то, о чём мы говорили год назад. Мы верим, мы уверены, мы надеемся, что ни одна могила нашего ветерана не заброшена, не запущена, иначе это позор, коллеги. Если нужна какая-то помощь, мы уверены, что муниципалитеты её окажут. Если это не так, если у авторов законопроекта есть сведения, что на установку памятников на какие-то могилы ветеранов мы не дали компенсаций, что мы не помогли родственникам, - пожалуйста, обращайтесь во фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет предлагает отклонить данный законопроект уже повторно с учётом того, что ни одного замечания, предложения по законопроекту и ни одного дополнения в данный законопроект за год и два месяца не поступило. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да, есть. Включите режим записи. Покажите список. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. У меня вопрос к Светлане Викторовне. Вы говорите, что авторам было дано время на то, чтобы каким-то образом исправить законопроект. А вы видите какие-то предложения, которые могли бы сделать этот законопроект таким, чтобы фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддержала? БЕССАРАБ С. В. Вы знаете, норма, которая предлагается в этом законопроекте, наверное, является избыточной. Повторю ещё раз: это единичные случаи, когда семье ни колхоз, ни совхоз, ни военный комиссариат не оказал помощи. Мы предлагаем дополнить уже действующий закон, а в законе сказано, что впервые оказывается помощь, то есть во многих случаях, когда памятник требует замены, помогают и муниципальные власти, и органы местного самоуправления, и мы, депутаты. Вот я представляю себе, что это единичные, наверное, случаи, когда не помог никто, родственники сами памятник установили и до сих пор с 89-го года и более раннего ждут, что кто-то им компенсирует всё-таки эти расходы. Я думаю, что эта норма просто избыточна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Светлана Викторовна, в первом чтении мы обсуждаем и принимаем или не принимаем концепцию законопроекта. Скажите, что в концепции законопроекта не устраивает лично вас, комитет, ну и, если можете сказать, партию? В концепции законопроекта, я напомню, говорится, что тем умершим, погибшим до 90-го года ветеранам и участникам боевых действий предоставляется чётко определённая государственная поддержка, а не по возможностям муниципалитета, колхоза или какой-то другой благотворительной организации, - это государственная помощь. В чём вот здесь нелогичность, неверность, которая не позволяет согласиться с этой концепцией? Должны получить эти деньги, не именно в виде денег... (Микрофон отключён.) БЕССАРАБ С. В. Олег Анатольевич, мне сложно понять ваш вопрос. Вы сказали буквально следующее: тем умершим военнослужащим должна быть предоставлена льгота. Я с трудом себе представляю, как льгота может быть предоставлена умершим. В законе говорится о том, что льгота должна быть предоставлена родственникам, которые уже установили памятник. Я ещё раз повторю: родственникам, которые установили памятник до 89-го года включительно и после этого трепетно сохраняют каждую квитанцию, потому что... Вы поймите, это действительно компенсация - компенсация за уже произведённые действия, и, чтобы получить её, родственники должны представить документы в соответствии с постановлением правительства, приказом Минобороны, где есть их перечень. Это в том числе фотография с места могилы, где видно, что памятник действительно установлен; это в том числе квитанции, из которых следует, что работы произведены именно тем или иным родственником, ведь мы даже родственников заставим переругаться между собой: а кто в далёком 1970 году устанавливал этот памятник? И наконец, последнее - удостоверение участника войны умершего. Мы же не можем выдать удостоверение уже умершему - это нелепо, это нонсенс в правоприменении, коллеги! Конечно, я против концепции этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Светлана Викторовна, вы говорите, что случаи единичные, но это не так. Люди приходят в том числе к нам, депутатам, с вопросом, что они сейчас хотят поставить памятник на могилку, но получается, что вот этот водораздел, можно или нельзя, идёт по дате 12 июня 1990 года. Вот ответьте на вопрос, который люди нам всем, депутатам, задают, просто прямо ответьте на вопрос. Вот они спрашивают: люди воевали на одной войне - почему у них разные права в увековечении их памяти? БЕССАРАБ С. В. Коллеги, мы чтим память умерших, память погибших, но эти права уже принадлежат нам. Понимаете, Валерий Карлович, ваш вопрос прозвучал как-то довольно странно: что делать, что отвечать родственникам? Получается, что родственники до сих пор, с 89-го года, даже не попытались самостоятельно установить памятник? Пусть родственники обращаются к депутатам нашего комитета, давайте мы рассмотрим это вместе, разработаем какой-то законопроект, который поможет эти вопросы решить, но в данном конкретном контексте это довольно странно звучит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Светлана Викторовна, вот теперь я задаю вопрос. Может быть, вы невнимательно прочитали наш проект закона - я напомню, о чём идёт речь. Речь идёт не о памятниках, которые установили до 12 июня 1990 года, - речь идёт о погибших до 12 июня 1990 года, на них возможность получить право на компенсацию либо право бесплатной установки памятника не распространяется, которая сейчас есть для погибших после 12 июня 1990 года. Вот о чём идёт речь. А теперь вопрос: что вас не устраивает концептуально? Чем человек, умерший 11 июня 90-го, который имеет все права на установку памятника, то есть должен иметь, отличается от человека, который умер 13 июня 90-го года? Вот в чём разница? Собственно говоря, мы на эту несправедливость и указываем. И ещё. Мы перенесли рассмотрение не для того, чтобы устранить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. Я напоминаю: 21 апреля мы перенесли рассмотрение по предложению Александра Дмитриевича Жукова (он тогда тоже председательствовал), для того чтобы вы провели консультации с правительством, чтобы они поменяли свою позицию, а не для того, чтобы мы внесли поправки. Поднимите стенограмму - об этом шла речь. Тогда Бурков стоял на трибуне, мы выступали и спрашивали: почему так? Даже у вас были сомнения, и вы тогда взяли паузу, для того чтобы провести консультации с правительством. Ну так вот я спрашиваю: что дали эти консультации? БЕССАРАБ С. В. Валерий Карлович, извините меня, пожалуйста, я ошиблась, когда обращалась к предыдущему задававшему вопрос. Я зачитаю вам стенограмму. Бурков: "Вот предлагает сегодня Светлана Викторовна..." Прошу заметить - я специально взяла стенограмму - я ничего такого не предлагала. "Вот предлагает сегодня Светлана Викторовна - давайте остановимся на периоде с 78-го года по 90-й, на тех, кому было выдано удостоверение. Давайте на первом этапе будем делать это для данной категории граждан. В то же время мы видим, что, когда региональные власти принимают закон о детях войны, эти люди, дети войны, находят все документы по своим родителям, в том числе участникам войны: в загсах, в военкоматах они поднимают документы, кто и когда погиб, где погиб... Теперь поясню, чтобы было понимание, что это не просто желание депутатов..." - я не буду зачитывать всё эмоциональное выступление нашего коллеги Буркова, коллеги, говорилось именно о том, чтобы проработать ещё раз вопрос, начать с 1978 года. Валерий Карлович, можно я задам вам такой же вопрос: а чем отличаются люди, умершие в 1977 году, от тех, кто умер в 1978-м? Вы тоже можете поднять стенограмму и внимательно с ней ознакомиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень неприятно выступать по этому вопросу: это вопрос, по которому не должно быть расхождений, тем более концептуальных, в этом зале, в любом зале нашей страны, поэтому мне больно слышать всяческую ахинею, в том числе из уст уважаемой Светланы Викторовны, которая заводит рака за камень - это мягко говоря, - вот, мол, есть родственники, они все могилы уже обиходили, все могилы в отличном состоянии, а если есть исключения, обращайтесь в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", и всё будет хорошо. Это наглая, циничная ложь! Сколько таких заброшенных, забытых могил воинов, которые выжили в этой колоссальной войне, отстроили эту страну, умерли, и потом по разным причинам: у кого-то не осталось родственников, у кого-то родственники уехали в дальние края или у них просто физически, по причине болезни, инвалидности, нищеты (20 миллионов нищих в стране!) нет возможности эту могилу восстановить! Если даже этот памятник со звездой был поставлен 20, 40, 50 лет назад, нет денег на восстановление! Вы утверждаете, что вопрос не в деньгах, - нет, уважаемые и дорогие, только в деньгах вопрос! И правительство - стыд и позор (ваши слова, цитата) этому правительству - само не видит этих проблем, и вы вместе с партией не видите этих проблем! Мы раз за разом вам говорим: посмотрите, решите эту проблему, придите вместе с военкоматом раньше родственников на могилы этих солдат, найдите их, восстановите, не ждите родственников! А вы здесь начинаете закручивать, мол, покажите удостоверение, покажите квитанцию, что вы 40 лет назад этот памятник со звездой поставили, тогда, может быть, мы вам - через бюрократические препоны! - отдадим компенсацию. Это действительно стыдно, позорно и, я считаю, недостойно, что дошло до того, что этот вопрос рассматривается в Государственной Думе. Александр Дмитриевич, надеюсь на вашу совесть - предлагаю в очередной раз отложить рассмотрение этого вопроса, не подвергать вот этому позорному голосованию большинство в Думе, но поставить конкретный срок и дать задание комитету в течение месяца летних каникул разработать, внести такой проект закона, который не будет иметь юридико-технических замечаний, и на первом же заседании в сентябре по предложению комитета, Совета Думы, заранее убрав все препоны, принять эту концепцию в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович - от фракции. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не думал, что мне придётся повторять своё выступление от 21 апреля прошлого года, но, к сожалению... Я вот взял стенограмму, внимательно с ней ознакомился, вот она здесь. Напомню, о чём идёт речь, - я повторяться не буду, скажу кратко, без эмоций. По действующему закону всем, кто умер после 12 июня 1990 года (в силу того что вышел указ президента, от этой даты начали считать, скажем так, отсчёт начался), всем умершим, всем, кто признан участником боевых действий или участником Великой Отечественной войны, за счёт бюджета устанавливаются памятники, а до 12 июня 1990 года этого не было. В апреле прошлого года, когда мы выступали и предлагали и на эту категорию граждан, их родственников, распространить эту норму, выступавшие от "ЕДИНОЙ РОССИИ" возражали, дескать, как их идентифицировать, ведь удостоверения начали в 1978 году выдаваться, на что Бурков и ответил, чтобы снять ваши возражения: если с 1978 по 1991 год есть удостоверения, так давайте хотя бы на этот период установим льготу для родственников этих граждан - подавляющее большинство этих граждан в этот период попадают, и на их могилы мы сможем за счёт бюджета поставить памятники, то есть хотя бы частично решим вопрос. Конечно, умершие в 1977 и в 1978 годах ничем не отличаются, и для тех, и для других должна быть эта льгота, но так получилось, что вы возражаете, поэтому мы просто решили пойти по пути наименьшего сопротивления и сказать: ну хорошо, вы не отрицаете, что у этих граждан были удостоверения, - давайте хотя бы для тех, кого вы не отрицаете, это сделаем. В процессе дискуссии родилось предложение того же Буркова! Теперь напоминаю, почему тогда перенесли рассмотрение законопроекта. Олег Анатольевич уже сказал: было стыдно - это было 21 апреля, накануне 9 Мая. Я с этой трибуны тогда напомнил вам, коллеги, что впереди 9 Мая, мы поедем в регионы, будем проводить встречи с участниками войны оставшимися (кто остался), с ветеранами боевых действий - как им в глаза смотреть? Мы будем говорить хорошие речи о том, что мы помним, - и в то же время мы не можем выделить деньги, которые абсолютно несущественны для бюджета, в пределах статистической погрешности даже, я бы так сказал, - мы не можем эти деньги выделить на установку памятников. То есть на словах одно, мы говорим, как мы уважаем... Да мы, ребята, на парады больше денег тратим, чем нужно на установку памятников, на порядок меньше нужно денег! Ну уж это вопрос, который можно было бы решить! Мало того, если мы федеральным законом эту норму распространим на весь период, найдут все документы, за могилками будут ухаживать. Ко мне на приём приходят бабушки и говорят: там могилка участника войны стоит неухоженная, пожалуйста, примите решение, найдите какие-то деньги, за счёт бюджета устройте... Ну как это? Ну это же стыдно! Значит, когда за рубежом оскверняют могилы наших ветеранов, памятники сносят, мы всё замечаем, а у себя, коллеги?.. Мы предлагаем проголосовать за этот законопроект. И перенесли тогда рассмотрение только потому, что было стыдно накануне 9 Мая отклонять такой законопроект. И тогда Александр Дмитриевич Жуков предложил: давайте мы перенесём рассмотрение - это было его предложение, я это прекрасно помню, - давайте проведём консультации с правительством, может быть, оно поменяет свою позицию. Прошло 15 месяцев, что изменилось? Ничего. Я задал вопрос: были консультации проведены с правительством? Не ответили мне - значит, не было никаких консультаций. Может, они и были, но вы не хотите о них говорить. Олег Анатольевич предложил ещё раз перенести, но я думаю, что 15 месяцев было достаточно для того, чтобы провести консультации и поменять свою позицию, - вы её не поменяли. Коллеги, мы считаем, что надо голосовать сейчас и надо принимать этот законопроект. Ну, в соответствии со своими убеждениями и своей совестью вы нажмёте или не нажмёте на кнопку. Мы считаем, что этот законопроект надо принимать, денег в бюджете у нас не убудет. Если уж разговор о деньгах, то мы вам предложение внесли на несколько триллионов рублей, а здесь речь идёт о нескольких миллионах рублей - несопоставимые цифры! Какие тут могут быть ещё аргументы? Коллеги, поступайте по совести! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИОНИН Д. А. Надо будет - вся фракция выйдет. Уважаемые коллеги, я предлагаю вспомнить двух героев Великой Отечественной войны - Михаила Егорова и Мелитона Кантарию, которые стали известны на весь мир благодаря тому, что водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Так вот, Михаил Егоров скончался в 1975 году, а Мелитон Кантария - в 1993-м, на территории современной России оба скончались. Согласно действующим законодательным нормам родственники Кантарии имеют право на компенсацию и на помощь при установке надгробия, а родственники Егорова почему-то такого права лишены - как вы думаете, справедливо это или не справедливо? Люди воевали на одной войне, и логично, что право увековечить их память должно быть одинаковым. К нам на приём приходят люди, которым в военкоматах знаете, что говорят, когда они спрашивают, почему они не могут поставить памятник и получить за это компенсацию? Им говорят: не вовремя умер ваш родственник - это нормально?! У нас и так достаточно расколотое общество, оно раскалывается дальше различными непопулярными решениями, мерами, предложениями, ещё по такому вопросу нам с вами сейчас спорить! Вся эта история... у нас водораздел какой-то 12 июня 1990 года: до и после, правильные ветераны и неправильные ветераны, те, которые имеют право, и те, которые не имеют права. Вот в моём избирательном округе в городе Артёмовском в Свердловской области есть кладбище ветеранов Великой Отечественной войны, и там часть могил в хорошем состоянии, потому что люди всё сделали и получили компенсацию, а часть в плохом, а прямо за забором - кладбище немецких военнопленных, и там все памятники в замечательном состоянии. Вы считаете, это правильно? Ну просто представьте себе, как это выглядит со стороны! Действительно, в апреле прошлого года мой предшественник в Государственной Думе, который потом передал мне мандат, Александр Бурков стоял здесь, докладывал и называл это законом совести, и он был прав, и очень жалко, что за это время консультации с правительством, видимо, ни к чему не привели или привели к тому, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решила отказаться и голосовать против этого законопроекта. Мы предлагаем всё-таки поступить по совести и проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, я насчёт высказывания нашего коллеги Нилова Олега Анатольевича. На мой взгляд, высказываться и обвинять кого-то, особенно женщину, что здесь говорят ахинею, по меньшей мере несолидно и неправильно. Это первое. Второе. Что касается ахинеи, мы в этом зале много чего слышим, но ко всем относимся с уважением. И третье. Указывать фракции, у которой самый высокий уровень доверия среди людей, в которой 343 депутата, а не 32, на мой взгляд, тоже неправильно. Мы сами разберёмся, что нам делать. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Спор очень горячий, и я просто не успел нажать кнопку. Разрешите, Александр Дмитриевич, я с места выскажу своё мнение, так как всё-таки имею отношение к вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества. Проблема не в том, что здесь в зале кто-то хочет сделать так, чтобы одни были увековечены, а другие нет, проблема не в этом. Мы с вами все в одном строю в части желания увековечить память о погибших защитниках Отечества. Вопрос в другом: нас коллеги призывали к справедливости - так давайте действовать по справедливости, в рамках действующего законодательства, а если его не хватает, то давайте находить те нормы, которые не будут нарушать существующие нормы законодательства. Нужно идти дальше в этом вопросе... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. БИКБАЕВ И. З. Дело в том, что можно один и тот же вопрос решить по-разному. Как решить так, чтобы действующие нормы не нарушались? К этому вопросу, считаю, нужно подойти со стороны паспортизации воинских захоронений, то есть сначала необходимо все воинские захоронения паспортизировать, за что отвечают Министерство культуры и Министерство обороны, в том числе захоронения наших защитников Отечества, которые существующая норма уже не может затронуть из-за отсутствия у умерших удостоверений ветеранов войны и других нормативных документов, их невозможно восстановить. И вот именно через систему паспортизации этих воинских захоронений нужно решать эту проблему. Уважаемые Михаил Васильевич, Валерий Карлович и Дмитрий Александрович, я вам, как инициаторам этого законопроекта, просто предлагаю возможный путь решения этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемая Светлана Викторовна! Я приношу вам извинения за действительно сверхэмоциональное выступление. Я действительно считаю, что абсолютное большинство из сидящих здесь, в зале, депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" думают так же, как и мои коллеги, и совершенно согласны с тем, что порядок должен быть наведён. Полностью не ваша вина в том, что этот закон пока не принят. Это было адресовано через вас правительству. Вы уж примите извинения и простите, а вот этому правительству действительно позор! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Александр Юрьевич, хотите что-то сказать по этому поводу? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, мы, конечно, понимаем эмоциональный накал обсуждения данного вопроса, тем не менее я вынужден вернуться к официальному заключению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2014 года. Заключение отрицательное, в заключении указывается стоимость данного вопроса: потребуется выделение дополнительно из федерального бюджета 44 миллиардов рублей. Далее идёт ссылка на соответствующие статьи Бюджетного кодекса, а также на то, что ни в законопроекте, ни в пояснительной записке, ни в экономическом обосновании не приведены источники, за счёт которых предполагается финансирование данных расходов. В связи с этим правительство, я ещё раз повторяю, представило отрицательное заключение на данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика? Пожалуйста, Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несколько моментов, которые хотел бы отметить по итогам дискуссии. Прежде всего, позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" остаётся прежней: мы считаем, что все ветераны боевых действий, все участники Великой Отечественной войны заслуживают того, чтобы им за счёт государственного бюджета устанавливали памятники, независимо от даты смерти. 1978 год появился как реакция на предложение другой фракции, как некий компромисс и как жест, если хотите, отчаяния. Позиция такова: мы считаем, что все ветераны заслуживают того, чтобы им ставили памятники. Теперь по поводу одного из аргументов Светланы Викторовны. Она называет избыточными нормы нашего законопроекта - очень странная позиция! Получается, что после 12 июня 1990 года норма не избыточна, а до 12 июня 1990 года норма избыточна. Совсем непонятна аргументация, мол, муниципалитеты должны за свой счёт устанавливать эти памятники либо ремонтировать. Но у местного самоуправления, у муниципалитетов нет на это мандата, нет на это полномочий, это будет нецелевая трата ресурсов, поэтому их возможности в этом ограничены. Что касается упрёка в том, что мы не доработали законопроект, - его очень сложно дорабатывать, потому что концепция очень проста: либо мы ставим всем памятники, либо мы отказываемся от этого. Здесь вопрос был в другом: удастся ли убедить правительство? Ну, правительство сейчас заявило, что на это не хватает денег. С одной стороны, 50 миллиардов рублей - да, вроде бы это много, с другой стороны, поскольку речь идёт о памяти о наших воинах, эти затраты не кажутся слишком большими. Да, по поводу ещё одного заявления. Мы не тянем одеяло на себя, мы готовы работать со всеми фракциями. Если сейчас фракции не готовы поддержать наш законопроект по каким-то причинам, ну, давайте скооперируемся, сделаем совместный законопроект, внесём его от всех фракций, но согласитесь, что те люди, которые защищали нашу страну, заслуживают того, чтобы мы о них помнили. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по ведению я, конечно, могу дать слово, но вы все не по ведению выступаете. Содокладчик, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Олег Анатольевич, принимаю ваши извинения, понимаю, что это сказано было в соответствующем эмоциональном состоянии. Уважаемые коллеги, при всём уважении к Правительству Российской Федерации и к вам лично, Александр Юрьевич, ещё раз напомню: законопроект не про деньги, и бывали неоднократно случаи, когда, несмотря на заключение правительства, комитет поднимал вопрос и выносил на обсуждение. Сейчас речь идёт не о деньгах, мы сейчас говорим о том, что концепция законопроекта - это компенсация за установку надгробных плит и памятников впервые, за установку. А вы говорите сейчас, коллеги, о восстановлении надгробных плит, цветников, стел, постаментов, которые пришли в негодность в результате длительной, ну, не эксплуатации, а длительного, может быть, отсутствия достойного ухода. Давайте говорить о концепции этого законопроекта - он о компенсации за установку впервые памятников умершим ветеранам войны, военнослужащим и так далее. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 33 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 41
О проекте федерального закона № 606720-6 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" (в части изготовления и установки надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, погибшим (умершим) до 12 июня 1990 года, за счёт средств федерального бюджета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах". Доклад Александра Леонидовича Буркова. Пожалуйста. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В данном законопроекте предусматривается введение государственных гарантий на производство надгробных памятников и их установку на местах захоронений ветеранов боевых действий и участников Великой Отечественной войны, погибших (умерших) до 12 июня 1990 года. Вы все прекрасно знаете, что действующее законодательство предусматривает возможность установки таких надгробных памятников за счёт федерального бюджета только участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, умершим после 12 июня 1990 года. Мы предлагаем ликвидировать эту дискриминацию, так как все участники Великой Отечественной войны и ветераны горячих точек умирали всё-таки за одну свободу - нашу с вами, за одну страну, поэтому предлагается всё-таки предусмотреть возможность установки таких надгробных памятников для погибших участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий вне зависимости от даты смерти погибших (умерших). Уважаемые коллеги, давайте восстановим историческую справедливость и проголосуем за этот законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, впервые государством были предусмотрены гарантии по изготовлению и установке надгробных памятников в Законе "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года. Законодательством советского периода, как мы знаем, была предусмотрена только компенсация расходов на погребение. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указом от 3 марта 2007 года № 270 установил, что за счёт средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 года (с момента принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) по 31 декабря 1992 года (до введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих"), которые, в частности, признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий. Авторами законопроекта предлагается возмещать за счёт средств федерального бюджета расходы по изготовлению и установке надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, погибшим (умершим) до 12 июня 1990 года, и авторы предлагают внести соответствующие изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах". Коллеги, нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (стел или плит) предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 460. Приказом министра обороны от 13 января 2008 года утверждён порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих; в соответствии с порядком компенсация расходов родственникам, иным лицам, изготовившим и установившим памятники, производится уже после изготовления и установки надгробных плит и памятников. Для оплаты указанных расходов гражданам необходимо представить ряд документов, в том числе свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния, справку о месте захоронения погибшего (умершего), удостоверение участника Великой Отечественной войны. В связи с этим, коллеги, скорее всего, возникнут проблемы у родственников тех погибших (умерших) военнослужащих, которые ушли из жизни до 31 декабря 1978 года, потому что, как мы знаем, удостоверения участников начали выдавать только с 1 января 1979 года в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР № 367 о мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны. Кроме того, авторами законопроекта не рассматривается возможность таких проблем родственников, как просто утрата или несохранение платёжных документов по изготовлению и установке надгробных плит. Законопроектом значительно сужается круг лиц, которым действующим законодательством предусмотрены гарантии по изготовлению и установке надгробного памятника за счёт средств федерального бюджета в случае их гибели или смерти, поскольку законопроектом не предусматриваются данные гарантии для погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов военной службы, лиц, погибших при прохождении военной службы, военных сборов или умерших при прохождении военной службы, военных сборов в результате увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, а также для лиц, погибших при прохождении военной службы в органах внутренних дел или умерших при прохождении службы в результате увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, и иных категорий граждан, которым действующим законодательством предусмотрены данные гарантии государства. В финансово-экономическом обосновании авторы законопроекта указывают, что количество захоронений погибших (умерших) за период с 9 мая 1945 года по 12 июня 1990 года участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, где не установлены надгробные памятники, составляет порядка 2 миллионов и что на реализацию законопроекта потребуется не более 44 миллиардов рублей. Вместе с тем, коллеги, ежегодно за счёт средств федерального бюджета на эти цели расходуется более 3 миллиардов рублей, и мы прекрасно помним, что 34 миллиона наших граждан были призваны в период Великой Отечественной войны на военную службу. На сегодняшний день за счёт федерального бюджета установлено 4 миллиона памятников. Коллеги, мы чтим память ушедших воинов, мы гордимся теми, кто отстоял нашу родную землю, но без соответствующих расчётов, без указания источников и порядка финансирования данный законопроект носит чисто декларативный характер и не достоин памяти наших ушедших... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. БЕССАРАБ С. В. Коллеги, также прошу вас обратить внимание на то, что авторы предлагают внести изменение в указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 270, но в данный момент в законодательной практике происходит всё наоборот: в соответствии с указами президента мы принимаем федеральные законы. С учётом изложенного, а также с учётом позиции Правительства Российской Федерации и Счётной палаты Российской Федерации, не поддерживающих данный законопроект, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить данный проект федерального закона. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Леонидович, я убеждён, что все концептуальные аргументы на вашей стороне, на стороне вашего законопроекта. Это и справедливость, потому что все участники Великой Отечественной войны заслуживают одинаковой памяти. Это и историческая память, потому что мы не должны забывать никого, не случайно был лозунг "Никто не забыт, ничто не забыто". Это и право, потому что Россия - правопреемник Советского Союза. С какой стати мы делим людей на тех, кто 12 июня, и тех, кто после 12 июня? Мы понимаем, что есть только один аргумент против - это деньги. Вопрос: готовы ли вы вводить свой закон в действие в случае его принятия поэтапно, поскольку, я думаю, если мы сделаем это немедленно, то действительно бюджетные расходы окажутся очень и очень большими? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буркову включите микрофон. БУРКОВ А. Л. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо большое за поддержку, за понимание, за память о наших ветеранах. Безусловно, в случае дефицита финансовых ресурсов мы готовы пойти и на поэтапную реализацию закона, так как память нужно всё-таки сохранять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Светлана Викторовна, в своём докладе от имени комитета вы сказали о том, что авторы законодательной инициативы сужают права других граждан. Вот насколько я понял, речь идёт о дополнении статьи 24 пунктом 1-1, то есть просто расширяется действие нормы, изменяются даты. Каким образом, на ваш взгляд, это дополнение, просто увеличивающее промежуток времени, в который люди умерли, уменьшит права тех, кого в этом законе и так нет? Предлагается дополнить закон, в котором этих категорий граждан и так нет, поэтому каким образом это изменение может категории граждан, которые вы перечислили, ущемить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бессараб включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, как уже было отмечено, прежде всего могут пострадать родственники тех умерших (погибших) военнослужащих, кто ушёл из жизни до 31 декабря 1978 года. До этого удостоверение участника войны не выдавалось на руки, оно начало выдаваться после принятия постановления Госкомтруда об улучшении быта участников Великой Отечественной войны. Родственникам будет необходимо восстанавливать документы, подтверждать, что их погибший (умерший) родственник являлся участником Великой Отечественной войны, а это представляет определённые сложности: нужно будет обращаться в архив и так далее. Кроме того, я уже в своём выступлении обращала внимание на то, что многие родственники ушедших из жизни участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и других граждан, подпадающих под действие закона, не ставили своей целью сохранение платёжных документов, подтверждающих оплату изготовления и установки надгробных памятников, плит, стел. Каким образом им теперь доказать, что они совершили эти расходы, и подтвердить сумму? Также законопроект не предусматривает ряд других, достаточно существенных норм, которые значительно сужают круг лиц, определённых в действующем законодательстве, и, безусловно, всё это приведёт к определённым трудностям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Михаил Владимирович. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Александр Леонидович, я думаю, многие с уважением относятся к вашей инициативе, и мы знаем, как свердловчане чтят память. Но вот почему мы всё переводим на деньги, причём пытаемся сделать это за счёт региональной власти? Давайте деньги на детей войны, при всём моём уважении к ним, здесь опять деньги. А вы знаете, что региональные, муниципальные органы власти совместно с советами ветеранов уже выполняют эту работу? Мы знаем каждое захоронение, подчёркиваю: каждое захоронение! А в сельской местности? Это вообще очень индивидуальный вопрос, не в каждой семье хотят этого, и не надо этот вопрос переводить на федеральный уровень - надо дать право общественности, людям самим решать, что они хотят делать, как будут чтить память погибших, понимаете? А мы оказываем такое давление на федеральном уровне, мол, мы вот отсюда из кабинета расскажем вам, как быть. Но люди опасаются этого! БУРКОВ А. Л. Спасибо большое, уважаемый Михаил Владимирович. Я хотел бы остановиться на федеральном, так сказать, колпаке. Замечу, законом "О ветеранах" это уже установлено для тех, кто погиб или умер от ран после 12 июня 90-го года, и вас это как-то не беспокоит. Почему же вас беспокоит и почему вы считаете, что не надо вмешиваться и помогать тем, чьи отцы, сыновья и мужья умерли до 12 июня 90-го года, ведь у нас действительно была одна страна и одна война? Это первое. И второе. Если муниципалитет на свои средства установил погибшему ветерану или группе погибших ветеранов надгробные памятники, так спасибо этому муниципалитету, и, я думаю, родители, дети этих погибших повторно не будут обращаться с просьбой установить памятник, этого уже не произойдёт. Более того, я знаю, что и представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" на свои деньги восстанавливают, устанавливают памятники, и представители нашей партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и КПРФ, и ЛДПР - все помогаем. Но мы говорим: давайте уберём дискриминацию, ну почему мы делим ветеранов на тех, кто умер до, и на тех, кто после, война-то одна была! И мы ничего не навязываем, такие нормы уже есть в федеральном законодательстве. И я хотел бы подчеркнуть, отвечая, наверное, на слова Светланы Викторовны, прозвучавшие в её докладе. Дорогие мои, мы не вносим изменения в указ, просьба: зайдите в базу, посмотрите законопроект - у вас есть экран, Светлана Викторовна, - и вы увидите, что там предлагается внести изменения в статью 24 Федерального закона "О ветеранах", а ни в какой не указ. Там всего две статьи, вы быстро ознакомитесь - на случай, если будете в дальнейшем комментировать моё выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Бессараб. Мы хорошо знаем, что современным Бюджетным кодексом предполагается целевое направление денег и если региональные власти, органы местного самоуправления эти средства тратят не по целевому назначению, вне возможностей, данных им законом, то это очевидное правонарушение. Вопрос: как в этих условиях можно решить по государственной линии - даже через местные власти - задачи, связанные с восстановлением уже разрушившихся памятников участникам Великой Отечественной войны в случаях, когда нет родственников или когда родственники не имеют соответствующих финансовых возможностей? Только сошлитесь, пожалуйста, на конкретную норму закона, которой предусматриваются соответствующие возможности региональных и муниципальных органов власти. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Бассараб. БЕССАРАБ С. В. Многие субъекты Российской Федерации, как и муниципалитеты на местах, предусматривают возможность восстановления надгробных плит, стел, памятников ветеранам Отечественной войны, за могилами которых по тем или иным причинам уже некому ухаживать (либо родственников уже нет, либо по другим причинам не ухаживают), и субъекты Российской Федерации регламентируют это соответствующими законодательными актами субъекта. Что же касается непосредственно вашего вопроса, авторы законопроекта не указывают, не уточняют источники финансирования, не предлагают какой-то прозрачный расчёт, чтобы было понятно, за счёт каких средств проводить эту работу, и порядок замены памятников также достаточно непрозрачен. То есть говорится, что впервые устанавливается памятник и впервые компенсируются расходы, а как быть с теми плитами, которые муниципалитет или регион уже помогал установить, как быть с могилами тех, у кого уже не осталось родственников, - нам что, самостоятельно их менять, то есть заходить на погост и, если не обратились родственники, заменять? Есть масса вопросов не только юридико-технического, но и концептуального характера по этому законопроекту. Никто не говорит, что не нужно ухаживать, - нужно, нужно чтить память наших героев, но вот порядок, источники финансирования, средства необходимо предусмотреть, чтобы это было понятно и прозрачно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Светлане Викторовне. Странно, Светлана Викторовна, подобная норма уже есть в действующем законе, но таких вопросов у вас в отношении действующего закона не возникает, а вот по той части, которую мы хотим расширить, сразу возникли вопросы - почему вы их не задаёте в части того, как исполняется действующий закон? Это первое. Второе. Вы говорите: источники финансирования... Ну прежде всего источник финансирования - федеральный бюджет. Напоминаю: у нас расходная часть составляет 16 триллионов рублей, а тут требуется 30 миллиардов рублей - можете поделить и посчитать. Если нужно сказать, где взять деньги, я могу в следующий раз перечислить вам источники ещё на несколько триллионов. Но не в этом вопрос, вопрос в том, будете ли вы согласны, если мы ко второму чтению внесём поправку и разобьём расходы, например, на несколько лет, чтобы не сразу 30 миллиардов рублей тратить - мы согласны, сумма большая, - а, например, в течение пяти лет, шести лет или семи лет, как сможет потянуть бюджет?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. По первой части вопроса. Как мы знаем, эта норма действует начиная с 93-го года, и в 93-м году участники войны, ветераны боевых действий, все граждане, относящиеся к этой категории, уже имели соответствующее удостоверение. У нас в комитете возникли вопросы именно в связи с тем периодом, который, ну, не подпадал... когда участники войны не получали соответствующих документов: как теперь эти документы восстановить, с учётом того что, к сожалению, многие архивы уже не содержат соответствующих данных и сведений; что делать с теми надгробными плитами, которые государство уже помогало устанавливать, то есть государство либо муниципалитеты, колхозы, совхозы, комиссариаты и так далее уже оказывали содействие? Потом, повторю, нет прозрачного расчёта, непонятно, какая сумма необходима для включения в бюджет. Авторы утверждают, что понадобится 44 миллиарда рублей, вместе с тем Министерство обороны указывает, что ежегодно тратится 3 миллиарда рублей на эти цели, мы знаем, что 4 миллиона памятников военнослужащим, умершим после 93-го года, установлено за счёт федерального бюджета, но мы даже не можем предположить, какая сумма понадобится, какое количество памятников, установленных за период с момента окончания войны до 90-го года, понадобится заменить. Это достаточно сложные расчёты - по оценке Минобороны, это составит порядка 1 триллиона рублей. Пожалуйста, укажите, из какого источника необходимо взять эти средства и, поскольку бюджет - это всё-таки единый документ, с какой статьи расходов необходимо снять средства, чтобы предусмотреть их на данные цели? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Коллеги, у нас на 17.30, вы помните, на фиксированное время, рассмотрение законопроекта, поэтому в 17.30 мы должны будем прерваться, а потом вернуться к рассмотрению этого законопроекта - я прошу учитывать это. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, от фракций будут выступления. Пожалуйста, Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, начну с того, что инициатива очень хорошая, нужная и правильная. Я, наверное, коллегам, которые её внесли, немного помогу развернуть. Я не могу понять, почему вы не воспользовались тем текстом, который вы уже подготовили, там же чёрным по белому написано, что компенсация будет предоставляться родственникам, которые будут устанавливать соответствующую надгробную плиту, но компенсация не будет предоставляться тем, кому эти работы уже компенсировали за счёт муниципального либо регионального бюджета. Это первое. Второе. Вы всё время задаёте вопрос: где взять источник финансирования? Кстати, лидер ЛДПР Владимир Жириновский уже неоднократно предлагал: давайте изымать у нарушителей правил дорожного движения вот эти дорогие автомобили, на которых ездят юноши - дети определённых родителей (я думаю, они очень далеки от всех этих понятий), затем реализовывать их на аукционах, а эти деньги можно направлять на соответствующие цели. Речь о чём идёт? Речь идёт о том, что в данную категорию попадают не только ветераны Великой Отечественной войны, но и участники боевых действий. Речь идёт в том числе о тех, кто имеет это удостоверение либо мог бы иметь, в том числе о погибших в Афганистане: они относятся к категории "ветераны боевых действий". Почему мы эту категорию разделяем на две части: те, кто погиб до 12 июня 90-го года, не попадают в эту категорию, а кто после - те попадают? Уважаемые коллеги, ещё раз хочу обратить особое внимание на то, что мы рассматриваем законопроект в канун 9 Мая, ну что мы здесь копья ломаем? Скорее всего, я думаю, коллеги с перепугу насчитали эту цифру больше, чем на самом деле, я уверен, что количество людей, которые обратятся за этой компенсацией, будет гораздо меньше. Хочу привести пример. Вот мой дед - ветеран Великой Отечественной войны Разуев Вениамин Сергеевич умер осенью 95-го года. Конечно, он не дожил до того времени, когда наше государство стало предоставлять ветеранам отдельное жильё, но мы же не говорим о том, что... Да, так получилось, таких норм тогда не было, он умер, но давайте хотя бы умерших не будем делить на две категории. Понятно, те ветераны Великой Отечественной войны, кто дожил до наших дней, к счастью, получили эту возможность и получают от нашего государства то, что они заслужили, ну а к тем, кто умер на полях сражений, я думаю, должно быть одинаковое отношение. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте обязательно проголосуем за этот законопроект, поддержим данную законодательную инициативу. И ещё раз повторяю: речь идёт только о тех надгробных плитах, в отношении которых родственники обратятся за компенсацией затрат, если расходы не были понесены муниципальным либо региональным бюджетом. Уверен, что во многих регионах и губернаторы, и главы муниципальных образований прилагают значительные усилия к тому, чтобы соответствующие работы были произведены, но, если где-то такая работа не была произведена и родственники в силу, скажем так, недостаточных финансовых возможностей обратятся за компенсацией, им её предоставят. Ну и в заключение что хочу сказать, коллеги? Вот мы здесь рассуждаем: даты до 12 июня 90-го, после, а я вспоминаю, как в этом зале большинство проголосовало за то, чтобы тем, кто покинул территорию Советского Союза с 72-го по 91-й год, уехал в Израиль, из бюджета выплачивать пенсии, - вообще ни у кого вопросов не возникло, откуда брать такие деньги и почему мы должны платить гражданам, которые уехали из Советского Союза! А платить должна Россия. А что касается наших ветеранов, что касается наших участников локальных конфликтов, которые похоронены, могилы которых на нашей земле, на чьих примерах действительно мы должны воспитывать подрастающее поколение, я думаю, спорить об этом вообще неуместно, и, поверьте, это ни в коем случае не популизм. Я считаю, что коллеги просто чересчур завышенную цифру насчитали, не более того. Я думаю, что вы услышите, о чём я хотел вам сказать. Фракция ЛДПР обязательно поддержит данную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, давайте вспомним, что мы обсуждаем этот законопроект в канун Дня Победы, когда мы говорим добрые слова нашим ветеранам войны, - так давайте поддержим их не только добрым словом, но и делом, собственно говоря, нас для этого сюда и выбирали. Что касается денег, которые для этого нужны, - мы посчитали по максимуму, что гипотетически потребуется. Сегодня в зале уже было сказано, что на самом деле, во-первых, многие памятники уже были установлены либо родственниками, либо муниципалитетами, либо за счёт регионов, и, скорее всего, эта цифра будет не более той, которую и так ежегодно выделяет федеральный бюджет. И найти дополнительно 3 миллиарда рублей из 16 триллионов рублей... Это даже не одна десятая, это вообще сотые и даже тысячные доли процента федерального бюджета. Такие средства найти можно, тем более практика показала... (Шум в зале.) Коллеги, потише, пожалуйста! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время... ГАРТУНГ В. К. Нет, замечание сделайте, пожалуйста. Очень громко разговаривают, громче меня говорят. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише! У нас конец заседания, подустали немножко. ГАРТУНГ В. К. Спасибо большое. Коллеги, вопрос-то на самом деле серьёзный, поэтому я попросил бы пару минут тишины. Пожалуйста, вопрос серьёзный. Ещё раз напоминаю, многие из вас будут говорить пламенные речи 9 Мая - я вас призываю не пламенные речи говорить там, а здесь взять и проголосовать, сделать что-то действительно доброе. На самом деле ведь у нас эта практика уже есть, закон действует, мы просто хотим его расширить. Что касается вопросов, которые возникли у комитета, - ну какие проблемы? Там, где были выданные удостоверения, - пожалуйста, мы можем выдавать по этим удостоверениям, и закон будет работать. Мы можем во втором чтении этот момент отработать, ограничить действие тем периодом, с которого начали выдаваться удостоверения. Это всё отрабатывается во втором чтении, было бы желание. Ведь сейчас, вы же видите, абсолютная несправедливость: если человек умер после 12 июня 90-го года, значит, ему памятник оплачивается, а если до, если вот 11-го умер, уже не оплачивается - ну это же несправедливо! Эту несправедливость в отношении их только живые могут исправить, понимаете? Поэтому просьба всё-таки отнестись к этому серьёзно и поддержать нашу законодательную инициативу, тем более в канун 9 Мая. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мельник Владимир Иванович. От фракции, да? Пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в Российской Федерации ветераны Великой Отечественной войны - это категория граждан, которые находятся на особом положении. Все мы, граждане России, с особым уважением относимся к тем, кто, не щадя своей жизни, защищал нашу Родину. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О ветеранах" от 1995 года, который регулирует практически все вопросы, связанные с социальной защитой ветеранов и увековечением памяти о великой Победе. В России всегда существовала традиция уважать память ушедших из жизни. Что же касается участников войны, даже до взятия на себя государством обязанностей по увековечению их памяти власть на местах, предприятия, общественные организации принимали самое активное участие в траурных мероприятиях, в том числе по установке памятников. Но память - это, конечно, не только памятники. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает законопроект неактуальным и не поддерживает его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступления от фракций прозвучали. Пожалуйста, докладчик, Александр Леонидович Бурков. БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы вы прислушались к словам Александра Николаевича Шерина, он абсолютно прав: полученная при расчётах для финансово-экономического обоснования цифра - 2 миллиона погибших и умерших - это приблизительная цифра. И мы не знаем, и военкоматы не знают, сколько на сегодняшний день установлено памятников участникам, умершим до 12 июня 90-го года, и сколько не установлено, нет такой статистики, её сейчас не ведут военкоматы. Давайте начнём с этого! Вот предлагает сегодня Светлана Викторовна - давайте остановимся на периоде с 78-го года по 90-й, на тех, кому было выдано удостоверение. Давайте на первом этапе будем делать это для данной категории граждан. В то же время мы видим, что, когда региональные власти принимают закон о детях войны, эти люди, дети войны, находят все документы по своим родителям, в том числе участникам войны: в загсах, в военкоматах они поднимают документы, кто и когда погиб, где погиб, - всё это возможно восстановить, только нужно начать это делать. Теперь поясню, чтобы было понимание, что это не просто желание депутатов - кто-то сказал, что это такая тема, ну, для пиара, - нет, дорогие мои, есть тысячи и тысячи обращений граждан, которые чтят память своих погибших родственников. Поймите, памятник - это визуальное напоминание о подвиге. Вы спросите любого школьника: "Кем ты хочешь стать в жизни?" - большинство ответит: "Бизнесменом". - "А что ты хочешь иметь?" - «Мерседес»". В наше время мы хотели стать космонавтами, лётчиками, героями, а теперь это потеряно! Так вот восстановление памяти о тех, кто погиб за нашу Родину, поможет воспитать юное поколение, которое становится космополитичным, забывает об Отечественной войне, о Великой Отечественной войне. Многие молодые люди сейчас ничего не знают о горячих точках, где гибли наши ребята, наши соотечественники. Дорогие мои, я готов пойти навстречу фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я предлагаю просто снять данный вопрос с голосования, Александр Дмитриевич, в том случае, если комитет готов создать рабочую группу для доработки данного законопроекта. Начнём, может быть, поэтапно: с 78-го года до 90-го, ну, с 70-го, ещё как-то, найдём какие-то формы, но дискриминацию мы должны ликвидировать, чтобы мы могли смело смотреть в глаза всем гражданам России, не важно, умерли их отцы, братья, мужья до 90-го года или после. Спасибо большое за внимание и надеюсь на понимание, особенно комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наверное, хорошее предложение - снять сегодня с голосования законопроект и предложить комитету ещё поработать. (Аплодисменты.) Пожалуйста, содокладчик. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, вопрос о дискриминации, вопрос о социальной справедливости - это очень тонкие вопросы. Чем отличаются могилы умерших до 31 декабря 1978 года от могил погибших (умерших) в 79-м году или, допустим, тех, кто ушёл из жизни, защищая нашу Родину, защищая наши рубежи 8 мая 1945 года, или ушедших из жизни после 9 мая 1945 года? И по-прежнему сами авторы говорят, что не знают, сколько потребуется средств на реализацию этого закона. Коллеги, наверное, самое главное - то, что нет ни одной, я надеюсь, заброшенной могилы в наших станицах, сёлах, на хуторах. Муниципалитеты, местные органы власти... Ну это стыд и позор, если памятник ветерану Великой Отечественной войны стоит заброшенный! Коллеги, мне не доводилось видеть такого позора, и я надеюсь, что нигде в нашей большой стране это не происходит. Мы принимаем много хороших, важных законов о вечных огнях, об огнях памяти, о братских могилах, и, наверное, вот так мы и должны действовать, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прозвучало предложение авторов снять сегодня с голосования законопроект и предложить комитету ещё поработать над этой законодательной инициативой, возможно, найти другой вариант решения вопроса. (Аплодисменты.) Нет возражений, коллеги? Хорошо.