Заседание № 176
10.01.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 606539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4178 по 4500 из 4867
Уважаемые коллеги, мы с вами в соответствии с ранее принятым решением переходим к рассмотрению законопроекта под пунктом 18, вынесенного на фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции", второе чтение. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, вы с утра поручали и лоббистов, и антагонистов пригласить. Все ли приглашены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Мы договаривались, и была просьба депутатов с целью полноценного обсуждения законопроекта, выяснения всех вопросов, всего, что потребуется, и принятия решения пригласить представителей Министерства спорта, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральной антимонопольной службы и Министерства здравоохранения. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Присутствуют на сегодняшнем заседании представители трёх ведомств: Никитина Татьяна Евгеньевна, начальник управления Федеральной антимонопольной службы, которая как раз возглавляет управление, связанное с контролем в сфере рекламы; Алексей Константинович Волин, заместитель министра цифрового развития; Паршикова Наталья Владимировна, статс-секретарь - заместитель министра спорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А представитель Министерства здравоохранения? СИНЕНКО А. Ю. Коллеги, к сожалению, не удалось оперативно обеспечить участие представителя Министерства здравоохранения, но представители трёх ведомств, которые присутствуют, готовы представить консолидированную позицию правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, какие будут предложения? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я предлагаю снять законопроект с рассмотрения, поскольку как раз те, у кого имеются аргументы, почему нельзя законопроект принимать, и не приглашены. И кстати говоря, мне кажется, неправильно нам соглашаться на рассмотрение, поскольку, при всём уважении к руководителям департаментов, они не уполномочены отвечать за вопросы ведомств, у них как бы узкое направление, они не могут регулирующее воздействие оценить полностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я лично буквально полчаса-час назад связывался с заместителем министра Олегом Олеговичем Салагаем, который вчера присутствовал на расширенных слушаниях по этому вопросу, выразил отрицательную позицию Министерства здравоохранения, и он лично подтвердил её мне буквально полчаса назад. К сожалению, письменного отзыва как при первом чтении не было, так и сегодня мы не видим в документах, хотя на основании статьи 117 Регламента законопроект может быть рассмотрен в том случае, если отзыв не представлен в установленный срок. Я задаю вопрос докладчику: почему до сих пор не представлен официальный отзыв правительства, а не отдельных министерств, ведомств? Как мы можем рассматривать? Давайте дождёмся официального отзыва правительства на бумаге, а не устно в передаче заместителей министров отдельных ведомств, которых сюда сейчас удалось всё-таки вот пригласить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Юрьевич, ответьте на вопрос. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание, что в настоящий момент официальный отзыв Правительства Российской Федерации подготовлен, представлен в правительство, в самое ближайшее время будет подписан в установленном порядке и представлен в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Железняк Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с очевидной неподготовленностью вопроса к рассмотрению во втором чтении предлагаю отложить его рассмотрение до получения официального отзыва правительства и выработки позиции ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, у нас, насколько я понимаю, в каждом министерстве есть статс-секретарь, который обязан отвечать за работу с Федеральным Собранием, - они что, уволены? В чём причина, почему даже статс-секретарей нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, статс-секретари - это именно те должностные лица, в должностные обязанности которых входит обеспечение законопроектной деятельности, но в данном случае была названа фамилия другого заместителя министра. Мне неизвестны причины, почему он в данном случае не смог принять участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Наша фракция также предлагает перенести рассмотрение данного вопроса - при всём уважении к статс-секретарям, которые нашли время, чтобы прибыть и заявить о своей позиции. Вопрос серьёзный, фракция ЛДПР против. Наше коллегиальное решение: перенести рассмотрение данного вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нам необходимо принять решение, но, прежде чем выйдем на это решение, давайте послушаем мнение профильного комитета. Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, на вчерашних слушаниях отрицательную позицию по законопроекту представил только Минздрав - и это, собственно, не скрывается, об этом Олег Анатольевич Нилов сейчас сказал. Но есть и другие ведомства, задействованные в работе над данным законопроектом, не менее важные и уважаемые, и представители всех трёх ведомств, официально уполномоченные своим руководством, присутствуют здесь. Также я хотел бы напомнить, что мы рассматриваем данный законопроект только во втором чтении, - если при подготовке к третьему чтению в Государственную Думу не поступит данный отзыв правительства, мы можем отложить рассмотрение в третьем чтении. Комитет предлагает оставить данный законопроект в повестке дня Государственной Думы на сегодня и рассмотреть его сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у меня просьба к Комитету по контролю и Регламенту прокомментировать, если можно, решение, которое нам предстоит принять, с учётом того, что отсутствует официальный отзыв правительства, а также отсутствует представитель министерства, который высказался отрицательно по данному законопроекту: мы имеем право отложить рассмотрение этого вопроса на следующую неделю? САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Если речь идёт о заключении, Правительство Российской Федерации обязано его представить, более того, обязано депутатов во время пленарного заседания проинформировать. Что касается отзыва на законопроект, то это право, Правительство Российской Федерации может, воспользовавшись этим правом, представить данный документ. Отсутствие данного отзыва не является основанием для нерассмотрения законопроекта в рамках пленарного заседания, как и заседания комитета. Это не является обязательной нормой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Вячеслав Викторович, вы сказали о положительной тенденции: по опросам, граждане стали больше доверять Государственной Думе. И я удивляюсь: здесь привели все юридические аргументы в пользу того, что нельзя рассматривать, Министерство здравоохранения против этого законопроекта, и опять, как и с пенсионной реформой, уважаемых людей, депутатов Госдумы, ну, практически через колено понуждают этот законопроект рассмотреть. Ну очевидно, что его надо снимать с рассмотрения, потому что он не готов, и Минздрав говорит: "Мы против", - а депутатов Госдумы убеждают, что его надо рассмотреть. Вот удивительно! А потом мы удивляемся, почему граждане не доверяют Госдуме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, наш Регламент, статья 84, часть вторая, пункт "д", позволяет нам перенести рассмотрение любого вопроса. Однако я хотел бы, уважаемый Вячеслав Викторович, заметить следующее: когда сегодня утром обосновывали необходимость срочного рассмотрения этого законопроекта во втором чтении, то приводили чудовищные доводы, дескать, пока мы тут валандаемся, телекомпании несут убытки, а теперь нам председатель комитета говорит, что, мол, бога ради, пожалуйста, мы сейчас его во втором чтении примем, а пока правительство раскачается, мы можем и подождать, отложить рассмотрение в третьем чтении. Логики никакой нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в связи с непредставлением правительством отзыва, неприсутствием представителя Министерства здравоохранения, которое выразило по данному вопросу отрицательную позицию, в соответствии с Регламентом статья 84, часть вторая, пункт "д", предлагается перенести рассмотрение данного законопроекта на следующую неделю, отложить его рассмотрение (аплодисменты) до принятия решения по тем вопросам, которые требуют дополнительного обсуждения. Пожалуйста, мнение фракций. Фракция КПРФ - Николай Васильевич Коломейцев. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы поддерживаем перенос и даже снятие этого законопроекта с рассмотрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы говорим о переносе. Пожалуйста, Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е. Спасибо, Вячеслав Викторович. Действительно, позиция нашей фракции была услышана, поэтому мы поддерживаем перенос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Неверов Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. На самом деле у каждой фракции может быть своя позиция по этому законопроекту, я имею в виду его содержательную часть, но что касается рассмотрения, я считаю, конечно, должна быть консолидированная позиция в момент постановки его на рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Мы тоже согласны с переносом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, если вы не возражаете, мы тогда попросим профильный комитет подготовить данный законопроект к рассмотрению на следующей неделе с учётом официального отзыва правительства, официальной позиции Министерства здравоохранения, о которой здесь коллеги-депутаты говорили. И было бы правильно заслушать здесь в том числе позицию Министерства здравоохранения публично, потому что, если такая позиция была заявлена в рамках комитета, было бы хорошо, чтобы она была заявлена и обоснована и в рамках пленарного заседания. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Ставится на голосование предложение о переносе рассмотрения на следующую неделю вопроса 18, проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции". Кто за? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 12 сек.) Проголосовало за 406 чел.99,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принимается решение: за - 406, против - 1, воздержавшихся нет. Переносим рассмотрение вопроса. Коллеги, давайте поблагодарим статс-секретаря - заместителя министра спорта Паршикову Наталью Владимировну, заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Волина Алексея Константиновича, а также начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Никитину Татьяну Евгеньевну за участие в рассмотрении данного вопроса. Коллеги, мы законопроект переносим, будем рассматривать его на следующей неделе исходя из решений и Совета Думы, и комитета, который, надеюсь, сделает выводы с учётом требований, которые предъявляются депутатами Государственной Думы при рассмотрении законопроектов. По ведению - Лысаков Вячеслав Иванович. Пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович, давно кнопку нажал. У нас есть очень уважаемые научные учреждения, и нам всем, наверное, было бы интересно узнать, какова экспертная оценка последствий для бюджета, отдалённых последствий алкоголизации подрастающего поколения, к которым приведёт принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вячеслав Викторович, я не понимаю, почему комитет по здравоохранению не выступил с инициативой стать соисполнителем по этому законопроекту. Предлагаю Совету Думы рассмотреть это предложение от нашей фракции и всё-таки поручить комитету по здравоохранению стать соисполнителем по этому резонансному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, вы правильно говорите, и этот вопрос необходимо было бы обсуждать в рамках Совета Думы с участием, безусловно, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, но при определении комитетов-соисполнителей, а значит, до рассмотрения законопроекта в первом чтении. Это вопрос к комитету. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. По нашему Регламенту мы имеем право вернуть законопроект к процедуре первого чтения и уже во второй раз рассмотреть его в первом чтении, если он не готов. И у меня предложение всё-таки соисполнителем сделать комитет по здравоохранению, тем более что он настаивал, насколько я помню. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте исходить из того, что мы приняли решение отложить рассмотрение законопроекта, решение уже принято. Коллеги, сегодняшний пример ещё раз показывает, что многое зависит от качества работы комитетов и многое зависит от позиции комитетов. Сегодня, рассматривая этот вопрос, мы опирались больше на формальную сторону, но даже это позволяет нам провести обсуждение вопроса на совершенно другом, качественно другом уровне - хотелось бы, чтобы руководители комитетов это понимали.
Заседание № 173
18.12.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 606539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7562 по 8121 из 9138
75-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции". Доклад Антона Вадимовича Горелкина. Пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Цели законопроекта очевидны: если мы хотим видеть у нас события уровня чемпионата мира по футболу, нам необходимо привести наши законодательные нормы в соответствие с общепринятыми стандартами. Демонстрация рекламы партнёров спортивных федераций - это сейчас обязательное условие проведения главных спортивных соревнований, а, как известно, крупнейшие партнёры федераций - это пивоваренные компании, сегодня без их поддержки профессиональный спорт практически невозможен. К примеру, чтобы провести чемпионат мира по футболу в России, мы разрешили рекламу пива в радио- и телевизионных трансляциях. Это разрешение действует с 22 июля 2014 года по 1 января 2019 года. Мы предлагаем отменить ограничение по сроку как избыточное. Чемпионат мира по футболу дал колоссальный импульс развитию всего российского спорта. Впереди у нас один из этапов Гран-при "Формулы-1" и чемпионат мира по хоккею с шайбой, в обоих случаях генеральные партнёры - это пивоваренные компании. Уважаемые коллеги, нужно чётко понимать: если мы не примем данный закон, эти события могут не состояться в России. Уважаемые коллеги, потребление алкоголя в нашей стране стабильно сокращается уже много лет вне зависимости от того, есть реклама алкогольной продукции или нет. Это глубинная тенденция, которую отмечают эксперты Всемирной организации здравоохранения, она связана, например, с изменением отношения наших граждан к своему здоровью, с грамотной политикой по ограничению продажи алкогольной продукции по месту, времени и по возрасту покупателя. С 2007 года началось снижение потребления, и, ещё раз подчеркну, оно продолжается вне зависимости от того, есть реклама алкогольной продукции или нет. Например, уже четыре года у нас разрешена реклама российского вина на телевидении и радио в ночное время - с 23 часов до семи утра, а также пива во время трансляций, но потребление алкоголя всё равно сокращалось все эти годы: и в 2014 году, и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м, и в 2018 году. Мы видим, что строго ограниченная временными рамками реклама никак не влияет на объём потребления. В связи с этим в законопроекте предлагает уравнять в правах производителей пива и вина, то есть разрешить рекламу пива на телевидении и радио с 23 часов до семи утра аналогично рекламе вина, которая у нас уже идёт, подчёркиваю, четыре года. Также предлагается отменить запрет на использование образов людей и животных в рекламе алкогольной продукции. Эти предложения, я считаю, давно назрели, они проработаны и соответствуют общемировым практике и стандартам. Мы продолжаем поддерживать медиаотрасль, где ситуация, к сожалению, остаётся непростой, даже тяжёлой, особенно в региональном сегменте, и в то же время мы предлагаем сохранить полный запрет рекламы алкогольной продукции в детских передачах и по-прежнему будет запрещено использовать в такой рекламе образы несовершеннолетних - это незыблемо. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Леонида Леонидовича Левина. Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целом Антон Вадимович достаточно подробно изложил суть законопроекта, я, чтобы не растягивать представление законопроекта, а скорее перейти к вопросам, если они будут, просто добавлю, что в законопроекте предлагается сохранить возможность распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, после 1 января 2019 года, это касается, ещё раз подчёркиваю, телепрограмм, радиопередач и печатной прессы. Обращаем внимание на то, что отдельные положения законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства, а также в юридико-технической и лингвистической корректировке. На основании изложенного комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Антон Вадимович, в пояснительной записке написано, что исследования доказали: реклама не влияет на рост объёма потребления алкоголя. Честно говоря, это сравнение очень такое странное. Вот какие всё-таки исследования проводились? И рассматривал ли комитет результаты этих исследований при принятии данного решения? Мы все прекрасно понимаем, что реклама на телевидении серьёзно влияет на умы граждан России, и, конечно, нужно понимать, что потребление в том числе пива в стране растёт. Нужно запрещать рекламу даже безалкогольного пива, а мы вместо этого увеличиваем количество рекламы алкогольного пива. Скажите, пожалуйста, какие исследования были проведены, на что вы опираетесь и была ли эта информация доступна членам комитета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Я могу привести результаты нескольких исследований, в том числе международных. Например, данные международной исследовательской компании "Euromonitor" по России также свидетельствуют о сокращении потребления пива на 15 процентов в натуральном выражении за 2014-2017 годы. То есть за то время, пока у нас реклама пива шла во время спортивных трансляций, его потребление сокращалось, и в целом сократилось на 15 процентов. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2017 году уровень потребления алкоголя в России достиг самого минимального значения за последние 15 лет, в 2003 году уровень потребления был в 2 раза выше. Все эти годы независимо от того, была реклама пива, не было рекламы пива, была реклама вина или не было, потребление алкогольной продукции снижалось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, Виктор Петрович сейчас работает в комитете по делам СНГ, на закрытом заседании. Он просил исключить его из соавторов этого закона, его письменное заявление есть в президиуме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект был внесён неделю назад, и вот он тут же рассматривается на заседании Государственной Думы, даже без обсуждения в профильном комитете, я имею в виду Комитет по охране здоровья, и без, скажем так, соответствующего обсуждения на уровне общественности. То есть срочно вот таким лоббистским методом продавливается решение. У меня предложение снять законопроект с рассмотрения сегодня, так как он вызывает большое количество вопросов, обсудить его надлежащим образом и только после этого рассматривать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос. Есть какой-то комментарий? Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемые коллеги, сегодня стоит вопрос: быть у нас в России крупным спортивным соревнованиям или нет? Именно так стоит вопрос, уважаемые коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Земцов Николай Георгиевич, пожалуйста. ЗЕМЦОВ Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос такой. Мы постоянно видим в магазинах продукты на основе молока, вот у вас в законопроекте фигурирует такая фраза: допускается распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива. Что это за напитки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Имеются в виду различные варианты коктейлей, где используется солод, используется такой элемент, как пиво, ячмень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Железняк Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Вадимович, вот я и многие коллеги относимся к тому поколению депутатов, которые принимали законы, ограничивающие рекламу пива на телевидении и в СМИ, в том числе и в печатных СМИ, именно потому, что было доказано вредное влияние рекламы алкоголя, в том числе пива, на процесс его потребления. Понятно, что на период международных соревнований мы должны соглашаться с требованиями, которые относятся к этим соревнованиям. Но вы сейчас предлагаете разрешить рекламу в печатных СМИ, которые никакого отношения ни к чемпионату мира, ни к "Формуле-1" не имеют. Кроме этого, про винный алкоголизм никто из нас не слышал, в том числе медики, присутствующие в зале, а про пивной алкоголизм, подростковый пивной алкоголизм, к сожалению, знают представители всех регионов. Хочу спросить: чьи интересы вы защищаете, предлагая этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Представляя этот законопроект, я защищаю интересы своих избирателей, я защищаю интересы зрителей, многомиллионную аудиторию зрителей. (Шум в зале.) Идею законопроекта подсказывает сама жизнь, наша с вами объективная реальность. У нас уже несколько лет разрешена реклама на телевидении и пива, и российского вина, при этом алкоголизация населения продолжает снижаться. Запретили - снижается, разрешили (вот уже пять лет разрешено) - продолжает снижаться. Сегодня стоит вопрос: либо мы становимся, продолжаем быть одним из спортивных центров и проводим крупные мероприятия, такие как чемпионат мира по хоккею, Гран-при "Формулы-1" и так далее, либо нет. Напрямую реклама пива никак не влияет на потребление, и это очень хорошо демонстрируют все крупные исследования, которые проводились за эти годы. Коллеги, ещё раз подчеркну, с 2014 года у нас рекламируется вино с 23 часов до 7 часов, у нас рекламируется пиво во время спортивных трансляций на радио, на телевидении, но при этом ежегодно потребление алкогольной продукции продолжает снижаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Антон Вадимович, как, по-вашему, согласуется продвигаемая вами реклама пива во время спортивных трансляций с воспитательной ролью спорта, с воспитанием детей и подростков, с формированием здорового образа жизни? Задачи на этот счёт поставлены Президентом России. В вашей постановке вопроса присутствует исключительно коммерческий подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Вот прошёл у нас чемпионат мира по футболу, во время трансляций матчей демонстрировалась реклама пива, и это был один из лучших чемпионатов за всю историю футбола. Весь мир смотрел на нашу страну и на нашу команду, мы гордимся её победами, а десятки тысяч российских детей на волне энтузиазма записались в футбольные секции, уже через несколько лет мы увидим приток новых талантов в российский большой футбол. Поэтому я здесь не вижу никакой проблемы. С воспитательной функцией спорт, профессиональный спорт прекрасно справляется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые лоббисты зарубежных компаний, назовите, пожалуйста, хотя бы одну российскую компанию - не по названию, а по собственникам, - которая сегодня производит пиво, как вы сказали, на ячменной основе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Я не являюсь лоббистом международных компаний, поэтому отвечать на этот вопрос не буду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Вадимович, действительно, по официальным данным, потребление алкоголя снижается, правда, многие эксперты говорят, что официальный алкоголь заменяется некачественным, но мой вопрос в другом: скажите, пожалуйста, если реклама пива не влияет на его потребление и сбыт, зачем пивные компании заказывают такую рекламу - они альтруисты или идиоты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Пивные компании, я думаю, не альтруисты и не идиоты, это связано с позиционированием, с продвижением имиджа компаний, потому что сегодня... Да, вы абсолютно правы, и исследования это подтверждают: на объём потребления это не влияет, но реклама пива влияет на распределение между торговыми марками, это влияет исключительно на выбор потребителя - либо он эту марку выбирает, либо другую. И именно с этим связано позиционирование, продвижение пивоваренных компаний на спортивных мероприятиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бариев Марат Мансурович. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Вадимович, наши коллеги - депутаты предыдущих созывов, как уже сказали, в результате неимоверного труда и борьбы с пивным лобби отрегулировали рекламу алкогольной и пивной продукции, и эти меры в том числе привели к существенному снижению потребления алкоголя и пива в стране со всеми вытекающими позитивными результатами. Четыре года назад в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу и выполнения условий ФИФА мы сделали определённый шаг назад, разрешив рекламу пивной продукции в оговоренных условиях. Как бывший исполнительный директор Олимпийского комитета России, хочу сказать, проинформировать, что на получение страной права проведения крупных спортивных соревнований - чемпионатов мира, Олимпийский игр - наличие возможности рекламы или её отсутствие не влияет. Вот уже после получения такого права мы эти условия выполняем, так было с Олимпийскими играми, так было с чемпионатом мира по футболу, то есть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. БАРИЕВ М. М. ...то есть право на проведение мы получили в 2010 году, а рекламу разрешили в 2014-м. И сейчас в вашем обосновании, в пояснительной записке написано, что необходимость принятия новых мер по расширению рекламы вызвана требованиями ФИФА и, что меня удивило, Международного олимпийского комитета. Я опять тут вижу несостыковку, потому что я не знаю требований Международного олимпийского комитета по рекламе пива, - я хотел бы от вас услышать, каковы требования МОК и что они просят? И второе. Разрешение использования в рекламе пива образов людей и животных приведёт к возрождению рекламы типа той, что была, если помните, лет 10-15 назад, когда студенты сидят и говорят: "Ну кто пойдёт за «Клинским»?" Это была реклама, очень популярная в молодёжной и студенческой среде, по-разному обыгрываемая, - не приведёт ли это к появлению такого типа рекламы и к скачку употребления пива в молодёжной среде, на ваш взгляд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы предлагаем исключительно ограниченную по времени рекламу, то есть с 23 часов до 7 утра, не более. Понимаете, если мы отказываемся от рекламы пива в спортивных трансляциях, то телевидение, наше российское телевидение не сможет транслировать мировые первенства, мировые чемпионаты. Насчёт истории с Международным олимпийским комитетом. Действительно, сейчас во время трансляции Олимпийских игр не разрешена реклама алкогольной продукции, при этом МОК разрешает рекламировать продукцию как бренд самой организации, чтобы пивоваренная компания была представлена как партнёр самой организации - МОК. Что касается образов людей и животных. Этот запрет - это, на мой взгляд, отличный пример перегибания палки. Целью было уменьшить количество пива на экране - результат в некотором смысле получился, на мой взгляд, обратный: если нельзя показывать в ролике фактически ничего, кроме самого пива, то весь ролик состоит из того, что на экране мы просто смотрим, как рекой льётся пиво, и всё. Это выглядит глупо и некрасиво! Пока рекламные ролики с пивом из других стран выигрывают международные конкурсы рекламы, наша рекламная отрасль деградирует из-за чрезмерных ограничений. Наша задача - чтобы рекламу пива не смотрели дети, и этот законопроект успешно и эффективно с этой целью справляется. Кроме того, по моему мнению, это обстоятельство ограничивает конкуренцию на рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Только по ведению, а не по содержанию. КУРИННЫЙ А. В. Не по содержанию. Александр Дмитриевич, было предложение снять вопрос с рассмотрения как неподготовленный и необсуждённый - я прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Такие вопросы надо во время обсуждения повестки дня ставить, а не тогда, когда вопрос уже по существу рассматривается. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну просто циничная по своему содержанию постановка вопроса в стране, которая потребляет алкоголя больше всех в мире! В вашей фракции, господин Горелкин, есть один человек, который имеет реальные данные российских исследований, а не иностранных, это вот Николай Васильевич - подойдите к нему, он вас вооружит. У нас, к сожалению, 6 миллионов хронических алкоголиков, 29 миллионов человек зависимы от алкоголя - ну какие ещё цифры вам нужны?! У нас сегодня нет ни одной конкурентоспособной пивоваренной компании, а то, что называется у нас пивом, на самом деле является заправленным суслом, которое способствует ускоренному привыканию к алкоголю, понимаете? Поэтому, уважаемые коллеги, те, кто собирается поддерживать вот этот законопроект, являются прямыми врагами Российской Федерации. Меня удивляет, что мы в повестку дня включаем рассмотрение таких законопроектов, потому что сегодня именно через пивной алкоголизм... давным-давно разработана стратегия алкоголизации Российской Федерации. Можно тут примазывать Олимпийские игры, но авторы просто не в курсе дела, что успех чемпионата мира по футболу в Российской Федерации, как и Олимпийских игр в Сочи, зависел совсем не от рекламных контрактов с пивными компаниями, а от колоссальных затрат Российского государства и преференций, подобных которым ещё не давала ни одна страна ни в сфере транспортного обслуживания, когда фактически льготный проезд был обеспечен по всей стране, ни в области строительства инфраструктуры, на что были потрачены колоссальные не только бюджетные деньги, но и деньги госкорпораций, понимаете? С моей точки зрения, идти на поводу у лоббистов иностранных пивных компаний, которые заинтересованы в нашем удушении, не следует. Более того, я утверждаю, что сегодня у нас не только пивные, но и табачные компании все иностранные, последняя наша табачная компания - "Донской табак", она была российской по своей сути. Мы категорически против принятия этого законопроекта. И призываю вас, вообще-то, рассуждать с точки зрения здравого смысла и необходимости закона для страны. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Железняк Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я в последнее время не так часто появляюсь на трибуне, но данный вопрос действительно принципиально значимый и для нашей страны, и для нас - представителей наших избирателей. Мне было довольно странно слышать от коллеги Горелкина, что, оказывается, вернуть рекламу пива в печатные средства массовой информации, на телевидение вне зависимости от трансляции различных спортивных соревнований уполномочили его избиратели. Я думаю, что, если сейчас провести экспресс-опрос, будет, наверное, только одна его рука, потому что никого из нас разумные избиратели точно не просили вернуть рекламу пива на телевидение и в средства массовой информации, в том числе и печатные, которые открыто продаются и которые, к сожалению, наблюдают не те, кто не спит после 23 часов, а те, кто оказался рядом с этими печатными средствами массовой информации. Более того, хочу напомнить, что решение о том, что мы настаиваем на сокращении, запрещении рекламы пива и другой алкогольной продукции, было принято в том числе при поддержке руководства нашей партии, когда секретарём генерального совета партии был Сергей Иванович Неверов, сейчас руководитель нашей фракции, и нашими партнёрами в администрации эти предложения полностью поддерживались, потому что они действительно направлены на поддержку здорового образа жизни. Когда нам говорят, что этой мерой пытаются решить проблемы медиаиндустрии, мне это тоже довольно странно слышать, потому что если и нужно оказывать поддержку СМИ, то тем СМИ, которые действительно являются значимыми для нашей страны, и такая поддержка оказывается, в том числе за счёт бюджетных средств. Есть много других категорий рекламодателей, которые являются традиционными рекламодателями средств массовой информации, и говорить о том, что спасение журналистов и их семей зависит от возвращения рекламы алкоголя на печатные полосы и на экраны телевизоров, конечно, ну, как минимум, странно, мне, как бывшему председателю комитета по информационной политике, странно это слышать. Кроме того, хочу поддержать коллегу Бариева: любые требования, связанные с проведением международных соревнований и с трансляцией таких соревнований, фиксируются после получения разрешения на их проведение, и мы по-прежнему можем действовать в полном соответствии и с хартией МОК, и с другими документами, которые регламентируют деятельность международных спортивных организаций, так что в принятии каких-то специальных законов нет необходимости. Ну и закончу тем, что содержалось в моём вопросе. Я уверен, что возврат рекламы пива в полном объёме на страницы СМИ и на экраны - это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В. Уважаемые коллеги, во-первых, мне тоже не очень понятно, почему этот законопроект не рассматривался в Комитете по охране здоровья. Во-вторых, существует теснейшая связь между рекламой и уровнем потребления алкоголя, эксперты Всемирной организации здравоохранения об этом однозначно говорят. В национальных проектах "Здравоохранение", "Демография" есть целый блок вопросов, касающихся мотивированного, ответственного отношения к своему здоровью и профилактики здорового образа жизни, где развитие социальной рекламы является доминирующим, определяющим. В стране в год умирает более пятисот тысяч человек по причинам, связанным с пьянством, алкоголизмом и их медицинскими последствиями; смертность в трудоспособном возрасте в пять раз выше у мужчин, чем у женщин, а ведь это связано в том числе с потреблением алкоголя в молодые годы. Я думаю, что по данному законопроекту необходимо провести "круглый стол", парламентские слушания, всесторонне его обсудить и потом вынести решение, потому что вот так однозначно заявлять, что снижается уровень потребления алкоголя в стране... На самом деле этого не происходит, понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание, что сегодня, как никогда, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... Посмотрите, не один человек выходит на трибуну, чтобы выступить, потому что законопроект действительно непростой, действительно сложный, вопросов много, но мы та фракция, которая умеет слушать и слышать. (Шум в зале.) Коллеги, прошу прощения, Владимир Вольфович уже делал как-то замечание, давайте послушаем минуточку, один вопрос остался! Прошу прощения. Так вот, если откинуть эмоциональную составляющую, нам ничто не мешает проработать этот законопроект с учётом тех предложений, о которых вы говорили, и провести и "круглый стол", и парламентские слушания. Депутаты, которые так рьяно призывали не голосовать за федеральный бюджет, не думая о детях, о приоритетах, а сегодня нам говорят: вы не думаете о стране, - может быть, вы ко второму чтению наконец-то подготовите хоть одну поправку, кроме выступлений с трибуны? Говорить то, что хотят услышать люди, зарабатывая дешёвый авторитет, потому что они хотят это услышать, - это просто, а принимать решение и брать на себя ответственность, - это, конечно, тяжело. Предлагаю нам всем, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", проработать этот вопрос, услышать и спортсменов, которые сегодня в зале говорят о том, что это международная норма, услышать и наших коллег - врачей, которые справедливо акцентируют внимание на том, что проблема существует, и прийти ко второму чтению с поправками, с выверенными решениями. Но сегодня фракция будет поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Нет желания? Пожалуйста, полномочный представитель правительства. Александр Юрьевич, что вы так уходите от полемики по острому вопросу, позиция-то должна быть? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Коллеги, правительство не возражает против принятия законопроекта в первом чтении. Официальный отзыв находится в процессе подготовки. В случае если замечания будут высказаны, мы уверены, что комитет организует их обсуждение. Мне кажется, что дискуссия сейчас была вполне профессиональной, автор достаточно аргументированно доказывал и обосновывал свою позицию, ну а решать вам, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это правильно. Почаще так выступайте. Выступить с заключительным словом, Антон Вадимович Горелкин, есть желание? Пожалуйста, включите микрофон Горелкину Антону Вадимовичу. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемые коллеги, спасибо за конструктивный диалог. Проблема действительно волнует, и был такой очень серьёзный эмоциональный фон. Я всех приглашаю поучаствовать в судьбе законопроекта - предлагайте поправки ко второму чтению. Спасибо за дискуссию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово Леонида Леонидовича Левина. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, коллеги, за дискуссию. Несколько уточнений, пояснений, которые, наверное, требуются по итогам обсуждения. Не буду вступать в дискуссию по поводу отравлений и так далее, но мне всегда казалось, что у нас в основном, основная масса людей, травятся некачественным крепким алкоголем, а не пивом, и это доказано различными исследованиями. Если говорить о сути законопроекта, то хочу обратить внимание, что его достаточно оперативное принятие, ещё раз подчёркиваю, связано с окончанием срока возможности размещения рекламы, пивной рекламы в спортивных передачах, в трансляциях международных соревнований, там, где мы обязаны это делать, если мы хотим, чтобы эти трансляции велись на территории Российской Федерации. Хочу обратить внимание, что и у Международного олимпийского комитета есть пивные компании - спонсоры, и у российского Олимпийского комитета есть пивные компании - спонсоры. Это также, что называется, для уточнения. И последнее. Никаких новых вводных с точки зрения дополнительных средств массовой информации мы не добавляем: и радио, и печатная пресса уже были в действующих нормах закона. Вместе с тем, ещё раз подчёркиваю, мы принимаем законопроект только в первом чтении, концептуально. Поправки комитет готов рассматривать - пожалуйста, подключайтесь к работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович, а сейчас эта норма действует? Мы продлеваем её действие? Включите депутату Левину микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Да, она действует до 31 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции", 75-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 50 сек.) Проголосовало за 274 чел.60,9 % Проголосовало против 102 чел.22,7 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо, коллеги.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8512 по 8537 из 9138
Уважаемые коллеги, Леонид Леонидович! Исходя из дискуссии, которая здесь развернулась по 75-му и 76-му вопросам, правильно будет комитету провести до рассмотрения законопроектов во втором чтении дополнительные консультации с правительством, экспертным сообществом, деловым сообществом, профессиональным сообществом, и хотелось бы, чтобы вопросы более полно были обсуждены во фракциях. Я не случайно спросил, когда 75-й вопрос обсуждали, действует ли у нас эта норма сегодня. Если да, то должны прозвучать аргументы за то, чтобы эти нормы работали и в будущем году, либо аргументы, почему эти нормы, мы считаем, не нужно продлевать на следующий год. Правильно было бы послушать представителей средств массовой информации, потому что они являются основными выгодоприобретателями, - надо пригласить, задать вопросы. И может быть, было бы правильно - вот Игорь Владимирович у нас входит в том числе в руководящие органы наших спортивных сообществ - пригласить представителей спорта, потому что это также касается их бюджетов. И тогда нам будет всё более понятно и ясно. И хочется, чтобы фракции к этой работе подключились, потому что совершенно понятно, что вопрос непростой сам по себе. Ещё раз я подчёркиваю: эта норма не новая, а действующая, и она продлевается. По второму вопросу очень много тем, связанных со спецификой, поэтому хорошо было бы, чтобы также были проведены более широкие заседания, публичные, на которые необходимо пригласить представителей как депутатского корпуса, так и сообщества. Возможно, в итоге ко второму чтению либо у нас появятся поправки к законопроектам, либо у нас появится понимание, что законопроекты необходимо поддержать или что мы идём по неправильному пути - тогда остановимся.