Заседание № 224

24.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 605615-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1335 по 1360 из 6647
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части          
регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", третье       
чтение. Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к      
третьему чтению, замечаний правового, лингвистического характера нет. Комитет   
рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Нет.                                           
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу записаться в секретариате.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5250 по 5276 из 6647
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части          
регулирования ответственности за безбилетный проезд...".                        
                                                                                
По мотивам выступает Александр Сергеевич Старовойтов.                           
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Сергей Евгеньевич, фракция ЛДПР данный законопроект будет     
поддерживать. Наверное, больше ничего я добавлять к этому не буду.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    246 чел.                                          
Не голосовало                 204 чел.45,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 221

17.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 605615-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят в первом чтении 19 ноября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2213 по 2251 из 6899
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части          
регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доложит      
Евгений Сергеевич Москвичёв.                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный              
законопроект принят в первом чтении в ноябре 2014 года. За прошедшее время от   
субъектов права законодательной инициативы поступило только две поправки, эти   
поправки предлагаются к принятию, поправок, рекомендуемых к отклонению, нет.    
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.62,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.36,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5447 по 5465 из 6899
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части          
регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте...", второе чтение.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.46,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 200

19.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 605615-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3247 по 3710 из 8105
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Кодекс         
Российской Федерации об административных правонарушениях в части                
регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте".                                                                    
                                                                                
Сергей Алексеевич Аристов, пожалуйста.                                          
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проблема         
безбилетного проезда хорошо известна всем, возникла она в тот период, когда     
было ликвидировано Министерство путей сообщения и создано акционерное           
общество "Российские железные дороги". Соответственно, тогда применение         
административных мер воздействия в отношении безбилетников коммерческой         
организацией было невозможно, а государство не считало необходимым выводить     
на дороги свыше пяти тысяч ревизоров, чтобы ловить безбилетников для            
коммерческой организации. Фактически весь этот период, без малого почти         
десять лет, безбилетники чувствовали себя спокойно, ответственности как         
таковой не существовало.                                                        
                                                                                
Страны Европы, которые немного раньше нас прошли подобную реформу, в том        
числе и наши ближайшие соседи - Финляндия и Польша, применили общий подход,     
который мы и заложили в данном законопроекте: отношения между коммерческим      
перевозчиком и пассажиром, наказание за безбилетный проезд переводятся из       
административной сферы в гражданско-правовую (такая форма ответственности,      
кстати, в Уставе железнодорожного транспорта установлена в отношении            
железнодорожного подвижного состава). В целях устранения пробела в правовом     
регулировании ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте вносятся изменения в статью 82 Устава железнодорожного транспорта    
для упорядочения отношений между перевозчиком и пассажирами. Среди              
обязанностей пассажира предусмотрена обязанность сохранять проездной документ   
до момента выхода на пункте контроля, а перевозчик будет иметь право            
обеспечивать контроль наличия проездных документов как в составе движущегося    
поезда, так и при выходе через контрольный пункт. Лицо, не предъявившее         
уполномоченному работнику перевозчика проездной документ, считается             
безбилетным и обязано приобрести такой проездной документ при проверке. При     
этом безбилетник оплачивает стоимость проезда и сбор за предоставление этой     
дополнительной услуги в вагоне либо иным путём. Если пассажир отказался от      
приобретения билета, перевозчик имеет право взыскать штраф в судебном, а не     
административном порядке, как за правонарушение.                                
                                                                                
Для взыскания стоимости проезда в случае отказа внести плату за проезд устав    
дополняется новой статьёй 110-1, определяющей право перевозчика взыскивать с    
лица, отказавшегося от оплаты проезда, а также услуги по оформлению билета,     
определённую сумму штрафа. Что касается размера штрафа, то следует отметить,    
что мы тоже исходили из общепринятой европейской формы отношений между          
перевозчиком и пассажиром, точнее сказать, безбилетником.                       
                                                                                
Также соответствующие изменения вносятся в Кодекс об административных           
правонарушениях, чтобы привести эти нормы в соответствие с концепцией           
изменённого устава.                                                             
                                                                                
Принятие закона направлено не только на урегулирование сложной ситуации с       
безбилетным проездом на железнодорожном транспорте, особенно в пригородном      
сообщении, где и так достаточно убыточные перевозки, но и обеспечивает          
безопасность проезда, потому что лицо, которое не приобретает билет, то есть    
не хочет идентифицироваться, может представлять угрозу для пассажиров, едущих   
вместе с ним.                                                                   
                                                                                
Принятие закона не потребует образования новых федеральных органов              
исполнительной власти и не потребует дополнительных расходов из федерального    
бюджета.                                                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Сергеевич Москвичёв.                                                    
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту           
рассмотрел данный законопроект на своём заседании и считает, что безбилетных    
пассажиров на территории Российской Федерации во всех видах транспорта не       
должно быть, в том числе и на железнодорожном, поэтому рекомендует принять      
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, вот в данной ситуации мы всё-таки рассматриваем, наверное,   
два возможных варианта. Первый вариант - когда абсолютно понятно, что человек   
доброжелательный, попался - готов нести ответственность и так далее, и тому     
подобное. А если это будет несовершеннолетний или если это будет лицо,          
которое делает какие-то попытки оказания негативного воздействия на этих        
сотрудников? Где прописаны алгоритмы действий и каковы алгоритмы                
взаимодействия с полицейскими?                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Мы, безусловно, не могли прописать в Уставе железнодорожного      
транспорта Российской Федерации, целью которого является организация            
отношений между перевозчиком и пользователем услуги, особенности                
взаимоотношений перевозчика с органами внутренних дел, которые будут            
заниматься этим вопросом. Это вопрос внутреннего соглашения, и оно сегодня      
действует.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, то, что ваша инициатива необходима, это            
очевидно, но, на мой взгляд, здесь не всё понятно. Скажите, пожалуйста, - по    
сути, мой вопрос перекликается с предыдущим вопросом - каков будет механизм     
оформления нарушения и взыскания предусмотренного штрафа? От этого в            
значительной степени зависит в дальнейшем исполнение данного закона.            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Механизма три. Первое - это добровольное приобретение             
безбилетником билета. То есть здесь ревизор одновременно выступает и в          
качестве кассира, он берёт за билет дополнительную плату, которая будет         
взиматься, чтобы возместить те расходы, которые несёт перевозчик. При этом      
предусмотрено, что если пассажир по объективным причинам не мог на станции      
приобрести билет - ну, например, маленькая станция, - то эта дополнительная     
плата не взыскивается, взыскивается только стоимость билета.                    
                                                                                
Второе - отказ приобретать билет. В этом случае предусмотрено право             
составления перевозчиком документа, который называется протоколом (но это не    
административный протокол), в нём указываются данные лица для последующего      
обращения в суд.                                                                
                                                                                
Третье - это когда лицо отказывается и от приобретения билета, и от             
предоставления документов. В этом случае пресекается сама поездка, поскольку    
она является для так называемого пассажира-безбилетника незаконной - договор    
о перевозке не был заключён.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Романович Родин.                                                       
                                                                                
РОДИН В. Р., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, я хотел бы получить сведения о том, какой          
процент теряет железная дорога, какова упущенная выгода, есть ли такая          
оценка? Какую долю собираетесь в результате принятия этого закона возместить,   
есть ли такое представление? И в этой связи я хотел бы понять, чем всё-таки     
плох административный порядок взыскания стоимости билета и каких-то издержек    
по сравнению с гражданско-правовым?                                             
                                                                                
И последнее. Мотивация меня лично не очень убедила, поскольку основным          
мотивом является ссылка на то, что западные страны это уже давно прошли. Я      
всё больше и больше вижу примеров, которые свидетельствуют о том, что           
перенесение опыта Запада в наши условия не очень полезно.                       
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Не могу согласиться с посылом, что чей-либо хороший опыт не       
может применяться, но отвечу базово на ваш вопрос.                              
                                                                                
Стопроцентной статистики, конечно, нет, поскольку мы не вправе регистрировать   
каким-то образом безбилетника, но оценка самих же пригородных компаний, "РЖД"   
говорит о том, что в поездах, особенно пригородного сообщения в пиковые часы,   
от 25 до 30 процентов так называемых безбилетников, соответственно можно от     
этого выходить и на объём. Мы предполагаем, что эта сумма как раз и будет       
возвращена хозяйствующему субъекту.                                             
                                                                                
Из этого вытекает базовый вопрос: а чем же плох метод административного         
воздействия? Во-первых, Кодекс об административных правонарушениях определяет   
административное правонарушение, то есть нарушение установленного порядка       
общественных отношений, но в данном случае ущерб причиняется хозяйствующему     
субъекту, это не затрагивает общественные отношения. И во-вторых, даже если     
бы эта норма оставалась, средства не шли бы перевозчику, не восполняли бы его   
убытки, поскольку они уходили бы в доходы бюджета. Государство в этом случае    
- а административный протокол составлять, административное правонарушение       
фиксировать может только государственный чиновник - должно дополнительно        
иметь не менее четырёх с половиной тысяч государственных чиновников, отсюда     
расходы федерального бюджета, а перевозчик при этом всё равно не получает       
средств.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, согласитесь, что на электричках-то ездят люди бедные, -      
зажиточные ездят на машинах, олигархи вообще летают на самолётах, - и, как      
правило, они едут на работу, вынуждены ехать, скажем, из села в город, потому   
что нет работы на селе, или на дачу, вернее, не на дачу, а на                   
садово-огородный участок, чтобы пропитание себе на зиму обеспечить. То есть     
это вынужденные поездки, а не прихоть какая-то. И в связи с этим не можете ли   
вы привести следующие данные? У нас ежегодно растёт стоимость проезда на        
железнодорожном транспорте, ежегодно - с тарифами на электроэнергию ли это      
связано, с другими какими-то вещами, но с мая по сентябрь железная дорога       
значительно увеличивает стоимость проезда. Вот вы не скажете, на сколько за     
два года возросла стоимость проезда на электричках, особенно с мая по           
сентябрь? Люди оказываются в такой ситуации дурацкой: и так денег нет, всё      
изымается, да ещё плюс стоимость проезда на электричке увеличивается с мая по   
сентябрь, получается, что они не компенсируют свои траты даже тем, что на       
зиму выращивают.                                                                
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Посыл, конечно, хороший, вы правильно говорите, что на            
электричках ездят в основном люди бедные, но тогда возникает вопрос: кто        
должен оплачивать услуги перевозчика - хозяйствующего субъекта? Там есть        
работники, которые должны получать заработную плату, иметь социальные льготы,   
- если мы будем перевозить всех бесплатно, тогда мы сразу можем закрыть         
железнодорожное сообщение.                                                      
                                                                                
Что касается вопросов экономики, на сегодняшний день у нас почти три десятка    
пригородных компаний, в которых тарифы на проезд регулируются администрациями   
субъектов Российской Федерации. Соответствующий тариф устанавливается           
администрацией региона исходя из возможностей прожиточного минимума,            
социальных условий и так далее.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Сергей Алексеевич, кроме вопросов экономики, есть вопросы           
безопасности на транспорте. Не так давно действительно были установлены         
дорогие системы проверки пассажиров и их багажа, но я понимаю, что всё это не   
работает: оказывается, множество, десятки процентов, пассажиров у нас           
проникают в поезда дальнего следования, в электрички без всякого контроля,      
даже без билета. А как тогда обеспечить безопасность? Выходит, что все эти      
меры предосторожности, рамки, многочисленные новации с обязательным наличием    
паспорта у пассажира, паспортных данных в билете - всё напрасно? Ответьте,      
пожалуйста, на этот вопрос-претензию.                                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я бы разделил процесс железнодорожных перевозок на две            
составляющие. Первое - это поезда дальнего следования, когда люди               
отправляются с вокзалов, оборудованных системой видеонаблюдения и рамками       
металлоискателей. Проездной документ на поезд дальнего следования               
приобретается пассажиром строго при предъявлении кассиру паспорта. Проводники   
и лица, отвечающие за вход в вагон, обязаны проверить не только наличие         
соответствующего проездного документа, но и паспорт гражданина.                 
                                                                                
Второе - это пригородное сообщение, здесь обеспечить на каждой станции, на      
каждом полустанке полную систему контроля практически невозможно, на это        
потребуются колоссальные расходы из федерального бюджета, такие меры вряд ли    
дадут хорошие результаты. Одновременно надо помнить о том, что в пригородную    
электричку билет покупается без предъявления документа, удостоверяющего         
личность.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на то, что    
проблема есть, но я думаю, что мы начинаем её решать не с того конца. Я не      
случайно спросил про удорожание билетов. Каждый год мы наблюдаем рост тарифов   
на электроэнергию, каждый год мы видим рост цен на дизельное топливо, и вот     
на будущий год у нас снова реальные доходы населения возрастут на 0,3           
процента, а тарифы на электроэнергию - на 5,5 процента, то есть здесь рост -    
почти что в двадцать раз. Таким образом, мы сами, само государство порождает    
проблему безбилетников и потом пытается её решить.                              
                                                                                
Наша фракция постоянно голосует против бюджета по одной и той же причине, и     
мы просим ответить: почему растут в очередной раз тарифы на электроэнергию,     
почему растёт цена на дизельное топливо? Совсем недавно здесь проголосовали     
за налоговый манёвр, и в зале было сказано, что бензин и дизельное топливо      
подорожают, а значит, стоимость билетов на пригородные электрички снова         
увеличится. Получается, мы, с одной стороны, обязываем население платить        
больше денег за билеты, а с другой стороны, будем наказывать народ за то, что   
у него нет средств. Здесь правильно сказано, Сергей Алексеевич, что, если       
этого не делать, нужны какие-то средства, возмещающие расходы из-за этого       
необоснованного повышения цен на билеты, потому что тарифы на электроэнергию,   
на дизельное топливо растут уже двадцать четыре года непрерывно, и              
необоснованно. А деньги действительно есть! Вам не кажется, что правильнее      
было бы всё-таки нам добиться, как и предлагала наша фракция, довести до ума    
дело о сверхкрупных хищениях денег в Министерстве обороны, когда пропали        
десятки миллиардов, в Министерстве сельского хозяйства, где тоже пропали        
десятки миллиардов, вы об этом знаете, здесь об этом говорилось. А сколько      
примеров приводил наш президент о практически 40 процентах бюджетных денег,     
используемых по нецелевому назначению?! А сколько раз говорил Медведев о 25     
миллиардах рублей, украденных в ЖКХ и вывезенных за границу?! Этих средств с    
лихвой хватило бы, чтобы перекрыть все эти убытки из-за электричек,             
пригородных поездов, и ещё осталось бы огромное количество денег на             
социальные нужды! Вот это был бы, наверное, государственный подход: люди        
сэкономили бы немного на билете, пошли бы в магазин, приобрели бы какие-то      
товары наших российских предприятий, вернули бы им средства и дали бы толчок    
для развития нашей промышленности. А в данном случае, по-моему, с населения     
уже брать-то нечего. Конечно, этих безбилетников можно арестовать, посадить в   
тюрьму, но от этого проблема не исчезнет. Мне кажется, эту проблему мы не с     
той стороны начали решать, давайте подумаем ещё раз.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич Старовойтов, пожалуйста.              
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Алексеевич!     
Наверное, помимо того что выступлю от фракции, я скажу всё-таки несколько       
слов Сергею Алексеевичу Аристову, если он мне позволит.                         
                                                                                
Вот к выступившему сейчас коллеге я отношусь с глубоким уважением, но давайте   
всё-таки рассматривать каждый вопрос отдельно, как говорится, всем сестрам по   
серьгам. В данной ситуации, наверное, если мы рассматриваем вопрос о том,       
каким образом бороться с безбилетниками, то не надо взваливать на               
Министерство транспорта решение вопросов, которые связаны с энергетикой, с      
сельским хозяйством, с необходимостью обеспечения импортозамещения и так        
далее, и тому подобное, всё-таки мы сегодня рассматриваем достаточно            
конкретный законопроект. Законопроектом предлагается решить проблему,           
возникшую после реорганизации Министерства путей сообщения, с целью законно     
воздействовать на пассажиров, которые используют данный вид транспорта,         
катаются, по сути дела, за счёт таких же простых граждан. В соответствии с      
законопроектом все штрафы будут поступать не просто государству, а              
юридическому лицу, оказывающему услугу по перевозке, то есть "РЖД".             
                                                                                
Уважаемые коллеги, если кто-то сейчас скажет, что "РЖД" находится               
действительно в хорошем финансовом положении, то можете подойти и плюнуть мне   
в лицо, если это действительно так. Всё-таки у "РЖД" достаточное количество     
проблем, "РЖД", по мнению большинства экспертов, находится в состоянии          
стагнации. Мы с вами приняли здесь много законов, в частности, не так давно     
приняли закон о транспортной безопасности - поверьте, если будет полностью      
реализован данный закон, то "РЖД" просто можно закрывать, по большому счёту.    
                                                                                
Далее. В соответствии с законопроектом при отказе от приобретения проездного    
документа - билета в данной ситуации - уполномоченным работником перевозчика    
на основании предоставленного безбилетным лицом документа, удостоверяющего      
его личность, составляется акт в порядке, установленном правилами перевозок     
пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, а также с          
безбилетного лица взыскивается штраф в размере, установленном статьёй 110-1     
настоящего устава; при отказе безбилетного лица от уплаты штрафа он может       
быть взыскан в судебном порядке - с этими тезисами я абсолютно согласен, но     
что всё-таки делать уполномоченному перевозчиком работнику в том случае, если   
лицо без билета отказывается предоставить документ, удостоверяющий его          
личность, или если документов нет? Есть ли у этих лиц, которые осуществляют     
проверку на предмет наличия или отсутствия билета, полномочия задержать         
данного гражданина до прихода сотрудников полиции?                              
                                                                                
Вы, Сергей Алексеевич, сказали о том, что есть какие-то алгоритмы               
взаимодействия представителей перевозчика и сотрудников транспортной полиции,   
но тем не менее мы сегодня в этом зале подробностей про эти алгоритмы не        
услышали. Возможно, они и есть, спорить с этим, наверное, бессмысленно, но      
тем не менее, когда мы подходим к принятию решения голосовать за или против     
такого достаточно важного законопроекта, мы должны всё-таки знать все аспекты   
регулирования. В связи с этим вот такой вопрос со стороны фракции ЛДПР и был    
задан, чтобы не возникло каких-либо перегибов... Когда мы с вами не так давно   
говорили о транспортной безопасности, в частности о подразделениях              
транспортной безопасности, мы чётко проработали алгоритм, говорили, что         
подразделения транспортной безопасности могут производить такие-то действия     
на объектах транспортной инфраструктуры, после чего, если возникают             
определённые сомнения, связанные с тем, что у гражданина могут находиться       
какие-либо предметы или средства, пронос которых на объекты транспортной        
инфраструктуры запрещён, сотрудники этих подразделений вызывают сотрудников     
транспортной полиции. Так и здесь, хотелось бы всё-таки понимать до конца       
этот алгоритм.                                                                  
                                                                                
Далее. Законопроектом прописаны те случаи, когда безбилетный пассажир           
действительно со всем согласен (я в своём вопросе тоже об этом говорил), он     
доброжелательно настроен, предоставляет свои документы, чтобы составили акт,    
готов заплатить штраф, но опять же как быть представителям перевозчика, если    
возникает некое негативное отношение со стороны гражданина, как им              
реагировать? Хотелось бы понимать, какие регламенты действуют здесь и как       
представитель перевозчика будет себя вести в подобном случае.                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, вот вы, отвечая на вопрос одного из наших коллег, сказали,   
что особенно большое количество безбилетников бывает утром и вечером, когда     
самый напряжённый трафик, активное передвижение пассажиров, когда люди едут     
на работу или с работы. Я очень часто ездил на электричке из области в Москву   
и могу рассказать об этой ситуации: утром тебя вносят в электричку, а вечером   
тебя оттуда выносят, даже я, несмотря на свой рост - 192 сантиметра, часто      
находился там в висячем положении, то есть ноги не касались земли. Вот мне      
хотелось бы посмотреть, каким образом будут действовать представители           
перевозчика, на которых возложены такие важные задачи, в условиях такого        
напряжённого трафика.                                                           
                                                                                
В целом фракция ЛДПР считает данный законопроект необходимым, своевременным,    
мы готовы его поддержать, но хотелось бы всё-таки иметь полное представление    
обо всех нюансах, которые могут здесь скрываться.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Алексеевич! К сожалению,        
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не сможет поддержать представленный               
законопроект, потому что есть серьёзные, принципиальные возражения.             
                                                                                
Первое. Мы считаем, что штраф может быть взыскан только в судебном порядке,     
мы против того, чтобы кондукторы или проводники могли взыскивать штраф в        
случае нежелания пассажира оплатить проезд, причём в таком размере. Вы об       
этом не сказали в докладе, я для коллег поясню: в размере пятидесятикратной     
величины установленного тарифа. Ну согласитесь, это нелогично, если             
гражданин, пассажир не может сразу заплатить однократную стоимость, то,         
естественно, и плату в пятидесятикратном размере сложно будет с него получить   
во внесудебном порядке, именно поэтому мы здесь и говорим: только в судебном    
порядке, это принципиально. К тому же могут быть разные ситуации, в том числе   
и связанные с потерей билета, а вы здесь пишете, что в этом случае вся вина     
перекладывается на пассажира, он должен доказывать, что он купил билет, а       
потом, может быть, его потерял или как-то испортил, то есть эта                 
ответственность целиком и полностью лежит на пассажире. Cогласитесь, в наше     
время билет уже не нужен, в современных поездах у проводника вся информация     
есть в электронном виде, есть информация и о том, какое место должен занимать   
пассажир, и так далее. Давайте двигаться вот в эту сторону, а не только         
перекладывать всю ответственность на пассажира. Это второе.                     
                                                                                
И третье. Посмотрите, какой дисбаланс заложен: пятикратная стоимость билета,    
даже пятидесятикратный от стоимости билета размер штрафа за то, что пассажир    
не купил билет. А согласно ли это ведомство взять на себя ответственность, в    
случае если оно не предоставляет какие-то услуги, выплачивать пассажирам        
компенсацию в десятикратном размере? Я вас уверяю, этого даже и в мыслях нет!   
Хотя, допустим, за сорванную поездку или очень сильное опоздание тоже           
следовало бы выплачивать компенсацию пассажирам исходя из этой логики. Таким    
образом, мы считаем, что здесь существенные недоработки, недостатки, которые    
нужно устранить. Если это будет сделано во втором чтении, мы продолжим          
обсуждение в третьем.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Казалось бы,   
тут простой вопрос. И действительно, предыдущий выступавший, Олег               
Анатольевич, сказал, в чём суть проблемы: до 10 километров -                    
пятидесятикратный размер штрафа, до 100 километров - пятикратный. Но дело не    
в этом, а в том, что реформирование "РЖД" зашло в тупик, по моему глубокому     
убеждению. Почему? У нас закрыта большая часть маршрутов. Вот Старовойтов,      
рассказывавший здесь, как он ездил на работу, просто не знает, что сегодня      
резко сократилось число поездов пригородного сообщения, поездов метро в         
Москве, и, к сожалению, сегодня многие из вас, даже те, кто ездит по железной   
дороге, не знают, что вагоны даже одного состава принадлежат разным конторам    
типа "Рога и копыта". И я у вас спрашиваю, кто же там будет контролировать,     
если вагоны принадлежат частным структурам, хотя у нас есть и транспортная      
прокуратура, и транспортная милиция, и куча других надзорных органов? Мне       
кажется, что мы действительно не с того конца подходим.                         
                                                                                
Более того, может быть, Министерство транспорта и не знает, но, по данным       
Минфина, у сорока субъектов Российской Федерации, на которых возложены          
полномочия по дотации в отношении пригородного транспорта, резко увеличились    
долги. Естественно, они не будут дотации на железнодорожный транспорт           
выделять, будут продолжать сокращать эксплуатацию некогда самого доступного     
вида транспорта - поездов пригородного сообщения. И самое страшное, что у нас   
неадекватность разницы в заработных платах топ-менеджеров и линейного           
персонала на "РЖД" резко ухудшает качество этого вида транспорта и уменьшает    
его безопасность. Может быть, вот над этим нам стоит задуматься? Мы с вами      
приняли закон о госкорпорациях - и к чему это привело? Мы триллионы рублей, я   
об этом говорил, около 12 триллионов рублей отдали в управление                 
топ-менеджерам, которые эффективность в пять раз уменьшили, а дивиденды свои    
в пять раз увеличили. Уменьшена доходность бизнеса, хотя рассказывали, что      
акционирование приведёт к обратному результату. Мы единственная страна,         
которая допускает подобное!                                                     
                                                                                
Без билетов, конечно, ездить нельзя, но мы можем хоть в тысячу раз увеличить    
штрафы, это не решит проблему! Проблема, мы считаем, в другом - в               
переосмыслении реформы железной дороги и её национализации.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Алексеевич, вам слово.                                                   
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Всего одна реплика. По всем замечаниям готов продолжать работу    
ко второму чтению, но Олегу Анатольевичу обязан ответить: штраф взыскивается    
только в судебном порядке, это прямо предусмотрено законопроектом.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6664 по 6683 из 8105
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Кодекс         
Российской Федерации об административных правонарушениях в части                
регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном          
транспорте".                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Результаты голосования (17 час. 13 мин. 03 сек.)                                
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.47,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.