Заседание № 221
О проекте федерального закона № 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора", третье чтение. Докладывает Виктор Витальевич Пинский. Включите микрофон. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект закона полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора", голосуется в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 39 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора". Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный проект закона мы рассмотрели в первом чтении в конце 2014 года. Ко второму чтению поступило одиннадцать поправок, из них десять комитет рекомендует принять и одну отклонить. Предлагается утвердить таблицы поправок и принять проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 04 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 11 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 202
О проекте федерального закона № 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции России. Пожалуйста. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора". Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта текущего года № 5-П. Конституционный Суд в названном постановлении, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осуждённого об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем и (или) представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть вторую-1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса в той мере, в какой она в силу неопределённости механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом данного вопроса по существу. В целях приведения положений Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с названным постановлением законопроектом предлагается расширить установленный пунктом 21-1 части второй статьи 42 данного кодекса перечень информации об осуждённом, которую вправе получать потерпевший, а также дополнить данную статью положением, устанавливающим порядок заявления потерпевшим ходатайства и его содержание. В частности, предусматривается, что ходатайство о получении соответствующей информации подаётся потерпевшим, его законным представителем или представителем до окончания прений сторон и обязательно в письменном виде. В этом ходатайстве указывается адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, позволяющие своевременно уведомлять потерпевшего об изменении положения осуждённого. Кроме того, уточняется порядок принятия судом по ходатайству потерпевшего постановления, определения о предоставлении ему такой информации и порядок участия потерпевшего в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора. Соответствующие изменения вносятся в статьи 313 и 399 Уголовно-процессуального кодекса. Одновременно также вносятся корреспондирующие изменения и в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения кодексов в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда. Реализация будущего закона в случае его принятия не повлечёт за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Васильевич подробно доложил суть проекта, я хотел бы лишь напомнить, что это как раз та норма, которой мы установили важную процессуальную гарантию для потерпевшего - быть извещённым о судебных заседаниях по вопросу условно-досрочного освобождения осуждённого и участвовать в таком заседании. Дело в том, что на практике применение этой нормы иногда приводит к тому, что суд откладывает рассмотрение ходатайства осуждённого об условно-досрочном освобождении, так как не имеет надлежащего подтверждения извещения потерпевшего, например, если тот после вынесения приговора переехал и в материалах дела нет его нового адреса. В нынешней редакции этой нормы не определено, как быть в такой ситуации, поэтому, проанализировав данную норму, Конституционный Суд предложил судам самим решать, исходя из обстоятельств дела, насколько в конкретной ситуации необходимо обязательное извещение потерпевшего; если объективной возможности известить его нет, вопрос об условно-досрочном освобождении можно решить и без него, ведь, заботясь о правах потерпевшего, мы также не должны ограничивать и законное право осуждённого на своевременное рассмотрение соответствующего ходатайства. Именно этим вопросам посвящён данный проект закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс, он сводится к четырём основным положениям, о которых уже было доложено. Комитет данный проект рассмотрел. Есть ряд замечаний, которые связаны с уточнением отдельных норм проекта, но они не носят концептуального характера и направлены по большей части на то, чтобы более полно и точно реализовать предложенную концепцию. Все эти замечания не препятствуют принятию данного проекта закона в первом чтении, поэтому комитет просит данный проект закона поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Присаживайтесь. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Вопрос представителю правительства. При рассмотрении дела в Конституционном Суде констатировали, что с введением поправок в 2011 году увеличились как временные, так и бюджетные затраты, поскольку среднее количество лиц, подлежащих вызову в суд, выросло вдвое. Скажите, пожалуйста, каковы прогнозы последствий принятия данного закона в части нагрузки на аппараты судов? АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Дмитрий Иванович, за вопрос. Приведу краткую статистику, чтобы было понятно, на какое число лиц может распространиться действие закона. Например, в 2013 году было подано 142 тысячи заявлений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, из них удовлетворено 65 тысяч. О замене неотбытой части наказания было подано 26 тысяч заявлений, удовлетворено 5,8 тысячи. За первое полугодие текущего года по первой категории подана 61 тысяча заявлений, удовлетворено около 26 тысяч. И о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания 13,5 тысячи заявлений подано, удовлетворено 2,8 тысячи. Вот приблизительно такое количество лиц у нас ежегодно подаёт заявления об изменении наказания, тут нет тенденции к сокращению. Что касается дополнительных расходов судов, то у нас есть возможность рассмотрения дел об УДО в режиме видеоконференц-связи там, где оборудованы такие пункты, поэтому суд, исходя из своих в том числе технических и финансовых возможностей, кроме вызова соответствующих лиц для рассмотрения дела, может использовать и формат видеоконференц-связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дмитрий Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект: мы за расширение прав потерпевшего, вместе с тем большие сомнения вызывает то, что принятие закона не приведёт к увеличению бюджетных расходов. Вы вводите такие права потерпевшего, которые требовалось бы объяснить и мотивировать: сообщение потерпевшему, что обвиняемый прибыл в колонию для отбывания наказания или что он перемещается из одной колонии в другую колонию. Вы представляете, как много работы придётся выполнять сотрудникам ФСИН для отправки этих сообщений? Причём непонятны причины, непонятно, что это даст, как удовлетворит потребности потерпевшего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Васильевич. АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Татьяна Николаевна, за вопрос. Хотел бы отметить, что мы не вводим новое регулирование, а в первую очередь уточняем нормы, которые сейчас имеются в Уголовно-процессуальном кодексе и в Уголовно-исполнительном кодексе. По нашему мнению, исходя из того, что в первую очередь осуждённый должен возместить ущерб, причинённый преступлением, и выполнить другие условия, которые установлены судом, потерпевший должен знать, где находится осуждённый в определённый промежуток времени. Итак, два тезиса: новое регулирование не вводится, а в соответствии с постановлением Конституционного Суда лишь уточняется механизм осуществления данного права и, по нашему мнению, такой механизм нужен, потому что потерпевший должен знать об изменениях в положении осуждённого, чтобы были реализованы его права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Действительно, данный законопроект был разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда и направлен на то, чтобы ещё раз законодательно закрепить права потерпевших. И мы считаем, что потерпевший или его представитель действительно вправе участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом любых вопросов, связанных с исполнением приговора, и в том числе, может быть, даже без заявления каких-либо ходатайств. В целом, конечно, считаем законопроект нужным, и фракция ЛДПР его поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемые коллеги, мы считаем абсолютно справедливым внесение в Уголовно-исполнительный кодекс изменений, которые уточняют порядок предоставления администрациями учреждений, исполняющих наказание, информации об осуждённом потерпевшему. И также считаем, что положения законопроекта расширяют возможности доступа граждан к правосудию и обеспечивают их полноценное участие во всех стадиях уголовного процесса. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 40 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.