Заседание № 206

16.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604967-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года и Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2233 по 2279 из 6575
8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О гражданской обороне", третье чтение. Доклад Василия        
Ивановича Пискарёва.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему           
вниманию законопроект внесён Правительством Российской Федерации, он был        
принят нами во втором чтении 9 апреля сего года. Напомню, в законопроекте       
идёт речь о дальнейшем совершенствовании системы национальной гражданской       
обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и о стратегии её             
последующего развития. Законопроект полностью подготовлен для принятия в        
третьем чтении. Замечаний правового, юридико-технического, а также              
лингвистического характера не имеется.                                          
                                                                                
Комитет по безопасности и противодействию коррупции просит поддержать           
предлагаемое решение и проголосовать за данный законопроект в третьем чтении.   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить по мотивам от фракций? Нет желающих.            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданской обороне", 8-й вопрос повестки дня.             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба голосовать за себя - у нас зал после реконструкции   
будет оборудован системой биометрической регистрации, - иначе можно, как вы     
понимаете, нарваться на вопросы.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 203

09.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604967-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года и Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2825 по 2894 из 5855
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О гражданской обороне".                                                  
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.                                            
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! При подготовке к             
рассмотрению во втором чтении поступило 19 поправок: 14 поправок комитет        
рекомендует принять, 5 поправок - отклонить. Они сформированы в две таблицы -   
№ 1 и № 2. Прошу утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором    
чтении.                                                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу поправок на голосование.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении законопроект.                                      

Заседание № 183

05.02.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604967-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года и Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3082 по 3624 из 4735
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О гражданской обороне". Доклад официального представителя правительства        
статс-секретаря - замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным        
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексея Михайловича       
Серко.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕРКО А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам            
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий            
стихийных бедствий.                                                             
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект          
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской    
обороне" разработан в целях реализации Основ государственной политики           
Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года,      
утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года №   
696, и Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической      
защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на       
период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утверждённой Указом Президента    
Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 645.                              
                                                                                
Законопроект направлен на развитие системы обеспечения выполнения мероприятий   
по гражданской обороне и на обеспечение эффективного контроля за                
радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановкой на     
территории Российской Федерации, а также на снятие избыточной нагрузки с        
организаций по созданию и поддержанию готовности локальных систем оповещения    
и нештатных аварийно-спасательных формирований. Предлагается наделить           
Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка          
функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны   
и защиты населения; ввести ранее не закреплённые нормативно понятия по          
вопросам обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;             
установить норму о начале ведения гражданской обороны на территории             
Российской Федерации или в отдельных её местностях с момента введения в         
действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты    
населения Российской Федерации; уточнить категорию должностных лиц субъектов    
Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за              
руководство гражданской обороной на территории субъектов Российской Федерации   
и несущих персональную ответственность за организацию и проведение              
мероприятий по гражданской обороне и защите населения; исключить региональные   
центры МЧС России из действующей системы управления гражданской обороной с      
передачей функций в главные управления МЧС России по субъектам Российской       
Федерации; уточнить требования к организациям, создающим и поддерживающим в     
состоянии готовности локальные системы оповещения с целью снятия избыточного    
регулирования; уточнить требования по созданию нештатных формирований с         
предоставлением возможности заключения договоров с профессиональными            
аварийно-спасательными службами и формированиями; определить условия, при       
которых организации, не имеющие мобилизационного задания и не входящие в        
перечень организаций, осуществляющих выполнение мероприятий по гражданской      
обороне федерального, регионального и местного уровней, могут вместо создания   
нештатных аварийно-спасательных формирований привлекать для проведения          
аварийно-спасательных работ профессиональные аварийно-спасательные службы и     
формирования на договорной основе, а для организаций, эксплуатирующих опасные   
производственные объекты III класса опасности, определить необходимость         
создания таких формирований.                                                    
                                                                                
Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию государственной           
политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030   
года, развитие системы радиационной, химической и биологической защиты войск    
и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025     
года и дальнейшую перспективу. Реализация положений данного законопроекта не    
повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Василия Ивановича Пискарёва.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Официальный             
представитель Правительства Российской Федерации Серко Алексей Михайлович       
подробно изложил суть законопроекта. Его концепция, безусловно,                 
поддерживается Комитетом по безопасности и противодействию коррупции. Не        
повторяя, добавлю, что законопроект - это очередной шаг, направленный на        
совершенствование государственной политики в сфере гражданской обороны.         
                                                                                
Несмотря на то что докладчик подробно изложил положения представленного         
законопроекта, я коротко отмечу, что сегодня мы говорим о полномочиях           
Президента и Правительства Российской Федерации, глав субъектов Федерации, а    
также об условиях участия юридических лиц в гражданской обороне. В частности,   
правительство будет определять порядок функционирования сети наблюдения и       
лабораторного контроля. Все силы, которые сегодня занимаются ликвидацией        
чрезвычайных ситуаций, сохраняются и на период военного времени, убирается      
излишнее регулирование, а там, где необходима координация сил и средств         
гражданской обороны, она будет осуществляться более чётко и слаженно.           
Появляется большая возможность прогнозировать ЧС и, соответственно,             
минимизировать последствия таких ситуаций.                                      
                                                                                
Профильный комитет, поддерживая данную законодательную инициативу, отмечает,    
что проект федерального закона предусматривает принятие подзаконных             
нормативных правовых актов, поэтому при его подготовке к рассмотрению во        
втором чтении будет определён срок вступления в силу данного федерального       
закона.                                                                         
                                                                                
По законопроекту имеются юридико-технические замечания Правового управления     
Аппарата Государственной Думы, которые могут быть учтены при подготовке         
законопроекта ко второму чтению. Комитеты-соисполнители, Комитет по             
энергетике и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного            
самоуправления, также поддерживают данную законодательную инициативу. В         
комитет поступило 67 отзывов от законодательных и исполнительных органов        
власти субъектов Федерации, все отзывы тоже положительные.                      
                                                                                
С учётом изложенного, уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного   
комитета и принять данный законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Извините, при голосовании по пункту 5 я раньше времени нажал   
кнопку, и получилось, что я якобы не голосовал. В протокол пусть запишут: я     
против.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учтём в протоколе.                                        
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к докладчику: насколько связано с данным законопроектом и         
усилением мер по обеспечению гражданской обороны своевременное реагирование?    
Мы освобождаем организации от обязанности содержать аварийно-спасательным       
формирования и привлекать их к ликвидации некоторых очагов, проще говоря, и в   
то же время мы даём возможность реагировать штатным аварийно-спасательным       
организациям. Не повлияет ли это, ещё раз говорю, на снижение уровня            
обеспечения гражданской обороны? Может быть, есть смысл сохранить первый        
пункт и усилить вторым пунктом?                                                 
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Это не повлияет, так как это касается            
незначительных организаций, которые не предусмотрены планом мобилизационной     
подготовки. Мы всё это взвесили - не повлияет. Опять же, если необходимо        
каким-то отдельным предприятиям эти вопросы обсудить, то это всегда можно       
учесть во втором чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Алексей Михайлович, в данной поправке предусматривается индивидуальная          
ответственность соответствующих должностных лиц за выполнение требований,       
связанных с мероприятиями гражданской обороны. Скажите, не рассматриваете ли    
вы вопрос о внесении в иные документы, нормативные акты и законы изменений,     
предусматривающих предъявление требований по квалификации, образованию,         
возможно, наличию специального образования к тем людям, которые будут нести     
индивидуальную, персональную ответственность? Насколько я понимаю,              
ответственность индивидуальная на должностное лицо налагается, но имеет ли      
оно вообще, допустим, опыт службы в армии, управления личным составом в         
каких-то экстренных ситуациях? Вот есть у вас такие наработки или мысли?        
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Александр Николаевич. У нас сейчас проводится    
обучение начиная со школьной скамьи, для руководителей предприятий проводятся   
отдельные занятия, есть отдельное обучение для ряда категорий, для тех, кто     
предусмотрен планом мобилизационной подготовки. Плюс ответственность несут      
высшие должностные лица, которые так или иначе проводят с ними занятия, также   
есть учебно-методические центры. Ну и при каждом высшем должностном лице есть   
определённые службы либо определённые структуры, которые за это отвечают и      
помогают ему разобраться во всех этих вопросах.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопрос к Алексею Михайловичу.                                       
                                                                                
Алексей Михайлович, вопрос касается исключения избыточного регулирования. Я     
напомню, что под этой маркой уже многие послабления проходили, в том числе и    
по вашей линии, а потом получаем "Зимнюю вишню" и другие разного рода, мягко    
говоря, не очень приятные ситуации. Вот здесь говорится об отмене               
необходимости создания нештатных аварийно-спасательных формирований и           
заключении вместо этого неких договоров со штатниками, об отмене                
использования локальных систем оповещения в тех местах, где не ведётся          
хозяйственная деятельность, но сегодня она не ведётся, а завтра ведётся, и      
люди могут оказаться в зоне, которая подвергается заражению. Не считаете, что   
это ослабит систему защиты объектов как таковую?                                
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопрос. Мы внимательно изучали    
то, что касается снятия избыточного регулирования. Например, если проходит      
трубопровод или какое-то производство, которое не является производством        
высокой степени опасности и не может нанести существенного вреда, находится     
далеко в лесу, то, соответственно, мы как раз снимаем необходимость держать     
нештатные аварийно-спасательные формирования, позволяем заключать договоры с    
профессиональными аварийно-спасательными службами. Это снижает нагрузку на      
бизнес, а если что-то случится, то эти предприятия не будут находиться в зоне   
возможного, скажем так, плана действий на время "Ч".                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович.                             
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Алексей Михайлович, мы надеемся, что наделение Правительства       
России дополнительными полномочиями и активизация работы через сокращение       
региональных центров МЧС и придание большей ответственности главным             
управлениям субъектов всё-таки позволят навести порядок и отметут разные        
вопросы, шараханье из стороны в сторону.                                        
                                                                                
У меня следующий вопрос: подразумевает ли принятие данного закона, что в        
последующем в том числе вы будете вносить изменения в Основы государственной    
политики Российской Федерации в области гражданской обороны и в саму            
стратегию?                                                                      
                                                                                
К чему мой вопрос? Вот на моей территории - это территории Ямала и Югры - в     
советское время проводились подземные ядерные испытания, и такая ситуация во    
многих российских регионах. И если мы сегодня посмотрим, как обстоит дело с     
онкологическими заболеваниями, то увидим, что, к сожалению, в этих регионах     
заболеваемость от года к году всё больше и больше. Сейчас в водных ресурсах     
начинают находить разные тяжёлые металлы. Вот вы планируете как-то это          
отразить, пересмотреть свои подходы, потому что, к сожалению, количество        
ликвидированных скважин, в том числе связанных с ядерными взрывами, в           
стране?.. (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо, Владимир Владимирович, я понял вопрос. У нас               
предусматривается принятие четырёх подзаконных актов. Соответственно, в         
данный момент главой МЧС Зиничевым Евгением Николаевичем проводится полное,     
комплексное... Мы проверяем все наши функции, делаем как бы... Мы сейчас        
смотрим везде, где МЧС работает, всё, за что отвечает МЧС, с тем чтобы          
выполнить обследование, о чём вы сказали, всех зон, в том числе и               
глубоководных, и мест, где хранятся особо опасные отходы, то есть эта работа    
проводится.                                                                     
                                                                                
В данном случае законопроект - это реализация основ гражданской обороны, то     
есть он идёт как бы в плановом порядке, и уже принят закон, просто вносятся     
корректировки.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, всё-таки кто   
будет нести персональную ответственность за организацию и проведение            
мероприятий по гражданской обороне и защите населения? Ведь высшее              
должностное лицо субъекта и руководитель высшего исполнительного органа         
государственной власти субъекта - это могут быть разные должностные лица.       
Точно так же непонятно, какое должностное лицо понимается под руководителем     
органа местного самоуправления.                                                 
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Именно этим законопроектом как раз и             
уточняется, что так как у нас есть разные должностные лица, то персональная     
ответственность возлагается на высшее должностное лицо в любом случае, в        
каком качестве оно бы ни выступало. А что касается руководителей органов        
местного самоуправления, то это глава администрации либо, опять же, высшее      
должностное лицо в муниципальном образовании или в данной местности.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопросы.                     
                                                                                
Ну, мне понятен законопроект в части того, что вы снимаете обязанность с        
организации, эксплуатирующей опасные объекты, содержать свою службу и даёте     
ей право заключать контракты, это понятно. Но до этого идёт большой текст, в    
частности, вы меняете редакцию статьи 4-1: "на региональном уровне - центры     
управления в кризисных ситуациях территориальных органов,                       
подведомственных...", ну и далее по тексту. Я сравнил с действующей редакцией   
- там практически то же самое написано. В чём необходимость внесения            
изменения? Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Вы пишете: "...несут персональную ответственность..." - а сейчас не     
несут персональную ответственность? Вот это второй вопрос.                      
                                                                                
И третий вопрос. По указу президента вводится понятие мероприятия - а сейчас    
как это действует?                                                              
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопросы. По первому вопросу: до 1 января у нас           
существовали в каждом округе региональные центры, они сокращены, их больше      
нет, соответственно, теперь у нас есть головные главки, то есть в каждом        
округе, где находится полномочный представитель президента, создан головной     
главк, и руководители данных главков как раз осуществляют руководство           
федеральными округами в части, так сказать, организации взаимодействия.         
Поэтому, естественно, текст не сильно отличается, но самого регионального       
центра как юридического лица больше нет, этим и вызваны данные изменения.       
                                                                                
Второе, что касается персональной ответственности. Раньше это регулировалось    
184-м законом, а сейчас мы вносим эту персональную ответственность именно в     
закон "О гражданской обороне", то есть это как бы и усиливает, и                
персонифицирует.                                                                
                                                                                
Что касается вопроса о введении в действие плана гражданской обороны - раньше   
в законе было прописано, что план вводился в действие при возникновении         
состояния войны либо при нападении. Сейчас уточняется, что план гражданской     
обороны вводится в действие президентом. Соответственно, там уже и разные       
составляющие - при угрозе, при агрессии, также он может вводиться в отдельных   
местностях.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.                              
                                                                                
ИОНИН Д. А. Алексей Михайлович, ну, понятно, что чрезвычайные ситуации лучше    
предупреждать, предотвращать, чем потом устранять по факту. Хотел бы            
уточнить, какие сейчас МЧС проводит мероприятия, направленные на повышение      
уровня знаний населения по гражданской обороне?                                 
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. На сегодняшний день у нас проводится             
всероссийская штабная тренировка, как правило, она проходит в октябре, за       
несколько дней до Дня гражданской обороны, у нас также ежегодно проходит        
месячник гражданской обороны, проводятся всероссийские совещания с              
руководителями органов государственной власти по вопросу гражданской обороны.   
Есть Международный день гражданской обороны, который также у нас отмечается 1   
марта. С руководителями органов государственной власти в рамках                 
международного салона "Комплексная безопасность" у нас проводятся мероприятия   
по гражданской обороне. Ну и обучение специалистов стран - членов МОГО на       
базе вузов системы МЧС России проводится постоянно.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович.                                   
                                                                                
РЫЖАК Н. И. Уважаемый Алексей Михайлович, я знаю вас и министра, как людей      
беспокоящихся, ответственных, скажите, пожалуйста, какие выводы вы извлекли     
из того, что в течение целого ряда лет вопросы гражданской обороны были         
заброшены? Система обучения, подготовки населения, руководства страны, его      
различных региональных подразделений была, мягко говоря, запущена. Вы оценили   
критически то, с чем мы сейчас столкнулись и что вам сейчас предстоит           
сделать? Я не услышал какого-то критического анализа. Что вы сейчас делаете в   
плане реанимации всего того, что составляет основу подготовки населения к       
чрезвычайным происшествиям и к наступлению опасного периода? Благодарю вас.     
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. У нас как раз всё это         
изучено, все недостатки выявлены - сейчас идёт работа над комплексом            
законопроектов. В следующий раз вашему вниманию будет представлен закон о       
защите населения, куда также будет вноситься ряд поправок. То, что было         
упущено, за один день не вернёшь, в частности, по тем же бомбоубежищам,         
укрытиям по всей Российской Федерации проводится изучение, внимательное         
изучение того, в каком состоянии они находятся. И совместно с Минобороны        
разрабатывается план приведения в надлежащее состояние всей системы             
гражданской обороны. Эта работа очень долгая, она не может быть масштабно       
представлена ввиду определённой, скажем так, секретности, но эта работа         
проводится, и та же сеть наблюдательных лабораторий по Российской Федерации -   
это тоже очередной шаг к развитию и укреплению гражданской обороны Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганиев Фарит Глюсович, пожалуйста.                        
                                                                                
ГАНИЕВ Ф. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, вы уже сказали, какие избыточные требования       
исключаются настоящим законопроектом. Ещё можете назвать, какие требования      
исключаются?                                                                    
                                                                                
СЕРКО А. М. Извините, я не понял вопрос. Повторите, пожалуйста, не расслышал.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Ганиеву микрофон.                                
                                                                                
ГАНИЕВ Ф. Г. Какие избыточные требования исключаются настоящим                  
законопроектом? Вы некоторые уже назвали. Дополнительно ещё можете назвать      
какие-нибудь?                                                                   
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Ну, у нас исключаются требования по содержанию   
аварийно-спасательных формирований, разрешается, как только что было сказано,   
заключать договоры с аварийно-спасательными формированиями, исключается         
требование по локальным системам оповещения. Как я говорил, трубопровод может   
тянуться на многие километры, и, так как локальная система оповещения вдоль     
всего трубопровода - это очень затратно, это исключается из закона, то есть     
там, где не ведётся хозяйственная деятельность, не надо будет предприятиям и    
организациям выполнять требования по оповещению населения, поскольку оно там    
не проживает.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Я в поддержку выступления или предложения, которое высказал Алексей             
Михайлович, хотел бы сказать о двух моментах.                                   
                                                                                
Усиление вопросов гражданской обороны - в чём это выражается? Первое - это      
наделение первых лиц на региональном, муниципальном уровне персональной         
ответственностью за организацию гражданской обороны. Да, это уже будет          
конкретно прописано. Второй момент касается правительства: правительство        
наделяется полномочиями по созданию, определению порядка функционирования       
сети наблюдения и лабораторного контроля - это тоже не было прописано.          
                                                                                
И коллеги задавали вопрос по снижению нагрузки на определённую категорию        
руководителей и объектов в части создания сети оповещения - конечно же, это     
верно, когда... Вообще-то, это касается предприятий малого бизнеса. Конечно     
же, я считаю, что на объектах, представляющих не очень большую опасность в      
части последствий для населения, не рационально, не имеет смысла содержать      
систему оповещения, равно как и нештатные аварийно-спасательные формирования,   
ведь это предприятия небольшой численности, и, конечно же, вопрос договорных    
отношений с профессиональными формированиями может повлиять на качество         
выполнения работ. В любом случае будут те формирования, которые эти задачи      
будут выполнять. Все те пояснения, которые были даны в ходе обсуждения, как     
раз и подчёркивают, что эти вопросы продуманы, и я предлагаю поддержать этот    
момент.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Организация и ведение        
гражданской обороны является одной из важнейших функций государства по          
обеспечению безопасности государства. Законопроект направлен на                 
совершенствование системы мероприятий по подготовке к защите и защите           
населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных        
конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В      
рассматриваемом проекте федерального закона определён круг обязанностей,        
возлагаемых как на органы публичной власти, так и на организации, а также       
конкретизирован понятийный аппарат. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит           
рассматриваемый проект, поскольку его принятие будет способствовать             
поддержанию состояния гражданской обороны на требуемом высоком уровне,          
необходимом для эффективной защиты населения.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, от фракции.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, что Алексей Михайлович        
услышит позицию фракции ЛДПР, хочу сказать: мы поддержим данную инициативу      
(хотя коллега правильно заметил, что речь идёт о нескольких словах, которые     
меняются). Но, на мой взгляд и по мнению фракции ЛДПР, ситуация в Российской    
Федерации в части наведения порядка в вопросах чрезвычайных ситуаций -          
техногенного характера или, не дай бог, военного конфликта - существенно не     
улучшится. Я сейчас хотел бы вам немного подробнее пояснить почему.             
                                                                                
Первое. Вот в данной инициативе вы предлагаете наделить конкретных              
должностных лиц ответственностью - ну, понятно, что при наступлении, не дай     
бог, военной ситуации мы будем понимать, кого расстрелять, если он не           
справится с возложенными на него обязанностями, но только вот населению от      
этого легче не будет, поэтому я и задавал этот вопрос: а есть ли у нас          
какие-то требования к этим должностным лицам? Поэтому если человек в силу       
обстоятельств занимает эту должность, ни одного дня не служив в армии, вообще   
не имея представления, что такое организовывать людей в экстренной ситуации,    
что такое чёткая военная дисциплина, надо хотя бы внести дополнения и           
изменения в закон о муниципальной государственной службе о том, чтобы           
предъявлялись требования и чтобы в администрации или в правительстве субъекта   
Российской Федерации находилось хотя бы одно должностное лицо, у которого       
имелся бы опыт работы на командной должности или высокое офицерское звание,     
то есть человек, находящийся в запасе, для того чтобы он понимал, о чём идёт    
речь.                                                                           
                                                                                
Второй вопрос. Раньше в школе был такой предмет, как его ни назови, -           
"Начальная военная подготовка" (НВП) или "Основы безопасности                   
жизнедеятельности" (ОБЖ). Я задавал прямой вопрос заместителю министра          
образования Российской Федерации, когда этот предмет будет в обязательном       
порядке введён в каждой школе, она сказала, что соответствующие программы       
верстаются исключительно в каждом учебном заведении отдельно. Наверное, вы      
должны быть инициаторами того, чтобы в каждой школе появился преподаватель из   
числа офицеров запаса, имеющих за плечами конкретный опыт, который будет не     
только своим присутствием приводить в чувство различных чудаков, которые        
периодически либо издеваются над учителями, либо приходят туда с                
огнестрельным оружием, но и реально обучать наших детей, как пользоваться       
противогазом, как действовать в экстренной ситуации, что такое гимн России,     
что такое флаг, герб и что такое дисциплина и действия в экстренных             
ситуациях.                                                                      
                                                                                
Третий вопрос. Когда рассматриваются те или иные законопроекты, необходимо      
учитывать мнение Генерального штаба Российской Федерации. Вот я здесь           
поднимал вопрос по поводу требований к федеральным дорогам. Было требование,    
чтобы на федеральной трассе обязательно было четыре полосы. Я не буду           
называть конкретные федеральные трассы, но, когда я еду и вижу двухполосное     
движение на непроходимом участке, я себе представляю, что будет, если в одну    
сторону будет ехать военная техника, в другую сторону по этой дороге будут      
эвакуировать мирное население и, не дай бог, какая-то из частей дороги будет    
заблокирована в результате того, что техника сломалась, - проехать будет        
нельзя. И на эту ситуацию никто не обращает внимания. Строятся торговые         
центры, происходят ситуации, как с "Зимней вишней", мы уже неоднократно         
видели жуткие кадры, когда люди прыгают с крыш многоэтажных зданий и            
разбиваются - кто-то ввёл требования о том, чтобы появились внешние лифты,      
какие-то средства спасения граждан, которые оказались на крыше? Есть эти        
требования? Нет этих требований! Я надеюсь, что ничего подобного больше не      
случится, но вы должны предусмотреть способ самостоятельной эвакуации граждан   
из этих зданий на случай, если вдруг произойдёт какая-то ситуация.              
                                                                                
Следующий вопрос, это касается каких-то ситуаций, когда нам придётся            
эвакуировать граждан из одного населённого пункта в другой. Сегодня в           
муниципальных районах, на сельских территориях закрываются бани, потому что     
нецелесообразно их содержать (ну, вы можете улыбаться, можете не улыбаться,     
не дай бог, вам это пригодится, надеюсь, что не пригодится), закрываются        
фельдшерско-акушерские пункты. Вот вдруг пожар, надо будет эвакуировать         
деревню или несколько деревень, переместить граждан из одного места в другое    
- вы где этих граждан будете размещать, где вы будете организовывать их         
бытовое обеспечение? Вами должна быть разработана законодательная инициатива    
о требованиях к каждому муниципальному образованию об обязательном наличии      
там бани, школы, фельдшерско-акушерского пункта.                                
                                                                                
Теперь что касается безопасности граждан. Ну, по федеральному                   
законодательству вы передаёте в эксплуатацию в том числе водоканалы. Такая      
массовая диверсия, как отравление воды, - и за несколько часов несколько        
сотен тысяч людей, мирное население, могут получить отравление. Конечно, эти    
объекты должны быть только под государственным контролем, в государственной     
собственности и управлении, но у нас повсеместно такие важные                   
инфраструктурные объекты передаются в концессию, под управление, частным        
конторам, у которых концы уходят в офшорные зоны, например на Виргинские        
острова, у нас большинство водоканалов находятся в управлении этих              
организаций.                                                                    
                                                                                
Ну и, говоря по мелочи, конечно же, надо вносить инициативу о том, чтобы за     
счёт федерального бюджета для каждого сельского поселения была приобретена      
техника, хотя бы трактор с подвесной системой, с бочкой воды, потому что        
каждый раз, когда горят деревни... Трагические события были в Рязанской         
области, в 2010 году, когда горели леса в Московской, во Владимирской           
областях, в Рязанской области, тоже ситуация была критической. Я думаю, что в   
Российской Федерации не все выводы были сделаны из этого.                       
                                                                                
Так что, пользуясь случаем, ещё раз хочу вам напомнить, что ни в коем случае    
стратегически важные объекты, в том числе объекты коммунальной                  
инфраструктуры, нельзя передавать частным компаниям, ни в коем случае нельзя    
принимать закон, проект которого, коллеги, был здесь принят в первом чтении,    
об упразднении унитарных предприятий, муниципальных или государственных: если   
мы полностью эту инфраструктурную составляющую нашей страны передадим в         
частные руки, то в случае объявления военного положения или какой-то            
чрезвычайной ситуации мы всё равно будем все эти вопросы решать за счёт         
бюджета, мы всё равно будем переводить это в подчинение государственных         
структур.                                                                       
                                                                                
Я предлагаю эту инициативу поддержать, но всё, что я предложил, нужно в         
будущем предусмотреть в соответствующих законопроектах.                         
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданской обороне".                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.