Заседание № 59
17.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 60491-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования положений, касающихся формирования территориальных органов местного самоуправления и взаимодействия их друг с другом и с органами государственной власти).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2847 по 3615 из 5395
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Совета Республики Коми Завьяловой Людмилы Васильевны. Пожалуйста, Людмила Васильевна. ЗАВЬЯЛОВА Л. В., представитель Государственного Совета Республики Коми. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Речь пойдет о 131-м федеральном законе об организации местного самоуправления. (Никак после чая успокоиться депутаты не могут.) Сразу после принятия 131-го федерального закона была создана временная комиссия. В рамках временной комиссии работают двенадцать рабочих групп по приведению регионального законодательства в соответствие со 131-м законом и по разработке необходимых законопроектов, которые нужны для того, чтобы 131-й закон вступил в силу с 1 января 2006 года. Хотя мы сначала выступали против этого закона, а потом выступали по срокам против (по срокам введения этого закона мы и сейчас против), но мы пришли к выводу, что этот закон позволяет определить, что мы имеем в нашем российском хозяйстве. Когда мы начали изучать границы местного самоуправления, то пришли к выводу, что у нас одна граница реальная, а другая виртуальная, и границами в нашей республике не занимались с 1940 года. Я думаю, что в других регионах Российской Федерации ситуация точно такая же. Поэтому одна полезная вещь, которая вытекает из 131-го закона, несомненно, существует: мы можем по меньшей мере определить границы муниципальных образований в рамках своего субъекта. Уважаемые депутаты, очень сложно говорить, когда не слушают и когда разговаривают прямо передо мной. (Шум в зале.) Хорошо, найду субъект, который будет слушать. Таким образом, есть положительные вещи, и мне бы хотелось... Мы уже получили заключение Правового управления, получили заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, мы знаем реакцию депутатов, и мне кажется, что депутаты Государственной Думы не достаточно внимательно относятся к законодательным инициативам, исходящим от субъектов, которые вносят поправки в 131-й закон. Мы столкнулись с реальной практикой - практикой невозможности применения некоторых норм этого закона. О чем идет речь? Речь идет о том, что в "коробочку", которую представляет собой 131-й закон, наш предмет, который называется Республика Коми, не укладывается. Например, в федеральном законе есть понятие поселения, городского и сельского поселения, а у нас поселки, но в федеральном законе нет понятий поселка городского типа и поселка сельского типа. Поэтому на второй день работы в Государственной Думе я попросила Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления истолковать, каким образом нам уложиться в прокрустово ложе 131-го закона, для того чтобы всё, что у нас есть, привести к какому-то единому знаменателю. И мы, конечно, не успеваем по срокам. Я просила бы депутатов Государственной Думы... Во-первых, я ознакомилась с заключением Правового управления. Двадцать четыре поправки Государственный Совет Республики Коми предлагает, и если бы нам ответили, что по трем поправкам из этих двадцати четырех с нами согласны, а по девятнадцати не согласны или по двадцати одной не согласны, мы бы приняли к сведению и каким-то образом перестроились, пересмотрели, но когда все двадцать четыре поправки предлагают отклонить - вот с этой позицией мы категорически не согласны. У нас возражения по отклонению всех двадцати четырех. С замечаниями, которые были высказаны Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, мы категорически не согласны. По некоторым очень важным позициям свое отношение Дума вообще не высказала. И в связи с этим у меня предложение такое к депутатам Государственной Думы. В республике я живу двадцать семь лет, знаю ее вплоть до каждой большой деревни. Я приглашаю всех депутатов Государственной Думы в Республику Коми (правда за ваш счет, поездом, самолетом - как хотите, мы всех разместим: в чумах, палатках, гостиницах, домах колхозника), приезжайте, пожалуйста, и посмотрите на опыте Республики Коми, которая занимает 1,5 тысячи километров с севера на юг и 780 с востока на запад... Как можно уложить в прокрустово ложе 131-го закона вот такую сложную большую территорию, как Республика Коми? Я думаю, что у нас кроме Республики Коми есть еще такие субъекты Российской Федерации. А теперь по существу проекта, нами предложенного. Изменения, которые мы предлагаем внести в 131-й закон, касаются следующих вещей. Поправки в абзацы десятый и одиннадцатый части 1 статьи 2 и в часть 4 статьи 8 федерального закона предполагают включить в число вопросов местного значения положения, вытекающие не только из указанного федерального закона, но и из законов субъектов Российской Федерации. Согласно действующей редакции части 3 статьи 11 федерального закона к территориям с низкой плотностью сельского населения могут быть отнесены в основном густонаселенные территории субъектов Российской Федерации с преимущественным проживанием городского населения. Предлагаемая поправка в часть 3 статьи 11 федерального закона позволит отнести к территориям с низкой плотностью населения те территории субъектов Российской Федерации, где проживает преимущественно сельское население. С целью усиления роли представительных органов местного самоуправления законопроектом предлагается закрепить в статьях 12 и 13 федерального закона положение о том, что вопросы, связанные с изменением границ муниципальных образований и преобразованием муниципальных образований, следует решать с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований. Получается, таким образом, что у нас неизвестно чье мнение выражает представительный орган. Когда мы предложили поправку (мнение представительного органа), Государственная Дума с нами не согласилась, сославшись на то, что это мнение населения, выраженное представительным органом. Вопрос очень большой: а что у нас выражает представительный орган, свое личное мнение? Тогда зачем нам вообще депутатов избирать? Далее. Предлагаемые дополнения в пункт 2 части 1 статьи 14, пункт 2 части 1 статьи 15, пункт 2 части 1 статьи 16, часть 12 статьи 35 федерального закона позволяют закрепить за органами местного самоуправления право устанавливать льготы по местным налогам и сборам, а не только собственно местные налоги и сборы. Написано в заключении Правового управления, что мы вступаем в противоречие с Налоговым кодексом. Разъясняю. Сегодня уже при обсуждении вопроса 10 было сказано депутатами, которые, так скажем, от мест не отрываются: где взять людей? Мы, например, заявку бы на Луну сделали, для того чтобы нам набрать такое количество депутатов, которое нужно в двести сорок четыре муниципальных образования по новому закону, а нужны еще и специалисты. Для того чтобы упростить процедуры общения сотрудников муниципальных образований... 131-й закон, как "Отче наш...", должен лежать у них на столе. Представляете себе, например, Усть-Цилемский район, себе деревню, которая находится в 88 километрах от районного центра, добираться нужно через восемь речных переправ, а мостов там нет. Вот представьте себе, 131-й у него есть, а Налогового кодекса у него нет. В главе 2 (статья 17, часть 2) написано, что муниципальные образования могут устанавливать налоги, сборы и льготы. И почему же вы нам не позволяете перенести эту норму из Налогового кодекса в 131-й федеральный закон? Мы предлагаем сделать это для удобства, для деревенского мужика или женщины, которые будут работать в органе местного самоуправления и думать: у меня есть возможность прольготировать, для того чтобы бюджет местный пополнить. Поэтому абсолютно ничему не противоречит наша поправка. Далее. Мы только что начали работу по созданию компании, которая будет заниматься жизнеобеспечением, газо-, теплоснабжением, но у нас по 131-му закону только, извините, поселения могут заниматься жизнеобеспечением и жилищно-коммунальным хозяйством. Мы пришли к выводу, изучив доподлинно этот вопрос на месте, что так мы просто уничтожим жилищно-коммунальное хозяйство, и поэтому наша поправка о следующем: это должно быть на уровне муниципального района. Ведь можно потом исправить, если мы будем видеть, что достаточно уже приобрели опыта, достаточно модернизировали котельные, которые будут обеспечивать сами поселения, обеспечили их всем необходимым для жизнедеятельности. Поэтому ничему не мешает и ничему не противоречит то наше предложение, которое в этих двадцати четырех поправках есть. Далее. Самый сложный вопрос на уровне муниципальных образований у нас - я не знаю, как в других регионах Российской Федерации, - это заработная плата муниципальных служащих. У нас в регионе - Юрий Алексеевич Спиридонов, бывший глава Республики Коми знает - главы муниципальных образований зарплату получают выше, чем глава республики. Вы знаете, какую власть у нас сегодня имеют муниципальные образования, отрегулировать вопрос сегодня не представляется возможным. Мы просим в наших поправках федеральным законом регулировать. Написано в 131-м законе: нет, уставами муниципального образования. Вот я думаю, что если эта практика будет продолжаться, если уставами муниципальных образований, как ныне действует, если федеральный закон не будет заработную плату служащих муниципальных регулировать, то зарплата у нас будет до небес. При зарплате 7 тысяч с чем-то у главы республики 120 тысяч получает глава муниципального образования. Поэтому, пожалуйста, приезжайте, будете получать больше, чем в Государственной Думе. Таким образом, те двадцать четыре предложения, с которыми мы выступили, для того чтобы не утомлять вас - я знаю, насколько сложно на слух воспринимать части, пункты и статьи, - я на примере нескольких поправок наших вам предлагаю рассмотреть, и я очень бы просила депутатов принять законопроект в первом чтении, для того чтобы можно было продолжить работу. Я узнала - но мне сказали, что Регламент Государственной Думы так быстро меняется, что, может быть, эта норма, о которой мы слышали, уже устарела, - что если одна норма в проекте федерального закона не проходит, то сразу отметаются все. Ну, хорошо, давайте мы тогда сделаем из наших двадцати четырех норм в одном законопроекте двадцать четыре отдельных законопроекта и будем сражаться каждый раз, по каждому законопроекту, поскольку мы живем там, на месте, мы знаем, какие проблемы и сложности у нас сегодня возникли, и мы уже представляем, какие айсберги у нас впереди, на пути претворения в жизнь 131-го федерального закона. И мне бы хотелось поблагодарить те законодательные собрания, которые поддержали наш законопроект. Я хочу специально об этом сказать для того, чтобы вы знали, что нашу идею, которая не противоречит нисколько концепции 131-го закона, поддержали законодательные органы Республики Дагестан, Республики Алтай, Республики Северная Осетия - Алания, Чувашской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Законодательное Собрание Краснодарского края, Тульская областная Дума, Брянская областная Дума, Мурманская областная Дума, Законодательное Собрание Пензенской области, Орловский областной Совет народных депутатов, Законодательное Собрание Владимирской области, Законодательное Собрание Кировской области, законодательные собрания Ленинградской области, Пермской области, Еврейской автономной области, Государственная Дума Томской области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поддержали с замечаниями Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан и Саратовская областная Дума. Не поддержала наш законопроект только Московская областная Дума, но у них условия жизни принципиально отличаются от условий жизни в Республике Коми. Я благодарю законодательные собрания всех регионов, поддержавших наш законопроект, и очень прошу депутатов Государственной Думы поддержать его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Васильевна. Присаживайтесь. Содоклад по данному законопроекту сделает Виктор Семёнович Косоуров. С места. Включите микрофон депутату Косоурову. КОСОУРОВ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, внесенный Государственным Советом Республики Коми, направлен на изменение целого ряда положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суть этих предложений вам доложила представитель Государственного Совета Республики Коми Людмила Васильевна Завьялова, поэтому я не буду повторять. Характеризуя в целом эти изменения, необходимо сказать, что они в основе своей не соответствуют концепции закона и с ними мы согласиться не можем. Например, законопроектом предлагается установить, что вопросы местного значения определяются не только федеральным законом, как это предусмотрено в действующей редакции, но и законами субъектов Российской Федерации. Однако подобное дополнение создает внутренние противоречия в федеральном законе, поскольку в нем установлена возможность изменения перечня вопросов местного значения только путем принятия изменений и дополнений в данный федеральный закон. Кроме того, необходимо учитывать, что на принципе установления вопросов местного значения именно на федеральном уровне основываются уже принятые нами федеральные законы, которые внесли изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также в целый ряд других законов. Отдельные изменения не согласуются с Конституцией Российской Федерации, в частности положения законопроекта о передаче по соглашению полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Некоторые положения законопроекта не относятся к предмету регулирования федерального закона, например о возможности не применять некоторые нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На заседании Комитета по вопросам местного самоуправления законопроект был внимательно обсужден. Жаль, что Людмила Васильевна не смогла принять участие в этой дискуссии, был другой представитель от законодательного собрания. Сегодня есть практика реализации переходных положений этого закона, выявившая в них определенные проблемы, на урегулирование которых направлен принятый нами, Государственной Думой, 12 ноября в первом чтении проект закона. Мы приглашаем всех, в том числе и авторов данного законопроекта, принять участие в доработке этого законопроекта, который мы рассматривали 12-го числа, возможно, часть их предложений может быть учтена при доработке нашего законопроекта ко второму чтению. По предложенному законопроекту имеются серьезные замечания у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Отрицательный отзыв на законопроект поступил от Правительства Российской Федерации. Учитывая изложенное, комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Коми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Виктор Семёнович, из доклада Людмилы Васильевны, да и из документов мы знаем о том, что почти все республики Российской Федерации и крупные субъекты, включая мой родной Краснодарский край, этот законопроект поддерживают. Не могли бы вы объяснить, в чем же причина такого расхождения во мнениях субъектов - а там же люди сидят, которые тоже что-то понимают, - и вашего комитета. И как можно преодолеть это расхождение во имя благополучия России и удовлетворения потребностей субъектов, которые в этом законе нуждаются? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Семёнович. С места. Включите микрофон депутату Косоурову. КОСОУРОВ В. С. Спасибо, Борис Григорьевич, за вопрос. Я хочу сказать: никакой особой позиции по этому вопросу, отличной, скажем, от позиции Думы в целом, у Комитета по вопросам местного самоуправления нет. У нас просто есть попытка, будем так говорить, максимально учесть все нюансы и проблемы правоприменительной практики, которая сегодня есть, в переходный период. Я сказал, что, учитывая эти нюансы и проблемы, которые возникли в ходе правоприменительной практики в переходный период, мы внесли 12 ноября законопроект в Государственную Думу, он рассмотрен в первом чтении, и мы сейчас дорабатываем этот законопроект, готовим ко второму чтению. Что же касается целого ряда предложений, я сослался... Еще раз хочу сказать только об одной ситуации в предложенном законопроекте, где предусматривается установить, что вопросы местного ведения определяются не только федеральным законом, но и законами субъектов Российской Федерации. Понимаете? Казалось бы, простая вещь, но на самом деле она концептуально отличается от основных положений 131-го закона. И комитет, как один из основных разработчиков того закона, естественно, это принять не может. И так по целому ряду положений и предложений. Что же касается всех предложений, я не останавливался на них подробно и детально. Я повторяю: предлагаю авторам данного законопроекта из Республики Коми принять участие в доработке законопроекта, принятого нами в первом чтении 12 ноября, по основным моментам, связанным с переходным периодом. Что же касается в целом этого закона, он настолько сложный, он настолько многоплановый, что, я думаю, мы обречены с учетом правоприменительной практики с интервалом хотя бы раз в год вносить коррективы и изменения, чем, собственно, мы сегодня в комитете и занимаемся, ведя мониторинг правоприменительной практики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще вопросы? Коллеги, тогда запишитесь, а то руки будут поднимать. Было две руки, сейчас уже пять. Покажите результаты записи. Любовь Фёдоровна Ближина, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Я не знаю, Людмила Васильевна ответит или Виктор Семёнович. В части 4 статьи 12 слова "населения, выраженного представительными органами" предлагается заменить словами "представительных органов". А где же гражданское общество? И почему эти слова не устраивают? Если вы их убрали, то чем вы руководствуетесь? Дайте мне, пожалуйста, пояснение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Васильевна. Ответьте нам, пожалуйста. ЗАВЬЯЛОВА Л. В. Дело в том, что... Об этой статье почему речь зашла? Потому, что здесь написано, в заключении Правового управления, что поправка в эту статью вообще противоречит концепции федерального закона. Но, как я уже сказала при выступлении, представительный орган чье мнение выражает? Мы для упрощения предложили, это просто редакционная поправка была, для упрощения... Как будто представительный орган выражает не мнение населения, а мнение представительного органа. Это в защиту того, что представительный орган и выражает мнение населения. Я только для того привела пример, чтобы показать, что ничему не противоречит абсолютно. Это была редакционная поправка, поправка в статью 12. И даже по этому случаю уже обвиняют нас в том, что мы настолько непрофессионально принимаем решения, что в этой части противоречим концепции федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Виктор Семёнович, я знаю, что вы, так же как и я, всегда очень внимательно относитесь к вопросам с мест и к предложениям по тому законодательству, которое мы с вами здесь ваяем, потому что именно эти люди сталкиваются с конкретными вещами. Было бы не совсем, наверное, правильно сегодня предлагать приглашать представителей законодательного собрания для участия в разработке нового законопроекта. Может быть, мы можем сегодня сказать, в какой части новый закон, который сегодня печется в комитете, учитывает те предложения и те вопросы, вообще говоря, актуальные вопросы, которые поставлены законодательным собранием в своем законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Семёнович, ответьте. КОСОУРОВ В. С. Это должен быть достаточно пространный ответ. Я еще раз повторяю, что у нас была достаточно серьезная дискуссия на заседании комитета. Мы рассмотрели практически все предложения, составляющие суть рассматриваемого законопроекта. Ну, по некоторым вопросам мы уже с Людмилой Васильевной обменивались мнениями вчера вечером и сегодня днем. К некоторым вопросам в принципе, я считаю, мы в ближайшее время будем готовы вернуться, но она считает, что это несущественные моменты, так сказать, как, собственно, и то предложение, о котором сейчас зашел разговор, - учитывать или не учитывать мнение. Мне Людмила Васильевна говорит: "Ну нет, это не принципиально". Ну, если это не принципиально, то вот мы и высказываем свою точку зрения. Я повторю еще раз, что применение закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." столкнется с гораздо большей, чем мы полагали, спецификой на местах, и мы будем обречены, учитывая ее и ведя мониторинг правоприменительной практики, вносить изменения в закон. И еще раз говорю: предложенный законопроект был внимательнейшим образом рассмотрен в комитете и я представляю точку зрения комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Виктор Семёнович, я хочу к вам вопрос обратить. Я не буду говорить в целом о 131-м законе, но все-таки скажу по конкретному проекту федерального закона, внесенному Госсоветом Республики Коми, который сегодня мы рассматриваем. Комитет по вопросам местного самоуправления делал ли анализ, какие предложения этого проекта, который мы сейчас рассматриваем, улучшают все-таки существо действующего федерального закона и главную ситуацию с местным самоуправлением на местах? Вот этот анализ есть, можете вы сказать или нет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Семёнович. КОСОУРОВ В. С. Я хочу сказать, что на самом деле Людмила Васильевна в своем сообщении сделала акцент на том, что: а) сначала они были принципиально против этого закона; б) затем они были против сроков внедрения, выступали с предложением отодвинуть сроки внедрения закона. То есть неудовлетворенность данным законом, будем говорить так, продиктовала необходимость выхода с таким законопроектом. Я еще раз повторяю: большинство положений концептуально расходится с действующим 131-м законом. Уместно было бы эту дискуссию провести накануне принятия 131-го закона, а сегодня эти положения не корректируют, не добавляют, не улучшают этот закон, они просто концептуально меняют некоторые его основные позиции, с чем мы, естественно, согласиться не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тягунов Александр Александрович, ваш вопрос. ТЯГУНОВ А. А., фракция "Единая Россия". Людмила Васильевна, прежде всего я, как человек тоже из региона, бывший когда-то во власти, скажу спасибо вам за то, что вы подготовили нормальный, хороший законопроект, доложили о нем. Но вот мы внимательно смотрели шесть положений этого закона, и я никак не могу согласиться с тем, чтобы их принять сегодня. Мне показалось, что вам надо поработать вместе с комитетом, и Виктор Семёнович достаточно хорошо обозначил моменты, где положения вашего законопроекта не вписываются в закон, надо их доработать. Вот я могу перечислить, они уже так или иначе здесь звучали, шесть нарушений и в базовый закон, и в налоговое законодательство, даже противоречие Конституции в одном моменте есть. Конечно, сегодня его принимать нельзя, надо его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите, пожалуйста, список. Восемь человек. По сколько минут определим на выступления? Мы с вами продлили время работы накануне завершения первой части пленарного заседания, если у нас будут выступать опять по десять минут, у нас очень большая повестка дня... Поэтому я прошу вашего согласия: по три минуты на выступление. Не будет возражений? Не будет. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Я, во-первых, хочу поблагодарить Людмилу Васильевну за приглашение посетить ее регион. И заранее хочу посочувствовать ей, сказать: не только ваша республика не вмещается в прокрустово ложе этого закона, как вы правильно заметили, и другие республики тоже не вмещаются. И, по-моему, хватит уже обсуждать, ломать копья: если все недовольны, должно быть очевидно, что идет просто-напросто структуризация власти. Отнимая у местных законодательных собраний эти привилегии - возможность распоряжаться теми или иными средствами, - наша центральная власть таким образом формирует строго подчиненную, иерархическую структуру. И чем быстрее это поймут все законодательные собрания, которые сейчас высылают отрицательные отзывы, тем, наверное, будет лучше. Ну а если не получится у президента задуманная им реформа, тогда уже можно будет какие-то меры принимать, а пока, мне кажется, мешать ему не стоит, а лучше подумать, каким образом сделать так, чтобы этот закон как можно быстрее был принят и начал действовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Игнатович Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Уже, можно сказать, невыносимо присутствовать на наших заседаниях. Плачет и стонет Россия, но "Единая Россия" наша - назвала она, к сожалению, себя так - не хочет чувствовать, чем живет народ, почему он протестует. Почему в шаблон какой-то пытаемся загнать в то время, когда сама жизнь протестует против этого? Когда мы с вами принимали тот закон о местном самоуправлении, я выступал против, криком кричал: "Братцы, мы взвалили на них, на местное самоуправление, строительство дорог, тротуаров, жилья для остро нуждающихся, даже обеспечение библиотек книгами взвалили". А вы знаете, что в местном самоуправлении - ноль. Какова там налоговая база? Сельское хозяйство через политику цен на энергоносители, которую проводит "Единая Россия", уничтожено, в ближайшее время оно умрет, значит, будет уничтожена налоговая база. Люди без работы, где искать налоговую базу местному самоуправлению? А мы сегодня еще взвалили и гражданскую оборону на них. Какой цинизм, какая пошлость в нормотворчестве! Сидит представитель правительства, который слышит, как там живут люди, сидят из "Единой России", из Краснодарского края, которые знают, чем живут там люди, - а будут голосовать! Я не видел в парламенте подобного унизительного состояния, больно на всё это смотреть. Когда же вас прорвет, сколько же можно вам улыбаться, когда же вы поймете, чем живет Россия?! Нельзя свои интересы ставить выше национальных интересов. Ну, сидят у нас сионисты в управленческих структурах - губят умышленно страну! Но вы-то - русские, почему вы живете по принципу "Люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа"? Опомнитесь, будет ответственность! С меня спрашивали, когда была смена власти, за все подписи. Вы думаете, вас не спросят? Господа, это такое тяжелое дело - отвечать за прошлые голосования и прошлые подписи. Сидишь и думаешь потом: для чего я это делал, а так ли я то делал? Хорошо, если аргументации хватает опрокинуть обвинения, хотя возбуждали дело за измену Родине, копали, мол, что он там мог натворить и как натворить. На вас тоже будут, господа, такие же уголовные дела за измену национальным интересам, помните об этом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чаплинский Сергей Игоревич, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, представитель Государственного Совета Республики Коми очень ясно и четко изложил суть законопроекта, вопросов даже к докладчику не возникло. Поэтому фракция "Родина" предлагает поддержать данный законопроект. Тем более, что несколько дней назад мы действительно приняли в первом чтении законопроект, который затрагивает эту же самую тему, и было бы целесообразно, чтобы комитет их вместе и рассматривал, для того чтобы можно было параллельно проводить работу по ним. И поэтому мы призываем всех депутатов Государственной Думы также поддержать данную здоровую инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я еще раз хочу обратить внимание, что доводы комитета сводятся к тому, что есть федеральный закон и мы его уже как бы менять не можем, надо во исполнение, так сказать, принимать, концептуально уже всё принято. Но это же неправильная позиция! В законодательном собрании субъекта то же самое слышу, в муниципальных образованиях то же мнение навязывают. Но мы-то законодатели, и мы можем исправить, если, как говорят, допустили "ошибку", "ошибку" я в кавычки беру, это, наверное, не ошибка, правильно говорят тут мои товарищи по фракции: за это придется отвечать. И второй момент. Обратите хотя бы внимание на высказывания президента Путина вот в его первые годы: "Решение об избрании первых лиц в регионах уже принято и утверждено, и переходить к назначению не нужно - существуют другие способы взаимодействия с центральной и местной властью". (Встреча с доверенными лицами 28 февраля 2000 года.) "Отбирать у людей право выбирать себе руководителей в регионах было бы неправильным и стало бы элементом неуважения к избирателям. Избрание руководителей субъектов Федерации повышает ответственность руководителей за результаты их труда". (Совещание руководителей региональных избиркомов 6 мая того же года.) "Я по-прежнему считаю, считал и считаю, что главы субъектов Федерации должны избираться народом. Этот порядок уже утвердился". И последнее высказывание 19 декабря 2002 года: "У нас нет никакой возможности, но и, главное, нет желания укрупнять регионы и ставить во главе регионов (у меня, во всяком случае, нет такого желания) назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, так должно остаться". К чему я это привел? Получается парадоксальная вещь. Мы ссылаемся на то, что закон есть, изменять ничего нельзя. Привожу пример: Путин говорил когда-то, что нельзя назначать. Сегодня внесли закон и мы голосуем во исполнение того, что внесено, но до этого же другая позиция была! Давайте задумаемся хотя бы в этом плане. Логики-то никакой нет у нас с вами. Поэтому я еще раз обращаюсь прежде всего к "Единой России": мы можем ситуацию изменить. Но для этого нужно анализ сделать в Комитете по вопросам местного самоуправления и сказать: да, есть предложение Республики Коми, да, есть предложение Хабаровского края. К слову сказать, у них там тоже есть замечания серьезные, и они говорят, что можно передать в муниципальное образование школу, детский сад, котельную, пусть сами решают, а можно взять и оставить на районе, а можно на субъекте оставить. Исходить нужно прежде всего из практики жизни. Что ж мы с вами здесь не можем этого понять? Я вот этого никак не уразумею, друзья. Ну нельзя так действовать! Поэтому я просил бы обратить внимание... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, стержень предлагаемого законопроекта, вокруг которого так или иначе крутилось всё выступление, - это предоставление органам власти субъекта права устанавливать предметы ведения местного самоуправления. Звучит демократично, хотя и не соответствует Конституции Российской Федерации. Не соответствует потому, что статья 71, которая касается предметов ведения Российской Федерации, говорит, что регулирование прав - это в ведении Федерации, а статья 72 относит к предметам ведения субъектов только защиту. Но даже давайте не будем говорить о Конституции, вспомним о недавней своей истории, вспомним, как после введения Конституции длительное время половина субъектов нашей страны не устанавливала у себя местного самоуправления, потому что "лучше, мол, регулировать сверху, мы сверху лучше знаем". Понадобилось принятие закона "Об обеспечении конституционных прав... избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", чтобы эти выборы в местное самоуправление были назначены через суд. Вспомним, как в республике, находящейся неподалеку от Коми, - в Республике Удмуртия - понадобилось решение Конституционного Суда, для того чтобы восстановить права местного самоуправления, когда Государственный Совет этой республики начал это сам регулировать. Я могу сказать, что то, что предлагают Людмила Васильевна и соответственно Госсовет республики, уже есть в Москве и Петербурге, где ввиду особенностей этих субъектов оставлена некая лазейка: то, что относится к предметам ведения, вернее, связано с единством городского хозяйства, могут решать органы власти Москвы и Петербурга. Так вот, я могу сказать, что и в Москве, и в Петербурге у субъектов местного самоуправления практически прав нет никаких, вот через эту лазейку забирают всё. Я вас уверяю, что при внешней демократичности предлагаемого законопроекта через короткое время всё будет отобрано у местного самоуправления и по всей стране. Поэтому я категорически против принятия этого закона, и я могу сказать, что значительное число депутатов Государственной Думы, не входящих во фракции, будут голосовать против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Я думаю, что нам не надо ни стонать, ни плакать и тем более не надо устанавливать предметы ведения местного самоуправления субъектов Федерации. Я думаю, что вы все прекрасно знаете, что в местном самоуправлении есть представительный орган, то есть избранные местные депутаты, они там решают все вопросы. Вот пусть они решают вопросы местных налогов и сборов, пожалуйста, пусть они решают вопросы заработной платы главы администрации. Это всё они вправе решать? Что же они там ничего не делают?! Они не решают, а приходят сюда и говорят: давайте мы этот закон примем. А Кондратенко стращает: вот тогда придется кому-то за что-то отвечать. Пусть они занимаются делом, пусть они работают. Давайте их заставим работать. И не надо жалеть их. Почему-то мы все в роли врачей выступаем здесь. Давайте мы определим методы и формы работы, и пусть они работают, пусть совершенствуются, пусть чего-то делают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, вот сегодня мы слушали представителя Республики Коми. Это те люди, которым на практике приходилось, что называется, прикладывать к жизни, к местности те затеи, которые писались в федеральных органах власти. Мне восемь лет приходилось в законодательном комитете Новосибирского областного Совета депутатов заниматься этими же проблемами. Я их прекрасно понимаю. Вопрос в том, что когда идет ломка устройства самой этой власти, ломается и система управления многими процессами жизнеобеспечения. И понятно, что на местах, когда смотришь федеральную норму, приходится искать варианты решения этих проблем, буквально изворачиваясь, что называется, на грани фола, но стараясь удержать возможность решить те или другие проблемы. Сколько прошло лет-то? Семь лет прошло, как начал действовать закон? Восемь? И вот появляется новый закон - и снова начинаем процедуру изменения понятийного аппарата закона. Вы поймите, когда меняются основы, понятийный аппарат, это означает, что к этому понятийному аппарату нужно приспосабливать не только действующий закон, но и ту массу законов, которые за восемь лет субъект Федерации принял. Сегодня и они, и мы находимся в ситуации, когда нельзя смотреть на этот закон как на священную корову, нельзя сохранить непорочность порочных перемен, которые в большинстве своем делаются на чистом листе бумаге в тихих кабинетах. Не видят и не знают серьезно проблем, которые возникают, так сказать, внизу. Сегодня пошел поток замечаний, пусть они не все правильные, но, так или иначе, Виктор Семёнович сказал: ведем мониторинг. Я считаю, что пока слабо ведем, значит. И не надо соглашаться просто с мнением правительства, когда оно... Еще до того, как поступил в комитет этот законопроект, правительство уже высказало свое мнение, наше Правовое управление тоже высказало. Чего там этот чиновник прочитал, чего там два юриста - три мнения! И когда до депутатов доходит этот законопроект, говорить уже не о чем. Всё готово! Всё решили! И вот мы сегодня слушаем, а по существу статей (ну почитайте!) нет обсуждения, потому что его не было и в комитете. Вот он говорит, что глубоко смотрели. Да не было такого глубокого рассмотрения! Ну неудачно приехал представитель, но я чувствую, что это человек, который занимался этой проблемой, он потрогал эту проблему руками. Мы не можем относиться сегодня к субъектам вот так, мы должны, в конце концов, накопить банк данных... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы закончили обсуждение. Требуется ли выступление представителей правительства и президента? Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Правительство направило исчерпывающий официальный отзыв на данный законопроект, где вычленило все позиции, по которым мы не можем согласиться с авторами законодательной инициативы в силу того, что предлагаемые ими нормы противоречат конструкции 131-го закона, именно конструкции, а не отдельным его нормам, и не могут восприниматься как необходимые изменения в связи с переходными положениями. Но по целому ряду позиций у нас возражений нет. Это тем не менее не значит, что мы можем поддержать данный законопроект, поскольку существует некая традиция законодательной практики и, как совершенно справедливо Виктор Семёнович указал, 12 ноября был принят проект федерального закона о внесении изменений в статьи 2, 11, 83 и 85 закона об общих принципах организации местного самоуправления. Так вот мы полагаем, что все эти замечания, вернее, эти нормы, которые у нас не вызвали возражений, а также не вызвали возражений у комитета исходя из его большого, исчерпывающего, заключения, - они могут быть учтены ко второму чтению. В целом же мы за конструктивный диалог и за исправление неудачных позиций, которые у нас сегодня содержатся в 131-м законе, но ни в коей мере мы не поддерживаем его ревизию и пересмотр тех норм, которые мы уже туда ввели, поскольку он полностью отвечает на нынешнем этапе развития нашего законодательства той реформе федеральных отношений и местного самоуправления, которую мы осуществляем. В данной редакции мы не можем поддержать законопроект, но убедительно просим авторов принять участие в работе над поправками к законопроекту, который был принят Государственной Думой на прошлой неделе в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Людмила Васильевна Завьялова хотела бы сказать? Включите, пожалуйста, микрофон в ложе представителя президента. Пожалуйста. ЗАВЬЯЛОВА Л. В. Уважаемые депутаты, я благодарю вас за ту дискуссию, которая здесь состоялась, я благодарю всех выступивших - и за, и против. И суммируя все выступления, я полагаю, что Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления должен стать штабом модернизации и совершенствования 131-го федерального закона. Это во-первых. И во-вторых, для того чтобы другие субъекты не попадали в такую достаточно неприятную ситуацию, в которой я сегодня оказалась, я уже не первый раз на этой трибуне выступаю, и мы поддержки не получаем... У нас возникает вопрос: а нужно ли вообще работать? Потому что мы работаем на корзину. Так вот, мне кажется, Виктор Семёнович (вам досталось больше, чем мне), что, создав такой российский штаб по совершенствованию 131-го закона, нужно будет создать постоянно действующую рабочую группу, которая и будет рассматривать все предложения, поступающие из регионов, и тогда уже вы, депутаты Государственной Думы, сможете инициировать законопроекты, которые будут направлены на совершенствование 131-го закона. Еще раз благодарю всех депутатов за то, что, как я узнала, они, оказывается, знают жизнь на местах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Семёнович, вы хотели бы что-то сказать? Включите микрофон, пожалуйста, депутату Косоурову. КОСОУРОВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел буквально несколько слов сказать, но как-то так получилось, что вот нас поблагодарили. Спасибо, что мы не деревянные. Мы достаточно подробно вчера разговаривали с Людмилой Васильевной. Я искренним был в своем приглашении к нашей дальнейшей совместной работе над правоприменительной практикой этого закона, действительно очень большого, действительно очень сложного закона. Но справедливости ради я хотел бы сказать следующее. Сегодня здесь раздавались такие горячие призывы: "Ну сойдите вы вниз, ну посмотрите, ну разберитесь, чем там живут, чем занимаются наши поселения, что же это такое - газо-, водо-, теплоснабжение и тому подобное!" Коллеги дорогие мои, наш комитет достаточно глубоко погружен в эту проблематику. Я коллегам хотел сказать: в соответствующей статье у нас записано, что наше местное самоуправление на уровне поселений имеет право делегировать свои полномочия, в том числе и по этим вопросам, на уровень муниципальных образований и районов, где совершенно спокойно могут создаваться специализированные организации по решению тех или иных проблем, это уже учтено, и не надо выдумывать ничего на ровном месте. Но в то же время, я согласен, сегодня правоприменительная практика говорит о том, что в целом ряде регионов есть очень серьезные проблемы, и мы столкнулись с такой проблемой в Дагестане. Мы будем и впредь очень внимательно относиться ко всем замечаниям и предложениям. И я целиком и полностью поддерживаю Людмилу Васильевну и ее предложение: наш комитет готов быть штабом по доработке этого проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. В культурных домах принята ответная благодарность. Я хочу вам, Людмила Васильевна, тоже сказать спасибо. Но в то же время имейте в виду, что здесь представители именно народа находятся. И ваш комплимент, конечно, приятен, хорошо, что вы таким образом призываете нас к работе, но мы вас тоже хотим к ней призвать. Сегодня одна из проблем работы комитета и Думы в целом - это крайне низкое качество законопроектов, подготовленных в субъектах Федерации. Мы этим очень озабочены. Нам очень тяжело возвращать такие законопроекты вам. Так что, как видите, этот туннель как минимум с двух сторон нужно... Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обмен любезностями закончился. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Комитет предлагает отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 39 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 25 чел.5,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4% Результат: не принято Не принято.