Заседание № 226

10.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604809-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4793 по 5594 из 7652
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сенатора      
Российской Федерации Артёма Геннадьевича Шейкина.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г., сенатор Российской Федерации.                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Рассматриваемый законопроект направлен на повышение эффективности мер по        
предупреждению и пресечению нарушений правил дорожного движения лицами,         
использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности и            
велосипеды.                                                                     
                                                                                
Законопроектом предлагается установить ответственность за следующие             
правонарушения: оставление места ДТП; невыполнение требования об остановке;     
управление СИМ в состоянии опьянения; отказ от прохождения медицинского         
освидетельствования на состояние опьянения; превышение установленной скорости   
движения; нарушение правил движения по автомагистрали; нарушение требований к   
перевозке грузов, буксировке и перевозке пассажиров; создание помех для         
движения пешеходов; движение на СИМ, масса которого превышает 35 килограммов,   
по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам; нарушения, повлекшие      
причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и другие.     
                                                                                
Полномочия по возбуждению и рассмотрению таких дел предлагается отнести к       
компетенции Министерства внутренних дел России. При этом предлагается           
предусмотреть возможность передачи органам исполнительной власти субъектов      
Российской Федерации части полномочий МВД России по рассмотрению отдельных      
категорий дел об административных правонарушениях в области дорожного           
движения.                                                                       
                                                                                
Кроме того, предлагается предусмотреть административную ответственность за      
несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного        
движения, за размещение на дороге технических средств, не предусмотренных       
документацией по организации дорожного движения, за несоблюдение решений,       
предусмотренных в документации, а также требований по организации парковок.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать предлагаемые изменения и принять        
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Геннадьевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых.                                  
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы, добрый        
день! Не вечер - только утро закончилось.                                       
                                                                                
Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что законопроект, который вот         
только что был доложен, - это реалии времени. Ещё год-два назад мы с вами не    
пытались регламентировать использование выехавших на наши дороги, во дворы      
самокатов и велосипедов, а сейчас другое время. И мы с вами в                   
законодательстве не найдём тех правонарушений, о которых сейчас сказал автор.   
Но, так как это новое, замечаний очень много, и мне пяти минут не хватит для    
того, чтобы точно и конкретно это изложить, поэтому я разделила всё на две      
части. Первая часть, которая касается нас с вами, как законодателей, - о том,   
как администрировать, то есть как реализовывать, как исполнять, это очень       
тяжёлая часть. Вторая часть касается непосредственно кодекса, внесения в него   
изменений в части штрафов - как они соответствуют тем, которые есть, уже        
предусмотрены. Таким образом, мы с вами сейчас слушаем два глобальных           
замечания, а дальше будем работать, потому что для комитета, точно так же как   
и для каждого россиянина, сейчас очень важен этот законопроект. Он              
действительно востребован обществом, и от нас его ждут, потому как статистика   
сейчас удручающая: в 2020 году было 331 дорожно-транспортное происшествие с     
участием самокатов и велосипедов, а вот с января по сентябрь 2023-го их было    
2647. И мы с вами этим будем заниматься.                                        
                                                                                
Итак, мы с вами поговорим о замечаниях по тому, что только что перечислил       
автор. Законопроектом предлагается установить административную                  
ответственность за нарушение обязанностей, которые прямо не установлены в ПДД   
для лиц, использующих для передвижения СИМ или велосипеды. Например, в          
отличие от СИМ, у которых максимальная скорость движения 25 километров в час,   
ПДД не ограничивают максимальную скорость движения велосипедов и не содержат    
конкретного запрета на управление СИМ в состоянии опьянения, требования о       
прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и такого    
нарушения, как невыполнение законного требования сотрудника полиции об          
остановке самоката или велосипеда. Это первое.                                  
                                                                                
Второе. Ряд СИМ и велосипедов не оснащаются приборами измерения скорости, в     
связи с этим непонятно, каким образом водители данных транспортных средств -    
хотя нельзя так сказать, потому что это не транспортные средства, а СИМ и       
велосипеды, - будут следить за соблюдением скоростного режима. В целом          
непонятен механизм применения на практике вводимой ответственности, неясно,     
как будут фиксировать скорость СИМ и велосипедов, ведь у них нет номеров. Вы    
мне скажете, что сейчас можно взять напрокат самокат, у которого есть номер,    
- нет, это номер для того, чтобы мы оплатили аренду данного средства            
индивидуальной мобильности, передвижения, это не регистрационный знак.          
                                                                                
Далее. По целому ряду статей - 12.12, 12.19, 12.23 (у меня есть их перечень,    
если вас это заинтересует) могут применяться, как только что сказал             
докладчик, штрафные санкции не сотрудниками полиции, а органами местного        
самоуправления или должностными лицами, если есть соглашения. Но у этих людей   
нет права останавливать СИМ или велосипед и выяснять, кто это, то есть          
запрашивать паспорт тоже нельзя. Это проблема.                                  
                                                                                
Дальше. Предлагается действие статьи 12.12, проезд на запрещающий сигнал        
светофора или запрещающий жест регулировщика, распространить на СИМ и           
велосипеды. Но в правилах их нет, там пока только транспортные средства,        
автомобили и мотоциклы, то есть над этим тоже надо работать.                    
                                                                                
Что касается КоАП. Большая часть проектируемых изменений затронет не            
только СИМ, но и велосипеды, поэтому нам нужно понимать, каким образом мы       
будем регламентировать администрирование, как штрафовать, и привести в          
соответствие нормы КоАП, которые предложены в законопроекте, и те, что сейчас   
уже существуют, для того чтобы закон был рабочим. Нам с вами важно, чтобы       
этот закон действовал. Этого ждут люди.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Артём Геннадьевич, у меня вопрос следующего содержания. Вот у нас, в случае     
если водители неоднократно в состоянии алкогольного опьянения нарушают          
правила, попадаются, у них конфискуют автомобили. Будет ли предусмотрена        
конфискация самокатов, в случае если, там, пьяный за рулём, злостные            
нарушения и прочее? У нас сейчас на СВО очень востребованы электросамокаты:     
мы можем их конфисковывать и отправлять в зону проведения специальной военной   
операции.                                                                       
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г. Спасибо большое за вопрос. Да, я уже читал ваше интервью сегодня   
с утра, когда вы высказывались об этом. Инициатива, считаю, небессмысленная,    
уверен, что её тоже можно будет рассмотреть, тем более опыт такой уже есть,     
когда конфискованные вещи передаются в зону СВО, поэтому мы обязательно         
рассмотрим этот вопрос.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Давайте всё-таки мы услышим те замечания, о которых я сказала: мы   
с вами понимаем, что ПДД пока не содержат конкретного запрета на управление     
СИМ и велосипедами в том самом алкогольном опьянении, поэтому нам надо ещё      
работать с Правилами дорожного движения.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Викторовна, учитывая большое количество          
замечаний со стороны комитета, как вы считаете, целесообразно ли в данном       
случае подключить всё-таки Правительство Российской Федерации и профильные      
учреждения? В Правила дорожного движения надо вносить изменения, потому что     
куча противоречий, законопроект очень сырой, тут даже вот, я смотрю, за отказ   
от освидетельствования на алкогольное опьянение штраф - 30 тысяч, а если        
покинул место, штраф - 5 тысяч, ну, это совершенно необоснованно. Не стоит ли   
создать большую, широкую группу? Естественно, исключительно силами сенаторов    
и депутатов многие вопросы решить не удастся. Тут много будет подзаконных       
актов, постановлений правительства, разных правил, и замыкаться на одном        
комитете, наверное, тоже неправильно. И не готово, не собиралось ли             
правительство само вносить подобную инициативу?                                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Мы всегда приветствуем,    
когда вносятся поправки и работа идёт над законопроектом, тем более что,        
после того как мы принимаем законопроект в первом чтении, он уже становится     
достоянием Государственной Думы.                                                
                                                                                
Безусловно, помимо тех правил, которые 1 марта 2023 года вступили в силу, где   
было зафиксировано, что такое СИМ и что они вообще существуют... нам нужно      
будет дальше работать с МВД обязательно, потому что при администрировании мы    
должны понимать, кто будет основным соглядатаем, кто будет штрафовать, кто      
будет останавливать, - без МВД мы этого сделать не сможем. Нам нужно будет      
точно так же работать с Минюстом, потому что КоАП должен нести в себе те        
нормы, которые будут соблюдены и не будут выбиваться из соответствия тому,      
что уже есть.                                                                   
                                                                                
По поводу рабочей группы. Вот я точно знаю, что в нашем комитете уже есть       
люди, которые будут вносить поправки, вот Юрий Александрович Петров уже         
подошёл и, как представитель в Конституционном Суде, в том числе сказал, что    
поправка будет. Давайте работать вместе, потому что, действительно, одни        
рабочие группы и просто какие-то переговоры по ВКС не помогут. Закон должен     
быть качественным, безусловно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич.                                                   
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю. Уважаемый Артём Геннадьевич, уважаемая Ирина Викторовна,       
уважаемые коллеги! Я думаю, сегодня всем в зале очевидно, что законопроект      
очень нужный, давно пора его принять. Но здесь, конечно, у нас ещё очень        
много вопросов, которые необходимо обсуждать, это и уточнение, что такое        
средство индивидуальной мобильности, и вопросы по фиксации скорости. И вот      
номера вроде как вводятся сейчас в тестовом (экспериментальном) режиме, ну а    
как тогда быть с частными самокатами, на которых номеров нет и в ближайшее      
время не появится? Ну и абсолютно правильно, мне кажется, если мы сядем и       
очень плотно обсудим все эти вопросы. Сегодня, наверное, мы даже и не услышим   
на них ответы, но мы должны их услышать в процессе обсуждения.                  
                                                                                
Ирина Викторовна, спасибо вам большое.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Певцов Дмитрий Анатольевич.                   
                                                                                
ПЕВЦОВ Д. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Ирина Викторовна, я живу в Москве, и я понимаю, что основная беда - от          
самокатов прокатных. Что касается велосипедов, на них в основном ездят          
развозчики еды. Частников гораздо меньше на велосипедах, и они ездят            
совершенно по-другому. А вообще, есть какая-то статистика по несчастным         
случаям, так скажем, самокатным и велосипедным? Это первое, вопрос.             
                                                                                
А соображение у меня такое. Здесь, как я вижу, да и все видят, огромное         
количество вопросов и очень много подзаконных актов, в том числе и по части     
ГИБДД, и вопросы эти касаются в основном больших городов. А может, просто       
пока, на время, чтобы люди не гибли и не травмировались, запретить прокатные    
самокаты в больших городах и спокойненько поработать с законом?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое за вопрос. По поводу статистики - я её назвала в    
начале выступления и говорила о том, что цифры ужасающе растут, с 331 до 2647   
ДТП за три года. Это большая цифра.                                             
                                                                                
Что касается...                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Вы задали вопрос. Давайте уважать друг друга.                       
                                                                                
Что касается велосипедов, такая статистика, собственно, и не велась, её нет.    
Но при этом любой сидящий в зале, особенно врач, понимает, что травмы,          
которые получают при наезде велосипеда, порой бывают даже более страшными,      
чем от автомобиля. Это действительно важно.                                     
                                                                                
По поводу того, большой город или небольшой город. Друзья мои, мы с вами        
принимаем федеральный закон, он касается и Москвы, и Екатеринбурга, и           
Челябинска, и городов Тывы - любого поселения, о котором мы говорим. Именно     
поэтому я говорю о том, что нам нужно понимать, что это за правонарушения и     
как их администрировать. Потом нам с вами нужно будет смотреть, как по всей     
России этот закон будет реализовываться, вот в этом тоже сложность. Это закон   
не для крупных... (Микрофон отключён.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович.                                                          
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Вопрос авторам.                                                    
                                                                                
В первую очередь хотел бы поблагодарить, потому что вопрос очень                
чувствительный, и здесь большой путь, очевидно, мы должны пройти, поскольку     
белых пятен, вопросов больше, чем ответов. И вы, Ирина Викторовна, обратили     
на это внимание.                                                                
                                                                                
Я хотел бы акцентировать внимание на несоразмерности, а именно: штраф за        
управление СИМ и велосипедом в состоянии опьянения - 20-30 тысяч, а за          
оставление места ДТП - 4-5 тысяч. Согласитесь, что это несоразмерно. И таких    
моментов очень много, вы на них обратили внимание. Каково ваше мнение по        
этому поводу, Ирина Викторовна?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Викторовна, пожалуйста.                             
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, это как раз те самые замечания       
комитета, которые есть в заключении, опубликованы. Да, проще будет оставить     
место преступления, чем пройти медицинское освидетельствование, именно          
поэтому мы и говорили, что нужно будет прорабатывать каждую проектируемую       
норму, для того чтобы не оказалось правовых пробелов, которые позволят уже на   
выходе закона знать, как его нарушать. Да, это как раз то, с чем мы будем       
работать в рамках КоАП, это легче, чем администрирование.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Вопрос обоим докладчикам.                                       
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а вот вопрос полного запрета средств индивидуальной        
мобильности на определённых территориях... может, хотя бы отдать это на откуп   
субъектам Федерации или муниципалитетам, чтобы они имели право полного          
запрета использования как самокатов, так и велосипедов, за исключением          
движения по специальным велосипедным дорожкам. Например, в Санкт-Петербурге     
уже несколько раз решением губернатора на определённое время в определённых     
местах вводился полный запрет на использование средств индивидуальной           
мобильности. И потребность в этом дальше тоже будет.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Викторовна.                             
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Оксана Генриховна, я целиком и полностью за то, чтобы не было       
травм у людей, особенно у детей. И я сразу сказала, что за пять минут не        
успею уложиться, осветить все замечания. ПДД предусмотрен общий скоростной      
лимит для участников дорожного движения на самокатах и велосипедах - 25         
километров в час, но при движении по тротуарам, пешеходным зонам, дорожкам,     
во дворах они должны двигаться со скоростью пешехода - 5 километров в час.      
Вот такие несостыковки тоже есть.                                               
                                                                                
По поводу того, чтобы запретить, поставить знак в конкретном месте: здесь       
можно, а здесь нельзя, - с этим к нам правительство не выходило. Но мы с вами   
субъекты права законодательной инициативы, мы с вами можем вносить поправки и   
отрабатывать их так, как считаем нужным, потому что у нас есть обращения        
граждан.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. У меня вопрос к авторам.                                            
                                                                                
Прежде всего спасибо, что подняли наконец эту тему. На законодательном уровне   
действительно надо вносить в КоАП изменения: в ПДД появились нормы, а за        
нарушение норм ответственности нет. Наш законопроект, элдэпээровский, застрял   
в правительстве, мы его год назад внесли, вот он до сих пор там и лежит, мы     
на него отзыв не получили.                                                      
                                                                                
Вопрос следующий. У нас возраст привлечения к административной                  
ответственности 16 лет, многие подростки также используют, также летают на      
самокатах, также в состоянии алкогольного опьянения летают - в этом случае,     
мы же понимаем, они не могут быть привлечены к административной                 
ответственности. Что в этом случае будем делать? Даже если их сотрудник         
полиции остановил, тогда что, родителей приглашать, в полицейский участок       
отвозить? А медицинское освидетельствование - это действительно такая           
процедура, которая требует специального медицинского учреждения либо наличия    
оборудованной скорой помощи, где можно пройти именно медицинское                
освидетельствование, а не просто освидетельствование. У нас за отказ просто     
от освидетельствования никакой ответственности для... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Артём Геннадьевич.                            
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Вы уже сегодня в прошлом    
вашем выступлении затронули тему самокатов, поэтому ожидал, что вы будете и     
сейчас очень активны. Действительно, законопроект ко второму чтению             
планируется доработать, есть очень интересные, значимые предложения как от      
Московской городской Думы, так и от департамента транспорта Москвы. И           
хотелось бы, чтобы те замечания, пожелания, которые вы сегодня будете           
высказывать, появились у нас, авторов, готов с вами лично отрабатывать все      
замечания.                                                                      
                                                                                
Что касается нарушений, вы правы, сейчас в основном на кикшеринговых            
самокатах катается молодёжь, и прорабатываются вопросы, чтобы идентификация     
была, например, через госуслуги, так как на сегодняшний день они                
просто-напросто пользуются родительскими картами или картами старших братьев    
и рассекают по городам нашей страны.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Давайте всё-таки ближе к законопроекту. Что абсолютно правильно?    
То, что любое медосвидетельствование подростки могут проходить только при       
письменном разрешении или в присутствии родителей либо лиц, их замещающих.      
Это первое. И это не указано в законопроекте.                                   
                                                                                
Более того, тот перечень нарушений, которые были перечислены в докладе, - там   
и перевозка людей, и перевозка грузов - вот это всё касается того, что мы       
действительно сейчас видим на улицах больших городов. Но я обращаю ваше         
внимание ещё раз: это закон не для больших городов - это федеральный закон. А   
для чистоты отношений, как говорит председатель, скажу, что первой внесла       
проект в наш комитет Московская городская Дума, которая действительно на себе   
испытывает натиск вследствие того, что происходит. Запретить совсем - где,      
когда, как? Нет! Мы с вами, помните, для чего вводили и самокаты, и             
велосипеды, и дорожки? Мы разгружали улицы, это тоже было. Так что сейчас       
серьёзно говорить о том, чтобы ввести запрет везде, я думаю - это моё мнение,   
- не стоит, но продумать, как это можно сделать максимально безопасно, надо.    
По поводу подростков - это особый разговор, и я думаю, что без комитета,        
например, Ольги Михайловны мы тоже не обойдемся.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марченко Евгений Евгеньевич.                                                    
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. У меня вопрос к Артёму Геннадьевичу.                             
                                                                                
Артём Геннадьевич, вот как это всё будет выглядеть практически? Я имею в        
виду, что, чтобы человека, ну, нарушителя оштрафовать, полицейскому нужно его   
как минимум остановить, а как максимум - догнать. И это всё будет происходить   
на тротуаре, где ходит большое количество людей. Вот как это будет:             
велосипедные патрули, или они бегать за ними будут, или им самокаты выдадут     
(я имею в виду электросамокаты) и они на них за нарушителями будут гоняться,    
так скажем, по тротуарам, по дворам и так далее? Ну, за теми, кто не захочет    
останавливаться. У меня в целом такое предложение: а что если мы вообще         
запретим им ездить по тротуарам, так скажем, а переместим на стадионы и в       
парки и электросамокаты и электровелосипеды?                                    
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г. Спасибо большое за вопрос. Ну, я так понимаю, что технологии нам   
в любом случае не остановить. И самокаты задумывались для того, чтобы           
разгрузить особенно большие города, такие как Москва и Санкт-Петербург,         
поэтому убирать их сейчас в парки и на стадионы, наверное, не имеет никакого    
смысла, если только следовать той концепции, для чего они вообще создавались.   
                                                                                
А что касается того, как сотруднику ДПС поймать нерадивого самокатчика, - ну,   
это вопрос сейчас больше к сотрудникам. Я неоднократно наблюдал, как они        
спокойно останавливают, выписывают административки. Но сейчас нарушения и       
штрафы, которые есть, просто несоразмерны, поэтому мы здесь по многим           
составам их просто-напросто увеличиваем.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Вопрос был, я так понимаю, больше про администрирование? Пока по    
тому законопроекту, который сейчас перед нами, сделать это невозможно.          
Идеальный вариант по этому законопроекту: если этот велосипедист или            
самокатчик едет с недозволенной скоростью или не в том виде, в котором нужно,   
прямо мимо машины ДПС - другого случая пока не видно, непонятно. Вы же это      
тоже понимаете, да? То есть на сегодняшний момент остановить могут только       
сотрудники полиции, проверить документы тоже.                                   
                                                                                
Причём Пётр Олегович правильно заметил, что надо же ещё понимать, чей это       
самокат или велосипед, кого мы штрафуем. То есть мы должны понимать, что,       
когда оплачивают с карты тот самокат, который взяли в аренду, не факт, что      
его оплатили со своей карты, это может быть карта друга, родителей и так        
далее. Опять-таки мы упираемся в администрирование. Вот сейчас важно всем       
вместе продумать это новшество. Мы в новых реалиях, мы их не уберём. Как вы     
уберёте купленные самокаты, велосипеды? Мы говорим о том, что надо продумать,   
как сделать так, чтобы это заработало.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Станкевич Юрий Аркадьевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Вопрос-предложение в части статистики ДТП с участием велосипедистов. Ирина      
Викторовна сказала, что пока такая статистика не велась, этих данных нет в      
пояснительной записке, хотя на самом деле Государственная инспекция             
безопасности дорожного движения на регулярной основе эти сведения публикует.    
Несмотря на общий рост дорожно-транспортных происшествий с участием             
велосипедистов, лишь в трети этих ДТП виноваты сами велосипедисты, как          
правило, виноваты автомобилисты и иные участники дорожного движения, которые    
управляют моторизированными средствами. Просьба к вам, как к ответственному     
комитету, очень внимательно к этому отнестись, запросить всю информацию в       
ГИБДД, полно и всесторонне рассмотреть и уже при принятии решения, в том        
числе об установлении санкций, на это обратить внимание.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Большое спасибо за поручение. Мы обязательно отработаем все эти     
поручения, но было бы хорошо, если вы присоединитесь, когда эти цифры будут,    
и поработаете вместе с нами, потому что мы с вами не судебные органы, мы не     
выносим заключения, мы не выносим приговор, кто виноват. Есть пострадавшие -    
это наши с вами избиратели. Работаем.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич, заключительный вопрос.                           
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С. Артём Геннадьевич, будет ли реализована возможность             
привлечения к ответственности собственников СИМ и велосипедов в том числе с     
использованием специальных технических средств фото- и видеофиксации? И ещё -   
понимаю примерно ваш ответ, - как вы рассматриваете предложение параллельно с   
изменением в КоАП внести норму об обязательном снабжении СИМ регистрационными   
знаками, по которым можно будет идентифицировать правонарушителя и              
собственника?                                                                   
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г. Ну, если мы говорим про СИМ и велосипеды, это является             
транспортным средством, и уже после принятия закона формально можно будет       
привлекать владельцев СИМ и велосипедов в автоматическом режиме на основании    
данных, полученных с помощью специальных технических средств. Но до момента,    
пока не будет принят закон, который числится под номером 4 в "дорожной карте"   
Минтранса, делать это с помощью технических средств не будет представляться     
возможным. В этом законопроекте как раз и планируется создание реестра всех     
СИМ и выдача номеров.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Я всё-таки предлагаю сейчас всё в одну большую кучу не сваливать,   
потому что сегодня мы с вами не говорим о регистрации велосипедов и             
самокатов. Это не транспортное средство, которое подлежит государственной       
регистрации. У нас с вами в наказаниях есть в том числе лишение прав - каких    
прав? Не выдаются права на вождение СИМ или велосипеда. Вот сейчас давайте      
сосредоточимся - Штирлиц знал: запоминается первое и последнее слово, -         
давайте сосредоточимся на качественном законопроекте, который будет             
превентивные меры создавать, чтобы люди, которые сели на велосипед или взяли    
самокат, понимали, что есть ответственность, есть тот, кто реализует задачи     
этого законопроекта, и она неотвратима. Вот это надо сейчас сделать.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валенчук Олег Дорианович.                                                       
                                                                                
ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Здравствуйте, уважаемые коллеги!                                                
                                                                                
Авторам законопроекта я хочу задать один простой вопрос: а какая ещё нужна      
мотивация такая высокая для того, чтобы искать сейчас возможные выходы, входы   
по этому процессу, если есть раненые, если есть погибшие? Мы с вами выпустили   
джинна из бутылки. Мы законодатели - то, о чём многие говорили здесь, в зале,   
- мы можем, имеем полное право запретить это. Это точно так же, как с           
ружьями: любим мы, мужчины, красивые ружья, любим охоту, но, если мы разрешим   
гулять с этими ружьями по улицам и постреливать в воздух, ну, сами понимаете,   
до чего мы дойдём. В данной ситуации это очень серьёзная угроза, и, если        
Государственная Дума примет решение о запрете, поверьте, нам будут              
аплодировать стоя все наши избиратели.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ткачёв Антон Олегович.                                                          
                                                                                
ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Коллеги, я достаточно быстро.                                                   
                                                                                
Наша фракция в любом случае поддержит данный законопроект, но хотелось бы       
обратить внимание и на другую сторону этой медали. Мы по факту принимаем        
очень нужный закон, он устанавливает ответственность тех, кто нарушает,         
полномочия тех, кто предотвращает эти нарушения, но всё-таки задуматься надо    
и о другой стороне медали - о том, чтобы деньги от штрафов были окрашены и      
шли на ту статью, которая обеспечивала бы граждан инфраструктурой для           
соблюдения этих правил. То есть, условно говоря, наша позиция заключается в     
том, что штрафы за нарушение должны быть направлены не в общий котёл, а на      
развитие инфраструктуры для самокатов. Глобально штрафы ничего не изменят,      
если самокатчики будут ездить по тротуарам и в парках. Хотя всем понятно, что   
ездить они должны в специально отведённых местах, на велодорожках, но их не     
хватает - с Москвой ещё, возможно, вопрос решаемый, а в крупных городах         
других регионов бюджетов не хватит, чтобы сделать эти дорожки.                  
                                                                                
Второе, пресечение правонарушений. Вот коллеги говорили: как сотрудник          
полиции будет догонять самокатчика - бежать за ним? Ну, наверное, вряд ли.      
Это будет смотреться даже со стороны не очень правильно по отношению к          
сотруднику. Вот Владислав Андреевич Даванков, наш коллега, совсем недавно       
направил в МВД предложение о создании специализированной полиции, которая       
могла бы как минимум догнать правонарушителя и выписать штраф.                  
                                                                                
Вот сейчас с этим новым транспортом, СИМ, нерешённых вопросов достаточно        
большое количество. Даже если, например, сделать те же дорожки - а каким        
образом (например, с автомобильной дорогой есть такие средства) мы будем        
понимать, превысил человек скорость или не превысил, совершил правонарушение,   
скрылся с места правонарушения? Все эти моменты, к сожалению, будут, если мы    
не обеспечим этих самокатчиков в том числе условиями, в рамках которых они не   
будут нарушать правила дорожного движения.                                      
                                                                                
Считаю, что вот предложение о создании нового подразделения в МВД можно         
обсудить уже на местах в рамках МВД.                                            
                                                                                
И ещё раз повторю: фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддержит законопроект - спасибо        
огромное разработчикам - и направит в комитет ряд предложений и поправок к      
данному законопроекту.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Олегович.                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Концептуально мы       
поддержим. По законопроекту очень много вопросов, там очень много нестыковок,   
нарушена, конечно, логика.                                                      
                                                                                
В ПДД есть нормы для водителей транспортных средств и участников дорожного      
движения, которыми являются в том числе пешеходы, но ответственности за         
нарушение этих норм нет, и вот эта законодательная инициатива - это попытка     
навести порядок и ввести ответственность. Легче было пойти тем путём, о         
котором ЛДПР сказала год назад. Мы предложили универсальный состав, где         
указали, что за нарушение правил дорожного движения водителем нового средства   
индивидуальной мобильности штраф до 5 тысяч рублей. Если бы это заработало,     
то у нас уже была бы правоприменительная практика. В ПДД появились понятие,     
ограничения, но ответственности нет, поэтому никто не администрирует, никого    
не привлекает - и вот творится эта вакханалия с электросамокатами (как и с      
мигрантами). Мы предлагаем всё-таки больше универсальных моментов добавить. Я   
считаю, что мы в итоге выйдем на какое-то решение, но уже уйдём в следующий     
сезон, когда уже лето пройдёт, погодные условия не дадут дальше использовать    
эти самокаты и вроде как проблема опять будет не так актуальна. Каждый год      
одно и то же у нас происходит на протяжении многих последних лет.               
                                                                                
Кроме того, надо провести работу с теми, кто сдаёт самокаты в аренду, собрать   
их и сказать: договоритесь, дайте предложения, чтобы это работало               
цивилизованно. Это же касается крупных городов, это не касается деревень. И     
не надо забывать, что кроме арендных средств индивидуальной мобильности есть    
ещё и индивидуальные, они тоже подчиняются требованиям Правил дорожного         
движения, но используют их так, как хотят, когда хотят, где хотят и в любом     
возрасте. У нас нет по возрасту ограничения, маленькие дети в три года вон на   
самокатах катаются - ну, конечно, это не электросамокаты, но используют же      
тоже самокаты, - есть дети, которые и в пять лет могут на маленьких             
электросамокатах ездить под присмотром родителей. Это сегодняшние реалии. Но    
это не арендованные самокаты.                                                   
                                                                                
Что нужно сделать ещё? Надо дополнительно проверить мощность всех самокатов:    
я уверен, что у многих превышена допустимая мощность. Если мощность             
превышена, управлять ими без водительского удостоверения нельзя. Необходимы     
инженерные решения, то есть не давать возможность самокатам ездить              
механическим путём - водитель слезает, идёт пешком, самокат возит.              
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, время.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Местная власть имеет право устанавливать знаки. Около               
Государственной Думы знаки висят: самокатом нельзя пользоваться, проезжая по    
улице. И что, это кого-то останавливает? Нет. Да каждый день огромное           
количество маленьких ДТП - слава богу, без жертв, - когда самокаты на           
огромной скорости врезаются! Надо понимать, что это новые, удобные,             
экологичные средства мобильности, а вот с регулированием мы запаздываем. В      
ПДД относительно недавно появились нормы - опять запаздываем. Надо быстрее      
принимать универсальные нормы и начинать администрировать. Кому? Камеры с       
этим вряд ли справятся. Вот есть у нас сотрудники туристической полиции,        
давайте им дадим такие полномочия, это ведь в том числе вопрос обеспечения      
безопасности туристов. Есть общественные организации, которые могут рейды       
проводить в присутствии сотрудника полиции. У нас же были такие организации,    
которые занимались борьбой с теми, кто незаконно паркуется, другое дело, что    
они злоупотребляли (когда наклейки на чужую машину клеишь - это тоже            
правонарушение), но можно же не пускать самокатчика, который едет по улице,     
вести разъяснительную работу, не обостряя, разъясняя, показывая и               
пропагандируя. В том числе надо усилить социальную рекламу. Вот хорошо, что     
сейчас по нашим федеральным каналам есть социальная реклама: борьба с           
мошенниками - хорошо; женщине стало известно, что она забеременела, -           
пожалуйста, "горячая линия", обратитесь, посоветуйтесь. Социальная реклама      
заработала, ну, давайте и в этой части социальную рекламу усилим. Покажем:      
нарушая правила дорожного движения, ты можешь оказаться в могиле. Покажите      
молодого студента, который безбашенно гоняется по улицам, по тротуарам,         
кого-то сбивает, а потом уголовное дело, тюрьма или вообще вот в сырой          
могиле. Пропагандистски, подсознательно надо воздействовать, показывать, чем    
такое небезопасное управление новым средством мобильности может закончиться.    
                                                                                
ЛДПР поддерживает, но мы убеждены, что, когда погодные условия изменятся,       
самокатов и велосипедов станет уже гораздо меньше на улицах (хотя и зимой у     
нас ездят), мы всё-таки найдём какие-то приемлемые формулировки, но с           
администрированием будут проблемы. Так что надо в любом случае начинать,        
запускать, но привлекать более широкий круг участников, которые могут в         
рамках общественного контроля, в рамках помощи, в рамках дополнительной         
социально-общественной нагрузки помочь нашим правоохранительным органам.        
Никакие камеры ни с чем не справятся.                                           
                                                                                
Но надо одновременно обратить внимание правительства на необходимость           
скорректировать Правила дорожного движения. Только тогда могут работать         
составы административного кодекса, когда эти правила будут прописаны в          
Правилах дорожного движения. А ЛДПР говорит: надо Правила дорожного движения    
утверждать федеральным законом. Сейчас мы синхронно внесли бы поправки и в      
административный кодекс, и в Правила дорожного движения. Пока у нас опять всё   
разрозненно и десинхронизировано.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Певцов Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЕВЦОВ Д. А. Уважаемые коллеги, почему у нас нет в прокате осликов и лошадей?   
Требуется мышечная энергия этих животных. Почему у нас нет проката самокатов    
без электромоторов? Потому что никто их не будет брать в прокат, не станет их   
брать. Всё дело в скорости. Я очень хорошо помню время, когда у нас не было     
ничего, никаких прокатных средств индивидуальной мобильности, потом появились   
велосипеды на мышечной тяге, на педалях, потом появились электровелосипеды.     
Вопрос о безопасности пешеходов тогда не вставал, потому что это гораздо        
безопаснее. Я к чему это говорю? Я очень благодарен комитету, который поднял    
наконец этот вопрос, это великое дело, надо наконец этим заниматься, просто     
низкий вам поклон. Но здесь, я считаю, очень большая разница между              
велосипедом, даже электрическим, и самокатом: самокат гораздо опаснее.          
                                                                                
Если говорить об администрировании и технической части, вот мне коллеги из      
фракции подсказали, что некоторые прокатные компании готовы предоставлять       
нашим силовикам свои средства мобильности, чтобы они гонялись за                
нарушителями, это факт. Но представьте, если все эти прокатные самокаты         
ограничить скоростью 10 километров в час. Сразу уменьшится количество           
желающих, и в разы уменьшится количество несчастных случаев. Актриса театра     
Ленком, в котором я работал, полтора года назад попала в аварию, на неё         
наехал именно самокатчик вот такой прокатный. Челюстно-лицевая хирургия, год    
восстановления. Она вернулась в профессию, слава богу.                          
                                                                                
Я прошу комитет обратить внимание на большую разницу между самокатами,          
которые гораздо опаснее, и велосипедами. Посмотрите, тех, кто пользуется        
прокатными самокатами, гораздо больше, чем тех, кто покупает себе самокаты.     
Это отдельная радость - иметь свой электрический самокат. А вот прокатный       
самокат - это самое опасное средство движения. Я считаю, что в принципе,        
по-хорошему, вообще прокатные самокаты надо бы отменить, как это сделал мэр     
Парижа, это правильно. Я понимаю, для больших городов это серьёзный доход,      
но, мне кажется, жизнь и здоровье людей...                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПЕВЦОВ Д. А. Ну, для отдельных граждан, да.                                     
                                                                                
Я очень хочу, чтобы законопроект дошёл до какого-то своего окончательного       
решения, и административно было решено, и технически, но это вопрос             
сложнейший. Надо всё-таки, по-моему, просто убрать прокатные самокаты с наших   
дорог.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, не знаю, как вас, меня лично задели сегодня слова            
представителя Министерства внутренних дел, когда он сказал: давайте мы          
определимся, мы цивилизация или мы тут просто так, погулять вышли. Вот          
смотрите, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, касается безопасности       
граждан. Что такое пешеходная зона? Пешеходная зона - это неотъемлемое право    
каждого гражданина на передвижение, в первую очередь на безопасное              
передвижение, и в этой пешеходной зоне каждый гражданин нашей страны            
находится определённое, достаточно большое количество времени, понимаете? А     
мы сейчас вот рассуждаем... У нас в стране нет инфраструктуры для безопасного   
использования электросамокатов, в пешеходной зоне точно нет, а в дорожной       
зоне, ну, местами, вот где-то в Москве что-то делают, в крупных городах, а      
так у нас эта инфраструктура отсутствует. А почему мы глаза-то закрываем на     
то, что инфраструктуры нет, а средства довольно-таки опасные, скоростные        
используются людьми?                                                            
                                                                                
Мы не против штрафов, Ирина Викторовна, конечно, поддержим, это правильное      
направление, вы правильно всё говорите, но это только часть, это полумеры,      
понимаете? Об этом Дмитрий Анатольевич говорит. Эти средства настолько          
опасны, что требуют более серьёзного внимания. С одной стороны, нужна           
инфраструктура, с другой, как правильно сказано, международный-то опыт ведь     
никуда не девается, ну, не просто так серьёзные цивилизации вводят, например,   
такие понятия, как получение права на вождение таким средством, понимаете?      
Одно дело - ногой, так сказать, его двигать, другое дело - оседлать, там, я     
не знаю, несколько лошадей и гонять. Это совсем разные вещи. Ведь наша с вами   
задача - не денег собрать, по большому-то счёту, не просто обложить новыми      
штрафами, наша задача - обеспечить безопасность граждан в пешеходной зоне.      
                                                                                
Что для этого надо сделать, коллеги? Тут всё просто: телега не должна стоять    
впереди лошади, нет инфраструктуры - нет права использовать. Вот давайте с      
пешеходной зоны эти средства уберём, правильно тут предложения звучали, будет   
золотая середина. С пешеходной зоны убрать и дальше смотреть: если              
предприниматели хотят развивать этот бизнес, так как у людей есть потребность   
передвигаться быстро, давайте тогда инфраструктуру создавайте через             
частно-государственное партнёрство, или это сделает муниципалитет, видя в       
этом какую-то перспективу, на дорогах начнут выделять соответствующие места     
для этого вида транспорта. Давайте двигаться в таком направлении, потому что    
сегодня, коллеги, просто невозможно, вы послушайте граждан-то наших! Я уж не    
буду повторять статистику, которую Ирина Викторовна приводила, она на самом     
деле серьёзнее. У нас количество средств индивидуальной мобильности к           
миллиону приближается, их количество к миллиону приближается, и возрастает в    
геометрической прогрессии... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Чуть-чуть, чтобы продолжить.                                     
                                                                                
...в геометрической прогрессии количество смертей и количество раненых.         
Посмотрите, в 22 раза! И дальше будет ещё хуже, потому что это явление          
распространяется, а мы рассуждаем, убирать или не убирать.                      
                                                                                
Ещё раз о нашей позиции. Штрафовать надо, да, нужны ограничения, здесь ничего   
вызывающего отторжение нет. Значит, за что штрафуют? За езду в пьяном виде и    
так далее, за то, что с места ДТП уезжают, и прочее. Это надо делать, но это    
нас с вами не спасёт, потому что это полумера. Нужно телегу поставить там,      
где она и должна быть: с пешеходной зоны убрать все эти средства, как бы это    
ни было болезненно для нашего бизнеса, и начать создавать нормальную,           
цивилизованную инфраструктуру, вести себя как нормальная цивилизация.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет.                                   
                                                                                
Докладчик - заключительное слово?                                               
                                                                                
ШЕЙКИН А. Г. Александр Дмитриевич, хочу сказать большое спасибо всем            
депутатам Государственной Думы, всем тем, кто поддерживает данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Я буквально три минуты, ну, меньше.                                 
                                                                                
Мне вообще нравится: есть автор в зале, но везде - комитет, по штрафам -        
комитет, это всех касается, но основные вопросы - к комитету.                   
                                                                                
Друзья мои, если вы прочитаете правила, то увидите, что там нет пешеходных      
зон, там есть ограничение скорости, есть ограничение по массе - до 35           
килограмм. Вот всё, что вы сейчас перечислили, мол, хорошо бы это сделать,      
уже 1 марта перечислено. А мы с вами о чём говорим? Если не исполняется,        
тогда что? Вот "тогда что" мы и должны сейчас сделать, только это. Не           
соблюдают закон, нет наказания - вот мы говорим: наказание есть. Будем          
надеяться, что о нём, о наказании, все услышат, и вот тут важна и социальная    
реклама. Олег Дорианович прав, говоря о мотивации. Главная мотивация - жизнь    
и здоровье тех, кто участвует не в дорожном движении, а теперь уже в            
пешеходном движении, обращения людей.                                           
                                                                                
Я призываю всех проголосовать за. Работа - огромная, но мы её не боимся.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",   
пункт 23.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.