Заседание № 186

26.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604509-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части, касающейся ограничений, связанных с учреждением средств массовой информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6118 по 6282 из 7654
25-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон   
Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад первого          
заместителя председателя комитета по информационной политике Вадима             
Евгеньевича Деньгина. Хорошо, что не освободили вас от должности, а то как бы   
докладывали?                                                                    
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Спасибо, коллеги, что оставили.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, представлены две таблицы поправок: первая включает девять    
поправок, во второй таблице всего одна поправка.                                
                                                                                
Комментарий по таблице № 1. Самая главная поправка касается всем известного     
нашумевшего изменения об ограничении доли участия иностранного капитала в       
медиабизнесе 20 процентами: мы предлагаем вывести из перечня те организации,    
которые имеют международные договора с Российской Федерацией. Примером в        
данном случае может послужить межгосударственная телерадиокомпания "Мир".       
Подобная поправка нам необходима сейчас, поэтому в комитете она была            
поддержана единогласно. Другой вопрос, что по поправкам...                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. А, мы должны сразу проголосовать таблицу № 1.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1?                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.                                  
                                                                                
Депутату Смолину включите микрофон.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я прошу вынести на           
отдельное голосование единственную поправку из таблицы № 2 и хочу добавить,     
что на заседании комитета депутат Шурчанов Валентин Сергеевич выражал желание   
быть её соавтором.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тут одна поправка, сразу обосновывайте.                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Хорошо.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, авторы поправки просят вас сделать исключение и сохранить    
прежний порядок для тех телевизионных каналов, которые не имеют политической    
направленности, но в соответствии с лицензией специализируются исключительно    
на культурно-просветительской, музыкальной, детской и спортивной тематике.      
                                                                                
Аргументация авторов поправки следующая. Во-первых, уважаемые коллеги, закон    
явно направлен на обеспечение национальной безопасности, а детское,             
культурно-просветительское и тому подобно вещание к этой теме отношения не      
имеет. Во-вторых, уважаемые коллеги, хочу напомнить, что соответствующее        
исключение по инициативе президента было сделано из закона об иностранных       
агентах. Я думаю, что, если мы здесь проведём такую аналогию, это будет         
правильно. В-третьих, уважаемые коллеги, я не эксперт в области медиарынка,     
но, по экспертным оценкам, мы потеряем часть таких каналов, а среди них есть    
каналы весьма и весьма качественные, например, блок каналов типа "Да Винчи",    
"Муз-ТВ", "Дискавери" и целый ряд других. Вот для того чтобы не потерять эти    
каналы, как мне представляется, было бы правильно принять такую поправку.       
                                                                                
Кстати, пользуясь случаем, хочу заметить, что не всегда отечественные детские   
каналы лучше зарубежных. Я в последнее время довольно часто слушаю разные       
детские каналы, поскольку имею семилетнего внука в городе Севастополе.          
Например, "Детское радио", которое когда-то было хорошим каналом, теперь        
безнадёжно испорчено попсой, а каналы типа "Да Винчи" или "Дискавери" вполне    
качественные.                                                                   
                                                                                
Просил бы поддержать эту поправку.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Николаевич! Комитет по          
информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает          
отклонить эту поправку по следующим мотивам. Данный законопроект                
предусматривает ограничение в 20 процентов для иностранного капитала, то есть   
прежде всего речь идёт об ограничении именно капитала, а не о контроле за       
сеткой вещания и не об определении тематики, по которой будет вещать то или     
иное средство массовой информации.                                              
                                                                                
В рамках комитета мы эту тему обсудили, уважаемый Олег Николаевич поправку      
обосновал. Мы предлагаем продолжить обсуждение этой темы в комитете, причём     
не только в рамках законодательства о лицензиях, которые выдаются каналам и в   
которых определяется, по каким именно темам они будут вещать, а, может быть,    
закрепить это в отдельном законе. Данная поправка не имеет отношения к самой    
идее законопроекта об ограничении в 20 процентов.                               
                                                                                
Ну и, кроме того, в поправке Олега Николаевича несколько размыты понятия,       
например, не определено, что такое культурно-просветительская, что такое        
развлекательная деятельность, то есть стоит к этому подойти действительно       
более серьёзно. Мы не говорим, что комитет этим не планирует заниматься, но в   
данной ситуации просим отклонить эту поправку.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка № 1 из таблицы отклонённых. Кто за то, чтобы   
принять? Комитет против.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                
Депутату Деньгину включите микрофон, пожалуйста.                                
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Комитет просит проголосовать данный законопроект и в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам?                                          
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    432 чел.                                          
Не голосовало                  18 чел.4,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6547 по 6562 из 7654
КУЗЬМИНА А. В. Прошу учесть: по 25-му вопросу я голосовала за.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Также для стенограммы: по 25-му вопросу, об ограничениях, связанных с           
учреждением СМИ, за голосовали Гасанов, Казаков, Лакутин, Пахолков,             
Селиванов.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 184

23.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 604509-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части, касающейся ограничений, связанных с учреждением средств массовой информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4121 по 4973 из 6525
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад депутата         
Государственной Думы Вадима Евгеньевича Деньгина, пожалуйста.                   
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня мы рассматриваем проект   
федерального закона о поправках, которые на самом деле уже облетели весь мир.   
Сегодня кто только не позвонил: из агентства "Франс Пресс", и все остальные,    
кто очень сильно переживает из-за доли иностранного капитала, которую           
предлагается в данном законопроекте ограничить до 20 процентов. Сейчас доля     
составляет 50 процентов иностранного капитала для учредителей в наших СМИ.      
Все очень переживают, что мы давим в этом плане, вводим цензуру, ограничиваем   
свободу, запрещаем вещание иностранным инвесторам, но цель закона на самом      
деле одна - ввести ограничения именно в момент, когда России нужна              
безопасность: мы прекрасно понимаем, что те, кто владеет информацией, владеют   
миром.                                                                          
                                                                                
Давайте просто представим себе: иностранный инвестор приходит на территорию     
Российской Федерации с желанием купить газету, журнал, крупный канал,           
допустим. С чем он сталкивается? Он вкладывает 50 процентов капитала и          
начинает, допустим, с глянца: печатает очень хорошую рекламу часов, машин,      
публикует статьи о гламурной, хорошей одежде - на самом деле ничего             
предосудительного, только бизнес. А через некоторое время через этот журнал     
он начинает аккуратно пропихивать статьи политического содержания, и эти        
политические статьи активно работают на Запад, на пятую колонну. Просто         
подойдите к киоску, купите несколько газет и журналов, проведите анализ, и вы   
это поймёте.                                                                    
                                                                                
Данным законопроектом мы предлагаем следующее: учредителями российских СМИ не   
могут быть граждане, имеющие два паспорта, то есть двойное гражданство,         
иностранные государства, международные организации, апатриды, то есть лица      
без гражданства, иностранные физические и юридические лица. Это и вызвало       
большой резонанс со стороны иностранных агентов, иностранных бизнесменов,       
которые кричат о том, что мы хотим запретить присутствие иностранного           
капитала на территории Российской Федерации. Мы этого не хотим, мы лишь         
вводим ограничения до 20 процентов.                                             
                                                                                
Мы ссылаемся на международный опыт. Правда, некоторые средства массовой         
информации написали, что предположения авторов закона Вороненкова, Парахина и   
Деньгина, а также к ним присоединившихся (спасибо им огромное!) Крупенникова,   
Абасова и Сидякина на самом деле не верны. Мы говорили о том, что в             
Соединённых Штатах 25 процентов иностранного капитала, но недавно выяснилось    
(газеты стали расследовать), что доля иностранного капитала в СМИ на самом      
деле может быть и большей, но всё решает суд и всё решается в индивидуальном    
порядке: любой иностранный гражданин, приехавший на территорию США,             
пожелавший купить средство массовой информации, должен обратиться в суд и в     
федеральную службу связи, и именно эти два органа решают, быть тебе             
инвестором в средствах массовой информации или не быть. Ещё хуже в Индии и в    
Китае, где доля 100 процентов - только местный капитал. Эти страны ограничили   
присутствие иностранных инвесторов на своей территории, прекрасно понимая,      
что в любой момент это может обернуться против государства, не против           
каких-то людей, а именно против государства! К сожалению, именно                
информационная холодная война, которая сейчас развернулась против Российской    
Федерации, диктует нам определённые законы и принуждает нас к определённым      
действиям.                                                                      
                                                                                
Самое ужасное, что те люди, которые имеют российский паспорт, - а я уже не в    
одном средстве массовой информации людей опрашивал - активно гнобят эту идею    
и кричат: 20 процентов - как так, это цензура, это негодяйство! А когда         
иностранные СМИ мочат Российскую Федерацию, мочат абсолютно всех, мочат         
парламент, депутатов - тишина! Вот в Испании 25 процентов - тишина полная!      
Почему нет реакции? Почему средства массовой информации молчат? Почему в        
Китае, где активно развивающаяся экономика, даже "Золотой щит" в Интернете      
есть и собственные программы вместо "Фейсбук" и так далее, у них есть           
специальные фаерволы, которые не позволяют выходить в Интернет свободно, - и    
тишина полная, никто их не гнобит! Но как только в России возникает вопрос -    
сразу же начинаются претензии!                                                  
                                                                                
Аналогичный пример, связанный с законом "О персональных данных": испокон        
веков, так сложилось, персональные данные хранятся на серверах на территории    
Америки, на территории Европы, на территории Азии, а когда мы предложили,       
чтобы эти данные хранились на территории Российской Федерации, - сразу все      
заорали! Где объединение граждан по российскому паспорту, где?! Они должны      
поддержать страну, когда России нужна помощь, подставить плечо, о чём           
говорили сегодня с утра, но в этот момент все начинают активно кричать:         
цензура, цензура, унижение! Да ничего такого нет!                               
                                                                                
Данный закон, как предлагается, должен вступить в силу с 1 января 2016 года,    
то есть фактически у нас с вами имеется ещё целый год. И плюс к этому авторы    
предлагают отодвинуть вступление закона в силу в отношении учредителей, чтобы   
поправить все свои огрехи, привести всё в соответствие с законодательством      
Российской Федерации, до 1 января 2017 года. Мы предлагаем им                   
организационно-правовую форму в виде ООО, ЗАО... Открывайте, действуйте, как    
это делают многие банки, в том числе американские, на территории Российской     
Федерации, - опять начинают кричать: цензура! В чём цензура? Я так говорю:      
первоначально... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте.                                       
                                                                                
Надо укладываться.                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё равно надо укладываться.                              
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Спасибо. Простите, раздухарился...                                
                                                                                
Я всегда говорю так: первична безопасность государства, вторичен бизнес. В      
тот момент, когда люди иностранного толка приезжают сюда зарабатывать деньги,   
а потом активно влияют на медиарынок, используют это для себя, используют как   
разменную монету, в этот момент мне хочется сказать: я готов закрыть Россию и   
обеспечить безопасность!                                                        
                                                                                
Проголосуйте в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Молодец!                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по информационной            
политике, информационным технологиям и связи Леонида Леонидовича Левина.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку Вадим Евгеньевич   
в своём докладе изложил суть законопроекта, я хотел бы остановиться лишь на     
некоторых дополнениях.                                                          
                                                                                
Принятие данного законопроекта исключительно важно в условиях современной       
международной обстановки. Принимая предлагаемый законопроект, мы, не касаясь    
вопросов благосостояния граждан, не ограничивая свободу слова в нашей стране,   
исключаем возможность давления иностранных собственников на позиции наших       
СМИ, причём речь идёт исключительно об административном давлении иностранных    
собственников.                                                                  
                                                                                
Как показывает опыт, отечественные СМИ с российскими собственниками вполне      
способны на публикации чрезвычайно резких, критических материалов о ситуации    
в стране, иногда даже в тональностях, не встречающихся в зарубежной прессе,     
поэтому предположение, что данный закон ограничит свободу слова или как-то      
иначе сократит спектр высказываемых публично мнений, не обосновано.             
                                                                                
Предлагаемый законопроект находится в русле мировой практики предоставления     
иностранцам прав собственности на средства массовой информации. Даже в          
наиболее развитых странах - в США и в Великобритании - иностранные акционеры    
не могут приобрести средства массовой информации без оглядки на позицию         
государства. Однако в этих странах сделки такого рода утверждаются              
бюрократическими комиссиями, которые очевидно подвержены коррупционным рискам   
и произвольной интерпретации государственных интересов. Данным законопроектом   
даются однозначные ограничения, минимизирующие коррупционные риски и риски      
бюрократического произвола, об этом как раз Вадим Евгеньевич тоже говорил.      
Сравнение со странами, имеющими более мягкие ограничения, не может быть         
правомерным, так как эти страны, например Канада и Австралия, не имеют          
серьёзных внешнеполитических вызовов, сопоставимых с теми, с которыми           
сталкивается сейчас Российская Федерация.                                       
                                                                                
Также хотелось бы сказать, что в законопроекте имеются положения,               
предусматривающие приостановку деятельности средства массовой информации в      
порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в     
случае нарушения им ограничений, предусмотренных статьёй 19-1 Закона            
Российской Федерации "О средствах массовой информации".                         
                                                                                
На представленный законопроект от Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы поступили замечания, которые будут учтены при дальнейшей   
работе над законопроектом.                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным         
технологиям и связи поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и     
предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к депутату Деньгину.                               
                                                                                
Известно, что кто платит, тот и музыку заказывает, это всем понятно, поэтому    
идею поддерживают, по-моему, все депутаты сегодня. А вопрос следующий:          
скажите, пожалуйста, Вадим Евгеньевич, анализировали ли вы, есть ли в других    
государствах наши граждане с долей участия в иностранных СМИ?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич Деньгин, пожалуйста.                     
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Конечно, есть, в том        
числе и на Украине. Причём сейчас повально именно иностранные инвесторы,        
вкладывающие деньги в средства массовой информации, имеют два паспорта. Это     
проблема, которая на самом деле не раскрывает основной подоплёки того, что      
именно за этим кроется: либо это просто бизнес, либо это действительно          
желание активно участвовать в жизни газеты, журнала, либо это, может быть, -    
и в большинстве случаев приходится говорить об этом - желание людей принимать   
активное участие в политике страны.                                             
                                                                                
Я могу привести пример, сказать, что сейчас существует одна корпорация (я не    
говорил об этом для средств массовой информации, сейчас скажу), которая из-за   
рубежа в последнее время стала активно скупать городские, сельские СМИ,         
интернет-издания, в том числе газеты, журналы, и она уже начинает               
транслировать свою тематику, причём без стыда и совести. Я не буду говорить,    
что это за корпорация, нет смысла делать здесь этой корпорации рекламу, она     
зарубежная, но в принципе в любой момент я готов открыть информацию. И в        
последнее время это стало повальным явлением, то есть иностранные компании      
приходят и скупают всё. Такая же ситуация в мире: допустим, те же               
представители Китая приходят в Соединённые Штаты Америки, пытаются купить там   
20 процентов, 15 процентов, раньше, как я сказал, они имели право на 25         
процентов, а сейчас только суд и федеральная служба связи решают, можешь ты     
купить или нет. Но это, я считаю, ещё хуже.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Вадим Евгеньевич, ну понятно, что информационное пространство как     
область формирования общественного мнения в России необходимо защищать, и       
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит ваш законопроект, проголосует за        
него. Но всё-таки объясните: а почему 20 процентов? Если уж защищать            
информационное пространство, давайте вообще запретим иностранцам владеть        
акциями средств массовой информации, почему 20 процентов? Когда устанавливают   
проценты, то всегда возникает вопрос, что кому-то можно, а кому-то нельзя: 20   
процентов - всё нормально, а 20,5 процента - уже отечество в опасности,         
караул?                                                                         
                                                                                
И не могли бы вы сказать в этой связи: вот из этих 20 процентов какие           
общественно-политические издания подпадают под ваш закон, какие вы пощадили?    
Могли бы вы сказать, на кого из тех, владельцами которых являются иностранные   
граждане, он распространится, а на кого нет?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич Деньгин.                                 
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Спасибо, Михаил Васильевич, спасибо огромное за вопрос.           
                                                                                
Сразу начну со второй части. Ну, сюда попадает, по моим расчётам, порядка       
двадцати-тридцати информационных агентств, в том числе это и "Коммерсантъ", и   
"Ведомости", и журнал "Forbes", очень много глянца. Именно глянец, повторяю,    
на мой взгляд, более опасен, чем некоторые общественно-политические газеты.     
Ещё раз говорю: под прикрытием глянца многие через некоторое время начинают     
скупать средства массовой информации по всей территории Российской Федерации.   
Мы с вами, к сожалению, этого не знаем, да в принципе нас это особо и не        
касается - ну вещает и вещает средство массовой информации, ради бога, - но     
то, что владельцами уже становятся иностранцы, я считаю, уже серьёзнейший       
звонок.                                                                         
                                                                                
А что касается 20 процентов, ну, знаете, средняя цифра по всем странам на       
планете Земля - от 20 до 40 процентов, мы с нашими коллегами взяли самую        
низкую планку, 20 процентов, и посчитали, что это правильно. В тот момент,      
когда информационная война против России ведётся, мы считаем, что как раз       
стоит, наверное, снизить порог участия иностранного капитала, как это делают    
в Соединённых Штатах через суд, который решает в индивидуальном порядке, а не   
делать так, как делают в Китае, или в Индии, или в Южной Корее, где 100         
процентов местного капитала в СМИ.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Вопрос тоже к докладчику.                                                       
                                                                                
Понимаете ли вы, что вот этот законопроект, он не против иностранных агентов    
на самом деле, он против российского медиабизнеса, именно российского, потому   
что вы отсекаете лучших управленцев с западным опытом, с западными              
технологиями, с западными капиталами? На самом деле наш медиабизнес после       
этого будет просто неконкурентоспособный, и вся аудитория переметнётся как      
раз именно к западным изданиям. Это первое.                                     
                                                                                
И второе. Я вот не понимаю, зачем вы это делаете? Вы сейчас перечислили ряд     
изданий, которые подпадают под этот закон. А "Газпром-Медиа Холдинг" с          
российскими телеканалами разве не подпадает, а "СТС Медиа" не подпадает?        
Подпадают. А холдинг "РБК" и так далее? Вот этот медиабизнес, он просто будет   
неконкурентоспособный без западных инвестиций. Вы это понимаете или не          
понимаете?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Дмитрий Геннадьевич, спасибо огромное.                            
                                                                                
Ну, "понимаю" - не то слово, тем более что этот вопрос уже задавали не раз, и   
в большей степени не российские СМИ, а иностранные СМИ. Сразу успокою всех и    
скажу, что рынок медиапространства никуда не денется, он будет работать,        
рынок медиа настолько гибкий, что он готов перестраиваться, причём мы уже       
обсуждали с коллегами по бизнесу, в том числе с иностранными представителями,   
они готовы на эти условия, но, естественно, готовы обсуждать иные какие-то      
моменты. Ещё раз повторяю, закон вступает в силу с 1 января 2016 года, ещё      
год даётся до января 2017 года, чтобы привести всё к общему знаменателю,        
именно к законодательству Российской Федерации. Могут быть ещё какие-то         
предложения - будет осуществлять свою деятельность рабочая группа, в которую    
будут включены представители даже тех изданий, о которых вы сказали, Дмитрий    
Геннадьевич.                                                                    
                                                                                
Но этот закон также направлен на деоффшоризацию экономики, о чём говорил        
президент. Очень много средств массовой информации, которые управляются         
именно из оффшоров, порой даже непонятно, кто ими управляет. Мы считаем, что    
в эпоху информационной холодной войны, развёрнутой не нами, не Россией, а       
именно западными так называемыми (в кавычках) партнёрами, опасно вхождение      
сюда иностранного капитала.                                                     
                                                                                
И ещё вот о чём я хотел бы сказать, отвечая на ваш вопрос: в Российской         
Федерации много российских журналистов, участников медиапространства, которые   
способны активно и профессионально взаимодействовать на этом рынке. Мы          
считаем, что данная инициатива как раз нужна именно в этот момент.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Вадим Евгеньевич, я думаю, что вы подняли очень        
актуальную и важную для всей страны тему - и для простого народа, и для         
бизнеса, и я буду призывать поддержать ваш законопроект. Но есть целый ряд      
моментов, о которых я, может быть, в выступлении скажу.                         
                                                                                
Первый вопрос: не считаете ли вы, что в нынешней ситуации, когда Россия очень   
больна, всё-таки нужно, на мой взгляд, вообще запретить участвовать в СМИ       
западному капиталу? Это не значит, что надо отгородиться от них железной        
стеной, - пожалуйста, наши журналисты могут показывать жизнь Америки,           
Западной Европы, Китая, можно показывать их фильмы - ради бога, если им нужно   
что-то такое здесь прорекламировать, пусть на договорной основе участвуют в     
рекламе и так далее.                                                            
                                                                                
И второй вопрос: вы не могли бы сказать, какие центральные каналы сегодня       
хотя бы частично финансируются с Запада и к чему это приводит, на ваш взгляд,   
- может быть, "Первый канал", "Россия 24", "Культура" или какие-то ещё?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Владимир Николаевич, из тех, которые вы перечислили, никто не     
финансируется, надеюсь, "КПРФ ТВ" тоже не финансируется. (Оживление в зале.)    
                                                                                
Я согласен, что сейчас именно информационная война приобрела очень серьёзные    
масштабы, действительно очень активно против нас действуют, но скажу вам        
одно: если мы сейчас закроем всё, не будем учитывать международный опыт, ещё    
раз повторяю, будем действовать так, как в Индии, как в Китае, я считаю, это    
будет неправильно. То есть мы должны устанавливать нормальные, адекватные       
взаимоотношения, вести конструктивный диалог со всеми, но указывать             
иностранным партнёрам, что государство контролирует медиабизнес, оно            
беспокоится за собственную безопасность, это самый главный вопрос сейчас,       
именно в эпоху информационной войны, опять же, повторяю, развязанной не нами,   
что немаловажно. И надеюсь, не будет такого, что мы ещё больше снизим процент   
именно доли участия иностранного капитала, сделаем так, как Китай, - это нам    
не нужно.                                                                       
                                                                                
Ну а что касается каналов, я, наверное, оставлю этот вопрос без комментариев.   
Я уже перечислил те средства массовой информации, которые подпадают сейчас      
под действие норм данного законопроекта, но, повторяю, любой иностранный        
инвестор может до 2017 года, когда закон вступит в силу, привести всё в         
соответствующие рамки и продолжать осуществлять свою деятельность, и у него     
никаких проблем не будет.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вадим Евгеньевич, понятно, что вы владеете           
секретами и храните их. Ну вот, скажем, "РБК" и "Лайф Ньюс" под действие        
вашего закона подпадут, да? А как быть с аффилированными лицами, как вы их      
отследите? Вы же знаете, у нас бизнес очень изворотлив, в силу того что мы      
налоговое законодательство меняем каждый год (бывает, даже по нескольку раз),   
вот как аффилированные лица отследить?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я объясню. Данным          
законопроектом мы предусматриваем, что максимальная доля совокупного участия    
- по конечным бенефициарам - составляет 20 процентов. Что имеется в виду?       
Если учредитель российский, а учредитель учредителя - иностранная компания      
или иностранное лицо, то доля совокупного участия должна быть не более 20       
процентов - мы считаем это адекватным решением.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. У меня вопрос к потенциальному председателю комитета.              
                                                                                
Леонид Леонидович, вот вы сказали, что комитет поддерживает. Всё-таки           
объясните мне, я так и не понял, что мешает тем же иностранцам, которые не      
любят нашу страну, найти кучу выползней в виде немцовых, не знаю,               
новодворских, касьяновых и создать из них юридическое лицо, чтобы они так же    
с удовольствием поливали грязью нашу страну? Где логика-то, то есть чего мы     
добьёмся? Как поливали грязью, так и поливают!                                  
                                                                                
Второй момент. Скажите, 20 процентов - это ограничение для одного               
юридического лица или 20 процентов для одного, 20 - для другого, 20 - для       
третьего и, таким образом, уже 60 процентов может оказаться в руках трёх        
иностранных юрлиц? Вот я из текста законопроекта это не понял.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонид Леонидович Левин.                                                        
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Относительно подставных лиц. Ну, мы исходим из того, что законодательство       
Российской Федерации должны соблюдать любая компания, любое частное лицо,       
поэтому работа через подставных лиц, в отличие от неформального давления со     
стороны акционеров, может однозначно рассматриваться как недружественный акт    
со всеми вытекающими последствиями и с точки зрения общественного мнения, и с   
точки зрения защиты нашего законодательства всеми законными средствами. Это     
первое.                                                                         
                                                                                
И теперь относительно вашего вопроса... Простите, второй вопрос какой?          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. А, да. 20 процентов - это максимальное количество акций, которыми   
может владеть иностранная компания.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Львович Резник.                                                           
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вопрос Леониду Леонидовичу Левину.                                              
                                                                                
Ну, по сути законопроекта у меня вопросов нет, а по форме есть. Дело в том,     
что мы с вами в своё время приняли закон, который называется примерно так: "О   
государственном контроле за иностранными инвестициями в стратегических          
отраслях". Этим законом предусмотрено, что иностранцы не могут иметь более 5    
процентов акций СМИ, больше - только с согласия соответствующих                 
государственных органов. Наверное, было бы логично усилить контроль за          
исполнением этого закона. Зачем принимать запретительный закон, давая повод     
для того, чтобы нас склоняли и за границей, и внутри отечества, будто бы мы     
вместо того, чтобы интегрироваться в мир, обосабливаемся от мира, зажимаем      
прессу и всё остальное?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович Левин.                                  
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Борис Львович, за вопрос. Мне неизвестно о законе, где     
предусматривается ограничение 5 процентов, может быть, вы путаете и речь там    
идёт о 50 процентах? Вот такой закон действительно существует, и он касается    
только телевидения и эфирных радиостанций. На сегодняшний день коллеги          
предлагают расширить действие этого ограничения и сократить, соответственно,    
количество акций, которые могут находиться во владении иностранных компаний     
или граждан.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Валерьевич Казаков.                                                     
                                                                                
КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Я от фракции, Сергей Евгеньевич.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАЗАКОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Во время одного   
из визитов к русскому министру иностранных дел Извольскому немецкий посол       
Пурталес был взволнован и подавлен. Он заявил: "Моё правительство перечислило   
мне 800 тысяч русских рублей для подкупа российской прессы в интересах          
Германии". Позже этот поступок посла оценил Столыпин, он тогда сказал, что      
старый дипломат старался сохранить нормальные отношения между Россией и         
Германией и не допустить войны. Я хочу сказать, что было это всего за           
каких-то несколько лет до начала Первой мировой войны и уже тогда               
правительство Германии было обеспокоено общественным мнением в Российской       
Империи, отношением к ряду политических событий. Что же нам удивляться, что     
сегодня целый ряд средств массовой информации, которые контролируют наши        
иностранные коллеги из Америки и Европы, поставили своей главной задачей        
добиться того, чтобы население нашей страны смотрело на своё государство, на    
свою культуру, на свою историю и, самое главное, на свою политическую систему   
через призму продиктованного нам из Европы или из-за океана.                    
                                                                                
Я не думаю, что здесь есть люди, которые сомневаются в том, что современные     
изменения на геополитической карте России в большей степени происходят именно   
через манипуляцию сознанием, через информационно-идеологические конфликты.      
Самый яркий пример сегодня горит рядом с нами: на Украине, посмотрите,          
фанатики произвели государственный переворот, поставили марионеточное           
правительство и с криками: "Слава Украине!" установили над своим государством   
англо-американский протекторат. Как это произошло? Кто сумел их так мудро       
обмануть, какими средствами? Этими вопросами занимались наши иностранные        
партнёры, действуя через те средства массовой информации, которые они либо      
подкупили, либо купили, либо создали. И эти средства массовой информации на     
территории Украины боролись за "свободу, европейские ценности и демократию".    
А по факту? А по факту - мы все видим результат.                                
                                                                                
И в Российской Федерации сегодня очень много средств массовой информации,       
которые медленно, но верно подтачивают корни, основы нашего государства,        
которые тиражируют различные высказывания либералов, которые оскорбляют нашу    
страну, клевещут на нашу страну, да просто открыто работают против нашей        
страны в интересах всё тех же западноевропейских и американских партнёров!      
                                                                                
В сложившейся ситуации, я считаю, это очень важный закон, и наша фракция,       
конечно, его поддержит. Но исходя из данности дней сегодняшних, я думаю, что    
пришло время ввести обязательный ярлык иностранного агента, который любое       
средство массовой информации, имеющее иностранный капитал, обязательно должно   
обозначать в своём названии. Наши граждане, которые открывают то или иное       
СМИ, должны видеть, чью статью они читают, на чьи деньги существует данное      
средство массовой информации, и иметь возможность самостоятельно делать         
выводы.                                                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, я так поняла, что закон этот вносит не просто депутат        
Деньгин и ряд депутатов, а, конечно, или правительство, или президент. И        
поэтому он вдвойне важен для меня, лично для меня важно, что наконец-то у       
нашей власти появилось осознание того, что и как нужно делать. Я, честно        
говоря, никогда не думала... я думала, что у нас есть корреспонденты            
иностранные, что они могут здесь всё снимать, говорить и так далее, но что      
иностранцы владеют средствами массовой информации - это для меня просто         
открытие, честно говорю, я такая вот неосведомлённая! Как это вообще было       
допустимо?! Может, это для того, чтобы мы могли сказать, что мы самая           
демократичная страна? Но у нас сегодня не выписывает газеты почти ни одна уже   
семья в селе, мы смотрим только телевидение, а газеты покупают в основном в     
крупных городах.                                                                
                                                                                
Безусловно, как я уже сказала, кто платит, тот и заказывает музыку, поэтому,    
когда сказал депутат Деньгин, что звонили из многих СМИ, я думаю, что           
всё-таки звонили не наши журналисты, я не верю в то, что наши могут звонить,    
они всё понимают прекрасно, всё-таки, наверное, звонили из иностранных          
компаний.                                                                       
                                                                                
Вот я вспоминаю, в своё время был Фонд Сороса. Вы знаете, что учителя наши      
получали эти самые гранты, премии за то, что они использовали его учебники,     
программы, и дядя заокеанский, такой добрый, это всё оплачивал. А ведь это      
формирование у детей идеологии, и вот теперь начинаем понимать, какое           
поколение мы получили. Сегодня критикуют советскую идеологию, но если бы она    
не была единой, если бы она не была направлена на патриотизм, то мы никогда     
бы, наверное, не выиграли Великую Отечественную войну, никогда бы не            
выиграли, если бы мы вот так разглагольствовали.                                
                                                                                
Я считаю, что этот закон всё равно половинчатый, мы всё равно играем...         
боимся, вот как бы нас не осудили за это совсем. Я считаю, что нам необходимо   
вообще запретить участие этим лицам в средствах массовой информации! Пусть      
они приезжают к нам, смотрят, пусть они платят за рекламу и прочее, если им     
надо рекламировать свои товары, но это не значит, что они должны влиять на      
идеологию наших СМИ.                                                            
                                                                                
Вот мы говорим о Китае, что мы не должны уподобляться. Да Китай полтора         
миллиарда накормил с территории меньше нашей, а мы всё говорим о том, что у     
них там что-то не так; с ними считается весь мир, а нас сегодня поливают        
грязью все наши бывшие друзья.                                                  
                                                                                
И скажите, пожалуйста, какие у нас журналисты, может, из Мали... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, обращаюсь ещё раз к здравому смыслу. Если вы    
считаете, что этот закон против иностранных агентов, то вы заблуждаетесь, на    
самом деле этот закон, ещё раз хочу подчеркнуть, против российского             
медиабизнеса. Вот Вадим Деньгин перечислил ряд газет либеральных, на самом      
деле под закон подпадает масса российских телеканалов, которые входят в         
холдинги, ну, например, в "Газпроммедиа", который, кстати, финансируется        
российскими гражданами, российскими учредителями через оффшоры на Кипре и в     
ряде других стран, делают они это, чтобы избежать налогообложения. Создавайте   
нормальные условия для инвестиций, нормальный инвестиционный климат, тогда      
они будут здесь работать.                                                       
                                                                                
Надо понимать прекрасно, что если вы отсечёте от российского медиабизнеса       
иностранных инвесторов, иностранных специалистов, то рано или поздно наш        
медиабизнес будет неконкурентоспособным. Вот обратите внимание, у вас,          
наверное, у всех, ну, у многих, есть дома смарт-ТВ. Для этих телевизоров        
нового поколения есть различные приложения, там можно смотреть до сотни         
каналов. Вот какой вы будете канал смотреть: профессиональный, который будет    
нормально финансироваться, или российский, менее качественный, потому что он    
будет испытывать трудности?                                                     
                                                                                
Вы ссылаетесь на иностранный опыт, но на самом деле опыт такой есть только в    
странах авторитарных или там, где гибридные режимы существуют, где медиа не     
развиты. Посмотрите, в Великобритании можно хоть 100 процентов купить.          
Например, наш гражданин Александр Лебедев владеет до 70 процентов акций         
крупных газет Великобритании, немецкие телеканалы принадлежат гражданам         
других стран Евросоюза и так далее. Есть, конечно, ограничения в США и в        
Японии, но не такие, какие вы предлагаете.                                      
                                                                                
Ещё раз подчёркиваю: вы уничтожаете медиабизнес, вы создаёте серьёзные          
трудности, но при этом надо понимать... Ну чего вы испугались - газету          
"Ведомости"? Ну вы же сами читаете эту газету. В администрации президента,      
откуда спустили этот закон, читают эту газету, для того чтобы понимать хотя     
бы экономический тренд. Или вы хотите "боевой листок" Дугина читать или         
прочих, так сказать, наших патриотов, которые выступают против любого           
иностранного вмешательства? Ну вы же хотите получать объективную информацию?    
Все телеканалы вы контролируете, практически все крупные газеты вы              
контролируете, но хотя бы оставьте какие-то возможности для того, чтобы у вас   
же самих была нормальная, объективная информация! У вас есть масса других       
механизмов, чтобы контролировать влияние ваших оппонентов, иностранных          
агентов, кого угодно в средствах массовой информации, которые имеют большие     
тиражи и большие аудитории.                                                     
                                                                                
Просто этот закон, ещё раз подчёркиваю, ударит именно по российскому            
медиабизнесу: будет отток кадров, отток инвестиций, отток технологий, - я вам   
это говорю как выпускник журфака. Придумайте какие-то другие методы, не         
трогайте бизнес!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Золочевский Виталий Сергеевич, пожалуйста.                
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я от фракции выступаю,         
учтите, пожалуйста.                                                             
                                                                                
Я хотел бы поделиться с уважаемыми коллегами мировым опытом, той аналитикой,    
которую предоставили некоторые издания.                                         
                                                                                
В США подобные ограничения включают запрет на владение иностранными             
гражданами, корпорациями и госорганами более чем 25 процентами в теле- и        
радиокомпаниях. В ноябре 2013 года федеральная комиссия по связи объявила о     
либерализации правила: каждая заявка на увеличение доли рассматривается в       
индивидуальном порядке.                                                         
                                                                                
В Канаде действующие правила запрещают иностранцам владеть более чем 20         
процентами теле- и радиокомпаний напрямую или более чем 33,33 процента          
материнской компании. В 2012 году из-под действия ограничений вывели            
компании, доля которых на рынке не превышает 10 процентов.                      
                                                                                
Во Франции законы запрещают гражданам и компаниям из стран, не входящих в       
Евросоюз, владеть более чем 20 процентами французских печатных СМИ и            
вещательных компаний.                                                           
                                                                                
В Австрии доля иностранного капитала в теле- и радиокомпаниях и печатных        
изданиях ограничена 49 процентами.                                              
                                                                                
В Южной Корее доля иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях не    
должна превышать 49 процентов, хотя в 2014 году были сделаны исключения для     
американских инвесторов. Иностранное участие в печатных СМИ ограничено 30       
процентами для газет и 50 процентами для другой периодики.                      
                                                                                
В Китае иностранные инвестиции в СМИ запрещены.                                 
                                                                                
В Индонезии газеты и другие печатные СМИ закрыты для иностранных инвестиций,    
в теле- и радиокомпаниях доля иностранцев не должна превышать 20 процентов.     
                                                                                
В Сингапуре закон о СМИ ограничивает участие иностранного капитала в            
вещательных организациях 50 процентами, в печатных СМИ - 5 процентами.          
                                                                                
В Аргентине в 2003 году был принят закон, согласно которому иностранцы не       
могут владеть более чем 30 процентами медиакомпаний, включая телевидение,       
радио и прессу.                                                                 
                                                                                
Всё это я зачитал специально для вас, уважаемые коллеги, безусловно выступая    
в поддержку данного законопроекта. Слава богу, что Россия движется в сторону    
нормальной работы, в том числе и в медиасфере, и у нас уже не будет таких       
ситуаций, как раньше, когда некоторые товарищи - Гусинский, Березовский -       
владели "НТВ", "Первым каналом", а потом непонятно где оказывались. Теперь у    
нас будет нормальная работа с нашими журналистами, с нашими профессионалами,    
которые, безусловно, конкурентоспособны, а сейчас многие из них                 
невостребованы, потому что их оттесняют иностранные коллеги. После принятия     
закона, я думаю, опыт российских журналистов будет гораздо более востребован.   
                                                                                
Я уверен, что и российские фильмы будут больше показывать по телевизору, и      
наконец исчезнут с телеэкранов фильмы, в которых русские почему-то постоянно    
выступают в качестве агрессоров. Всё время нас в иностранных фильмах            
выставляют неблагополучными: если пьяный - это русский, если агрессор -         
русский, если что-то плохо - всегда Россия виновата. Почему - мне до сих пор    
непонятно! Почему-то когда Многие заграничные фильмы, в частности               
американские, именно этим и отличаются: мы представляемся неблагонадежными      
партнёрами, что, безусловно, неправда.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Председательствующий. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Федоткин В. Н. Уважаемые коллеги, тут прозвучало известное выражение: кто       
платит деньги, тот заказывает музыку. Я думаю, его можно перефразировать: кто   
покупает оружие, тот его и использует. Если это оружие принадлежит нам, то      
стоит ли отдавать его в руки потенциального противника? Как говорится, если в   
первом акте на сцене висит ружьё, то во втором или в третьем акте оно           
обязательно выстрелит. Оно выстрелит, но не сейчас, а в нужный момент, и всё    
будет чётко по сценарию.                                                        
                                                                                
Давайте зададим себе следующий вопрос. Вот мы говорим: у нас практически нет    
друзей в мире - есть только партнёры. А зачем капиталы идут к нам сюда, в       
Россию? Они что, будут защищать интересы нашей страны, интересы нашего          
народа, интересы бизнеса? Да ни в коем случае! Они будут преследовать свои      
интересы! Смотрите, мы пустили свободно иностранный капитал в промышленность    
- у нас уже 90 процентов промышленности прямо или косвенно финансируется        
Западом, в результате промышленности нет; пустили иностранный капитал на        
рынок сельхозпродукции - у нас практически сельского хозяйства нет; пустили     
капитал на финансовый рынок - кредиты уже не возьмёшь, ни с какой стороны не    
подойдёшь; в образование пустили, взяли эту болонскую систему - и сегодня       
констатируем: по уровню образования мы со второго-третьего места в мире         
скатились неизвестно куда, система образования разрушена. То есть               
складывается целая система проведения иностранной политики, в том числе         
финансовой, по отношению к Российскому государству, к его сегодняшнему и        
завтрашнему дню. И тот иностранный капитал, который придёт в наши СМИ,          
конечно, будет преследовать ту же цель - разрушить, разрушить сознание,         
нравственность. А потом мы будем охать: почему у нас преступность, почему у     
нас спиваются, почему у нас сами себя не уважают? Да потому, что всё это изо    
дня в день капает людям на мозги и формирует сознание, ну, не наше с вами -     
мы-то, наверное, разберёмся, - а именно молодого поколения.                     
                                                                                
Я считаю, что нужна государственная политика в отношении средств массовой       
информации. Она может быть разной - от самой жёсткой, если это сегодня          
необходимо, до самой открытой, когда это будет возможно. Сейчас, наверное,      
надо ввести такие ограничения, чтобы средства массовой информации работали на   
Россию, а то СМИ хорошие - а экономика плохая, СМИ хорошие - а люди             
спиваются. Ну так не бывает: левая нога больная, а человек здоровый - всё       
взаимосвязано!                                                                  
                                                                                
Я считаю, что данный законопроект - только один из тех шагов, которые надо      
сделать, чтобы защитить внутреннее духовное развитие нашего народа, и           
принимать его надо.                                                             
                                                                                
Вот сейчас разрабатываются под контролем Президента Российской Федерации        
стратегические задачи государственной политики, где СМИ отводится огромная      
роль. Буквально сегодня я отправил целый ряд предложений, поскольку у нас с     
вами их запросили. Я считаю, что сейчас, когда уничтожается духовность,         
культура и так далее, должна быть жёсткая государственная политика...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Роман Юрьевич Чуйченко.                                                         
                                                                                
ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие этого законопроекта. Мы считаем   
его принятие своевременным, особенно в условиях, когда против нашей страны      
развязана откровенная информационная война со стороны наших евроатлантических   
партнёров. Эта информационная война происходит на фоне кризисных процессов в    
Восточной Европе, мы видим, как наши партнёры действуют на Ближнем Востоке -    
они действуют очень агрессивно, очень напористо, презрев полностью              
международное право, фактически следуя праву сильного. Они преследуют только    
свои интересы, интересы России не учитываются, более того, все их действия      
происходят в ущерб интересам России, и западные СМИ, к сожалению, встали в      
строй и в этом ущемлении наших интересов выполняют фактически роль орудия       
информационной войны. Пока эти действия ведутся преимущественно за пределами    
нашей территории, но мы видим, как идёт подготовка общественного мнения         
западных стран, и есть признаки того, что эту информационную войну              
планируется перенести на территорию нашей страны. Конечно, мы должны            
обеспечить информационную безопасность государства, информационную              
безопасность народа и защитить наше общественное мнение от возможных            
недружелюбных действий, поэтому данный закон своевременный, его нужно           
принимать. Меры, которые предлагаются, абсолютно адекватные и не выходят за     
рамки общепринятой мировой практики - подобного рода защитные меры              
используются в странах Евросоюза, в Америке, в Японии, здесь неоднократно       
называли страны, которые их применяют. Мы имеем моральное право, и, более       
того, это наш долг - применить такие же меры.                                   
                                                                                
Что касается апокалиптических прогнозов относительно того, что мы уничтожим     
свой информационный бизнес, - это совершенно не так, это откровенные            
спекуляции. СМИ у нас находятся в рынке, в рынке свободном, он не терпит        
пустоты, и спрос определяет предложение, поэтому весь иностранный капитал,      
который, скорее всего, не уйдёт, но который может уйти, будет в этом случае     
немедленно возмещаться отечественным капиталом. Более того, это пойдёт на       
пользу, а не во вред развитию отечественного сектора СМИ: будет развиваться и   
типографский комплекс, будут развиваться наши собственные редакции, которые     
будут использовать популярные западные бренды, на которые предъявляет спрос     
читательская и зрительская аудитория, будут покупать их франшизы. Это пойдёт    
только на пользу отечественным СМИ и поможет сохранить и защитить               
общественное мнение в Российской Федерации, так что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"     
закон поддержит.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Владимир Вячеславович Парахин.                                     
                                                                                
ПАРАХИН В. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Я от числа соавторов хотел бы добавить, но не успел нажать кнопку, когда была   
запись на выступления.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы заявили о желании выступить по ведению.                
                                                                                
ПАРАХИН В. В. По ведению у меня нет замечаний.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет? Спасибо.                                             
                                                                                
Вадим Евгеньевич, будете выступать? Вадим Евгеньевич Деньгин, пожалуйста.       
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Мои коллеги      
Парахин и Вороненков не успели нажать кнопки для записи на выступление, но      
очень надеюсь, что они как раз активно поддержали бы сказанное мною.            
                                                                                
Идёт деоффшоризация экономики, многие компании активно пытаются скрыть, может   
быть, информацию о себе, люди с двойным гражданством пытаются купить средства   
массовой информации и потом это использовать, но меня удивляет позиция          
Дмитрия Геннадьевича, который также имеет паспорт гражданина Российской         
Федерации, которого я знаю уже давно, - удивительно, что он критикует и         
говорит, что закроется весь бизнес. Ничего не закроется! Везде, во всех         
странах так действуют, но как только речь заходит о Российской Федерации,       
вопрос сразу как-то уходит в плоскость именно политическую. А что, у Дмитрия    
Геннадьевича нет оппонентов в Соединённых Штатах Америки? Или у него всё        
нормально? Не понимаю... Казалось бы, сейчас нужно объединиться - мы            
прекрасно понимаем, что идёт атака на медийный бизнес: как завладеть мыслями    
россиян, как завладеть их головами? В этот момент как раз появляются            
иностранные инвесторы, которые покупают газетёнки маленькие, журнальчики и      
потом начинают наших детей склонять абсолютно к другому, именно к другой        
информации, а не той, которая идёт со стороны Российской Федерации, и в этом    
случае мы с вами теряем поколение - вот о чём задумайтесь! И вам, Дмитрий       
Геннадьевич, советую задуматься, и всем остальным, кто не совсем осознал        
концепцию данного законопроекта.                                                
                                                                                
Я искренне прошу вас всех поддержать законопроект в первом чтении, потому что   
это очень важно, это действительно своевременный закон, который именно сейчас   
должен защитить просторы Российской Федерации на медиарынке и в Интернете.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Евгеньевич. Вы ещё не разучились           
удивляться тому, что вызвало у вас сегодня удивление. Ну, сегодня день          
рождения - повзрослели, перелом... (Оживление в зале.)                          
                                                                                
Леонид Леонидович Левин.                                                        
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                         
                                                                                
Тоже несколько комментариев относительно выступлений.                           
                                                                                
Я хотел бы ещё раз обратить внимание на то, что законопроектом не               
ограничивается редакционная политика, а ограничивается владение капиталом, -    
это очень принципиальный момент, на который я ещё раз обращаю внимание. На      
сегодняшний день в Российской Федерации достаточно средств массовой             
информации, которые критикуют действия власти, но при этом свободно работают,   
а собственниками их являются российские граждане или российские юридические     
лица.                                                                           
                                                                                
Теперь относительно ограничения лучших управленцев. Я хочу обратить внимание,   
что закон ограничивает всего лишь создание редакций и устанавливает             
ограничения в отношении владения акциями, а если человек, профессиональный      
журналист, даже иностранец, хочет работать в редакции, его ничто не             
ограничивает. На территории Российской Федерации работает много иностранных     
журналистов: если они имеют разрешение на работу, то милости просим,            
профессиональные качества каждого человека мы будем, безусловно,                
использовать. Никакого отношения к профессионалам этот законопроект не имеет.   
                                                                                
Относительно телевидения. Я хотел бы добавить, что, в общем-то, российское      
телевидение считается одним из лучших в мире и говорить о том, что с            
принятием этого законопроекта мы уничтожим собственное телевидение, - это,      
мягко говоря, не соответствует действительности.                                
                                                                                
Ну и последнее, относительно деоффшоризации. Действительно, на сегодняшний      
день достаточно много каналов, в том числе и те, которыми владеют российские    
собственники и российские компании, находится в оффшорной зоне, но в этом       
плане наш закон как раз хороший стимул для того, чтобы перевести эту            
собственность в Российскую Федерацию. Я напомню, что не так давно несколько     
крупных компаний перевели свой бизнес из оффшоров на территорию Российской      
Федерации, и вот теперь пришла пора, наверное, сделать то же самое и в          
отношении средств массовой информации.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.                               
                                                                                
Да, это существенные пояснения: действительно, владельцы и управленцы - это     
разные субъекты, об этом надо помнить.                                          
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5496 по 5512 из 6525
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О средствах массовой информации".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.