Заседание № 46

05.08.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1169 по 1187 из 4895
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2    
порядка работы, о проекте федерального закона "О накопительно-ипотечной         
системе жилищного обеспечения военнослужащих". Доклад заместителя               
председателя Комитета по бюджету и налогам Николая Ильича Табачкова.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАБАЧКОВ Н. И., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный вам проект      
федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения     
военнослужащих" прошел правовую и лингвистическую экспертизы. В заключении      
Правового управления замечаний нет. Комитет предлагает принять его в третьем    
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний, вопросов? Нет. Переносится голосование     
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Спасибо, Николай Ильич.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1409 по 1427 из 4895
Сейчас объявляется "час голосования", нам необходимо определиться по вопросам   
2, 3 и 4. Уважаемые депутаты в рамках "часа голосования" ставится на            
голосование проект федерального закона "О накопительно-ипотечной системе        
жилищного обеспечения военнослужащих" в третьем чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4%                                     
Проголосовало против           91 чел.20,2%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                

Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1746 по 1991 из 5583
Пункт 16, о проекте федерального закона "О накопительно-ипотечной системе       
жилищного обеспечения военнослужащих". Доклад заместителя председателя          
Комитета по бюджету и налогам Николая Ильича Табачкова. Пожалуйста.             
                                                                                
ТАБАЧКОВ Н. И., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом рассмотрено          
девяносто девять поправок, поступивших к данному законопроекту, из них          
шестьдесят одна рекомендована к принятию и тридцать восемь рекомендованы к      
отклонению. Большинство принятых поправок связано с уточнением понятийного      
аппарата, редакции отдельных положений законопроекта и приведением их в         
соответствие с законодательством Российской Федерации.                          
                                                                                
К существенным поправкам относятся следующие. Первое, вводится принцип          
добровольности вступления в накопительно-ипотечную систему для                  
военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года. Таким образом,     
сохраняются неизменными условия прохождения военной службы по ранее             
заключенным контрактам.                                                         
                                                                                
Второе. Предлагается размер накопительного взноса устанавливать в федеральном   
законе о федеральном бюджете на очередной год. При этом в бюджете должны        
предусматриваться два вида расходов: это расходы на накопление и расходы на     
дополнительные выплаты военнослужащим при возникновении обстоятельств, на       
основании которых ранее предусматривалось выделение жилья, - болезнь,           
семейные обстоятельства и так далее.                                            
                                                                                
Третье. Четко определяется предельный размер целевого жилищного займа - как     
сумма имеющихся жилищных накоплений и возможных накопительных взносов до        
достижения военнослужащим предельного возраста, соответствующего присвоенному   
воинскому званию.                                                               
                                                                                
Четвертое. Четко устанавливается возможность свободного использования           
военнослужащим накоплений для приобретения жилья и на иные цели.                
                                                                                
В законопроект введены также положения об информировании военнослужащих о       
накопительно-ипотечной системе, уточнены совместно с комитетом по кредитным     
организациям вопросы страхования ответственности депозитария и управляющей      
компании, развернуты положения о кодексе профессиональной этики. Принята        
поправка о вступлении закона в силу с 1 января 2005 года, с тем чтобы иметь     
возможность внести необходимые изменения в другие законодательные акты - это    
законы "О статусе военнослужащих", "Об организации страхового дела в            
Российской Федерации" и некоторые другие. В поправках учтены замечания          
Президента Российской Федерации. Редакционные замечания, изложенные в           
заключении Правового управления, будут учтены при подготовке законопроекта к    
третьему чтению.                                                                
                                                                                
Просим рассмотреть таблицы поправок, представленные комитетом, для принятия     
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по таблице            
поправок, рекомендованных к принятию? Здесь шестьдесят одна поправка. Нет       
вопросов. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к           
принятию.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Здесь        
всего тридцать восемь поправок. Нет?                                            
                                                                                
Пожалуйста, Хованская Галина Петровна.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование из таблицы отклоненных поправок        
поправку 6.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 6. Нет больше замечаний? Ставится на             
голосование таблица поправок, рекомендованных к отклонению, без поправки 6.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Хованской Галине Петровне. По поправке 6.         
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые депутаты, я вас убедительно прошу обратить внимание   
на эту поправку, потому что на сегодняшний день военнослужащий, приобретая      
жилье по сертификату, уверен, что стоимость квадратного метра будет             
дифференцирована по регионам. То есть, отслужив, я смогу вернуться в Москву,    
в Питер, в дорогие города, где стоимость квадратного метра выше той средней     
стоимости, которая устанавливается вот этим законопроектом.                     
                                                                                
Второе. Если я сейчас служу и получаю деньги по сертификату, учитывают членов   
моей семьи. Один ребенок в семье военнослужащего, или два, или три - это как    
бы поощряется на сегодняшний день. По этому законопроекту вам рекомендуют       
иметь максимум одного ребенка, за второго, как в Китае, вас накажут, а о        
третьем даже не думайте, господа офицеры. То есть через двадцать лет службы     
вы будете иметь право на приобретение жилья по средней стоимости в пределах     
54 квадратных метров общей площади. Это соответствует вот по Москве,            
например, социальной норме на семью из трех человек. И на эту сумму             
приобрести жилье в Москве, в Петербурге, в других городах, где стоимость        
достаточно высокая даже социального жилья, военнослужащий не сможет. Это        
существенно ухудшает ситуацию для военнослужащих по сравнению даже с            
существующей на сегодняшний день сертификатной системой. Поэтому я вас          
убедительно прошу поддержать мою поправку, чтобы в армию все-таки у нас люди    
шли, иначе надеяться на то, что не все разберутся с тем, как будут              
обеспечиваться жильем с 2005 года новобранцы, не приходится, и будет отток, а   
не приток в нашу армию, а мы должны армию нашу укреплять.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Ильич, пожалуйста, ваши комментарии.                                    
                                                                                
ТАБАЧКОВ Н. И. Мы приняли другую поправку в такой редакции, что в последующие   
годы накопительный взнос на одного участника из накопительно-ипотечной          
системы устанавливается Правительством Российской Федерации в размере не        
менее чем размер, полученный путем индексации фактически перечисленного         
накопительного взноса за предыдущий год на уровень инфляции, установленный      
федеральным законом о федеральном бюджете для года внесения накопительного      
взноса.                                                                         
                                                                                
Мы ушли от конкретики, от того, что через семнадцать лет у нас будет не менее   
чем трехкомнатная или двухкомнатная квартира на одного участника                
накопительно-ипотечной системы. Для этого мы приняли другую поправку.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам - Макашов Альберт Михайлович.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, Макашову, микрофон.                                       
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Поскольку я знаю обстановку - всё-таки вся жизнь прошла в армии, - я прошу      
поддержать поправку депутата Хованской. Поддержать, потому что это              
действительно, ну, стоит того. А если правительство чего-то не умеет, значит,   
его за неумение надо наказать. Всё у меня.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Григорьев Сергей Михайлович. Пожалуйста.                           
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ С. М., фракция "Родина".                                              
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагаю поправку, предложенную Галиной Петровной          
Хованской, поддержать хотя бы потому, что уважаемый Николай Ильич, отвечая на   
поставленный ею вопрос, отвечал абсолютно не по существу. Она говорила об       
учете количества членов семьи военнослужащего при определении выделяемых для    
него средств - в ответе Николая Ильича прозвучало только об индексации на       
уровень инфляции. Это совсем другой момент.                                     
                                                                                
Прислушайтесь внимательно к предложению Галины Петровны и проголосуйте за эту   
поправку. Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость еще прокомментировать, Николай Ильич?                     
                                                                                
ТАБАЧКОВ Н. И. Я прошу прощения, но данным законопроектом мы рассматриваем      
предоставление жилья только военнослужащему, без учета членов его семьи.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость правительству прокомментировать     
ситуацию? Владислав Николаевич Путилин присутствует у нас. Пожалуйста.          
                                                                                
Включите микрофон в ложе правительства.                                         
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н., директор Департамента экономики программ обороны и               
безопасности Министерства экономического развития и торговли Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я хотел бы отметить, что принять поправку в той постановке, в которой Галина    
Петровна предлагает, не представляется возможным по формальному признаку,       
потому что она не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации,     
которая устанавливает, что государство гарантирует равенство прав и свобод      
человека и гражданина независимо от его места жительства. Поэтому привязать     
военнослужащего ценой квадратного метра к месту его призыва в армию - это не    
соответствует Конституции. Это первое.                                          
                                                                                
Второе. В самом деле данная поправка нарушает концептуальные положения          
закона. Закон предусматривает жилищное обеспечение только военнослужащего.      
Что касается членов семьи, то если член семьи, например супруга офицера,        
является военнослужащим, то он также пользуется всеми правами для участия в     
накопительно-ипотечной системе.                                                 
                                                                                
И третье. Мы предусматриваем, что военнослужащий зарабатывает своей службой и   
количество накопленных средств зависит не от его нуждаемости - а нуждаемость    
сейчас определяется по количеству членов семьи, - а от срока службы в           
Вооруженных Силах. И это принципиальное положение законопроекта.                
                                                                                
Мы не поддерживаем эту поправку. Спасибо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 6 из таблицы отклоненных. Предложение          
депутата Хованской - принять поправку, мнение комитета - отклонить.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6%                                     
Проголосовало против           27 чел.6,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Мы рассмотрели таблицы поправок, теперь нам необходимо определиться по          
законопроекту во втором чтении. Ставится на голосование законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4%                                     
Проголосовало против           85 чел.18,9%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 39

02.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1724 по 2002 из 7529
Переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. Пункт 8, проект         
федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения     
военнослужащих". Доклад официального представителя Правительства Российской     
Федерации директора Департамента экономики программ обороны и безопасности      
Минэкономразвития России Владислава Николаевича Путилина. Пожалуйста,           
Владислав Николаевич.                                                           
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
директор Департамента экономики программ обороны и безопасности Министерства    
экономического развития и торговли Российской Федерации.                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые законодатели! Вот уже несколько      
лет Правительством Российской Федерации ведется поиск путей решения острейшей   
проблемы обеспечения жильем военнослужащих. В процессе этой работы в 2002       
году были сделаны принципиальные выводы. Во-первых, проблема беcквартирных      
военнослужащих приобрела стабильный характер и превышает возможности            
государства по ее решению в рамках действующего законодательства. Во-вторых,    
действующая система обеспечения жильем военнослужащих перестала быть стимулом   
для военной службы и стала фактором, провоцирующим увольнение с военной         
службы. В-третьих, система жилищного обеспечения в условиях рыночной            
экономики нуждается в коренной модернизации.                                    
                                                                                
Два года тому назад Правительство Российской Федерации, реализуя данные         
выводы, одобрило разработку новой системы жилищного обеспечения                 
военнослужащих - накопительной системы. В прошлом году эта система при          
разработке ее основ трансформировалась в накопительно-ипотечную систему. 23     
марта текущего года Президентом Российской Федерации одобрены основные          
принципы построения этой системы, поручено в короткий срок подготовить и в      
мае внести в Государственную Думу соответствующий законопроект. При этом было   
особо указано на необходимость сохранения ныне существующих программ            
обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, накопительно-ипотечная        
система призвана не заменить, а дополнить социальный пакет, установленный       
Федеральным законом "О статусе военнослужащих", за счет дополнительных          
средств федерального бюджета без уменьшения средств на другие жилищные          
программы.                                                                      
                                                                                
Позвольте обратить ваше внимание на основные положения законопроекта. Первое.   
Основными идеей и целью законопроекта является создание основ для               
регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями               
инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения                
военнослужащих за счет федерального бюджета и поддержанием платежеспособности   
военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании. При этом                    
предусматривается переход от обеспечения военнослужащих за счет государства     
отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в    
собственность по избранному месту жительства. Накопление денежных средств       
осуществляется персонально путем ежегодного начисления бюджетных ассигнований   
на именной накопительный счет военнослужащего. Объем ежегодных начислений,      
как показано в финансово-экономическом обосновании, будет ориентирован с        
учетом индексации по инфляции на накопление денежных средств, достаточных для   
приобретения квартиры общей площадью 54 квадратных метра, в 2005 году это       
порядка 30 тысяч рублей на одного военнослужащего. Законопроект                 
предусматривает возможность приобретения жилья после трех лет нахождения в      
накопительно-ипотечной системе за счет ипотеки. Ипотечный кредит                
предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. Предполагается, что      
перечисленные меры обеспечат стабилизацию закрепления военных кадров, прежде    
всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности          
военнослужащих в продолжении военной службы.                                    
                                                                                
Второе. Действие предлагаемого законопроекта распространяется на лиц, имеющих   
статус военнослужащих, заключивших контракт с 1 января 2005 года. Категории     
данных военнослужащих прописаны конкретно. При этом следует иметь в виду, что   
к существующим сегодня двум категориям военнослужащих, особенности жилищного    
обеспечения которых различны и установлены действующим законодательством,       
добавляется третья категория, для которой с 1 января 2005 года открывается      
возможность обязательного накопления средств и добровольного участия в          
ипотечном кредитовании с целью решения жилищной проблемы. Таким образом,        
новация законопроекта, связанная с включением в новую систему только части      
военнослужащих, имеет прецедент.                                                
                                                                                
Третье. Какими путями предлагается реализовать жилищное обеспечение             
военнослужащих в рамках накопительно-ипотечной системы? Их четыре:              
формирование во время всего периода военной службы жилищных накоплений, учет    
которых осуществляется на именных накопительных счетах участников, и их         
последующее использование для приобретения жилья; предоставление целевого       
жилищного ипотечного займа; погашение обязательств по ипотечному кредиту,       
предоставляемому в объеме, не превышающем расчетного суммарного взноса за       
весь период военной службы участника; выплата по решению руководителя           
федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом        
предусмотрена военная служба, дополнительных денежных средств на жилищное       
обеспечение. Это касается уволенных по уважительным причинам с выслугой от      
десяти до двадцати лет.                                                         
                                                                                
Четвертое. Предполагается, что средства жилищных накоплений являются            
собственностью Российской Федерации и будут формироваться из следующих          
источников - накопительного взноса за счет средств федерального бюджета,        
учитываемых на именных накопительных счетах участников, и доходов от            
инвестирования жилищных накоплений. Для формирования накоплений могут           
использоваться иные средства, не запрещенные законодательством Российской       
Федерации, например личные средства военнослужащего.                            
                                                                                
Правительство Российской Федерации после вступления в силу настоящего закона    
устанавливает со следующего года размер базового накопительного взноса на       
одного участника. В последующие годы накопительный взнос на одного участника    
устанавливается правительством в не меньшем размере, чем полученный, путем      
индексации фактически перечисленного накопительного взноса предыдущего года     
на уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете    
года внесения накопительного взноса.                                            
                                                                                
Пятое. Особенности использования жилищных накоплений. Основанием                
возникновения права на использование накоплений являются: во-первых,            
достижение общей продолжительности военной службы двадцать лет и более, а       
также увольнение военнослужащего при общей продолжительности военной службы     
десять лет и более по уважительным служебным или семейным основаниям;           
во-вторых, каждый участник после пребывания в накопительно-ипотечной системе    
не менее трех лет имеет право на заключение с уполномоченным федеральным        
органом договора целевого ипотечного займа для приобретения жилья в             
собственность. Целевой заём предоставляется на период прохождения военной       
службы участником и является беспроцентным в этот период. Источником            
предоставления участнику данного займа являются жилищные накопления в объеме    
средств, учтенных на именном накопительном счете участника. Законопроектом      
предусматривается, что процесс накопления средств продолжается и после          
приобретения военнослужащим жилья с использованием ипотечного кредита и         
расчетов по кредиту, что позволит ему в последующем, если он продолжает         
службу, улучшить жилищные условия.                                              
                                                                                
Таким образом, мы полагаем, что преимущества накопительно- ипотечной системы    
по сравнению с действующим порядком заключаются в адресном целевом              
использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и    
установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности     
военной службы. В случае смерти или гибели военнослужащего члены его семьи      
имеют право на использование накопленных средств для решения своих жилищных     
проблем.                                                                        
                                                                                
Шестое. Для реализации предусматриваемых проектом закона положений              
потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета. Развернутое         
финансово-экономическое обоснование законопроекта имеется в материалах к        
данному заседанию. Согласно расчетам, в 2005 году из бюджета потребуется чуть   
более 1 миллиарда рублей. До 2009 года среднегодовой прирост финансовых         
средств составит около 2 миллиардов рублей, с 2009 по 2029 год - по 1           
миллиарду рублей. Максимальная годовая нагрузка на федеральный бюджет           
составит около 20 миллиардов рублей.                                            
                                                                                
Принятие законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в              
действующие законодательные акты, а также нормативные правовые акты             
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,           
регулирующие вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих.           
Одновременно с этим законом должен вступить в силу закон о внесении изменений   
в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".                                 
                                                                                
Таковы основные особенности данного законопроекта, который рассмотрен и         
концептуально поддержан профильными комитетами Государственной Думы.            
Высказанные при этом и по итогам правовой экспертизы замечания, по нашей с      
авторами замечаний оценке, могут быть учтены в дальнейшей работе над            
законопроектом. Имеется договоренность с соответствующими комитетами            
Государственной Думы о совместной работе по совершенствованию законопроекта.    
                                                                                
В заключение позвольте поблагодарить уважаемых депутатов за внимание и          
плодотворную совместную работу над проектом закона "О накопительно-ипотечной    
системе жилищного обеспечения военнослужащих".                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Николаевич, пока присаживайтесь.       
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает заместитель председателя Комитета     
по бюджету и налогам Николай Ильич Табачков.                                    
                                                                                
ТАБАЧКОВ Н. И., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект направлен     
на создание с 2005 года новой, накопительно-ипотечной системы жилищного         
обеспечения военнослужащих.                                                     
                                                                                
В соответствии с решением Совета Государственной Думы законопроект рассмотрен   
комитетами Государственной Думы по бюджету и налогам, по обороне, по            
кредитным организациям и финансовым рынкам, по собственности и по               
промышленности, строительству и наукоемким технологиям. В заключениях всех      
комитетов сделаны выводы о целесообразности принятия законопроекта в первом     
чтении и даны предложения о дальнейшей его доработке.                           
                                                                                
Общее мнение комитетов о необходимости принятия данного законопроекта вызвано   
неблагоприятным положением, сложившимся в сфере обеспечения жильем              
военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. В настоящее время             
количество нуждающихся в жилье военнослужащих только по Министерству обороны    
достигает 160 тысяч человек, 139 тысяч бесквартирных военнослужащих и 28        
тысяч стоит на очереди на улучшение жилищных условий. Фактически государство    
не справляется с принятыми на себя обязательствами, подлежащие увольнению       
военнослужащие продолжают занимать служебные жилые помещения, в том числе в     
закрытых городках. Вновь прибывшим военнослужащим приходится метаться в         
поисках найма какого-либо жилья, это не только отвлекает их от несения          
военной службы, но и показывает молодому пополнению                             
военнослужащих-контрактников безрадостную перспективу решения жилищной          
проблемы.                                                                       
                                                                                
Рассматриваемый законопроект направлен на решение жилищной проблемы именно      
молодого контингента военнослужащих, имеющих незначительную выслугу, - пять     
лет и менее, которым гарантируется накопление через двадцать лет службы         
достаточного объема средств в размере стоимости жилищного сертификата для       
приобретения жилья среднего размера, ну, в пределах двухкомнатной квартиры.     
Гарантии государства достигаются, во-первых, ежегодной индексацией взносов,     
во-вторых, погашением ипотечного кредита и процентов по нему за счет            
государства, в-третьих, осуществлением инвестиционной деятельности с            
централизованным использованием накапливаемых средств, находящихся в            
собственности государства, без привлечения участников системы, то есть все      
риски данной деятельности берет на себя государство. Законопроект стимулирует   
длительное прохождение военнослужащими военной службы в течение всего периода   
накопления средств, которые могут быть использованы не только на приобретение   
жилья, но и на иные цели, естественно, после уплаты соответствующих налогов.    
                                                                                
В то же время законопроект не решает проблемы обеспечения жильем основного      
контингента военнослужащих, для которых остается действующий порядок,           
предусмотренный законом "О статусе военнослужащих", поэтому средства на         
накопительно-ипотечную систему из федерального бюджета начиная с 2005 года      
планируется выделять дополнительно. Они не должны влиять на существующие        
планы строительства и приобретения жилья для военнослужащих, в том числе        
служебного жилья и жилья, приобретаемого по государственным жилищным            
сертификатам.                                                                   
                                                                                
Принципиальным положением законопроекта является обязательное вступление в      
предлагаемую накопительно-ипотечную систему определенного контингента           
военнослужащих. В этом случае положения законопроекта входят в противоречие     
со статьями 3, 4 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В         
частности, законом установлено, что военнослужащие со сроком службы более       
десяти лет не могут быть без их согласия уволены с военной службы без           
предоставления жилищного сертификата. С целью исключения подобных               
противоречий в законодательстве принятие данного законопроекта, как отмечено    
в большинстве заключений, потребует внесения изменений и дополнений в ряд       
законов, устанавливающих правовые нормы обеспечения жильем военнослужащих.      
Это может быть сделано одновременно или учтено при определении порядка          
вступления в силу данного закона.                                               
                                                                                
Комитет не согласился с замечанием Правового управления (пункт 2 заключения)    
о несоответствии законопроекта части 3 статьи 40 Конституции Российской         
Федерации, устанавливающей предоставление жилых помещений бесплатно или за      
доступную плату из государственного жилищного фонда нуждающимся в жилище        
только указанным в законе гражданам. По мнению комитета, данная норма не        
относится к предлагаемому в законопроекте порядку обеспечения жильем            
военнослужащих. Получаемое ими жилье не относится к категории социального       
жилья и передается им в собственность.                                          
                                                                                
Другие замечания и предложения, отмеченные в заключениях комитетов и            
Правового управления, не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть       
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Это касается вопросов    
использования накопленных средств, определения условий предоставления           
целевого жилищного займа и установления санкций в случае нарушений при его      
погашении, оказания помощи участникам системы в приобретении жилья,             
обязательного страхования ответственности специализированного депозитария и     
управляющей компании, определения размеров базового накопительного взноса,      
уточнения порядка инвестирования накопленных средств, а также уточнения         
отдельных положений законопроекта.                                              
                                                                                
Учитывая направленность законопроекта на решение жилищной проблемы              
военнослужащих без снижения уровня обеспечения жильем всех категорий            
военнослужащих, комитет по бюджету рекомендует Государственной Думе принять     
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Ильич. Оставайтесь пока на трибуне.      
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос у Плетнёвой   
Тамары Васильевны. Пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня вопрос к Владиславу Николаевичу.                                         
                                                                                
Владислав Николаевич, в своем выступлении вы сказали о том, что семья в         
случае потери кормильца, имеется в виду семья военнослужащего... Ну,            
например, прослужил десять лет, случилось несчастье, человек умер, осталась     
семья. В законопроекте прописано, что семья может эти средства использовать.    
Но ведь семье-то нужна квартира, а не эти средства! Как вы считаете, не         
справедливее было бы прописать, что вот в таком случае семья может получить     
доплату от государства?                                                         
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н. Спасибо. Очень хороший вопрос. Мы в своем законопроекте           
пытались снять существующие в нынешнем законодательстве положения, когда        
семья военнослужащего после его гибели, если у нее возникает жилищная           
проблема, не имеет права на получение жилья от федерального органа              
исполнительной власти, в котором проходил службу военнослужащий.                
                                                                                
Наш законопроект предполагает, что семья в случае гибели военнослужащего        
получит накопленные деньги плюс то, что муж, если бы был жив, накопил бы за     
двадцать лет службы.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы?                                                            
                                                                                
Коллеги, тогда запишитесь на вопросы, и мы ограничимся списком.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2007 по 2422 из 7529
Галина Петровна Хованская, пожалуйста.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Владислав Николаевич, у меня вопрос по статье 10, пункту 3. Я этот    
вопрос задавала на заседании правительства и была поддержана и премьером, и     
докладчиком. Докладывал Греф этот законопроект, если вы помните. Так вот, он    
остался, к сожалению, в той же самой редакции.                                  
                                                                                
То есть о чем я хочу сказать? Если человек отслужил десять лет, накопил         
какие-то средства, потом по семейным обстоятельствам он вынужден был покинуть   
службу, почему при неопределенности формулировки "по семейным                   
обстоятельствам" решение вопроса о предоставлении ему накопленных средств       
передается еще дополнительно в какой-то федеральный орган исполнительной        
власти, вместо того чтобы сделать эту позицию безусловной?                      
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н. Спасибо. Вот как раз оценки некоторых комитетов разошлись по      
одной простой причине: если военнослужащий увольняется по семейным              
обстоятельствам, связанным с тем, что его жена или дети не могут жить в         
данной местности, и если этим вопросом будет заниматься командир части, то он   
не найдет ему место, если же этим вопросом будет заниматься министр обороны     
или соответствующее должностное лицо аналогичного уровня, то военнослужащему    
найдут место, где бы служил он и его семья комфортно себя чувствовала бы.       
Только поэтому в настоящей редакции оставлено так, как вот здесь записано. Но   
мы договорились с комитетом, что в процессе работы мы готовы принять            
предложения депутатов и изменить данную норму, но это касается только           
неучастия федерального руководителя в решении вопроса, связанного со смертью    
военнослужащего.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Махмудов, ваш вопрос.                    
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Владислав Николаевич, фактически с принятием этого законопроекта      
государство снимает с себя обязательства по обеспечению военнослужащих          
жильем. Вопрос такого характера: вот накопительный взнос, который должен идти   
из бюджета, - где гарантия того, что этот накопительный взнос будет обеспечен   
государством? И каков будет его размер в случае, скажем, каких-то финансовых    
затруднений, каких-то моментов, когда бюджет может испытывать какие-то          
сложности? Опять-таки есть ли здесь гарантии вот хотя бы в этой части?          
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н. Спасибо. Очень больной, очень существенный вопрос. В настоящее    
время государство гарантирует предоставление жилья военнослужащим. Гарантия     
не обеспечивается возможностями государства. В результате накопились            
обязательства государства, оцениваемые в 10 миллиардов долларов, и выполнить    
эти обязательства государство в течение ближайших сорока лет не сможет.         
Поэтому предлагается необеспеченные гарантии государства перевести в право      
военнослужащего получить от государства денежные средства на решение вопроса    
жилищного обеспечения. Данное право военнослужащего защищается в том числе и    
в суде, в отличие от той системы, когда военнослужащий не может потребовать     
выполнения продекларированных гарантий государства.                             
                                                                                
Расчеты, проведенные при подготовке данного законопроекта, показывают           
следующее. Если военнослужащий будет служить до достижения предельного          
возраста в соответствующем воинском звании, например старший офицер в звании    
до полковника (не включительно, до полковника) - это сорок пять лет, то в       
настоящее время по социальным нормам он получает квартиру, или имеет право на   
квартиру, площадью 65 метров. Наша система предусматривает, что он за это       
время заработает квартиру площадью 73 метра. Полковник, достигший возраста      
пятидесяти лет, по нынешним нормам получает 72 метра. По нашим расчетам,        
полковник за это время заработает квартиру площадью более 95 метров.            
                                                                                
Система является устойчивой, при получении дохода инвестиционного в             
накопительной части в размере 3 процентов сверх уровня инфляции она остается    
устойчивой и обеспечивает все издержки при росте сверх уровня инфляции 0,1-1    
процент. Система, к сожалению, беззащитна, как и все мы с вами, при дефолте,    
при кризисе, но при этом договором будет предусмотрено, что в этой ситуации     
обязательства непогашенные берет на себя государство, а не военнослужащий.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному                 
законопроекту? Желающих нет.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не вижу у вас желающих от фракции. От фракции           
Савицкая? Никто пока не поднял у вас руку. Пожалуйста, Савицкая Светлана.       
                                                                                
Включите микрофон депутату Савицкой.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто руки не поднял.                                     
                                                                                
Включите микрофон депутату Савицкой Светлане Евгеньевне.                        
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Руку поднимала дважды, смотреть лучше надо.                                     
                                                                                
Фракция Компартии Российской Федерации...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон. Предоставьте, пожалуйста,             
возможность высказаться Григорьеву, фракция "Родина", а потом Савицкая          
выскажется.                                                                     
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ С. М., фракция "Родина".                                              
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты, уважаемый представитель    
правительства! Хочу обратить ваше внимание на то, что рассматриваемый           
законопроект находится в том же самом русле, что и законопроект, который мы     
будем обсуждать по пункту 9 повестки дня.                                       
                                                                                
Жилищные проблемы военнослужащих имеют комплексный характер и оказывают как     
прямое, так и опосредованное влияние на состояние и развитие Вооруженных Сил,   
а также на социальный климат в воинских коллективах и семьях военнослужащих.    
Те пути, которыми решается эта проблема в настоящее время, вам хорошо           
известны. Обращу внимание только на один из них, который играет особую роль в   
деле стабилизации военных кадров и воинских коллективов, - это создание         
служебного жилья для военнослужащих. Заметьте, программа создания этого жилья   
рассчитана до 2015 года, что выходит далеко за период нашего пребывания в       
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Рассматриваемый законопроект вводит несколько иной, чем ранее, декларирующий    
свою новизну и привлекательность, во многом мнимую, путь решения жилищной       
проблемы военнослужащих на основе активного задействования рыночных             
механизмов. При этом совершенно не рассматриваются присущие ему недостатки.     
При рассмотрении законопроекта в рабочей группе, при неоднократных              
обсуждениях в Комитете по обороне стало очевидным, что ввод в действие          
накопительно-ипотечной системы в настоящее время не увязан с иными              
направлениями обеспечения военнослужащих жильем. Решение принимается при        
отсутствии проектных предложений по бюджетному обеспечению строительства        
жилья в рамках действующего законодательства, по созданию фонда служебного      
жилья. Вопросы финансирования аренды жилья для военнослужащих вообще не         
затрагивались при рассмотрении.                                                 
                                                                                
В результате принятия данного законопроекта без взвешенного рассмотрения всех   
возможных путей решения жилищной проблемы и решения задачи их оптимального      
финансирования для укрепления Вооруженных Сил проблемы Вооруженных Сил могут    
только обостриться. Процесса ускоренного увольнения молодых офицеров из         
Вооруженных Сил, бюджетные потери из-за которого огромны, этот закон не         
остановит. Возрастет социальная напряженность в воинских коллективах и семьях   
военнослужащих, разделенных по способу и перспективам получения жилья.          
                                                                                
Эффективность расходования бюджетных средств на накопительно-ипотечную          
систему вызывает серьезные сомнения. За военнослужащего, приобретающего жилье   
по ипотеке, государство будет платить в расчете на квадратный метр не менее     
чем в полтора - два раза больше, чем на этапе инвестирования. Более того,       
привлечение средств военнослужащих для оплаты ипотечного кредита в условиях     
крайне низкого денежного довольствия является попыткой переложить               
ответственность государства на плечи самих военнослужащих, что приведет к еще   
большему ухудшению материального положения военнослужащих и их семей.           
                                                                                
Расчетные материалы, представленные в обоснование законопроекта, подготовлены   
на основе благоприятных прогнозов и совершенно не учитывают реальной ситуации   
и тенденций на рынке жилья. Так, даже при 6-процентном росте цен на жилье - а   
с 2000 года их рост был гораздо более значительным - покупательная              
способность накоплений одного участника системы к 2024 году достигнет лишь 29   
квадратных метров, а не 83,6, как указано в сопровождающих законопроект         
документах. Представьте себе реакцию военнослужащего и его товарищей по         
оружию в случае такого развития событий. И в таких условиях представитель       
правительства отказывается от внесения в законопроект каких-либо гарантий       
государства по обеспечению военнослужащих именно жильем, а ни неким заранее     
определенным количеством денег, накопленных на счете.                           
                                                                                
Отказ от государственных гарантий наряду с низким уровнем денежного             
довольствия военнослужащих и постепенной отменой предоставленных ему льгот и    
компенсаций существенно снижает мотивацию граждан к военной службе. Короче, с   
настойчивостью, достойной лучшего применения, мы всё больше отдаляем            
военнослужащих от государства, рвем связывающие их тончайшие нити доверия.      
Последствия не замедлят проявиться.                                             
                                                                                
В выступлениях, предшествующих моему, вам, уважаемые депутаты, были             
представлены благие намерения. В этих условиях фракция "Родина" оценивает       
законопроект как недостаточно проработанный, не способствующий комплексному     
решению жилищной проблемы военнослужащих, не препятствующий преодолению         
нарастающих в Вооруженных Силах проблем, лишающий военнослужащих важнейших      
гарантий государства в исключительно чувствительной области социальной сферы    
и являющийся пусть небольшим, но вкладом в дестабилизирующие процессы,          
происходящие в области обеспечения национальной безопасности страны.            
Соответственно, фракция рекомендует его отклонить.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Единая Россия" - Сигуткин Алексей Алексеевич. (Выкрики из зала.)    
                                                                                
Сейчас дойдет очередь и до КПРФ, начали всё правильно. Сигуткин нажал кнопку,   
а Светлана Евгеньевна даже этим себя не утруждает.                              
                                                                                
СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы,       
представители Президента и Правительства Российской Федерации! Комитет по       
обороне, как комитет-соисполнитель, очень внимательно рассматривал проект       
федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения     
военнослужащих". Обсуждение было продолжительным, неоднократным и               
сопровождалось жаркими дискуссиями. Подтверждением является то, что из троих    
выступающих трое являются членами Комитета по обороне. Члены комитета имели     
возможность задать вопросы по законопроекту представителям Министерства         
обороны, Министерства экономического развития и торговли и Министерства         
финансов и получили на них ответы, разъяснения.                                 
                                                                                
По итогам состоявшегося рассмотрения законопроекта большинством голосов         
членов комитета было принято решение поддержать предложенную Правительством     
Российской Федерации концепцию законопроекта. При принятии указанного решения   
Комитет по обороне исходил из того, что существующая в настоящее время          
система жилищного обеспечения военнослужащих на протяжении длительного          
периода времени находится в кризисе, который с каждым годом становится всё      
более острым. Для нас совершенно очевидно, что в настоящее время жилищное       
обеспечение военнослужащих должно осуществляться государством по двум           
направлениям: первое - предоставление военнослужащим служебного жилья по        
месту прохождения военной службы, второе - оказание финансовой помощи при       
приобретении военнослужащими жилья для постоянного проживания.                  
                                                                                
Предлагаемый Правительством Российской Федерации перевод обязательств           
государства по обеспечению военнослужащих жильем для постоянного проживания в   
денежную форму имеет очевидные положительные моменты, основные из которых       
состоят в следующем: существенно возрастает степень свободы и                   
самостоятельности военнослужащих при принятии ими решения о времени             
приобретения жилья, его качестве, размере и местоположении; повышается          
заинтересованность военнослужащих в длительной и добросовестной военной         
службе, от чего напрямую зависит объем их прав на финансовую помощь             
государства по жилищному обеспечению; увеличиваются возможности по оценке       
достаточности объема выделяемых финансовых средств федерального бюджета на      
выполнение обязательств государства по жилищному обеспечению военнослужащих и   
по контролю правильности и целевого характера использования этих финансовых     
средств.                                                                        
                                                                                
К сожалению, рассматриваемый законопроект не лишен и недостатков. К числу их    
можно отнести то, что нет конкретных расчетных показателей или указаний на      
методику, по которым можно было бы определить объем необходимой финансовой      
помощи для приобретения жилья по истечению срока службы. И это делает в         
какой-то мере неопределенной для военнослужащих перспективу приобретения        
жилого помещения для постоянного проживания с использованием финансовой         
помощи государства. И это действительно особенно актуально в условиях           
значительного колебания цен на жилье.                                           
                                                                                
В рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих    
не учитывается состав семьи военнослужащего, что, по нашему мнению, не вполне   
справедливо.                                                                    
                                                                                
В качестве основных замечаний по законопроекту отмечаем следующее: поскольку    
в настоящее время все основные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих     
определены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", очевидно, что        
принятие рассматриваемого законопроекта "О накопительно-ипотечной системе       
жилищного обеспечения военнослужащих" нелогично без одновременного внесения     
поправок в названный федеральный закон. К сожалению, Правительство Российской   
Федерации этих предложений не внесло, но я хочу проинформировать, что           
договоренность устная о внесении таких поправок ко второму чтению достигнута.   
                                                                                
Законопроект предполагает включение в число участников накопительно-ипотечной   
системы офицеров - выпускников высших военно-учебных учреждений                 
профессионального образования 2005 года. При этом по контрактам для них         
предусматривается другая система. Мы полагаем, что изменение существенных       
условий заключенных военнослужащими контрактов, а жилищное обеспечение,         
безусловно, относится к таковым, не может быть осуществлено иначе как с         
согласия самих военнослужащих.                                                  
                                                                                
Законопроект делегирует Правительству Российской Федерации полномочия           
определять базовый размер накопительного взноса на одного участника             
накопительно-ипотечной системы в 2005 году, а также размер накопительного       
взноса в последующие годы. Принимая во внимание особый характер военной         
службы, мы полагаем целесообразным указанное положение учитывать по             
предложению Правительства Российской Федерации в принимаемых федеральных        
законах о федеральных бюджетах на очередной год.                                
                                                                                
В законопроекте предусмотрен механизм обеспечения сохранности финансовых        
средств накопительно-ипотечной системы, тем не менее угроза их потери           
существует. Мы полагаем, что накопленные на именных накопительных счетах        
военнослужащих финансовые средства, а также предусмотренные законопроектом      
доплаты должны выплачиваться своевременно и в полном объеме и для этого         
следует предусмотреть механизм восполнения из федерального бюджета утраченных   
не по вине военнослужащих средств.                                              
                                                                                
Коллеги, в завершение выступления позволю обратить ваше внимание на то, что     
внесенный Правительством Российской Федерации законопроект рассчитан на         
перспективу и будет действовать в отношении только тех военнослужащих,          
которые сегодня начинают свою службу, и его принятие практически не отразится   
на тех, кто уже проходит службу. Пользуясь случаем, хочу сказать                
присутствующим сегодня на пленарном заседании представителям Правительства      
Российской Федерации о необходимости комплексного подхода к проблемам           
жилищного обеспечения военнослужащих. В этих целях Комитет по обороне           
полагает целесообразным рассмотреть возможность реализации следующих мер.       
                                                                                
В первую очередь необходимо разработать и принять федеральную программу по      
ускоренному формированию фондов служебного жилья для военнослужащих             
федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена      
военная служба. Успешная ее реализация позволит военнослужащим                  
сосредоточиться на исполнении обязанностей военной службы. Комитет полагает     
целесообразным в рассматриваемом нами законопроекте предусмотреть в качестве    
временной меры в течение 2005-2007 годов ведение только бухгалтерского учета    
финансовых обязательств государства в рамках накопительно-ипотечной системы     
жилищного обеспечения военнослужащих, а средства использовать для               
опережающего решения проблем формирования фонда служебного жилья и выполнения   
текущих обязательств, в 2008 году в рамках накопительно-ипотечной системы       
обеспечить финансовыми средствами заявки, а оставшиеся средства также           
зарезервировать на эти же цели. И наконец, важным резервом финансовых средств   
для решения проблем жилищного обеспечения военнослужащих, по мнению Комитета    
по обороне, являются средства, расходуемые в настоящее время на содержание      
жилищного фонда Министерства обороны, в котором в большинстве своем проживают   
граждане, утратившие связь с Вооруженными Силами, войсками и другими            
воинскими формированиями. Полагаем необходимым принять меры к                   
незамедлительной передаче этого фонда с баланса Министерства обороны в том      
состоянии, в котором он находится, а высвободившиеся средства направить на      
целевое решение, формирование фонда служебного жилья. Надеемся, что             
правительство учтет пожелания комитета до начала рассмотрения законопроекта     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
В целом комитет поддерживает концепцию перевода обязательств государства по     
жилищному обеспечению из формы предоставления жилых помещений в денежную        
форму.                                                                          
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Алексеевич, я так понимаю, комитет за принятие в первом чтении? Да.     
                                                                                
Слово предоставляется депутату Савицкой Светлане Евгеньевне. Пожалуйста.        
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Я выступаю от фракции Компартии Российской Федерации.            
                                                                                
Фракция считает обеспечение военнослужащих жильем важнейшим вопросом, который   
обязано решить государство. Сегодня в законодательстве прописан механизм,       
который юридически гарантирует военным предоставление жилья. К стыду            
государства, социально-экономическая политика правительства не позволяет до     
сих пор в полном объеме обеспечить военных гарантированным жильем. Не решили    
вопроса и сертификаты Немцова.                                                  
                                                                                
Мы готовы поддержать любую законодательную инициативу, которая бы реально       
обеспечила военнослужащим гарантированное получение жилья. Однако внесенный     
правительством и рассматриваемый сегодня законопроект, разрекламированный       
господином Грефом как палочка-выручалочка, способная решить проблему жилья      
для военных, на самом деле решает совершенно другую проблему, если посмотреть   
в корень. Концепция этого законопроекта отменяет гарантированное получение      
военными именно жилья, а взамен этого предлагается некая сумма денег, которой   
скорее всего через двадцать лет не хватит на получение жилья по социальной      
норме, даже на 54 квадратных метра, не говоря уж о 90 и 100 метрах, которые     
сейчас упоминал представитель правительства. Более того, концепция закона не    
дает государственной гарантии сохранности этих денег, которые будут, как        
предполагается, зачислены на личный счет военного, но гарантий их               
сохранности, повторяю, не предполагается, так как эти счета будут               
государством переданы неким частным управляющим компаниям или фондам,           
очевидно, по выбору господина Грефа или другого члена правительства. И          
никаких государственных гарантий сохранности этих денег не предусмотрено,       
хотя по закону они и будут считаться собственностью государства.                
Государственных гарантий сохранности этих средств не только в случае дефолта,   
как говорил представитель правительства, а и просто в случае банкротства или    
негодного управления не предусматривается. Кстати, это признали на заседании    
Комитета по обороне представители правительства, когда речь шла о               
финансово-экономической части. Это было признано.                               
                                                                                
Так как концепция закона ныне прописанную гарантию получения жилья отменяет,    
то военнослужащий в будущем не будет иметь права обратиться в суд именно за     
жильем. И хотя представитель правительства здесь говорил, что ныне этого        
права нет, но сегодня-то военные как раз имеют право судиться, потому что им    
обязаны предоставить жилье. В будущем у них не будет официально                 
предоставленного права получать именно жилье, а не какую-то сумму денег. И      
если после банкротства управляющей компании что-то случится, государство        
ничего не гарантирует. А ведь могут еще резко вырасти и цены на жилье, и        
никакие инфляционные повышения не спасут эту сумму. Тогда само жилье уже        
никто не сможет просить, и судиться будут только по поводу вот этих вот         
эфемерных сумм. Такова концепция.                                               
                                                                                
Одновременно в законопроекте есть целый ряд вопросов по конкретным ситуациям    
военной службы, которые могут не сработать, об этом подробно говорил            
представитель фракции "Родина", кстати говоря, да и в заключении комитета это   
отражается. И это тоже имеет свою концептуальную составляющую, поэтому,         
голосуя сегодня за этот законопроект, мы можем проголосовать за концепцию,      
которая лишит гарантий права на жилье. Фактически, таким образом, за благими    
намерениями, продекларированными правительством, просматривается совсем         
другая схема, схема, когда государственные деньги будут выделяться частным      
фирмам и фондам, управляющим компаниям и без всякого государственного           
контроля будут находиться там достаточно длительное время. Мы против такой      
концепции. Мы готовы поддержать закон, если концепция будет изменена на         
такую, которая гарантирует, повторяю, не только сохранность денег, но и         
гарантирует получение именно жилья. Мы будем голосовать против этого            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Евгеньевна.                             
                                                                                
Владислав Николаевич, есть ли необходимость в заключительном слове? У нас       
всего пять минут до перерыва.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, несколько минут, пожалуйста, чтобы полемику не        
начинать...                                                                     
                                                                                
ПУТИЛИН В. Н. Я хотел бы еще раз поблагодарить депутатов Государственной        
Думы, которые вместе с нами, с нашей рабочей группой, работали с 23 марта над   
данным законопроектом. И все прозвучавшие здесь замечания, в том числе и        
такие резкие, которые ставят под сомнение концептуальную сущность               
законопроекта, как показала наша работа с конструктивно настроенными людьми,    
могут быть учтены, и есть возможность значительно усовершенствовать             
законопроект при подготовке его ко второму чтению. Мы также обеспокоены         
обеспечением конституционной защищенности военнослужащего. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя президента нет вопросов. Уважаемые коллеги, просьба             
определиться голосованием. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в       
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против           98 чел.21,8%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.