Заседание № 208
О проекте федерального закона № 603839-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации". Доклад члена Комитета по энергетике Геннадия Ивановича Скляра, пожалуйста. СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 07 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 207
О проекте федерального закона № 603839-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации" (принят в первом чтении 19 февраля 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации". Докладывает Геннадий Иванович Скляр. СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило три поправки, все они носят юридико-технический характер, сформированы в таблицу № 1. Комитет просит поддержать поправки и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 35 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 03 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо.
Заседание № 189
О проекте федерального закона № 603839-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя генерального директора "Росатома" Сергея Геннадьевича Новикова. Пожалуйста. НОВИКОВ С. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительством Российской Федерации внесён законопроект, в соответствии с которым предлагается внести изменение в закон о госкорпорации, дополнив полномочия корпорации полномочием по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации и финансируется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, а также проверки результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации. Предлагаемое изменение обусловлено тем, что в настоящее время отсутствуют орган или организация, уполномоченные на проведение проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за рубежом. При этом Градостроительный кодекс не регулирует вопросы, связанные со строительством, осуществляемым на территории иностранного государства, поэтому предусматривается внесение изменения только в закон о Госкорпорации "Росатом". Порядок проведения проверок будет устанавливаться корпорацией, обладающей необходимыми компетенциями и выступающей в определённом смысле гарантом исполнения обязательств от имени Российской Федерации при сооружении объектов использования атомной энергии за пределами территории Российской Федерации. Проверка проектной документации будет проводиться на предмет оценки соответствия требованиям законодательства иностранного государства, на территории которого запланировано строительство, требованиям российских технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. По результатам проверок будет выдаваться заключение о соответствии или несоответствии проектной документации и инженерных изысканий указанным требованиям. Просьба поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Геннадьевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Геннадий Иванович Скляр. СКЛЯР Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Законопроектом решается важная задача обеспечения строительства атомных электростанций российского дизайна качественной проектной документацией, соответствующей требованиям стран, на территории которых указанные атомные электростанции сооружаются. Реализация закона не повлечёт за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел данный законопроект, поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. По ведению - Баталова Рима Акбердиновна. БАТАЛОВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По вопросу 11 Баталова голосовала за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть. Переходим к вопросам. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Сергей Геннадьевич, насколько мы понимаем, как следует из данного законопроекта, документация для строительства на территории иностранного государства может изготавливаться тем проектным институтом, который работает в данной стране. Вы подготовите, скажем так, экспертизу того проекта, который вы получили, но строительство будет осуществляться в иностранной юрисдикции - вопрос: а каковы правовые основания использовать для изменений этого проекта заключение "Росатома"? То есть приведите конкретный пример. Или строительство ведётся только по российским проектам? Ну, если речь идёт о российском проекте, то у нас есть, наверное, возможность на территории при подготовке проекта это сделать. Поэтому поясните, какова ситуация в реальности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Геннадьевич. НОВИКОВ С. Г. Уважаемые коллеги, строительство ведётся по российским проектам, при этом если говорить о комплектующих, или составляющих, или оборудовании, то они могут быть как российского производства, так и производства иностранного государства (ну, "Сименс", например, или другие крупные компании, которые обладают компетенциями в этой сфере). При этом российский проект, который реализуется на территории иностранного государства, делается, адаптируется с учётом в том числе требований законодательства этого иностранного государства, поэтому, собственно, проверка проектно-сметной документации, которая делается, как правило, практически всегда российскими проектными институтами, будет осуществляться... Ну, по факту она так и осуществляется, если это коммерческий проект, а в данном случае, если частично эта стройка финансируется за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, проверка будет осуществляться уже Госкорпорацией "Росатом", которая обладает соответствующими контрольными полномочиями, на предмет соответствия проекта как требованиям иностранного законодательства (которые зачастую приходится нам самим же и предлагать к принятию соответствующей стране, так называемому новичку, где впервые строится объект использования атомной энергии), так и требованиям российского законодательства. Поэтому здесь, собственно, комплексный подход. И в рамках коммерческих проектов на сегодняшний день жизнь устроена именно таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Сергей Геннадьевич, у меня вопрос к вам, как к представителю правительства. Я в последнее время наблюдаю какую-то тенденцию к автономизации наших министерств и ведомств, в частности корпораций государственных. Вчера в Комитете по охране здоровья мы рассматривали законопроект, которым предлагается Министерству обороны создать отдельную с структуру по регистрации лекарственных средств и медицинских изделий. Мне кажется, тут нарушается принцип разделения исполнительной деятельности и надзорной деятельности - получается, как в известном выражении про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. У меня такой вопрос: каким будет заключение "Росатома", если по результатам проверки проектная документация по большей части не будет соответствовать российским стандартам, но при этом будет отвечать требованиям иностранного государства? Какое будет решение? НОВИКОВ С. Г. Ответ на самом деле очень простой. В соответствии с действующей практикой, если мы говорим об использовании средств бюджетной системы Российской Федерации (ну, ещё раз повторю, что в рамках коммерческих контрактов это и так используется), Госкорпорация "Росатом" выступает фактически, скажем так, в двоякой позиции, имеет две задачи. Во-первых, мы реализуем позицию Российской Федерации по отношению к этому объекту, который строится на территории иностранного государства, и являемся фактически единственным российским компетентным органом, который такого рода сопровождение может организовать. Во-вторых, нам крайне важно, чтобы российским законодательством такого рода функционал был возложен на госкорпорацию, потому что это существенным образом облегчает наши, ну, даже не сказать коммерческие, содержательные, в том числе технологические, переговоры с представителями иностранного государства. То есть у нас не просто коммерческий интерес, связанный с реализацией проекта, а это действительно позиция Российской Федерации, которая наделила Госкорпорацию "Росатом" такого рода компетенцией. Вот здесь такая двоякая история. При этом, повторюсь, здесь речь не идёт о финансовых аспектах, здесь речь идёт о технологических, инженерных аспектах, связанных с реализацией проекта, где ключевым фактором являются вопросы безопасности. И на сегодняшний день мы фактически, ещё раз повторю, являемся единственным компетентным органом, который может соответственно сопрячь те позиции, которые есть в иностранном законодательстве, с позициями, с регламентами, которые есть в Российской Федерации. При этом хочу сказать, что если говорить о технических требованиях и требованиях безопасности, то по факту получается, что зачастую законодательство иностранных государств более мягкое, чем законодательство Российской Федерации, поэтому проверки происходят, ну, собственно, по обеим составляющим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Сергей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, как в настоящее время складываются отношения на этот счёт? Кто сегодня проводит проверки проектной документации объектов атомной энергетики, строительство которых осуществляется за пределами нашего государства, а также результатов инженерных изысканий, которые выполняются для подготовки такой проектной документации? И как эти отношения изменятся в случае принятия данного проекта федерального закона? НОВИКОВ С. Г. Спасибо. По факту на сегодняшний день госкорпорация эту функцию выполняет не только в рамках коммерческих проектов, но и в рамках тех проектов, которые строятся с привлечением средств бюджетной системы. Другое дело, что в последние несколько лет проходил целый ряд проверок госкорпорации внешними контролирующими надзорными органами, по итогам этих проверок, например, Счётная палата фиксировала, что, по её мнению, такого рода, скажем так, самостоятельные проверки недостаточны, когда речь идёт не о коммерческих проектах или не о вполне коммерческих проектах, а о проектах, которые реализуются за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации. По мнению Счётной палаты, необходимо законодательное закрепление этих функций. Эта тема подробно обсуждалась в правительстве в 2017 году, и вопросов было два: первый вопрос мы, собственно, сегодня рассматриваем - это то, что связано с технической экспертизой; второй вопрос - это то, что связано с предельной стоимостью объекта использования атомной энергии. На уровне правительства было принято решение, что в части технической экспертизы, как я уже сейчас говорил, наиболее компетентной организацией является Госкорпорация "Росатом", соответственно, правительство внесло этот законопроект. Что касается финансово-экономического вопроса, сейчас идёт обсуждение, Минстрой и Минэкономразвития готовят соответствующие предложения, связанные с порядком определения предельной стоимости такого рода объектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Сергей Геннадьевич, вам два вопроса. Первый вопрос: будет ли повторная проверка документации со стороны иностранных государств - в данном случае, я так понимаю, речь идёт о Финляндии и Турции, о двух проектах, которые там реализуются, - с помощью их внутренней системы контроля на соответствие их нормативам? И второй вопрос: для наших собственных атомных объектов вы также сами осуществляете экспертизу проектно-сметной документации и инженерных изысканий? НОВИКОВ С. Г. Начну со второго вопроса. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации помимо того, что мы сами, конечно, осуществляем проверку проектно-сметной документации, мы обязаны получить заключение Главгосэкспертизы. Собственно, там два заключения: одно по технической составляющей и второе - это подтверждение сводного сметного расчёта. То есть здесь получается двойная проверка: как наша внутренняя, так и федерального органа исполнительной власти - Главгосэкспертизы. Если говорить о внешних стройках, то на сегодняшний день, я повторю, по всем объектам, как коммерческим, так и тем, которые строятся с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, мы такого рода проверки проводим. Другое дело, что в рамках коммерческих проектов они являются исчерпывающими с точки зрения результатов, а в рамках проектов, которые финансируются за счёт средств бюджетной системы, по мнению контролирующих органов, такого рода полномочия необходимо за госкорпорацией закрепить законодательно. Если говорить о повторных проверках, то, конечно, принятие этого закона не повлияет на необходимость проведения повторных проверок по действующим стройкам, если имеются в виду "Ханхикиви" или "Аккую", например. Взаимодействие с коллегами - регуляторами соответствующих государств идёт в непрерывном режиме, они задают вопросы, выставляют определённые требования, мы с ними где-то соглашаемся, где-то доказываем, что мы правы, но бывают ситуации, когда корректировка проектно-сметной документации с учётом их требований действительно производится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Иванович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Полномочные представители президента и правительства желают выступить? Нет. Сергей Геннадьевич, есть необходимость в заключительном слове? НОВИКОВ С. Г. Нет, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Иванович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 03 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.