Заседание № 263
О проекте федерального закона № 603452-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (по вопросу выплаты неустойки за необоснованную задержку выплаты страховой суммы; принят в первом чтении 7 февраля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации". Андрей Леонидович Красов, пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию во втором чтении. Во время подготовки к нему поступило две поправки, они носят юридико-технический и лингвостилистический характер, рекомендованы комитетом к принятию и размещены в таблице поправок № 1. К отклонению поправок нет. Замечаний по законопроекту не имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 59 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите. КРАСОВ А. Л. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне просит включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы на 12 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Принимается.
Заседание № 185
О проекте федерального закона № 603452-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (по вопросу о выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты страховой суммы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на устранение замечаний Конституционного Суда в части неравенства прав вышеозначенных категорий граждан, которые перечислены в названии данного законопроекта. Бывают ситуации, когда ведомство, в котором граждане проходят службу, не успевает вовремя заключить контракт на страхование таких граждан, бывают такие ситуации, когда страховые компании не приходят на конкурс или конкурс оказывается несостоявшимся, бывают и другие подобные ситуации. К сожалению, в течение каждого года возникают ситуации, когда получают увечья, ранения или даже погибают служащие этих ведомств, при этом оказывается, что они не застрахованы, таким образом, они не получают компенсацию в установленном порядке. Законопроект позволяет ведомствам в рамках бюджетных ассигнований на страхование выплачивать вот эти компенсации ровно в таком же объёме, как если бы граждане были застрахованы, даже в отсутствие страховых контрактов. Таким образом, права граждан, которые были застрахованы, и тех служащих, которые не были застрахованы из-за того, что контракт на страхование ещё не был заключён, уравниваются. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по обороне поддержал авторов законодательной инициативы. Мы исходили не только из того, что в законопроекте реализуются положения постановления Конституционного Суда, но и из того, что в нём вводятся новые формы правового регулирования, регламентирующие порядок и условия выплаты страховых сумм военнослужащим и лицам, приравненным к ним. Комитет-соисполнитель - Комитет по безопасности и противодействию коррупции - законопроект в целом поддерживает. Те замечания, которые поступили, как мы полагаем, будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На законопроект поступило 62 отзыва из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которым законопроект поддерживается. Коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства: правильно ли я понимаю, что тем самым мы создаём параллельную как бы систему страхования, то есть помимо классической системы страхования теперь государство будет напрямую выплачивать, скажем так, возмещение? Или как будет? Поясните, пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Можно, конечно, и так сказать, по форме вы правы. Действительно, в случае, когда контракт не заключён, такое может быть. У нас, к сожалению, были случаи, когда некоторые ведомства, в частности МВД, в течение нескольких месяцев или даже в течение полугода не могли заключить контракты в связи с тем, что страховые компании не приходили на конкурс, и получалось, что сотрудники данных ведомств в это время не были защищены. Да, в этом смысле создаётся параллельная возможность выплачивать, но хотел бы обратить ваше внимание на то, что обязанность ведомств страховать сотрудников не отменяется. То есть никто не разрешит им просто так сидеть, ничего не делать, не проводить конкурсы и при этом просто выплачивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Владимирович, из предлагаемой редакции законопроекта следует, что в тех случаях, когда федеральные органы власти вообще не проводили конкурсы и не заключали договоры обязательного государственного страхования, для получения соответствующей компенсации военнослужащим придётся обращаться в суд. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы, что граждане должны быть одинаково защищены, а не зависеть от исполнения федеральными органами обязанностей по страхованию? МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, я думаю, да, имеет смысл рассмотреть это ко второму чтению. Конечно, имеется в виду, что граждане, которые не были застрахованы в ситуации, когда ведомство должно было их застраховать, но по тем или иным уважительным причинам не смогло это сделать, должны прямо от ведомства непосредственно получать данные средства. Я, честно говоря, думаю, что имеется в виду, что в суд должны обращаться те граждане, которые уже не проходят службу, но, если вы так считаете, давайте ко второму чтению поправим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Алексею Владимировичу: не могли бы вы более подробно и доходчиво разъяснить, в каких ситуациях вообще снимаются обязательства по выплате страховок гражданам? Там, в законопроекте, это в качестве поправки - разъясните, пожалуйста, чтобы все понимали, в каких случаях человек не получит выплату по страховке. МОИСЕЕВ А. В. Смотрите, сейчас ситуация такая: гражданин проходит службу в том или ином перечисленном органе, в Министерстве обороны, в МВД, в других; если контракт на страховку подписан, значит, он застрахован, если контракт на страховку не подписан, он сейчас не получает ничего. И вот это проблема, которую, собственно говоря, по предписанию суда мы и устраняем. Если же ранения или увечья были получены не в рамках исполнения служебных обязанностей, то, конечно, в таком случае страховка не выплачивается, то есть речь идёт только о тех ранениях, увечьях или, не дай бог, гибели, которые произошли в процессе исполнения служебных обязанностей. Если это за пределами службы, если человек на даче топориком порезался - ну, извините, это уже другая история. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Алексей Владимирович, на приёмы приходят люди с такими вопросами: порой человек был застрахован, но возникают какие-то проблемы с выплатами, сдвигаются сроки, зачастую люди вынуждены обращаться в суд, чтобы отстоять свои права. Предусматривается ли в правилах либо где-то ещё ответственность должностных лиц, если нарушаются сроки выплаты либо по каким-либо причинам идёт затягивание этого процесса? МОИСЕЕВ А. В. Ну, вы знаете, бывают такие ситуации, сейчас, в частности, идёт судебное разбирательство между компанией, которая страховала ведомство раньше, и компанией, которая стала его страховать после, по поводу того, кто из них должен выплачивать в переходный период страховые суммы. Мы в такой ситуации, конечно, оказываем юридическую поддержку, наше толкование закона однозначное, и в этом смысле выступаем в качестве экспертов. Вообще говоря, есть органы страхового надзора - это Центральный банк, у него есть служба защиты прав потребителей финансовых услуг, а военнослужащие и приравненные к ним лица, которые в данной ситуации не получают страховую выплату, ничем не отличаются от простых потребителей. Кроме того, вы знаете, была создана служба финансового омбудсмена, который сейчас работает практически только со страховыми компаниями, и можно обращаться к нему. Это такая же точно проблема, как у граждан, которые не могут получить выплаты по ОСАГО или по другому виду страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Богодухов Владимир Иванович, пожалуйста. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на устранение выявленного Конституционным Судом Российской Федерации несоответствия Конституции отдельных положений Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...". Как мы слышали от докладчика, это сделано в целях реализации позиции Конституционного Суда, отражённой в его постановлении, чтобы устранить недостатки в нашем законодательстве. Это позволит исполнять обязательства государства в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья перед указанными категориями граждан. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект в первом чтении, изменения, предлагаемые в соответствии с теми рекомендациями, которые даёт нам Конституционный Суд, потому что этим законопроектом решаются основные три вопроса. Во-первых, определяется, что если то или иное ведомство своевременно не смогло по независящим от него причинам или с учётом каких-либо других обстоятельств провести торги и застраховать своих подчинённых, то эта обязанность ложится на государство. Во-вторых, и это вопрос, который нам нравится, определяются конкретные сроки, то есть все должны быть застрахованы с 1 января нового года. Ну и в-третьих, и это момент, который нас здесь устраивает, если человек получил увечье (травму), стал инвалидом и ему полагаются выплаты, а страховая компания при этом не должна такую сумму выплачивать, потому что это не было предусмотрено в контракте, то эту разницу должны доплачивать соответственно министерства и ведомства. Что нам не нравится в данном законопроекте и что необходимо менять, вносить в качестве поправок. Во-первых, мне вообще непонятно, почему законодатель, абсолютно гражданский субъект права законодательной инициативы, пытается навязать решение своих вопросов или споров в судебном порядке людям, которые относятся к силовым структурам. Давайте тогда определимся: либо они служат, сборы посещают и находятся в постоянной боевой готовности, либо они должны заниматься судебными тяжбами, нанимать адвокатов. Это первый момент, который нам не нравится, поэтому, я считаю, в этом законе должны быть досконально прописаны все случаи, чтобы наши люди, которые носят погоны либо призываются на военные сборы, не занимались доказыванием своих прав в судах. Во-вторых, момент, который мы должны, уважаемые коллеги, отрегулировать, - это получение увечья (травмы) в случае выполнения служебных обязанностей либо невыполнения служебных обязанностей. То есть когда к офицеру ночью приходит посыльный, или его вызывают по тревоге, или когда в любой момент он может быть из отпуска отозван - это что, служебная обязанность или не служебная? Поэтому я считаю так, и фракция ЛДПР присоединяется: если человек находится на действительной военной службе, если человек находится на службе в правоохранительных органах или он призван на военные сборы, то, конечно, может быть разный коэффициент страховки, но... Порой бывает так, что, если человек получил травму, ведомство пытается сформулировать документы таким образом, что человек эту травму получил не при выполнении каких-то служебных обязанностей, и ему действительно надо будет ходить по судам доказывать. Вот, допустим, когда он разгружал боеприпасы, уронил, извините, ящик себе на ногу и сломал ногу, это были не служебные обязанности, потому что он не должен был этого делать по инструкциям, а если при проведении каких-то учений рвануло, ему, извините меня, оторвало ноги, то здесь уже было выполнение служебных обязанностей. Мы считаем, что здесь тоже не должно быть разделения. Ко второму чтению все эти недоработки надо обязательно в законопроекте устранить - военные люди не должны ходить по судам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция также поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что это шаг в правильном направлении, хотя, конечно, очень прискорбно, что мы вносим поправки в законодательство после того, как нас к этому принуждает Конституционный Суд. Вообще-то, мы должны были делать это сами. Вот только что коллега Шерин сказал, что есть замечания ко второму чтению, которые должны быть устранены; кстати, в заключениях комитетов это тоже есть. Я с этим согласен, ко второму чтению нужно это устранить, не вижу здесь каких-то препятствий, чтобы этого нельзя было сделать ко второму чтению. Одно только замечание: было сказано, что денег из бюджета на реализацию этого закона не потребуется, но, обращаю ваше внимание, в бюджете наверняка зарезервированы только, скажем так, страховые премии, а страховая выплата и страховая премия - это разные вещи, суммы разные. Если в период, когда не заключён контракт, ведомство из бюджета должно будет выплатить страховое возмещение, его размер может быть гораздо больше, чем заложено при планировании федерального бюджета, поэтому обращаем на это внимание. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Не выступают. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 33 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается единогласно.