Заседание № 30

25.05.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60337-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5697 по 5943 из 7158
Пункт 13, "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации   
и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного             
передвижения." Докладывает представитель Правительства Российской Федерации     
заместитель министра иностранных дел Александр Викторович Грушко.               
                                                                                
ГРУШКО А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной    
Думы! Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством     
Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения было            
подписано в Москве 14 декабря 2011 года на основании распоряжения               
Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года. Соглашение           
направлено на создание благоприятного режима въезда и пребывания жителей        
Калининградской области Российской Федерации и приграничных областей            
Республики Польша.                                                              
                                                                                
Ключевым в соглашении является положение, согласно которому взаимные поездки    
жителей приграничных территорий будут осуществляться на основании               
действительного загранпаспорта и разрешения на местное приграничное             
передвижение, которое будет выдаваться консульскими учреждениями государств в   
упрощённом порядке. Для его получения заявитель должен представить              
обоснование необходимости регулярного посещения приграничной территории         
сопредельного государства (родственные связи, экономические, культурные         
контакты или иные причины), и предусмотренных законодательствами России и       
Польши при обращении за визой приглашений в данном случае требоваться не        
будет. Соглашение будет применяться в отношении граждан Российской Федерации    
и Республики Польша, а также иностранных граждан и лиц без гражданства,         
которые на законных основаниях проживают на приграничной территории не менее    
трёх последних лет.                                                             
                                                                                
Одним из принципиальных положений данного соглашения является сфера его         
территориального применения. Благодаря совместным усилиям российской и          
польской сторон удалось значительно расширить установленные Регламентом ЕС      
параметры. Так, в результате согласовано, что с российской стороны под          
действие соглашения подпадает вся Калининградская область, а со стороны         
Польши - административные образования, сопоставимые по площади с                
Калининградской областью, включая те районы, которые выходят далеко за          
пределы тридцатикилометровой зоны, а именно тридцатикилометровая зона была      
установлена регламентом, о котором я говорил. С учётом принципа взаимности в    
состав приграничных территорий с российской стороны включена и пограничная      
зона, как она определена российскими законами.                                  
                                                                                
С российской стороны функцию разрешения на местное приграничное передвижение    
будет выполнять обыкновенная российская многократная виза, порядок выдачи       
которой определён положением об установлении формы визы, порядка и условий её   
оформления. Вместе с тем с учётом положений соглашения она должна будет         
оформляться при первом обращении на двухлетний период, а при последующем - на   
пятилетний срок и давать право её владельцам находиться на приграничной         
территории непрерывно до тридцати дней с учётом того, что суммарный срок        
пребывания не должен превышать девяносто дней в каждый из периодов в шесть      
месяцев, отсчитываемых с даты первого въезда.                                   
                                                                                
Соглашением устанавливается, что штампы и другие отметки о пересечении границ   
будут проставляться не в паспорта, а в другие документы, в частности в          
миграционную карту.                                                             
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским                
законодательством, таким образом, данное соглашение подлежит ратификации в      
соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О         
международных договорах Российской Федерации". Реализация положений             
соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального         
бюджета, а также снижения доходов федерального бюджета.                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Аркадьевич Климов.                                                       
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Для того чтобы не фиксировать   
ваше внимание на деталях, о которых очень подробно сейчас сказал                
спецпредставитель Александр Викторович Грушко, я хотел бы обратиться к          
политической части этого очень важного документа.                               
                                                                                
Такие документы формируют благоприятную атмосферу вокруг нашей страны -         
атмосферу реального добрососедства. Мы сегодня делаем фактически очередной      
очень важный шаг навстречу безвизовой Европе, Европе без разделительных         
линий. Мне кажется, что этот документ - и таково мнение членов нашего           
комитета - будет хорошим примером и для других наших соседей, в том числе и     
стран Балтии. Кроме того, реализация данного соглашения позволит дать новый     
импульс развитию и Калининградской области.                                     
                                                                                
Всё это говорит о том, что ратифицируемый нами сегодня документ в полной мере   
соответствует национальным интересам нашего государства. Комитет по             
международным делам очень внимательно рассмотрел его содержание,                
проанализировал возможные последствия и рекомендует Государственной Думе        
ратифицировать данное соглашение.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Вопросы есть. Давайте запишемся на вопросы.                   
                                                                                
Прошу включить режим записи.                                                    
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Светлана Петровна, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Александру Викторовичу Грушко.                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, вот такой более упрощённый порядок въезда и     
выезда, вообще-то, устанавливается с государствами, очень дружественными по     
отношению к России. У меня вопрос к вам: является ли сегодня Польша таким       
государством, если, как мы с вами прекрасно помним, там скоро, так скажем,      
появится система ПРО, которая в том числе будет нацелена против России? Зачем   
мы вот это всё делаем, вместо того чтобы, наоборот, оказывать на Польшу         
давление, политическое, другое, с тем чтобы это государство немножко            
по-другому себя вело в отношении Российской Федерации?                          
                                                                                
ГРУШКО А. В. Прежде всего хотел бы ответить, что свобода передвижения и,        
соответственно, снятие разного рода визовых ограничений - это обязательство,    
которое записано во всех основополагающих документах, определяющих сегодня      
фундамент европейской безопасности. Напомню, что даже в хельсинкском            
заключительном акте 1975 года содержится такое положение. Россия                
последовательно борется за то, чтобы в Европе не существовало визовых           
барьеров. При этом мы не делим искусственно страны на различные категории,      
просто полагаем, что сама отмена визового режима будет крупнейшим вкладом в     
европейскую безопасность и чем больше будет свобод - передвижения,              
коммуникационных, - чем больше будет связей между представителями различных     
стран, тем проще будет решать те проблемы, о которых вы говорите.               
                                                                                
Хотел бы отметить - вот об этом уже говорил депутат Климов, - что на самом      
деле, если сегодня этот закон будет одобрен вами, мы станем участниками         
эксперимента. Если будет принят этот режим, это будет означать, что два с       
половиной миллиона человек - примерно миллион в Калининградской области и       
полтора миллиона на сопоставимых территориях Польши - будут свободно ездить,    
то есть именно здесь будет проведён эксперимент, определяющий, как будет        
действовать в будущем безвизовый режим между Россией и Евросоюзом.              
                                                                                
Напомню, что в настоящий момент Россия ведёт переговоры с Евросоюзом о          
внесении изменения в действующее соглашение о либерализации визовых процедур,   
которые ещё больше упростят передвижение наших граждан и, самое главное,        
позволят беспрепятственно перемещаться тем категориям населения, которым это    
необходимо в профессиональных целях, в частности экипажам транспортных          
средств, некоторым другим. Расширяется число гуманитарных случаев, когда визы   
будут выдаваться беспрепятственно. Сегодня мы продолжаем исполнять документ о   
совместных шагах - это перечень тех мер, которые необходимо предпринять для     
того, чтобы отказаться вообще от виз в отношениях между Россией и Евросоюзом.   
Поэтому ещё раз подчеркну: то соглашение, которое мы сегодня предлагаем         
вниманию Государственной Думы, полностью укладывается в стратегическую линию    
Российской Федерации на построение единого экономического и гуманитарного       
пространства от Ванкувера до Владивостока, и мы рассматриваем безвизовый        
режим и снятие визовых ограничений как один из лучших способов укрепления       
безопасности и улучшения взаимопонимания между народами.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли депутаты выступать? Есть желающие. Прошу записаться.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Светлана Петровна Горячева.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я, конечно, не очень хотела выступать, но постараюсь быть краткой.              
                                                                                
Я вот послушала ответ господина Грушко, и мне так и хочется сказать: в          
огороде бузина, а в Киеве дядька. Понимаете, мы тут услышали пространную речь   
ни о чём: что мы собираемся открывать границы в Евросоюз, что мы собираемся     
дружить, что мы вплоть до Владивостока собираемся это делать... А, вообще,      
кто-нибудь спросил у народа России, собирается ли народ России открывать свои   
границы?! К чему это приведёт, когда мы видим, что страны Европы всё больше     
приближаются к нашим границам, что ничего дружественного нет в отношениях       
между Европой и Россией сегодня?! Я являюсь членом Парламентской ассамблеи      
Совета Европы, езжу туда вот уже второй созыв, и более оголтелых критиков       
России, чем господа из Польши, трудно даже придумать, понимаете? А мы           
стремимся к каким-то там нормам, которые в данной ситуации не очень подходят    
для России.                                                                     
                                                                                
И ещё раз хочу сказать: вот то, что сегодня очень упорно в Польше всё же        
решается вопрос, связанный со строительством системы ПРО, и эта система будет   
находиться у самых границ России, и то, что Польша не собирается слушать по     
этим вопросам вообще руководство Российской Федерации и упорно идёт в формате   
той политики, которую проводят Соединённые Штаты Америки, - это никуда не       
годится! И мы в этой ситуации безвольно собираемся открывать свои границы не    
тем государствам, которые дружественны нам, а Польше, которая в этой ситуации   
ведёт вот такую, прямо скажем, двойную игру. Когда был конфликт с Грузией -     
вы это тоже все хорошо помните, - кто туда побежал скорее поддерживать          
господина Саакашвили? Господа из Польши. Какую политику они проводят сегодня    
в Белоруссии, в других странах, которые дружественны по отношению к нам? Тоже   
всем известно.                                                                  
                                                                                
Мне вот эта ратификация просто непонятна, непонятно, почему мы это делаем. Во   
имя чего - во имя того, чтобы облегчить участь, так скажем, жителей             
Калининградской области? Это, может быть, неплохой аргумент, но помимо этого    
нужно ещё понимать, что есть национальные интересы России, которые мы должны    
прежде всего, по крайней мере органы власти, отстаивать.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Иванович Колесник.                                                       
                                                                                
КОЛЕСНИК А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Я хочу выразить свою позицию как житель Калининградской области.                
                                                                                
Я с госпожой Горячевой, может быть, в чём-то и согласен с точки зрения          
большой политики, но что касается местной специфики, то я хочу сказать, что в   
принципе мы вот эту тропинку, которая уже давно протоптана между                
Калининградской областью и граничащими с ней районами Ольштынским и             
Эльблонгским (это Варминьско-Мазурское воеводство), на сегодняшний день         
просто асфальтируем. Тропинка давно протоптана, наши люди давно общаются, и я   
хочу вас заверить в том, что те поляки, жители данного воеводства, которые      
часто бывают в Калининградской области, уже настроены пророссийски, мы с ними   
дружим. Недалеко от Калининградской области находится город Бранёво, и вот      
надо видеть, как они ухаживают за могилами советских воинов, павших за          
освобождение Польши, - в иных наших городах надо бы у них поучиться.            
                                                                                
Я хочу сказать, что приграничное сотрудничество помимо экономической пользы     
несёт в себе ещё и политическую составляющую, потому что ну как ещё             
налаживать отношения, если не через общение? Тем более, что общение идёт уже    
много лет.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают? Нет. Докладчик и         
содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставлю на голосование данный проект федерального закона.                        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.