Заседание № 202

09.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 603220-6 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации - города федерального значения Новосибирск".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5672 по 5806 из 7627
Коллеги, начнём рассмотрение 37-го вопроса до "часа голосования", ну и, если    
понадобится, прервёмся.                                                         
                                                                                
Проект федерального конституционного закона "Об образовании в составе           
Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации города федерального   
значения Новосибирск". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев.                   
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект           
федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской       
Федерации нового субъекта Российской Федерации - города федерального значения   
 Новосибирск".                                                                  
                                                                                
Исключительность конституционно-правового статуса городов федерального          
значения в современной отечественной правовой системе обусловлена               
историческими условиями, политическим и экономическим положением, культурной    
значимостью. Москва и Санкт-Петербург длительное время выполняли и выполняют    
столичные функции, Севастополь был городом республиканского подчинения в        
СССР, однако жизнь не стоит на месте, и в настоящее время в Российской          
Федерации имеется ряд городов, фактически являющихся торговыми, культурными,    
промышленными, транспортными и научными центрами федерального значения, - к     
таким городам, без сомнения, относится и город Новосибирск. Данным проектом     
федерального конституционного закона предлагается закрепить за городом          
Новосибирском статус города федерального значения с соответствующим             
образованием нового субъекта Российской Федерации и внесением изменений в       
статью 65 Конституции Российской Федерации.                                     
                                                                                
Новосибирск - это третий город в России после Москвы и Санкт-Петербурга по      
численности населения: на 2013 год в нём проживали 1 миллион 523 тысячи         
человек. Это крупнейшее муниципальное образование в стране, город является      
административным центром Сибирского федерального округа, а также фактическим    
центром Новосибирской агломерации, иногда называемой Большим Новосибирском.     
Большой Новосибирск - это крупнейшая городская агломерация Сибири с             
населением 1,9 миллиона человек, что составляет более чем две трети населения   
Новосибирской области и 10 процентов населения всего Сибирского федерального    
округа. В Новосибирске находится один из важнейших научных и образовательных    
центров России - Академгородок. По совокупности указанных признаков город       
Новосибирск часто неофициально именуется столицей Сибири и даже третьей         
столицей России.                                                                
                                                                                
Для превращения города Новосибирска в реальную третью столицу есть все          
основания. Кроме того, необходимость децентрализации России давно назрела,      
более того - президент предлагает перевести в Сибирь часть органов              
государственной власти.                                                         
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Для того чтобы         
принять данный законопроект, необходимо выполнение определённых условий,        
которые закреплены частью 3 статьи 67 Конституции, а также статьёй 5, статьёй   
12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ "О порядке принятия в           
Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской      
Федерации". В настоящее время эти условия не выполнены, в связи с чем комитет   
предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Крутов Андрей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Дмитрий Иванович, как вы считаете, не приведёт ли        
принятие данного закона к тому, что с аналогичными предложениями к нам          
обратятся и другие замечательные города России? Вот, например, Иркутск с        
научной, промышленной и культурной точки зрения ничем не хуже: он был основан   
в 1661 году, то есть он более чем на двести лет старше Новосибирска;            
некоторые считают Иркутск географическим центром России, рядом находится        
Байкал - самое многоводное и глубокое озеро в мире; в течение восьмидесяти      
лет Иркутск был центром Сибирского, а затем Восточно-Сибирского                 
генерал-губернаторства; в иркутских вузах обучается свыше 100 тысяч             
студентов, а в Иркутской агломерации проживает около 1 миллиона человек. Но     
правильно ли будет, если мы оставим без столицы Иркутскую или Новосибирскую     
область?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Савельеву включите микрофон.                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Андрей Дмитриевич, я вас, конечно, понимаю: вы избирались от     
Иркутской области и, естественно, любите город Иркутск, являетесь его           
патриотом, вне всякого сомнения, но мы же с вами понимаем, что речь может       
идти только о крупнейшем городе Зауралья, по крайней мере на данный момент.     
Каждый житель или депутат, избранный от того или иного города, наверное,        
хочет передачи части столичных функций в свой город, но тем не менее            
Новосибирск является самым крупным городом Зауралья, логистическим центром -    
как вы знаете, здесь Транссиб пересекается с дорогами южного направления.       
Даже тот факт, что в Новосибирске есть метро, а нигде больше за Уралом метро    
нет, уже говорит сам за себя. И тут есть великолепный научный центр -           
Академгородок, которого в Иркутске, к сожалению, нет, и это тоже является       
дополнительным фактором, обосновывающим мою идею.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, находящиеся в своих рабочих кабинетах, приглашаю всех в     
зал: скоро будет объявлен "час голосования".                                    
                                                                                
Вопрос задаёт Николай Фёдорович Рябов.                                          
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Дмитрий Фёдорович, вы нам сказали, что не соблюдены какие-то        
законодательные условия для закрепления за Новосибирском статуса города         
федерального значения, - всё-таки конкретно назовите их. С вашей точки          
зрения, в случае принятия данного закона какие могут быть политические,         
экономические и социальные последствия?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, данный проект федерального            
конституционного закона принципиально не может быть принят, я просто            
процитирую статью 12 упомянутого федерального конституционного закона, №        
6-ФКЗ: "Проект федерального конституционного закона об образовании в составе    
Российской Федерации нового субъекта может быть внесён в Государственную        
Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации      
были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе        
Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится         
Президентом Российской Федерации", - какие могут быть вопросы?!                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Спасибо, выступления будут позже, а сейчас объявляется "час голосования".       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6620 по 6773 из 7627
По всем рассмотренным законопроектам мы проголосовали, продолжаем обсуждение    
37-го пункта порядка работы.                                                    
                                                                                
Четыре человека записались на выступления, первым выступает Михаил Алексеевич   
Моисеев.                                                                        
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы            
поблагодарить Савельева Дмитрия Ивановича за инициативу, с которой он           
выступил, за предложение о том, чтобы город Новосибирск был назван городом      
федерального значения, но все мы прекрасно понимаем, что это противоречит       
нашему законодательству. Вместе с тем есть и другое предложение.                
                                                                                
Когда началась Великая Отечественная война, с момента продвижения фашистской    
Германии на восток нашей страны стали эвакуировать заводы на Урал и в Сибирь.   
5 декабря на Поклонной горе состоялась выставка "Сибиряки в огне войны", эта    
выставка не просто о сибиряках - о переднем крае сражения за Москву, за         
победу 9 мая 1945 года в Берлине. И Новосибирск - это не просто город, это      
место, где сконцентрированы экономика и наука, это город авиации, город,        
который на фронт, на поля сражений Великой Отечественной войны на самолётах,    
которые поставляли по ленд-лизу, отправил более пятидесяти подготовленных       
полков. Там вырос трижды Герой Советского Союза Покрышкин, который воспитал     
своим примером десятки Героев Советского Союза. Шла война, но по решению        
ставки, понимая, что война будет закончена в пользу Советского Союза, в         
Новосибирске начали строить оперный театр, этот оперный театр не был            
достроен, но он принял огромное количество музейных экспонатов, в том числе     
ценности и из Эрмитажа, и из других музеев, и то, что вчера Эрмитаж провёл      
выставку, - это заслуга в том числе сибиряков.                                  
                                                                                
Я думаю, что так надо не так отнестись к этой теме, и с учётом того, что у      
нас есть города-герои, города воинской славы, но нет городов трудовой славы,    
было бы, конечно, правильно попросить сибиряков выйти с такой законодательной   
инициативой - этот город достоин присвоения звания города трудовой славы.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР в своём стиле - мои коллеги         
вносят очень дальновидные и нужные законы. Ведь если мы посмотрим на карту      
Российской Федерации, то увидим, что столица нашего государства относительно    
центра находится всё-таки западнее. Мы говорим о том, что мы обеспокоены        
низкой заселённостью Дальнего Востока. И если мы хотим переносить в другие      
города федеральные министерства, нужно выбрать подходящее место. Город          
Новосибирск является географическим центром нашего государства, и как раз в     
ознаменование этого воздвигнутая часовня, которая является в том числе          
символом этого города, поэтому всё логично - логично, что город федерального    
значения будет находиться в центре Российской Федерации. И мы должны быть       
последовательны, если мы говорим о том, что большинство жителей страны не       
могут из-за удалённости от столицы нашей Родины преодолеть такие расстояния,    
чтобы её посетить, - значит, надо в географическом центре сделать город         
федерального значения.                                                          
                                                                                
Что касается аргумента насчёт несоответствия Конституции Российской             
Федерации, наверное, не совсем верно трактовать это предложение как появление   
нового субъекта. Да, появляется новый статус у уже существующего субъекта, и    
если Государственная Дума примет этот закон, а Конституционный Суд Российской   
Федерации подтвердит, что мы были правы, то этот вопрос будет снят.             
                                                                                
Но мы последовательны, коллеги, к сожалению, в одном: все дальновидные и        
грамотные инициативы фракции ЛДПР не поддерживаются. Через какое-то время к     
этому вопросу, вот увидите, мы снова вернёмся, и на карте нашей страны          
появится город федерального значения Новосибирск, но я хочу, чтобы жители       
города Новосибирска знали, что фракция ЛДПР сделала всё возможное для этого     
раньше и билась до конца!                                                       
                                                                                
Просим вас поддержать нашего коллегу, его грамотную и дальновидную              
инициативу.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, вряд ли в этом зале найдутся те, кто не        
поддерживает данную инициативу, поэтому мы тоже благодарим Дмитрия Ивановича    
за инициативу, которая идёт от души и от сердца.                                
                                                                                
В связи с рассмотрением законопроекта хотелось бы напомнить, что Россия не      
заканчивается за МКАДом и даже за Уралом, Российская Федерация - это            
евразийское государство, расположенное на двух материках. Это приобретает       
особенно важное значение теперь, когда Европа вдруг почему-то стала             
отказываться от нас и мы всё чаще стали смотреть на Азию. Прорубая окно в       
Азию, мы одновременно должны сконцентрировать государственную политику, наши    
усилия и на азиатской части нашей великой страны, но этого не добиться, пока    
все дороги, в том числе и в прямом значении, будут проходить через Москву.      
                                                                                
Полагаю, что данный законопроект актуален, а потому одному из городов России,   
находящемуся в азиатской части, следует придать статус города федерального      
значения, а это конечно же столица Сибири - город Новосибирск. Я сам из         
Байкальского региона, мы любим Иркутск, но Новосибирск есть Новосибирск!        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, Владимир Александрович Поневежский.                                        
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не      
может поддержать законопроект "Об образовании в составе Российской Федерации    
нового субъекта Российской Федерации - города федерального значения             
Новосибирск", который, по мнению автора, и мы к этому относимся с уважением,    
уже фактически является торговым, культурным, промышленным, транспортным и      
научным центром федерального значения.                                          
                                                                                
Как уже было отмечено, Конституция Российской Федерации и Федеральный           
конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и              
образования в её составе нового субъекта Российской Федерации" для решения      
вопроса об образовании нового субъекта предусматривают вполне определённый      
порядок - вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового           
субъекта прежде всего подлежит вынесению на референдум в заинтересованном       
субъекте Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с   
Президентом Российской Федерации, и только после этого в случае принятия        
положительного решения соответствующий проект федерального конституционного     
закона может быть внесён Президентом Российской Федерации в Государственную     
Думу, однако, как мы видим, перечисленные условия соблюдены не были, в связи    
с чем законопроект поддержан не может быть.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, спасибо огромное за тёплые слова, сказанные   
в адрес Новосибирска, Новосибирской области и его жителей. Отдельно низкий      
поклон генералу армии Моисееву Михаилу Алексеевичу, коллеге Мархаеву            
Вячеславу Михайловичу - огромное вам спасибо!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              140 чел.31,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    140 чел.                                          
Не голосовало                 310 чел.68,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.