Заседание № 229
О проекте федерального закона № 603170-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения требований к функционированию иностранных платёжных систем, а также к деятельности иностранных поставщиков платёжных услуг).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на то, чтобы урегулировать некоторые вопросы, связанные с оказанием платёжных услуг. В частности, иностранные поставщики платёжных услуг обязательно должны заключить договоры с российскими кредитными организациями, а операторы иностранных платёжных систем должны входить в реестр Центрального банка и соблюдать требования Центрального банка. В плане инфраструктуры организации, в том числе процессинговые организации, которые обеспечивают обработку транзакций, когда проводятся операции с использованием платёжных карт, должны обеспечить бесперебойность работы, обработку этих транзакций. Ну и также в этом законопроекте устанавливается такое требование: платёжные системы, работающие в России, в том числе и иностранные платёжные системы, должны свои правила работы привести в соответствие с российским законодательством, и эти правила должны быть недискриминационными. Почему я так подробно об этом говорю? В прессе в последнее время шли заявления о том, что "Visa", "MasterCard" могут уйти с российского рынка в связи с принятием этого закона. "Visa" уже заявила, что никуда не собирается уходить и обеспечит бесперебойную работу, но при этом мы в своём законодательстве должны чётко прописать, что все организации, любые организации, в том числе дочерние организации иностранных компаний, должны соблюдать российское законодательство и правила их работы должны быть недискриминационными по отношению к российским организациям. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, все экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Николай Васильевич? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", 16-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 32 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 603170-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения требований к функционированию иностранных платёжных систем, а также к деятельности иностранных поставщиков платёжных услуг; принят в первом чтении 12 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом устанавливаются требования к взаимодействию банков с иностранными поставщиками финансовых услуг, устанавливаются требования к операторам информационного обмена, в частности устанавливается запрет на приостановление обслуживания банков, ну и так далее. Таким образом, этот законопроект направлен на защиту интересов клиентов - российских граждан, которые пользуются различными платёжными услугами. К законопроекту поступило четыре поправки, все они помещены в таблицу рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 16 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 39 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 23 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 603170-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части уточнения требований к функционированию иностранных платёжных систем, а также к деятельности иностранных поставщиков платёжных услуг).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе", и 12-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе". Коллеги, комитет предлагает, чтобы был один доклад по 11-му и 12-му вопросам, обсуждение этих законопроектов будет идти отдельно, но доклад будет один. Нет возражений? Нет возражений. Тогда сейчас по 11-му и 12-му вопросам доклад председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Цифровые технологии активно внедряются в нашу жизнь - сегодня мы ввели, фактически узаконили понятие цифровых прав, которые станут основой для развития цифровых технологий в нашей стране, - но при этом цифровые технологии несут разные риски, их предлагают разные поставщики, в том числе иностранные. И вот два этих законопроекта главным образом направлены на то, чтобы урегулировать деятельность различных иностранных поставщиков, иностранных сервисов и обеспечить безопасность использования этих сервисов нашими гражданами. Первое, на что направлен один из законопроектов, - это регулирование деятельности иностранных поставщиков платёжных услуг. Может быть, вы слышали, есть такие поставщики, как "Alipay", "WeChat Pay", - они оказывают услуги главным образом иностранным гостям нашей страны: иностранцы, приезжающие в нашу страну, получают товары и услуги, оплачивая их с помощью вот этих сервисов. Но обработка операций в этих сервисах, так называемый эквайринг, осуществляется не на территории Российской Федерации - соответственно, мы посчитали необходимым урегулировать этот вопрос, сделать так, чтобы, в том числе для защиты наших участников, эквайринг таких операций осуществлялся через российские банки. При этом, для того чтобы опять же обеспечить безопасность работы с такими поставщиками, допуск на наш рынок солидных игроков, мы считаем необходимым прописать, чтобы эти поставщики обязательно входили в реестр Центрального банка, ну и, соответственно, Центральный банк будет в своих документах прописывать требования к таким поставщикам. Далее, есть иностранные платёжные системы, которые осуществляют взаимодействие между российскими и иностранными банками при проведении денежных переводов. Может быть, вы слышали о таких системах, как "MoneyGram", "Western Union", "Uniteller", "Intel Express", ну и других. Эти системы не зарегистрированы в Российской Федерации, работают фактически по иностранному законодательству, и Центральный банк влиять на деятельность этих систем, если даже они нарушают какие-то правила, не обеспечивают, скажем так, доступ, поступление денег конечному получателю, никак не может, вмешаться в ситуацию никак не может. Поэтому в законопроекте предлагается установить, что такие платёжные системы обязательно должны либо иметь представительство в Российской Федерации, либо открыть филиал в Российской Федерации, ну и должны входить в реестр Центрального банка, для них должны быть определены соответствующие требования Центральным банком. При этом мы опять же считаем необходимым, чтобы обработка транзакций таких денежных переводов проводилась через российскую инфраструктуру, а не через иностранную, обеспечивая в том числе интересы нашей инфраструктуры, ну и защиту интересов российских граждан. Следующий законопроект определяет правила работы всевозможных электронных цифровых приложений, которые активно внедряются в нашу жизнь. Думаю, что и сидящие здесь, в зале, используют такие приложения - например, "Apple Pay", "Samsung Pay", "Mir Pay". Ну и очень важно также обеспечить солидность, надёжность организаций, которых будет всё больше и больше на этом рынке, а также безопасность, информированность людей, пользующихся такими приложениями. Вот такие требования как раз и прописываются в законе - о том, что необходимо информировать наших пользователей этих приложений о поставщике услуги и об условиях, которые предлагаются этими приложениями. Ну и Центральный банк должен установить требования к безопасности использования и "Apple Pay", и "Samsung Pay", и "Mir Pay", для того чтобы можно было контролировать, как исполняются эти требования, и в случае необходимости применять соответствующие регуляторные требования. Далее, у нас на рынке активно работают так называемые платёжные агрегаторы, их становится всё больше - это организации, которые обеспечивают эквайринг для мелкооптовой торговой сети, для интернет-торговли. Этот рынок никоим образом у нас сейчас не регулируется. Мы предлагаем сделать регулирование их деятельности таким же, идентичным регулированию деятельности банковских агентов, фактически мы предлагаем определить их как банковских агентов и распространить на них все требования, которые сейчас уже установлены по отношению к банковским агентам. Таким образом, будет лучше обеспечена безопасность при обработке транзакций, осуществляемых нашими гражданами и компаниями. Следующая тема, которая здесь затрагивается, связана с использованием кодов. Сейчас активно используются QR-коды при осуществлении всевозможных финансовых операций, а требования к этим кодам не установлены. Вот этим законопроектом мы определяем, что Центральный банк должен устанавливать требования к этим кодам, к порядку использования, к обеспечению безопасности, к хранению этих кодов, чтобы опять же защитить интересы наших граждан. И последнее, о чём хотелось бы сказать. Этим законопроектом вводится обязательность подключения всех кредитных организаций Российской Федерации к системе быстрых платежей. У нас есть монопольные организации, которые внутри себя такую систему быстрых платежей обеспечили, но не допускают к ней... вернее, все внешние переводы из этой системы регулируются очень большими комиссиями, - чтобы этого не было, мы предлагаем подключить все организации к центробанковской системе, которая недавно была запущена... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, задержитесь. Коллеги, по двум законопроектам вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, платёжные системы будут работать со всеми валютами, в том числе и с цифровыми деньгами? Вот я не уловил этого момента. АКСАКОВ А. Г. Платёжные системы сейчас работают со всеми валютами, с долларами, с рублями, с любыми валютами, которые принимаются банками, с которыми эти платёжные системы заключают соответствующие соглашения. Понятия цифровых денег мы в законодательство не вводим, пока не собираемся вводить, эта тема дискутируется, и мы убрали - я уже говорил сегодня утром по поводу законопроекта "О цифровых финансовых активах" - это понятие при подготовке законопроекта ко второму чтению. Ну и комитет, возглавляемый Павлом Владимировичем, который также предлагал ввести этот термин в Гражданский кодекс, тоже исключил это понятие. Это связано с тем, что есть опасение, что эти электронные деньги могут размыть нашу денежную систему, создать массу проблем. Как мы видим, ситуация на рынке криптовалют разворачивается сейчас не в пользу таких валют, в принципе хайп проходит, ну и жизнь показывает, что здесь надо действовать аккуратно, поэтому мы будем продолжать дискутировать. Сейчас в России работает комиссия ФАТФ, и мы в рамках взаимодействия с комиссией ФАТФ будем предлагать законопроект, которым будет осуществляться регулирование криптовалют, но пока ещё точно не ясно, какое это будет регулирование. Это работа этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Николай Николаевич. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, судя по последним новостям, национальная платёжная система "Мир" отвоевала у систем "Visa" и "MasterCard" более 11 процентов российского рынка. Это произошло за счёт принудительного перевода зарплат бюджетников на карты этой платёжной системы с 1 июля 2018 года. А вот вашим законопроектом предусмотрены ли механизмы развития национальных платёжных систем не только за счёт принуждения бюджетников, но и за счёт внедрения в бизнес-сообществе и в остальном мире, или всё ограничивается контролем за иностранными поставщиками платёжных услуг со стороны Банка России? АКСАКОВ А. Г. Обеспечивая контроль за иностранными поставщиками всевозможных электронных услуг - поставщиков становится всё больше и больше, и солидность этих поставщиков не всегда может быть обеспечена, - мы, я думаю, действуем абсолютно правильно, поскольку защищаем интересы прежде всего российских граждан. Что касается карты "Мир", она завоёвывает наше пространство не только из-за решения о бюджетных переводах, то есть переводе пенсий пенсионеров, заработных плат бюджетников на счета, привязанные к карте "Мир", но и благодаря деятельности национальной системы платёжных карт, сейчас так называемый кэшбэк активно внедряется, когда люди обратно получают часть стоимости товара, часть стоимости услуги и так далее. Я думаю, любая нормальная страна должна способствовать продвижению своих инструментов, и то, что мы предоставили своей национальной платёжной системе определённое преимущество, - это абсолютно правильно, в том числе с точки зрения защиты интересов наших бюджетников. В любой момент зарубежные компании под давлением - не в своих интересах - Госдепа или каких-то других иностранных государственных структур могут отказаться от работы на территории Российской Федерации, теоретически это возможно, и тогда мы оставили бы свой рынок один на один только с наличными деньгами. А сейчас есть карта "Мир", которая быстро завоевывает пространство, она конкурентная, качественная, и поэтому я думаю, что в этом плане мы абсолютно правильно действуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, в законопроекте сказано, что оператор в иностранной платёжной системе должен действовать через созданное юридическое лицо. Выскажите ваше мнение, поскольку есть такое опасение, что, предположим, для потребителей этой системы вырастут комиссионные сборы за услуги пользования этой системой. Это первое. И второе: в пояснительной записке вы указали несколько иностранных платёжных систем - можете всё-таки назвать их общее количество, если есть такая возможность, сколько будет? АКСАКОВ А. Г. Ну, я думаю, что общее количество - около десятка систем. Что касается тарифов, то, если мы увидим, что тариф... Около десятка систем, но там довольно жёсткая конкуренция, и всегда есть выбор. Когда мои родственники, живущие в Крыму, жили на Украине фактически, я переводил деньги, используя эти платёжные системы, чтобы поддержать своих родственников в Крыму, - так вот, поскольку была жёсткая конкуренция, я выбирал то, что мне дешевле обходилось. То же самое останется и сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, на мой взгляд, предлагаемой редакцией части 3 статьи 19 федерального закона № 161-ФЗ фактически будут ограничиваться права резидентов Российской Федерации по использованию банковских карт при открытии счёта за границей, а также по переводам электронных денежных средств. Скажите, планируется ли исправить данное ограничение ко второму чтению? АКСАКОВ А. Г. Речь идёт об электронных кошельках, открываемых за границей, которые могут использоваться в Российской Федерации. Мы считаем, что такой практики почти нет, практически нет, я даже не слышал, чтобы кто-то использовал иностранный кошелёк для осуществления операций по покупке товаров и услуг в Российской Федерации, но такие кошельки могут открываться, они могут использоваться для того, чтобы осуществлять переводы трансгранично, и это прямо прописано в законопроекте. Что касается внутренних расчётов, у нас достаточно всевозможных сервисов, которые позволяют эту услугу эффективно использовать. Повторяю, это будет безопаснее и это в интересах нашего рынка, а мы его должны всеми способами развивать и поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Анатолий Геннадьевич, огромное спасибо за такое доходчивое изложение принципов действия этих двух законов, и всё-таки мне непонятно, как будет осуществляться обслуживание граждан России через иностранные банки, ведь на нашей же территории работают иностранные банки. Мы будем так же с карточки на карточку переводить деньги или на счета? АКСАКОВ А. Г. Законопроект не касается платёжных карт - ни Visa, ни MasterCard, ни карты "Мир", он касается других электронных инструментов, которые появляются на нашем рынке, например приложения "Apple Pay". Так, покупая авиационный билет, можно оплачивать не картой и не наличными деньгами этот билет, а с помощью приложения "Apple Pay". Это приложение уже активно используется, но его использование никак не регулируется. Слава богу, пока каких-то прецедентов не было, но вместо "Apple Pay" может появиться какое-нибудь "African Pay", его начнут использовать, и вдруг окажется ненадёжным поставщик соответствующего приложения? Поэтому как раз предлагается установить определённые требования для подобных организаций, они должны находиться в реестре Центрального банка. Ограничения не устанавливаются, устанавливаются просто правила работы, для того чтобы не было каких-то случаев необеспечения безопасности, необеспечения интересов наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Случайно, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих. Тогда можно приступить к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части уточнения требований к деятельности иностранных платёжных систем и иностранных поставщиков платёжных услуг), 11-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 30 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части регулирования сферы платёжных сервисов), 12-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 02 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.