Заседание № 202
О проекте федерального закона № 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет просит произвести возврат к процедуре второго чтения, для того чтобы принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть предлагаете вернуться к процедуре второго чтения? ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Да-да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение комитета. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. Не работает! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отмените голосование. Ещё раз пробуем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 23 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Предложение принимается. Пожалуйста, Валерий Владимирович. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Поступило две поправки, обе включены в таблицу поправок № 1, которую комитет рекомендует к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 03 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста, вам слово. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Сергей Евгеньевич, в случае принятия законопроекта во втором чтении просим принять его в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 15 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Было предложение принять и в третьем чтении, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 43 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
САВЕЛЬЕВ Д. И. Иван Иванович, для стенограммы: по 6-му вопросу депутаты Савельев и Носов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 октября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. По данному законопроекту в комитет поступило пять поправок: в таблицу № 1 включено три поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, в таблицу № 2 включено две поправки, рекомендуемые комитетом к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 01 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Я предлагаю поправки 1 и 2 из таблицы поправок № 2 вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обе поправки? АБРАМОВ И. Н. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокомментируйте 1-ю поправку. АБРАМОВ И. Н. Я могу, наверное, сразу обе поправки прокомментировать. Они касаются предложения распространить действие данного закона в первую очередь на субъекты, находящиеся на Дальнем Востоке, в Дальневосточном федеральном округе, и установить, что уровень софинансирования со стороны регионов составляет не более 10 процентов. Я поясню, почему такие поправки у меня возникли. Одной из целей, наверное, основной целью законопроекта является привлечение трудовых ресурсов на территории, которые сегодня являются стратегически важными для Российской Федерации, в пояснительной записке, например, упоминаются территории Дальнего Востока и Сибири. В то же время согласно вот этой редакции законопроекта мы можем привлекать трудовые ресурсы и, самое главное, тратить бюджетные средства (на ближайшие три года на это заложено порядка 50 миллиардов рублей) для того, чтобы, например, работающие граждане переехали из Москвы в Московскую область, согласно этому закону мы можем им дать в этом случае 225 тысяч рублей. Я же предлагаю, чтобы вот таких перекосов в принципе не могло быть, поскольку в законе есть только отсылочная норма о том, что всё решается постановлением правительства, сразу определить приоритеты и с точки зрения переезда, и с точки зрения расходования бюджетных средств, прописав положение о том, что данные деньги будут тратиться лишь для переезда в дальневосточные субъекты Российской Федерации. Это первое. И второе, по уровню софинансирования. На сегодняшний день в данной редакции у нас определено, что 150 тысяч будет выделяться из федерального бюджета и 75 тысяч - из регионального. К сожалению, у субъектов Дальнего Востока сегодня в бюджетах нет средств на то, чтобы тратить по 75 тысяч рублей для привлечения одного рабочего на данную территорию, поэтому эти субъекты просто не будут участвовать в этих программах, и получится, что у нас в софинансировании данных программ смогут участвовать лишь богатые субъекты, то есть, как всегда, богатые субъекты у нас будут богатеть, бедные - беднеть, а главную задачу мы просто не решим, ведь главная задача, напомню, - это привлечение трудовых ресурсов в отдалённые местности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Владимирович, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Хочу добавить, что у нас, кроме Дальнего Востока, есть ещё и Калининградская область, и северные территории, их тоже обижать нельзя, тем более коллеги с северных территорий... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1 из таблицы № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 54 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 142 чел. Не голосовало 308 чел.68,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. И ставлю на голосование поправку 2 из таблицы № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 17 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1 % Результат: не принято Поправка отклонена. Валерий Владимирович, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Государственной Думе рекомендуется принять данный законопроект во втором чтении с новым наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". То есть законопроект прямо сейчас получил новое название. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С этим названием он и фигурирует в нашей повестке. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов...", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 26 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос, 11-й, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов". Докладчик - Татьяна Викторовна Блинова, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Пожалуйста. БЛИНОВА Т. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов". Прежде всего хотелось бы отметить, что этот проект федерального закона направлен на стимулирование внутренней трудовой миграции граждан на территории Российской Федерации. Это стимулирование относится прежде всего к тем субъектам Российской Федерации, к тем территориям, которые отличаются низкой естественной миграционной привлекательностью, но тем не менее испытывают потребность в трудовых ресурсах, и при этом недостаточность трудовых ресурсов в ряде случаев рассматривается как низкая инвестиционная привлекательность этих субъектов Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что проект федерального закона подготовлен во исполнение плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации, и поручения Президента Российской Федерации. Проект федерального закона предусматривает следующие нормы. Во-первых, наделение Правительства Российской Федерации правом разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов, а также правом предусматривать на реализацию указанных мероприятий средств в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Во-вторых, наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению перечня субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. В-третьих, наделение федерального органа исполнительной власти полномочиями по утверждению типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, изданию соответствующих методических рекомендаций, а также утверждению формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включённые в вышеуказанный перечень. Субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, правом разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов, а также полномочиями по утверждению критериев отбора работодателей и инвестиционных проектов для участия в указанных региональных программах. Таким образом, законопроектом устанавливаются новый механизм стимулирования работодателей к привлечению трудовых ресурсов и соответственно меры поддержки как граждан, привлекаемых в те субъекты Российской Федерации, которые отнесены к перечню приоритетных территорий, так и работодателей, осуществляющих привлечение таких работников. Хотелось бы также отметить, что экспертным путём был определён размер затрат работодателей на привлечение работников из других субъектов Российской Федерации и что законопроектом предусматривается финансовая поддержка, размер которой будет устанавливаться постановлением правительства. Но тем не менее хотелось бы обратить внимание на то, что уже предусмотрены средства для предоставления финансовой поддержки: из федерального бюджета - 150 тысяч рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - по 75 тысяч рублей на каждого привлекаемого работника и членов его семьи. Следует отметить также, что этот закон позволит решить вопросы занятости населения, снижения безработицы в тех субъектах Российской Федерации, которые сейчас относятся к субъектам с высокой социальной напряжённостью и с высоким уровнем безработицы, а также решить вопрос предоставления поддержки именно при переезде граждан из одного субъекта Российской Федерации в другой. В настоящее время таких мер поддержки переезжающих из субъекта в субъект граждан в законодательстве не содержится. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Татьяна Викторовна убедительно и очень подробно изложила суть данного законопроекта. В комитете мы рассмотрели данный законопроект и считаем, что это очень нужный закон именно сейчас, в такое тяжёлое для нас время, когда нужно поднимать нашу промышленность в связи с санкциями в отношении нашей России. Скажу самое основное. В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов законопроектом предлагается рассматривать территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры, особые экономические зоны, и которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах. В пояснительной записке отмечено, что реализация предлагаемого механизма позволит стимулировать работодателей к созданию привлекательных условий для работников из других субъектов Российской Федерации с целью повышения их мотивации к переезду. Ну, можно ещё добавить, что затраты, которые понесут работодатели в связи с привлечением работников, будут им компенсироваться исходя из расчёта 75 процентов от 300 тысяч. То есть им тоже в какой-то степени будет выгодно привлекать работников из тех территорий, в которых есть избыток трудовых резервов. Но есть и замечания по рассматриваемому законопроекту. Так, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, поддерживая, конечно, концепцию предлагаемого проекта федерального закона, вместе с тем в заключении обращает внимание на то, что одним из условий получения финансовой поддержки работодателями является привлечение граждан из субъектов Российской Федерации, не включённых в перечень субъектов Российской Федерации, отнесённых к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Таким образом, ограничивается возможность работодателей, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа, привлекать специалистов высокой квалификации, которые уволены в связи с сокращением или работают неполный рабочий день, например, на градообразующих предприятиях моногородов Дальнего Востока. Также в представленных материалах отсутствует информация, каким образом при выдаче сертификатов будут учитываться положения действующего Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", касающиеся выплаты районных коэффициентов, процентных надбавок за стаж работы на Севере, компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года и так далее. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона также поддержали. На рассматриваемый законопроект поступило четыре отзыва законодательных (представительных) и семь отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все отзывы положительные. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона в части повышения мобильности трудовых ресурсов и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает такой необходимый в настоящее время законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Татьяна Викторовна, анализируя плюсы переезда в другой регион, человек оценивает не только подъёмные, которые он может получить, но и возможность регистрации по месту пребывания, в том числе и в съёмном жилье. Есть ли возможность каким-то образом упростить эту процедуру для работников, участвующих в программе, возможно, в сотрудничестве с УФМС? БЛИНОВА Т. В. Такая работа уже ведётся: план мероприятий, утверждённый распоряжением правительства, предусматривает мероприятия, которые направлены на упрощение процедур регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания. Помимо этого, хотелось бы отметить следующее: те средства, которые будут предусматриваться в виде финансовой поддержки, позволят решить в том числе вопросы жилищного обустройства граждан по месту переезда. Так что в этом отношении, безусловно, работа ведётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Татьяна Викторовна, вообще, выплата подъёмных - это такая достаточно благодарная мера поддержки, она действительно поможет людям принять решение переехать в другое место. У меня по этому поводу вопрос: как вы считаете, будет ли эта мера способствовать закреплению там людей, то есть чтобы люди не временно переехали туда, а там закрепились? И в связи с этим не станет ли эта мера такой скрытой поддержкой наших мегастроек, которые планируются? БЛИНОВА Т. В. Прежде всего предусматривается, что эти средства в качестве меры поддержки могут быть использованы в течение трёхлетнего периода, и у данного проекта закона есть законопроект-спутник по внесению изменений в Налоговый кодекс, который предусматривает именно этот, определённый период расходования средств, это как раз и будет стимулировать закрепление людей на данных территориях. В соответствии с законопроектом в соглашении, которое заключается между работодателем и субъектом Российской Федерации и находит своё отражение в трудовом договоре с работником, гарантируется предоставление определённых мер поддержки, и они должны быть соответствующим образом распределены, в данном случае мы предусматриваем трёхлетний период, с тем чтобы способствовать закреплению переехавших граждан на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня к Татьяне Викторовне вопрос. Безусловно, законопроект имеет большие плюсы: например, обязательное подписание трудового договора (сегодня всё это хаотично происходит), или то, что работодатель не имеет права расторгнуть этот договор до истечения срока (сегодня в любое время работодатель может выгнать работника и при этом никак за это не будет отвечать), или то, что подъёмные есть, - всё это правильно. Но зачастую ведь переезжают не семьи, а, допустим, мужчина или женщина на заработки. Вот я в законопроекте не нашла ничего о мерах социальной поддержки и об обязательствах работодателей, поэтому скажите, а предусмотрены ли в нём, например, выплаты по больничным и, если работник три года отработает, будет ли ему положен отпуск? А если это женщина, будет ли пособие по беременности и родам, или это предусматривается только в случае переезда всей семьи? БЛИНОВА Т. В. Тамара Васильевна, в законопроекте предусмотрено, что все отношения между работником и работодателем при получении мер поддержки будут регулироваться именно трудовым законодательством, следовательно, все гарантии, льготы, компенсации, которые трудовым законодательством установлены, все они в отношении этих граждан будут соблюдаться. То есть в этом отношении мы говорим именно о поддержке со стороны института трудового законодательства и, безусловно, об обеспечении максимально возможных гарантий при трудоустройстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Викторовна, по прогнозу социально-экономического развития страны на 2015 год, подготовленному Минэкономразвития, общая численность экономически активного населения в стране составляет 71,8 миллиона человек, из них занято в экономике 67,4 миллиона, средняя численность безработных - 4,4 миллиона, но рабочих мест в стране и плательщиков налога на доходы физических лиц гораздо меньше - примерно 45-50 миллионов, вместе с малым бизнесом. Вопрос: где же заняты остальные миллионы граждан? И какая реальная численность безработных в стране: 4-5 миллионов, если брать официальные данные, или 15-16 миллионов? БЛИНОВА Т. В. Спасибо большое за вопрос. Сведения о численности общей безработицы определяются на основании проводимого Росстатом обследования населения по проблемам занятости, методология этого обследования утверждена. При этом мы с вами ежегодно и в течение года с определённой периодичностью наблюдаем соответствующую динамику изменений этого показателя. Полагаю, что, когда происходит именно опрос респондентов, насколько активно они ищут работу и готовы приступить к ней, не доверять ответам граждан тоже было бы, наверное, неправильно. Поэтому считаю, что эта цифра характеризует ситуацию с точки зрения общей безработицы в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Татьяна Викторовна, скажите, пожалуйста, есть ли вообще какая-то статистика по внутренней миграции в стране - количество людей, которые получили поддержку от государства, от субъекта, количество предприятий, которые участвовали в этих программах? И если эта статистика есть, то какие отрасли в основном задействованы в этой сфере - наукоёмкие или, наоборот, добывающие? То есть куда у нас народ передвигается? БЛИНОВА Т. В. Спасибо большое за вопрос. Безусловно, статистика в этом отношении есть. По данным государственного статистического наблюдения, численность граждан, которые изменили место приложения своих трудовых ресурсов, составляет за 2013 год 2,4 миллиона человек - это те граждане, которые в течение более девяти месяцев осуществляли трудовую деятельность за пределами места постоянного проживания. На самом деле мы оцениваем эту цифру гораздо более высокими показателями, но тем не менее в данных статистического наблюдения учитываются именно те, кто более девяти месяцев находился и осуществлял трудовую деятельность вне пределов постоянного места жительства. При этом, так как полномочия по мерам поддержки переезжающих безработных граждан являются полномочиями субъектов Российской Федерации, то в рамках этих полномочий в 2013 году около 9 тысяч человек из числа безработных граждан получили поддержку именно при перемещении внутри субъекта Российской Федерации. Есть определённая дифференциация в отношении наиболее часто привлекаемых трудовых ресурсов по отраслям - лидирующими являются строительство, промышленность. Но при этом хотелось бы обратить ваше внимание на одну особенность: более 60 процентов мигрантов, переезжающих для осуществления трудовой деятельности в другие субъекты Российской Федерации, приходится всего на четыре субъекта Российской Федерации - это Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Ленинградская область. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Татьяна Викторовна, подскажите, пожалуйста, когда планировался бюджет по поддержке данного законопроекта, какое количество субъектов было учтено, попало ли это в бюджет на 2015 год и готовы ли бюджеты субъектов софинансировать данную программу? Чтобы не получилось, что Федерация выполняет свои обязательства, а бюджетные средства региона где-то зависают отдельно и накапливаются. БЛИНОВА Т. В. Спасибо большое за вопрос. В проекте федерального закона о бюджете на 2015-2017 годы предусматривается выделение ежегодно по 2 миллиарда рублей на меры поддержки в этом отношении, таким образом, это позволит поддержать около пятнадцати тысяч человек при переезде в другие субъекты Российской Федерации. Мы действительно очень внимательно прорабатывали этот законопроект с субъектами Российской Федерации. Пятьдесят девять субъектов Российской Федерации подтвердили свою готовность предоставлять средства, выделять их из собственных бюджетов на эти цели, именно в связи с тем, что это прежде всего повысит инвестиционную привлекательность, а также будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Татьяна Викторовна, вы уже называли эту цифру, и в вашем заключении есть эти данные: по данным Росстата, трудовая миграция в 2013 году составила 2,4 миллиона человек. А вот данных по поводу того, в каких отраслях устраиваются эти люди, каков их социальный статус, то есть семейные или несемейные, какого они возраста, какого пола, к сожалению, нет. Мне кажется, если бы вы это подробно посмотрели, то и величина подъёмных, скорее всего, была бы другая, потому что, я думаю, все прекрасно понимают, что это более мобильные граждане нашей страны, более молодые, которые, естественно, создают семьи, рожают детей и так далее, и тому подобное. Вот по этому вопросу поясните поподробнее. БЛИНОВА Т. В. Спасибо большое за вопрос. Для того чтобы действительно правильно оценить возможности и ответ населения на те предложения по мерам финансовой поддержки, которые предусматриваются законопроектом, мы проводили специальное социологическое обследование. Действительно, основная часть тех, кто готов переезжать для трудоустройства, приходится на население в возрасте от 25 до 35 лет. Безусловно, был предложен определённый перечень мер поддержки, с тем чтобы граждане могли свои пожелания соответствующим образом определить. В рамках вот этого обследования как раз и были выработаны меры поддержки, и прежде всего это были действительно подъёмные - средства на переезд, на оплату проезда, на обустройство, на решение жилищной проблемы. При этом в принципе на переезд одинаково готовы и те, кто не связан семейными обязательствами, и лица, имеющие семейные обязанности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Татьяна Викторовна, законопроект предусматривает перемещение рабочих между регионами, при этом надо вспомнить задачи, которые ставит президент, - он говорит, нам нужно поддерживать прорывные научно-технические направления. Не получится ли так, что у нас будут делать заявку на привлечение людей те, кто добывает нефть для продажи, с целью увеличения её продажи, газ, для того чтобы больше продавать, лес, чтобы больше продавать, уголь, чтобы больше продавать, а вот задача поддержки прорывных научно-технических направлений останется нерешённой? У нас в машиностроении половина мощностей не используется, в перерабатывающих отраслях только 40 процентов используется, даже новые участки с новейшей техникой, которой пять лет всего, не используются! Не кажется ли вам, что в законопроекте нужно прописать меры не просто для тех, кто переезжает, а отдельно для тех, кто переезжает и работает на предприятиях прорывных научно-технических направлений? Вот тогда это будет оправданно, а так мы всегда будем в числе отстающих сырьевых держав. БЛИНОВА Т. В. Для решения этих вопросов в законопроекте предусмотрены нормы, которые позволяют обеспечить методическое регулирование и методическую помощь при разработке региональных программ. Кроме того, установлены полномочия по критериям отбора работодателей, отбора инвестиционных проектов, с тем чтобы через вот эти механизмы регулировать, кому именно эта поддержка предоставляется, в том числе и в отраслевом разрезе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович Потапов, пожалуйста. ПОТАПОВ А. В. Уважаемая Татьяна Викторовна, я хотел бы развить уже упоминавшуюся бюджетную тему по этому важному, на мой взгляд, законопроекту. Потянут ли бюджеты регионов - а там немало на них возложено - эту задачу, да и наш федеральный бюджет? Вы уже упомянули, что 2,2 миллиарда на 2015 год выделено из федерального бюджета, а на 2016-й - 10,5 миллиарда, вот потянем ли мы? И насколько мы сможем вообще контролировать использование выделяемых средств? БЛИНОВА Т. В. Прежде всего хотелось бы отметить, что эти 2 миллиарда, которые предусмотрены в федеральном бюджете на 2015 год, планируется направить на отработку этих механизмов в четырёх пилотных субъектах Российской Федерации. Сейчас как раз идёт обсуждение вопроса по отбору этих субъектов Российской Федерации, и хочу вам сообщить, что у нас уже есть шесть писем от губернаторов о том, что они готовы принять финансовое участие в реализации этих программ. Полагаю, что этот механизм, с одной стороны, требует более широкого своего развития, с другой стороны, безусловно, необходимо предусматривать соответствующее финансирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Борис Львович Резник. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы, дальневосточники, всячески приветствуем меры по привлечению к нам людей и закреплению их на наших территориях. Недавно у нас выступал министр по развитию Дальнего Востока, он назвал цифры по выполнению тех амбициозных планов, которые намечены в связи с программой развития производительных сил востока России, - нам нужно более миллиона высококвалифицированных рабочих, нам нужна рабочая сила. Я считаю, что было бы здорово решать эти вопросы в комплексе, потому что всё, что мы сегодня обсуждаем, это извините, всё-таки полумеры, а главный вопрос - что может закрепить человека на новой территории: это, естественно, благоустроенное жильё, хорошие социальные условия - медицина, образование и всё остальное. Довольно неплохой опыт накоплен у нас в Хабаровском крае, например в части строительства молодёжных жилищных комплексов. У нас ежегодно где-то от двух с половиной тысяч до трёх тысяч семей остаются, мы им даём возможность приобрести хорошие, благоустроенные квартиры, причём условия такие: квадратный метр стоит всего-навсего порядка 16 тысяч, а если рождается ребёнок, то 10 процентов снимается, второй ребёнок - уже 20 процентов, а если появляется и третий ребёнок, то квартира передаётся семье в собственность. К сожалению, пока у нас не хватает средств - желающих жить в этих молодёжных жилищных комплексах очень много, но мы только на бюджетников можем распространить эту меру, а в принципе возможно удвоить и утроить количество семей, которые могли бы остаться на Дальнем Востоке, если бы, скажем, за счёт средств из федерального бюджета была реальная помощь в выполнении этих программ. Вторая очень серьёзная задача - всё-таки уже пора всерьёз сносить балки, бараки, коих великое множество на территории Дальнего Востока; только на БАМе более 15 тысяч человек живут в нечеловеческих условиях, во времянках периода строительства БАМа - можете себе представить, что там было и что теперь от этого жилья осталось! И даже в замечательном городе Хабаровске, который... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. РЕЗНИК Б. Л. Я бы очень просил действительно продумать меры по комплексному решению этих проблем. А вообще законопроект хороший. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу вам напомнить и обратить ваше внимание на то, что, фракция Либерально-демократическая партия, считают вопрос занятости населения одним из самых важных программных продуктов нашей партии. Для того чтобы современному россиянину было хорошо, чтобы он чувствовал себя комфортно, нужна стабильность, а стабильность возможна только тогда, когда человек имеет хорошую высокооплачиваемую работу по специальности, и тогда, естественно, он счастлив, счастлива его семья, родные, близкие, дети и всё у него получается. А самое главное, когда человек занят, ему не лезут в голову всякие дурные мысли и не возникают такие ситуации, как сейчас на Украине и в других местах нашего необъятного земного шара. Что хочется сказать? Этим законопроектом решается две глобальные проблемы: первая - это трудоустройство населения на тех территориях нашей страны, где нуждаются в этой рабочей силе, вторая, что тоже очень важно и очень значимо, - это замена внешней миграции на внутреннюю миграцию. Либерально-демократическая партия неоднократно говорила, что все вопросы занятости населения можно решать за счёт внутренних трудовых ресурсов, за счёт наших людей, которые работают на местах и которые по стечению обстоятельств, по воле судьбы оказались вот в этих небольших моногородах, где, к сожалению, закрывается производство и им негде работать. Естественно, необходимо работать Правительству Российской Федерации, необходимо работать на местах, в субъектах и законодательной, и исполнительной власти, и муниципальным органам, для того чтобы налаживать вот эти связи, вот эту логистику, вопросы перемещения этих людей. Хочу также поддержать своего коллегу, который уже выступал: действительно, это не панацея, это такая полумера, но это первый шажок в нужном направлении. Естественно, для того чтобы люди поехали в эти регионы - мы сейчас говорим о регионах Сибири и Дальнего Востока, - там необходимо развивать инфраструктуру, строить жильё, детсады, школы, больницы, поликлиники, и вот когда это будет сделано целиком и полностью, тогда, наверное, и вопросы трудоустройства будут решаться более оперативно и эффективно. Опять же надо учитывать, что у нас есть такой сосед, как Китай с полуторамиллиардным населением, экономика которого развивается стремительными темпами, и если вопросы с трудоустройством, с внутренней миграцией не решить сейчас, то, вполне возможно, потом могут возникнуть определённые проблемы. Фракция ЛДПР этот законопроект поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи! Вот этот законопроект фракция КПРФ поддержит, потому что фракция КПРФ поддерживает любые разумные законы, направленные на улучшение жизни наших граждан, особенно в таких регионах, как Дальний Восток и Сибирь. Тем не менее всё-таки есть некоторые замечания. Первое замечание. Этот законопроект хоть и даёт возможность, как вы говорите, получения выплат в течение трёх лет, но при этом, на наш взгляд, мы придаём деньгам как бы решающую роль, но не деньгами едиными жив человек - ну недостаточно он будет закреплён таким образом! А самое главное, в законопроекте написано, что деньги выдаются не работнику, а работодателю, что интересно. Я задал вопрос: не есть ли это такая скрытая поддержка наших "строек века"? Вы на него не ответили, но, видимо, получается, что так: раз мы поддерживаем работодателей, то фактически пытаемся снизить издержки на эти проекты, и социальная поддержка... ну, я не говорю, что её нет, я просто отмечаю, что законопроект поддерживает работодателей, а не работников - это факт, это прописано в самом законопроекте! (Шум в зале.) Второе замечание касается длительности. У нас история освоения Сибири и Дальнего Востока очень длительная, насчитывает более пятисот лет, и разные периоды в ней были. Первые четыреста лет в Сибирь в основном ссылали, но есть и интересный опыт - столыпинская реформа, закон 1904 года, - когда крестьянин мог уйти из своей общины и, переехав в Сибирь, получить там надел из государственных земель. В результате 2,3 миллиона человек переехали в Сибирь - повторяю: 2,3 миллиона человек! - и закрепились там. И в советский период, в ранний советский период это была база, именно такая вот хорошая материальная база. Что мы сейчас можем предложить? Сейчас землёй человека не привлечёшь никуда. Вот есть такой очень хороший город Новосибирск - центр науки, культуры и образования, и мы давно предлагаем для тех, кто живёт в Сибири, сделать образование бесплатным, чтобы все, кто приезжает в Сибирь, могли обучиться бесплатно. Вы спросите, где они будут работать? Но давайте с чего-нибудь начнём! Если человек приедет в Сибирь и получит там бесплатно образование, то высока вероятность, что он останется там жить. Мало того, сегодня тот же Новосибирск действительно является таким центром, куда стекаются таланты со всей России - с Дальнего Востока, из Средней Азии, из Казахстана, даже из Китая приезжают к нам учиться, и он может стать таким центром, где эти люди точно закрепятся не на три года, как предполагается в законопроекте, а на пять-десять лет, а может быть, и навсегда, что послужит мощным толчком для развития наших территорий, за что всегда ратует КПРФ! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Прежде всего мне хотелось бы сказать большое спасибо Татьяне Викторовне за компетентные ответы на наши вопросы: это не так часто бывает, когда к нам приходят представители министерств. Это первое. Второе. Татьяна Викторовна, мы часто встречаемся с избирателями, и нам нужно не просто сказать им, что принят закон, но мы должны его ещё разъяснить, так как больше никто этого не делает. На мой взгляд, это закон нужный, и, безусловно, очень радует, что правительство наконец обратило на это внимание, но следует отметить, что там ещё не всё в порядке. Например, прежде чем вносить законопроект, нужно было прийти к депутатам не только с текстом законопроекта, но и с программой, которую прорабатывало правительство и в которой определено, какие регионы будут участвовать, что и как видит правительство. Я вот, например, сегодня вижу, что у нас миграция трудовая только в Москву, потому что работы в регионах нет и потому что здесь зарплата побольше, и это длится на протяжении уже двадцати лет, поэтому я думаю, что у нас не так уж много будет мигрантов, особенно семей, для переезда. Прежде всего надо, конечно, смотреть, что можно в своём регионе сделать, чтобы люди закреплялись и оставались. Вот у нас открываются сейчас заводы - например, много заказов поступило на оборонные заводы, я говорю, в частности, о своём Тамбове, - а рабочих не хватает, на это тоже нужно обращать внимание. Поэтому я и спрашиваю: участие каких регионов предусматривается? Пока мы ничего не можем об этом людям сказать. Правда, когда я встречалась с беженцами с Украины, которые хотели бы у нас остаться навсегда, то говорила, что есть возможность переехать на Дальний Восток, а там и жильё есть, и всё остальное. Вот люди посмотрят на этот сайт, который после принятия закона откроется, - "Работа в России" - и будут думать, куда на время поехать, чтобы просто заработать, но ведь не в этом, наверное, цель этого законопроекта, мы должны глубже смотреть, правильно мои коллеги говорили, и разбираться, где идёт научно-техническое развитие, в каком регионе и какие требуются рабочие, а не просто так по 75 тысяч каждому дать - потом вы сами увидите, сколько людей будут требовать эти деньги! И закрепятся они там или нет - это ещё вопрос. Кроме того, хотела бы сказать и о положительном в законопроекте: трудовое законодательство должно строго выполняться работодателем, который привлекает эту рабочую силу. Это первое. Второй положительный момент - это то, что работодатели должны иметь лицевые счета, на которых будут аккумулироваться отчисления в Пенсионный фонд... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...это тоже очень важно сегодня. Третье - то, что заработная плата должна выдаваться чётко, без задержек. И то, что имеет право привлекать только тот работодатель, у которого не имеется задолженностей по зарплате, - это тоже большой плюс. Ещё один большой плюс, как я уже говорила, когда задавала вопрос, - это то, что нельзя прерывать трудовой договор по усмотрению работодателя, если ему, видите ли, не понравился тот или другой работник. Мне кажется, нам необходимо в законопроекте и возраст ограничить, потому что требуются работники, которые ещё в силе. Кроме того, надо, чтобы они имели образование, какую-то специальность, но ничего этого в законе тоже не прописано. Правда, мне кажется, всё и не пропишешь, поэтому я и начала с того, что нам необходимо посмотреть программу, узнать, что правительство планирует и какие регионы будут задействованы. И правительство должно не просто иметь право принимать решение в случае, если попросил губернатор, но оно должно иметь право самостоятельно определять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 36 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.