Заседание № 73
О проекте федерального закона № 602963-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части установления особенностей функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике". Докладывает Наталья Васильевна Назарова. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект мы рассмотрели во втором чтении вчера на пленарном заседании. Замечаний по этому законопроекту не поступало. Просим поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 602963-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части установления особенностей функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности); принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике". Пожалуйста, Наталья Васильевна Назарова. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня законопроект был принят в первом чтении 5 марта 2019 года. В процессе достаточно долгой работы над этим законопроектом в Комитет по энергетике поступило 11 поправок. Три поправки включены в таблицу поправок № 1, две из них носят юридико-технический характер, одна поправка принципиальная, она касается продления сроков либерализации - с 1 января 2023 года, как было предусмотрено в начальном тексте законопроекта, до 1 января 2025 года - в связи с тем, что регионы, участвующие в регулируемом секторе оптового рынка, оказались не готовы к тем срокам либерализации цен на электроэнергию. Восемь поправок включены в таблицу поправок № 2, все они в той или иной мере касаются включения новых регионов в процесс регулируемого ценообразования на оптовом рынке. Комитет по энергетике принципиально против того, чтобы расширять список регионов, которые получают льготы за счёт других регионов Российской Федерации. Комитет по энергетике предлагает проголосовать таблицу поправок № 1, таблицу поправок № 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по таблице поправок № 1, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 56 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается единогласно. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 29 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 23-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 02 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Наталья Васильевна, вы будете предлагать рассматривать данный законопроект завтра, или он идёт у вас в предложениях на четверг? В этом случае Совет решение примет. Назаровой микрофон, пожалуйста, включите. НАЗАРОВА Н. В. Комитет не предлагает пока включать этот законопроект для рассмотрения в следующем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Бывает просто, что упустили это. Спасибо.
НАЗАРОВА Н. В. Нет, Иван Иванович, у меня не вопрос. У меня просьба к парламенту. Мы сегодня рассмотрели законопроект под пунктом 23 повестки дня во втором чтении. Сейчас из комитета поступила информация о полной готовности этого законопроекта к рассмотрению в третьем чтении. И комитет, учитывая очень серьёзное влияние этого законопроекта на процесс бюджетирования, просит поставить его в повестку дня на завтра, 9 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Договорились.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 602963-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков" (принят в первом чтении 5 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба рассмотрение законопроекта под пунктом 13, 13-й вопрос, перенести на среду, 29 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Поздняков Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, я тоже по поводу 13-го вопроса: я хотел бы перевести законопроект в первое чтение для изменения концепции, обоснование у меня имеется.
Коллега Есяков Сергей Яковлевич предложил рассмотрение законопроекта под пунктом 13 перенести на среду. Нет возражений? Нет. Принимается. Владимир Георгиевич, мы уже обсудили ваше предложение: нет возможности возвратить законопроект к процедуре первого чтения, но, думаю, предложение, которое вы внесли по сути этого законопроекта, - расширить список регионов и включить в него Забайкальский край, - именно этот вопрос будет обсуждаться в ближайшее время, до среды, и если мы примем сейчас то, о чём попросил Есяков Сергей Яковлевич, и список территорий, где будут применяться льготные тарифы на электроэнергию, будет расширен, то мы, возможно, увидим там Забайкальский край. Однако, ещё раз подчеркну, для этого необходимо, чтобы в правительстве этот вопрос был дополнительно обсуждён. Мы вчера обсуждали его и с руководством региона, и с вице-премьером Трутневым, на сегодняшний день отрицательную позицию занимает Министерство энергетики, так что сегодня, завтра, суббота, понедельник, вторник - время как раз для того, чтобы дополнительные аргументы были представлены. И не исключено, что мы примем решение как раз о внесении дополнительного региона - Забайкальского края - в список территорий, где будет применяться тариф по льготной шкале, что и предусматривает законопроект, просто там у нас в перечень Забайкальский край пока не попадает. Владимир Георгиевич, вы хотели эту задачу решить, об этом речь шла или?.. Вы предлагали в первое чтение законопроект перевести - насколько я знаю, у вас поправка есть ко второму чтению, связанная именно с Забайкальским краем. Включите Позднякову микрофон. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Что касается поправки, совершенно справедливо, действительно, я предлагал именно Забайкальский край. Но, Вячеслав Викторович, у меня в принципе по этому вопросу другое мнение, и я высказывал его в часе политических заявлений. Я хотел бы дополнительно посоветоваться и обсудить, как нам жить дальше, как быть с электроэнергетикой в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, давайте мы сначала определимся с решением в части переноса рассмотрения данного законопроекта на 29 мая, тогда мы рассмотрим перечень регионов. И ещё раз подчёркиваю, перенос связан с тем, что нам необходимо дополнительно провести консультации по вопросу о включении Забайкальского края в перечень регионов, где применяется льготный тариф. А как нам жить дальше и вопросы энергетики давайте мы обсудим отдельно. Этот законопроект предусматривает формирование достаточно небольшого перечня регионов, где будет льготированная электроэнергия. Правильно, Сергей Яковлевич? Есякову включите, пожалуйста, микрофон. ЕСЯКОВ С. Я. Вячеслав Викторович, да, действительно, на сегодняшний день здесь есть ограничения. Девять регионов покупают электроэнергию по регулированным ценам на рынке электроэнергии, и сегодня стоит вопрос о том, чтобы ограничить количество таких регионов, поскольку желающих, тех, кто стоит в очереди, достаточно много: мы буквально в течение двух лет приняли ещё два региона, Карелию и Бурятию, - этот процесс стал как бы распространяться. В чём особенность этого проекта закона? Вообще, Вячеслав Викторович, у нас не так много законопроектов, которыми правительство просит ограничить его полномочия, потому что само не справляется, - чаще мы принимаем другие законопроекты, внося которые правительство просит дать им полномочия по любым вопросам. А в данном случае оно само вышло с идеей ограничить полномочия, чтобы избежать вот такого... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, чтобы эти вопросы регулировались федеральным законом... ЕСЯКОВ С. Я. Да, законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...и перечень регионов был ограничен: в рамках этого проекта закона принимается решение о льготном тарифе для жителей Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Карелии, Северной Осетии - Алании, Тывы и Чеченской Республики. Ещё раз хочу подчеркнуть, что у нас есть возможность обсудить этот вопрос с правительством и до 29-го определиться по Забайкальскому краю. Коллеги, если нет возражений, такое решение также принимается.
Заседание № 191
О проекте федерального закона № 602963-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 21-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков". Законопроект разработан Минэнерго на основании поручения правительства от 2018 года и предусматривает установление ограничения на включение новых территорий в перечень субъектов Российской Федерации, территории которых правительством могут быть отнесены к отдельным частям ценовых зон, для которых устанавливаются особенности функционирования рынков. В настоящий момент этот перечень установлен актом правительства, в проекте федерального закона он воспроизводится, в него включены следующие субъекты: Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва и Чеченская Республика. Введение ограничения направлено на сдерживание роста межтерриториального перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, которое, по сути, даёт возможность приобретения электрической энергии на оптовом рынке на нерыночных условиях. Указанный перечень сформирован исходя из социально-экономического состояния соответствующих субъектов Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Положения законопроекта не требуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы. Законопроект прошёл все экспертизы, заключения имеются. Просим вас поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Яковлевич Есяков. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Анастасия Борисовна достаточно кратко и вместе с тем полно изложила суть законопроекта, но если говорить конкретно, то надо сказать, что по содержанию он достаточно прост: ограничивается перечень территорий, которые имеют право на льготные тарифы при покупке электроэнергии на оптовом рынке, - но по своей сути он достаточно сложен, поскольку упирается в проблему перекрёстного субсидирования, которая на сегодняшний день является одной из основных в электроэнергетике и которая очень сильно деформирует всю систему электроэнергетики. В чём это выражается? В начале деятельности, в начале перехода на регулируемые договоры, объём поставок электроэнергии по регулируемым договорам составлял порядка 20 процентов, на сегодняшний день он вырос до 30 процентов. И сначала были только договоры по населению, то есть покупка электроэнергии для населения, затем сюда добавился Северный Кавказ и все потребители Северо-Кавказского федерального округа, а с 1 января 2018 года сюда добавились ещё два субъекта - Бурятия и Карелия. И всё бы хорошо, но у нас есть обращения губернаторов регионов, которые хотят продлить, сделать такие же условия для своих регионов. В частности, чаще всего обращался Забайкальский край. Комитет рассмотрел этот законопроект, понимает, насколько важно не допустить роста количества регулируемых договоров, не допустить роста субсидирования одних территорий за счёт других территорий, и поэтому поддерживает данный законопроект. Просьба ко всем депутатам также поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Поздняков Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. У меня несколько вопросов - и к Анастасии Борисовне, и к Сергею Яковлевичу. Позвольте начать? Анастасия Борисовна, вы сказали в выступлении, что, когда формировался этот список регионов, были рассмотрены социально-экономические проблемы, темы. Но ведь регионы очень разные, эти девять территорий, - и по экономическим параметрам, и по ресурсам, и по климатическим параметрам. Всё-таки какие для каждого региона были особенности? Это первый вопрос. Второй вопрос: почему прекращён данный эксперимент? И зачем государство вообще вводило эту систему вот на эти годы, с 2003-го по настоящее время (время действия этого закона)? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анастасия Борисовна. БОНДАРЕНКО А. Б. Владимир Георгиевич, спасибо за вопросы. Могу сказать, что перечень территорий действительно со временем менялся. Впервые он был введён в 2009 году после запуска рынка, оптового рынка электрической энергии (мощности) в 2006 году. Был введён в 2009-м, начал действовать с 2010 года. Включение территорий в этот перечень означает, что по регулируемым договорам, то есть по сниженной цене, будут покупать электрическую энергию не только население и приравненные к населению группы потребителей, но и иные промышленные потребители. Это делается в целях поддержки регионов со сложным социально-экономическим положением. Исторически в этот перечень была включена большая часть субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, и Республика Тыва. На данный момент этот перечень дополнен Республикой Бурятия и Республикой Карелия. Цель настоящего законопроекта состоит в ограничении перечня этих территорий, имеется в виду, что конечная цель - переход к полной либерализации рынка - законом уже сейчас поставлена, указан срок: 2027 год. И что касается оценки социально-экономического состояния субъектов - безусловно, правительство это решение принимало коллегиально, выслушивалось мнение не только Минэнерго, в этой работе участвовали и антимонопольная служба, и Минфин, и Минэкономразвития. Подход был комплексный, и это решение со стороны правительства было системным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. У меня к Анастасии Борисовне вопрос. Почему именно на эти субъекты распространяется такая льгота? Ведь это выливается в разницу в стоимости выпускаемой промышленными предприятиями продукции, а рынок практически один, и конкуренция будет, ну, не совсем честной, не совсем справедливой. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Наталья Дмитриевна, за вопрос. Перечень этих субъектов уже утверждён постановлением правительства, он действует с 2010 года, чуть позже были включены Бурятия и Карелия, как я уже сказала. Для текущей ситуации ничего не изменится, а изначально исходили из оценки, из сложности ситуации в самих субъектах, ну, в первую очередь сказались последствия 90-х годов и начала 2000-х для республик Северного Кавказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, я как бы ничего не имею против республик Северного Кавказа, но скажите, чем провинились жители Ростовской области, энергоизбыточной по сути: четыре блока атомной станции, тридцатикилометровую зону отменили, девять блоков ГРЭС - тарифы самые высокие, притом что губернатор впереди планеты всей ввёл и социальные нормы? Не рассматриваете ли вы всё-таки более комплексно вопрос? Потому что, ну, если энергоизбыточный регион, то почему тариф должен быть самым высоким в Южном и Северо-Кавказском округе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Начните вы, Анастасия Борисовна, потом Сергей Яковлевич добавит. БОНДАРЕНКО А. Б. Ситуацию в Ростовской области отдельно мы тоже рассматривали, и с тарифами ситуация действительно такая, как вы и говорите, но при этом там не самый высокий уровень тарифов... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БОНДАРЕНКО А. Б. Хорошо. В целом на ситуацию с тарифообразованием фиксирование этого перечня не влияет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Николай Васильевич, я вам могу сказать о ценах на оптовом рынке: потребители в Ростовской области покупают по той же цене, по которой покупают все остальные потребители в этой ценовой зоне, - это точно, на 100 процентов. Но вопрос в другом. Две составляющие регулируются на региональном уровне - это затраты на передачу электрической энергии и затраты на сбытовую надбавку. Вот из-за двух этих составляющих может быть влияние чисто административное - со стороны администрации Ростовской области. Кроме того, на сегодняшний день структура потребления очень мало зависит от региона и от власти. Если структура потребления построена таким образом, что большая часть приходится на население и сельское хозяйство, чуть меньше - на машиностроение и крупную промышленность, тогда тарифы именно по группам будут выше. Таким образом, три группы проблем влияют на структуру тарифа в регионе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Анастасия Борисовна, мы не спорим с тем, что существуют различные регионы, есть понимание адресной поддержки, всё это нормально. Мой вопрос в другом. Вот, например, энергоизбыточная Оренбургская область: у нас ФАС установила с 1 января предельную максимальную цену 2 рубля 99 копеек. Но мы же реалисты, я не думаю, что энергетики, определяя льготные территории, предусматривают для себя какие-то потери. Вот меня интересует Оренбургская область: да, она энергоизбыточная - что у нас будет с ценой? Для того чтобы кого-то поддержать, надо же у кого-то взять. Получается, другие территории попадают в ущемлённое положение, поэтому при рассмотрении этого законопроекта нужно говорить об ограничении роста других территорий. Пусть тогда эту, скажем так, нагрузку несёт бизнес. Мы же не случайно разделили всё на кусочки и сказали, что будет замечательно. Вот давайте начнём это... (Микрофон отключён.) БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопрос. Ещё раз подчёркиваю: с принятием этого закона ничего не меняется, то есть действующая система тарифообразования и действующая система, как вы сказали, льгот или поддержки регионов будет ровно такая же - мы просто переносим ограничение перечня территорий с уровня акта правительства на уровень федерального закона, причём с учётом цели по либерализации рынка, которая стоит перед нами. Я повторю, к 2027 году мы должны сделать рынок либеральным и конкурентным с поэтапным уменьшением доли регулируемых договоров с 2023 года на 10 процентов каждое полугодие. Президент на заседании президентской комиссии по ТЭК, которое состоялось в Кемерове в августе 2018 года, строго сказал: установить конечные сроки для послаблений и отдельных изъятий из законодательства, касающихся мер поддержки. С учётом жёстких сроков мы только переносим регулирование на уровень закона, чтобы перечень территорий не расширялся по акту правительства, больше сейчас ничего не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Сергей Михайлович, я могу подтвердить, что 27 августа 2018 года заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности под руководством Путина состоялось в Кемерове. В пункте 4 было определено конкретное задание правительству - разработать необходимые меры для ликвидации всех видов перекрёстного субсидирования, которое сегодня является одной из основных проблем в энергетике. Речь идёт о межтерриториальном, межотраслевом, межвидовом перекрёстном субсидировании - вот эта проблема на сегодняшний день существует. И второй момент. Мы в 2014 году приняли изменения в 35-й закон, ввели понятие перекрёстного субсидирования. Было указано, что мы должны к 2022 году уменьшить перекрёстное субсидирование с 220 миллиардов до 50 миллиардов рублей. И я могу сказать, что во время обсуждения на заседании комитета представленного законопроекта это было нашей главной проблемой, мы просили Министерство энергетики сделать комплексную систему снижения перекрёстного субсидирования для того, чтобы выйти на показатели, которые предусмотрены в федеральном законе и в решении комиссии под руководством президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анастасия Борисовна, мой вопрос достаточно простой, но хотелось бы получить максимально откровенный ответ на него. Вы сказали, что нормативным правовым документом, постановлением, был определён перечень субъектов, которые пользуются особым статусом в этом вопросе. Вы сейчас сказали, что хотите перенести это на нормы федерального закона. Вы для чего хотите это сделать? Для того чтобы снять с себя ответственность и в случае, когда субъекты к вам обращаются и вы им отказываете, прикрываться нормами федерального закона, то есть для того чтобы парламент этот закон принял? Вот просто хотелось бы получить от вас достаточно искренний ответ. БОНДАРЕНКО А. Б. Мы на самом деле к вопросу подходим комплексно и хотим донести через законопроект главную мысль: включение нового региона в перечень означает, что за потребителей этого региона будут платить потребители других регионов, и поэтому коллеги-депутаты из других регионов должны будут проголосовать за включение соответствующей территории с полным пониманием того, что этим решением они возлагают нагрузку на потребителя своего региона. Что касается оценки социально-экономического состояния субъекта и вообще адресности поддержки субъектов, работа в правительстве сейчас ведётся комплексная. Мы просто повышаем уровень решения этого вопроса через повышение уровня акта, которым утверждается данный перечень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста, Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я. Андрей Геннадьевич, я могу сказать, что такой же вопрос, один к одному, я задал на заседании комитета. Нам кажется, что законопроект, который сегодня вынесен на рассмотрение, - это своеобразная поддержка министерству, правительству в целях решения очень непростой социально-экономической проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Анастасия Борисовна, у меня к вам вопрос. Вы сами сейчас, отвечая, сказали, что вы за комплексный подход. Вот смотрите, что получается: с 2009 года целому ряду территорий, за которые я бесконечно рада, - об эффективности использования этого закона и этого постановления вы нам сейчас не рассказали - вы дали возможность развиваться, развивать их предприятия, они платят налоги, но при этом Волгоградской области, где единственный в стране такой алюминиевый завод (он исторически у Волжской ГЭС строился, сейчас находится под санкциями, ему сегодня тяжело), где Волжский абразивный завод, мы не даём возможности для льготного финансирования. Таким образом, не создаются новые рабочие места, товар не становится дешевле - а может быть, следует услышать президентское послание, услышать президента, Дмитрия Анатольевича Медведева, которые недавно сказали, что нам нужно посмотреть точки роста каждого региона? Если бы в Волгоградской области весь промышленный сектор хотя бы на год в пилотном проекте получил такую льготу, то не 20 миллиардов в бюджеты всех уровней, а, может быть, 40 миллиардов - посчитайте!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анастасия Борисовна. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Ирина Михайловна, за вопрос. Безусловно, все последствия мы считали, оценивали деятельность каждого промышленного предприятия. К слову сказать, как раз по обращению Забайкальского края мы проводили системный анализ того, какой эффект суммарно даст такая льгота (в кавычках), по включению в этот перечень, и кто будет являться основным выгодоприобретателем этого. Конечно, мы смотрим, но с учётом того, что всё-таки те заводы и тот бизнес, который в том числе на территории Волгоградской области ведёт деятельность... Необходимо оценивать, нужно ли ставить этот бизнес в более преференциальные условия по сравнению с таким же бизнесом в других регионах. Заплатить за один алюминиевый завод должен другой алюминиевый завод, на другой территории?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у меня просьба: если вы хотите поговорить, говорите, но не в ходе пленарного заседания. Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Я хотел бы дополнить ответ на данный вопрос. Уважаемые коллеги, проблема, которую мы сегодня рассматриваем, составляет порядка 10 процентов от общей проблемы перекрёстного субсидирования, которое так или иначе искажает тарифы. И мы это рассматриваем как первый шаг, реально как первый шаг по пути решения более глобальной и действительно важной проблемы. 10 процентов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Коллеги, сейчас мы проведём запись на выступления. Владимир Георгиевич, я помню, вижу, что вы по ведению взяли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы считаете, что на ваш вопрос не ответили? Депутату Позднякову включите микрофон. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Иван Иванович, я говорил, что буду двоим вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас была минута - вы её использовали, Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Я очень оперативно спрошу: имеется ли в комитете анализ особенностей действия вот этих льгот, послаблений, с тем чтобы можно было какой-то другой субъект вытащить? Это то, о чём говорила коллега Гусева. Есть ли у вас такой анализ? И как порекомендовать, чтобы кого-то тоже можно было вытащить? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Позиция комитета достаточно простая: прекратить дальнейшее движение, потому что за одним регионом последует второй. Как получилось в Бурятии? Там в соседнем районе - давайте сделаем им, и они добились своего; сейчас к Бурятии присоединяется Забайкалье. Мы говорим: нет, когда-то нужно установить запрет, двигаться в обратную сторону. Мы считаем, пусть поздно, но это нужно делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич, присаживайтесь. Коллеги, время - 14 часов 9 минут. Кто хотел бы выступить по этому законопроекту? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. Ну давайте запись проведём, но я прошу всё-таки учесть, что время - 14 часов 9 минут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, есть предложение: всё-таки по одному от фракции. Поздняков Владимир Георгиевич, пожалуйста. Три минуты, если можно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. Выступление от фракции. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, коллеги! Обсуждаемый сегодня законопроект, внесённый правительством, необычный - фракция КПРФ не будет голосовать за него. В действующий закон "Об электроэнергетике" вносятся ограничения, фактически запрет в части перечня регионов, в которых установлены особенности функционирования рынков по продаже электроэнергии по оптовым и розничным ценам. За период с 2009 года правительство определило этот перечень по каким-то своим параметрам, и я не удовлетворён ни одним ответом, который дали на эту тему. Почему по регулируемым сниженным ценам работали эти регионы? И они, эти субъекты, будут так работать ещё до 2027 года! Критерии необходимы, потому что по ним можно определить эффективность режима регулирования цен на электрическую энергию в регионе, а это наполнение важных государственных программ, указов президента, это развитие региона, снижение социальной напряжённости и так далее. И вот по двум территориям - республики Бурятия и Карелия, которые были внесены в 2018 году, - критерии тоже неизвестны. Ещё одна особенность внесённого законопроекта. В пояснительной записке и в докладе было сказано, что изменения не связаны с реализацией государственных программ, то есть льготы действуют, а задача по программе не была поставлена, льготы существуют, но неизвестно для чего, ради чего. Правительство действовало по каким-то своим канонам, а потом решило всё-таки как-то (сегодня в вопросе тоже это было) законодательно определить, чтобы дальше уже действовать... Что-то тут не так, какое-то лукавство! Но всё-таки основные выступления были в части... Была задача - внести изменения в обсуждаемый закон либо провести ротацию, то есть пусть девять останутся, но провести ротацию. В данном случае меня, безусловно, интересует Забайкалье, потому что стоимость электроэнергии для предпринимателей и для бюджетных организаций выше там, от 6 процентов до 70 процентов, и там высокие тарифы, потому что в крае генерацию составляют угольные теплоэлектростанции, себестоимость угля для них высокая, и из-за постоянно растущих цен на сырьё они ежегодно увеличиваются. А в связи с тем, что в Забайкальском крае отсутствует газ, то есть отсутствует альтернативный источник энергии, дешёвой энергии, тарифы на теплоэнергетику ещё более высокие - от 42 процентов до 172 процентов. То есть край довольно тяжело себя чувствует, перспективы развития слабые. То же самое с железнодорожными тарифами: 6 тысяч километров до Москвы и 3 тысячи до восточных портов. В силу таких обстоятельств в Забайкалье практически не осталось каких-либо крупных предприятий, кроме хлебозавода, мясокомбината, маслокомбината. Правительство края подготовило большой план социально-экономического возрождения - это развитие и горнодобывающей промышленности, и агропромышленности, и торговли с Китаем, и многое другое, а также, конечно, и развитие социальной сферы, но для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность, создать условия, в одиночку там не выжить. Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Осипов с настоятельной просьбой обращался и к Председателю Совета Федерации Матвиенко, и к Вячеславу Викторовичу Володину. Но для того чтобы всё-таки развиваться, конечно, необходимо решение ряда проблем - это снижение цен, тарифов на электроэнергию для малого и среднего бизнеса, их выравнивание в Дальневосточном федеральном округе до среднероссийского уровня и перераспределение цен и тарифов на электроэнергию путём перекладывания части оплаты за потребление электроэнергии с плеч населения и объектов социальной сферы на промышленные предприятия, то есть то самое субсидирование, о котором сегодня говорили. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Георгиевич. Медведев Иван Владимирович. МЕДВЕДЕВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович, за предоставленную возможность выступить. Сегодня бремя перекрёстного субсидирования несёт производитель электрической энергии - 35 процентов, более чем одна треть, от всего баланса электрической энергии, в деньгах это выражается цифрой от 360 до 380 миллиардов рублей. Вот это то, что ложится на производителей электрической энергии, причём они практически несут эту нагрузку в первой и второй ценовых зонах, выдают электроэнергию потребителям и первой, и второй ценовой зоны. Этим законопроектом мы подводим черту, чтобы правительство уже больше никого туда не могло включить. И будем работать вместе и с министерством, и с правительством над снижением этой "перекрёстки", и не только этой, но и между населением, между промышленностью. Владимир Георгиевич, что касается Забайкальского края, вы в комитете говорили, что 4 рубля 59 копеек - тариф для малого, среднего бизнеса и для бюджетных организаций. В первой и второй ценовых зонах этот тариф составляет от 7 до 8 рублей, а в Карелии был до 9 рублей. Ну о чём мы говорим?! При чём тут Забайкальский край-то, когда мы уже и так нагрузили первую и вторую ценовые зоны так, что там уже даже крестьянин не может платить, фермеру сегодня 8 рублей выставляют! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Вас тоже прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Владимирович. Анастасия Борисовна, с заключительным словом будете выступать? Нет. Сергей Яковлевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Есякову, содокладчику, включите микрофон. ЕСЯКОВ С. Я. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу подчеркнуть (это что касается выступления моего коллеги Позднякова), надо понимать, что в Забайкальском крае тарифы ниже, чем в среднем по России, но выше, чем в Иркутске, в Иркутской области, - в связи с этим Забайкальский край просит. И второй момент, чем этот законопроект хорош, - он ограничивает, мы ограничиваем конечные сроки использования надбавок. Может быть, мы вернёмся в этому, чтобы раньше закончить их использование. Ещё раз, просьба всё-таки принять этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 50 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.