Заседание № 250

22.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2656 по 2696 из 6312
3-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации".                                                                     
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Названный законопроект мы с вами    
рассмотрели во втором чтении в начале прошлой недели - это так называемый       
четвёртый антимонопольный пакет, - он предусматривает развитие конкуренции на   
нашем рынке, повышение эффективности работы антимонопольных органов, при этом   
расширяются возможности некарательного, предупреждающего, предостерегающего     
воздействия со стороны антимонопольных органов по отношению к хозяйствующим     
субъектам. В то же время этот законопроект предоставляет антимонопольной        
службе право на основе постановления правительства пресекать злоупотребления    
доминирующим положением на рынке, в случае необходимости правительство должно   
принять соответствующее постановление. Ситуации вроде так называемого           
синдрома Пикалёво, больше не будут возникать, поскольку антимонопольная         
служба сможет на основе своих решений урегулировать возникающие конфликты.      
                                                                                
Комитет предлагает включить в постановление Государственной Думы пункт,         
рекомендующий правительству при принятии акта о введении правил                 
недискриминационного доступа в отношении монополиста определять срок их         
действия, условия внесения в них изменений и обеспечивать соблюдение баланса    
интересов монополиста и потребителя во избежание роста цен и дефицита           
товаров.                                                                        
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4976 по 4993 из 6312
3-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации", третье чтение.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                 160 чел.35,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 247

15.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольного законодательства; принят в первом чтении 22 октября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3019 по 3105 из 7282
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации".                                                                     
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении            
изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные                
законодательные акты Российской Федерации" был принят 22 октября 2014 года.     
За прошедший год члены комитета вместе с другими депутатами, с экспертным       
сообществом, с представителями Федеральной антимонопольной службы проделали     
большую работу. В этом законопроекте появились отдельные главы, например        
глава, касающаяся раскрытия действий, относящихся к недобросовестной            
конкуренции, некоторые статьи исчезли, например, мы посчитали, что нельзя       
предоставлять Федеральной антимонопольной службе право доступа к налоговой      
тайне: мы считаем, что соответствующую информацию Федеральная антимонопольная   
служба может получить в результате межведомственного взаимодействия.            
                                                                                
Законопроект исключает некоторые неэффективные полномочия Федеральной           
антимонопольной службы, в то же время расширяет возможности ФАС по              
досудебному предупреждению всевозможных нарушений законодательства, то есть     
перечень предупреждающих действий Федеральной антимонопольной службы            
расширяется, и в этом смысле карательная функция заменяется                     
предупредительными действиями ФАС, что, на наш взгляд, абсолютно правильно.     
                                                                                
В ходе работы в комитете основные дискуссии развернулись вокруг темы            
недискриминационного доступа к товарам доминирующих хозяйствующих субъектов,    
не являющихся субъектами естественных монополий. Это было связано в том числе   
с так называемым синдромом Пикалёво, когда, вы помните, один субъект,           
доминирующий, выставлял дискриминационные условия другому хозяйствующему        
субъекту и в результате даже президенту пришлось вмешаться в ситуацию, чтобы    
урегулировать конфликт. Вот чтобы первое лицо государства не привлекать к       
таким действиям, мы считаем необходимым в законодательстве предусмотреть        
возможность урегулирования таких конфликтных ситуаций на основе постановления   
правительства, при этом мы всё-таки считаем необходимым, чтобы в                
постановлении Государственной Думы уже к третьему чтению - есть такое           
предложение - прописать рекомендации правительству в отношении тех правил,      
которые оно должно определить для разрешения конфликтных ситуаций.              
                                                                                
Всего поступило девяносто шесть поправок, из этих девяноста шести поправок      
сорок шесть - в таблице принятых и пятьдесят - в таблице отклонённых. Прошу     
поддержать законопроект.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, рекомендованных к принятию? Нет.       
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           58 чел.12,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2, отклонённых поправок? Нет.                      
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           64 чел.14,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5381 по 5398 из 7282
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации". Ставится на голосование во втором чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 194

22.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5134 по 5502 из 7030
Рассматриваем 22-й вопрос порядка работы. Проект федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные             
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает    
Игорь Юрьевич Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы.        
                                                                                
Коллеги, присаживайтесь, пожалуйста.                                            
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
руководитель Федеральной антимонопольной службы.                                
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Позвольте     
от имени Правительства Российской Федерации представить вашему вниманию так     
называемый четвёртый антимонопольный пакет, то есть большой блок                
законодательных инициатив Правительства Российской Федерации, направленных на   
изменение действующего законодательства в области защиты конкуренции и          
сопутствующих законов.                                                          
                                                                                
Откуда взялся четвёртый антимонопольный пакет, над которым мы вместе с          
предпринимательским сообществом, с большим количеством общественных             
организаций и экспертов работали более трёх лет?                                
                                                                                
Первое важное событие случилось несколько лет назад, когда Председатель         
Правительства Российской Федерации подписал распоряжение об утверждении         
"дорожной карты" в области развития и поощрения конкуренции. Как известно,      
эта "дорожная карта" была разработана совместно с предпринимательским           
сообществом, да собственно, самим предпринимательским сообществом, и цель       
реализации "дорожной карты" носит такой явный антибюрократический характер -    
ликвидируются избыточные полномочия и функции, которые не нужны. И              
собственно, вот этот дебюрократический проект - первая, основная составляющая   
четвёртого антимонопольного пакета.                                             
                                                                                
Вторая составляющая, тоже важная, но меньшая, - это то, что в июле прошлого     
года Комитет по конкуренции ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и   
развития) признал, во-первых, что конкурентное законодательство Российской      
Федерации соответствует лучшим мировым практикам, а во-вторых, что и            
правоприменение соответствует нормам и стандартам ОЭСР, то есть Россия была     
признана готовой к вступлению в это сообщество по линии конкурентного           
законодательства и правоприменения. Вместе с тем эксперты этой международной    
организации сделали ряд ценных замечаний, их около десяти, они все не только    
находятся в поле нашего понимания - но многие инициативы мы выдвигали сами.     
Мы согласились с этими рекомендациями, и они включены в четвёртый               
антимонопольный пакет, чтобы сделать всё ещё лучше и гармонизировать наше       
законодательство. И в наших интересах - сделать эту работу достаточно быстро.   
                                                                                
Вот, собственно, две основные составляющие.                                     
                                                                                
Если говорить по существу, то первое, что меняется в законодательстве, - это,   
собственно, сам облик Федеральной антимонопольной службы. Если сегодня мы       
обязаны в силу действующего законодательства возбуждать дела по фактам любых    
правонарушений и признаков, соответственно, дальше уже процедура рассмотрения   
дела, дальше - судебные процедуры и в конце концов большие, иногда даже         
огромные административные штрафы в размере от 1 до 15 процентов годового        
оборота компаний, как это принято во всём мире, то в перспективе мы станем      
больше органом предупредительного контроля. По всем нашим боевым позициям,      
кроме двух, вводится так называемый механизм предупреждений и                   
предостережений. Это означает следующее: если компания что-то нарушила, есть    
признаки правонарушения, то первое, что мы будем делать, - не возбуждать        
дело, а направлять предостережение либо предупреждение, обращая внимание на     
то, что она уже перешагнула определённую, по нашему мнению, красную черту, за   
которой могут быть очень большие санкции. И компания в течение месяца должны    
устранить нарушение правил конкуренции - ну, в простейшем массовом случае это   
подключение маленьких магазинов к водопроводу, электрическим, тепловым сетям    
естественных монополистов (у того же малого бизнеса или даже у больших          
производственных промышленных площадок на это уходят годы и так далее), - то    
есть это будет реализовываться через механизм предупреждения. Соответственно,   
риски для промышленности, для инвесторов будут уменьшаться, потому что уже      
сегодня статистика по реализации экспериментальных положений, которые были      
введены так называемым третьим антимонопольным пакетом в 2011 году,             
показывает, что около 75 процентов наших предупреждений сразу и быстро          
исполняются, то есть не нужны долгосрочные и дорогостоящие судебные             
процедуры, не нужны репрессивные меры: человек, менеджер совершил ошибку,       
исправил её - и быстро восстановлена справедливость, конкретно заработал        
малый бизнес и так далее. Мы считаем эти меры оправданными, но по двум          
наиболее опасным составам, таким как похищение чужой интеллектуальной           
собственности и монопольно высокая цена, никаких предупреждений не будет -      
будет сразу возбуждение дела и так далее. Это хороший компромисс с бизнесом,    
мы его полностью поддерживаем.                                                  
                                                                                
Следующая тема - я о ней хотел бы сказать отдельно - долго дебатировалась, и    
связана она с установлением так называемых правил недискриминационного          
доступа в сферах, не относящихся к естественным монополиям. Эта мера            
обсуждалась и вызывала критику бизнеса, тем не менее она поддержана сегодня     
правительством и содержится в данной законодательной инициативе, которую,       
вероятно, мы ещё будем во втором чтении корректировать. Суть в следующем.       
Уважаемые депутаты, вы все, наверное, помните так называемый пикалёвский        
синдром. Таких синдромов на самом деле в России возникает около десятка в       
год: построенные ещё в советские времена единые цепочки кооперации, в которых   
конечная продукция одного предприятия является сырьём для второго,              
разрушаются то ли в силу действия одного из кооператоров в этой цепочке, то     
ли в силу повышения цен или остановки производства. Вся цепочка                 
останавливается, рабочие лишаются рабочих мест, выходят на улицы, и             
правительству, Государственной Думе, Совету Федерации нужно заниматься          
ликвидацией таких серьёзных конфликтов, в общем, конечно, нужны меры для их     
урегулирования. Поскольку это касается в первую очередь монополистов, их        
отношений друг с другом, - ну, везде в мире существуют законодательные нормы,   
которые позволяют справиться с такими ситуациями, ведь иногда это нужно         
делать, прямо скажем, почти в ручном режиме, - наше предложение - не о          
передаче этих полномочий ФАС, мы лишь от имени правительства предлагаем вам     
предоставить Правительству Российской Федерации право принимать специальные     
решения, регулирующие ситуации, подобные пикалёвскому синдрому. Нужны правила   
недискриминационного доступа на определённое время, для того чтобы цепочка      
заработала: чтобы люди получали зарплату, чтобы тепло пошло в дома, чтобы       
электрическая энергия поступала по проводам потребителям, российским            
гражданам в том числе, тогда, когда это всё остановлено и заморожено. Такие     
конфликты нуждаются в урегулировании, чего сегодня в законодательстве, к        
сожалению, нет.                                                                 
                                                                                
Мы конечно же понимаем, что над формулировками нужно работать, главное -        
чтобы честный и порядочный бизнес, который действует добросовестно, не          
оказался в ситуации какого-то поражения в правах, какого-то искусственного,     
нерыночного регулирования. Риски понятны, но тем не менее мы считаем, что в     
определённой форме как инструмент это крайне необходимо.                        
                                                                                
Кроме того, я отметил, что упраздняется так называемый реестр монополистов с    
долей 35 процентов и выше. Это такой, можно сказать, мертворождённый            
документ, который формировался Федеральной антимонопольной службой и включал    
компании, имеющие на рынке долю более 35 процентов. Это правильно, наверное,    
что мы его упраздняем, хотя это создаст некоторые проблемы в сфере              
регулирования. Мы это поддерживаем, поскольку, как известно, ситуация на        
рынке меняется стремительно и если кого-то включили в реестр, то, допустим,     
через пять лет его доля на самом деле может быть уже значительно меньше.        
                                                                                
Кроме того, устраняется целый ряд лазеек в нашем законодательстве, которые      
использовали мошенники. Улучшается, как я уже сказал, качество анализа, и       
повышаются требования к самой Федеральной антимонопольной службе.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, по этому законопроекту шли достаточно длительные дебаты.    
Мы благодарны всем комитетам Государственной Думы, которые рассмотрели его, и   
очень рассчитываем на вашу поддержку.                                           
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич, присаживайтесь.                   
                                                                                
С содокладом выступает Елена Владимировна Панина.                               
                                                                                
ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству           
рассмотрел проект федерального закона, представленный вам сейчас. Это так       
называемый четвёртый антимонопольный пакет, который, как Игорь Юрьевич уже      
отметил, действительно более двух лет - почти три года - разрабатывался         
правительством совместно с нашим комитетом, экспертным советом комитета, и с    
бизнес-сообществом. Законопроект направлен на устранение избыточного            
антимонопольного контроля в целях упрощения предпринимательской деятельности.   
Это особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку     
исключается, в частности, возможность признания доминирующими хозяйствующих     
субъектов, которые занимают на рынке долю менее 35 процентов. Вместе с тем я    
хотела бы подчеркнуть, что всё-таки проблема локального монополизма и           
локальных рынков остаётся, и я думаю, что нам с Федеральной антимонопольной     
службой надо продолжить работу в этом направлении. Мы все слишком часто         
ощущаем на себе рост цен, тарифов на услуги и прочее именно в рамках вот этих   
локальных монополий.                                                            
                                                                                
Законопроект рассматривался в нулевом чтении Экспертным советом по              
антимонопольной ценовой и тарифной политике нашего комитета. В результате       
совместной работы из законопроекта были удалены спорные моменты, в частности    
касающиеся регулирования сферы прав на результаты интеллектуальной              
деятельности. Удалена также норма об обязательной разработке доминирующими      
субъектами правил торговой практики. Вместе с тем комитет всё-таки считает,     
что при доработке ко второму чтению необходимо вернуться к некоторым            
новациям, предложенным в четвёртом антимонопольном пакете. Вот, в частности,    
Игорь Юрьевич уже упоминал об установлении правил недискриминационного          
доступа к товарам, которые производятся доминирующими субъектами, не            
являющимися естественными монополиями. Надо сказать, что, по мнению комитета,   
применение этой нормы всё-таки оправданно не везде, а только в определённых     
секторах экономики. Нельзя только на одном негативном пикалёвском примере       
выстраивать всю норму законопроекта, которая распространяется на всех и вся,    
и эта норма должна ограничиваться сроком действия. Но я думаю, что ко второму   
чтению мы ещё можем над формулировками поработать.                              
                                                                                
Далее, дело в том, что практическое применение этой нормы, как говорят и        
бизнес-сообщество, и эксперты, может привести к дополнительным финансовым       
затруднениям, к издержкам для производителей, а следовательно, к повышению      
цен для потребителей.                                                           
                                                                                
В действующем законе также есть норма, которая относится к "вертикальным"       
соглашениям, изъятие её из закона тоже приведёт к избыточному регулированию.    
И здесь также нужно подумать об агентских договорах, которые по действующей     
редакции закона не являются "вертикальными" соглашениями.                       
                                                                                
Требуют дополнительного уточнения вводимые законопроектом понятия               
"потребитель" и "ущемление интересов неопределённого круга потребителей".       
Вообще, в законе не должно быть таких понятий, как "неопределённый круг         
потребителей". Если неопределённый, то как, вообще, правоприменение             
происходить будет?                                                              
                                                                                
Ну и есть ещё целый ряд замечаний, которые в принципе могут быть доработаны     
ко второму чтению. Концептуально комитет поддерживает законопроект и            
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна.                              
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Вы можете здесь, можете с места отвечать - как вам удобно, Елена                
Владимировна.                                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Крутов Андрей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Игорь Юрьевич, хотел бы обратить ваше внимание на проблему,           
касающуюся защиты конкуренции в секторе малого предпринимательства. Некоторое   
время назад были приняты нормы, которые вводят запрет на продажу отдельных      
видов товаров, в частности сигарет и алкоголя, в палатках, в ларьках, в         
маленьких магазинчиках. Мы этим, несомненно, нанесли сокрушительный удар по     
малому бизнесу, лишив его 75 процентов выручки, без работы осталось более       
полумиллиона человек. В то же время проблемы, связанные с доступностью этих     
товаров, не решены. Вот если смотреть с точки зрения доступности, то нужно      
отметить, что в тех же самых местах торгуют иностранные сетевые магазины,       
дополнительная выручка которых, по оценкам экспертов, составит порядка 3        
триллионов рублей в ближайшие годы. Что это, если не нечестная конкуренция, и   
не считаете ли вы, что было бы целесообразно инициировать внесение в            
законодательство соответствующих изменений, защищающих малый бизнес?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Андрей Дмитриевич, касательно проблемы, связанной с    
малым бизнесом и с ассортиментом товаров, которыми торгуют эти предприятия -    
магазины шаговой доступности, палатки, я хочу сказать, что она действительно    
существует. Здесь нужно выбирать между приоритетами борьбы с алкоголизмом, с    
табакокурением и приоритетами развития бизнеса, экономической сферы. Ну что я   
могу сказать, я говорил об этом на заседании правительства! Нам кажется, что    
нужно, может быть, даже принять специальные нормы в федеральном                 
законодательстве, по которым каждый год утверждали бы ассортимент товаров,      
чтобы малый бизнес мог реально получать прибыль, вбелую платя налоги, хотя бы   
минимальную прибыль в таких торговых точках.                                    
                                                                                
До сих пор, я уверяю, почти никто, кроме самих бизнесменов, это не считал, а    
оказывается, что, когда удалили эти три товара, возможно даже правомерно, - я   
имею в виду табак, алкоголь и пиво - фактически эта торговля стала              
нерентабельной: около пятисот малых компаний, так сказать,                      
разрегистрировались и ушли с рынка, что, конечно, создало проблему с рабочими   
местами и так далее, и так далее. То есть нужно считать ассортимент, нужно с    
этой математикой входить в Государственную Думу и всегда, каждый год нужно      
понимать, что мы создаём - стимулы для малого бизнеса или антистимулы, когда    
они просто не смогут выжить.                                                    
                                                                                
Ну и что касается торговых сетей. Сейчас, вы знаете, кодекс практики            
взаимоотношений между торговыми сетями и малым бизнесом принят, он реально      
работает, и политика, которая проводилась в регионах раньше, когда на месте     
рынков и малого бизнеса возникали огромные торговые сети, она, мне кажется,     
уже остаётся в прошлом - это положительный момент.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Юрьевич, изменения вносятся в том числе в закон "О         
защите конкуренции". Ну, согласитесь, что главное в конкуренции - это выпуск    
товара хорошего качества дешевле, чем у конкурентов. А вот как этот закон       
корреспондируется с тем бюджетом, который мы сейчас рассматриваем? Поддержку    
малого и среднего бизнеса государство сокращает на три года, поддержку          
автомобильной промышленности сокращает, лёгкой промышленности - сокращает,      
оборонной - сокращает, транспортного машиностроения - сокращает,                
станкоинструментальной промышленности - сокращает, биотехнологий - сокращает,   
а по многим позициям вообще сплошные нули! Взять кредиты в кредитных            
организациях для многих просто невозможно или всё труднее и труднее. Вот как    
защиту конкуренции увязать с тем, что и кредиты порой недоступны, и             
государство в помощи отказывает? Всё-таки это, мне кажется, самое главное.      
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, мне кажется, что в такие трудные, в общем-то,    
годы, как сейчас, когда действительно есть определённые серьёзные бюджетные     
ограничения, нужно давать ещё больше свободы предпринимательству, прежде        
всего малому и среднему. Если вы обратили внимание, четвёртый антимонопольный   
пакет, который я сегодня имею честь вам представлять, на две трети состоит из   
антибюрократических мер, когда мы сами на себя накладываем определённые         
ограничения. То есть нужно дать ещё больше свободы бизнесу - естественно, при   
этом должны соблюдаться стандарты санитарные и все прочие, - ещё больше         
свободы нужно предоставить сегодня труженикам, тем же фермерам например,        
тогда это в какой-то степени компенсирует временные бюджетные неурядицы. Ну,    
у меня другого решения, к сожалению, нет.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хованская Галина Петровна.                                                      
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Игорь Юрьевич, вопрос касается жилищной сферы,        
сферы управления жилищным фондом. У нас вызывает озабоченность ситуация,        
которая складывается в двух городах федерального значения, где конкурентная     
среда сжимается как шагреневая кожа. То есть, например, в Москве уже 8 тысяч    
домов передано в управление государственным бюджетным учреждениям. Вот этот     
процент, он уже приблизился, а может быть, уже и перешагнул сегодня планку 35   
процентов, то есть воссоздаётся неестественная монополия. Каково ваше           
отношение к этой ситуации? Она нас очень беспокоит! Введённое лицензирование    
в отношении бюджетных учреждений - это, как вы понимаете, неэффективный         
инструмент для того, чтобы убрать недобросовестных участников с этого рынка.    
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Большое спасибо.                                                 
                                                                                
Уважаемая Галина Петровна, я хочу сказать, что, вообще, у нас огромное          
количество, засилье бюджетных учреждений, МУПов, ГУПов в потенциально           
конкурентных сферах. Ужас заключается в том, что никакой бизнес - ни            
государственный, ни частный - никогда не придёт в те сферы, где субсидируемая   
экономика. Государство всеми силами поддерживает государственный сектор за      
счёт бюджета, и поэтому не хватает на зарплаты тем же учителям или на           
строительство нового жилья, а мы имеем сегодня десятки тысяч государственных    
учреждений там, где их не должно быть. Если взять то же ЖКХ или управление      
домами, конечно, понятно, что в сфере естественных монополий (водоснабжение,    
электроснабжение) они останутся, это просто надо регулировать через ФАС,        
через прокуратуру и так далее, но там, где сегодня это возможно сделать         
(пассажирский транспорт, производство строительных материалов или какие-то      
другие сферы, где монополизация искусственная), этих ГУПов не должно быть.      
Наша формула, в которую мы верим, заключается в том, что государственные        
унитарные предприятия и учреждения должны быть только в сфере обороны и         
безопасности, - ну, может, где-то ещё, но тогда необходимость этого нужно       
специально доказать, - поэтому в четвёртом антимонопольном пакете, уважаемая    
Галина Петровна, мы предлагаем меру, которая входит в "дорожную карту":         
создание новых ГУПов и МУПов будет происходить только с разрешения              
антимонопольного органа, а мы его давать не намерены. То есть хотя бы           
расползание постараемся остановить.                                             
                                                                                
А вообще говоря, я полностью разделяю вашу точку зрения. Где бы то ни было, в   
Москве или где-то ещё, этот сектор нужно уменьшать, привлекая на место          
государственных учреждений рыночные структуры, прежде всего малый и средний     
бизнес, на основании существующих стандартов и требований по качеству услуг.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таскаев Владимир Павлович, у вас вопрос или замечание по ведению?               
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос, Иван Иванович.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос.                             
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П. Уважаемый Игорь Юрьевич, предложенным законопроектом мы           
усиливаем ваши возможности в части наказания должностных лиц: расширяется       
сфера применения института предупреждений, предусматривается административная   
ответственность за неисполнение предписаний антимонопольного органа. Ну а как   
же быть с вами, когда вы нарушаете законодательство в части сроков              
предоставления ответа на обращение депутата? 13 февраля 2014 года я направил    
в ваш адрес обращение, в котором были приведены факты о нарушении               
действующего законодательства при проведении в Екатеринбурге конкурса на        
заключение государственного контракта, и ответ на него я получил только через   
пять месяцев. Я был вынужден обратиться в Генпрокуратуру в связи с нарушением   
сроков и порядка представления информации в ответ на моё обращение. О какой     
качественной работе может идти сегодня речь?! Да, принятие закона позволит      
вам работать качественнее, но если вы сами на депутатские запросы отвечаете с   
такими опозданиями... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Владимир Павлович, мы ни в коем случае не игнорируем   
запросы депутатов, у нас соответствующий контроль за выполнением решений,       
поручений правительства и дачей ответов на депутатские запросы - они в одной    
категории, в одной графе, под одним и тем же грифом, то есть им придаётся       
совершенно одинаковая важность. Извините, если что-то у нас получилось не       
так.                                                                            
                                                                                
Вы правильно сделали, что обратились в прокуратуру: нас, меня лично нужно       
привлекать к ответственности за такие задержки, я предлагаю и в дальнейшем      
действовать таким же образом, поскольку это недопустимо. Я обязательно          
займусь этой конкретной темой, разберусь с вашим запросом и вам доложу.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич, присаживайтесь.                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                             
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6628 по 6646 из 7030
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации    
и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.