Заседание № 121

06.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60203-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (установление ответственности за распространение экстремистских материалов в сети Интернет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2063 по 2577 из 6392
Уважаемые коллеги, мы идём с опережением графика. Сейчас у нас есть             
возможность рассмотреть пункт 20. Это из блока законопроектов,                  
рассматриваемых в первом чтении. Нет возражений? Нет. Пункт 20. О проекте       
федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О                
противодействии экстремистской деятельности". Государственное Собрание -        
Курултай Республики Башкортостан просит рассмотреть законопроект без участия    
своего представителя. Доклад сделает член Комитета по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Фёдорович   
Вяткин.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом          
предлагается дополнить Федеральный закон "О противодействии экстремистской      
деятельности" новой статьёй 13-1, направленной на запрещение распространения    
экстремистских материалов в международной компьютерной сети Интернет, а также   
на установление порядка признания таких материалов экстремистскими и            
прекращение доступа к ним.                                                      
                                                                                
Комитет рекомендует отклонить данный законопроект и отмечает при этом           
следующее. В настоящее время законодательством Российской Федерации уже         
предусмотрены запрещение распространения экстремистских материалов в            
международной компьютерной сети Интернет и возможность приостановления          
деятельности информационного ресурса международной компьютерной сети,           
содержащего экстремистские материалы.                                           
                                                                                
Так, в соответствии со статьёй 12 данного федерального закона запрещается       
использование сетей общего пользования для осуществления экстремистской         
деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для      
осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные    
указанным федеральным законом. Статьёй 64 Федерального закона "О связи"         
установлено, что приостановление оказания услуг связи юридическим и             
физическим лицам осуществляется операторами связи на основании                  
мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа.      
                                                                                
Кроме того, в части первой статьи 13 Федерального закона "О противодействии     
экстремистской деятельности" определено, что распространение экстремистских     
материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.          
                                                                                
Таким образом, положения, предлагаемые законопроектом, направленные на          
нераспространение экстремистских материалов, дублируют нормы, которые уже       
содержатся в законодательстве. Кроме того, законопроект имеет ряд недочётов,    
они связаны с неуказанием в данном законопроекте порядка доведения до           
провайдеров, то есть тех организаций, которые осуществляют доступ               
пользователей к сети Интернет, данной информации. Кроме того, чётко не          
определено понятие "оператор (провайдер) связи", которое используется в         
законопроекте. В связи с этим цели, которые данный законопроект преследует, в   
случае его принятия не могут быть достигнуты.                                   
                                                                                
Комитет рекомендует данный законопроект отклонить.                              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Дмитрию              
Фёдоровичу? Есть. Два вопроса - депутат Селезнёв и депутат Рохмистров. Нет,     
прошу прощения, и депутат Багдасаров. Никого не забыл? Три вопроса.             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Селезнёв.                                                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к докладчику. Осознают ли инициаторы законопроекта, что попытка   
распространить действие этого закона на сеть Интернет наносит огромный ущерб    
многим аспектам политической жизни страны и является ударом по международному   
имиджу России? Понимают ли они, что предложение ввести ответственность,         
например, за размещение материалов в частных дневниках или на другом сервере,   
не являющемся официально зарегистрированным как СМИ, находится в одном шаге     
от возможности распространения на эти случаи действия статьи 282 (разжигание    
межнациональной или религиозной розни)? Предложения, содержащиеся в             
законопроекте, фактически вводят цензуру, причём цензуру даже не средств        
массовой информации, а цензуру частной переписки.                               
                                                                                
И мы будем голосовать против этого законопроекта.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он же не автор, поэтому за автора, конечно, трудно        
отвечать Дмитрию Фёдоровичу.                                                    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Сергеевич, то, что вы сказали, задавая свой      
вопрос, отмечено также и комитетом. Это отмечается также и в официальном        
отзыве правительства. Поэтому комитет и рекомендует отклонить данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня достаточно серьёзный вопрос в части регулирования       
распространения материалов, содержащих сведения об экстремистской               
деятельности. Если поступил такой законопроект из субъекта, то, наверное, не    
всё там хорошо. Или вы считаете, что у нас хорошо всё регулируется?             
                                                                                
И второй вопрос. То, что в части пресечения распространения материалов          
экстремистского характера всё обстоит не очень хорошо, свидетельствует и        
положительный отзыв на законопроект Верховного Суда Российской Федерации,       
который, видимо, изучил ситуацию с правоприменительной практикой действующих    
норм и считает действующие нормы в части пресечения распространения             
материалов экстремистской направленности недостаточными.                        
                                                                                
Поэтому как вы ответите на вопрос, почему вы сослались на ряд действующих       
норм? Действительно ли они так эффективно работают, что не требуют никаких      
изменений?                                                                      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Максим Станиславович, действительно, в данной области    
есть определённые пробелы в законодательном регулировании, иначе бы подобные    
законопроекты, и этот, и ряд других, которые пока не оформлены в виде           
законопроектов, не появлялись бы. С одной стороны, действительно, как           
отмечено и в заключении комитета, и в официальном отзыве правительства, есть    
определённая неурегулированность данного вопроса, которая не позволяет до       
конца поставить заслон всем экстремистским материалам, которые так или иначе    
появляются в сети Интернет на официальных сайтах, а также в                     
интернет-дневниках, как вы совершенно справедливо заметили. Тем не менее то     
предложение, которое сделали в своём законопроекте наши коллеги из              
Башкортостана, к сожалению, не решает тех проблем, о которых мы с вами          
говорим.                                                                        
                                                                                
В то же время есть определённая практика. Я готов сослаться на совсем           
недавнее решение. В Тюмени интернет-провайдер "Прокси-Ком" (это сообщение от    
22 сентября этого года) по решению суда ограничил доступ к сайту с              
материалами национал-большевистской партии, и об этом говорится, в частности,   
в сообщении прокуратуры Тюменской области. Там иск подала прокуратура, суд      
принял соответствующее решение и обязал интернет-провайдера ограничить          
доступ. Тем не менее в масштабах всей страны для того, чтобы ограничить         
доступ, нужен специальный, отдельный, особый порядок, который бы                
предусматривал и способ сообщения, и специальный орган, который бы занимался    
отслеживанием таких материалов. Эта деятельность ведётся в различных            
регионах, есть определённая система, но пробелы тем не менее сохраняются. К     
сожалению, предлагаемый законопроект всех проблем не решает, более того, он     
может породить очень противоречивую судебную практику. Вот ваш коллега          
высказал опасение, что это может действительно повлиять на свободу слова.       
                                                                                
Именно поэтому комитет рекомендует данный законопроект отклонить.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багдасаров.                                                 
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Скажите, пожалуйста (мой вопрос несколько схож с вопросом      
господина Рохмистрова), проведён ли всё-таки анализ эффективности работы тех    
законов, которые вы перечислили, в плане пресечения распространения в           
Интернете экстремистской идеологии (а не только на примере отдельного закона,   
какой вы по Тюмени привели)? Это первый вопрос. И второй: почему, по-вашему,    
именно Башкирия, точнее, Курултай Башкирии выступил с этой инициативой?         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Семён Аркадьевич, ваш вопрос, который прозвучал самым последним,   
почему именно Курултай Республики Башкортостан обратился с данной               
законодательной инициативой, надо задать нашим коллегам из Башкортостана. Это   
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Комитет рассматривал данный законопроект для того, чтобы провести       
комплексный анализ в рамках одного законопроекта. Это не предусмотрено          
Регламентом Государственной Думы, для этого есть другие механизмы и другие      
способы решения данной проблемы.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончены.                               
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто на выступлении? Настаивают депутаты Багдасаров,      
Назаров и Рохмистров.                                                           
                                                                                
Вы на трибуну идёте, да, Семён Аркадьевич? Я пущу вас на трибуну, разумеется.   
                                                                                
Присаживайтесь, Дмитрий Фёдорович.                                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, на первый взгляд данный законопроект,       
который отклонил комитет, кажется, в общем-то, техническим, который, может      
быть, и не нужен, потому что у нас есть другие законы, которые позволяют        
как-то влиять на экстремистскую деятельность в Интернете. Я не просто так       
задал вопрос об эффективности этих законов. В отличие от вас я                  
проанализировал, насколько они работают.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не просто так задал вопрос, почему вдруг Курултай          
Башкирии выступил. Я, кстати, переговорил с руководством Курултая, и они        
согласны с моей оценкой, что в республике возникла достаточно сложная           
ситуация, как и в целом в Приволжско-Уральском округе, в связи с                
распространением экстремистской идеологии. В этих регионах действуют            
конкретные структуры, которые занимаются этим, которые впитывают в себя эту     
идеологию и распространяют её среди молодёжи.                                   
                                                                                
В Башкирии действует целый ряд экстремистских организаций, которые              
периодически запрещают, но они действуют, и не только в Башкирии, но и в        
Татарии, и в других республиках. Я не буду их перечислять, но всё-таки          
некоторые назову, потому что это не юридический вопрос, а идеологический, -     
это "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Исламская партия Туркестана" и целый ряд      
других исламистских организаций. Туда большим потоком благодаря нашему          
миграционному законодательству прибывают мигранты из Средней Азии, из           
Узбекистана, Таджикистана. Они там проводят соответствующую работу, уже есть    
и местные товарищи, это идёт распространение.                                   
                                                                                
Хотел бы напомнить, уважаемые представители комитета, что на территории         
Российской Федерации, на Северном Кавказе, идёт гражданская война -             
гражданская война, носящая высокоидеологизированный характер, и там действуют   
соответствующие структуры.                                                      
                                                                                
Я в ходе анализа как-то всё-таки решил посмотреть эти экстремистские            
материалы в Интернете, не буду их называть и тем самым создавать им рекламу.    
Один из таких сайтов просмотрели за год с небольшим один миллион двести тысяч   
человек. Вы вдумайтесь: один миллион двести тысяч человек! Это практически      
один процент населения всей России, а уж по молодёжи и конкретным регионам я    
даже не хочу приводить примеры. Многочасовые - многочасовые! - лекции           
существуют в Интернете: как создать оружие, так сказать, из химических          
элементов, которые можно купить в продовольственном магазине, как               
распространять идеологию, как проводить подрывную работу, на каком этапе        
приступить к захвату власти... Многочасовые! В том числе есть сайты, которые    
рассчитаны как только на Россию, так и на ряд стран мира в целом, и в том       
числе на Россию. Я не хочу называть опять сайты, авторов, но это очень          
талантливые люди, очень способные люди в идеологическом плане и так далее.      
Один из них сейчас находится в тюрьме на базе Гуантанамо, это один из самых     
способнейших людей - не буду называть фамилию, чтобы не резать, что             
называется, ваш слух. И число этих сайтов не уменьшается, оно увеличивается с   
каждым годом, их становится всё больше и больше.                                
                                                                                
Сейчас мы говорим о борьбе с радикализмом. Мы выдвинули новую идею, согласно    
которой надо срочно создавать многочисленные рабочие места в Дагестане, на      
Северном Кавказе и экстремизм тогда исчезнет сам по себе. Я сторонник такой     
идеи, я за эту идею, однако мировой опыт показывает, что не всегда это          
решается путём решения экономических проблем. Мировой опыт показывает, что      
источником подобных явлений, которые существуют уже давно, десятилетия в        
современном мире и существовали до того, является идеология.                    
                                                                                
Вы возьмите крупнейшие террористические акты, совершённые в мире. Я вам         
приведу как пример два из них. Первый - это 11 сентября. Из девятнадцати        
членов этой группировки тринадцать были из Саудовской Аравии, они были из       
очень обеспеченных семей. У них была работа, у них было всё, но они             
находились под идеологическим воздействием, в том числе и через Интернет. Они   
прямо говорили, что через Интернет разыскивали сообщников, чтобы приложить      
свои усилия для совершения террористических актов.                              
                                                                                
Второй пример - это убийство Президента Египта Анвара Садата. Все участники -   
это высокообразованные и очень обеспеченные люди, начиная от                    
непосредственного исполнителя террористического акта известного офицера         
Халеда аль-Исламбули и заканчивая идеологами Аз-Зумром, Фарагом и так далее,    
это очень богатые люди.                                                         
                                                                                
Это идеология, это борьба идей, и на современном этапе одним из самых           
эффективных распространителей подобной идеологии является Интернет. Вот         
поэтому в Башкирии озабочены. Я сейчас разговаривал с председателем             
законодательного собрания. Они озабочены, потому что видят, что происходит.     
Наверное, тут у нас есть депутаты из Башкирии, из Татарии, из Дагестана -       
надо выступить и сказать: хватит! Надо сказать, что происходит, надо            
разворачивать идеологическую борьбу.                                            
                                                                                
А у нас что происходит? Попробуйте найти сайты прямо противоположного           
характера, направленные на борьбу с этим экстремизмом. Я не нашёл. Может,       
кому-то повезёт. Их просто нет, потому что федеральная власть от этого          
самоустранилась, судя по той информации, которую мы получаем с того же          
Северного Кавказа, где убивают священнослужителей, на свой страх и риск люди    
пытаются что-то там наладить, и их за это убивают. А мы на федеральном уровне   
говорим: у нас хорошие законы. Они не работают, уважаемые, их нету! Так,        
где-то там случайно что-то и так далее. Вал идёт сплошной, многочасовой. Я      
сейчас могу взять любого молодого человека двадцати пяти лет, который вообще    
ничего в этом не понимает, посадить его изучать эту информацию, и через         
несколько часов он будет высокоидеологизированным и будет искать сообщников,    
чтобы приложить свои силы. Потому что, я ещё раз говорю, это идеология, и те,   
кто её ведёт, кто её пропагандирует, - это высококлассные специалисты, у нас    
таких нет. И вместо того чтобы найти какой-то способ подсказать                 
Государственному Собранию Башкирии - Курултаю, как подправить законопроект,     
совместно поработать, посоветоваться со специалистами не в области такого       
законодательства, а в области борьбы с экстремизмом, с радикализмом и наконец   
наладить какую-то работу, мы как-то спустя рукава к этому относимся.            
                                                                                
А у нас ситуация в том же Приволжско-Уральском округе очень опасная. Я          
порекомендовал бы вам ещё почитать доклад ООН, подписанный на уровне            
заместителя Генерального секретаря ООН, который называется "Наркомания,         
оргпреступность и повстанческое движение..." и который касается ближайших к     
Башкирии, Приволжско-Уральскому округу стран Центральной Азии. В нём            
говорится, что нас ожидает в этом плане "идеальный шторм" (это известное        
выражение из известного литературного произведения, означающее катастрофу). А   
мы вышли чистенькие, поговорили: а чего, если что-то будет, рядовой Иванов и    
сержант Петров там всё сделают. Не сделают! Вы что хотите, чтобы у нас второй   
фронт открылся? Пусть выступят тут представитель Башкирии, представитель        
Татарии, представитель Дагестана и чётко проанализируют, пусть скажут, всё ли   
с этим хорошо и нуждаются ли они в помощи или нет. Если не нуждаются, ну,       
понятно, давайте завернём, чего уж там, ну подумаешь, Курултай Башкирии         
ошибается, чего-то не то даёт.                                                  
                                                                                
Значит, я разговаривал сейчас, он мне объяснил: нам сказали, что не проходит    
законопроект, поэтому мы не приехали. Ну вот и всё. Значит, надо приглашать     
сюда, работать с ними, а потом выносить и голосовать за этот законопроект, а    
не так - умывать руки. Башкирия - это составляющая часть нашей Российской       
Федерации, речь идёт о национальной безопасности, территориальной               
целостности. Вот о чём идёт речь, а мы всё заигрываемся.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семён Аркадьевич, я единственное, что хотел бы...         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я потом дам вам слово для заключения, Дмитрий        
Фёдорович, потому что у нас есть ещё два выступающих.                           
                                                                                
Я просто для сведения хочу сказать, что у нас сегодня отработана такая          
методика работы с региональными инициативами, что никто, ни один комитет без    
согласования, без предварительных консультаций с субъектом права                
законодательной инициативы никогда ни один законопроект не отклоняет. Другое    
дело, если не находится общая точка зрения, комитет выносит то решение,         
которое он выносит.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рохмистров. Потом Назаров.                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, сначала хотелось бы сказать всё-таки о     
тех ситуациях, которые у нас регулярно возникают в связи с теми вопросами,      
проблемами, которые ставят субъекты, законодательные собрания субъектов перед   
нами. Они поднимают те проблемы, которые действительно, наверное, приобретают   
достаточно жёсткий характер, и в большинстве своём мы отклоняем их              
инициативы, которые для субъектов являются, ну, наверное, важными и которые     
необходимо срочно решать. Обычно отклонение идёт по каким-то техническим        
параметрам, которые, как правило, возможно исправить ко второму чтению. Если    
бы у нас хотя бы раз представитель комитета по отклоняемой инициативе           
субъекта сказал, что настоящая проблема решается законопроектом, который        
стоит следующим в повестке дня, тогда можно было бы понять, почему мы           
отклоняем настоящую законодательную инициативу. К сожалению, те проблемы,       
которые перед нами поднимают субъекты...                                        
                                                                                
Опять же упрёк "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что отклонение 99 процентов              
законопроектов - это всё-таки инициатива "ЕДИНОЙ РОССИИ". Говорят: да,          
проблема есть, мы будем ею заниматься. Но, если анализировать нашу с вами       
законодательную деятельность, мы этой проблемой не занимаемся. Это касается     
не только данной проблемы, это касается всего спектра проблем, которые          
поступают к нам сюда, в Государственную Думу, и которые волнуют субъекты        
Российской Федерации. Мы принимаем важные законы. Я не хотел бы умалять их      
важность, но, к сожалению, те проблемы, которые в первую очередь волнуют        
субъекты, годами, а иногда и десятилетиями Думой не рассматриваются,            
законодательные инициативы субъектов мы отклоняем.                              
                                                                                
Важность этой законодательной инициативы Республики Башкортостан, наверное,     
всё-таки должна волновать и нас в том числе, потому что экстремистская          
деятельность - это то, что сегодня выходит на первый план во всех сферах        
общественной жизни. Экстремистская деятельность касается не только пропаганды   
каких-то экстремистских движений религиозных, но она затрагивает все сферы      
жизни и деятельности нашего общества.                                           
                                                                                
И у нас сегодня есть законы, которые ставят под запрет пропаганду этой          
деятельности, но, к сожалению, они не работают для сети Интернет. Кто-то        
ссылается на то, что сложно привлечь к ответственности за Интернет, кто-то      
говорит о свободе слова. Ну, наверное, можно разобраться на определённом        
уровне, в суде можно разобраться, что является покушением на свободу слова и    
введением цензуры, а что является пресечением экстремистской деятельности. Я    
думаю, что параметры достаточно известны и отработаны, у нас и суды идут по     
делам об экстремистской деятельности. Просто, к сожалению, мы больше судим      
людей, уже совершивших преступление, и не боремся с истоками - вот откуда       
берутся люди, которые потом совершают преступления.                             
                                                                                
Сейчас у нас по телевидению достаточно широко освещается один судебный          
процесс - по убийству двух общественных деятелей. Ведь если бы у нас            
достаточно эффективно работали законы, наверное, эти молодые люди нашли бы      
себе другое занятие, а не стали членами экстремистской группировки, не          
убивали бы граждан России. Собственно говоря, в Интернете действительно         
достаточно много и информации, и различной рекламы, вовлекающей молодёжь в      
эти экстремистские организации. И чем сложней экономическая ситуация в          
стране, тем больше молодёжи будет попадаться на эту удочку.                     
                                                                                
Я считаю, что необходимо принимать законодательные акты, которые будут          
регулировать распространение информации через Интернет, и данная проблема во    
многих странах достаточно успешно решается. Если вы возьмёте Соединённые        
Штаты, у них действует система, когда не только блокируют провайдеров, на       
чьих серверах размещена информация, так ещё и автоматически блокируются         
компьютеры тех пользователей, которые заходят посмотреть данную информацию. У   
нас, к сожалению, законодательством такие меры не предусмотрены, хотя, я        
думаю, технические возможности у наших органов есть.                            
                                                                                
Поэтому отклонять проблему, которую необходимо в срочном порядке решать, не     
выдвигая альтернативных путей решения этой проблемы, я считаю недопустимым.     
Моё мнение: необходимо поддержать эту законодательную инициативу в первом       
чтении, поработать плотно и с Башкортостаном, и с другими субъектами,           
поработать комитету над этой проблемой, найти ко второму чтению пути решения,   
что сегодня является просто необходимым. Мы можем потерять огромное             
количество молодых людей, которые уйдут в эту сферу, а потом будем              
разбираться с судами, с убийствами и решать эти проблемы уже другим путём, но   
ущерб государству будет нанесён непоправимый.                                   
                                                                                
Поэтому я всё-таки призываю поддержать законопроект в первом чтении ввиду       
отсутствия альтернативного предложения со стороны комитета, а в период          
подготовки ко второму чтению комитет либо подготовит какой-то альтернативный    
законопроект, который вберёт в себя новые способы решения данной проблемы,      
либо доработает этот законопроект вместе с Республикой Башкортостан путём       
поправок. И, собственно говоря, мы можем даже во втором чтении до изменения     
концепции законопроекта дойти. Но проблема есть, и решать её надо сегодня,      
потому что через год, через два, через три может быть поздно.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назаров, пожалуйста.                                      
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы поддержать позицию     
комитета по отклонению данного законопроекта и ответить коллеге Багдасарову,    
почему именно Республика Башкортостан внесла подобный законопроект. Дело в      
том, что в Республике Башкортостан уже давно имеют место попытки установить     
цензуру за независимой прессой, и, конечно, самая больная проблема, по мнению   
руководства Республики Башкортостан, - это проблема с интернет-сайтами,         
которые не контролируются правительством республики, печатают всё, что          
считают необходимым довести до сведения граждан.                                
                                                                                
Как пример или доказательство здесь можно привести множество случаев.           
Например, летом, не дождавшись принятия этого законопроекта, уже были в         
республике арестованы редакторы и владельцы некоторых интернет-сайтов,          
которые поддерживали русскоязычное население республики. И только после         
вмешательства президента страны эти люди были отпущены. Не далее как на днях    
в Республике Башкортостан был изъят весь тираж "Независимой газеты", в          
которой указывалось на некоторые нелицеприятные моменты в деятельности          
правительства республики. Ну, или вот тот скандал громкий, который сейчас       
разразился в нашей стране, когда опубликована аудиозапись, где                  
премьер-министр Башкирии Сарбаев даёт указание, где, кого, за сколько мочить,   
каких депутатов Государственной Думы надо додалбливать. После опубликования     
этой аудиозаписи провайдеры башкирские заблокировали все доступы к башкирским   
интернет-сайтам, и, соответственно, граждане республики не могут получить       
информацию. И этот законопроект как раз нужен премьер-министру Башкирии для     
того, чтобы на законных основаниях блокировать всю ту информацию, в которой     
не пишут о нём хорошо.                                                          
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я думаю, что позиция комитета совершенно            
правильная. И в будущем мы всегда должны чётко и жёстко реагировать на любую    
цензуру, которую нам пытаются под хорошим предлогом навязать.                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Вяткин, заключительное слово.                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Уважаемый Семён      
Аркадьевич, как следует из вашего обращения, прими мы сейчас этот               
законопроект в первом чтении - и у нас начнётся борьба с экстремизмом.          
Во-первых, я сказал бы вам, что надо быть осторожнее с терминами, в том числе   
теми, которые вы сейчас упомянули. О какой гражданской войне вы говорите?       
Есть террористические атаки, есть люди, которые этим занимаются, а вы           
говорите о гражданской войне. У меня к вам тогда вопрос. У меня возникает       
сомнение: а уж не пытаетесь ли вы выдать желаемое за действительное? Не так     
ли получается? Это во-первых.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Во-вторых, одним законом...                                        
                                                                                
Семён Аркадьевич, я вас слушал очень внимательно.                               
                                                                                
Во-вторых, одним законом проблема не решается, эта проблема носит комплексный   
характер, и вы сами это признаёте. Для того чтобы молодых людей отвлечь от      
подполья, от экстремизма, мало запрещать экстремистские сайты (что, кстати, и   
делается), нужно создавать рабочие места, нужно работать в школах, нужно        
воспитание, в том числе и традиционное мусульманское воспитание. Этим и         
занимаются те священнослужители, против которых идёт атака террористов.         
                                                                                
Поэтому не надо сводить всю борьбу с экстремизмом к одному законопроекту,       
который внесли наши уважаемые коллеги из Республики Башкортостан, не надо       
подменять понятия. Если у вас есть конкретные предложения, в том числе и        
законодательного характера, вы могли бы выйти с этими предложениями. То, что    
мы сейчас услышали из ваших уст здесь, с этой трибуны, - это не предложения,    
это крики: "Караул, ограбили!", и не более того. Вы меня, конечно, извините,    
при всём к вам уважении, как к специалисту, в том числе и по Востоку, должен    
сказать: то, о чём вы говорили, абсолютно не решает проблему.                   
                                                                                
Во втором чтении - я хотел бы ответить коллеге Рохмистрову - концепция          
законопроекта не меняется. Тогда надо принимать новый законопроект, с новой     
концепцией, и вы прекрасно это знаете, так записано в Регламенте.               
                                                                                
Что касается организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", о которой Семён           
Аркадьевич говорил. Посмотрите хотя бы просто в Интернете, я уж не говорю о     
том, чтобы серьёзно проанализировать судебную практику: десятки приговоров по   
всей стране в отношении людей, являющихся членами этой организации, которая     
запрещена и которая внесена во все списки, в том числе международных            
экстремистских организаций.                                                     
                                                                                
Давайте говорить об усилении ответственности, в том числе в Уголовном           
кодексе. Вы об этом не сказали ни слова. Проблема носит, ещё раз повторю,       
комплексный характер, и один законопроект, в том числе этот, к сожалению,       
несовершенный с точки зрения юридической, на концептуальном уровне, а не на     
том уровне, когда путём поправок можно было бы исправить, не решит эту          
проблему. Более того, как справедливо отмечается и в заключении                 
правительства, и в заключении комитета, принятие данного закона может           
усложнить борьбу с экстремистскими сайтами, в силу того что многие процедуры,   
которые предлагаются, не прописаны, и как их исполнять - непонятно. Мы примем   
этот закон, а суды потом не будут знать, что им делать. Поэтому давайте к       
каждой проблеме относиться не с точки зрения пиара и криков "Караул!", а        
решать их масштабно, серьёзно, юридически грамотно.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение данного          
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Я обращаюсь к представителю президента, представителю правительства:            
настаивает ли кто на участии в дискуссии? Нет. Не настаивает. Ставится на       
голосование проект федерального закона, обозначенный в пункте 20.               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за                9 чел.2,0%                                      
Проголосовало против           42 чел.9,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     51 чел.                                          
Не голосовало                 399 чел.88,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
У меня горит кнопка "по ведению": депутат Багдасаров. Я так понимаю, что он     
хочет вступить в полемику... Нет?                                               
                                                                                
Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич.                                        
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Надо товарищу, который представлял законопроект, впредь быть   
покорректнее, хорошо? А то впредь я буду ещё более некорректным и назову вещи   
своими именами.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем надо быть корректными, всем.                         
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Правильно. А то... (Микрофон отключён.)