Заседание № 48

24.09.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60185-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать дифференцированное применение кратности ставки земельного налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4244 по 4359 из 4916
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в       
статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса          
Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы           
Владимира Петровича Ружицкого.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Петрович.                                                  
                                                                                
РУЖИЦКИЙ В. П., представитель Московской областной Думы.                        
                                                                                
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте мне коротко доложить суть вопроса.   
Московская областная Дума вышла с законодательной инициативой "О внесении       
изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие    
Земельного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения данного        
законопроекта вызвана неурегулированностью вопросов, относящихся к              
установлению цены на землю при приватизации государственного и муниципального   
имущества. Действующая редакция статьи 2 Федерального закона "О введении в      
действие Земельного кодекса Российской Федерации" хотя и относит вопрос о       
применении кратности ставки земельного налога к компетенции субъекта            
Федерации, но не дает однозначного ответа, может ли быть установлено            
дифференцированное применение кратности в зависимости от вида деятельности      
землепользователя и места расположения земельного участка. При этом статья 2    
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества" устанавливает в качестве основного принципа принцип равенства всех   
покупателей, а статья 4 того же закона гласит, что нормы о приватизации         
государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других              
федеральных законах, не должны противоречить настоящему федеральному закону.    
Это означает, что для всех землепользователей должна быть установлена одна      
величина кратности ставки.                                                      
                                                                                
В то же время существуют предприятия и организации, в первую очередь в          
области машиностроения, которые в силу своей специфики должны иметь большие     
участки земли, не занятые под основное производство, например испытательные     
полигоны, железнодорожные пути и так далее, поэтому установление для них той    
же величины кратности, что и для организаций, занимающихся торговлей,           
общественным питанием и так далее, представляется неправомерным.                
                                                                                
По оценкам экспертов, при выкупе всех участков российским предприятиям и        
организациям придется заплатить около 3 триллионов рублей, что сопоставимо с    
фондом заработной платы в сфере материального производства за два года.         
Непроизводительные затраты на выкуп составят около 24 процентов ВВП, что        
может привести к снижению темпов роста экономики, по нашим оценкам, на 21       
процент. Поэтому большинство предприятий и организаций будет вынуждено          
отказаться от выкупа, сохранив аренду участков. Между тем только                
собственность на землю обеспечивает полноту и гарантию прав на объект           
недвижимости и позволяет эффективно привлекать инвестиции.                      
                                                                                
Исходя из вышесказанного в законопроекте предлагается разрешить субъектам       
Федерации устанавливать дифференцированное применение кратности ставки для      
отдельных землепользователей. Это расширяет права субъектов Федерации, но в     
то же время не означает обязанности вводить дифференциацию.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Петрович.   
                                                                                
Содоклад Виктора Семёновича Плескачевского, председателя Комитета по            
собственности.                                                                  
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Этот    
законопроект также, по мнению комитета, не может быть поддержан Думой по        
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Поскольку в ныне действующем, принятом нами законе о введении в действие        
Земельного кодекса мы уже отступили от базовых принципов Земельного кодекса,    
предоставили субъектам Федерации полномочия в зависимости от численности        
населения городов устанавливать местными актами цену земли в определенных       
лимитах, пределах, то может быть установлена такая дифференциация. Дело в       
том, что, конечно же, можно с точки зрения общей логики считать необходимой     
разницу, скажем, в платежах за землю промышленного предприятия и, условно       
говоря, казино, но, по мнению Комитета по собственности, такая возможность      
должна реализовываться не федеральным законом, и мы на этом настаиваем, а       
местным законом, потому что в различных регионах существуют совершенно          
различные соотношения между объектами, например, между объектами                
культурно-бытового назначения, которые являются коммерческими предприятиями,    
такой сильно облагаемой сферой, и производственными предприятиями, для          
которых требуется стимулирование выкупа земли.                                  
                                                                                
Комитет по собственности считает, что нет необходимости в Земельном кодексе     
сегодня вот таким способом вводить преимущество, допустим, для                  
производственных предприятий. Но надо сказать, что Минэкономразвития вместе с   
Комитетом по собственности, со всеми заинтересованными ведомствами, в           
частности и с представителями субъектов Федерации, заканчивают работу над       
специальными поправками, блоком поправок к закону о введении в действие         
Земельного кодекса, устанавливающих, скажем, порядок ценообразования при        
выкупе земли под существующими зданиями и сооружениями.                         
                                                                                
По вышеперечисленным основаниям Комитет по собственности предлагает этот        
законопроект отклонить, но при необходимости, с учетом заинтересованности       
Московской областной Думы, продолжить работу над нормами такого рода,           
вписывающихся в концепцию Земельного кодекса и не вводящих новых проблем,       
новых суррогатов.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет.                               
                                                                                
Присаживайтесь, Виктор Семёнович.                                               
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители правительства и             
президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в        
первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               31 чел.6,9%                                      
Проголосовало против           17 чел.3,8%                                      
Воздержалось                    4 чел.0,9%                                      
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.