Заседание № 142

13.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 60132-7 "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся оснований изъятия земельных участков для муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2792 по 3464 из 4360
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 49        
Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Васильевич         
Натаров.                                                                        
                                                                                
НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вообще возникла эта             
инициатива? Она возникла год назад, и вот благодаря руководству партии,         
фракции и Совету Думы законопроект наконец-то начали рассматривать, я хотел     
бы поблагодарить за это.                                                        
                                                                                
Думал, что за год что-то изменилось, но актуальность вопроса не снижается,      
даже возрастает. Этот вопрос связан со строительством детских садов и школ.     
Мы начали разбираться, в чём же дело, например, в мегаполисе Красноярске:       
вроде бы и поручение президента есть, и деньги есть, а муниципальное            
образование зачастую просто не может реализовать проекты строительства школ в   
отдельных районах города. Понятно возмущение жителей, многодетных семей,        
которые хотят иметь доступную школу, в своём районе, - почему они тратят        
около полутора-двух часов на то, чтобы утром развозить детей в разные районы    
города и потом вечером их забирать? Оказалось, проблема в следующем:            
муниципальные образования не могут изъять земельные участки, на которых в       
рамках своих полномочий готовы строить детские сады и школы. После массовой     
уплотнённой застройки и точечной застройки осталось очень мало земельных        
участков, в основном они находятся в частной собственности. Чтобы               
муниципальному образованию изъять участки для строительства школ, необходимо    
соответствующее законодательство, а его нет. В рамках федерального              
законодательства у муниципального образования есть возможность решить этот      
вопрос только двумя способами: это мена и передача из федеральной               
собственности, то есть если муниципальное образование захочет изъять участок    
в рамках реализации своих полномочий через конкурс, выкуп, оценку, то оно не    
сможет этого сделать. Естественно, год назад родилось предложение о внесении    
соответствующего изменения в статью 49 Земельного кодекса.                      
                                                                                
В данном законопроекте предлагается расширить основания изъятия земельных       
участков для строительства зданий муниципальных образовательных организаций.    
Эта мера исключительная: мы считаем, что на таких участках должны строиться     
только детские сады и общеобразовательные школы. Никаких вопросов, связанных    
со строительством там общежитий, лабораторий, не должно быть, то есть,          
повторяю, мера исключительная. Мы считаем, что, приняв закон, мы дадим          
возможность муниципальным образованиям решить свои проблемы и проблемы          
граждан.                                                                        
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Михаил Владимирович Кузьмин, заместитель председателя    
Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.           
                                                                                
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Приятно, что Сергей Васильевич      
ведёт речь о муниципальных образовательных учреждениях и их размещении.         
Единственно, крен на Красноярск, Красноярский край, с учётом того что у нас     
там очень мощный депутатский корпус представлен, конечно, вызывает вопросы.     
                                                                                
Сколько вообще мы строим школ, детских садов в течение года на территории       
нашей великой Российской Федерации, по городам и весям? Да, динамика            
существует, великолепно работает партийный проект, за который проголосовали     
мы, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вот сколько мы строим - 100, 80, 60? При этом       
вводить такую меру, как изъятие участков из частной собственности под           
строительство зданий муниципальных образовательных учреждений, - это нонсенс,   
к такому выводу пришёл комитет. Мы тщательно изучили законопроект, и Николай    
Петрович, председатель комитета, очень внимательно отнёсся к этому вопросу и    
всех нас соответствующе настраивал; мы беседовали, мы долго обсуждали вопрос    
при участии депутатов всех фракций, которые представлены в нашем комитете. К    
какому выводу мы пришли? Нельзя расширять перечень оснований для изъятия        
земельных участков у собственников до бесконечности.                            
                                                                                
Принцип невозможности принуждения к продаже своего имущества, даже по           
согласованной и справедливой цене, - это базовый принцип частного права.        
Отход от него возможен только в исключительных случаях, только в целях          
реализации более значимого общественного интереса и при отсутствии иных         
возможностей для удовлетворения публичного интереса. Реализация закона может    
привести к тому, что, даже при наличии иной возможности разместить здание       
муниципальной школы, у собственников будут изымать земельные участки. А в       
итоге может оказаться, что там и школы-то не будет. Изъять - изъяли, а          
появится ли школа? Это первое.                                                  
                                                                                
Второе. Приведённый в пояснительной записке аргумент о том, что собственники    
земельных участков во многих случаях согласны продавать земельные участки, не   
убедителен. Если собственник земельного участка согласен его продать, то        
пусть продаст, тогда и необходимости в изъятии не будет.                        
                                                                                
Третье. Реформирование действующей нормы обосновывается необходимостью          
обеспечения объектами социальной инфраструктуры новых жилых микрорайонов и      
отсутствием возможности изыскать необходимые земельные участки для размещения   
новых образовательных организаций. Однако эти задачи могут быть решены без      
изменения существующего регулирования и принятия экстраординарных мер           
посредством надлежащего территориального планирования и подготовки              
документации по планировке территорий. Трудно представить себе современный      
строящийся микрорайон, в котором документами по планировке территории не        
предусмотрено размещение образовательного учреждения.                           
                                                                                
Четвёртое. Вызывает возражения отражённое в проекте закона особое отношение к   
муниципальным образовательным учреждениям. А между тем в соответствии с         
законом "Об образовании..." (Сергей Васильевич, вот послушай!)                  
образовательная организация может быть государственной, муниципальной и         
частной - в зависимости от того, кем она создана. В законопроекте речь идёт     
только о муниципальных образовательных учреждениях и обоснование такого         
выбора отсутствует.                                                             
                                                                                
В связи с изложенным комитет не поддерживает законопроект и предлагает          
отклонить его в первом чтении. Если есть вопросы по каким-то территориям, мы    
в любом случае работаем с законом, мониторим ситуацию, ищем системность в       
нарушениях, определяем несовершенство законодательства. Наш комитет в вашем     
распоряжении, мы проработаем ситуацию в Красноярском крае и в других            
регионах.                                                                       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Я хотела бы обратиться к депутату Натарову.                                     
                                                                                
У нас ведь уже есть соответствующие законы. Получается, что этот закон даст     
право местным советам сносить всё подряд. Мне вообще непонятно, зачем нам это   
надо?                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Натарову включите микрофон.                      
                                                                                
НАТАРОВ С. В. Уважаемая Наталья Дмитриевна, этим законом мы только дадим        
право, возможность муниципальному образованию подать документы для изъятия      
земли. Изъятие земли происходит с проведением оценки этого участка для          
последующего выкупа, никакого массового изъятия не предполагается. Есть         
определённый порядок, не всё так просто даже в рамках изъятия земли. Мы         
предлагаем всё-таки рассмотреть эту возможность исключительно в отношении       
общеобразовательных школ и детских садов, только для решения этих вопросов.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Михаилу Владимировичу.                                                   
                                                                                
Вы сказали, что вы в комитете занимаетесь мониторингом и совершенствованием     
законодательства. Вот ситуация: Кировская область, муниципальное образование    
"Город Киров", глава города, руководитель исполкома "ЕДИНОЙ РОССИИ", на         
своего сына и его друзей за 350 тысяч рублей оформляет кусок земли в парке      
Победы, а через несколько лет этот же кусок продаётся за 180 миллионов          
частной компании для строительства элитного комплекса. Это происходит сейчас!   
Возбуждаются уголовные дела, прокуратура проводит проверку, дело уходит в       
суд. Суд говорит, что это законно. Сейчас Следственный комитет по нашему        
обращению заново проводит проверку, но они уже, как говорится, просудились.     
Там всё понятно, всё на поверхности.                                            
                                                                                
Коллега предлагает принять закон, который чётко регламентирует: взяли землю -   
построили общеобразовательное учреждение, школу или садик, всё, точка. Вы       
умудряетесь строить элитные комплексы в парке Победы, куда ходят на 9 Мая,      
сегодня, когда мы говорим... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Прежде всего я уточню, что мы умудряемся этим не заниматься. Я,   
как бывший глава города, хочу сказать, что земля парковой территории - это      
земля особой категории и изъятие такого участка земли нарушает границы          
парковой зоны, там возникает целый ряд проблем. Если вдруг это произошло, то,   
конечно, это криминальная тема, такая ситуация должна разбираться отдельно.     
Какова роль общественности (там же общественная структура, парковая), какова    
роль муниципальных органов власти и какова дальнейшая судьба этой земли? Эта    
тема мне, конечно же, известна, это совершенно криминальная тема, и этим        
должны заниматься соответствующие структуры.                                    
                                                                                
Что касается отведения земли под строительство зданий образовательных           
учреждений, действующее законодательство исчерпывающе даёт на этот счёт все     
права и возможности. Что, если возникает исключительная ситуация по какой-то    
территории - не хватает возможностей у губернатора, не хватает возможностей у   
депутатов, у парламента, нужно вводить это в систему? В этом необходимости      
нет. Наш комитет оценил ввод в систему и в законодательный акт положения об     
изъятии земель из частной собственности под строительство зданий                
муниципальных образовательных или частных либо иных образовательных             
учреждений - мы считаем, что такой необходимости нет.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Михаил Владимирович, в целом ряде сибирских городов сложилась    
следующая ситуация: город крупный, развивается очень быстро, тем не менее в     
центре остались островки частного сектора, причём этот частный сектор           
выглядит абсолютно неприглядно, а люди, живущие в соседних многоэтажных         
домах, испытывают острую нужду в детских садах, в школах дети учатся в три      
смены, и муниципальные органы власти, скажем так, с большим трудом решают эти   
вопросы.                                                                        
                                                                                
Вспомните, когда стране нужно было провести Олимпиаду, без всяких проблем,      
собственно, изъяли участки, построили олимпийские объекты и великолепно         
провели Олимпиаду. Конечно, Олимпиаду нельзя равнять с детским садиком, но      
для конкретного человека садик важен, и школа тоже. Ну почему нельзя дать       
инструменты... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                 
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Давайте я попробую так ответить - обойду правовую сторону и       
отвечу на ваш вопрос с практической стороны. Вообще, на тех территориях, в      
городах, скажем так, северного плана сегодня хорошая динамика. Я с уважением    
отношусь к этим городам, сам урождённый свердловчанин. Повторю, с большим       
уважением отношусь к каждому городу, примерно знаю экономику этих городов,      
хочу выезжать туда и детей и внуков возить, показывать им, как живёт Россия.    
                                                                                
Вы абсолютно правы: в таких пиковых застройках, среди великолепных домов        
есть, скажем так, внутренняя часть. Вы помните, когда шла речь о реновации в    
Москве, мы говорили о возможности продолжить эту законодательную тему в         
отношении иных территорий. И вы знаете не хуже меня, что если вдруг такая       
ситуация сложилась на конкретной территории, если жители построенных            
многоэтажек желают видеть детский сад или что-то ещё, то есть механизмы         
привлечения инвесторов и создания для них условий, даже без включения в         
программу сноса ветхого жилья: готовят площадку, оценивают её - и инвестор      
заходит. Замечу, что это частная инициатива инвестора с последующими            
обязательствами в плане обеспечения социальных нужд. То есть эти вопросы        
решаемы, они очень интересны в практической деятельности. Во всяком случае, у   
нас в Ставропольском крае они решаются, я знаю, что у соседей, у ростовчан,     
они решаются, у краснодарцев они решаются, мы не видим там каких-то особых      
проблем. Да, это инвестор, да, это создание условий, да, есть некоторые         
моменты. Наш комитет будет проводить выездное заседание, и я хочу показать      
многим, как вообще живёт Ставрополье: у нас строятся именно в таких местах      
роскошные школы, образцовые детские сады, и я очень горжусь этим. У нас         
получается - я думаю, что у вас тоже всё получится.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Михаил Владимирович, действительно, в комитете мы очень долго      
обсуждали этот вопрос, и хочется сказать, что прошло много времени, а           
законодательно он до сих пор не урегулирован. Сегодня мы говорим о том, что     
школьники должны учиться в одну смену, но, конечно, для этого в первую          
очередь нужна земля, чтобы построить школы, и в этом плане мы видим             
объективный законодательный пробел. Хочу сказать, что Правительство             
Российской Федерации озаботилось этим вопросом и представитель правительства    
был на заседании комитета, потому что этот законодательный пробел               
действительно есть.                                                             
                                                                                
Данный законопроект поддержали многие российские регионы, в частности           
Татарстан, Смоленская и Томская области, то есть регионы говорят о том, что     
этот вопрос нужно регулировать. Вот вы затронули вопросы, связанные с           
территориальным планированием, но ведь можно школу построить, а можно -         
элитный комплекс. И конечно, здесь многое зависит от позиции губернатора и      
главы города.                                                                   
                                                                                
У меня к вам простой вопрос: всё-таки что делать, если земли нет и нет иного    
варианта, кроме как эту землю просто выкупить? И какова позиция фракции         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ": поддержит ли она своих коллег из регионов?.. (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович, за вопрос. Вы знаете,   
есть философский вопрос: помогать ли сыну или дочке, пойдёт ли эта помощь на    
пользу в дальнейшем, или они должны сами всего добиваться? Вот и в отношении    
любой территории и вашего избирательного округа в том числе: если мы начнём,    
так скажем, переставлять ноги муниципальным депутатам, главе, подсказывать      
губернатору, создавая какие-то условия законом - а частная собственность        
защищена законом, - если мы начнём в каких-то технических вопросах              
подсказывать, помогать, мы обессилим территории напрочь. Решение любой          
проблемы образовательного учреждения - это честь и долг руководителя и          
представителей населённого пункта, честь и долг! Ни на одной встрече, ни на     
пленарном заседании, ни на парламентских слушаниях я не слышал ничего, что      
говорило бы о системности этого вопроса. Если вдруг такая проблема где-то       
точечно возникла и губернатор или мэр взмолился о помощи по этому поводу - да   
грош цена таким руководителям!                                                  
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, я думаю, что при вашей настойчивости мы с      
вами с такими задачами справимся, не нарушая закон и права частного             
собственника, это наш долг.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Натарову.                                    
                                                                                
Я хотел бы всё-таки, чтобы вы уточнили (может быть, я прослушал): сколько у     
нас таких ситуаций, сколько обращений, насколько распространённой является      
такая проблематика? И, если можно, уточните географию таких обращений.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Васильевичу Натарову включите микрофон.            
                                                                                
НАТАРОВ С. В. Спасибо за вопрос. Ну, этот законопроект, я так понимаю, в        
какой-то период был направлен в субъекты Федерации, поддержали его немногие,    
но тенденция уже видна. Я не могу сейчас сказать за всю Россию, поддержали      
Томская, Смоленская области, Татарстан, поддержали крупные города, которые,     
видимо, сталкиваются с этой проблемой. Просто во многих субъектах этот          
законопроект как-то мимо прошёл, не привлёк особого внимания. Мне кажется,      
любые мегаполисы сталкиваются с этой проблемой, это проблема не только          
Красноярского края, я убеждён в этом. Мне кажется, проблема существует и        
нужно на неё реагировать. Мы должны сделать всё для того, чтобы дать            
возможность муниципальным образованиям решать этот вопрос даже в                
исключительных случаях.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Чернышёв Андрей Владимирович от фракции.                                        
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект федерального      
закона "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской          
Федерации" (в части расширения оснований изъятия земельных участков для         
муниципальных нужд) и рекомендует палате его отклонить. Попытки расширить       
перечень оснований для изъятия земельных участков осуществляются с завидной     
регулярностью, но указанные задачи могут быть решены без изменения              
существующего регулирования и применения экстраординарных мер, а именно         
посредством надлежащего территориального планирования и подготовки              
документации по планировке территорий.                                          
                                                                                
Стоит отметить, что в законопроекте речь идёт только о муниципальных            
образовательных учреждениях, не учитывается, что образовательная организация    
может быть государственной, муниципальной или частной в зависимости от того,    
кем она создана.                                                                
                                                                                
На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный   
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николаев Николай Петрович.                                                      
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел обратить ваше внимание на   
несколько моментов.                                                             
                                                                                
Вот когда выступал коллега Натаров по поводу своего законопроекта, то очень     
много говорил о том, для кого изымается земля. Ну и действительно, как можно    
противиться тому, чтобы строили школы, детские сады, чтобы дети ходили в        
новые образовательные учреждения? Вроде всё красиво и хорошо. Но давайте        
посмотрим на другую сторону медали: если земля изымается для кого-то, значит,   
она изымается у кого-то. Так вот "у кого-то" - это на самом деле... Вот         
здесь, кстати, в вопросе тоже прозвучало, что, мол, какие-то там малоэтажные    
строения, а для жильцов высоток рядом нужны детские сады и школы. На самом      
деле эти дома - это история, это, можно сказать, родовые гнёзда.                
                                                                                
Посмотрите, площадь одного детского сада по современным нормам - это 3-4        
гектара минимум. Если перевести в участки под индивидуальное жилищное           
строительство, это сколько? Это участки примерно для 30-40 семей, правильно?    
И наверное, муниципальным органам власти действительно легче не                 
договариваться с этими людьми, не выкупать, а просто изъять. Причём я хочу      
отметить, что многие, в том числе депутаты фракции ЛДПР, когда мы обсуждали     
вопросы, связанные с землёй, обращали внимание на качество оценки, которая в    
настоящий момент проводится, на объективность и достаточность этой оценки.      
Так вот давайте не будем подталкивать людей к тому, чтобы они получали такое    
возмещение, что не могли купить на него соответствующий участок земли и тем     
более построить дом. Тем более, что мы с вами всё-таки говорим об изъятии       
земельных участков, а это всегда очень спорная история, потому что рынок        
земли, надо честно сказать, на сегодняшний день на большинстве территорий у     
нас, к сожалению, ещё не сложился.                                              
                                                                                
И ещё один момент - мегаполисы: Москва, Санкт-Петербург и так далее.            
Действительно, чаще всего там огромная цена на землю, и если мы даём            
муниципальным органам власти такой серьёзный инструмент, как изъятие, то есть   
возможность изымать, невзирая на право собственности на землю, то не можем      
исключить определённых злоупотреблений. Мы открываем ящик Пандоры. Почему? Вы   
прекрасно это понимаете: градостроительные регламенты, которые есть сейчас,     
позволяют сначала изъять эту землю, по вашему закону например, а потом          
поменять градостроительный план - ну не получилось, но раз землю уже изъяли,    
построить на этом месте что-то другое.                                          
                                                                                
Если необходимы какие-то изменения, то надо рассматривать их комплексно, в      
том числе с учётом норм, которые есть на сегодняшний день в Градостроительном   
кодексе. Мы предлагаем не поддерживать данный законопроект, хотя, конечно,      
детские сады нужно строить, дети должны учиться, получать образование в         
современных, хороших условиях.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
Олег Васильевич, от фракции? Три минуты?                                        
                                                                                
ШЕИН О. В. Трёх минут будет более чем достаточно.                               
                                                                                
Коллеги подняли довольно серьёзную тему, вопрос только в том, насколько         
данная ситуация является вызовом для регионов. Мы хорошо понимаем, что в        
значительной степени многоэтажная застройка осуществляется там, где раньше      
был частный сектор, а если мы говорим о больших городах, то, соответственно,    
это бывшая периферия этих городов. Там, где когда-то, 100 лет назад, 80 лет     
назад, была большая деревянная застройка, сейчас уже возводятся                 
многоквартирные дома, и при возведении этих многоквартирных домов возникает     
проблема отсутствия социальной инфраструктуры, к которой, безусловно,           
относятся и детские садики, и школы.                                            
                                                                                
Другое дело, что мы, конечно, должны понимать, насколько этот вызов является    
содержательным и большим в целом по субъектам Российской Федерации. Я к         
этому, конечно, отнёсся бы довольно сдержанно, потому что есть возражения       
профильного комитета, а он исходит из того, что нет большого количества         
обращений от регионов, то есть, видимо, на сегодняшний день внутренних          
ресурсов всё-таки хватает, особенно на фоне демографических волн и очевидного   
снижения рождаемости, которое мы сейчас видим в целом по стране.                
                                                                                
И есть ещё один содержательный вопрос, а именно вопрос выкупа. На самом деле    
ситуация далеко не такая радужная. Я время от времени веду юридическую          
практику, в том числе у нас в Астраханской области в суде защищаю интересы      
людей, чьи дома подчас вопреки их воле в интересах частных застройщиков         
признаются аварийными, с тем чтобы выгодные участки в центральной части         
Астрахани отдать под коммерческую застройку, а людей отправить куда-нибудь на   
выселки, и я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда официальную цену выкупа      
определяют втрое ниже той, которую называют независимые оценщики. Мы            
участвуем в судебных процессах, мы очень часто их выигрываем, и мы хорошо       
понимаем, что это ненормально, противоестественно, когда люди вынуждены         
выступать в суде против очень серьёзных аппаратов, крупных строительных         
компаний - застройщиков и местной власти, решать вопрос о том, сколько          
получить за квартиру: то ли 800 тысяч, то ли 2,5 миллиона рублей - порядок      
цифр очень разный. И в этом контексте, я полагаю, нам крайне важно,             
принципиально важно рассмотреть законодательную инициативу фракции              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о другой норме права, закреплённой в статье 32            
Жилищного кодекса, - там есть что пообсуждать, в том числе содержательно.       
                                                                                
Что касается данного законопроекта, я знаю, многие мои коллеги с                
осторожностью, но поддержат его. И я повторяю ещё раз, что требуется глубокое   
погружение, в том числе понимание, насколько данный вызов является              
содержательным в конкретных регионах и муниципальных образованиях нашей         
страны.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пимашков Пётр Иванович, пожалуйста.                                             
                                                                                
ПИМАШКОВ П. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос, который вынесен на          
рассмотрение, проект закона, конечно, имеет свою природу, свою историю. И       
коли сегодня говорили конкретно о городе Красноярске, то скажу, что там есть    
практика: каждый микрорайон имеет свою планировку, места под детские садики,    
под школы определены, проводятся слушания, и никто никогда этот закон не        
нарушал, даже представить себе невозможно, что территорию, которая отведена     
под детский садик или школу, заняли под строительство того или иного дома.      
                                                                                
Может быть, Сергея Васильевича подвигло то, что часть территории близлежащего   
сельского района, Емельяновского района, отошла к городу Красноярску, и один    
из предпринимателей в те лихие времена приобрёл 100 гектаров земли, потом       
перепродавал их, и сегодня у него на этой территории и дороги, и всё            
остальное находится в собственности, и он требует, чтобы муниципальное          
образование выкупало у него землю по кадастровой стоимости. Я в этом            
усматриваю то, что там в своё время, 10-15 лет назад, сработала коррупционная   
схема с участием руководителей Емельяновского района. Когда я вник в эту        
историю, я обратился к генеральному прокурору с просьбой рассмотреть этот       
конкретный случай и привести всё в соответствие с законом.                      
                                                                                
Так что принимать этот закон с учётом единичного случая, наверное, нет          
необходимости.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Иванович.                                   
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич.                                                     
                                                                                
Алексей Николаевич, от фракции? Выступление от фракции.                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, законодательная инициатива депутата фракции ЛДПР Сергея      
Васильевича Натарова представляется весьма своевременной и актуальной.          
Напомню: законопроект внесён более года назад, и он, разумеется, как и всё,     
что связано с принудительным изъятием, имеет плюсы и минусы.                    
                                                                                
Вопрос: в чьих интересах предлагается принять норму? Сергей Васильевич в        
своём законопроекте чётко указал, что цель изъятия должна быть узкой и          
специфической - для последующего строительства зданий учреждений образования    
разных форм собственности, разной подведомственности, разного уровня, то есть   
это могут быть и дошкольные образовательные учреждения, и школы, и              
профессиональные образовательные учреждения, поэтому здесь, конечно, и формы    
собственности участков могут быть разные.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, слушая дискуссию по этому вопросу, в том числе выступление   
представителя комитета, я был несколько удивлён, что в соответствии с           
профилем... Нужно, конечно, следить за повесткой, за внесёнными проектами       
законов: 5 июля 2018 года похожий проект закона был внесён Правительством       
Российской Федерации, сейчас он находится на обсуждении в комитетах             
Государственной Думы. И мне будет очень занятно послушать, каким будет          
заключение профильного комитета, с учётом того, что аргументы, которые          
сегодня Сергей Васильевич Натаров приводил, там изложены.                       
                                                                                
Конечно, тот законопроект мы ещё обсудим, в нём очень много минусов, но я       
прошу оппозицию, коллег - представителей муниципальных образований обратить     
на него внимание, потому что вопросы, связанные с изъятием... Там обозначена    
цель: в целях комплексного и устойчивого развития территорий предлагается       
вовлекать так называемые стеснённые, депрессивные территории, площадки,         
которые, как правило, расположены в центрах городов, в местах плотной           
застройки, где как раз были нарушены нормы проектирования и планирования. В     
законопроекте предполагается внесение изменений в Градостроительный,            
Земельный кодексы, в закон номер 131 "Об общих принципах организации местного   
самоуправления...", то есть он носит комплексный, содержательный характер, но   
при этом он очень спорный. И я так понимаю, что сегодня мы Сергея Васильевича   
законопроект, который более года находился в комитете, отклоняем, для того      
чтобы не признавать его альтернативным. Тем не менее такой запрос есть,         
поверьте, уже по рассылке этого правительственного законопроекта видно, что     
большинство регионов поддерживает инициативу: в первую очередь это органы       
исполнительной власти, во вторую - законодательной власти.                      
                                                                                
Какие возникают риски при принятии как этого, так и правительственного          
законов? Ну, любой вопрос, связанный с изъятием, - это вопрос справедливой      
оценки и компенсации. Действующие механизмы, так же как и предложенные          
правительством, эти инструменты предоставляют. Другое дело, что не всегда       
собственник получает как бы адекватную оценку, соответствующую его желаниям.    
Если возникает конфликт, начинается судебное разбирательство, и в большинстве   
случаев суд встаёт на сторону собственника, но, к сожалению, не всегда.         
                                                                                
Здесь прозвучало очень много аргументов о незыблемости частной собственности,   
права частной собственности, но могу привести как минимум три примера, когда    
в этом зале на это право, закреплённое Конституцией, думское большинство        
внимания не обращало, несмотря на то что оппозиция об этом говорила.            
                                                                                
Прежде всего, упомянутая Олимпиада. Ну понятно, что это эпохальное событие,     
поэтому были предусмотрены возможности для изъятия с учётом того, что           
инженерную инфраструктуру нужно было очень сильно изменять в связи со           
строительством новых объектов, гостиничных комплексов и так далее. Для города   
это было эпохальное событие, которое как раз и предполагает его реновацию,      
развитие транспортной, гостиничной, жилой инфраструктуры, строительство         
спортивных объектов для выполнения новых функций - принятия большого            
количества туристов, спортсменов. Хорошо, принимается.                          
                                                                                
Второй случай - это реновация в Москве, когда не только право частной           
собственности, но и право на её судебную защиту было подвергнуто                
существенному переосмыслению и изменению.                                       
                                                                                
И не так давно, весной, в этом зале, коллеги, мы обсуждали вопросы изъятия      
земельных участков при строительстве линейных объектов. Тогда тоже права        
собственников особо никого не смущали и, несмотря на то что на момент           
рассмотрения проекта закона уже имелась информация о том, что в случае его      
поддержки пострадает как минимум 60 тысяч домовладений, этот аргумент тоже      
особого значения не имел, представители комитета с этой же трибуны доказывали   
необходимость скорейшего принятия закона. Наша фракция, напомню, не             
поддержала эту инициативу.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто не хочу углубляться и обсуждать те аргументы,       
которые будут приводиться при обсуждении основного, правительственного          
законопроекта, и его минусы, я лишь прошу поддержать нашего коллегу Сергея      
Васильевича Натарова, который загодя, ещё год назад, обратил внимание на эту    
проблему. Проблема в большей степени характерна для крупных агломераций,        
коей, безусловно, является город Красноярск, который Сергей Васильевич          
представляет в Думе. А то, что не внесли этот проект закона другие депутаты,    
представляющие город Красноярск, и то, что именно представитель оппозиции       
внёс этот законопроект, объясняется очень просто: четыре дня назад в городе     
Красноярске ЛДПР одержала победу, то есть ЛДПР является доминирующей партией    
в городе, она знает, что действительно волнует горожан, именно поэтому она и    
побеждает. И Сергей Васильевич волю горожан в Государственной Думе также        
проводит.                                                                       
                                                                                
Просьба поддержать этот проект закона и обсудить уже предметно и детально       
инициативу правительства - поверьте, там очень много тёмных пятен.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Васильевич, пожалуйста, заключительное слово.                            
                                                                                
Депутату Натарову включите микрофон.                                            
                                                                                
НАТАРОВ С. В. Огромное спасибо, коллеги, за такое тщательное обсуждение. Цель   
была одна - выполнить волю людей, избирателей, которые обращаются к нам с       
этой проблемой, она существует, и системная работа с избирателями позволила     
понять, что проблема с земельными участками существует не только в городе       
Красноярске, но и в других мегаполисах. Очень приятно, что и правительство      
обратило на это внимание и внесло законопроект на эту тему.                     
                                                                                
Я хотел бы привести некоторые цифры. Просто напоминаю, коллеги, что на          
сегодняшний день в России не хватает более 6 миллионов мест в школах. И на      
этой теме, которую уже поднимали коллеги, - о муниципальных, частных школах -   
хотел бы ещё раз заострить внимание: преобладают, конечно, муниципальные        
общеобразовательные школы - их более 42 тысяч по России, а частных школ около   
800.                                                                            
                                                                                
Хотелось бы ещё раз отметить, что изъятие земли всё-таки предполагает целую     
процедуру, она не просто так изымается, без денег, - происходит оценка, и уже   
на основании оценки муниципальные образования выплачивают сумму.                
                                                                                
И Петру Ивановичу отвечу.                                                       
                                                                                
Пётр Иванович, эта тема в Красноярске актуальна не только для Емельяновского    
района, но и для многих других районов, включая и Солнечный, и Советский        
районы, очень много участков брошенных. Невыполнение Градостроительного         
кодекса позволило строителям в первую очередь строить высотки - так больше      
прибыль, а на детские сады и школы они махнули рукой. Вот и получается, что     
во многих районах остались такие островки, участки, которыми сегодня            
муниципальные образования не могут воспользоваться.                             
                                                                                
Коллеги, огромное спасибо всем!                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Владимирович, будете выступать?                                          
                                                                                
Депутату Кузьмину включите микрофон.                                            
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Уважаемый Сергей Васильевич, ну, мы с вами не в оппозиции как     
бы (я вообще не понимаю понятие "оппозиция"), есть ваша позиция, и есть         
позиция комитета. Ваша позиция хорошая, и, с вашего позволения, я посоветуюсь   
с Николаем Петровичем, председателем комитета, и мы попробуем разослать         
письма в регионы, с тем чтобы они обозначили проблемы: есть ли вообще на        
территориях проблемы с размещением образовательных учреждений, где и какие. Я   
сделаю такой запрос, попросим территории, это просто профессиональный           
интерес, вы меня заинтересовали этой темой. Николай Петрович, я думаю, меня     
поддержит.                                                                      
                                                                                
Алексей Николаевич, что касается вашего выступления. Вообще, насколько я        
помню, ЛДПР всегда была за защиту частной собственности, в обсуждениях и так    
далее вы говорили, что частная собственность - это основа основ. Вы привели в   
пример изъятие земель при строительстве линейных объектов, но мы принимали      
закон о сервитутах, если помните, а линейный объект и сервитут - это            
несколько разные вещи. У нас есть нормы об изъятии частной собственности в      
случае какой-то опасности, например в случае наводнения, при необходимости      
берегоукрепления и так далее. И вообще, любую тему, касающуюся частной          
собственности, можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, давайте      
представим своих старших родственников, родителей, - вот у них изымают, а с     
другой - соседа, который на своей территории не даёт провести                   
берегоукрепительные работы. Мы здесь защищаем чьи интересы и на чём             
настаиваем?                                                                     
                                                                                
Я благодарю всех за обсуждение, которое у нас состоялось, сегодня я получил     
посыл, дал себе некоторые поручения, я их отработаю и по возможности Сергея     
Васильевича проинформирую, да и в комитете обсудим.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Алексей Николаевич Диденко.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Михаил Владимирович, я как раз хотел об этом сказать. Николай     
Петрович тоже мне сделал замечание. Конечно, когда я говорил о линейных         
объектах, я имел в виду сервитуты, просто для граждан, о которых... Вы-то       
говорите о земле, а линейные объекты, как правило, проходят не в городской      
черте, чаще это пригород, садовые участки, на них объекты недвижимости,         
какие-то постройки могут быть не оформлены. И конечно, когда перерывают весь    
участок, дом, может неоформленный, сносят, ставят вышку, телемачту или ещё      
что-то, юридически ничего не происходит, но формально это сервитут, и, с        
точки зрения избирателя, наносится вред его имуществу. Конечно, надо было       
корректно сказать, уточняю: речь шла о сервитутах под линейные объекты.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.12,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.