Заседание № 64
О проекте федерального закона № 60071-6 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части предоставления Банку России права открывать и вести рублёвые корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. По карточке депутата Кармазиной, пожалуйста, включите микрофон. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению, замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите запись на выступления по мотивам. Покажите список. Записался депутат Савельев. Выносится на "час голосования".
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". По мотивам выступает Дмитрий Иванович Савельев. Микрофон включите, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Обсуждаемый законопроект является лишь кирпичиком в стене здания, которое ещё долго и упорно предстоит строить нашей стране в очень непростых условиях. Если оценить ситуацию на мировых финансовых рынках, то мы увидим, что единая европейская валюта испытывает очень серьёзные трудности, а перспективы американского доллара ещё очень неопределённые. Эпицентром глобального кризиса стали именно США - экономика этой страны дала сбой, а за ней последовал и весь мир. Некоторые эксперты и вовсе предрекают настоящий переворот в мировой монетарной системе, появление принципиально новой, а может быть, даже нескольких новых валют. В свете этого трудно переоценить важность и необходимость этого законопроекта - он имеет двоякую направленность: оптимизация исполнения международных обязательств Банка России и продвижение рубля на мировые финансовые рынки в качестве резервной валюты. Учёные-экономисты достаточно глубоко проработали тему продвижения рубля в качестве резервной валюты. Сегодня уже все согласны с тем, что такое продвижение является следствием высокого развития экономики и принесёт несомненную выгоду нашей стране, однако единство в способах достижения этой цели отсутствует, равно как отсутствует единая системная государственная политика продвижения рубля на мировые финансовые рынки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 25 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 60071-6 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части предоставления Банку России права открывать и вести рублёвые корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Доклад Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект был подготовлен депутатами к первому чтению столь качественно, что к нему не поступило ни одной поправки. Просьба поддержать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поправок не было, поэтому выносим законопроект на "час голосования".
12-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 60071-6 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части предоставления Банку России права открывать и вести рублёвые корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, представляемый вашему вниманию законопроект направлен на предоставление Центральному банку права открывать и вести рублёвые корреспондентские счета иностранных центральных банков. На сегодняшний день у Центрального банка такого права нет, Центральный банк не может вести счета центральных банков. Есть только два небольших исключения, касающиеся ситуаций, когда это требуется либо по имеющемуся международному договору, либо в части управления золотовалютными резервами, - тогда на этих основаниях открываются корсчета для центральных (национальных) банков. Между тем открытие таких счетов для иностранных центральных банков необходимо, в частности, для исполнения Центральным банком России своих международных обязательств, в том числе в рамках СНГ, а также при проведении работы по продвижению рубля в качестве региональной резервной валюты. В этой связи скажу, что такой опыт имеется и в ряде зарубежных стран, где центральные банки также могут открывать счета национальным, или центральным, банкам других стран для ведения их в национальной валюте, то есть в валюте страны пребывания. С целью обеспечения возможности беспрепятственного осуществления банковских операций по открытию и ведению Банком России рублёвых счетов таких центральных банков необходимо дополнить статью 46 закона "О Центральном банке..." соответствующей нормой, что сейчас вам и предлагается сделать. Комитет поддерживает. Замечаний со стороны правительства и администрации президента также не было. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вижу, есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Владислав Матусович, есть вопрос, который волнует, наверное, всех. Мы знаем, как часто недружественные государства блокируют счета той или иной страны, которые размещены за её пределами: это пример и Ливии, и многих других стран. Вот вызывает опасение подобная мера. Мы разрешаем сейчас госбанку открывать в иностранных банках счета, потом в случае какой-то ситуации эти счета будут заблокированы, и мы можем потерять деньги. Это так или нет? РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Владимирович, абсолютно обратная ситуация: мы разрешаем Центральному банку открывать счета центральных (национальных) банков других стран в рублях, речь только об этом идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Владислав Матусович, всем понятно, что законопроект важный и нужный, и понятно также, что он направлен на увеличение роли нашего российского рубля на международной арене. Но вот в 2010 году был создан так называемый межведомственный совет по усилению роли рубля в международных расчётах. В этот совет вошли представители Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга, МИДа, Центробанка, Внешэкономбанка, ММВБ и так далее, и так далее, и так далее. 2010 год... ну, два года прошло, вот вы нам не осветите ситуацию, есть ли в этом смысле подвижки? Я понимаю, что несколько отклоняюсь, выхожу за рамки данного законопроекта, но человек вы опытный и знающий, не могли бы вы прокомментировать? РЕЗНИК В. М. Я ничего не могу вам сказать о деятельности данного совета, мне это неизвестно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев, единственный. САВЕЛЬЕВ Д. И. Хотелось бы более подробно отметить важнейший аспект данного законопроекта. Как уже упоминалось, нововведения помогут продвижению рубля в качестве резервной валюты. В условиях усилившейся нестабильности на мировых финансовых рынках нам важно использовать все имеющиеся возможности для укрепления связей со странами ЕврАзЭС и Таможенного союза. Особенно это необходимо в отношении Белоруссии и Казахстана, которые фактически уже используют российский рубль в качестве резервной валюты. Мы знаем, что активы в российских рублях включаются в состав международных резервов Республики Беларусь, уже три года белорусский рубль привязан к корзине валют, в которой российский рубль составляет третью часть, естественно, наряду с долларом и евро. На подходе и Украина. Кроме того, нам необходимо наполнять реальным содержанием подписанное в прошлом году соглашение между центробанками России и Китая о расчётах между предприятиями в национальных валютах, рублях и юанях, что, соответственно, ослабит зависимость от доллара в международных расчётах между нашими странами. В то же время мало принять этот, безусловно, важный закон, нужно продолжать, по большому счёту, начать реальную системную работу по формированию рублёвого пространства. Пока на этом направлении у нас неутешительная статистика, например, вот данные по рублёвым платежам во внешней торговле стран ЕврАзЭС за 2010 год: общий рублёвый оборот стран ЕврАзЭС от всего оборота составляет 6,5 процента, в то же время у России этот показатель - а это ведь показатель востребованности рубля - 3,9 процента, тогда как у Белоруссии - 30,4 процента, у Казахстана - 8,2 процента, у Киргизии и Таджикистана - 10,8 процента. То есть у России показатель использования в расчётах российского рубля ниже, чем у соседей. Нужно ситуацию менять, в том числе речь идёт, конечно, и о внешней торговле, мотивировать к этому правительственных чиновников, тем более что они должны начать более активно двигаться в свете последних заявлений, сделанных по этому поводу на саммите АТЭС во Владивостоке. Конечно, задача продвижения рубля в качестве региональной резервной валюты непростая, её решение зависит в том числе от объективных внешних и внутренних обстоятельств. Негативно влияют достаточно высокая инфляция, низкая ликвидность внутреннего рынка, сырьевая зависимость. Вместе с тем в наших силах создать привлекательные условия для проведения расчётов, унифицировать финансовый документооборот в странах ЕврАзЭС и Таможенного союза, планомерно расширять сферу использования рубля во внешнеторговых сделках. Ну и необходимо как можно быстрее с участием всех заинтересованных партнёров определить этапы, условия и конкретные методы внедрения рубля в качестве международного расчётного средства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет ещё раз выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
14-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 52 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.