Заседание № 192
06.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 600425-7 "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4046 по 4463 из 5087
15-й пункт, проект федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации". Доклад Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Законопроект большой, но на самом деле очень консервативный, потому что содержательно в нём предлагается вернуться к той модели, которая работала до зурабовских и последующих реформ, она была посильной для экономики страны и гораздо больше устраивала граждан. По позициям. Первое. В законопроекте предлагается отменить так называемую балльную систему и перейти к простым формулам, где сравниваются... где устанавливается соотношение заработной платы человека и средней зарплаты по стране плюс вводится коэффициент за стажность. Существующая балльная система никем не может быть просчитана. Я в прошлый раз уже спрашивал зал и спрошу ещё раз: если здесь поднимется хотя бы две руки, если есть те, кто готов сам рассчитать свою личную пенсию исходя из балльной модели... А вот и не поднимается! Даже парламент не в состоянии в это погрузиться, не говоря уже про обычных граждан. Поэтому мы предлагаем от балльной системы отказаться, тем более что балльная система провоцирует переход примерно 30 миллионов человек на получение пенсии по старости, по возрасту, на отметке 65-70 лет. Второе, о чём мы говорим, - это, конечно, отказ от обязательной накопительной части. Строго говоря, накопительная часть последние несколько лет уже конфискуется за счёт известных всем решений, но она и не может быть реализована в стране, где медианная заработная плата составляет 23 тысячи рублей. Напомню, что такое медианная зарплата: половина людей получает больше этой суммы, половина - меньше. В странах, где накопительная система функционирует, накопления пенсионных фондов составляют 80-120 процентов ВВП, в Российской Федерации - 5 процентов. Напомню, даже во Внешэкономбанке, где находятся пенсии "молчунов", за последние пять лет размер этих накоплений реально сократился на 17 процентов, то есть накопительные модели не позволяют обеспечить даже обычное следование инфляционным процессам. Поэтому мы предлагаем накопительную пенсионную систему оставить добровольной, поощрять её из бюджета, как у нас одно время делалось - тысяча на тысячу, - только не 12 тысяч рублей в год, понятно, должна быть большая величина, а остальную часть пенсионных отчислений перевести в категорию чисто страховую, как оно было и ранее. Следующий блок - это возврат к учёту в стаже ряда периодов деятельности. Предлагается учитывать годы работы по специальностям из списков 1 и 2. Сейчас это учитывается по крайне сложным схемам, и так называемая спецоценка условий труда влечёт за собой случаи, когда люди, работающие реально в горячих цехах по вредным профессиям, выясняют, что их профессии, оказывается, уже являются невредными. Наверное, в разных регионах дело обстоит по-разному, но я исхожу из ситуации в родной Астраханской области, где работники предприятия "Газпром", работающие с серой, уже переходят в категорию людей, работающих в безвредных условиях, и из данных официальной статистики, согласно которым только в 2017 году количество людей, работающих во вредных условиях, сократилось на 500 тысяч: было 5,7 миллиона - стало 5,2 миллиона, и вовсе не за счёт того, что качественно улучшились условия их работы, а просто потому, что были проведены некие спецоценки, после которых сказали, что здесь всё нормально, здесь всё хорошо и не надо никаких дополнительных страховых лет. Мы также предлагаем вернуть, учитывать в стаже, как это было ранее, время учёбы. И мы предлагаем, конечно, по-другому пересчитать годы, которые учитываются как страховые, женщинам, которые воспитывали детей: сейчас эти годы учитываются в стаже, но не более шести лет - мы предлагаем (с учётом демографической ямы, в которую скатилась страна) учитывать более долгий период, 12 лет воспитания детей включать в страховой период. Разумеется, в законопроекте речь идёт и о возврате к прежнему пенсионному возрасту - 55 и 60 лет, - и это абсолютно рациональная точка зрения, потому что на рынке труда не нужно такое количество рабочей силы. Если в 2014 году на рынок труда прибыло 600 тысяч молодых людей, то в прошлом году - 800 тысяч, а к 2023 году уже 1 миллион 200 тысяч молодых людей будет прибывать на рынок труда, между тем пенсионный возраст всегда позволял абсорбировать, убрать с рынка труда ненужную рабочую силу. Напомню данные Росстата: с 2011 года количество рабочих мест в стране сократилось на 5 миллионов. Это официальная статистика, и мы понимаем, почему это происходит, - потому что не требуется уже такое количество людей ни в индустрии, ни в сельском хозяйстве, ни в сфере услуг: идёт переход на автоматизацию производства, в Сбербанке сокращают 50 тысяч рабочих мест. Поэтому надо не повышать пенсионный возраст, а снижать его, чтобы убирать ненужную на рынке труда рабочую силу. И разумеется, предлагается вернуть индексацию пенсий работающих пенсионеров. Люди не виноваты в том, что их труд востребован и что они приносят благо стране, не надо их за это наказывать. Естественно, может возникнуть вопрос, откуда взять на это деньги. Ответ на этот вопрос достаточно прост. В рамках пакета, который мы предлагаем, речь идёт о двух очевидных мерах. Одна из них - переход на плоскую шкалу страховых взносов, то есть на условие, при котором 7 процентов людей в стране, которые получают зарплату свыше 90 тысяч рублей в месяц, будут делать такой же процент отчислений в Пенсионный фонд, что и остальные 93 процента, которые получают более низкую заработную плату; это даст примерно 600 миллиардов рублей в год, и с этими параметрами мало кто спорит. Вторая мера - это, конечно, преодоление ситуации с чёрной занятостью. Сейчас - не только по нашим оценкам, но и по правительственным уже - 28 миллионов работников в Российской Федерации заняты в чёрном сегменте экономики. Я буквально на днях направил официальный запрос генеральному прокурору Чайке по ситуации в своей родной Астраханской области, где в чёрный сегмент рынка труда оказались вытеснены бензозаправщики на бензоколонках "ЛУКОЙЛа", одной из крупнейших корпораций в стране, с ними не оформляются трудовые договоры, а также продавцы в "Пятёрочках" - это тоже не последняя фирма, достаточно крупная корпорация. Мы предлагаем очень простые вещи: никого не надо сажать, никого не надо арестовывать, никого не надо разорять, но если какая-то компания использует неофициальную занятость, то она должна быть отсечена от любых налоговых льгот, которых раздаётся в год на 13 триллионов рублей, от любых государственных подрядов, заказов и поставок - это обеспечит легализацию труда и в случае полного решения этой задачи ежегодный приток в Пенсионный фонд суммы, превышающей 2,7 триллиона рублей в год (цифра очень легко считается: есть свежие данные Росстата по объёму чёрного фонда заработной платы в Российской Федерации). Повторю: предлагается очень простой... Ну как простой? Непростой на самом деле, но консервативный законопроект, мы предлагаем вернуться к прежним правилам и демонтировать, устранить весь тот ужас, который был сформирован в последние десятилетия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста, содоклад. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторами законопроекта предлагается признать утратившим силу Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и, по сути, с 1 января текущего года начать назначение, корректировку выплат страховых пенсий по старости по новым правилам, предлагаемым в рассматриваемом законопроекте. Следует отметить, что в большей части как правоустанавливающих, так и процедурных норм законопроекта авторы воспроизводят соответствующие нормы действующего закона № 400-ФЗ. О том, что предлагается изменить, один из авторов, Олег Васильевич, уже подробно рассказал. Позвольте, я расскажу о том, какие правовые пробелы и противоречия содержит данный законопроект. Проект федерального закона направлен на отмену балльной пенсионной формулы, но законопроектом не определён механизм конвертации пенсионных баллов в расчётный пенсионный капитал. Нельзя сделать это путём учёта страховых взносов, которые не были учтены для исчисления размера страховых пенсий, как предложено в проекте федерального закона, так как все взносы уже были трансформированы в баллы, а баллы прошли соответствующую неоднократную, уважаемые коллеги, индексацию. Более того, не будет возмещения в баллах за нестраховые периоды. Больше всего будут ущемлены права мам, ухаживающих за детьми. Предлагается создать новую систему добровольных пенсионных накоплений, но система будет создаваться с нуля. Запрещается участие работодателей в формировании накопительной пенсии для своих работников, не определён правовой статус тех средств пенсионных накоплений, которые уже были сформированы в предыдущие годы. Не предполагается предоставить гражданам право более гибко распоряжаться данными средствами, хотя должна измениться их правовая природа. Проектируемыми частями 23 и 23-2 статьи 15 законопроекта установлен порядок определения размера накопительной части страховой пенсии по старости, но в то же время не отменяется действие Федерального закона "О накопительной пенсии". Статьёй 3 законопроекта вводится показатель ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости. Его продолжительность должна ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей этой пенсии. Одновременно частью 1 статьи 15 законопроекта количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости определено как 228 (19 лет) без введения переходных положений. Ну и напомню, уважаемые коллеги, что сегодня этот период составляет 263 месяца. Согласно новой редакции статьи 22 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предлагается определять суммы страховых взносов на солидарную и индивидуальную части тарифа страховых взносов исходя из пропорции 10 и 12 процентов соответственно, а проектируемыми изменениями части 3 статьи 33-1 закона (кстати, она утратила силу с 1 января 2019 года) - исходя из пропорции 6 и 16 процентов соответственно. То есть авторы сами ещё до конца не определились, какие же пропорции распределения здесь будут приемлемы, а это ставит с ног на голову всю систему пенсионных накоплений. Отмена предельной величины базы для начисления страховых взносов и одновременное снижение на 4 процента размера той части тарифа страхового взноса, которая формирует средства, отражающиеся в лицевом счёте застрахованного лица, приведут к безграничному (поскольку все ограничения у нас уже сняты) росту пенсионных прав высокооплачиваемых работников и уменьшению пенсионных прав низкооплачиваемых. Согласно пояснительной записке авторы предлагают установить запрет на повышение пенсионного возраста до 1 января 2030 года, а согласно проектируемой статье 8 - бессрочно, то есть авторы до сих пор сами до конца не определились. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится целый ряд замечаний концептуального характера, а также отмечено, что законопроект в целом нуждается в значительной правовой и юридико-технической доработке. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект и в своём заключении отмечает, что исходя из его положений не представляется возможным определить чёткий, понятный механизм реализации, что может привести к возникновению противоречий при применении положений законопроекта на практике. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить законопроект в первом чтении. Уважаемые коллеги, от себя хочу лишь добавить, что авторами законопроекта не учтены те положительные изменения, благодаря которым более 33 миллионов пенсионеров получили прибавку к пенсии, а также 864 тысячи пенсионеров-селян получили двадцатипятипроцентную прибавку к фиксированной части пенсии. На всё это потрачено из бюджета 364 миллиарда рублей, и предполагается потратить ещё 85 миллиардов на те задачи, которые поставил перед нами Президент Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Васильевич, я вот недосмотрел: а вы пенсионный возраст в этом законопроекте какой поставили? ШЕИН О. В. 55 и 60 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Олег Васильевич, в продолжение дискуссии, начатой по предыдущему проекту федерального закона, - здесь, конечно же, нужно говорить не о теоретически возможных расходах бюджета. Сколько всё-таки стоят те предложения, которые вы вносите? И не считаете ли вы, что повышение налоговой нагрузки идёт вразрез с основными направлениями налоговой и бюджетной политики, с позицией Президента Российской Федерации, с позицией бизнеса? ШЕИН О. В. Айрат Закиевич, ну разумеется, предложения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" идут вразрез с позицией бизнеса, точнее, крупного капитала, потому что мы представляем интересы другой части населения нашей страны - работников. Что касается налоговой нагрузки. Стандартные для развитых стран - причём необязательно это страны "большой семёрки", такие как Франция, Германия, но и, скажем, Польша или Португалия - затраты на предоставление людям пенсионных выплат составляют порядка 12-14 процентов ВВП, в России они составляют порядка 7,5 процента. То есть в переводе на нормальный язык российский бизнес вполне спокойно может позволить себе увеличить налоговую нагрузку только по этой позиции на 4,5 триллиона рублей в год, и никто по миру не пойдёт. Правда, бодрых отчётов, таких как вчера в журнале "Форбс" о том, что господин Михельсон занял 32-ю строчку во всемирном списке олигархов, увеличив своё благосостояние за год до 24 миллиардов долларов США, уже не будет, эти отчёты закончатся раз и навсегда, и 100 человек в списке "Форбс" у нас не будет, и долларовых миллионеров, которых сейчас 200 тысяч, у нас поубавится - действительно возрастёт налоговая нагрузка на этих людей. Я ещё раз назову параметры, которые российская экономика может свободно себе позволить: исходя из опыта других стран, наподобие Польши, Португалии, Марокко, нужно порядка 4,5 триллиона рублей в год, чтобы люди могли получать нормальные пенсионные выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Выступление от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это чрезвычайно важный законопроект, посмотрите, даже вот такого убористого текста сколько страниц! Естественно, в этом законопроекте есть нормы, которые могут быть и должны быть доработаны ко второму чтению, мы этого не отрицаем. Вместе с тем мы хотели бы напомнить, что, когда мы обсуждали предыдущий законопроект или, например, наши предложения прекратить замораживать накопительную часть пенсии, вы все наши предложения отвергали, когда мы предлагали не повышать пенсионный возраст, вы это тоже отвергали, то есть вы отвергаете все наши предложения. Но, коллеги, где же тогда альтернативные предложения? Вы что, считаете, что действующая пенсионная система оптимальна, что она всех устраивает? Да она никого не устраивает! Она не устраивает ни государство, ни граждан, ни бизнес, никого не устраивает, её надо менять! И вот сегодня вам представляется шанс, давайте вернёмся к той пенсионной системе, которая существовала до реформ, но некоторые элементы страховой пенсионной системы мы оставим, вот о чём идёт речь. Кроме того, в этом проекте закона мы сформулировали все наши предыдущие предложения, которые ранее были отклонены: сохранить возраст выхода на пенсию 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно, вернуть нестраховые периоды - отпуск по уходу за ребёнком, служба в армии, учёба в институте, в среднем специальном учебном заведении, то есть всё, что было раньше, мы предлагаем вернуть. Если вы спросите граждан... Именно об этом говорится в обращениях граждан! В своё время, когда формировались их пенсионные права, эта система действовала, а когда они стали выходить на пенсию, она перестала действовать и люди потеряли свой, скажем так, пенсионный капитал. То есть теперь они получают не ту пенсию, на которую рассчитывали, а ведь они строили свою жизнь, рассчитывая на эту пенсию, с учётом того, что государство, например, поощряло рождаемость, чтобы больше детей было в семьях, дескать, вот вам дополнительные пенсионные права, а потом их взяли и отняли. Всё это мы данным законопроектом возвращаем. Вы задаёте вопрос: где брать деньги? Тут у нас тоже есть предложение - мы предлагаем сделать плоскую шкалу страховых взносов. Напоминаю вам, что сейчас, если годовой размер заработной платы превышает 1 миллион 150 тысяч, с суммы, превышающей этот порог, выплаты идут по ставке всего 10 процентов, а до него - по ставке 22 процента. То есть, выходит, люди, получающие небольшую заработную плату, фактически содержат всю пенсионную систему, а люди, получающие большую заработную плату, порой несколько миллионов в месяц, от этой обязанности освобождаются. Покажите мне, где ещё в мире есть такое, кроме Российской Федерации? Нигде в мире такого нет! Во всём мире прогрессивная шкала налогообложения: чем больше получаешь, тем больше отдаёшь государству, ты должен делиться с бедными - у нас же всё наоборот. Наш законопроект сбалансирован. Если вы считаете, что средств на его реализацию недостаточно, то в повестке дня есть следующие наши законопроекты: об отмене возврата НДС экспортёрам сырья, о плоской шкале страховых взносов, он следующим стоит, - пожалуйста, принимайте их. Весь вопрос в том, хотим мы, чтобы у граждан была нормальная, достойная, справедливая пенсия, или нет? Подчёркиваю: пенсия согласно предложенной нами системе будет зависеть от заработной платы, от стажа и от условий работы. Всё, больше ни от чего она не должна зависеть. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарасенко Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Бесспорно, в представленном законопроекте есть довольно интересные и, на мой взгляд, совершенно справедливые идеи. Например, прозвучавшая в докладе Олега Васильевича Шеина идея об отказе от накопительной части, которая, безусловно, не должна быть в системе государственного пенсионного страхования, работающего по принципу солидарной ответственности поколений. Наверное, можно говорить и о том, что наша балльная система на сегодня несовершенна, и можно работать над её совершенствованием, а можно возвращаться к каким-то другим подходам, работа над этим, в том числе в среде учёных, продолжается. Но я хотел бы сказать, что новеллы, которые здесь прозвучали, не тянут на то, чтобы назвать это сменой пенсионной системы в России, это всего лишь несколько новелл, которые могут быть реализованы через исправление действующего законодательства. Ну и безусловно, некоторые моменты удивляют своей небрежностью. Например, авторы пришли к выводу, что жизнь на Земле закончится в 2030 году, потому что в одной части они пишут, что нельзя повышать пенсионный возраст бессрочно, а в другой части они пишут, что нельзя повышать пенсионный возраст до 2030 года, то есть всё закончится в 2030 году. Ну им, наверное, виднее. Ещё один момент. Относительно того что нужно отказаться от дифференцированной шкалы отчислений страховых взносов - а я лично поддерживаю подход, когда выплаты идут по ставке 22 процента до 1 миллиона 150 тысяч рублей, а далее по ставке 10 процентов, - повторю, что это не новая страховая система, это предложение по внесению изменения в действующую систему, и в то же время нужно обязательно вводить ограничение на выплаты. Я хочу вам привести пример, как петербургский "Зенит" в области социального страхования фактически разорил соцстрах Петербурга и Ленинградской области: эти несколько миллионеров-футболистов фактически забрали все деньги соцстраха по больничным листам. Вы что думаете, эти 7 процентов, которые получают 1 миллион 150 тысяч, не разорят нашу систему? Да вполне могут разорить, потому что скромность здесь отсутствует! И здесь, безусловно, я согласен с коллегами, нам нужно наводить порядок. В целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что нет оснований вводить новую пенсионную систему, и предлагает не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик? Депутат Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я признателен коллегам - Светлане Викторовне Бессараб и особенно Михаилу Васильевичу Тарасенко, - потому что некоторые вещи, прозвучавшие в рамках критики текста, позволяют нам немножко глубже воспринять его. Во-первых, что касается ограничений по размеру страховых выплат, мы как раз полагаем это правильным, более того, такие ограничения, я напомню, существовали и в Советском Союзе: они предусмотрены конвенциями, которые Советский Союз и Российская Федерация, как его правопреемница, подписывали. Во-вторых, если говорить про время, до которого пенсионный возраст не должен повышаться, то хочу сказать, что вообще считаю необходимым его снижать, и даже те отметки, которые были, 55 и 60 лет, на самом деле требуют изменения в сторону уменьшения, я уже говорил почему, просто повторю ещё раз мысль, чтобы она была яснее. Человечество идёт по пути, если мы говорим про цивилизацию, освобождения от труда как от нужды. Сто лет назад, чтобы прокормить горожан в нашей стране, надо было, чтобы 85 процентов людей работало на селе, а сегодня это не надо, сегодня 5 процентов фермеров и сельхозрабочих спокойно производят необходимую товарную продукцию, и её объём реально намного больше, чем в начале XX века. Сказанное относится и к индустрии, сказанное относится и к сфере услуг. В этих условиях пенсионный возраст являет собой инструмент, убирающий с рынка труда ту рабочую силу, система обучения и навыки которой сформировались 30-40 лет назад, и освобождающий рабочие места (число которых сокращается) для людей нового поколения, для молодёжи. В Европе пытаются решать это чуть другим путём, через базовый, основной доход, - мне эта идея в силу ряда причин кажется не очень правильной. В общем, есть разные инструменты, и пенсионная система является одним из них. Что касается денег, повторю ещё раз. Доля расходов на выплату пенсий составляет в странах Организации экономического сотрудничества и развития, то есть в развитых экономиках, от 12 до 16 процентов, медианная - 14 процентов. Объём экономики в России - 100 триллионов рублей в год, на пенсии мы тратим не 14 триллионов, а 7,5 триллиона рублей. Вот это различие, разница между этими цифрами, составляющая триллионы рублей ежегодно, и есть тот самый лимит, который национальная экономика может себе позволить путём перераспределения в рамках налоговой системы от богатых к работникам, к работающему классу, чтобы люди могли получать нормальную пенсию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации", пункт 15 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 22 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Не принимается.