Заседание № 52
21.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 600116-7 "О внесении изменения в главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4919 по 5572 из 6691
Тогда 32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций", приоритетный законопроект фракции КПРФ. Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Все вы помните формулу: обещанного три года ждут. В случае с этим законопроектом мы ожидали три с половиной года, он был внесён в декабре 2018 года депутатами двух фракций - КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Смысл законопроекта предельно простой: мы предлагаем установить базовые оклады для педагогических работников общеобразовательных организаций не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по региону. Подчёркиваю, закон особенно важен для молодых учителей, у которых нет стажа и, соответственно, которые, как правило, получают очень мало каких-то надбавок, и для пожилых людей, особенно в связи с печально известным законом о повышении пенсионного возраста, поскольку люди старшего поколения не всегда могут вести, там, 30 и более уроков в неделю, а им тоже, между прочим, нужно получать заработную плату. Каковы аргументы в пользу нашего законопроекта? Я их насчитал семь, хотя, наверное, можно было и больше. Попытаюсь недлинно. Первое. Коллеги, в большинстве регионов России мы наблюдаем кадровый кризис в образовании. Я вам напомню, что, по данным Общероссийского народного фронта, когда опросили 1300 учителей (я об этом, кажется, уже здесь говорил), 44 процента заявили, что не хватает в их школах математиков, 39 - учителей иностранного языка и так далее. Простейший пример из моего родного региона: закрывается сельская школа в Шербакульском районе - не потому, что губернатор или министр хотят сэкономить на школе, нет, просто пожилые учителя уволились, а новых найти не могут, как мы ни стараемся. Не могут почему? Вот потому, о чём мы сейчас скажем. Невольно вспоминается Александр Сергеевич Грибоедов - помните бессмертную комедию "Горе от ума"? "Что нынче, так же, как издревле, / Хлопочут набирать учителей полки, / Числом поболее, ценою подешевле?" Так вот, теперь числом поменее, а ценою всё равно подешевле. Второй аргумент в пользу законопроекта - это как раз низкие заработная плата и социальный статус российского учителя. Я вам напомню опять же данные Общероссийского народного фронта: в 53 регионах Российской Федерации каждый третий учитель получает заработную плату, обратите внимание, меньше 15 тысяч рублей. То есть человек получил высшее образование и получает чуть более минимального размера оплаты труда. Понятно, что дальше так продолжаться не может, кризис будет только нарастать. Аргумент третий - это концептуальное соответствие нашего законопроекта указу президента Владимира Путина № 597 от 7 мая 2012 года. На данный момент, по данным опять же Общероссийского народного фронта, к сожалению, указ не исполняется в 85 регионах Российской Федерации из 85. Причём учитель не получает того, что ему положено по указу, работая более чем на полторы ставки, то есть работает, что называется, за себя и за того парня, но не получает даже того, что положено ему одному. Я уже, кажется, приводил пример, что в моей родной Омской области средняя нагрузка учителя - 32 с лишним урока в неделю, что при полном исполнении всех обязанностей соответствует более чем семидесятичасовой рабочей неделе. Понятно, коллеги, где мы будем искать новых и новых учителей? Четвёртый аргумент - концептуальное соответствие законопроекта постановлению Государственной Думы от 23 июля 2019 года, предыдущего созыва. Напоминаю, коллеги, все фракции единогласно голосовали за это постановление, а там написано, что учитель должен получать не меньше средней заработной платы по региону за одну ставку и что, соответственно, базовый оклад учителя должен составлять не менее 70 процентов средней заработной платы по региону. Положа руку на сердце хочу сказать, что мы просим даже меньше, чем то, за что проголосовали все фракции в Государственной Думе единогласно. (Шум в зале.) Коллеги, я понимаю, что многих вопросы образования не волнуют, но я просил бы вас всё-таки уважать хотя бы ваших учителей, если не уважаете ваших избирателей. Пятый аргумент - это радикальное расхождение между базовыми окладами по регионам. По данным коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, заработная плата учителей различается в 7 раз. Я здесь чуть задержусь, коллеги. У меня на руках данные, собранные профсоюзом "Учитель", который, кстати, был одним из инициаторов внесения этого законопроекта. Послушайте, кому интересно. Итак, базовые оклады. Республика Алтай - 3,5 тысячи рублей, и это 12 процентов от средней зарплаты по региону. Город Москва - 21 процент от средней заработной платы, потому что средняя заработная плата высокая, а базовый оклад - 20 с небольшим тысяч рублей, у нас, наверное, самый благополучный город или один из самых благополучных субъектов Российской Федерации. В моей родной Омской области базовый оклад составляет 30 процентов от заработной платы учителя: базовый оклад - 9,5 тысячи рублей, а зарплата учителя - 31 тысяча рублей, уважаемые коллеги. Знаете, где самое высокое соотношение базового оклада и заработной платы учителя? В Республике Крым, там 49 процентов, но не потому, что высокий базовый оклад (базовый оклад - 15,9 тысячи рублей), а потому, что низкая заработная плата учителей - 32 тысячи рублей. Я мог бы продолжить, но, я думаю, этого достаточно, коллеги. Далее. Следующий аргумент заключается в том, что часть политической элиты России осознаёт необходимость изменения базовых окладов педагогов. Вы же помните, откуда взялось положение постановления правительства, тогда его согласовали министр образования и науки Ольга Васильева и Председатель Государственной Думы, наш с вами Вячеслав Викторович Володин. Так вот у меня на руках цитата из дискуссии премьера и нашего председателя. (Шум в зале.) Коллеги, если не хотите слушать коллегу, послушайте Председателя Государственной Думы, я буду его цитировать по стенограмме. "Средняя зарплата в регионах не просто разная, она отличается в разы, и поэтому, когда, допустим, вы говорите, - это Вячеслав Викторович говорит премьеру, - про среднюю заработную плату в размере 40 тысяч - её нет. Её нет у учителя. Средняя зарплата по регионам составляет порядка 28 тысяч в большинстве регионов, а начинающий учитель может получать и 18 тысяч. И когда звучит цифра "40 тысяч", нам сразу наши избиратели - учителя говорят: где вы нашли такую заработную плату?" (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. У меня есть ещё аргументы, но, учитывая истекшее время, я прошу вас поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вопросы совершенствования и роста оплаты труда в бюджетной сфере, у учителей, у медиков, являются приоритетными для Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, неоднократно рассматривались. Но, говоря об этом так прекрасно представленном Олегом Николаевичем Смолиным законопроекте, я сразу хочу сказать, что данный законопроект не может быть поддержан, поскольку предлагаемые механизмы не позволяют достичь поставленных целей, не согласуются с теми нормами кодекса, которые регулируют вопросы оплаты труда. Если мы говорим, что мы должны увеличить базовую часть, это приветствуют все, но, сказав "а", мы должны сказать и "б". Если мы просто увеличим базовую часть и не увеличим бюджет, это приведёт к схлопыванию квалификационных различий между работниками. Значит, надо увеличивать бюджет для этой категории работников, иначе произойдёт просто схлопывание разрядов. К сожалению, в данном законопроекте так и получилось, потому что сказано о том, что не потребуется дополнительных отчислений из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Федерации: шесть высказались против, мнения остальных считаются невыраженными. Комитет Совета Федерации по социальной политике законопроект не поддерживает. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд замечаний. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, подчёркивая, что его реализация потребует дополнительных бюджетных ассигнований, источники которых в материалах законопроекта не представлены. Счётная палата также не поддерживает. Мнение стороны Российской трёхсторонней комиссии, представляющей профсоюзы: с одной стороны, они поддерживают идеологию законопроекта, а с другой стороны, считается, что повышение минимальных гарантий оплаты труда только для педагогических работников общеобразовательных организаций является дискриминационным и нарушает принципы равной оплаты за труд равной ценности. Работодатели своего мнения не представили. Уважаемые коллеги, у нас намечался эксперимент в медицине, эксперимент должен был в 22-м году начаться и в образовательных организациях по вопросам окладов и по вопросам заработной платы, но он не был проведён из-за ковидных ограничений. Полагаю, что для нас всё-таки магистральный путь - провести такой эксперимент и на его основе решить задачи, которые, как, безусловно, правильно говорил Олег Николаевич, требуют решения. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не может поддержать данный законопроект и предлагает его отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемый Михаил Васильевич, вопрос вам. Из более чем трёх десятков законопроектов, где речь идёт о первоочередных мерах в условиях беспрецедентных санкций, нет ни одного проекта закона прямого действия, который касался бы социальной поддержки в том числе работников бюджетной сферы. Ну, есть указ президента, но таких проектов законов в Думу не поступало. То, что предлагает сегодня Олег Николаевич, относится к числу первоочередных мер поддержки, ну, в данном случае педагогов, и нет темы более важной. Сегодня, приезжая в регион (я думаю, что и вы с этим тоже сталкивались), первое, что слышишь, о чём педагоги стали говорить открыто, - это как раз вопрос заработной платы. Молодые педагоги, педагоги, которые, как сказал Олег Николаевич, сегодня уже со значительным стажем работы, не получают стимулирующих выплат, потому что не могут уделять столько внимания внеклассной работе. Вы механизма никакого не предложили. Вы говорите о том, что потребуется соответствующее бюджетное финансирование. А мы уже принимали законы без финансового обоснования - что мешает нам сейчас принять этот законопроект? ТАРАСЕНКО М. В. Если закон будет принят без финансового обоснования, он также не будет выполняться, это будет очередная декларация добрых намерений, не подкреплённых реальными делами. Тема более чем серьёзная. Вопрос, который поставил Олег Николаевич, да и вы сейчас ставите, ставится совершенно справедливо, но для его решения необходимо прежде всего финансирование. Мы должны решить этот вопрос в рамках бюджетного процесса, а какие должны быть механизмы - на эти вопросы ответ должен дать эксперимент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Михаил Васильевич и Олег Николаевич (ну, я с ним согласен: многие коллеги много раз говорили, что указы президента от 2012 года не выполняются), прокомментируйте, как это вообще может быть? Что требуется, для того чтобы выполнялся указ президента, не закон, а указ президента? Какое обоснование, если указ подписан? Ну и вы говорили про какую-то дискриминацию. Что вы имеете в виду - что, если мы повысим зарплаты учителям, тогда придётся и медикам, и работникам культуры, и учёным поднимать? Да, мы с вами согласны. Так такие проекты законов есть - буквально завтра мы будем говорить о гарантиях медикам в нашем законопроекте. Ну и как тогда существует дискриминация?.. Почему депутаты получают в разы больше, чем учителя и врачи? Что это за дискриминация? Давайте привяжем зарплаты всех депутатов к зарплатам врачей и учителей, и не будет никакой дискриминации. Может, оттуда часть средств направим на повышение зарплат учителям и врачам. ТАРАСЕНКО М. В. Ну что я могу на это сказать? Это ваше право. Вы, как депутат Государственной Думы, вправе выступить с законодательной инициативой о приравнивании заработной платы депутата к заработной плате учителя, только что окончившего учебное заведение. Поэтому давайте, наверное, говорить о серьёзных вещах. Второе. Я вам высказывал не свою точку зрения - я процитировал позицию профсоюзной стороны, именно процитировал, а не своими словами изложил. Ну и третье. На вопрос о выполнении указов президента, наверное, мы все вместе должны давать ответ, а не только один я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Михаил Васильевич, вы говорите, что под проект закона нет финансовых средств. Первое: есть ли информация в комитете, сколько нужно на это денег? Второе: а в чём проблема? Мы сначала принимаем норму закона, обязывающую государство принять на себя расходные обязательства, а потом это прописываем в законе о бюджете. Ну так всегда было принято. А вы сейчас говорите: надо в бюджете заложить деньги. Мы выходили с такими инициативами, что давайте в бюджете добавим денег на финансирование зарплаты учителей. Вы нам отвечаете: так в законе же этого нет - вы сначала закон примите, а потом в бюджете будет. Сколько вы в этот пинг-понг будете играть? Вы, может быть, какое-то решение предложите, лучшее, чем мы? ТАРАСЕНКО М. В. Я не знаю, в чём вы видите пинг-понг, но, вообще, есть порядок: когда вносится законопроект, который требует дополнительного финансирования, тогда сразу определяется источник, откуда это финансирование берётся. И другой постановки вопроса у нас в Регламенте нет. Ну и второй тезис, касающийся... Я просто цитирую: по данному законопроекту говорится о том, что дополнительных средств не потребуется. Там не говорится о том, что, возможно, потребуются, говорится, что средств не нужно, всего лишь нужно перераспределить имеющиеся средства, а это, в общем-то, не та задача, которая стоит перед нами и перед обществом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Михаил Васильевич, я всё-таки верну вас к предыдущему вопросу. По вашим данным, в рамках эксперимента, который планировался, но не состоялся в 2022 году, на сколько планировалось увеличить фонд заработной платы и сколько средств для всей России на это потребовалось бы? ТАРАСЕНКО М. В. Я такими цифрами не располагаю. И в материалах по эксперименту, которые в комитет были представлены, конкретных цифр, сколько потребуется средств, также не было. Предполагалось, что в ходе эксперимента экспериментальным путём выйдут на эти цифры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Олегу Николаевичу. В вашем достаточно небольшом законопроекте вы вводите сразу несколько новых понятий: "минимальный размер оплаты труда, установленный в субъекте Российской Федерации" и "базовая месячная ставка заработной платы педагогических работников". Скажите, пожалуйста, какой порядок установления этих понятий вы предполагаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Я, конечно, извиняюсь, но законопроектом порядок установления понятий никогда не определяется. Законопроектом всегда устанавливаются определённые нормы. В данном случае норма вполне определённая: базовый оклад педагогического работника не должен быть менее двух минимальных размеров оплаты труда по субъекту Российской Федерации. По-моему, здесь всё предельно ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю. Олег Николаевич, ну, я думаю, что здесь вообще нет ни одного человека, кто был бы против того, чтобы у наших педагогов росла зарплата. Вопрос такой: если мы говорим про Крайний Север, то с учётом районного коэффициента будет очень резкий рост заработной платы - не видите ли вы опасности в том, что работники культуры, работники других категорий перебегут, начнут уходить именно в сферу образования и педагогики, побросав свои места? Мы же понимаем, что существует эта опасность, - как вы это видите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Да, спасибо за замечательный вопрос. Это, кстати, к вопросу о дискриминации. Коллеги, что касается якобы имеющей место дискриминации в законопроекте, хочу напомнить. Во-первых, есть решение Конституционного Суда, в котором прямо написано, что предоставление определённых социальных гарантий одним гражданам не означает дискриминацию других. К сожалению, я, как член группы по взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность", с грустью констатирую, что, видимо, наши коллеги, которые давали отзыв, не читали этого решения Конституционного Суда. Во-вторых, я хочу напомнить, что у нас есть другое законодательное предложение, которое касается всех педагогов. И наконец, что касается других категорий, я хотел бы напомнить, коллеги, что согласно указу президента установлена заработная плата не только для педагогических работников, но и для медицинских работников, а согласно постановлению правительства и для работников культуры. И все эти акты исполнительной власти исполняются так же плохо, как по предположению коллег будет исполняться наш закон. Ну, например, чтобы вы понимали, заработная плата работников культуры на селе в Омской области максимум 25 тысяч рублей, а часто и 15 тысяч. Конечно мы за то, чтобы поднимались заработные платы работников всех категорий в бюджетной сфере, всех, кто создаёт человеческий потенциал, потому что, повторю ещё раз, создание человеческого потенциала - это главная сфера современного производства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Оргеева Марина Эдуардовна, пожалуйста. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы внимательно слушали и доклад, и содоклад от комитета, мы также слышали ответы на вопросы, которые были заданы, и я могу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вопросы, которые связаны с совершенствованием системы оплаты труда и повышением размера оплаты труда работников всех организаций бюджетной сферы, в частности педагогических сотрудников общеобразовательных учреждений, всегда считала приоритетом. Но к сожалению, данный законопроект мы не можем поддержать, потому что механизм, который предлагается, не позволит достичь результата, поставленной цели и, конечно, не согласуется с нормами кодекса, регулирующими вопросы оплаты труда. Вот в вопросах звучало: минимальный размер оплаты труда, установленный в субъекте Российской Федерации, базовая месячная ставка заработной платы педагогических работников - я могу отметить, что в законопроекте используются не определённые в трудовом законодательстве понятия. И ещё, в соответствии со статьёй 133 кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Более того, заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате является правом, но не обязанностью сторон социального партнёрства. И даже если предположить, что в тексте допущена ошибка и автор имел в виду минимальный размер оплаты труда, который установлен в субъекте Российской Федерации, предлагаемые нормы в случае принятия закона изначально будут нереализуемы на практике и не будут гарантировать повышения оплаты труда. Также наша фракция полагает, что повышение минимальных гарантий по оплате труда только для педагогических работников по крайней мере некорректно и нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности. И ещё, о чём сегодня тоже говорили, для реализации закона потребуются дополнительные бюджетные ассигнования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так что в принципе нарушаются положения статьи 83 Бюджетного кодекса: в финансово-экономическом обосновании не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию, но продолжает работать над тем, чтобы заработная плата наших работников бюджетной сферы повышалась. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в конце XIX века один известный профессор географии из Лейпцига, звали его Оскар Пешель, сказал, что народное образование играет решающую роль в войне, что это именно прусский учитель побил австрийского школьного учителя. Это его фраза, после её немножко переиначили, приписали Бисмарку, но факт остаётся фактом: именно после этого появилась Германская империя, именно после этого фактически система образования Германии была распространена на всю Европу. Эта система включала в том числе и прежде всего отдельные мощные социальные гарантии для учителей, потому что речь идёт не только о том, чтобы учитель давал знания в школе (это первый, такой базовый момент), но и о воспитании - о воспитании той самой любви к Родине, воспитании того самого патриотизма, про который мы не устаём говорить и который пытаемся связать с некими ритуалами. Всё начинается именно с этого элемента - с учителя. И когда мы говорим, почему сегодня в наши школы не идут учителя - молодые люди, почему не идут мужчины, почему престиж профессии педагога падает с каждым годом, то прежде всего мы говорим о будущем нашей страны. Результаты работы учителей будут не сразу, не через год и не через два - именно через несколько лет мы получим или не получим того самого современного человека с необходимым уровнем знаний, с необходимым уровнем патриотизма и соответствующей подготовкой, для того чтобы наша страна была не просто сырьевым придатком (к сожалению, именно к этому мы сегодня пришли во многом), а страной ведущей, ведущей во всех областях: в экономике, в технике, в современных технологиях. Всё это начинается именно с учителя, а поддержка учителей начинается, вот как это ни странно, с создания нормальных условий для их работы. Заработная плата, об этом сегодняшний законопроект, вот две базовые платы - что это такое? Если мы возьмём обычного сельского учителя или молодого учителя, пришедшего даже в городскую школу, его заработная плата, ну, в лучшем случае будет составлять 20-25 тысяч, это если он ещё возьмёт полторы ставки и будет работать, что называется, с утра до вечера. А мы говорим о минимуме, необходимом современному человеку, чтобы нормально питаться, нормально одеваться, иметь возможность содержать семью, иметь возможность периодически получать новые знания, ну и, естественно, передавать их людям. Мы не хотим видеть загнанного, бегущего каждый день с огромным количеством отчётов за низкую заработную плату человека, хотим, чтобы не было падения престижа педагога и, соответственно, критериев отбора в педагогические вузы - к сожалению, сегодня они далеко не на первом месте у нас находятся и по качеству образования... Прошу продлить - я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...и по соответствующим подходам. Мы говорим о том, с чего всё должно начинаться. Безусловно, можно сегодня ссылаться на разные вещи - на то, что денег не хватает в стране, но одновременно можно вспомнить, что по итогам первого квартала доходы федерального бюджета были превышены на 37 процентов даже в это непростое время. Можно говорить про то, что это будет несправедливо по отношению к медикам или работникам культуры, но по ним точно такие же законопроекты сегодня лежат, находятся на рассмотрении Государственной Думы, просто время не подошло. Естественно, наша фракция категорически приветствует принятие подобных законов, которые касались бы параллельно медицинских работников, педагогических работников, работников системы культуры, потому что именно эти люди сегодня представляют собой основу государства, именно они составляют, что называется, её устои, именно они её оплот, ну а мы финансируем их опять же по остаточному принципу, ожидаем каких-то экспериментов. Если говорить об эксперименте в части, например, медиков: его пытались внедрить с 1 июня 2021 года, но почему-то не нашлось ни желания, ни возможностей, хотя деньги требовались небольшие. Вот для понимания относительно расчёта необходимого повышения заработных плат - к сожалению, ни я, ни представитель комитета не владеем информацией по педагогам, но для того, чтобы увеличить на 30 процентов заработную плату медицинским работникам, надо 500 миллиардов рублей на всю страну. В принципе сегодня это вполне подъёмная сумма. Я думаю, что на педагогов, ну, приблизительно похожая сумма будет требоваться. Сегодня федеральный бюджет вполне способен эту сумму потянуть. Иначе куда же тогда тратить эти деньги? Опять складывать? Нам на последнем форуме все те же люди говорили про необходимость экономить, откладывать в некую кубышку, искать возможность для того, чтобы потом эти средства как-то удачно использовать, - ну совершенно бесполезно. Вкладывать надо сегодня, вкладывать надо сейчас, вкладывать надо в учителя, вкладывать надо в будущее - в будущее наших детей, в будущее нашей страны. Без этого, совершенно понятно, никакого прогресса не будет, никакой экономики пятого, шестого и следующих укладов, никакого нового человека, который способен это потянуть, ну и, соответственно, перспективы для страны тоже будут весьма печальны. Вы это прекрасно понимаете. И та война, о которой говорил тот профессор, в конце XIX века, она ведь и сейчас идёт. И в натуральном виде, что называется, в живом, и война в части работы над новыми технологиями, над прорывами, над научными разработками - это тоже конкуренция, это тоже война, которую выиграть сегодня без сильного учителя, без сильной школы и без современного человека будет невозможно. Мы поддержим данный законопроект и предлагаем сделать это всем остальным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Авксентьева Сардана Владимировна, пожалуйста. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Здравствуйте, коллеги. У меня вызывает огромное удивление и изумление, что сейчас в этом зале мы должны уговаривать правящую партию, партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", выполнять указы президента. Майские указы президента не исполняются, неоднократно об этом с этой трибуны говорила в том числе и я. И сегодня мы слышим, что для того, чтобы повысить заработную плату педагогам, не обидеть при этом медиков, работников культуры и так далее, у нас в бюджете денег нет. Вот как мы с этим поедем в регионы, как мы будем смотреть своим избирателям в глаза? Ну давайте хоть с кого-то начнём - начнём с учителей. В конце концов, это первое чтение - ко второму чтению мы с вами все вместе можем доработать. Мы с вами, в конце концов, можем дать поручение определить источники финансирования. Всегда есть резервы для экономии, я вам это говорю ответственно, всегда есть расходы и затраты, которые можно сократить и направить средства на то, чтобы в нашу школу приходили учителя, возвращались учителя, чтобы в ней оставались лучшие учителя. В сегодняшней ситуации всё, что мы можем дать нашим детям, - это хорошее образование, и поэтому от школы сегодня очень много зависит. Вот все эти, знаете, как дети говорят, отмазки, мол, денег нет, схлопывание бюджета - нам сегодня два раза повторили, - вот будет эксперимент, эксперимент будет с такого-то года... Давайте мы с вами не будем экспериментировать на наших учителях и медиках. А потом продолжим повышать всем остальным. Давайте всё-таки сделаем хоть что-то для реального исполнения майских указов президента. Наша фракция, "НОВЫЕ ЛЮДИ", будет последовательно отстаивать интересы наших учителей для того, чтобы у них была достойная заработная плата, для того, чтобы нашим детям преподавали лучшие учителя, чтобы внедрялись лучшие педагогические практики, для того, чтобы российская школа не просто существовала, а развивалась и поднималась на всё более новый уровень. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддерживает данный законопроект. Вопрос социальных гарантий педагогических работников, их уверенности в завтрашнем дне крайне важен и актуален. В связи с низким размером оплаты труда у нас увеличивается дефицит кадров, особенно в сельской местности. По разным оценкам, у нас не хватает от 200 тысяч до 500 тысяч учителей. Молодёжь не идёт работать за низкую зарплату, и лямку на себе - по две-три ставки - тянут те, кто уже работает в школе. Проект "Земский учитель" очень хороший, но средств, выделяемых на него, недостаточно. И как показывает практика, учитель приезжает в регион, два-три года отработает - и уезжает. Кроме того, у нас законодательно не существует ограничений по минимальному окладу педагогического работника. Оклад, как было сказано, ограничен только МРОТ, а премиальная часть зависит от руководства образовательного учреждения в регионе, где работает преподаватель. Нашей фракцией неоднократно поднимался вопрос о статусе педагогического работника, о гарантиях, об установлении единой тарифной сетки по всей стране - всё это нужно для того, чтобы остановить трудовую миграцию востребованных педагогов, которые по понятным причинам уезжают из маленьких городов в крупные. Нами в мае прошлого года были предложены конкретные меры. По нашему мнению, размер оклада должен быть не ниже 60 процентов общего содержания, а сумма заработной платы на одну ставку - не менее 200 процентов средней заработной платы субъекта, где работает педагог. Но, уважаемые коллеги, вот я постоянно езжу по регионам и встречаюсь с педагогами, сейчас была в Краснодарском крае - педагоги рассказывают... Есть ещё такой вопрос. Например, работа социального педагога не идёт в педагогический стаж и, соответственно, не учитывается при выходе на пенсию. Что делает социальный педагог? Он берёт на себя ещё работу учителя-предметника, у него несколько ставок, ещё и классное руководство. А что такое социальный педагог? Случилась трагедия в школе - нужно разобраться; нужно с ребёнком пойти на заседание комиссии по делам несовершеннолетних; нужно пойти в отделение полиции, если что-то произошло, - ну когда ему заниматься преподаванием? Наша фракция поддерживает такую важную и созвучную нам инициативу, направленную на реальную помощь и поддержку тех людей, которые учат наших детей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я попробую отреагировать на критику, которая здесь прозвучала. Итак, первое. Мы каждый раз слышим: закон противоречит такой-то статье Трудового кодекса. Коллеги, мы вообще зачем законы принимаем? Закон не противоречит - закон меняет действующие законодательные нормы. Поэтому такие аргументы, мягко говоря, не выдерживают критики. Второе. Я не знаю в подробностях проекта эксперимента по медицинским работникам, но я знаю наброски к проекту эксперимента по педагогам. Коллеги, с сожалением констатирую, что этот эксперимент проблем не решит. В нём предполагается по-другому распределить те деньги, которые сейчас уже выделяются на образование. Это может быть полезно в каких-то пределах, уменьшится, там, несправедливость, может быть, ещё что-то такое, но, для того чтобы принципиально решать вопрос, конечно, требуются деньги, мы это прекрасно понимаем. Третье, про эти самые деньги. Коллеги, я здесь публично признаюсь, мы сделали вид, что поверили официальной статистике, когда писали финансово-экономическое обоснование, беру этот грех на душу. Так вот если сейчас, по официальной статистике, порядка 48 тысяч рублей заработная плата российского учителя, то две минимальные по Российской Федерации - это, грубо говоря, 30 тысяч рублей, - как раз составляют те 60 процентов, хотя в большинстве случаев, кстати, профсоюзы требуют, чтобы окладная часть была не менее 70 процентов от общей заработной платы педагогических работников. Вот если верить официальной статистике, наш законопроект не требует денег, если не верить официальной статистике, конечно, требует, уважаемые коллеги, и мы это прекрасно понимаем. Я напомню, что, вообще-то, Россия, по данным Мирового банка, ЮНЕСКО, в 2012 году занимала по доле расходов на образование 92-е место, в 2018 году - 120-е место. Если так будет продолжаться, коллеги, никакая модернизация нам не светит, мы должны это совершенно чётко себе представлять. Извините, я не люблю в политику вдаваться, но когда я слышу, что фракция всё время работает, всё время работает, - коллеги, получается, что лучше бы не работали, потому что положение учителя явно ухудшается. Самая лучшая зарплата учителя, самая высокая зарплата учителя в реальных деньгах - это не мои данные, это данные Высшей школы экономики - была в 2012 году, с тех пор в реальном исчислении она снижается. Нагрузка увеличивается, реальная заработная плата снижается, коллеги. Нам говорят, что мы нарушаем принцип равной оплаты за равный труд, но это просто комедия, коллеги. А что разница в 7 раз между регионами - это равная оплата за равный труд? Я рад за московских учителей, но мои омские спрашивают: а разве мы не так же работаем, как москвичи? Ну ладно бы в каких-то разумных пределах было неравенство, но в 7 раз?! Коллеги, и ещё. Я всё время слышу одно и то же: да, проблема важная, но надо решать другим способом. Так предложите другой способ. Невозможно решить проблему заработной платы без денег. Только Мавроди, пожалуй, был бы на это способен, но он, слава богу, в Государственной Думе не работает. Поэтому, коллеги, я напоминаю, все фракции, включая правящую, голосовали за постановление 2019 года. Все! Коллеги, я призываю вас быть последовательными. Вы голосовали за это постановление - законопроект требует даже меньше, чем то, за что вы голосовали. И последнее, коллеги. Роберт Рождественский, знаменитый советский классик, как вы помните, говорил: "Учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле". Вспомните ваших учителей и поддержите законопроект, независимо от фракционной дисциплины. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич Тарасенко, содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций", пункт 32. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 59 сек.) Проголосовало за 117 чел.26,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6 % Результат: не принято Не принимается.