Заседание № 48
24.09.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 59990-4 "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части дополнения перечня лицензируемых видов деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4360 по 4510 из 4916
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Автор законопроекта просит рассмотреть законопроект без его участия. И доклад, и содоклад по данному законопроекту сделает председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович Плескачевский. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект предлагал нам ввести четыре новых вида лицензирования только в похоронном деле. Я даже не буду говорить о том, что на сегодняшний день Россия выделяется среди всех стран с рыночной экономикой количеством лицензируемых видов деятельности. Я не буду говорить о том, что совсем недавно мы приняли новую редакцию закона о лицензировании, в которой с двух тысяч видов мы перешли к ста восьмидесяти - двумстам на сегодняшний день, в то время как в странах, которые считают, что у них есть избыток государственного регулирования, существует сто тридцать - сто двадцать видов, а норма - сорок видов лицензирования. Речь идет о том, что четыре лицензии вводятся только в похоронном деле. При этом наши попытки выяснить у авторов инициативы и у московского департамента потребительских услуг, какого рода лицензионные требования могут быть введены, скажем, по каждому из этих видов, позволили нам сделать заключение, что в силу отсутствия каких-либо лицензионных требований единственным сегодня критерием получения такого рода лицензии будет волеизъявление чиновника. Разумеется, комиссия по коррупциогенности законов, к сожалению, не рассмотрела этот текст. Но я полагаю, что когда зависимость любой предпринимательской деятельности абсолютная от волеизъявления конкретного чиновника, то коррупциогенность максимальная. По этим всем причинам в совокупности Комитет по собственности предлагает отклонить этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Виктор Семёнович, я знаю (вчера пытался с вашими работниками аппарата уточнить), вы детально в комитете разбирались с этим законопроектом. Вы можете как-то пояснить идею автора, как лицензирование отразится на снижении цен по оказанию ритуальных услуг? Наверное, это имелось в виду? По крайней мере, пояснительная записка об этом говорит - о том, что сейчас на коммерческой основе пакет ритуальных услуг предлагается такой, что в три - пять раз превышает размер социального пособия на погребение. Но если вы уловили эту взаимосвязь, я прошу вас открыто просто здесь сказать. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Я поясню. Да, действительно, авторы приводили как один из основных аргументов то, что действующие сегодня на принципах свободы договора лица предлагают лицензировать деятельность по приему заказов и заключению договоров на организацию похорон, то есть не на собственно похоронные услуги, а на агентские услуги в этой сфере. Вот как раз применительно к этой деятельности они говорили, что на сегодняшний день большая часть социально незащищенных слоев имеет льготу, но, дескать, эти самые агенты при предложении своей услуги не информируют их о наличии льготы. Мы задали им вопрос: как вы будете проверять деятельность каждого агента в вопросах информирования?.. Последовало недоумение: а мы будем предъявлять требования к знанию законодательства. Тогда я спросил: к кому конкретно - к руководству или к исполнению его каждым работником? Опять недоумение: к каждому работнику. Тогда вы что, будете вводить помимо лицензий аттестацию каждого работника и обязывать его? А как вы будете проверять, сообщает ли он о том, что конкретная категория населения имеет льготу, или нет? Поэтому мы посчитали, что если они хотят добиться этой цели, то должны сегодня объяснить права всем, кто пользуется услугами таких агентов, и тогда конкретное лицо, желающее получить услугу такого агента, будет просто настаивать на получении своих прав. Понимаем, да, что с другого конца подход? Потому что никаких реальных механизмов у департамента потребительских услуг для контроля за деятельностью конкретных агентов нет. Наше мнение, что если они сегодня пытаются посредством своего участия сузить рынок до деятельности конкретных предприятий, то есть монополизацию ввести, это приведет к обратному эффекту: к увеличению цены услуги, как в любом случае монополизации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Вопросов нет. Выступить никто не хотел бы? Драганов Валерий Гаврилович. Присаживайтесь, Виктор Семёнович. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Ну, это почти формальное мое выступление, потому что я вижу, что даже наши разногласия по политическим, идеологическим соображениям, иногда возникающие при рассмотрении того или иного законопроекта, сегодня отсутствуют, потому что и в Компартии, и во фракции "Родина" наверняка разделяют нашу позицию относительно непринятия, неподдержки этого законопроекта, потому что более противоречивого со всех точек зрения законопроекта я не вижу. Я полностью согласен с Виктором Семёновичем Плескачевским и поддерживаю позицию профильного комитета. Монополизация, повышение цен, снижение качества и дезорганизация налаживающегося процесса на этом рынке - вот что мы получим. Предлагаю не голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, может быть, мы объявим перерыв? Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я буквально две-три минуты, не больше. Уважаемые коллеги, дело здесь не в политических разногласиях. Дело в том, что, на наш взгляд, это очень серьезная и больная тема, которую государство полностью выпустило из-под своего контроля. Так уж жизнь устроена, что любого без исключения жителя нашей страны, нашего общества в тот или другой период касается эта довольно драматическая проблема. И если кому-то уже по жизни пришлось с этим столкнуться, он, наверное, ощущал на себе, какая монополия там, а проще говоря, какая коррупционная система действует в сфере ритуальных услуг. Я задавал вопрос докладчику лишь потому, чтобы уточнить, вообще-то: этот закон каким-то образом облегчит положение наших граждан, не только малоимущих, но и всех без исключения? На мой взгляд, действительно, предложенная концепция закона нисколько не позволяет снизить вот это бремя материального и, скажем, психологически-морального давления на тех, кому приходится заниматься этим по обстоятельствам в таких случаях, но вместе с тем порождает, наоборот, возможности еще большего усиления коррупционности в этой сфере. На наш взгляд, вообще-то, нашим профильным комитетам, да и нам, депутатам, стоило бы об этом хорошенько задуматься и подготовить, наверное, другой закон с другой концепцией, который позволял бы не просто проверять работников сферы ритуальных услуг на знание или незнание закона, а в дополнение к административному кодексу, или, вернее, Кодексу об административных правонарушениях, ввести более жесткие нормы, требования и наказания, скажу проще, для тех, кто не выполняет ныне действующие законы и пытается на горе родственников наживать себе какие-то капиталы. В этой редакции, конечно, этот законопроект поддерживать не стоит, без политических разногласий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли еще желающие выступить? Почему? Заключительное слово требуется, Виктор Семёнович? Не требуется. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 11 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 42 чел. Не голосовало 408 чел.90,7% Результат: не принято Не принято.