Заседание № 4
О проекте федерального закона № 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
По вопросу 2 порядка работы слово - Крашенинникову Павлу Владимировичу. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, напомню, что данный законопроект направлен на защиту прав и законных интересов членов экипажей российских морских судов. Данный законопроект мы рассматривали во втором чтении уже в этом созыве Государственной Думы, 13 января. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, комитет предлагает рассмотреть его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хочу спросить: есть ли у представителей фракций желание выступить по мотивам голосования? Есть. Так, кто от фракции ЛДПР? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кропачёв - я услышал, спасибо. От фракции КПРФ нет, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Крашенинников выступит по мотивам, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Митрофанов. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Голосуется законопроект "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской..." Прошу прощения. По мотивам выступает депутат Кропачёв. КРОПАЧЁВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Принятие данного законопроекта действительно необходимо, и, скорее всего, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, поскольку он устанавливает специальную подсудность для отдельной категории морских требований, повторюсь, по выплате членам экипажей российских морских судов заработной платы и иных сумм, включая в том числе и расходы на репатриацию. С данными исками экипажи смогут обращаться в суд не только по месту нахождения судовладельца, работодателя, как это следует из правил общей подсудности, но также в суд по месту нахождения на территории Российской Федерации морского судна или порта приписки судна. Однако предлагаемая норма, новелла является половинчатой, поскольку она относится только к тем экипажам судов, которые уже вернулись из загранплавания и соответственно находятся на территории Российской Федерации. Данный законопроект не позволяет разрешить конфликт экипажа с работодателем в самой, наверное, серьёзной, критической точке, когда судно находится за рубежом, в иностранном порту, а экипаж из-за конфликта, из-за задержки работодателем заработной платы не только не имеет возможности вернуться домой, но и не может даже решить вопрос с пропитанием. К сожалению, за последние годы мы всё чаще сталкиваемся с этими вопросами, проблемами. Можно привести много примеров. Так, экипаж теплохода "Игорь Белянский" находился в порту Бейхай с задолженностью по зарплате со стороны работодателя в 100 тысяч долларов - данное судно было продано вместе с экипажем. Теплоходы "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский" не могли покинуть порт Шанхай на протяжении года, соответственно экипажи не получали зарплату, оказались в бедственном положении. Сухогруз "Южная жемчужина", экипаж которого состоял из двенадцати россиян, находился в Болгарии, в порту Бургас, продолжительное время. Задолженность по заработной плате составляла более 150 тысяч долларов, запасы продуктов, медикаментов у экипажа иссякли, а также были, что, так скажем, самое обидное, отключены средства связи с внешним миром. И последний пример. Это Дубай, теплоход "Магдалена" с российским экипажем, где запасы продуктов и воды иссякли, задолженность по зарплате составляла более 250 тысяч долларов. И что самое интересное, владелец теплохода не только не принимал каких-то мер по разрешению данной ситуации, но и не шёл на контакт, не выходил на связь ни с... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Крашенинников по мотивам. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я поддерживаю предыдущего выступавшего, Александра Сергеевича. Он правильно говорит, что это половинчатая, может быть, норма, но это норма, которая всё-таки приближает нас к защите прав и законных интересов как раз тех лиц, которые работают на наших российских морских судах. Поэтому то, что мы даём им возможность защищать свои права не только по месту нахождения организации судовладельца, но и даём им другие возможности, - мне кажется, это, безусловно, правильная мера. Я призываю всех проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Митрофанов записывался по мотивам. Нет. По ведению - депутат Чикин. Нет. По ведению - депутат Василенко. Нет. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 48 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 2
О проекте федерального закона № 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это второе чтение, соответственно, вопросов и выступлений не предполагается. Кратко скажу, что это поправки в Гражданский процессуальный кодекс, в статью 29, направленные на более эффективную защиту прав членов экипажей российских морских судов, в частности на установление более чёткой и понятной процедуры подачи исковых заявлений о возмещении убытков, о взыскании заработной платы, о взыскании иных расходов: предлагается, чтобы данные иски подавались по месту нахождения не только судна ответчика, но и порта приписки судна. Это я говорю для тех, кто на первом чтении не присутствовал. У нас нет таблиц 1 и 2, то есть нет ни отклонённых, ни принятых поправок, соответственно, предлагаю поставить законопроект на голосование во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли какие-то вопросы к докладчику? Нет вопросов. Выносится законопроект на "час голосования".
10-й пункт, во втором чтении законопроект рассматриваем, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный проект федерального закона во втором чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 44 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 262
О проекте федерального закона № 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы можем сейчас начать обсуждение пункта 32, по крайней мере послушать доклад, а может быть, и содоклад успеем. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Сергей Алексеевич Аристов, официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации, докладывает. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" в первую очередь направлен на повышение эффективности защиты, судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов. Сегодня в соответствии с 28-й статьёй Гражданского процессуального кодекса иски к организации предъявляются в суд по месту нахождения самой организации, это общая норма, следовательно, и члены экипажа морских российских судов могут обращаться с исками о взыскании заработной платы, других сумм к судовладельцу только по месту нахождения самого работодателя (судовладельца). Статья 29 Гражданского процессуального кодекса, которая устанавливает подсудность по выбору истца, не делает какого-либо исключения для экипажей российских морских судов. В связи с этим предлагается внести изменение в 29-ю статью, предоставив возможность российским морякам обращаться в суд с исками о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа за работу на борту судна, а также расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование по месту нахождения и судна, и порта приписки судна. Специфика морского труда такова, что зачастую место нахождения судовладельца не совпадает с местом жительства, а если ещё и место приписки судна также учитывать... Вдобавок уход моряков в отпуск или увольнение с работы часто происходят с борта судна в любом из портов захода. О проблеме свидетельствуют многочисленные обращения Российского профессионального союза моряков. Данные изменения в статью 29 позволят членам экипажа морских судов, российских судов, обращаться с исковыми заявлениями в суды по месту захода судна или по месту приписки судна. Просили бы вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Гальцова Ольга Дмитриевна выступает с содокладом по данному вопросу. Пожалуйста. ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Докладчик подробно остановился на основных положениях названного законопроекта, поэтому я только ещё раз хочу сказать о цели, которую преследует данный законопроект. Цель данного законопроекта - повышение эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и других причитающихся сумм за работу на борту судна. Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. В постановлении Государственной Думы предлагается срок подачи поправок - тридцать дней. В электронном виде данные материалы размещены 1 ноября 2011 года. На своём заседании 31 октября 2011 года Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович, вопрос от фракции КПРФ. ШТОГРИН С. И. Да, спасибо. Ольга Дмитриевна, а почему тридцать дней? Может быть, можно этот срок сократить до понедельника и всё-таки во время работы нашего созыва данный закон принять, чтобы уже с нового года он действовал? Ведь он не касается межбюджетных отношений каких-то, налогов, в субъектах Федерации нам не надо, значит, запрашивать их мнение. Вопрос очевидный, на мой взгляд, надо поддержать наши экипажи морских судов. Будьте любезны, ответьте. ГАЛЬЦОВА О. Д. Сергей Иванович, это ваше предложение может быть рассмотрено на заседании Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это должен готовить комитет вместе с разработчиком. Сергей Николаевич, у вас выступление от фракции? Есть вопрос ещё один. Хорошо, дадим возможность задать. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Поскольку Сергей Иванович задал такой вопрос, я вместо своего выступления тогда просто вопрос задам и попрошу ответить, наверное, в первую очередь Сергея Алексеевича. Если мы посмотрим заключение и Комитета по транспорту, и вашего комитета, то увидим, что там отмечена масса - я подчёркиваю, могу даже перечислить сколько, но времени, наверное, не хватит - замечаний по данному законопроекту. При обсуждении перед вынесением в первом чтении представители Минтранса участвовали, я надеюсь, в обсуждении на заседании комитета? Сергей Алексеевич, вы принимаете эти замечания и готовы вместе с комитетом, вместе с депутатами, наверное, тогда их учесть? АРИСТОВ С. А. Я бы не по тексту о количестве судил, а по сущностному наполнению. Два направления, которые следует обсудить. Первое: перечень морских требований включает в себя не только заработную плату, средства на репатриацию (очень длинный перечень), существующая проблематика, которая возникла у нас в связи с исками, на девяносто девять процентов как раз связана именно с вопросами невыплат заработной платы, остальная головная боль, скажем так, не поднимается в этой части. И второе замечание, которое тоже имело право на обсуждение: почему вы данную норму распространяете на экипажи морских судов и не распространяете на другие субъекты транспортного сообщества, имеющие разъездной характер? Мы внимательно анализировали этот вопрос. Ни в одном виде транспорта, где имеется разъездной характер, проблемы этой нет, потому что это локальные рейсовые направления что у пилота, что у машиниста, что даже у дальнобойщика, они всё равно возвращаются через день, два, три к месту, где они живут, и им нет смысла обращаться в Душанбе или, не знаю, где-то ещё с иском в суд, а моряк иногда даже... Ну вот проблема очень простая возникла после захода судна, где не выплатили зарплату, в порт Санкт-Петербурга. Моряки обратились в суд санкт-петербургский для защиты своих прав. Решение суда - обращайтесь по месту юридического адреса судовладельца. Судовладелец в Калмыкии зарегистрирован, судно приписано в Находке, ну это стандартная форма, вообще, морского труда. Вот два блока, которые, собственно говоря, нами обсуждались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поскольку, как выясняется из вопроса Сергея Николаевича, всё-таки вопросы по этому законопроекту имеются и после первого чтения, видимо, он требует доработки, этим, наверное, и руководствовался комитет, когда предложил рассылку, для того чтобы подготовить поправки. Это я говорю в ответ на предложение Сергея Ивановича Штогрина. Но тем не менее, когда мы будем голосовать за этот законопроект в "часе голосования", он вправе внести предложение изменить сроки подачи поправок, ну а комитет на это среагирует. Поэтому пока, поскольку других выступлений и вопросов нет, выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 32 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 51 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Принимается.