Заседание № 251

22.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 599228-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока действия норм, касающихся порядка формирования доходной части федерального бюджета; принят в первом чтении 20 сентября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2516 по 2559 из 6428
Пункт 9, законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской       
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает   
Виталий Борисович Шуба.                                                         
                                                                                
ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам      
подготовил законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской     
Федерации и отдельные законодательные акты..." в связи с тем, что               
Правительству Российской Федерации в ближайшие дни нужно подготовить и внести   
в Государственную Думу проект федерального закона о бюджете на 2012 год и       
плановый период 2013-2014 годов. Поступило семь поправок, комитет их            
рассмотрел и предлагает все поправки принять.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, одна таблица, семь поправок, поддержанные        
комитетом. Есть замечания по таблице? Ставится на голосование таблица 1.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Законопроект выносим на "час голосования".                                      
                                                                                
Центральная трибуна.                                                            
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, комитет также подготовил законопроект к           
рассмотрению в третьем чтении, замечаний правового и лингвистического           
характера нет. Рекомендуем Государственной Думе принять законопроект в          
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в случае если закон будет принят во втором       
чтении, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект во     
втором и третьем чтениях на "час голосования".                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5067 по 5098 из 6428
По 9-му пункту, проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный   
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации", сначала во втором чтении голосуем.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против           88 чел.19,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Голосуется данный законопроект в третьем чтении.                                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против           90 чел.20,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 249

20.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 599228-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока действия норм, касающихся порядка формирования доходной части федерального бюджета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1543 по 2076 из 6377
Блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. 5-й вопрос. О проекте     
федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О     
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части              
регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным       
законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов          
Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный     
кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской              
Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской          
Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея            
Михайловича Лаврова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему           
вниманию законопроект уточняет правовые основы формирования и внесения          
проекта федерального бюджета применительно ко второму году планового периода,   
то есть к 2014 году.                                                            
                                                                                
В настоящее время до 1 января 2014 года уже приостановлено действие норм        
Бюджетного кодекса, касающихся раздельного планирования нефтегазовых и          
ненефтегазовых доходов, ограничений по использованию нефтегазовых доходов в     
форме нефтегазового трансферта, ограничений по дефициту федерального бюджета    
и ненефтегазовому дефициту федерального бюджета. Но поскольку в 2014 году       
сохраняются такие же условия формирования федерального бюджета, мы будем        
вынуждены представить его вновь с дефицитом, направлять в том числе             
нефтегазовые доходы на покрытие расходов, правительство предлагает продлить     
уже действующее в настоящее время приостановление норм кодекса ещё на один      
год.                                                                            
                                                                                
Одновременно с этим предлагается продлить приостановление действия статьи,      
которая регулирует зачисление в федеральный бюджет 50 процентов прибыли         
Центрального банка. В настоящий момент временной нормой такой норматив          
установлен на уровне 75 процентов, и мы считаем, что это отвечает условиям      
формирования федерального бюджета и на 2014 год.                                
                                                                                
Таким образом, законопроект носит уточняющий характер, и Правительство          
Российской Федерации просит поддержать его в первом чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам         
Виталия Борисовича Шубы.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый                
законопроект, который внесён Правительством Российской Федерации, крайне        
актуален, потому что он даёт возможность сформировать проект федерального       
закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014      
годов".                                                                         
                                                                                
Законопроектом пролонгируется действие норм, которые на сегодняшний день уже    
приняты (докладчиком, официальным представителем правительства, это уже было    
обозначено): не разделять в проекте федерального закона о бюджете доходы на     
нефтегазовые и ненефтегазовые, более того, регулировать норму отчислений от     
прибыли не отдельным федеральным законом (эту норму предлагается                
приостановить), а законом о федеральном бюджете. Так, уже в нынешнем году 75    
процентов прибыли Центральный банк зачисляет в доходы федерального бюджета.     
                                                                                
Вместе с тем мы видим, что для того, чтобы сформировать федеральный закон о     
федеральном бюджете в полном объёме и чтобы он не противоречил действующему     
законодательству, необходимо внести ряд поправок. Это связано с тем, что был    
принят базовый закон по алкогольной продукции, пиво отнесено уже к              
алкогольной продукции, поэтому необходимо перераспределить акцизы между         
уровнями бюджетной системы. Также принят ещё ряд законов, которые требуют       
дополнительного регулирования Бюджетным кодексом.                               
                                                                                
Мы не предлагаем такой, казалось бы, простой, технический проект федерального   
закона принять сразу в трёх чтениях, а предлагаем принять его сегодня в         
первом чтении, а затем в четверг рассмотреть и во втором, и в третьем           
чтениях.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, будут ли вопросы? Будут.                                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.                                  
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к вам, Алексей Михайлович. Я вчера вам на          
заседании комитета задавал вопрос, но так и не получил на него ответ. Мы даём   
право, точнее, продлеваем действие нормы о праве правительства самостоятельно   
распоряжаться средствами Резервного фонда и Фонда национального                 
благосостояния, фактически исходя из ситуации, то есть из того, как они её      
видят, не депутаты, а только они. Я ещё раз просил бы уточнить, о какой сумме   
идёт речь, потому что, с одной стороны, мы кормим детей сегодня в стране -      
компенсация 20 рублей в сутки... О какой сумме идёт речь, какова сумма,         
которую мы передаём правительству на самостоятельное расходование? Не в         
процентах, а в рублях, в долларах.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Николаевич, вчера я тоже отвечал на ваш         
вопрос. Законопроект не предусматривает изменения того положения, о котором     
вы говорите. Проект закона не предлагает продлить это на 2014 год. В            
настоящее время действительно существуют нормы, позволяющие правительству       
использовать при необходимости средства Резервного фонда на покрытие            
дефицита. Эти нормы сейчас не применяются и применяться в ближайшее время не    
будут. Общий объём средств Резервного фонда, которые, по прогнозам, могут       
оказаться накопленными к концу текущего года, составляет 1 триллион 791         
миллиард рублей - это цифра, которую вы просите назвать, но эти средства        
правительство использовать не планирует.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, к сожалению, прогнозы            
правительства менее точны, чем прогнозы гадалок. Почему? Потому что вы нам      
рассказывали о дефиците - у вас по итогам семи месяцев профицит 800             
миллиардов рублей, при этом казначейское исполнение многих статей составляет    
10-20 процентов. Скажите, пожалуйста, зачем, в общем-то, влезать так            
фундаментально? Я считаю, что кодекс - это более серьёзная архитектура, чем     
просто рамочный закон, а мы с вами под ситуацию непонятную, непрогнозируемую    
всё время меняем кодекс. Таким образом, вы налогоплательщиков и                 
бюджетополучателей всё время ставите в состояние неопределённости. Не           
считаете ли вы, что вы только вводите в заблуждение, вместо того чтобы          
следить в Минфине за казначейским исполнением бюджета?                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Мы как раз предлагаем учитывать ситуацию текущего года, которая    
складывается под влиянием большого количества макроэкономических факторов, в    
том числе более высокой, чем прогнозировалось, цены на нефть. Благодаря         
дополнительным нефтегазовым доходам как раз федеральный бюджет и получается     
бездефицитным, но мы не можем закладывать высокие цены на нефть на весь         
плановый период. Исходя из того прогноза, который у нас имеется на данный       
момент, одобренного правительством, федеральный бюджет будет формироваться с    
дефицитом, в том числе и на 2014 год. И исходя именно из этого и предлагается   
не вводить никаких новых норм в Бюджетный кодекс, не менять сложившейся         
ситуации, а сохранить уже действующий в настоящее время порядок ещё на один     
год. В дальнейшем нужно будет отдельно рассматривать вопрос, как повышать       
обоснованность экономического прогноза, и вновь возвращаться к                  
зафиксированным уже в Бюджетном кодексе на постоянной основе правилам           
использования нефтегазовых доходов. Вопросы исполнения бюджета текущего года    
к законопроекту впрямую не относятся.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, во-первых, хочу сказать, что вот я лично не       
услышал вашего полного ответа на один из предыдущих вопросов. И всё-таки        
каков объём средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния?      
Прошу эти цифры повторить.                                                      
                                                                                
А вопрос мой простой: зачем вообще нам нужен Бюджетный кодекс, если мы в него   
вносим изменения каждый раз под бюджет, под конкретные обстоятельства? И        
вопрос конкретный: сколько раз вносились изменения в Бюджетный кодекс в 2010    
и 2011 годах? Если в 2010 году не помните, то в 2011 году.                      
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. По прогнозу на конец текущего года объём средств Резервного        
фонда составит 1790,7 миллиарда рублей. Объём средств Фонда национального       
благосостояния на конец текущего года по прогнозу составит 2604,1 миллиарда     
рублей.                                                                         
                                                                                
Что касается изменений в Бюджетный кодекс. Конечно, мы признаём, что прежде     
всего в условиях финансового кризиса нужно было вносить оперативно поправки,    
в том числе приостанавливать - подчеркну сразу: не менять концептуально         
действующих норм, но приостанавливать - действие отдельных норм, которые        
формировались в иных финансово-экономических условиях. В текущем году, если     
мне не изменяет память, в Бюджетный кодекс мы изменений не рассматривали и не   
вносили. И в целом, конечно, считаем, что Бюджетный кодекс продолжает           
действовать в полном объёме, он регулирует процедуру составления и исполнения   
бюджета, в этом отношении ничего не меняется. Данная конкретная поправка        
касается одного из аспектов планирования, причём планирования доходов           
федерального бюджета, но условия сложились так, что мы их соблюдать в           
настоящее время в полном объёме не можем.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, поясните, пожалуйста, почему 75 процентов         
прибыли Центрального банка перечисляется в бюджет? Не 80 процентов, не 70, не   
90 процентов. Это величина, видимо, расчётная, она имеет объективную основу?    
Если она имеет объективную основу, то почему бы не закрепить 75 процентов на    
все времена?                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Действительно, в последние годы действует норматив отчислений      
именно 75 процентов. Он был установлен расчётным путём два года назад исходя    
из отчётных объёмов прибыли Центрального банка. Сложилась такая практика, что   
мы повторяем из года в год этот норматив на временной основе и сейчас           
предлагаем вам продлить его действие на 2014 год, поэтому действительно может   
быть поставлен вопрос о том, чтобы перейти и к постоянному формату              
закрепления этого норматива. Сейчас мы пока предлагаем этот вопрос не           
рассматривать, потому что он действительно требует серьёзного подхода, в том    
числе с учётом прогнозируемого объёма прибыли Центрального банка.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы заданы.                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Виталий Борисович.                                              
                                                                                
Есть ли необходимость в выступлениях? Есть, понятно. Может быть, по одному от   
фракции? Тридцать семь вопросов в повестке сегодня.                             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну вот если   
открыть законопроект, то видно, что пояснительная записка к нему больше, чем    
сам законопроект, в четыре раза. И законопроект, если его читать, казалось      
бы, очень простой: просто продлевается на год действие предыдущей поправки.     
Но если вы вникнете в суть - а я уверен, что подавляющее большинство и не       
знает, в чём суть дела, - то обратите внимание на то, что, отвечая на вопросы   
депутатов, молодой заместитель министра сказал, что средства в размере почти    
половины бюджета Российской Федерации находятся в двух фондах непонятных и      
конвертированы в бесполезную долларовую бумажку - напечатать 100 долларов       
стоит 3 цента, понимаете? То есть оба эти фонда, оказывается, - это фонд        
благосостояния поколений Соединённых Штатов Америки, которые, как вы помните,   
уже должны 14,5 триллиона долларов.                                             
                                                                                
Второй момент. За прошлый год прибыль банковской системы Российской Федерации   
составила более 900 миллиардов рублей, в то время как кредиторская              
задолженность сельхозпроизводителей - почти 1,5 триллиона рублей, понимаете?    
Интересное кино получается: тем, кто и так в шоколаде, давайте продлим.         
                                                                                
Третий момент. Я задавал вопрос, но уважаемый замминистра, к сожалению, не      
ответил. Ни один прогноз министра финансов Кудрина и министра экономического    
развития Набиуллиной... Они у нас много денег тратят на всевозможные            
исследования и прогнозы, вы можете посмотреть - у правительства, у этих двух    
министерств есть прямо специальная строка: только на программное обеспечение    
тратятся миллиарды рублей, а если посмотрите, сколько ещё тратится на все эти   
расчёты, то это колоссальные, с нашей точки зрения, непроизводительные          
расходы или просто кормушка для каких-то людей. А если ни один прогноз не       
исполняется, кто должен нести ответственность?                                  
                                                                                
Четвёртый момент. Всем законодателям известно, и Владимир Николаевич Плигин     
подтвердит, все вам скажут, что кодексы лучше не трогать - как налоговое        
законодательство, так и правовое, - тогда образуется как бы подсознательная     
правовая дисциплина, люди привыкают к законам. Но если вы берёте кодексы и      
как бумажку туалетную используете каждый день, по два раза в месяц правите,     
то к ним и отношение такое. Более того, учитывая медленное прохождение наших    
законов... Ещё не успели наладить администрирование или выполнение одной        
поправки, а у нас принята другая, и зачастую правоприменители... Нечего греха   
таить, можете почитать специальные журналы: у нас чем дальше от столицы, тем    
правовой нигилизм сильнее, а квалификация чиновников и правовиков, к            
сожалению, всё ниже. Мы считаем, что так вольготно, как Минфин Кудрина, не      
живёт ни одно министерство финансов в мире. Как правило, в любом                
правительстве самый, скажем так, нестабильный, самый пинаемый министр - это     
министр финансов, потому что он отвечает за стабильность. У нас он - царь,      
бог и воинский начальник! Премьер, лидер рублёвского фронта Владимир            
Владимирович, как только что-то объявляет, Кудрин следом выходит и говорит:     
нет, надо урезать, надо то, надо сё... Я не пойму: кто у кого заместитель?      
                                                                                
Далее. С моей точки зрения, если бы мы с вами Счётной палате разрешили всё же   
проверить, куда, почему и на каких основаниях вкладываются эти ресурсы... Мы    
вам говорили про "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" - там потеряны колоссальные         
ресурсы, и результаты первой, предварительной проверки были озвучены, но        
прозвучал рык, и потом Счётная палата подняла лапки и не стала ничего           
говорить. С моей точки зрения, это предмет серьёзного исследования. У нас как   
только уйдёт кто-то - начинаем проверять, находим колоссальные потери.          
                                                                                
Поэтому мы считаем, что этот закон не надо принимать, а надо нам с вами         
проанализировать, проинвентаризировать... Зачем нам непонятные фонды, где мы    
всё своё, добытое непосильным трудом нефтяниками и газовиками, оставляем на     
поддержку трещащих по швам американо-европейских денежных систем, а свою        
потеряли вообще? У нас нет независимой кредитной или банковской системы, у      
нас нет независимой валюты, хотя 75-я статья говорит, что это рубль. Вы         
посмотрите, что делают с курсом доллара - пальцем в небо! Вы мне объясните,     
как может вот так меняться курс доллара. Это необъяснимо, ведь все              
информационные агентства говорят о том, что кредитная деятельность США          
неэффективна, а курс доллара почему-то в нашей стране повышен. Что это,         
взаимозависимые явления? Вообще, с точки зрения экономики наоборот должно       
быть: если доверие к валюте упало, то, наверное, курс должен, наоборот,         
падать, а не повышаться.                                                        
                                                                                
Поэтому, с нашей точки зрения, вот такие спекуляции, или определяемые           
непонятными расчётами курсы, просто не что иное, как стерилизация денежной      
массы при колоссальном сжатии. Ваша финансовая, кредитно-денежная политика      
уже задушила страну, потому что надо деньги не туда вывозить, а вкладывать в    
реальный сектор. Надо вспахать 40 миллионов гектаров заброшенных земель, надо   
запустить производство. У нас есть космические корабли... "Булава" почему не    
летит? Потому что вы придумали такие законы, что сделать нормальную             
конструкцию уже невозможно - вы не финансируете вовремя. За последнюю неделю    
декабря вы умудрились освоить 600 миллиардов рублей. Вы мне скажите, вы         
верите в это? Да я не верю в то, что шесть бюджетов Ростовской области... На    
бумажке - можно. Я не знаю, сколько откатов на этом получили, но, если бы       
прокуратура не стеснялась, я уверен, мы могли бы найти средства, у нас был бы   
профицит бюджета уже 30 процентов, понимаете? А у нас Счётная палата и          
прокуратура очень скромные: это мы не можем, это нам не разрешают.              
                                                                                
Поэтому мы не будем поддерживать этот законопроект и всех вас призываем         
задуматься о месте и роли Министерства финансов, Кудрина и о                    
кредитно-денежной политике Минфина и Центробанка, о том, каким интересам        
какой страны они служат.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вы видите, какое большое внимание всегда и    
мы, и президент, и правительство уделяем нефтегазовому сектору. Вот я хочу      
сказать о соотношении нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Мы оказываем       
всяческую финансовую помощь, мы стимулируем привлечение инвестиций. Так вот,    
в прошлом году инвестиции в нефтегазовую сферу России возросли на 400           
миллиардов рублей и составили - обратите внимание на цифру - 2 триллиона        
рублей! Четверть федерального бюджета загнали в нефтегазовый сектор. Ну,        
наверное, нужно посмотреть, какова же отдача от этих инвестиций. А ведь плюс    
к этому мы с вами ещё давали много всевозможных налоговых льгот на добычу       
нефти и газа в том или ином месте. А здесь какова эффективность и можем ли мы   
в соответствии с данным законом это проследить? Конечно, не можем. Вот за       
первое полугодие этого года по сравнению с прошлым годом добыто в России на     
250 миллионов тонн нефти больше - а куда они пошли? Да, мы выделяем средства,   
да, мы стимулируем инвестиции, да, мы даём налоговые льготы, да, увеличилась    
на 250 миллионов тонн добыча нефти, а народ-то что от этого получил, какие      
налоги, куда они пошли?                                                         
                                                                                
А теперь о ненефтегазовых доходах. Возьмём машиностроение. Сейчас много любят   
говорить об инновациях, о модернизации экономики - понятно, что без             
машиностроения все эти слова так и останутся пустым звуком. Так вот,            
повторяю, в прошлом году в нефтегазовую сферу было вложено 2 триллиона          
рублей, а в машиностроение за два года всего 400 миллиардов, то есть за         
прошлый год - 200 миллиардов рублей. В десять раз меньше привлекли инвестиций   
в машиностроение, чем в нефтегазовую отрасль! Простите, на чём мы будем         
основывать новую, инновационную политику, на чём мы будем делать                
модернизацию?! Ведь у нас в машиностроении нет ни техники новой, ни             
технологий, ни новых кадров ИТР, ни рабочих - ничего. Сегодня рухнет            
машиностроение - завтра рухнет вся нефтегазовая сфера, а ведь нефтегазовая      
сфера даёт половину доходов в бюджет, это свыше 4 триллионов рублей. Сможем     
ли мы по данному закону посмотреть, как любят говорить президент и Путин,       
какова эффективность бюджетных расходов и эффективность нашей политики? Нет,    
конечно, не сможем. Это дорога с односторонним движением: дай, дай, дай, дай,   
а что потом - это не наше дело. Эти проблемы данный законопроект не решает,     
нам нужно принимать другой. Давайте разберёмся, какие доходы нефтегазовые и     
какие доходы ненефтегазовые, почему, вкладывая в нефтегазовую сферу, не         
получаем отдачи и что будет завтра с машиностроением, приборостроением, с       
энергетикой, а соответственно, и с кадрами педагогов? Ничего хорошего не        
будет.                                                                          
                                                                                
Поэтому не можем мы данный законопроект поддержать. Он не отвечает даже тем     
задачам, о которых говорит президент и говорит глава правительства Путин, и     
трижды не отвечает интересам наших избирателей.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в Бюджетный кодекс за последние годы было внесено более      
тридцати изменений - принято более тридцати законов о внесении изменений и      
дополнений в Бюджетный кодекс. Так вот, как автор первоначальной редакции       
Бюджетного кодекса, которая была принята в 98-м году и вступила в действие в    
99-м году, я хочу вам напомнить, что было в Бюджетном кодексе ранее и для       
чего Бюджетный кодекс в принципе составлялся и принимался.                      
                                                                                
Принимался он для того, чтобы минимизировать воровство, и для того, чтобы       
бюджетные средства, собранные от налогоплательщиков, наиболее эффективно        
использовались на традиционные бюджетные цели, на традиционные цели, которые    
должно осуществлять государство. Так вот, первая редакция Бюджетного кодекса    
запрещала держать средства в коммерческих банках в виде депозитов. Первая       
редакция Бюджетного кодекса запрещала вывозить государственные средства и       
хранить и размещать их в качестве депозитов либо ценных бумаг в иностранных     
государствах. Первая редакция Бюджетного кодекса, которая без изменений         
просуществовала три года, обеспечивала очень жёсткий контроль над всеми         
операциями по долгам. Первая редакция Бюджетного кодекса практически            
запрещала предоставлять субвенции и субсидии, то есть безвозвратные средства,   
коммерческим структурам, за исключением особо оговорённых в отдельных           
федеральных законах. Первая редакция Бюджетного кодекса была нацелена на то,    
чтобы все деньги бюджета шли преимущественно в бюджетные учреждения и           
финансировали, опять же я говорю, некоммерческие цели.                          
                                                                                
Что изменено за эти годы в Бюджетном кодексе? Начался этот процесс с 2002       
года, когда стали впервые проводить идею Стабилизационного фонда. Бюджетные     
средства можно хранить в депозитах. Бюджетными средствами можно играть на       
фондовом рынке, что активно и делалось. Бюджетные средства можно вкладывать и   
осуществлять с ними активные операции на любых мировых рынках по ценным         
бумагам. Бюджетные средства можно давать в разных формах любым коммерческим     
структурам в виде субсидий, субвенций, имущественных взносов, очень часто не    
получая взамен никаких эквивалентов государственной собственности. Причём,      
обращаю внимание, делается это не только на федеральном уровне, но сплошь и     
рядом эта практика цветёт на уровне субъектов Федерации, потому что Бюджетный   
кодекс распространяется на всех, и все бюджеты делают подарки аффилированным    
структурам в виде различных акционированных водоканалов, теплоэнергосбытов и    
всего прочего, где находятся зятья, кумовья, жёны, сыновья и дети чиновников    
уже региональных. Вот до чего довели все эти многочисленные изменения в         
Бюджетный кодекс!                                                               
                                                                                
Далее. Можно вообще предоставлять бюджетные средства по непонятным              
механизмам, даже по тем, которые не только в Бюджетном кодексе не прописаны,    
но по которым даже нет постановления правительства, как утвердили фонд прямых   
инвестиций при корректировке бюджета на 2011 год. Это я говорю о том, во что    
у нас сейчас превратился Бюджетный кодекс. Финансировать можно всё, легче       
всего можно финансировать коммерческие структуры, тяжелее всего финансировать   
бюджетные учреждения, деятельность которых теперь вообще выведена из-под        
действия Бюджетного кодекса и регулируется законом "О некоммерческих            
организациях". Но даже при такой вакханалии и издевательстве над традиционным   
законодательством о государственных финансах каждый раз делают такой            
алгоритм, который не работает, то есть он у них всё время трещит по швам,       
поэтому бесконечно вносятся изменения. В 2010 году было внесено и принято       
одиннадцать законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Министерство       
финансов даже не помнит, вы даже не помните, сколько законов и сколько          
изменений вы внесли в 2011 году. На вопрос нашего коллеги вы сказали, что       
изменения не вносились. Нет, это уже второй или третий закон, второй точно,     
по внесению изменений в Бюджетный кодекс в 2011 году.                           
                                                                                
Поэтому за данный законопроект голосовать фракция не будет, а что касается      
коррупции и воровства, то для этого созданы все законодательные условия. И      
коррупция, и воровство абсолютно законные, для этого тридцать раз были          
внесены изменения в Бюджетный кодекс.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я понимаю, коллеги, скучный вопрос, но тем не менее.                            
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, вы знаете, всё, что здесь говорится, наверное,    
пустая трата времени, ведь по большому счёту бюджет Российской Федерации -      
это то же самое, что кошелёк партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ": как хочу, так и            
расходую. Ну неужели же вам трудно взять и принять какое-нибудь изменение в     
Бюджетный кодекс, где бы говорилось, что всё, что мы хотим сделать с            
бюджетом, делается по постановлению правительства, и не отнимать здесь время,   
ведь целый час мы обсуждаем данную тему. По-моему, это легко сделать, и никто   
тогда не будет вас упрекать, что вы коверкаете Бюджетный кодекс. Всё это        
профанация, как и сама Государственная Дума - профанация: делает вид, что       
принимает законы. Это не принятие законов, это, извините, штамповка того, что   
спустили сверху.                                                                
                                                                                
Что даст нам вот это изменение кроме того, что мы перед всем миром будем        
выглядеть как... Ребята, мы в соответствии с законом внесли изменения и         
продлили полномочия по распоряжению этим кошельком - ну и что, экономика        
хорошо заработает? Вы знаете, весь мир уже сейчас стремится к тому, чтобы       
увеличить налог на богатых. Богатые и сами просят: ну введите повышенный        
налог! Вы вдумайтесь, коллеги: 13 процентов вроде для всех одинаково, но для    
человека, который получает 5 тысяч и отдаёт 750 рублей, и для человека,         
который получает 100 тысяч и отдаёт 7,5 тысячи, это не одно и то же. Но вы      
этого сделать не хотите. А законопроект, между прочим, лежит - чего мы его не   
рассматриваем?                                                                  
                                                                                
Вы сейчас думаете, что цены на нефть и газ будут такие же высокие.              
Неизвестно. Вот если сейчас придумают солнечные батарейки с коэффициентом       
полезного действия больше 35, наши нефть и газ уже вряд ли будут так сильно     
нужны, отапливать будут именно этими приборами. А мир уже к этому подходит,     
между прочим.                                                                   
                                                                                
Кто вам мешает ввести налогообложение в соответствии с тем, как предлагала      
наша фракция, например: транспортный налог с каждого литра бензина - тоже       
эффективно будет. Что, у нас после того, как мы эту ситуацию отдадим на откуп   
правительству, станет меньше богатых, что ли? Они как получали свои миллионы    
и миллиарды, так и будут получать, экономика как не развивалась, так и не       
будет развиваться. Налоговая сфера очень деликатная, и надо сделать всё,        
чтобы как можно быстрее и адекватнее отвечать на вызовы времени. В условиях     
кризиса всё, что вы предлагаете, - это, извините, сохранение статус-кво, что    
страну не устраивает, просто напросто не устраивает. Зачем нам сохранять то,    
что сейчас мы сохраняем?                                                        
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, голосуйте за этот закон, не голосуйте - всё равно   
толку не будет, это хорошая мина при плохой игре.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к докладчику: есть         
необходимость в заключительном слове?                                           
                                                                                
Алексей Михайлович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, прозвучавшее здесь предложение не              
поддерживать, отклонить этот законопроект означает, что федеральный бюджет на   
2014 год будет формироваться при заложенных в действующей редакции Бюджетного   
кодекса значительно более жёстких бюджетных ограничениях в части, касающейся    
использования нефтегазовых доходов. Мы будем вынуждены, следуя                  
законодательству, соблюдать все эти требования, и, таким образом, возникнет     
определённое противоречие между тем, что говорится, и тем, что нам необходимо   
поддерживать выполнение уже принятых обязательств, поддерживать различные       
отрасли экономики и так далее. Поэтому тут нужно просто определиться: либо мы   
поддерживаем это направление политики, либо мы говорим, что нам, напротив,      
нужно как можно быстрее, вот уже в 2014 году вернуться к действующим,           
заложенным ранее бюджетным ограничениям.                                        
                                                                                
Ну а что касается изменений в Бюджетный кодекс, конечно, это живой документ,    
как и любой законодательный акт. Первая редакция, в частности, не содержала     
практически ничего по такому важному вопросу, как разграничение расходных       
полномочий, доходных источников, без чего бюджетная система просто не могла     
функционировать, в том числе и поэтому в него вносились многочисленные          
изменения. Но данным конкретным законопроектом никаких сущностных изменений в   
Бюджетный кодекс вносить не предполагается, он имеет совершенно конкретную      
цель - сохранить существующие условия на 2014 год.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я прошу прощения, я не спросил у представителя президента: нет ли у него        
желания выступить? Нет.                                                         
                                                                                
Комитет, пожалуйста, заключительное слово.                                      
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я соглашусь с          
Николаем Васильевичем Коломейцевым: действительно, видимо, не подавляющее       
большинство, а практически все, кроме докладчика и содокладчика, не читали      
этот законопроект, потому что то, о чём сегодня говорилось с трибуны,           
никакого отношения к данному законопроекту не имеет.                            
                                                                                
Уважаемый Николай Васильевич, вы говорили о прибыли банковской системы. Этот    
вопрос не решается этим законопроектом. Мы говорим о том, что 75 процентов      
прибыли Центрального банка Российской Федерации - это собственная его прибыль   
плюс прибыль, которая получена от государственных банков, или банков с          
государственным участием, - зачисляется в бюджет.                               
                                                                                
Оксана Генриховна говорила, что нельзя трогать Бюджетный кодекс, нельзя         
вносить в него изменения. Но, Оксана Генриховна, с 98-го года многое в нашей    
жизни изменилось: принят 131-й закон, принят 184-й, а затем в его развитие      
95-й федеральный закон, которые чётко разграничили полномочия. Конечно, нужно   
было вносить изменения - и мы это сделали в 2004 году, - нужно было             
разграничить доходные полномочия. Можно и дальше перечислять.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, если мы с вами являемся квалифицированными законодателями,   
мы просто обязаны принять внесённый законопроект, потому что он как раз, так    
сказать, привносит правовую чистоту в принимаемый нами закон "О федеральном     
бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, выносим данный законопроект на "час голосования".            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5228 по 5249 из 6377
Переходим к голосованию по пункту 5. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в       
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного          
процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской   
Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный   
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные      
законодательные акты Российской Федерации", первое чтение. Голосуйте.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против           38 чел.8,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.