Заседание № 220
О проекте федерального закона № 598593-7 "О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи районного суда, мирового судьи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект закона полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать законопроекты под пунктами 6 и 7. Здесь мотивация одна и та же, поэтому выступление будет посвящено сразу двум законопроектам. Я напоминаю, что сейчас решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи районного суда и мирового судьи принимается председателем Следственного комитета с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с законопроектом принимать такое решение будет председатель Следственного комитета с согласия Высшей квалификационной коллегии судей. По мнению авторов законопроекта, по мнению профильного комитета, это повысит гарантии их независимости, но с этим мы согласиться не можем. Во-первых, примеры каких-либо расправ над судьями со стороны квалификационных коллегий субъектов нам не известны, никто нам таких примеров не привёл. Да, мы знаем о случаях, когда судьи оказываются под пятой местных властей, такие случаи, к сожалению, не редкость, но это совершенно другая тема, и решаться вопрос должен другими законами, другими законопроектами. Для того чтобы судей сделать независимыми от местных властей, надо переиначить, установить иной порядок их назначения, а ещё лучше - установить порядок, в соответствии с которым судьи избирались бы общенародным голосованием. Во-вторых, мы не можем согласиться с принятием этого закона, потому что это приведёт к утяжелению, к усложнению существующей процедуры возбуждения уголовных дел. На сегодня число судей, которые привлекаются к уголовной ответственности, весьма незначительно, а после введения этой новой процедуры их станет ещё меньше из-за того, что будет установлен весьма и весьма мощный фильтр. И я обращаю внимание на то, что не надо так пугаться возбуждения уголовного дела, ведь возбуждение уголовного дела - это ещё не приговор, а всего-навсего возможность установить объективную истину, и, возможно, возбуждение уголовного дела в каких-то случаях будет в интересах судьи. Тем более, что при возбуждении уголовного дела всегда должен быть элемент неожиданности. И по моему мнению, при возбуждении уголовных дел, в том числе в отношении судей, не нужно было бы в законе устанавливать никаких согласований, тогда, наверное, был бы порядок, тогда, наверное, были бы и неожиданность, и объективность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Брыкин Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Так как вопросы 6 и 7 взаимосвязаны, я хотел бы, Иван Иванович, если позволите, сказать о них в одном выступлении. Предлагается передать в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовных дел в отношении мировых судей, судей районных судов, а сейчас данные вопросы находятся в компетенции квалификационных коллегий субъектов. Также предлагается предоставить Высшей квалификационной коллегии судей право изменять вид наложенного на судью дисциплинарного взыскания, если оно несоразмерно тяжести совершённого дисциплинарного проступка. Уважаемые коллеги, по моему мнению, предлагаемые нормы позволят повысить не только оперативность рассмотрения вопросов о возбуждении уголовных дел в отношении мировых судей и районных судей, на что указывает Верховный Суд, но и объективность рассмотрения данного вопроса, так как принятие решения будет передано с местного, регионального уровня на федеральный уровень. Напомню, ещё совсем недавно мы с вами принимали решение о реформе судов общей юрисдикции и поддержали Верховный Суд Российской Федерации в его стремлении вывести из полномочий одного суда рассмотрение дел в нескольких инстанциях - это очень важно для наших граждан - как раз с целью создания более объективного судебного процесса: не должны судьи одного суда - коллеги, зачастую друзья, хорошие знакомые, а иногда и, наоборот, соперники и чуть ли не враги - рассматривать вопросы правильности принимаемых друг другом решений, это абсолютно неправомочно и противозаконно. На то же самое хочу обратить внимание и в связи с сегодняшними законопроектами, которые мы рассматриваем в третьем чтении: место принятия решения о правильности и законности действий конкретного судьи должно быть максимально удалено от места его работы. Это касается возможных злоупотреблений не только со стороны судьи, чьи действия оцениваются, но и со стороны других лиц, которые могут попытаться таким образом воздействовать, оказывать давление на данного судью путём возбуждения уголовного дела. Считаю и обращаю внимание на то, что принимаемые сегодня нормы будут способствовать повышению гарантий независимости судей, а это ключевой момент в создании системы, при которой судьи будут принимать решения, основанные исключительно на законе, а не на их личном внутреннем убеждении в правильности принимаемого судебного акта. В создании этой системы заинтересованы все наши граждане. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данные законопроекты, будет голосовать за их принятие в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 04 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 598593-7 "О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи районного суда, мирового судьи; принят в первом чтении 20 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К данному проекту закона поступило две поправки, они носят юридико-технический характер. Комитет просит утвердить таблицу поправок и принять данный проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 59 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.