Заседание № 228
О проекте федерального закона № 598588-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения коллизии правовых норм о сроках давности привлечения к административной ответственности при повторном нарушении законодательства о несостоятельности (банкротстве), влекущем административное наказание в виде дисквалификации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 22-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносится изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к ответственности в виде дисквалификации в отношении арбитражных управляющих. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вопрос повестки дня под номером 22. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 24 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 598588-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения коллизии правовых норм о сроках давности привлечения к административной ответственности при повторном нарушении законодательства о несостоятельности (банкротстве), влекущем административное наказание в виде дисквалификации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 49, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило две поправки юридико-технического характера. Просим поддержать и в случае принятия законопроекта поставить его на 18 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 15 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 37 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Комитет просит поставить законопроект на 18-е число для рассмотрения в третьем чтении. Нет возражений? Принимается.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 598588-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения коллизии правовых норм о сроках давности привлечения к административной ответственности при повторном нарушении законодательства о несостоятельности (банкротстве), влекущем административное наказание в виде дисквалификации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает представитель Верховного Суда Российской Федерации Олег Михайлович Свириденко... Пропустим пока этот вопрос. 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Олег Дорианович Валенчук. ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, дорогие, уважаемые депутаты! Мы приняли 217-й закон, в который сейчас должны внести изменения: дать возможность правлениям садоводческих и огороднических некоммерческих объединений открывать банковские счета. С чем связана данная инициатива? В настоящее время данный вопрос отнесён к исключительной компетенции общих собраний, но с учётом того, что в садоводствах общее собрание собирается в лучшем случае два раза в год, весной и осенью, конечно же, открыть счёт будет сложно и проблематично. Наша новелла состоит в том, чтобы дать возможность сейчас открыть счета, и тогда поступления от садоводов пойдут уже непосредственно на счета данных объединений, прозрачно, через банки. Дорогие друзья, просьба поддержать - садоводы ждут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Дорианович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Олег Дорианович, ну, вот у нас СНТ существуют уже десятки лет, и такой важный вопрос, как открытие и закрытие счёта, вообще, всегда был компетенцией общего собрания. Какие всё-таки мотивы возникли для того, чтобы этот вопрос упростить? ВАЛЕНЧУК О. Д. Мотив в первую очередь заключается в том, что общее собрание собрать - а собрать мы его должны, по Конституции в общественных организациях необходим 51 процент для кворума - практически невозможно. Именно поэтому, чтобы как можно быстрее пошёл процесс исполнения закона № 217-ФЗ и пошли финансовые средства от садоводов через счета, мы принимаем вот такую меру. Но здесь, я считаю, нет никаких опасностей, потому что правление будет абсолютно прозрачно вести эти счета и отчитываться, естественно, перед садоводами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Ну, я должен вас разубедить: садоводы, вообще-то, этого закона не ждут, потому что этот закон убивает все садоводческие товарищества, которые теперь называются некоммерческими организациями. Вы мне скажите, зачем вообще вот этой некоммерческой организации садоводов, огородников счёт, они что, всю свою трудовую деятельность, доходы будут через этот счёт проводить? Ведь они всего-навсего собирают деньги в складчину, для того чтобы содержать своё товарищество, только и всего. Зачем им этот счёт, скажите на милость? ВАЛЕНЧУК О. Д. Спасибо огромное за вопрос. На самом деле на наших садоводческих форумах поднимают огромное количество вопросов, люди, естественно, не понимают, говорят: слушайте, ну, чтобы тракториста нанять, нам гораздо проще сложиться и дать ему, образно говоря, в лапу. Но мы-то с вами совершенно за другие процессы, мы с вами за то, чтобы была прозрачность в финансах и чтобы те средства, которые люди выделяют на благоустройство участков, на подъездные дороги, на ремонты водоводов, всё-таки не оседали непонятным образом в карманах председателей СНТ (кстати, не всегда чистоплотных), а были прозрачны. И именно поэтому мы с вами легализуем, скажем так, прохождение денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Дорианович, в продолжение того же вопроса. Мы, конечно, за прозрачность, но вот садоводы старшего поколения дружно говорят, что они не очень хотят дополнительной возни, связанной с тем, чтобы перечислять деньги: не у всех есть карты, а у кого есть карты, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с перечислением с карты на счёт, поскольку банки за обслуживание, за перечисление берут какие-то деньги. У меня вопрос предельно простой: означает ли этот законопроект, что теперь традиционный способ, который сейчас применяется, фактически будет ликвидирован? ВАЛЕНЧУК О. Д. Спасибо огромное за вопрос. Действительно, тоже очень важный момент, потому что на самом деле этот вопрос касается фактически половины нашего государства, у нас 60 миллионов садоводов, поэтому мы это здесь учли тоже, и ко второму чтению ждём ваших предложений. В моём понимании делать мы это будем плавно, поступательно, то есть никаких резких движений. Если вы заметили, никаких штрафных санкций и уголовной ответственности у нас здесь нет. То есть не спеша, постепенно, шаг за шагом, но тем не менее мы организовываем прозрачность прохождения всех финансовых средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вы упомянули такой аспект: говоря о передаче полномочий от общего собрания правлению, вы сказали, что у нас немало недобросовестных и председателей, и членов, - не увеличиваем ли мы вообще риски этим актом? ВАЛЕНЧУК О. Д. Спасибо за вопрос. Конечно, недобросовестные председатели - это история, которая касается очень многих наших регионов, мы с этим разбираемся, но, вы сами понимаете, в сегодняшней экономически сложной ситуации не просто просчитать все движения, особенно председателей, которые живут в далёких глубинках. Тем не менее вот такими шагами мы наводим порядок, тихонько, шаг за шагом, но я убеждён в том, что мы наведём порядок и средства, которые люди вложили в благоустройство своих садоводческих товариществ: в подведение подъездных дорог, в какие-то изменения, в строительство детских площадок, - эти средства должны работать непосредственно на людей и контролироваться этими людьми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Олег Дорианович, ну, два вопроса, непосредственно, может, не связанные с законопроектом, но всё-таки. Что вы думаете в отношении конференции как возможного механизма взамен общего собрания, которое очень часто невозможно собрать? Просто реально невозможно собрать - по 2 тысячи садоводов, по 3 тысячи садоводов. Вот как вариант - такой постоянно действующий контролирующий орган, в том числе структура, способная избрать председателя. И второй вопрос связан с мусорной реформой. Вы, наверное, знаете, что во многих регионах сейчас на садоводческие общества уже наложена соответствующая дополнительная финансовая нагрузка в виде норматива, то есть не по факту заставляют сегодня этот мусор вывозить, а по нормативу, - каково ваше отношение и какова реакция, раз уж вы занимаетесь этой проблемой? ВАЛЕНЧУК О. Д. Спасибо огромное за вопросы. Что касается конференции, я вам расскажу о том, что мы наработали, и думаю, что уже осенью я буду обращаться в связи с этим к палате. Ведь что такое, коллеги, 217-й закон? Это закон, который касается в принципе нужд половины жителей нашего государства. Садоводы - это же не шашлычники всё-таки, а в первую очередь по всей стране (я не беру Москву, Санкт-Петербург) это люди, которые живут и выживают с помощью своих садовых участков: кормят сами себя, приучают детей к труду на земле. И мы прорабатываем такой момент, в отношении которого, я думаю, вы меня поддержите: чтобы мы не нарушали конституционную норму о 51 проценте (так как это общественные организации), надо создать систему голосования всё-таки через Интернет. Мы провели свои внутренние соцопросы - фактически 75 процентов, даже пожилые люди, уже пользуются Интернетом, все понимают, что это такое, и, я думаю, это будет очень хорошая новелла. Мы её обсудим, проработаем нюансы, но, если садовод будет заходить в личный кабинет и регулировать, скажем так, вопросы своей жизнедеятельности в садоводстве, это будет здорово, потому что, вы правильно говорите, сейчас собирать всех невозможно. Вот такая история. По поводу мусора, конечно, есть вопросы, тем более в садоводствах, там они всегда стояли очень остро: там, где регионы, подальше от городов, мусор закапывали, а рядом с большими городами ситуация гораздо сложнее, поэтому, безусловно, мы ждём здесь совершенно другого подхода и совершенно другого обсчёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Дорианович, возможно, я не услышал: поскольку вы выступаете как докладчик и как содокладчик - каково мнение профильного комитета по данному законопроекту? ВАЛЕНЧУК О. Д. Профильный комитет, конечно, за. Просим палату принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению ждём предложений и с удовольствием всё рассмотрим. Спасибо, Иван Иванович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Представители президента, правительства? Нет. Тогда обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Олег Дорианович, спасибо, присаживайтесь. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 24 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.
Коллеги, вернёмся к 13-му вопросу. Ещё раз назову: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает представитель Верховного Суда Российской Федерации Олег Михайлович Свириденко. СВИРИДЕНКО О. М., представитель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Пленумом Верховного Суда 27 ноября 2018 года в Государственную Думу внесён законопроект "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Принятие проекта федерального закона о внесении изменения в статью 4.5 кодекса обусловлено необходимостью совершенствования положений части 3 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Частью 1 данной статьи для ряда правонарушений, в том числе для нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), установлен срок привлечения к административной ответственности - три года, в то же время в соответствии с частью 3 статьи 4.5 кодекса за административные правонарушения, влекущие за собой применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, при этом не определяется, какая из данных норм является приоритетной, что свидетельствует о наличии коллизии между правовыми нормами. Я напомню вам динамику прохождения этих норм в режиме принятия законов: Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 139-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части 1 статьи 4.5 кодекса двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) был увеличен до одного года, в 2015 году та же норма была увеличена до трёх лет. Вместе с тем внесённые изменения не повлекли за собой изменения части 3 статьи 4.5 КоАП, изменения не были направлены на усиление ответственности, хотя при повторном нарушении, казалось бы, срок три года был бы более логичен. Положение части 3 статьи 4.5 не приведено в соответствие положению части 1 статьи 4.5 кодекса, что создало сложности в правоприменении. Изменение положения части 3 статьи 4.5 кодекса устранит возникшую коллизию между правовыми нормами и исключит ситуацию, позволяющую избежать административной ответственности лицам, повторно совершающим нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Тем более что закон "О несостоятельности (банкротстве)" сложен для применения, и на выявление нарушителей одного года уж точно не хватит, причём при повторном его нарушении. Было бы полезным эту норму обсудить, принять и согласиться с решением пленума о режиме её изменения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Михайлович, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Михайлович подробно рассказал о сути законопроекта. Я хотел бы только добавить, что действующая норма Кодекса об административных правонарушениях о сроке давности привлечения к ответственности содержит разные сроки - это и год, и два, и три, и шесть лет со дня совершения правонарушения, при этом специальная норма о давности привлечения к ответственности в виде дисквалификации (это предусмотрено частью 3 статьи 4.5) содержит указание исключительно на один год. Таким образом, даже если правонарушитель совершил грубое нарушение, по истечении года его можно привлекать к ответственности только в виде штрафа, применять дисквалификацию в отношении его невозможно, что является несправедливым. Особенно ярко эта проблема проявляется при нарушении законодательства о несостоятельности (банкротстве) - в случае фиктивного, преднамеренного банкротства, неправомерных действий при банкротстве и других таких грубых нарушениях. Получается, что арбитражный управляющий совершает грубые нарушения, при этом его дисквалификация невозможна, штрафы для него небольшие, он штрафы оплачивает и продолжает работать, нарушать. А в случае принятия закона можно будет его дисквалифицировать, он не сможет больше занимать данную должность - здесь можно будет навести порядок. Просьба к коллегам поддержать законопроект. Комитет просит поддержать законопроект, поскольку принятие закона позволит навести порядок в сфере банкротства и нормализовать ситуацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Безусловно, защита прав кредиторов - это очень важно, коллизию необходимо устранять, и я уверен, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, однако есть проблема. Если арбитражный управляющий опоздал с публикацией на один день - это штраф, а публикаций бывает очень много. Вот неважно, о публикации речь идёт либо о каких-то других более серьёзных нарушениях, с серьёзным ущербом - как сохранить баланс? Может быть, имеет смысл дифференцировать ответственность, всё-таки дисквалификация - это серьёзная угроза, серьёзная степень ответственности управляющего. Соответственно, может быть, стоит дифференцировать наказание в зависимости от характера и степени вреда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Михайлович, вы ответите? Пожалуйста. СВИРИДЕНКО О. М. Спасибо большое за вопрос. Вы сказали о коллизии внутри самой нормы - дело в том, что надо вначале, как мне кажется, привести норму в порядок, а потом уже совершенствовать внутри, вот эти все наказания. Может, и не обязательно будет дисквалификация, это уже будет решаться на практике исходя их тех обстоятельств дела, которые будут на изучении у судьи. А саму норму нужно привести в порядок, потому что нелогично: за первичное нарушение - три года срок, а за повторное - год. Мы подобрали статистику по стране, и получилось, что все "повторки" в основном в отказ пошли, ни одного нарушителя мы не выявили, к сожалению, - за год никто не успевает. Поэтому логичнее было бы всё-таки эту норму привести в порядок, а внутри самой нормы определение наказание, дисквалификация либо какое-то другое наказание, - это уже вопрос практики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Дисквалификация будет применяться только в том случае, если уже был наложен штраф ранее, когда нарушение было совершено впервые. То есть если это не возымело действия и арбитражный управляющий продолжает нарушать - только в этом случае будет применяться дисквалификация. Я думаю, это справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Михайлович, вероятно, у вас есть статистика подробная. Вот бывший председатель Счётной палаты Степашин поведал нам о том, что 76 тысяч предприятий через банкротство уничтожено, а мы говорим - уточнить, переуточнить... Это вот даже уголовной ответственности не хватит, чтобы спросить за такой урон! Скажите, пожалуйста, а не считаете ли вы, что надо кардинально пересмотреть сам закон о банкротстве, а не статью? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СВИРИДЕНКО О. М. Вы знаете, вопрос, конечно, не относится к тому законопроекту, который мы обсуждаем, и вы правильно это подметили. Что касается концепции закона - она меняется очень часто, а относительно того, как банкротились предприятия в 90-е годы и сколько было потеряно в том числе и оборонных предприятий, вы всё прекрасно сами знаете. На сегодняшний день концепция закона содержит вот такой подход, и если кто-то из законодателей посчитает возможным её изменить, то, наверное, вы же и будете рассматривать этот вопрос. Это не судейский вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет необходимости в заключительном слове? Нет. Ставлю законопроект на голосование, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 03 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.