Заседание № 254
07.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 597857-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2031 по 2709 из 8662
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 6-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года". Доклад представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Алексея Николаевича Бородавкина. Пожалуйста. БОРОДАВКИН А. Н., представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Проект Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года был подготовлен в соответствии с договорённостями, достигнутыми на неформальной встрече глав государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в Ереване 20 августа 2010 года. После проведения необходимого согласования документ был одобрен на совместном заседании Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ 9 декабря 2010 года. На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 10 декабря 2010 года в Москве протокол был подписан всеми главами государств - членов организации. Протокол предусматривает приведение Договора о коллективной безопасности в соответствие с реалиями, возникшими в связи с учреждением в 2002 году Организации Договора о коллективной безопасности, а также опытом деятельности ОДКБ, в том числе в связи с известными событиями в Киргизии в 2010 году. Он вносит изменения в статьи 2, 3, 4, 5 и 11 договора, которые направлены на выработку и реализацию мер по оказанию помощи государствам - участникам ОДКБ с целью нейтрализации не только внешней агрессии, но и других угроз их безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету. Расширяются обязательства по коллективным действиям в отношении угроз безопасности государств-членов. При реагировании на кризисные ситуации предусматривается применение не вооружённых сил государств-участников, а сил и средств системы коллективной безопасности, в том числе полиции, спецслужб, МЧС и других. Изменено положение о депозитарии договора. Им в соответствии с уставом является Генеральный секретарь ОДКБ, а не Правительство Белоруссии, как было ранее указано в договоре. Изъято положение о том, что координацию деятельности вооружённых сил осуществляет Главное командование Объединённых Вооружённых Сил СНГ. Эту функцию с 2002 года, как известно, уже осуществляет Совет министров обороны ОДКБ. Протокол подлежит ратификации, поскольку затрагивает обороноспособность Российской Федерации. Он не содержит правил иных, чем предусмотренные российским законодательством. Законопроект о ратификации данного протокола поддержан комитетами Государственной Думы по обороне, по безопасности и по делам СНГ и связям с соотечественниками. Реализация протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию протокол подписан в соответствии с положениями действующего Договора о коллективной безопасности. Основное предназначение протокола - это уточнение механизма использования сил и средств системы коллективной безопасности для реагирования на кризисные ситуации в государствах - участниках ОДКБ. Не детализируя положений протокола, отмечу лишь, что его ратификация является зримой ступенью в развитии сотрудничества в рамках ОДКБ. Рассматриваемый протокол делает возможным выработку и реализацию мер по оказанию помощи государствам - участникам ОДКБ с целью нейтрализации угрозы их безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету, а также угрозы международному миру и безопасности. Реализация данного протокола, безусловно, послужит укреплению доверия между партнёрами по ОДКБ, а также обеспечит необходимость строгого выполнения заключённых договоров, касающихся обязательств сторон по сокращению вооружений и вооружённых сил. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа. Комитеты-соисполнители - Комитет по обороне, а также Комитет по безопасности - поддерживают ратификацию данного протокола. У Правового управления замечаний нет. Просим поддержать нашу совместную позицию и ратифицировать данный документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы? Так, много рук. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Алексею Николаевичу. Ну, протокол-то - это хорошо, но в случае конфликта воевать будем ведь не бумажками, а, так сказать, кадрами и техникой - танками, пушками. У нас есть цифры, показывающие, насколько мы все вместе слабее в плане вооружения по сравнению с потенциальным противником в Восточной Европе, в Северной Европе, на Дальнем Востоке, - в разы. Вы можете сказать, после ратификации этого протокола во сколько раз мы будем проигрывать в технике и в офицерском составе, ну, хотя бы на западном фронте, на северном фронте, возможно, и как это?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. БОРОДАВКИН А. Н. Наверное, этот вопрос должен быть адресован не Министерству иностранных дел, а Министерству обороны, мои коллеги оттуда ответили бы на него более квалифицированно. Я же могу только сказать, что, как вы знаете, в Вооружённых Силах сейчас осуществляется реформа, утверждённая президентом, и эта реформа направлена на то, чтобы повысить боеспособность наших Вооружённых Сил. Думаю, что те наши вооружённые силы, которые будут участвовать и участвуют в коллективных силах ОДКБ, они будут действовать на достаточно высоком профессиональном уровне и будут отражать те угрозы, которые могут возникнуть в нашей стране и у наших союзников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Николаевич, я прошу расшифровать, вы как-то так бегло сказали: правильно ли я понял, что речь идёт о том, что теперь в силах коллективного реагирования будет участвовать полиция? До сих пор мы считали, что полиция работает, как говорится, по внутренним проблемам каждого государства. Что это означает - что эти силы могут быть использованы во время социальных потрясений или для чего? Расшифруйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ, Алексей Николаевич. БОРОДАВКИН А. Н. Действительно, опыт, который ОДКБ приобрела в результате событий в Киргизии в 2010 году, подтолкнул, стимулировал осмысление ситуации и принятие решений в ОДКБ о том, как организация, и вооружённые силы, и другие силы и средства, как это теперь записано в протоколе, будут реагировать на внутренние проблемы в государствах - членах договора. И именно поэтому изменена формулировка в договоре об использовании вооружённых сил, которые должны противостоять агрессии в случае её возникновения, с отсылкой к более широкому спектру угроз, как я уже говорил в своём выступлении, и к применению более широкого арсенала средств и сил для противостояния этим угрозам. Это и полиция, и спецслужбы, и МЧС, и другие соответствующие подразделения, которые могут ликвидировать или противостоять угрозам, о которых мы говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Николаевич, увязаны ли данные поправки к договору с присутствием американской военной базы "Манас" в Киргизии? Многие депутаты были там, мы имели возможность... Вот Алексей Владимирович, мы вместе там были, я фотографировал откровенно эту технику американскую. Большая часть территории аэропорта огорожена и является территорией Соединённых Штатов. Там, я подчёркиваю, в том числе тяжёлая бронетехника, не только авиационная. Мы примем решение кому-то помогать, а они примут другое решение. Пока существует база "Манас", это серьёзное препятствие развитию наших взаимоотношений. Поэтому вопрос: увязаны ли данные поправки с этой базой? Спасибо. БОРОДАВКИН А. Н. Наличие американской военной базы на территории Киргизии - это, как вы понимаете, договорённость между Киргизией и США. Суверенное право независимого государства - заключать соответствующие соглашения. Прямой связи между сотрудничеством в рамках ОДКБ, в том числе и Киргизии с партнёрами по ОДКБ, и наличием этой базы в Киргизии я не нахожу. Здесь такой явной прямой связи совершенно нет. Другое дело, что речь должна идти о том, что, когда будет прекращена, завершится антитеррористическая операция в Афганистане, когда американские вооружённые силы выйдут из этой страны и отпадёт необходимость в их снабжении, тогда должно быть свёрнуто - и мы на этом настаиваем - и военное американское присутствие как в самом Афганистане, так и в Центральной Азии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Алексей Владимирович, у меня первый вопрос к вам. Из вашего доклада я поняла, что правке подвергаются и нормы договора об использовании сил и средств системы коллективной безопасности, в том числе и за пределами государства в интересах международной безопасности. Скажите, каким образом будут защищены российские военнослужащие в случае получения увечий или гибели? И вопрос к Алексею Николаевичу. Мы знаем, что в ОДКБ есть серьёзные противоречия внутри организации, полномасштабно сотрудничает только Российская Федерация. Скажите, каковы успехи нашей дипломатии в части понуждения членов ОДКБ придерживаться положений, самими же подписанных? Спасибо. БОРОДАВКИН А. Н. В рамках ОДКБ созданы не только коллективные силы оперативного реагирования, но и миротворческие силы, которые и должны участвовать в соответствующих операциях. Речь прежде всего идёт о том, чтобы эти силы участвовали в операциях, которые имеют мандат Организации Объединённых Наций. Все связанные с таким участием положения, в том числе и по защите наших военнослужащих в случае получения увечий, ранений и так далее, уже прописаны в стандартных соглашениях с Организацией Объединённых Наций. Что касается вопроса о... Будьте добры, напомните, я не успел пометить себе... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там, по-моему, вопрос был Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович готов ответить. Вы на свою часть ответили, Алексей Николаевич. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое. Уважаемая Вера Александровна, в случае если российские военнослужащие будут выполнять свой воинский долг в рамках миротворческих операций по урегулированию военных конфликтов, в которые могут быть вовлечены страны - участницы ОДКБ, они будут обеспечены всем необходимым исходя из норм российского законодательства, а также тех социальных гарантий, которые им предоставлены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня три вопроса. Уважаемый Алексей Николаевич, скажите, пожалуйста, а что собственно мешало - тут была ссылка на Киргизию - применить силы ОДКБ и без этих поправок во время этих событий? Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, если конфликт будет между двумя государствами ОДКБ, как мы тогда будем себя вести? И насколько я понимаю, сейчас и внутренние границы... Если одно государство СНГ, не входящее в ОДКБ, конфликтует с другим, я так понимаю, мы поможем стране ОДКБ? И наконец, я смотрю: тут подпись господина Каримова. Не кажется ли вам, что наиважнейшим изменением было бы убрать консенсус? Вы понимаете, о чём я говорю и почему упоминаю имя президента Узбекистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. БОРОДАВКИН А. Н. Вы знаете, прекрасно знаете, что не по всем вопросам легко достичь консенсуса в рамках даже такой интегрированной и консолидированной организации, собственно военно-политического союза, как ОДКБ. И для того чтобы это делать, МИД, Минобороны, другие соответствующие министерства и ведомства проводят работу, чтобы в первую очередь выработать соответствующую договорно-правовую базу для принятия таких решений, чтобы какие-то девиации в позициях, отход от консенсусных установок, решений не были столь лёгкими, как это было бы при отсутствии юридических норм и обязательств. На это и направлено принятие вот этого протокола и поправок, собственно говоря, в Договор о коллективной безопасности. Что касается конфликтов внутри ОДКБ и того, кому мы будем помогать в случае конфликта на пространстве СНГ, то я думаю, что прежде всего нам надо будет сосредоточить усилия - и мы это делаем - на том, чтобы не допустить такого развития ситуации. И собственно говоря, это и делается, и такой перспективы реальной мы не видим. Напротив, есть тенденция к тому, чтобы на пространстве СНГ развивались интеграционные процессы и в области безопасности, и в области экономики, об этом, в частности, была недавно опубликована статья Владимира Владимировича Путина. Что касается достижения консенсуса, то, как я уже сказал, это не всегда лёгкий процесс, но думаю, что при всём том, что такая опция принятия решения - не при стопроцентной поддержке всех участников - должна существовать, гораздо лучше и гораздо целесообразней всё-таки достигать в рамках ОДКБ полного консенсуса. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Алексей Николаевич, вот мне хотелось бы с другой стороны подойти к этому вопросу и посмотреть: а какая нам экономическая выгода от того, что мы являемся фактически военной мощью стран - участниц ОДКБ? Понятно, что там сильных с точки зрения вооружённых сил стран нету. Что, в случае нападения на Россию будут, скажем, пятнадцать тысяч киргизов или двадцать тысяч таджиков помогать нам решать наши внешние проблемы? Не будут, естественно. Мы заходим к ним на территорию, решаем их внутренние и внешние военные, политические проблемы, а потом они нас выкидывают оттуда: русских граждан выкидывают из Киргизии, русский бизнес выкидывают из Киргизии. Вот НАТО заходит, оно за это получает, там соответственно США потом качают нефть. А мы что имеем с этого ОДКБ, кроме погибших? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. БОРОДАВКИН А. Н. Хочу сказать, что позиция, которая предусматривает дистанцирование от наших бывших партнёров по Советскому Союзу, республик Советского Союза, позиция изоляционизма от наших ближайших соседей по СНГ - это неверная позиция, это позиция, которая обрекает Российскую Федерацию и на политическую, и на экономическую изоляцию. Это абсолютно неверно. Курс российского президента, российского правительства - на то, чтобы развивать интеграцию с ближайшими нашими соседями, бывшими республиками Советского Союза. И думаю, что просто начётнический подход, сколько мы получили с того или иного государства за то, что мы вместе с ним действуем и сотрудничаем в рамках ОДКБ, - это тоже несколько неверный подход. Это, так сказать, не всегда измеряется деньгами. Плюс должен прямо сказать, что помимо внешнеполитических дивидендов (которые, по-моему, очевидны) от сотрудничества с нашими соседями и создания с ними военно-политического союза мы таким образом закрепляем за собой позиции поставщика в эти страны наших вооружений и военной техники, и это, я думаю, тоже приносит немалый, уже материальный, доход соответствующим нашим компаниям и ведомствам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Ну, давайте по одному выступлению от фракции, потому что иначе будет... Кто от фракции КПРФ выступает? Федоткин? Пожалуйста, Федоткин. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, потому что у нас, коллеги, шестьдесят один вопрос. Ставлю на голосование предложение Морозова - по одному выступлению от фракции. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 35 сек.) Проголосовало за 297 чел.95,2 % Проголосовало против 15 чел.4,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, мы обсуждаем один из документов, которые имеют прямое отношение к национальной безопасности России. Геополитическая ситуация в мире становится всё более сложной, а для России - всё более угрожающей. Соотношение сил НАТО и поведение НАТО в последние десять - пятнадцать лет - это наглядное напоминание, что решающее значение имеют реальная сила и способность защищать свои национальные интересы, свою территорию, свой народ. С этой точки зрения Договор о коллективной безопасности, безусловно, целесообразен, поскольку ни Россия в одиночку, ни совокупно страны, входящие в этот договор, пока не представляют, как они будут отражать внешнюю агрессию, если она случится. В данном случае я попросил слова для того, чтобы привлечь внимание не к проблемам внешней агрессии, тут более или менее логика понятна, а к проблемам внутренним. Я полагаю, что чрезвычайную опасность для национальной независимости каждого из государств представляет тезис, который вот сейчас заместитель министра обосновывал, - о том, что и полиция этих государств, и спецслужбы этих государств могут быть брошены в случае внутренних социальных потрясений. Я понимаю, что крупный капитал наднационален, я понимаю, что такое роль транснационального капитала и монополий, но в данном случае, повторяю, мы видим в этом опаснейшее направление, когда речь идёт о попытке при необходимости задавить социальные возмущения масс в любой из этих стран. Нас совершенно не удовлетворяет такой подход. Мы не можем с этим согласиться. Когда погибала братская Югославия, Россия трусливо ушла в сторону, когда вставал вопрос о судьбе народа Ливии, руководство России опять нырнуло в сторону, а теперь мы видим последствия. В этой связи высказываю крайнюю тревогу и крайнее несогласие с такого рода рецептурой. Есть проблема внешней агрессии - её надо отражать коллективными усилиями, а социальные проблемы каждого народа решает соответствующий народ сам в рамках его права, его истории, его культуры, его воли. Вот то, что я хотел сказать по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот я шёл - и сплошные ступеньки. Как лежачие полицейские на улицах - там нельзя ехать, так и здесь: депутат идёт по залу - это хождение с препятствиями. То есть абсолютно не приспособленный зал для заседаний Государственной Думы. Гартунг, наверное, тоже скажет, что не по теме, что надо остановить меня, - нет, по теме: создание условий для нашей плодотворной работы. И не надо пытаться уговорить президиум кого-то из выступающих останавливать, надо открыть Конституцию и узнать, для чего избирают депутатов Государственной Думы от различных политических партий: чтобы в этом зале звучали разные позиции, ибо главная причина гибели горячо любимого мною государства СССР - это то, что действовала одна позиция. Иногда она была очень правильной, но в конечном итоге мы видим результат - как бы мы ни славили КПСС, как бы ни любили Брежнева, результат плачевный. Горбачёв начал борьбу против алкоголизма, а спаивание страны началось при Брежневе: если до его вступления в должность у нас было всего, ну, не знаю... полтора литра алкоголя в год на душу населения, то в конце правления Брежнева - 14 литров. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сейчас ещё хуже, согласен с коммунистами, - сейчас 18 литров. ИЗ ЗАЛА. С половиной. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да. А тогда-то было 14 литров, это тоже убийственная доза. Поэтому надо всегда всё объективно подавать: и при царе было полно самодуров, но что-то было, видимо, хорошее, раз была мощнейшая империя; и в СССР было много ошибок, но у многих ностальгия по порядку, по чистоте; и сегодня что-то молодёжи нравится - айподы, айфоны, айпэды и так далее, но сколько крови, насилия и бесправия! Вот этот Договор о коллективной безопасности, мы сегодня ратифицируем соглашение о совершенствовании каких-то правовых механизмов. Здесь какие опасности? Из Афганистана американцы не уйдут, они перебросят свои базы в Среднюю Азию и в Пакистан, потому что это очень выгодный плацдарм против некоторых режимов в исламских странах (они практически оккупируют все исламские страны, от Туниса до Пакистана), против Китая, с юга - Индия, Пакистан, Афганистан, с запада Россия должна в какой-то степени ограничивать экспансию Китая, на Дальнем Востоке - Японии, Южной Кореи, Тайваня. По Средней Азии я здесь единственный, может быть, специалист, я оттуда родом, я там жил и многое видел. Багдасаров тоже, может быть, не спорю, и это очень хорошо, это единственный, может быть, с кем я согласен во фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", потому что он действительно специалист, служил там, всё знает. Сегодня Средняя Азия очень важный для нас регион, ибо они хотят быть с нами. Я и на Кавказе жил и служил, и вот они никогда не хотели быть с нами - не потому, что они плохие или хорошие. Вот я не выношу "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", а они нас с вами не выносят - психологическая несовместимость. Так и здесь: им ближе турки, персы, арабы - кто угодно, но не мы. Вот такое бывает - несовместимость, понимаете? Поэтому сегодня в основном этнические конфликты не с татарами, которых мы очень любим, - Фариду особенно, я млею, когда смотрю на неё, - не с бурятами, не с якутами, никакой проблемы нет, коммунисты, мы сто раз за дружбу народов, проблема - кавказское географическое состояние. Посмотрите, осетины - есть конфликт? Нету. Посмотрите, карачаевцы, черкесы, адыги - нет проблемы. Только четыре республики - Дагестан, Кабарда, Чечня, Ингушетия, всё! Вы видели, какой День города устроили в Грозном?! А что русские города все в темноте и никаких артистов нет - да наплевать на русских, гуляет Чечня, гуляет Кавказ! Хорошо, пусть гуляют, никто не против, когда праздник, только давайте все гулять за свой счёт - заработаем и прогуляем. Средняя Азия нас любит: они хотят изучать русский язык, они просят учебники русского языка, они готовы всё нам продать, готовы работать где угодно в России или у себя, если мы им дадим заказы. Выгодное сотрудничество со всех точек зрения: самые дешёвые овощи и фрукты там, в Средней Азии, самые дешёвые мясо, шерсть, хлопок - всё там. И в царское время были изумительные отношения. Эти народы - кочевники, живут в степях, в пустыне, в горах, а города построили русские, и там русские промышленники, русская промышленность, русские чиновники. Они с удовольствием привозили товары на базары, и даже базар назывался русским в Ашхабаде, русский был базар, и они там всё продавали, мы всё у них покупали, всё шло в Россию, и были тишина и покой. Но далеко на севере 25 октября 17-го года безумный Ленин совершает эту страшную революцию - и всё поломали там. Они любят русских - им говорят: русские эксплуататоры, Россия - тюрьма народов, вас зажимали. Они не поняли, но поверили: хорошо, выгоняем русских. Но приходят красные комиссары... Они говорят: "Что ж так? Вы же нам сказали, что теперь независимость, свобода!" Да как приходят-то? Шашки наголо, Фрунзе ведёт красные кавалеристские дивизии и Будённый, и в крови, до 36-го года в крови они подавляли сопротивление среднеазиатских народов. Конечно, у этих народов осталось чувство ненависти. Куда они ушли? Ушли в северный Афганистан, весь северный Афганистан - это наши узбеки, туркмены, таджики и так далее. Единственное выступление было в царский период, коммунисты, - в 16-м году: объявляется мобилизация в Средней Азии, причём не воевать, а в тыловые службы, ведь одна же страна, Российская Империя, - не хотят! И правильно. Фракция ЛДПР внесла в Думу законопроект: кто не хочет, пусть даёт деньги, мы других найдём, кто будет служить, они бы заплатили деньги, и мы бы ребят мобилизовали в другом месте. Ну не хотят из дальних киргизских аулов ехать в какую-то Европу воевать с какой-то Германией - им это непонятно. Как нашим ребятам было непонятно, что мы делали в Афганистане, кого мы там защищали, за что мы там воевали. И даже не было понятно, что мы делаем в Чечне. Среднюю Азию надо беречь: они все к нам вернутся. Туризм там великолепный. Зачем едут наши люди в арабские страны? Самарканд, Бухара, Хива, Ургенч - лучшие памятники Средних веков, огромные хорошие базары, фрукты дешёвые, в гостиницах обслуживание великолепное, там вы купите дублёнки, изделия из кожи, из замши, из хлопка - всё-всё копейки стоит, но все едут почему-то в Дубай, Хургаду, куда-то далеко летят. А здесь ближе, и здесь все знают русский язык. Иссык-Куль - отдыхайте там, такой жемчужины больше нету: песочек, великолепное озеро, чистота, никаких акул, все по-русски говорят, кругом дешёвое питание, - нет, опять самолётами миллионы летят туда, где их насилуют, грабят, издеваются, травят! Вот кто у нас это делает? Министерство по делам туризма, министр Мутко. В этом проблема. Поэтому Среднюю Азию надо беречь, надо туда не спеша возвращаться. И ведь они зовут - вот в Киргизии "оранжевая революция", и Роза Отунбаева зовёт: помогите, Москва, спасите! Там проамериканский режим, а она обращается к Москве, понимая, что только Москва остановит кровопролитие, ей помощь нужна: там неизбежны столкновения - там узбеков больше всего, они доминируют, они захватили в своё время Самарканд и Бухару у таджиков. И там пограничные конфликты у всех - киргизы, казахи, поэтому там всегда будет, как на Балканах, размежевание. В царской империи им говорили: "Вы все подданные русского царя", в Советском Союзе говорили: "Все вы коммунисты Узбекистана, Киргизии, Казахстана", но вы поломали обе схемы: нет православной империи, нет Советского Союза - что взамен? Как их сплотить, по какому варианту? Им навязали русофобию, переписали учебники, не мы - американцы, Сорос и все остальные, поэтому сегодня надо им написать новые учебники, восстановить как было в старых: добрая Российская Империя, хороший Советский Союз. И сегодня мы им готовы помогать на выгодной основе: взамен - самое дешёвое мясо, дешёвые овощи, фрукты, дешёвый отдых, дешёвый туризм и всё остальное, никакой помощи из кармана впустую. Здесь акты правовые, мы понимаем, дипломаты могут лишь просить документы ратифицировать, правовое обеспечение нужно, хотя, возможно, многие соглашения и не будут задействованы, и, дай бог, из Афганистана всё-таки уйдут американцы. Хотя Барак Обама уже заявил, что он не будет баллотироваться, не надо импичмента, Обамы не будет - его накажут за уход отовсюду, за то, что он не разбомбил Иран, за то, что пытается вывести войска из Ирака и Афганистана, придёт новый человек типа Джона Маккейна - будет лёгкое обострение, но потом снова придёт новый Барак Обама. А мы должны вернуться в Среднюю Азию, там у нас могут быть самые плодотворные отношения - вот тогда, может быть, Кавказ и увидит, как хорошо Средней Азии с Россией, и, может быть, на Кавказе тоже найдутся добрые руководители, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Багдасаров, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, нет более важного вопроса, чем военная безопасность, но мы зачастую его игнорируем, уделяем больше времени в Думе экономике, ещё чему-то, делаем вид, что у нас всё будет хорошо. Так ли всё хорошо? Вот, касаясь этого документа, ссылаются на Киргизию. А что, собственно, мешало нам вот без этих дополнений к договору принять меры по Киргизии? Да ничего! Что дают эти новые изменения? Да ничего не дают! При отсутствии политической воли всё равно не будет ничего решаться. Я не просто так поднял вопрос о консенсусе, я четыре года твержу здесь, что, пока будут искать консенсус, решения не будет, потому что тот же Узбекистан будет блокировать все наши возможности в Средней Азии, это очевидная вещь. Поэтому пока не будет у нас нового соглашения по ОДКБ, исключающего консенсус, все эти документы будут пустые и ничего не будут значить. Я вам скажу более того, может быть, вы помните, как наш главнокомандующий, президент страны, давал по телевидению на всю страну министру обороны господину Сердюкову команду во время киргизских событий, на которые здесь ссылаются, принять меры по защите граждан Российской Федерации. Были приняты меры? Не были приняты меры, никаких мер не было принято! Мало того, у нас была возможность... Кстати, я сделал запрос тогда в МИД, и мне пришёл официальный ответ, что, по имеющимся в МИДе данным, за время беспорядков погибли два гражданина России и несколько были ранены. А мы с вами принимали здесь поправку к закону "Об обороне". Вы не забыли это, нет? Можно вопрос? А зачем мы это принимали? Дальше пошли. Нам говорят, что Президент Кыргызстана испугалась и сказала: "Давайте входите". Мы давно видим, что американцы хотят в Баткен, в Ош. Вот нам говорят: входите. Ведь, войдя туда, мы бы защитили свои собственные интересы, закрыв так называемое алайско-баткенское направление, и не было бы того огромного наркопотока, который сейчас есть, и не было того, что директор Федеральной службы безопасности на пресс-конференции уже официально признаёт, по сути, наличие второго фронта, наличие центральноазиатских организаций террористического характера на территории России. Но мы ведь этого не сделали. Я писал письма многочисленные, не запросы, письма - мне отвечают: нас пытались там куда-то втянуть. На самом деле интеллектуальный уровень Министерства обороны, Генерального штаба - я уже это говорил и буду говорить - предельно низок. Там отсутствуют люди, хорошо и глубоко, как, кстати, и в Министерстве иностранных дел, если уж откровенно говорить... Если я вам зачитаю ответы и оттуда, и оттуда на письма, вы долго будете смеяться. Они не понимают происходящих там событий, у них примитивное понятие, а в основе лежит: давай напишем, что не будем делать, да и всё. Ведь если делать, надо же отвечать. А зачем? Ведь там ничего не заработаешь, извините за откровенность, кроме головной боли. Безопасность страны... Да это же не бюджет, это же не какие-то там дела, как-нибудь пронесёт. Вот основа. Пока вы не внесёте закон, предусматривающий исключение консенсуса, вообще все документы по ОДКБ, извините меня, выеденного яйца не стоят. Посмотрите, у нас сейчас проводят учения в Центральной Азии. Разрекламировали их: танки ездят, всё стреляет, всё свистит и пылает. А я сижу и думаю: и против кого они собираются воевать, где такая тактика, чтобы идиоты-террористы в количестве нескольких тысяч человек пошли в открытый бой против современных армий? Потом думаю: нет, они, наверное, всё-таки умные, потому что берут за основу события, произошедшие в 99-м и в 2000 годах, когда с территории Таджикистана, а не Афганистана на территорию Узбекистана, в Сурхандарьинскую область, несколько сот боевиков проникло и на территорию Баткенской области Кыргызстана с попыткой вхождения в Ферганскую долину через кокандско-маргиланское направление тоже несколько сот проникло, и тогда наша авиация даже принимала участие. Между прочим, это два государства ОДКБ, а не СНГ. Кстати, это был как ответ на действия узбекской стороны, на вторжение в Согдийскую область Таджикистана. Поэтому я не просто эти вопросы задал. Вы хотя бы полистайте какую-то историю взаимоотношений стран СНГ, ОДКБ, я уж не говорю о других направлениях. Наверное, они думают, что опять так будет. Не будет так! Выработана совершенно другая тактика, другая стратегия действий группировок, и она уже осуществляется. Суть её в проникновении небольшими группами на территорию государств Центральной Азии, непосредственно в наиболее густонаселённые части, в частности в Ферганскую долину, установление контакта с действующей властью и укрепление своей власти, а в день "икс" - организация массового мятежа. И как мы будем воевать? "Смерчами", танками и артиллерией, что ли? Слушайте, это анекдот. Это говорит о том, что люди, которые это планируют и которые это делают, не имеют об этом ни малейшего представления или думают, что, дай бог, пронесёт, а завтра другой министр обороны будет, другой начальник Генерального штаба будет, другое руководство МИДа будет. Не будет! И мы с вами будем нести ответственность. Правильно сказал господин Селезнёв: а что мы тут имеем? Вы ему говорите: а чего мы там... Извините меня, мы говорим таджикской стороне: а можно мы войдём на Памир, можно мы войдём на другие участки границы и защитим наш народ, народ России, от массового вымирания от наркотиков, от терроризма? Нам отвечают: нет, мы тут охраняли и будем охранять, и нам будут помогать американские советники. Нетрудно представить, как они будут помогать, учитывая северное направление наркотрафика и прочих террористических угроз. Имеются многочисленные факты, это вы знаете, что американцы преднамеренно создают условия для перехода Пянджа, перехода в сторону северного направления своих группировок. Вы говорите: вот закончится антитеррористическая операция, и "Манас" уберут. Но "Манас" уже служит базой, с территории которой осуществляется против России радиоэлектронная разведка - раз, агентурная разведка - два, а по некоторым данным, и переброска наркотиков по короткому пути. А вы говорите: вот когда в Афганистане прекратится, они оттуда уйдут, когда - мы не знаем, но, может быть, когда-то уйдут и так далее. Я считаю, что отношение к нашей национальной безопасности здесь предельно несерьёзное, предельно, я бы сказал, дилетантское во многих отношениях. Я задаю вопрос: "Может быть конфликт между государствами ОДКБ?" - "Таджикистан подписал соглашение? Подписал. Узбекистан подписал? Подписал". Но мы прекрасно знаем характер господина Каримова, мы прекрасно знаем, что из себя представляет Рахмон. Если завтра они сцепятся, кому будем помогать? Они уже сцепились в экономическом, в идеологическом плане, и в военном у них уже есть совместный опыт столкновений. Так что, нам ещё ожидать?.. Уже было! Нам надо ждать рецидива, понятно, и тогда на Россию возложится какая задача - мирить, что ли, мы их будем или что будем делать? Я считаю, что данное соглашение не жалко ратифицировать. В конечном счёте меньше чем за четыре года тут ратифицировались такие соглашения... ещё хуже, чем это. Ну, будет ещё одно соглашение. Но пора подумать очень серьёзно. И ещё я вам скажу, что у нас сейчас эпоха локальных войн - одна война заканчивается, другая начинается, одновременно идут, - войн, которые показали, что в этих войнах многое зависит от военной разведки. А что у нас происходит с военной разведкой? (Я хотел об этом сказать в закрытом режиме.) Позорище! Полностью уничтожается! Я ссылаюсь на средства массовой информации, зафиксируйте, ссылаюсь на СМИ. СМИ утверждают, что скоро не будет главка, а будет управление и пятидесяти - семидесятипроцентное сокращение. Я спрашиваю: а как же вы собираетесь воевать в горно-лесистой местности? Поднимите руку кто-нибудь, кто был в этом регионе. Одна рука. Ну, я не знаю, думаю, что так высоко вы не забирались, как я. Вот Валентин Александрович, бывший секретарь ЦК КПСС, знает, где я был и с кем, у него до сих пор кассета есть. И как же вы собираетесь без подготовленных кадров, без людей, способных анализировать ситуацию, без людей, способных брать на себя ответственность, проводить там какие-то мероприятия по отражению агрессии? А ведь сейчас снова заговорили некоторые наши высокопоставленные представители в военно-политических блоках на Западе, что армада талибов не сегодня-завтра вторгнется и рванёт чуть ли не до Москвы, а мы будем... Бред полный! Надо таких людей в сумасшедший дом определять сразу, потому что от них очень большой вред. На самом деле опасность такого соглашения заключается ещё и в следующем. Действительно, по истечении какого-то времени я не исключаю выход движения "Талибан" на Пяндж, Амударью и отроги Копетдага, и таджикское руководство, узбекское руководство будут помогать своим соплеменникам. И вот тогда, помогая соплеменникам, - а мулла Омар в своём обращении к государствам ШОС уже сказал, что они не будут вмешиваться во внутренние дела никакого государства, если в их внутренние дела не будут вмешиваться, - они будут вынуждены наносить ответный удар, и наши войска втянутся в войну, спровоцированную узбекским, таджикским руководством, глубоко коррумпированным, глубоко антироссийским. Это нам надо? Для сравнения приведу пример. В 90-х годах, когда на девятисоткилометровую туркмено-афганскую границу вышло движение "Талибан", мудрый, ныне покойный, царство ему небесное, Сапармурат Ниязов, Туркменбаши... не было ни одного выстрела, всё было по миру, потому что Туркменбаши дал команду полевым командирам туркменским на той стороне отрогов Копетдага подчиниться власти в Кабуле. Но этого не сделает ни Каримов, ни Рахмон. И тут надо будет очень хорошо подумать, как бы нам с вами, уважаемые люди, не втянуться в эту войну и с учётом - я тут как-то выступал, вы знаете, - опыта ведения боевых действий на Кавказе не потерять там своих людей практически ни за что. Вот пока мы не будем на Памире сами охранять свою границу, никаких соглашений подобных нельзя ратифицировать. Это же очевидная вещь, это неподготовленный документ, это политически "ура-ура, гони гусей", извините за откровенность. Хотелось бы, чтобы попрофессиональней и Минобороны, и МИД относились к подобным документам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом у докладчика? Нет. У содокладчика? Также нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6745 по 6761 из 8662
Пункт 6 - "О ратификации Протокола..."... А, ну да, я не зачитываю. Голосуется пункт 6, это ратификация. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 48 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается.