Заседание № 58

12.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 59782-4 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (дополнение кодекса статьей 6.15 "Допущение случаев (попустительство) незаконного оборота или незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов в помещениях, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4197 по 4409 из 7189
Пункт 27, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад        
представителя Законодательного Собрания Иркутской области Валентина Ефимовича   
Межевича. Он здесь? Нет Межевича? Отмечаем.                                     
                                                                                
Поехали дальше. Уважаемые коллеги, пункт 28, о проекте федерального закона "О   
внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях      
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Ямало-Ненецкого           
автономного округа Александра Вадетовича Евая. Он здесь? Нет. Отмечаем.         
                                                                                
Я обращаю внимание представителей субъектов Федерации: с таким трудом мы        
включаем в повестку дня рассмотрение вопросов и почему-то докладчиков здесь     
нет. Если есть депутаты от этих территорий, попросил бы вас контролировать.     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 27, пожалуйста, вернулись.                          
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Ефимович. Член Совета Федерации, я так понимаю, от         
Иркутской области. Да?                                                          
                                                                                
МЕЖЕВИЧ В. Е., представитель Законодательного Собрания Иркутской области,       
член Совета Федерации.                                                          
                                                                                
Извините, пожалуйста, за минутное опоздание.                                    
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Законопроект, предлагаемый к рассмотрению, направлен на воспрепятствование      
росту наркотизации, получившей значительное распространение в местах отдыха     
молодежи. В российском законодательстве предусмотрена ответственность за        
незаконный оборот наркотиков, за их пропаганду, но нет ответственности за       
бездействие при распространении. Имеющихся норм явно недостаточно.              
                                                                                
Одним из факторов, влияющих на рост наркотизации, безусловно, является          
достаточная легкость приобретения наркосодержащих средств в местах отдыха и     
развлечения молодежи. В ночных клубах, дискотеках, игровых клубах наркотики     
становятся частью клубной культуры, а владельцы увеселительных учреждений       
заинтересованы в большем количестве клиентов и зачастую закрывают глаза на      
необходимость искоренения этого зла на своей территории.                        
                                                                                
В связи с этим Законодательное Собрание Иркутской области предлагает            
дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях       
статьей, устанавливающей ответственность юридических лиц, частных               
предпринимателей за допущение незаконного оборота наркотиков в помещениях,      
используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса и          
развлекательного бизнеса. Предлагается налагать штраф в размере от тридцати     
до сорока минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц и от ста до      
двухсот минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц. Считаем, что      
данная норма должна действовать не только на территории отдельных субъектов     
Федерации, но и на территории всей России и служить хоть и не радикальным, но   
дополнительным препятствием для роста наркотизации молодежи.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать инициативу Законодательного Собрания        
Иркутской области и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за            
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович.                               
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному                  
законодательству и государственному строительству Александра Николаевича        
Харитонова. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! По           
существу законопроекта следует сказать, что его цель вполне очевидна,           
проблема на сегодня актуальна и злободневна и требует решения, однако к         
рассматриваемому законопроекту имеется ряд претензий правового характера.       
Так, формулируемый состав административного правонарушения не конкретизирует    
объективную сторону проступка. Не указано, какие конкретные действия            
составляют попустительство незаконному обороту наркотиков или потреблению       
наркотических средств или психотропных веществ. Предлагаемая редакция статьи    
предполагает возможность применения административного наказания не за           
активные действия, нарушающие установленные правила, а за бездействие,          
которое может иметь место в силу тех или иных обстоятельств, что не исключает   
возможность необоснованного привлечения к административной ответственности.     
                                                                                
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О наркотических    
средствах и психотропных веществах" понятие "оборот" охватывает следующие       
действия: культивирование растений, разработка, производство, изготовление,     
переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация,                
распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию       
Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации,       
уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. То    
есть это всё включают в оборот наркотических средств. Представляется, что       
некоторые из перечисленных действий никак не могут быть совершены в помещении   
или на территории, используемых для осуществления предпринимательской           
деятельности в сфере торговли (услуг), игорного и развлекательного бизнеса.     
                                                                                
Также следует отметить, что привлечение к ответственности за указанное          
правонарушение должностных лиц не соответствует требованиям статьи 2.4          
кодекса, в соответствии с которой должностное лицо подлежит административной    
ответственности в случае совершения им административного правонарушения в       
связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных             
обязанностей, к которым вряд ли может относиться допущение случаев              
(попустительство) незаконного оборота или незаконного потребления               
наркотических средств или психотропных веществ.                                 
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу, и получен отрицательный ответ.         
Комитет предлагает отклонить законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Есть у Тамары Васильевны     
Плетнёвой.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к представителю Законодательного Собрания          
Иркутской области.                                                              
                                                                                
Уважаемый Валентин Ефимович, я согласна с вами, что вопрос действительно        
животрепещущий. Но вот мой первый вопрос, после того как я прослушала ваш       
доклад: а как предприниматель будет это делать? Он что, сам должен проверять    
на входе всех, кто заходит, что они несут? Это ведь функция не                  
предпринимателя. Может быть, нам можно будет прописать во втором чтении в       
этом законопроекте, кто отвечает? Может, служба безопасности там должна быть.   
Потому что по функциям мы не можем их обязать это делать. И это просто          
невозможно, на мой взгляд.                                                      
                                                                                
МЕЖЕВИЧ В. Е. Вот вы абсолютно правы, что назвали одну из структур, которая     
могла бы этому противодействовать. Как правило, такие заведения обладают        
весьма внушительными службами безопасности, но они следят за совершенно         
другим порядком. То есть их никогда не обвинишь в том, что они, так сказать,    
организовали этот оборот наркотиков. Нет, они просто не обращают внимания,      
потому что не они организовали, у них нет никакой ответственности.              
                                                                                
Вы знаете, процедуру, так сказать, закрепления правонарушения, процедуру        
рассмотрения исков по нему - это всё можно прописать, на наш взгляд, в          
региональных актах, чтобы не перегружать Кодекс об административных             
правонарушениях. Но у нас есть пример. В городе Москве с 1999 года такой        
закон действует. Последние изменения в него внесены в сентябре 2004 года. Мы    
понимаем, что впервые, так сказать, эта беда, и наиболее остро, именно в        
Москве проявилась, а теперь она дошла до регионов. Мы понимаем, что мы в        
соответствии со статьями 72 и 76 Конституции можем тоже такой закон у себя в    
регионе издать. Но хотелось бы, чтобы эта рамочная норма - возможность          
наложения такого административного штрафа - присутствовала в Кодексе об         
административных правонарушениях. А вот сами процедуры мы можем доверить        
региональным законодателям, чтобы они приняли свои законы и, так сказать,       
определили, кто и как фиксирует нарушение и какие права возникают.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет вопросов больше? Пожалуйста, депутат Кузнецов. К кому вопрос? Потом мы      
решим, продлеваем время или голосуем. Пожалуйста, Виктор Егорович Кузнецов.     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я тоже хотел бы задать вопрос представителю Законодательного     
Собрания Иркутской области.                                                     
                                                                                
В такой постановке умысел участия, причастность, вообще говоря, владельцев      
этой структуры к распространению наркотиков нужно доказывать тогда. Вы-то       
предлагаете, чтобы просто ответственность появилась и всё. А умысел как         
доказывать? Тогда владельца можно подставить в любой ситуации.                  
                                                                                
МЕЖЕВИЧ В. Е. Вот если будет умысел, то у нас законодательство на эту тему      
уже существует. Это уже уголовное наказание.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Есть еще вопрос.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Васильеву Владимиру Алексеевичу.                  
                                                                                
Ваш вопрос, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия".                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вот какой вопрос. Вы привели в пример московский закон, а вам вообще     
известны результаты действия этого закона: сколько оштрафовано и как он         
вообще применяется, как он работает? Вот если вам это известно, то,             
пожалуйста, скажите.                                                            
                                                                                
МЕЖЕВИЧ В. Е. К сожалению, у меня такой статистики нет, но действенность        
этого закона, его необходимость подтверждается тем, что последние изменения в   
него внесены, я подчеркиваю, в сентябре 2004 года. Значит, он работает.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, два часа ровно, мы должны продлить     
время работы хотя бы на несколько минут. Нет больше вопросов, я так понимаю?    
Нет. Давайте продлим время работы для голосования по этому законопроекту. Нет   
возражений? И для рассмотрения трех протокольных поручений. Я скажу о них, на   
это одна минута потребуется, и на то, и на другое, поверьте мне.                
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продолжаем работу.                                                              
                                                                                
Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменений и     
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"   
в первом чтении?                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               78 чел.17,3%                                     
Проголосовало против           12 чел.2,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят.