Заседание № 186

26.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 596865-6 "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1435 по 2305 из 7654
Уважаемые коллеги, мы переходим к рассмотрению пункта 3 - это проект            
федерального закона "О ратификации Договора о Евразийском экономическом         
союзе". Совет Думы предлагает следующую процедуру рассмотрения этого проекта    
федерального закона: доклад официального представителя президента - до семи     
минут; содоклад председателя комитета по делам СНГ - до пяти минут; далее       
обсуждение - по два вопроса от фракции к любому из содокладчиков, всего         
восемь вопросов; выступления представителей фракций - до семи минут; по         
итогам обсуждения - заключительное слово официального представителя             
президента и председателя комитета.                                             
                                                                                
Коллеги, есть ли возражения против такого порядка рассмотрения?                 
                                                                                
Федоткину включите микрофон.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Александр Дмитриевич, вот сегодня я буду выступать от фракции    
и покажу на цифрах, что мы из раза в раз говорим об одних и тех же ошибках, -   
ну когда-то нам надо, наверное, эту болезнь исправить! И давайте не будем в     
профанацию превращать такой серьёзнейший вопрос, как распределение денег,       
народных денег в бюджете! Всё-таки я прошу поставить мой вопрос на              
голосование. Я понимаю, Совет Думы - это Совет Думы, но давайте сегодня не      
ограничиваться рамками обсуждения бюджета 2013 года: всё-таки много             
профессионалов в зале, пусть все выскажутся, чтобы будущий бюджет был не        
такой, как бюджеты этого года или прошлого года. Мы на одни и те же грабли      
наступаем из раза в раз!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, повнимательнее, пожалуйста,          
слушайте: мы сейчас обсуждаем вопрос ратификации Договора о Евразийском         
экономическом союзе, а не вопрос об утверждении отчёта об исполнении бюджета.   
                                                                                
Если нет других возражений, мы утверждаем эту процедуру рассмотрения. И я       
предоставляю слово для доклада официальному представителю Президента            
Российской Федерации заместителю министра экономического развития Алексею       
Евгеньевичу Лихачёву.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы,        
участники заседания! Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан     
29 мая 2014 года президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и       
Республики Казахстан, это событие действительно является ключевым в             
евразийской интеграции.                                                         
                                                                                
Договор представляет собой базовый документ, определяющий договорённости трёх   
стран по созданию Евразийского экономического союза, и знаменует переход к      
следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства         
стадии интеграции. Данный всеобъемлющий документ закладывает основу для         
будущего многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих неразрывные   
культурные, исторические и экономические связи. В необычайно короткие сроки     
по сравнению с другими интеграционными объединениями удалось выполнить          
огромную по масштабам работу.                                                   
                                                                                
Отмечу, что в ходе разработки договора была решена одна из важнейших задач -    
задача по формированию единого документа, удобного для использования, и в       
первую очередь для бизнеса. Подчеркну, что работа велась с учётом мнений        
ведущих промышленных объединений, таких как РСПП, Торгово-промышленная          
палата, "Деловая Россия", и в случае принятия решений имплементация             
продолжится также во взаимодействии с деловыми кругами.                         
                                                                                
Структурно договор состоит из институциональной и функциональной частей,        
всего это 28 разделов и 118 статей, помимо того, 33 приложения к договору,      
которые являются его неотъемлемой частью, конкретизируют и расширяют            
положения статей договора.                                                      
                                                                                
Институциональная часть договора определяет правовой статус союза, основные     
цели, принципы, компетенцию и право союза, органы, бюджет союза, регулирует     
другие общие вопросы. Принципиально важно отметить, что в институциональной     
части впервые определяется международно-правовой статус союза как               
международной организации региональной экономической интеграции, обладающей     
международной правосубъектностью, исходя из этого союз может проводить свою     
внешнеторговую политику и заключать договоры с третьими странами.               
                                                                                
Функциональная часть закрепляет базовые договорённости по отдельным             
отраслевым направлениям, таким как таможенно-тарифное регулирование,            
внешнеторговая политика, техническое регулирование и санитарные меры,           
макроэкономическая и валютная политика, регулирование финансовых рынков,        
регулирование сферы услуг и инвестиций, конкурентная политика и естественные    
монополии, энергетика, транспорт, государственные закупки, интеллектуальная     
собственность, промышленность, сельское хозяйство, вопросы трудовой миграции.   
                                                                                
Основу договора составили действующие соглашения Таможенного союза и Единого    
экономического пространства, которые были переработаны, дополнены,              
систематизированы, в том числе приведены в соответствие с нормами и правилами   
ВТО. Всего было кодифицировано около ста документов. Одновременно               
нормативно-правовая база союза была существенно расширена за счёт включения     
новых тем и направлений интеграционного строительства, по которым ранее не      
было договорённостей, усилена в первую очередь экономическая составляющая       
союза. На наш взгляд, значительным плюсом договора является продвижение по      
пути формирования единых рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.       
                                                                                
Особенно хотелось бы выделить договорённости по переформатированию под новые    
задачи систем и функций союза. Введены понятия Высшего совета,                  
Межправительственного совета, Суда Союза, который будет находиться в Минске.    
Мы исходим из того, что Евразийская экономическая комиссия будет продолжать     
свою деятельность в Москве.                                                     
                                                                                
Значимой новацией является переход к формированию единого рынка услуг, в том    
числе и через взаимное признание разрешительных документов. Кроме того,         
предусмотрена поэтапная гармонизация в сфере финансовых рынков с постепенным    
движением к созданию наднационального финансового регулятора. Согласованы       
дата и место расположения наднационального органа - это город Алматы.           
                                                                                
Важнейшей новацией стали принципиальные договорённости о проведении союзом      
согласованной, а в ряде случаев единой политики в разных сферах экономической   
деятельности: макроэкономике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте,   
в том числе по таким видам транспорта, как водный, воздушный и автомобильный,   
- это договорённости, которых не было ранее в ЕЭП и Таможенном союзе. Впервые   
стороны договорились проводить согласованную политику в сфере защиты прав       
потребителей на территории союза. Также поэтапно наши страны будут двигаться    
к единым энергетическим рынкам, общим рынкам лекарственных средств и            
медицинских изделий.                                                            
                                                                                
На качественно новый уровень выходит сотрудничество в области трудовой          
миграции - теперь трудящиеся одного государства союза на льготных условиях      
имеют возможность осуществлять трудовую деятельность в другом государстве не    
только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также      
предусматривается большая защищённость трудящихся из государств союза за        
счёт решения вопросов социального и медицинского страхования, автоматического   
признания дипломов и прочих мер.                                                
                                                                                
Обращу внимание, что в договоре чётко зафиксировано, что союз открыт для        
вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях,   
согласованных государствами-членами. Также предусмотрена возможность            
получения заинтересованными государствами статуса наблюдателя при союзе.        
Надеюсь, что эти статьи заработают в самое ближайшее время.                     
                                                                                
В целом введение договора в действие с 1 января 2015 года закладывает           
правовую основу для нового этапа интеграции. Меры, предусмотренные договором,   
позволят значительно расширить и углубить сотрудничество государств-членов,     
будут способствовать дальнейшему развитию кооперационных связей между нашими    
странами, предприятиями, повышению конкурентоспособности товаров и услуг,       
производимых на Едином экономическом пространстве. Это станет генератором как   
развития внутри союза, так и более конкурентного позиционирования наших         
экономик на мировом уровне.                                                     
                                                                                
Вступление в силу договора обусловит интенсификацию работы как над рядом        
международных соглашений, так и над нормами внутреннего законодательства.       
Хотелось бы поблагодарить депутатов Государственной Думы за парламентское       
измерение в части уже проделанной работы, а Комитет по делам СНГ, евразийской   
интеграции и связям с соотечественниками - за большой вклад в копилку           
евразийской интеграции. Разрешите выразить уверенность, что и на дальнейших     
этапах конструктивное и крайне результативное взаимодействие правительства и    
депутатского корпуса в этом направлении сохранится.                             
                                                                                
Прошу, уважаемые депутаты, поддержать законопроект "О ратификации Договора о    
Евразийском экономическом союзе".                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств,     
евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Эдуардовича        
Слуцкого.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы     
ратифицируем, без преувеличения, исторический документ. Вслед за Таможенным     
союзом и Единым экономическим пространством мы вступаем в новый этап            
интеграции - начинает действовать Евразийский экономический союз.               
Действительно, это не только экономическая интеграция, этот проект имеет        
большое значение и в цивилизационном смысле. Мы воздаём должное Нурсултану      
Абишевичу Назарбаеву, Президенту Республики Казахстан, как патриарху            
евразийской интеграции на современном этапе, - в 94-м году в аудитории          
Московского государственного университета он выступил с идеей Евразийского      
экономического союза, а в октябре 2011 года в газете "Известия" в своей         
статье "Евразийский союз: от идеи к истории будущего" он дал стратегическое     
видение развития евразийского проекта.                                          
                                                                                
Помимо экономической интеграции в ближайшее время на евразийском пространстве   
появится и единое образовательное пространство, и единое информационное         
пространство и, конечно, евразийская межпарламентская ассамблея, а затем        
полнокровный евразийский парламент, по аналогии с Европейским союзом.           
Когда-то Маастрихтским договором он был создан лишь как вывеска, точнее, как    
оболочка, куда первые субстантивные кирпичики, включая европейский парламент,   
стали закладываться лишь в 93-м году, когда Европа начала создавать общий       
рынок, но общий рынок, если проецировать его на евразийский проект, и есть      
наше Единое экономическое пространство, поэтому надеюсь, что уже в скором       
будущем евразийская межпарламентская ассамблея будет действовать как единое     
пространство безопасности, в качестве которого мы сегодня позиционируем         
Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Евразийский проект     
становится мощным проектом в геополитическом смысле, и уже сегодня о желании    
присоединиться к нему заявили ряд стран постсоветского пространства. 9          
октября на встрече глав государств в Минске будет подписан, мы на это           
надеемся, документ о присоединении к нему Республики Армения, на очереди        
Кыргызстан, где интенсивно идёт работа над "дорожной картой". Также об          
интересе к евразийскому проекту заявил ряд других стран, не только              
постсоветского пространства.                                                    
                                                                                
Евразийская интеграция, безусловно, имеет экономический базис, и Евразийский    
экономический союз будет одним из мощных игроков на мировом экономическом       
пространстве в двадцать первом столетии, он начинает своё форсированное,        
быстрое шествие по Евразийскому континенту. Вместе с тем мы понимаем, что       
формирование мировой политической архитектуры, которое происходит сейчас на     
наших глазах, невозможно без экономики, и, конечно, создание столь мощного      
регионального экономического объединения будет фактором обратной связи,         
позитивной обратной связи для формирования региональной и затем мировой         
политической архитектуры.                                                       
                                                                                
Сегодня Евразийский экономический союз - это главный раздражитель для тех,      
кто пытается создать однополярную мировую архитектуру с гегемонией одной        
державы, однополярную архитектуру, которая, к сожалению, выстроена на крови -   
мы видели это в бывшей Югославии, в Ираке, в Ливии и сейчас видим на Украине.   
Недаром братоубийственный гражданский конфликт на Украине начался именно с      
отказа Януковича в преддверии ноябрьского саммита "Восточное партнёрство" в     
Вильнюсе от ассоциации с Европейским союзом. Перед Вашингтоном тогда замаячил   
призрак вступления Украины в Таможенный союз, её присоединения к евразийскому   
проекту, и именно это в рамках известной парадигмы Бжезинского, что Россия      
вместе с Украиной - сверхдержава, без неё - наоборот, стало пугающим фактором   
для наших стратегических оппонентов.                                            
                                                                                
Но их чаяниям не суждено сбыться: Евразийский экономический союз будет          
запущен, Евразийский экономический союз станет, возможно, главным               
препятствием на пути построения на планете однополярного миропорядка. Сегодня   
мы говорим о том, что в Москве начинается процедура ратификации, затем она      
продолжится в Минске, в Астане и, надеемся, завершится до встречи глав          
государств в Минске 9 октября.                                                  
                                                                                
Мы вступаем в эпоху Евразийского экономического союза, хочу всех с этим         
предварительно поздравить, пожелать нам консолидированного голосования и        
продолжения тесного сотрудничества на ниве евразийской интеграции.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, прежде чем мы приступим к процедуре вопросов и ответов, хочу вас       
проинформировать, что у нас в правительственной ложе находится председатель     
Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Борисович Христенко,         
поэтому, если по ходу обсуждения возникнут какие-то вопросы, он тоже может      
подключиться к нашей дискуссии.                                                 
                                                                                
От фракции КПРФ вопрос. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, что вы подсказали, я как раз Виктору Борисовичу и     
хотел задать вопросы.                                                           
                                                                                
Уважаемый Виктор Борисович, учитывая, что вы председатель коллегии              
экономической комиссии в нашем ЕЭС, скажем так, в Евразийском экономическом     
союзе, скажите, пожалуйста, есть ли в планах на ближайшее будущее создание      
наднациональной валюты, дабы не привязываться дальше к пустому доллару и        
евро?                                                                           
                                                                                
И второй вопрос. Как мы обойдём негативные моменты закона "О техническом        
регулировании", которые, с моей точки зрения, привели, в общем-то, к            
отставанию технологических отраслей?                                            
                                                                                
ХРИСТЕНКО В. Б., председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии.      
                                                                                
Что касается первого вопроса. Та правовая база, которая сегодня используется,   
и та правовая база, которая создаётся Евразийским экономическим союзом,         
точнее, договором о его создании, не предполагают валютный союз, это            
следующая фаза, следующая ступень экономической интеграции, которая в           
договоре не прописана. Вместе с тем в договоре впервые достаточно чётко         
прописана дорога к формированию общих и даже единых финансовых рынков, или      
рынков финансовых услуг, по всем направлениям, как господин Лихачёв уже         
сказал в своём докладе, с фиксацией на 2025 год выхода на решение вопроса по    
единому финансовому регулятору. Подобного рода унификация системы               
регулирования финансовых рынков является абсолютно необходимым элементом не     
только для создания системы доверия, но и для того, чтобы можно было реально    
обсуждать вопрос о следующей фазе интеграции, о возможности создания            
валютного союза.                                                                
                                                                                
Так что ответ вот такой, состоящий из двух частей. Эта тема не является         
напрямую темой повестки дня, но, с другой стороны, основания для того, чтобы    
двигаться в направлении унификации деятельности на финансовых рынках, и         
возможности для создания валютного союза закладываются.                         
                                                                                
Что касается технического регулирования. Если говорить о законе "О              
техническом регулировании", то на сегодняшний день зона технического            
регулирования всё в большей степени становится зоной наднациональной            
деятельности, в первую очередь наднациональной деятельности по созданию         
нормативной базы. Сегодня принято уже 34 регламента, большинство из которых     
вступило в силу. Эти регламенты являются едиными для всех трёх стран - членов   
союза, и в этом смысле создание новой правовой среды в сфере технического       
регулирования происходит, так сказать, в унифицированном виде. Это даёт шанс    
выйти за рамки национальных ограничений, которые фиксируются в национальном     
законодательстве, выйти за рамки отраслевого лоббизма. Шанс такой есть, но      
как мы им воспользуемся, зависит от доброй воли не только нашей комиссии, но    
и, конечно, трёх правительств. Зона технического регулирования всегда           
остаётся зоной больших споров, больших дискуссий по каждому техническому        
регламенту конкретно, и вы совершенно правы, что, с одной стороны, это          
элемент безопасности продукции для потребителя, с другой стороны, это элемент   
технологического развития и фиксации уровня технологического развития           
экономик наших стран, поэтому тут надо всем вместе всё равно, что называется,   
двигать этот паровоз, но уже на гораздо более широком пространстве.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соболев Виктор Васильевич от фракции ЛДПР, пожалуйста.                          
                                                                                
СОБОЛЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Евгеньевичу Лихачёву.                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, на каком языке будет вестись официальный          
документооборот между странами в рамках настоящего договора? И планируется ли   
в дальнейшем производить расчёты в рублях?                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Виктор Васильевич, официальным языком союза для         
проведения заседаний, переговоров, для нормативной базы, языком документов      
является русский язык. В то же время есть две крайне важные новации в союзном   
договоре, связанные с тем, что документы, подлежащие обязательному применению   
на территориях государств-участников, должны быть переведены на национальные    
языки. Эту работу будет проводить Евразийская экономическая комиссия в лице     
коллегии - обеспечивать точный и юридически значимый перевод всех               
регулирующих документов. Кроме того, в случае обращения в коллегию с            
заявлением на национальном языке ответ будет даваться как на русском языке,     
так и на языке заявителя.                                                       
                                                                                
Касательно расчётов в рублях. Конечно же, эта задача стоит как на уровне        
Единого экономического пространства, так и на уровне наших двусторонних         
торговых отношений с партнёрами по интеграции. Уверены, что в преддверии        
возможного перехода, о чём говорил Виктор Борисович, к единой валюте мы         
создали практически все условия для полнокровного использования национальных    
валют, и объём платежей в национальных валютах растёт. С учётом гармонизации    
нашего финансового рынка, перехода к единому рынку финансовых услуг, я думаю,   
более выгодно, более эффективно для наших экономических операторов будет        
использование национальной валюты.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костунов Илья Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСТУНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Тоже вопрос к Алексею Евгеньевичу.                                              
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, сегодня мы принимаем историческое решение о       
ратификации договора, который объединяет экономики наших стран, в том числе     
формируется единый рынок капиталов, но средняя процентная ставка по новым       
кредитам для юридических лиц в белорусских рублях составляет около 40           
процентов, в российских рублях - около 13 процентов; ставка рефинансирования    
составляет в Казахстане 5,5 процента, в России - 8,25, а в Белоруссии - 20      
процентов годовых, при этом на ключевые банки Казахстана и Белоруссии не        
налагаются финансовые санкции. Просчитывали ли в Минэкономразвития, как         
повлияет ратификация данного договора на уже единый рынок кредитования          
предприятий и потребительских кредитов для граждан?                             
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Собственно расчёты, естественно, велись в первую очередь под      
эгидой Министерства финансов, именно Минфин России отвечал за подготовку тех    
разделов договора, в которых прописывались этапы движения к единому рынку       
финансов, к единому валютному рынку до 2025 года. Очевидно, что сегодня         
существует ряд серьёзных различий в кредитных ставках, в акцизной политике, в   
налоговой, и наша задача - не просто максимально гармонизировать, но и к        
определённому этапу унифицировать все эти параметры. Задачу решить будет не     
просто, поскольку крайне велика чувствительность, в том числе и бюджетная,      
этих вопросов. Но действительно, сегодня мы реально говорим о некой             
конкуренции юрисдикций, в том числе и финансовых юрисдикций, в части            
привлечения большего количества экономических операторов - это та               
внутрисоюзная конкурентная борьба за потребителей финансовых услуг, в которую   
объективно вступают наши банки, и мы очень надеемся, что это приведёт к         
оптимизации сферы банковского обслуживания в Российской Федерации.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста.                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Борисовичу, если можно.                                 
                                                                                
Дело в том, что в рамках Межпарламентской Ассамблеи Евразийского                
экономического сообщества, сейчас упразднённой (надеюсь, временно), не был      
решён целый ряд социальных вопросов, в частности, вопросы о начислении          
трудовых пенсий на этой территории, о взыскании алиментов, о медицинской        
помощи трудовым мигрантам. Как сегодня будут решаться эти вопросы, в рамках     
каких механизмов?                                                               
                                                                                
ХРИСТЕНКО В. Б. Вопрос о трудовой миграции и о свободе движения рабочей силы    
является одним из четырёх краеугольных камней договора и собственно             
создающегося Евразийского экономического союза, поэтому вопросы, связанные с    
пенсионным, социальным, медицинским обеспечением именно трудовых ресурсов в     
договоре прописаны как в прямых нормах, так и в нормах, предполагающих выход    
на новые нормативные акты.                                                      
                                                                                
В частности, что касается пенсий, прописано создание нового соглашения о        
пенсиях, концепцию которого мы будем рассматривать буквально через две          
недели. Это соглашение будет обеспечивать прозрачную картину для всех граждан   
трёх стран, для их свободной работы на всей территории единого рынка рабочей    
силы союза, что будет означать, что у них будет полная ясность, как             
происходят пенсионные начисления в случае, допустим, работы гражданина          
Казахстана на территории России, Белоруссии и так далее.                        
                                                                                
Алименты - это немножко другая история, мы сейчас в первую очередь говорим о    
трудовом праве и обо всём, что связано с этим: о медицинском обслуживании, о    
социальном обслуживании и о пенсионном обслуживании - именно эти нормы          
сопровождают деятельность человека, предлагающего себя на едином рынке труда,   
а всё, что касается других социальных норм, пока не входит в сферу              
регулирования Договора о Евразийском экономическом союзе.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос всё равно к кому, кто ответит: Алексей             
Евгеньевич или Виктор Борисович.                                                
                                                                                
Конечно, документ исторический, принимать его надо, у него большое будущее,     
но вот что меня волнует. В документе записано, что сокращаются барьеры для      
перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. По разным оценкам, у      
нас уже сейчас от двенадцати до пятнадцати миллионов мигрантов, ежегодно        
увеличивается и число своих безработных, среди коренных жителей России. Это     
приведёт к снижению заработной платы. Как этот договор скажется на рынке        
труда, вы просчитывали последствия? Не приведёт ли он к росту безработицы и     
какие меры вы принимаете, чтобы этого не произошло?                             
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я думаю, что дополнительных опасностей, связанных с линейным      
ростом безработицы, договор не создаёт. Весьма немного граждан Казахстана       
работают у нас, в России, так как в Казахстане достаточно конкурентная          
ситуация и рабочая сила востребована. Что касается граждан Республики           
Беларусь, с учётом Союзного договора у нас вообще нет ограничений. В связи с    
этим мы считаем, что здесь дополнительных угроз в плане безработицы не          
возникает, а вот что касается возможности развивать кооперацию и создавать      
новые высокотехнологичные рабочие места, увеличивать производство, в том        
числе на совместных предприятиях, чтобы поставлять продукцию на экспорт, за     
пределы единой таможенной территории, - такие возможности союз даёт. Именно     
поэтому в целом, мы считаем, с точки зрения создания рабочих мест, с точки      
зрения востребованности рабочей силы, наоборот, создаются новые возможности     
для наших государств.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дегтярёв Михаил Владимирович, пожалуйста.                 
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Вопрос Виктору Борисовичу Христенко.                             
                                                                                
Событие, безусловно, эпохальное. Алексей Евгеньевич нам сказал, что вступить    
в союз могут любые страны, которые разделяют эти позиции. Вопрос следующий:     
могут ли в перспективе в Евразийский экономический союз вступить члены          
Европейского союза или государства, признанные ограниченным числом стран? Ну    
понятно, о ком речь идёт, - это и Абхазия, и Южная Осетия, и Приднестровье, в   
перспективе и Новороссия, возможно, ещё какие-то страны. Есть ли возможности    
для их присоединения в перспективе?                                             
                                                                                
ХРИСТЕНКО В. Б. Ну, формула, что членом Евразийского экономического союза       
может быть любая страна, которая не просто разделяет устремления и ценности,    
но готова взять на себя все обязательства, вытекающие из этого договора, - а    
пакет обязательств большой, - эта формула универсальная, и, по большому         
счёту, каждый может примерить её на себя.                                       
                                                                                
Отвечать, наверное, правильнее было бы на примере тех, кто сегодня по этому     
пути начал двигаться. Например, "дорожная карта" по присоединению Армении к     
Евразийскому экономическому союзу - это примерно двести сорок серьёзных         
этапов, которые страна должна пройти, прежде чем станет полноправным членом.    
Примерно такая же "дорожная карта" для Киргизии. Соответственно, это не         
просто изменение национального законодательства, это не просто ратификация      
всех документов, связанных с деятельностью Евразийского экономического союза,   
это и приведение в соответствие всех регулирующих систем - таможенной,          
ветеринарной, санитарной, фитосанитарной - в зоне технического регулирования,   
чтобы можно было исполнять нормы, которые будут имплементированы в              
законодательство.                                                               
                                                                                
Опять-таки, если рассуждать абсолютно теоретически, любая страна Европейского   
союза, правда, выйдя из Европейского союза, тоже может войти в Евразийский      
экономический союз, соответственно, и любая другая страна, готовая взять на     
себя эти обязательства, может стать его членом. Это не означает, что между      
Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом не может быть тесной      
взаимосвязи процессов, тесной гармонизации, в том числе и в плане создания      
особых преференциальных режимов, договор этого абсолютно не запрещает, то       
есть здесь достаточно широкая палитра, которая каждый раз... Собственно,        
когда кого-то в семью принимают, всё тоже зависит от абсолютно конкретных       
обстоятельств. Хотя, повторяю, общие нормы в договоре прописаны.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шрейдер Виктор Филиппович, пожалуйста.                    
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос Алексею Евгеньевичу.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, в какой мере создание Евразийского                
экономического союза решит проблему прекращения потока нелегальных товаров      
через нашу границу?                                                             
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Очевидно, что уже сейчас у нас граница унифицирована, я имею в    
виду, что единый таможенный контур России, Белоруссии и Казахстана              
администрируется по единому Таможенному кодексу Таможенного союза. Активно      
взаимодействуют таможенные службы, соответственно осуществляется                
информационное взаимодействие в отношении учёта товаров, пересекающих           
границу. В то же время, вы абсолютно правы, как через российскую границу, так   
и через границы наших соседей - партнёров по интеграции идут определённые       
объёмы и серого импорта, и товаров с незаконным таможенным декларированием.     
Что в связи с этим подразумевает Евразийский экономический союз? Мы считаем,    
что его инструменты, в частности раздел договора, связанный с таможенным        
администрированием, позволят гармонизировать деятельность таможенных служб,     
не только сделать едиными такие нормативные акты, как кодекс, внутренние        
законы о таможенном регулировании, но и сблизить правоприменительную            
практику. На наш взгляд, ключевой момент - это выход в последующем на единую    
информационную систему, выход на единую систему администрирования таможенной    
стоимости, выход на сближенные, а лучше - гармонизированные профили риска в     
работе таможенных органов. Всё это позволит закрыть те лазейки, те серые        
дыры, которые сегодня есть в единой таможенной границе.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доронин Сергей Александрович.                             
                                                                                
ДОРОНИН С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, в принципе мой вопрос практически похож на        
предыдущий: какие дополнительные меры ещё можно принять для защиты от           
контрафактной сельскохозяйственной продукции, которая сегодня проникает в       
Российскую Федерацию в основном через границу с Белоруссией? Мы все понимаем,   
что в связи с введением санкций страны Евросоюза испытывают серьёзные           
трудности, и есть данные о том, что сейчас Белоруссия закупает молоко по        
низким ценам в странах Евросоюза, перерабатывает его, а затем поставляет        
молочную продукцию из этого сырья в Российскую Федерацию.                       
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Сергей Александрович, спасибо вам за вопрос. Мы вчера подробно    
обсудили эту тему на заседании комитета, ваши коллеги там также этот вопрос     
поднимали. Поскольку у нас сжатый график, приведу вам два основных тезиса.      
                                                                                
Первое - это вопрос наших двусторонних взаимоотношений с Республикой            
Беларусь. Мы внесли вопрос об администрировании товаропотоков из Беларуси в     
повестку дня Группы высокого уровня, которую возглавляют Игорь Иванович         
Шувалов и Сергей Николаевич Румас и заседание которой состоится в начале        
октября в Минске. В случае ненахождения удовлетворяющего нас решения будем      
рассматривать вопрос в рамках повестки дня Совмина Союзного государства. Мы     
видим риски и реальные проблемы сегодня не только в сфере импорта молочной      
продукции, сельскохозяйственной продукции, но и в таких нетрадиционных для      
Белоруссии направлениях импорта, как рыба и морепродукты.                       
                                                                                
Второй момент. 29-я статья договора подразумевает некие изъятия в целях         
национальной безопасности из нашего единого товарооборота. Если нам не          
удастся урегулировать этот вопрос методом взаимодействия таможенных служб,      
методом создания отраслевых балансов по взаимным поставкам, у России            
сохраняется право по наиболее значимым для нас товарным группам ввести          
определённые изъятия из нашего общего рынка товаров. Сразу хотел бы             
подчеркнуть, что это последнее, что мне бы хотелось, но такой инструмент        
данным договором предусмотрен.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции КПРФ выступает Василий Николаевич Лихачёв. Пожалуйста.               
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые Александр Дмитриевич, Иван Иванович, уважаемые коллеги, Виктор        
Борисович! Сегодня действительно праздник - праздник здравомыслия,              
прагматизма, справедливости, и, я думаю, такую тональность поддерживают         
большинство граждан Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана и все люди,   
которые выступают за создание эффективного современного миропорядка. Поэтому    
- с праздником!                                                                 
                                                                                
Фракция поддерживает этот законопроект, мы будем голосовать за него по          
нескольким причинам.                                                            
                                                                                
Первый момент. Этот документ соответствует всем тем мировым оригинальным        
трендам интеграции, которые существуют и активно развиваются в последнее        
десятилетие, - это МЕРКОСУР, НАФТА, Европейский союз и многие-многие другие.    
                                                                                
Второй важный момент. Этот документ в полной мере отвечает                      
международно-правовым критериям: принципам суверенного равенства,               
невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека и многим    
другим императивным нормам международного права, то есть нормам jus cogens, -   
жёсткие и строгие для выполнения, они лежат в основе этого проекта, и,          
безусловно, они будут реализовываться.                                          
                                                                                
Третий момент, очень важный. Этот документ показывает, что капитал того         
сотрудничества между странами постсоветского пространства, основы которого      
были заложены во времена Советского Союза, существует и даёт позитивные,        
плодотворные результаты.                                                        
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать. Мне представляется, что эта ратификация    
- позитивная, да, но, пребывая сегодня в эйфории, мы должны представлять        
очень чётко, что существуют также и силы со знаком минус, то есть понимать,     
что есть те, кто выступал и выступает уже на этой стадии против данного         
договора, и их очень много, не буду перечислять, этот перечень занял бы         
несколько минут, хочу только сказать: должна быть наша реакция. Поэтому и       
представляется крайне важным создание парламентской системы содействия          
евразийской интеграции, которая подразумевала бы со стороны России такие        
шаги, как создание группы диалогового режима между парламентариями России,      
Белоруссии и Казахстана, направление парламентами - высшими законодательными    
органами этих трёх стран своих общественных представителей для оказания         
парламентского содействия в работе Евразийской экономической комиссии и         
других структур.                                                                
                                                                                
Мне представляется очень важным, особенно в свете последних событий,            
связанных с Европейским союзом, провести с участием представителей трёх стран   
коллективную презентацию этого - я думаю, мы его ратифицируем - договора на     
площадках Страсбурга и Брюсселя. И конечно, нам крайне важно всё время          
работать на опережение, с прогнозом, чувствовать узкие, проблемные места,       
пробелы, с тем чтобы Евразийский экономический союз стал одним из наиболее      
эффективных международных субъектов, и к этому есть все предпосылки.            
                                                                                
Ещё раз с праздником, уважаемые коллеги!                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые друзья, мы на самом деле можем поздравить друг друга    
с праздником: действительно событие историческое - это сегодня несколько раз    
прозвучало, - событие эпохальное! Совершенно разные звучат оценки роли и        
масштаба Евразийского экономического союза. Фракция ЛДПР считает необходимым    
дать короткое, но очень выразительное и понятное всем россиянам определение     
нового наднационального экономического союза: Евразийский экономический союз    
- это убийца Евросоюза! Совершенно очевидно, что это единственная               
экономическая альтернатива. Сегодня очень много говорилось про однополярный,    
биполярный, многополярный мир, но для нас очевидно, что в духовном плане        
Европа умирает, экономический закат её не за горами. Единственной               
экономической альтернативой для всех здравомыслящих руководителей стран,        
особенно Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно постсоветского               
пространства, является, конечно же, Евразийский экономический союз, и сегодня   
коллеги, задавая вопросы, выступая, неоднократно обращали внимание на           
перспективу вхождения в союз новых государств, на необходимость не              
ограничиваться только государствами - членами договора.                         
                                                                                
Безусловно, фракция ЛДПР будет поддерживать ратификацию договора,               
подписанного тремя президентами - России, Белоруссии и Казахстана, - потому     
что он соответствует не только здравому смыслу и нормальному ходу истории, но   
и идеологии ЛДПР. Как известно, фракция ЛДПР и её лидер выступают за            
имперский стиль развития государства, за имперские формы государственного       
устройства, и, на наш взгляд, именно такая интеграция - на первом этапе         
экономическая, а на втором этапе, безусловно, политическая - должна             
способствовать укреплению нашего государства.                                   
                                                                                
С момента своего основания в 89-м году ЛДПР выступала за сохранение нашего      
государства, его суверенитета, его границ. В августе 91-го года единственной    
партией, которая публично поддержала ГКЧП, была ЛДПР. Тогда к Жириновскому не   
прислушались - сегодня опросы общественного мнения говорят о том, что уже 60    
процентов москвичей поддержали бы программу ГКЧП, если бы те события            
повторились. С тех пор мы ставим во главу угла, определяем как свой тезис,      
как свою программу восстановление, воссоединение русских земель не только в     
границах Советского Союза, но и в границах Российской Империи образца 1913      
года.                                                                           
                                                                                
В связи с этим фракция ЛДПР видит только положительное в ратификации договора   
о Евразийском экономическом союзе, в создании мощнейшего наднационального       
союза, который - в ЛДПР не сомневаются - должен перерасти в союз                
политический. Вопросы о коллективной безопасности, об охране границ, о          
взаимодействии, о скоординированной борьбе с международным терроризмом, с       
наркотрафиком, с наркоманизацией населения, конечно же, должны стоять на        
повестке дня этого пока ещё экономического союза. Мы видим в подписании         
договора весьма добрый знак, ведь это первый серьёзный исторический шаг на      
тяжелейшем, многолетнем пути реинтеграции постсоветского пространства.          
                                                                                
Сегодня уже вспоминали слова Бжезинского о том, что с Украиной Россия -         
сверхдержава, без Украины - не сверхдержава. Так вот хочется отметить, что      
процессу реинтеграции постсоветского пространства этот блудный сын, а вернее,   
сынку - Украина уже не помешает, ничего сказать не сможет, потому что формула   
старика Бжезинского теперь не работает: нет такого государства - Украина.       
Сегодня можно констатировать, что на территории псевдогосударства Украина       
сформировалась пока ещё не признанная конфедерация Новороссия, а также группа   
из нескольких субъектов, которые исторически, культурно и экономически          
тяготеют к ряду восточноевропейских стран - Польше, Венгрии, Румынии и так      
далее. Поэтому сегодня будет совершенно справедливо сказать, что на той         
шахматной доске, которую полвека назад Бжезинский описывал в своих трудах,      
такой фигуры, как Украина, больше нет. Украина совершенно точно не была         
полноценным игроком, а сегодня уже и фигурой не является, это абсолютно         
кастрированный игрок, псевдоигрок, это конь без головы, если можно так          
образно выразиться.                                                             
                                                                                
Коллега Дегтярёв задал вопрос о том, могут ли входить в состав Евразийского     
экономического союза государства непризнанные или частично признанные.          
Поскольку отрицательного ответа мы не получили, то надо полагать, что это       
возможно, и мы будем ставить вопрос о протекторате или ассоциированном          
членстве в Евразийском экономическом союзе конфедерации Новороссия.             
                                                                                
Сегодня много говорилось о том, что Евразийский экономический союз является     
очень серьёзным раздражителем для Соединённых Штатов Америки, для стран         
Европейского союза, и это действительно так: одно только решение президента     
Януковича, когда стрелка его компаса переместилась с Брюсселя на Москву,        
некоторое его замешательство и привели к целой цепи тех чудовищных,             
трагических событий, которые развернулись на территории бывшего государства     
Украина. И они продолжаются, эти кровавые, страшные преступления военного       
времени, которым нет оправдания!                                                
                                                                                
Фракция ЛДПР благодарит всех коллег за тот титанический труд, который был       
проделан при подготовке этого весьма добротного многостраничного документа:     
комитет Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, нашего коллегу -   
члена фракции ЛДПР, председателя этого комитета Леонида Эдуардовича Слуцкого,   
Минэкономразвития, Евразийскую экономическую комиссию. Я убеждён, что все       
депутаты с огромным интересом ознакомились с текстом договора, все тысяча       
четырнадцать страниц были проанализированы, поэтому нет смысла                  
останавливаться на содержании, хочется сказать только...                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Я вам потом расскажу, в частной беседе, это будет отдельный       
повод для тоста, Николай Васильевич. (Оживление в зале.)                        
                                                                                
Создаётся крупнейший экономический центр - это тоже одно из предложений ЛДПР,   
обусловленное недостаточно полным использованием нашего транзитного,            
транспортного потенциала: одно только заявление премьера Медведева о том, что   
мы закроем своё воздушное пространство для иностранных авиакомпаний, обрушило   
рынок их акций на международных биржах!                                         
                                                                                
И в завершение хочу сказать, что сегодня, безусловно, есть повод праздновать,   
но следующим этапом фракция ЛДПР видит создание в Евразийском экономическом     
союзе наднациональных органов парламентского типа, которые будут наделены в     
том числе... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, учитывая особую важность и историческую значимость этого документа,    
предлагается "час голосования" объявить сразу после окончания его обсуждения.   
Я прошу всех депутатов пройти в зал.                                            
                                                                                
Для выступления от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" слово предоставляется Отари          
Ионовичу Аршбе.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Ратификация Договора о Евразийском      
экономическом союзе - это, безусловно, важное историческое событие, и об этом   
говорили мои коллеги, которые здесь выступали. Этот союз, надо отметить,        
создаётся на принципах суверенного равенства, верховенства конституционных      
прав и свобод человека, уважения истории, культуры и традиций                   
государств-участников в целях всесторонней модернизации и усиления              
конкурентоспособности национальных экономик и в целом союза как игрока на       
международной арене. Евразийский экономический союз также призван снять         
пограничные барьеры для граждан и бизнеса - об этом тоже говорили мои           
коллеги, - в результате чего народы наших стран станут ещё ближе друг к         
другу, от этого выиграют и экономики этих стран, и каждый их гражданин в        
отдельности.                                                                    
                                                                                
Об этом говорили уже и коллега Слуцкий, и многие другие мои коллеги, но,        
думаю, будет нелишне напомнить, что сегодняшний этап, ратификация, является     
итогом титанических усилий всех участников процесса - и России, и Белоруссии,   
и Казахстана. Надо отметить, что союз опирается на позитивную практику          
экономической интеграции, - вы знаете, что это очередной этап в ряду тех        
усилий, которые предпринимались по созданию евразийского пространства. Этот     
опыт показал и доказал необходимость совершенствования как функционального,     
так и институционального аспектов евразийской интеграции.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, пока среди органов союза отсутствует парламентская           
структура, и об этом тоже говорил мой коллега из фракции ЛДПР, но мы считаем,   
что в рамках международного форума "Евразийская экономическая перспектива"      
надо чаще, на регулярной основе проводить наши встречи, контакты в целях        
обеспечения синхронизации законодательства.                                     
                                                                                
Мы знаем, что скоро к договору присоединятся Армения и Киргизия, и остаётся     
только сожалеть, что естественные участники евразийской интеграции, такие как   
Украина и Молдова, сегодня находятся чуть в стороне, но полагаю, что            
историческая справедливость восторжествует и всё вернётся на круги своя,        
подобного рода этапы нам известны.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы напомнить, что историки считают переписку           
Курбского и Иоанна Грозного началом спора западников и восточников. Полагаю,    
что сегодня мы, ратифицируя этот договор, в какой-то мере ставим точку в этом   
затянувшимся на многие века споре: уверен однозначно, что нет в зале никого,    
кто бы сомневался, что на вопрос "Запад или Восток?" ответ один -               
евразийство. И это наш выбор, и это наш путь! Полагаю, что он не будет лёгким   
- он будет более чем трудным, но вектор задан, и вектор верный. Выиграют не     
только наши народы, я уверен, что Евразийский экономический союз станет         
мощнейшим игроком на всём мировом пространстве и будет барьером,                
предотвращающим усилия по созданию однополярного мира. Таким мир не должен      
быть, в этом убеждён, по-моему, каждый разумный человек!                        
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы,          
естественно, поддерживаем ратификацию этого важного документа. Мы исходим из    
того, что ратификация этого договора - важный шаг в интеграции на               
постсоветском пространстве. Мы, конечно же, не склонны недооценивать это        
событие, но и не хотим его переоценивать: это шаг, но далеко не точка в         
интеграционных процессах на пространстве бывшего Советского Союза, и мы         
надеемся, что интеграция продолжится.                                           
                                                                                
Естественно, создание рынка, объединяющего 170 миллионов человек, открывает     
новые возможности для экономического развития наших стран, и прежде всего       
России, открывает новые перспективы для нашего бизнеса и в конечном счёте для   
роста производительности труда. Понятно, что свобода передвижения капитала,     
рабочей силы, товаров, услуг - это тенденции мирового развития, и то, что       
Россия становится одним из центров вот такой глобализации, не побоюсь этого     
слова, - это, безусловно, хорошо.                                               
                                                                                
Естественно, Евразийский экономический союз - это более высокая ступень         
интеграции, чем Таможенный союз, потому что набор согласованных параметров      
макроэкономической политики становится больше, и тем самым есть возможность     
купировать некоторые негативные моменты, которые выявляются в деятельности      
Таможенного союза, а именно то, что некоторые участники Таможенного союза       
пытаются получить односторонние льготы, играя либо на валютных курсах, либо     
на ценах на энергоносители, либо налогами и так далее.                          
                                                                                
Я не согласен с Алексеем Евгеньевичем в том, что он говорил о конкуренции       
стран внутри Таможенного союза вследствие проведения различной экономической    
политики. Всё-таки мы склонны к тому, чтобы как можно более полно               
унифицировать экономическую политику в рамках Единого экономического            
пространства, конкуренция должна быть не между странами, необходимо создавать   
равные условия конкуренции для всех наших предпринимателей, что будет           
способствовать улучшению инвестиционного климата на пространстве Евразийского   
экономического союза, а не просто предоставлять какие-то отдельные              
преференции отдельным странам.                                                  
                                                                                
Поддерживая в целом ратификацию соглашения, мы, так же как и наши коллеги,      
хотели бы обратить внимание на необходимость создания межпарламентского         
органа, причём органа, который имел бы не только рекомендательные полномочия,   
но и мог принимать некие обязательные решения, потому что очевидно, что после   
того, как Россия и другие страны Евразийского экономического союза передадут    
значительные полномочия наднациональному органу, относящемуся к системе         
исполнительной власти, естественно, должен быть создан и контролирующий         
орган, которым обычно является парламент. Именно парламент Евразийского         
экономического союза должен принимать политические решения и обязательные для   
всех нормативные акты, в том числе и для исполнительных органов союза. Мы       
будем настаивать на этом и хотели бы, чтобы нас услышали.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет выступать с заключительным словом официальный       
представитель президента? Нет. Председатель комитета?                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, одну секунду.                                     
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Я хотел бы просто поблагодарить, не ради комплиментарности,       
коллег из всех фракций за последовательную, поступательную и очень              
профессиональную работу над договором, который мы сегодня ратифицируем.         
Евразийская интеграция, её парламентский орган, который, конечно же, будет      
создан в ближайшие годы, - это явление, которое нельзя недооценить. Мы          
сегодня, по сути дела, вступаем, скажу без лишнего пафоса, в новую эпоху -      
эпоху Евразийского экономического союза. От нас зависит, и от нашего            
поколения политиков в том числе, насколько он будет прочным, долговечным, и я   
уверен, что он действительно станет одним из новых центров в мировой            
экономической архитектуре.                                                      
                                                                                
Я не совсем согласен со своим другом Алексеем Диденко: Евразийский              
экономический союз не убийца Европейского союза, он крупнейший                  
геоэкономический конкурент Европейского союза, который, конечно же, остаётся    
важнейшим партнёром для России, и прежде всего в торгово-экономической          
области. Но если Европейский союз в политике санкций и в прочем будет плясать   
под дудку Вашингтона, к сожалению, это не будет позитивным фактором для         
развития самого Европейского союза и для его роли в будущей мировой             
архитектуре двадцать первого столетия.                                          
                                                                                
Сегодня начинается цепочка ратификаций странами союза. Уверен, что в            
ближайшее время - прав Михаил Васильевич, сегодня только точка отсчёта - мы     
будем принимать участие в рассмотрении других важнейших документов, которые     
приведут к мощной интеграции, экономической прежде всего, на евразийском        
пространстве, создадут помимо общих рынков капитала, услуг, товаров, рабочей    
силы ещё и единое образовательное пространство, важнейшее для нашего            
будущего, для наших детей, и пространство безопасности, и информационное        
пространство. И все мы будем гордиться тем, что принимали и будем принимать     
участие в развитии институтов евразийской интеграции.                           
                                                                                
Ещё раз огромное спасибо всем, кто эти два с половиной года шёл вместе с нами   
к этому дню и к сегодняшней ратификации! (Аплодисменты.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставится на голосование проект   
федерального закона "О ратификации Договора о Евразийском экономическом         
союзе".                                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, поздравляю вас! Я думаю, что это одно из важнейших           
решений, принятых Государственной Думой. (Аплодисменты.)