Заседание № 65

12.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части реализации международных стандартов в государственной системе обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 875 по 898 из 5372
7-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Воздушный      
кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя           
Комитета по транспорту Михаила Васильевича Брячака.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона   
"О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" принят нами во   
втором чтении 21 ноября этого года. В соответствии с поручением                 
Государственной Думы законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в        
третьем чтении. На законопроект получено положительное заключение Правового     
управления Аппарата Государственной Думы.                                       
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту рекомендует     
принять данный федеральный закон. Прошу поддержать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                  
                                                                                
Выносится законопроект на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3386 по 3402 из 5372
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Воздушный     
кодекс Российской Федерации". Голосуется в третьем чтении.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 62

21.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части реализации международных стандартов в государственной системе обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4236 по 4309 из 6709
Так, коллеги, докладчик по 8-му вопросу должен уйти и попросил сейчас           
рассмотреть 8-й вопрос, это тоже второе чтение. Нет возражений? Рассмотрим.     
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменения в Воздушный кодекс             
Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв, председатель    
Комитета по транспорту.                                                         
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целях обеспечения          
безопасности полётов гражданских воздушных судов законопроектом предлагается    
уточнить норму воздушного законодательства Российской Федерации в части         
реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации. В          
процессе подготовки законопроекта ко второму чтению текст претерпел             
достаточно серьёзную редакционную правку, направленную прежде всего на          
приведение его в соответствие с требованиями юридической техники и с            
положениями действующего законодательства Российской Федерации, а также на      
учёт замечаний, высказанных Правовым управлением Аппарата Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступил ряд        
поправок, соответственно поправки, предлагаемые к принятию, включены в          
таблицу поправок № 1, а поправки, предлагаемые к отклонению, - в таблицу № 2.   
                                                                                
Предлагаемый ко второму чтению текст законопроекта прошёл правовую экспертизу   
Правового управления Аппарата Государственной Думы и получил положительную      
оценку.                                                                         
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать и принять во втором чтении предлагаемую   
комитетом редакцию текста законопроекта, а также таблицу поправок № 1,          
рекомендуемых к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Кто за то, чтобы принять таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию?        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Кто за то, чтобы поддержать мнение комитета об отклонении поправок в таблице    
№ 2?                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5318 по 5334 из 6709
Пункт 8 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в        
Воздушный кодекс Российской Федерации".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 47

19.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части реализации международных стандартов в государственной системе обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1077 по 1306 из 5734
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте сначала тогда рассмотрим 4-й пункт       
повестки. На самом деле в повестке у нас помечено, что начало рассмотрения      
3-го вопроса - 11 часов 10 минут, в этой связи Саватюгина ещё нёт в зале, а     
докладчики по 4-му вопросу присутствуют. Нет возражений?                        
                                                                                
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Воздушный        
кодекс Российской Федерации". Сергей Алексеевич Аристов, статс-секретарь -      
заместитель министра транспорта.                                                
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше         
рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в Воздушный       
кодекс Российской Федерации" в части реализации международных стандартов по     
внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полётов            
воздушных судов гражданской авиации разработан в соответствии с поручением      
президента и планом мероприятий правительства.                                  
                                                                                
Российская Федерация является членом Международной организации гражданской      
авиации (ИКАО) и участником Конвенции о международной гражданской авиации. В    
соответствии со статьями 12 и 37 данной конвенции каждое договаривающееся       
государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой         
степени единообразия правил, стандартов и процедур международной                
аэронавигации, установленных Советом ИКАО в стандартах, именуемых               
приложениями. Советом ИКАО в стандарты ИКАО внесены поправки, касающиеся        
разработки согласованных положений, относящихся к системам управления           
безопасностью полётов, реализуемые посредством принятия и выполнения            
государственных программ безопасности полётов. Реализация новых требований и    
стандартов ИКАО требует и внесения соответствующих изменений в воздушное        
законодательство Российской Федерации. Кроме того, часть критически важных      
для обеспечения безопасности полётов функций государства не реализована в       
законах Российской Федерации. К указанным функциям, в частности, относятся      
осуществление мониторинга состояния элементов контроля за состоянием            
безопасности полётов, сбор, анализ, защита от нецелевого использования          
информации о безопасности полётов.                                              
                                                                                
Представляемым законопроектом предусматривается дополнение Воздушного кодекса   
Российской Федерации новой статьёй 27-1. В указанной статье устанавливаются     
полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению требований к       
государственной системе обеспечения безопасности полётов воздушных судов        
гражданской авиации и определению порядка её функционирования. Полномочия       
будут реализованы в виде издания соответствующего постановления правительства   
по утверждению новой Государственной программы обеспечения безопасности         
полётов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.               
Государственная программа определит функции органов исполнительной власти и     
требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность,       
связанную с обеспечением безопасности полётов воздушных судов гражданской       
авиации.                                                                        
                                                                                
Также новая норма Воздушного кодекса предусматривает наделение                  
уполномоченного органа в области гражданской авиации функциями мониторинга за   
состоянием элементов контроля за безопасностью полётов, сбора, анализа и        
защиты от нецелевого использования информации о безопасности полётов.           
                                                                                
Принятие данного закона позволит создать правовые основы для функционирования   
эффективной системы управления безопасностью полётов. По данным ИКАО и опыту    
государств с развитой гражданской авиацией, внедрение таких систем позволяет    
значительно повысить уровень безопасности полётов при снижении затрат           
государства и поставщиков оборудования. Кроме того, реализация подобной         
программы на государственном уровне позволит избежать мер ограничительного      
характера в отношении российских авиаперевозчиков со стороны авиационных        
администраций иностранных государств и создаст благоприятные условия для        
безопасного развития гражданской авиации.                                       
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Сергеевич Москвичёв.                                                    
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на       
уточнение норм действующего законодательства Российской Федерации в части       
реализации стандартов, закреплённых в приложениях 1, 6, 8, 11, 13 и 14 к        
Конвенции о международной гражданской авиации.                                  
                                                                                
На данный проект федерального закона получен ряд положительных отзывов, в том   
числе Правового управления Аппарата Государственной Думы. Отсутствие            
концептуальных замечаний к законопроекту, а также его актуальность позволяют    
комитету предложить вам, уважаемые коллеги, принять данный законопроект в       
первом чтении. Недостатки, которые будут отмечены, и предложения мы             
рассмотрим ко второму чтению.                                                   
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да, есть вопросы. Прошу записаться.                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, все мы понимаем, что безопасность      
полётов зависит в том числе и от поведения пассажиров на борту. Несколько       
месяцев назад фракция ЛДПР внесла законопроект о введении так называемых        
чёрных списков пассажиров, которые нарушают своим поведением общественный       
порядок, для того чтобы авиакомпании имели возможность не продавать им билет    
в одностороннем порядке. Мы знаем из средств массовой информации, что           
Минтранс концептуально поддержал идею, однако до сих пор Госдума не получила    
официальный отзыв правительства, и мы не можем рассмотреть нашу                 
законодательную инициативу на заседании палаты. Просьба прокомментировать и     
ещё, если можете, со своей стороны повлиять для скорейшего получения            
Государственной Думой официального отзыва правительства.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я не могу, конечно, дать ответ, почему нет официального отзыва,   
и попрошу эту ситуацию прояснить. Что касается самого подхода, идея, конечно,   
хорошая, и вы правильно сказали, что Минтранс её концептуально поддерживает,    
но есть определённая сложность. Сложность заключается в том, что запрет на      
перемещение - назовём вещи своими именами - это нарушение конституционного      
права гражданина. Если это право будет ограничиваться в связи с какими-то       
формами привлечения его к ответственности за совершение на борту преступления   
или серьёзного административного правонарушения - ну, наверное, тогда можно     
каким-то образом найти состыковку с Конституцией и данным федеральным           
законом. Если же люди будут попадать в чёрные списки просто потому, что со      
стюардессой поссорились, то будут, на мой взгляд, проблемы, в том числе         
возможны обращения граждан в Конституционный Суд. Но во всяком случае,          
концепция, идея, скажем так, чтобы вести себя правильно на борту, - она,        
наверное, имеет право на рассмотрение.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, никто не сомневается, что в существующем виде ситуацию с     
безопасностью авиаперелётов оставлять нельзя, и первый шаг на этом пути         
сделан - вспомните Конвенцию о международной гражданской авиации, но этого      
недостаточно, необходимо ужесточить наказание для авиакомпаний,                 
пренебрегающих существующими нормами авиаперевозок. В связи с этим у меня       
вопрос: есть ли данные об опыте других стран, когда внедрение государственной   
программы безопасности полётов сопровождалось усилением ответственности за      
нарушение требований к обеспечению безопасности полётов? И если да, то          
планируется ли внедрение этого опыта у нас?                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Безусловно, такой опыт есть. Поскольку ряд ведущих держав         
создали подобного рода программы, мы, естественно, в первую очередь будем       
опираться на их опыт и на эти программы, и даже не в силу того, что мы не       
можем создать собственную, а в силу того, что они создаются именно по           
стандартам - для единообразия. И разделы вот этой государственной               
программы... Я могу назвать их несколько: это и государственная политика, и     
цели обеспечения безопасности, законодательные рамки, обязательства и           
ответственность государства за безопасность полётов, обязательства и            
ответственность авиаперевозчиков. Естественно, что это предполагает в том       
числе и ужесточение требований в части безопасного предоставления воздушного    
судна и безопасной перевозки пассажиров.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, не секрет, что после анализа причин наиболее       
резонансных катастроф, авиакатастроф с участием российских авиакомпаний и       
публикации материалов следует вывод о том, что основная причина - это так       
называемый человеческий фактор, то есть недостаточная подготовка лётного        
состава. Предусматривается ли ужесточение требований к подготовке лётного       
состава, чтобы лётчики изучали технику полёта не с пассажирами за спиной, а     
на соответствующем оборудовании, ну, чтобы соответствующая классность была у    
лётчиков, которые садятся за штурвал и отвечают за безопасность пассажиров?     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос. Я хотел бы сразу отметить, что это             
особенность не только России - человеческий фактор на транспорте, и в           
частности в авиации. По данным той же самой Международной организации           
гражданской авиации (ИКАО), причина семидесяти пяти - восьмидесяти пяти         
авиационных катастроф в мире - это ошибка экипажа, таков анализ мировой, не     
только наш.                                                                     
                                                                                
Что касается системы обучения пилотов. В весеннюю сессию, уважаемые депутаты,   
вы приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в Воздушный        
кодекс об особенностях обучения и переподготовки авиационного персонала с       
теми же требованиями, которые нам предъявляет соответственно ИКАО. Проект       
сейчас готовится ко второму чтению, и думаю, что если у вас будут какие-то      
хорошие предложения, то их следует учесть и рассмотреть.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Сергей Алексеевич, одним из важнейших факторов, влияющих на         
безопасность полётов, является также и срок эксплуатации воздушных судов.       
Вот, например, для создания барьера по ввозу, так скажем, автохлама в Россию    
недавно был принят закон об утилизации, в соответствии с которым от тысячи      
евро до десятков тысяч нужно будет заплатить при ввозе автомобилей, особенно    
старых. Вот в государственной программе есть какие-то заградительные барьеры    
по ввозу - то, что касается утилизации здесь, так скажем, не первой свежести    
самолётного продукта?                                                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Вы знаете, ведь введение утилизационного сбора - это не вопрос    
старых или новых автомобилей, в первую очередь это вопрос обеспечения           
экологической чистоты на наших улицах и площадях. Для воздушных судов сегодня   
не существует особой проблемы, что они где-то там под забором лежат и мешают    
движению.                                                                       
                                                                                
Что касается в целом возраста воздушного судна. Для воздушного судна понятие    
"возраст" практически нигде, ни в каких программах никогда не пишется, потому   
что главный критерий допуска воздушного судна - это его соответствие            
техническим данным, которые предусматриваются для данного типа воздушного       
судна и для данного вида перевозки (от этого тоже зависит). Наверное, решения   
по снижению таможенных пошлин на воздушные суда, не производимые в Российской   
Федерации, которые сейчас принимаются, по субсидиям, которые государство        
сейчас предлагает по ряду видов перевозок, безусловно, приведут и уже           
приводят к тому - а мы анализируем статистику возраста воздушных судов, - что   
у нас парк будет значительно обновляться. В программе нет конкретной строчки,   
не написано, что воздушное судно возраста пятнадцать лет эксплуатировать        
нельзя: оно через два года может стать непригодным к эксплуатации, а может и    
через пятнадцать лет при соответствующем техническом обслуживании быть,         
скажем так, безопасным.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители президента и                
правительства? Нет. Докладчик и содокладчик хотят ещё раз выступить? Тоже не    
хотят.                                                                          
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4706 по 4722 из 5734
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Воздушный         
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.