Заседание № 232
10.09.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 595399-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (о применении районных коэффициентов при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Дальнего Востока).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3497 по 4137 из 4789
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях". Приоритетный законопроект фракции ЛДПР. Доклад Андрея Валерьевича Андрейченко. Пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, как вы уже слышали, сейчас будет рассматриваться приоритетный законопроект для фракции ЛДПР, потому что, несмотря на инвестиции в инфраструктуру и манипуляции с цифрами, фактом остаётся то, что население Дальнего Востока продолжает стремительно беднеть и покидать регион. Как вы знаете - об этом уже сегодня говорил лидер нашей фракции Владимир Вольфович Жириновский, - у ЛДПР обширная программа по развитию Дальнего Востока. Эта программа зафиксирована и на федеральном уровне, она включает в себя и отмену федеральных налогов на Дальнем Востоке, и, соответственно, тот пункт, о котором я докладываю сегодня. Автором законопроекта являюсь именно я. Суть законопроекта заключается в том, что на Дальнем Востоке нужно вернуть дальневосточные надбавки к пенсии, то есть сделать так, как уже было. Вследствие принятия данного законопроекта пенсия жителей Дальнего Востока будет увеличена на треть, на 30 процентов. Все экономические, математические расчёты в законопроекте имеются, вы можете с ними сейчас ознакомиться. Почему нужно принять этот законопроект? Первое. Дальний Восток - это самый дорогой регион. Если мы посмотрим на все края, области, то увидим, что средний размер пенсии там колеблется от 11 до 13 тысяч, а продовольственная корзина - понятно, что она ничему не соответствует (я говорю об официальных цифрах), - 5-7 тысяч рублей. Далее нужно сказать, что траты на ЖКХ в среднем на Дальнем Востоке составляют 8 тысяч рублей. Получается, что средняя пенсия уходит только на оплату услуг ЖКХ и на то, чтобы закупить какой-то минимум продуктов, даже на лекарства практически ничего не остаётся, а на Дальнем Востоке самые дорогие продукты, самые дорогие транспортные расходы, самые дорогие жировки по ЖКХ, это надо учитывать. Всё-таки, так или иначе, нужно смотреть на цифры, нужно понимать, что пенсия на Дальнем Востоке должна быть больше, из-за того что это такой дорогой регион. Второе, тоже важный аргумент. Дальний Восток - это регион с тяжёлым климатом, и это признаётся абсолютно везде и всеми, это нельзя не признавать. Вы видите, ни один регион, как говорится, так не топит, как топит Дальний Восток, нигде нет таких перепадов температур, нигде нет таких ветров. Это тоже нужно учитывать, и в связи с этим пенсии тоже должны быть больше. Следующее. Дальневосточные надбавки есть справедливость. Почему я это утверждаю? Потому что люди, дальневосточники, создавали инфраструктуру на Дальнем Востоке, те же самые портовые объекты, стенки причальные, а сейчас этим пользуются олигархи, и эти олигархи ничего абсолютно не платят тем, кто это создавал. Это нужно менять, нужно уходить от того, что сейчас есть, - назначили какое-то просто жалкое пособие по нищете, а вся инфраструктура используется, весь Дальний Восток используется, и используется московским капиталом, помимо всего прочего, просто в каком-то колониальном режиме. Те, кто живёт на Дальнем Востоке, должны получать то, что должны. Следующее. Нужно отметить, что жизнь дальневосточников ухудшает и то, что на Дальнем Востоке отсутствуют многие льготы, которые присутствуют в центральной части страны и даже в Сибири, причём отсутствуют они из-за того, что бюджеты просто не тянут эти льготы, не могут их обеспечить тем, кто живёт в областях и краях Дальнего Востока. Надо сразу отметить, что это происходит не потому, что бюджеты или регионы какие-то бедные. Нет, регионы богатые, но все деньги уходят сюда, в Москву, и в регионы чаще всего не возвращаются. Можно вспомнить тот же Сахалин, где налоги распределялись в пропорции 75 на 25, теперь эта пропорция поменялась, другие регионы. Они на самом деле богатые, но какие-то льготы предлагать своим гражданам не могут просто потому, что очень закредитованы, расходы и так большие на перелёты, часто нет центрального электричества, соответственно, приходится ставить дизель. И такая ситуация не только в районах Севера или Крайнего Севера, так практически во всех регионах Дальнего Востока. Следующее. Нужно понимать ещё и то, что у дальневосточников в России особая геополитическая и историческая роль, поэтому демографические проблемы имеют решающее значение для жителей Дальнего Востока и для жителей страны в целом. С Дальнего Востока, повторяю, люди продолжают уезжать, а это лучшая реальная оценка того, что мы с вами, правительство и все остальные органы власти делаем для Дальнего Востока. Если бы там хорошо жилось, если бы жизнь улучшалась теми темпами, какими мы хотим, люди не уезжали бы. Помимо этого законопроекта, помимо дальневосточных надбавок, помимо повышения пенсий, я предлагаю ещё и услышать самих жителей Дальнего Востока. Если мы спросим самих жителей, узнаем, о чём они говорят, какие меры им нужны, то окажется, что это те меры, которые фракция ЛДПР предлагает здесь, в Государственной Думе: это дальневосточные надбавки, о которых я уже сказал, - мы предлагаем, чтобы пенсионеры получали на треть больше; это льготный ввоз автотранспорта - вы помните, фракция ЛДПР в моём лице также предлагала по данной теме законопроект, он уже был отклонён, но мы его доработаем и снова внесём. Далее, жильё на Дальнем Востоке тоже очень дорогое, оно должно стоить дешевле. Можно говорить, конечно же, об ипотеке, но средняя квартира в том же Владивостоке - а вы знаете, что он находится на четвёртом, иногда на третьем месте по дороговизне жилья, - предположим, для молодого человека, одно-, двухкомнатная, маленькая, стоит 7-8 миллионов, понятно, что молодой человек, скорее всего, её не сможет себе позволить, а вследствие этого уедет. У ЛДПР в программе есть и по этому поводу пункты. Также нельзя забывать об экологии, дальневосточники тоже об этом много говорят, но посвящённые этому законопроекты мы почему-то не рассматриваем. Так, законопроект о запрете открытой перевалки угля, которая, вы знаете, всех беспокоит, является настоящим бичом (в том же самом Приморском крае осуществляется настоящий геноцид), до сих пор не рассмотрен в Государственной Думе даже профильным комитетом, хотя жители Находки и других приморских городов... Вы знаете, эта проблема есть и в других регионах: она зарождается и уже начинает развиваться на Сахалине, есть она, соответственно, и в Совгавани, и в других регионах, а законопроект практически не рассмотрен, хотя жители Дальнего Востока об этом говорят так же часто, как о дороговизне продуктов и дороговизне жилья. Коллеги, мы много говорим о Дальнем Востоке, но давайте слышать Дальний Восток, давайте делать для Дальнего Востока реальные шаги. Законопроект, который я вам предлагаю, является одним из таких реальных шагов. Нужно понимать, что доходы населения Дальнего Востока должны расти. Дальний Восток - регион сложный, далёкий, соответственно, перелёты и всё остальное дорого, поэтому нужно увеличивать пенсии жителям Дальнего Востока на треть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Светланы Викторовны Бессараб, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что Андрей Валерьевич очень много сказал сегодня о защите прав и предоставлении дополнительных гарантий, преференций жителям Дальнего Востока, но вместе с тем хотелось бы напомнить, о чём законопроект. А законопроектом, собственно, предусматривается предоставление права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, то есть повышение не всей пенсии, как сказал Андрей Валерьевич, а именно фиксированной её части на коэффициент 1,3. Уважаемые коллеги, и сегодня в Дальневосточном федеральном округе предоставляется соответствующий повышенный коэффициент при назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии. Уважаемые коллеги, такие же коэффициенты есть и для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и они, конечно, отличаются, потому что вот эти самые компенсации и надбавки к страховым пенсиям разрабатывались в своё время для освоения северов, потому что труднодоступные, удалённые местности, а также местности с особыми, сложными климатическими условиями требовали особого внимания. Сейчас в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлен коэффициент 1,3, в то время как на Дальнем Востоке в приравненных местностях, например в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края - местность, приравненная к районам Крайнего Севера, - по всем аналогичным выплатам установлен коэффициент 1,2. Кроме того, в некоторых дальневосточных регионах, например в Охинском районе Сахалинской области, в Зейском районе Амурской области, тоже установлен коэффициент 1,2 - если мы сейчас примем решение применять коэффициент 1,3, то и по другим территориям нужно будет повышать, уважаемые коллеги. Я абсолютно согласна с докладчиком в том, что необходимо привлекать в Дальневосточный регион жителей. Как показывают результаты действующих программ - а это и дальневосточный гектар, и свободный порт, и территория опережающего развития, - инвестиции, привлечённые в Дальневосточный регион, всё же не справляются с задачей, которую поставил президент. Именно поэтому президент в своём выступлении на Восточном экономическом форуме предложил новые меры: это ипотека по ставке 2 процента, которая пока предусматривается на пять лет, а в дальнейшем, возможно, будет пересмотрена на более длительный период; это удвоение заработной платы врачей, фельдшеров, учителей, работающих именно в Дальневосточном регионе; это медицинский кластер, который будет построен на Дальнем Востоке и в который можно будет без особых ограничений документального характера, без бюрократических проволочек привлекать в том числе иностранные компании, иностранные инвестиции; это венчурный фонд для поддержки стартапов Дальнего Востока; это, в конце концов, туристический кластер, который будет развиваться; это дороги, это аэропорты, ведь сейчас дороги Дальневосточного региона, по оценке, составляют совсем малую часть статистических показателей по другим регионам России (например, в моём родном Краснодарском крае 473 километра дорог на тысячу квадратных километров, а на Дальнем Востоке всего 90 километров). И конечно, всё это нужно развивать: медицину, образование, инфраструктуру - то, о чём говорит наш президент, нужно повышать заработную плату, а от этого уже будет и повышение пенсий. Сегодня, коллеги, я должна выразить мнение своего комитета и сказать о заключении правительства... Правительство не поддерживает законопроект, указывает в своём заключении на отсутствие источников и порядка финансового обеспечения дополнительных расходных обязательств на его реализацию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало замечания, в том числе о необоснованном приоритетном положении лиц, проживающих в районах, в которых Правительством Российской Федерации не установлены районные коэффициенты. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока полагает, что в предложенной редакции законопроект не может быть поддержан. Комитет Совета Федерации по социальной политике законопроект не поддерживает. Счётная палата Российской Федерации высказала замечания, в том числе о риске дальнейшего расширения круга лиц, имеющих право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание, коллеги. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, пока идёт запись, я напомню, что у нас сегодня четыре постановления и один законопроект по сокращённой процедуре, мы должны сегодня это обязательно рассмотреть. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к разработчику. Интересно, как у других северных стран, - ведь есть территории в Канаде, в Норвегии, которые находятся достаточно глубоко на севере, - вот у них как отработана система, связанная с материальным стимулированием людей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Андрейченко включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Сложно сравнивать, потому что там и другая пенсионная система в принципе, и другие накопления, и другая заработная плата. Но вот общее, что могу сказать: меры поддержки, так или иначе, носят именно характер увеличения доходов населения (то, что предлагаем мы), то есть это не только вложения в инфраструктуру, которая потом уже должна привлекать туда людей. Вот если сравнивать подходы, то подход именно такой, о котором я сейчас говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю комитета. Я недавно вернулся из командировки в Хабаровский край, был в Комсомольске-на-Амуре и общался там с разными людьми, в том числе пожилыми, которые отдали всю жизнь работе на предприятиях в непростых климатических условиях. В Комсомольске-на-Амуре население было больше 300 тысяч, сейчас около 240 тысяч, то есть люди очевидно нуждаются в государственной поддержке. Почему вы вот так идёте на поводу у правительства, которое говорит, что нет денег? Давайте хотя бы на Дальний Восток направим деньги для пенсионеров, поможем людям, которые там мучаются! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕССАРАБ С. В. Антон Юрьевич, заметьте, я не сказала: давайте не будем помогать. Напротив, в ходе Восточного экономического форума президент поставил новые задачи по привлечению... Ну, были сказаны главные слова: нужно, чтобы Дальний Восток стал ближе, ближе каждому из нас, ближе правительству, чтобы можно было без проблем с транспортной инфраструктурой ездить туда работать, жить там, чтобы регион стал ближе, теплее и ощутимо привлекательнее для каждого гражданина, чтобы он стал желанным, в том числе для того, чтобы переехать на постоянное место жительства и постоянное место работы. Вместе с тем давайте не забывать ещё и о том, что даже во времена Советского Союза, когда большое внимание уделялось именно районам Крайнего Севера, всё равно лица пенсионного возраста предпочитали после получения пенсии выезжать куда-нибудь в более тёплые климатические условия и в более комфортных условиях, как говорится, проживать в период пенсионного возраста. Сегодня всё то же самое, но главное - привлечь в регион молодых людей, которые будут там работать, которые готовы будут там жить. И я повторю, президентом дано поручение удвоить заработные платы врачам, фельдшерам, педагогам, от этого, мы же понимаем, по региону должна повыситься заработная плата, а пенсия как раз и формируется из заработной платы, ведь это не происходит, что называется, искусственно. В той же Канаде, коллеги, я хотела бы заметить, безусловно, с учётом особенностей работы в северных условиях заработная плата у работников выше, но там выше и пенсионные накопления, потому что работники сами производят накопления, работодатель за них производит накопления и по отдельным категориям помогает государство. В общем-то, у нас сейчас такая же ситуация - нам нужно просто подтянуть заработные платы, чтобы они были в 2 раза выше, чем в среднем по России. И президент ориентирует на то, что вообще уровень социальной жизни, комфортной жизни на Дальнем Востоке должен быть в 1,5-2 раза выше среднероссийских показателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Светлана Викторовна, вы, как человек, проживающий в Краснодарском крае, наверное, абсолютно не знаете о тех проблемах, которые есть на Дальнем Востоке, причём сталкиваетесь, наверное, с дальневосточниками, которые бегут с Дальнего Востока именно в Краснодарский край. Сейчас вы сказали, что президент поставил задачу по увеличению в 1,5-2 раза уровня жизни, - мой коллега Андрейченко то же самое и предлагает, а вы отвергаете это. Я не могу понять, вы за то, чтобы увеличить, или считаете, что всё-таки не надо увеличивать? Вы прекрасно знаете, что практически всё продовольствие, которое реализуется на Дальнем Востоке, завозное, условия климатические очень сложные, и для людей, которые в этих условиях проживают, это тоже проблема. Но я хочу сказать: все те долгосрочные программы, которые вы сейчас назвали, рассчитаны на 10-15 лет, ежегодно с Дальнего Востока уезжают 25-30 тысяч человек - пока вы доберётесь до реализации этой программы, дальневосточников не останется, и тогда вы разведёте руками и скажете, мол, не для кого делать. БЕССАРАБ С. В. Андрей Альбертович, насколько мне известно, на заседании Госсовета было принято решение о развитии Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, поэтому вы правы, что многие показатели будут достигнуты именно в период с 2025 по 2035 год. Вместе с тем уже с этого года и в следующем году будет работать, например, ипотечное кредитование, что привлечёт, должно привлечь желающих поселиться на Дальнем Востоке. Кроме того, программа по предоставлению дальневосточного гектара сегодня работает, и граждане его получают, но строить там не могут. Благодаря тому предложению, которое внёс президент, мы начнём строить, люди смогут строить на дальневосточном гектаре. Что касается того, я за или против. Да, я за развитие Дальнего Востока, и, поверьте, граждане, которые приезжают в том числе с Дальнего Востока в Краснодарский край, не бегут, они именно выбирают более тёплые климатические условия, в том числе по показаниям здоровья. Как вы знаете, на сегодняшний день в районах Крайнего Севера, к сожалению, смертность трудоспособного населения на 20 процентов выше, чем в других районах и территориях Российской Федерации, и именно поэтому там необходимо строить медицинский кластер, увеличивать продолжительность жизни россиян, работающих там, через новые проекты, есть и особые проекты по стратегическому развитию Дальнего Востока. И, если вы помните, Андрей Альбертович, у нас существует соответствующее министерство - только по развитию Дальнего Востока. Перед тем как выходить на эту трибуну, я поинтересовалась, как работает эта программа, - думаю, вы этого не сделали, но я готова с вами поделиться цифрами во время перерыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Светлана Викторовна, я внимательно прочитал заключение комитета, но так и не понял, почему же вы всё-таки отказали, почему дали отрицательное заключение. Мотивы, которые указаны там, - это то, что, дескать, если мы установим коэффициент 1,3, притом что уже установлен коэффициент для некоторых территорий в размере 1,2, это приведёт к дискриминации. Ну так поправьте во втором чтении, все коэффициенты приведите к 1,3! Ваши доводы... Вот сейчас вы говорите, что, дескать, надо поднимать заработные платы. Действительно, там тяжёлые условия, но дело в том, что если стоимость жизни высокая для работающих, то и для неработающих она тоже... неработающие - это пенсионеры, они в таких же условиях, почему тогда к ним коэффициенты не применять? Ну поясните, я вот логики никакой не услышал - может быть, я вас не понимаю? БЕССАРАБ С. В. Вы знаете, скорее всего, вы не меня не понимаете. Вам следует начать, Валерий Карлович, изучение этого вопроса с перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, а также с Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18, которым установлены размеры коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей. Уважаемый Валерий Карлович, идеология указанных федеральных нормативных правовых актов основана на том, что предоставляемая льгота является государственной компенсацией, установленной в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с проживанием граждан именно в тяжёлых природно-климатических условиях Севера, поэтому, если вы начнёте изучение этого вопроса с тех документов, которые я рекомендовала, я думаю, вы поймёте более глубоко этот вопрос и у вас не будет возникать сомнений по поводу того, что сегодня мы принимаем правильное решение, отклоняя такое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Андрей Валерьевич, я согласен с вашими доводами относительно увеличения пенсий для дальневосточников, для северян. Действительно, много несправедливости с пенсионным обеспечением и северян, и дальневосточников, но я приведу только два примера. Первый. Нерюнгри, Южная Якутия: когда люди работают, им начисляется районный коэффициент к зарплате в размере 1,7, а когда они уходят на пенсию, то коэффициент уже меньше - 1,4. Вот мы много лет боремся, но никак не можем это решить. И второй. Как вы решаете проблему, когда человек 15, 20, может быть, даже больше лет отдаёт служению Северу, Дальнему Востоку, лучшие свои годы, своё здоровье, потом, естественно, уезжает в другие места, а ему уже не платят районный коэффициент? Как вы решаете в своём законопроекте данный вопрос, Андрей Валерьевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Андрейченко включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. На первый вопрос отвечать не буду, просто то же самое могу сказать: да, это проблема не только региона, который вы представляете, а всех регионов Дальнего Востока. А второй вопрос решается просто: человек продолжает получать эту пенсию, то есть она ему назначается, и он её получает. Почему? Потому что это справедливо, когда человек, который проживает на Дальнем Востоке, получает определённые льготы. Соответственно сейчас - и содокладчик говорила - много говорится о том, что льготы получает тот, кто на Дальний Восток приезжает, то есть существуют подъёмные для тех, кто приехал, существуют повышенные зарплаты для тех, кто опять же приехал на Дальний Восток, а для тех, кто на Дальнем Востоке проживает, почему-то действует тот же старый коэффициент и никаких подъёмных не выплачивается. Здесь изменения направлены на то, чтобы человек, который так или иначе отдал Дальнему Востоку всю свою жизнь, получал в любом случае повышенную пенсию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Тумусов Федот Семёнович. Я других желающих не вижу. А, есть, прошу прощения. Тогда проведём запись. Коллеги, но у меня просьба: не больше чем один человек от фракции, у нас ещё четыре проекта постановлений. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Пожалуйста, Александр Николаевич. Поставьте семь минут Александру Николаевичу. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ну, дано отрицательное заключение, не поддерживается предложение нашего коллеги из фракции ЛДПР Андрейченко Андрея Валерьевича, который предлагает всего лишь вернуться к хорошей практике, которая существовала в Советском Союзе и в Российской Федерации до 2002 года, то есть ничего нового не предлагается, только вернуть то дельное, что было до этого, не надо ничего придумывать, просто предлагается вернуть норму о том, чтобы те пенсионеры, которые проживают на территории Дальнего Востока, получали пенсию на 30 процентов больше. Если же кто-то из других пенсионеров будет им завидовать, то, наверное, они могут туда переехать жить. Мы хотим, чтобы у всех пенсионеров в Российской Федерации была достойная пенсия, но когда речь идёт о Дальнем Востоке... Вот я вспоминаю свою недавнюю командировку в Хабаровский край. Вы знаете, уважаемые коллеги, ваша сегодняшняя позиция вполне объясняет, почему там с таким ошеломительным успехом победила партия ЛДПР второй год подряд. И я вижу, какой неподдельный интерес в зале вызывает этот вопрос. Хочу вам напомнить, что численность населения Хабаровского края 1,3 миллиона, а по площади Хабаровский край занимает четвёртое место в Российской Федерации среди всех остальных территорий. Вы говорите о том, что необходимо привлекать инвестиции, увеличивать заработные платы. Давайте тогда внесём поправку в закон и каждому депутату Государственной Думы также выделим дальневосточный гектар - я думаю, мы 450 гектаров на такой территории найдём, - и каждый депутат попробует сам освоить этот дальневосточный гектар. Я тоже общался с представителями города Комсомольска-на-Амуре. На территории этого города находятся два самых крупных и самых важных для нашей оборонки предприятия, не буду углубляться в то, какую продукцию эти предприятия производят, при этом только за истекший год Комсомольск-на-Амуре покинуло около 7 тысяч человек. То есть те корабли, лодки и самолёты, которые выпускаются в Комсомольске-на-Амуре, обеспечивают Российской Федерации в том числе и второе место в мире на рынке продажи вооружения, а деньги на тротуарную плитку и всё остальное идут в Москву, в том числе и из этого города. Вы хотели, чтобы повышалась покупательная способность населения, тогда нужно этого добиваться, в том числе и через пенсионеров. Если вы скажете, что денег в бюджете Российской Федерации на это нет, я хотел бы вам напомнить, что в так называемом Фонде национального благосостояния на сегодняшний момент около 8 триллионов рублей и наши умные министры из финансового блока 40 процентов этих денег направляют на приобретение долларов, видимо для того, чтобы американская валюта была более привлекательной. Но как только мы говорим о том, что нужно обязательно повышать пенсии и минимальный размер оплаты труда и как-то сохранять население на Дальнем Востоке, - сразу: "Денег нет". Вот Алексей Борисович Миллер обратился к президенту, чтобы из этого фонда 1,3 триллиона рублей выделили на строительство очередного завода в Прибалтике по сжижению газа, - ну конечно же дадут, это же такая "бедная" организация, конечно, надо помочь! А когда речь идёт о пенсиях, то сразу же возникает аргумент, мол, денег нет. Я общался с местными жителями, и они говорят: любые кредиты возьмём, всё, что есть, продадим, чтобы на пенсию улететь в Краснодарский край либо Калининград. В 1905 году японцы успешно оккупировали Сахалин, потому что оборонялись там только каторжники, населения не было. Да, потом были переговоры, половину территории отдали до 1945 года, ещё от нас хотели получить контрибуцию. Рядом Китай, население 1,4 миллиарда... Вот вы говорите о территориях опережающего развития: этот закон даёт возможность нанимать иностранную рабочую силу, а создание свободного порта Владивосток позволяет свободно вывозить за копейки наши природные ресурсы. Правда, один коллега по фамилии Платошкин (он от партии, в которую не посчитал нужным вступить, баллотировался в депутаты Госдумы по 70-му округу) рассказывал, что Фургал и ЛДПР виноваты в том, что лес-кругляк вывозят из Российской Федерации. Ну, мне некогда было рассказать ему про Иркутскую область, из которой, к сожалению, лес тоже идёт в Китай вагонами. Друзья мои, если мы хотим, чтобы территория развивалась, необходимо, чтобы там не только повышалась покупательная способность, но и сохранялась численность населения. Я агитировал голосовать за Пиляева Ивана от ЛДПР, который и победил, потому что хабаровчане прекрасно понимают, что им, кроме как на ЛДПР, больше не на кого рассчитывать. Я им говорил: вы хотите, чтобы ваши интересы кто-то отстаивал? Часовая зона, к которой относится Хабаровский край, - плюс семь часов, сейчас в основном хабаровчане спят и не могут в Интернете смотреть прямую трансляцию. Что же скажут депутаты Государственной Думы, которых жители избрали по одномандатным округам по всему Дальнему Востоку? Я очень прошу коллегу Андрейченко обязательно взять результаты голосования всех депутатов, избранных от Дальнего Востока, по этому вопросу. И как бы они ни голосовали: "Против", "Воздержался" или вообще не нажимали кнопку, - если они не нажали кнопку "За", то это предательство интересов тех пенсионеров, которые сегодня проживают на территории их округов! Поэтому сюда придёт Иван Пиляев, который будет вместе с Андрейченко отстаивать интересы жителей Дальнего Востока. Сегодня я, представитель центральных регионов Российской Федерации, от фракции ЛДПР прошу вас поддержать данный законопроект, потому что население живёт на Дальнем Востоке действительно очень бедно, потому что очень высокие цены на недвижимость, на продукты питания, климатические условия очень плохие, уровень воды в реке у Комсомольска-на-Амуре на день выборов поднялся на 1,5 метра, люди практически по пояс в воде, но шли на избирательные участки и голосовали, явка была выше. В Москве люди сытые и упакованные, а явка была в 2 раза меньше. Сегодня мы с вами будем разбираться с вмешательством иностранных органов в наши выборы, но, слава богу, на Дальнем Востоке никакие иностранцы в выборы не вмешивались. Выборы прошли благодаря тем пенсионерам и тем людям, которые, к сожалению, от Государственной Думы не видят поддержки. Я вас очень прошу поддержать эту инициативу. Я хочу, чтобы в Рязанской области, в Тамбовской и Липецкой областях была очень высокая пенсия у наших пенсионеров, была высокая заработная плата. Сейчас я вижу, что Хабаровский край и Дальний Восток действительно обезлюдевают, но свято место пусто не бывает, такая богатая территория - лесными ресурсами, полезными ископаемыми, флорой и фауной, морскими богатствами - будет заселена другим народом. Поверьте мне, что то государство никаких денег для этого не пожалеет! Поэтому давайте сделаем так, чтобы наша территория была заселена нашими гражданами и чтобы на нашей территории люди получали достойную пенсию и не уезжали оттуда. Сейчас жить там на пенсию невозможно - мы констатируем этот факт, и я хочу, чтобы вы, принимая решение, знали об этом и взяли на себя полную ответственность за сегодняшнее голосование. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапрыкина Татьяна Васильевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не вызывает никаких сомнений необходимость дополнительной поддержки регионов Дальнего Востока, и не только в части пенсионного обеспечения, но и в части создания более достойных условий жизни граждан на Дальнем Востоке. По итогам Восточного экономического форума - и я об этом опять скажу - в сентябре 2018 года Президент Российской Федерации поручил правительству, органам государственной власти субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, заинтересованным организациям подготовить национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года. Проект программы был представлен на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в рамках работы V Восточного экономического форума во Владивостоке. Программа состоит из трёх разделов: экономика, инфраструктура и, конечно, социальный блок. Программа, не дублируя, дополняет меры, заложенные в национальных проектах, и, несомненно, вопросы социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионе уже получают конкретное воплощение в обозначенных мероприятиях. Полностью соглашаясь с доводами Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также принимая во внимание ближайшую перспективу утверждения национальной программы развития Дальнего Востока, наша фракция приняла решение не поддерживать в данный момент указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Коллеги, нет необходимости голосовать за продление заседания до рассмотрения проектов постановлений и законопроектов по сокращённой процедуре? Нет. Согласны, да? Хорошо. Тумусов Федот Семёнович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вот с этой трибуны уважаемые представители партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень часто ссылаются на президента страны Путина Владимира Владимировича - ну, наверное, это правильно, но о чём они говорят? Они говорят о том, что есть территории опережающего развития, они говорят о том, что есть венчурный фонд, Фонд развития Дальнего Востока. Но они не говорят о том, что Владимир Владимирович Путин на заседании президиума Госсовета признался: да, экономические темпы увеличиваются, но в социальных вопросах - провал, в вопросах демографии - провал, люди уезжают, и динамика плохая. А в чём проблема? Проблема в том, что у нас в России нет чётко выраженной государственной северной политики. Что такое "территория опережающего развития"? Это инвестор. Мы, дальневосточники и северяне, так понимаем: инвестор приходит, вкладывает деньги и в десятки, сотни раз больше получит. Да, конечно, экономические цифры растут, но люди уезжают, и это самое плохое. Вот я несколько дней назад был в арктическом районе, в Аллаиховском районе, - все настроены уехать. Настроены уехать, потому что, говорят, государство про них забыло. Вот там Арктику определили, а в каждом арктическом районе разные районные коэффициенты - 1,6, 1,8, 2,8. Вопиющая несправедливость! Поэтому тот законопроект, который предлагается... Я, задавал вопрос, говорил о Нерюнгри: там, когда человек работает, 1,7 районный коэффициент, когда он уходит на пенсию - 1,4, люди свои лучшие годы, 15-20 лет, отдают Северу, Дальнему Востоку, а потом, когда они, естественно, уезжают, им райкоэффициент уже не платят. Это тоже вопиющая несправедливость! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за справедливость, поэтому данный законопроект она будет поддерживать, но если при всех разговорах о том, что принимаются меры, что в ноябре будет подписана программа, там не будет социальной составляющей, о которой все дальневосточники говорят, начиная от районного коэффициента и заканчивая заработной платой... Кстати, тут говорили о двукратном увеличении заработной платы. Если я правильно понял, речь шла не о заработной плате, а о единовременных выплатах по программам "Земский доктор" и "Земский учитель", потому что за 1 миллион уже никто туда не поедет, надо чтобы было 2 миллиона. И мне жители арктических районов тоже об этом говорили. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Андрей Валерьевич, заключительное слово. Пожалуйста, на рабочем месте включите депутату Андрейченко микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. На самом деле я не услышал аргументов против этого законопроекта. В бумагах и в том, что прозвучало, было два аргумента. Первый аргумент - уже есть северные территории, которые имеют некий коэффициент. Но я не думаю, что это аргумент против моего законопроекта, потому что, да, такие территории существуют, существуют приравненные к ним территории, но жизнь-то тяжёлая на всём Дальнем Востоке, условия климатические и финансовые тяжёлые на всей территории Дальнего Востока. Так что я это аргументом даже не считаю. Второе. Много говорили о различных фондах, о вопросах экономики, но здесь важно понимать, что экономика - это люди: не будет людей, не будет и экономики, а сейчас люди уезжают, и даже если в каких-то регионах отток людей сокращается, то это происходит лишь потому, что оттуда уже все, кто мог, уехали, сейчас уезжают уже те, кто уехать не мог, то есть они уезжают просто в никуда, без ничего, хотя раньше не хотели этого делать. Вот нужно поддерживать в первую очередь людей, которые живут на Дальнем Востоке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.