Заседание № 3
24.01.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 595105-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части сохранения российского гражданства ребёнка, не достигшего возраста восемнадцати лет, в случае прекращения российского гражданства обоих его родителей (усыновителей) или одного из его родителей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4240 по 4489 из 5498
Следующий пункт повестки - 11-й. Так, пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров, прошу вас. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, настоящий законопроект достаточно давно лежит, хотя фракция ЛДПР убеждена, что он должен был бы рассматриваться как один из приоритетных, касается он детей. Вы все, наверное, слышали все эти скандалы, когда у нас на самом высоком уровне вмешиваются, а иногда и не вмешиваются, - это усыновлённые дети, дети, которые подвергаются издевательствам на территории других стран. Вот приходится включаться у нас министрам, премьер-министру, президенту, уполномоченным. И всё это происходит в связи с тем, что данная норма у нас законодательно не урегулирована. Наше предложение касается очень простой и понятной процедуры, направленной на то, чтобы ребёнок не мог потерять гражданство Российской Федерации. В этом случае за Российской Федерацией сохраняются все права и обязанности в отношении своих граждан. Сегодня законом предусмотрено, что ребёнок до четырнадцатилетнего возраста может потерять гражданство Российской Федерации без своего согласия и начиная с четырнадцати и до восемнадцати лет - как бы с его согласия. Но все вы прекрасно понимаете, что у детей в этом возрасте достаточно неустойчивая психика и они по факту являются несовершеннолетними, о чём, кстати, сегодня с таким убеждением представитель президента нам рассказывал в этом зале, и повлиять на них, чтобы они отказались как бы добровольно от гражданства, можно вполне, используя те методы. В каких случаях дети теряют гражданство? Когда либо один из супругов не имеет гражданства, либо оба супруга изменили гражданство, либо ребёнок усыновлён иностранными гражданами. В этих случаях он теряет гражданство и становится, собственно говоря, обычным для нашей страны иностранным гражданином. Если по достижении совершеннолетия он вдруг осознаёт, что он связан с нашей с вами родиной более глубоко, чем думали его родители, и хочет получить это гражданство, российское, то он идёт по схеме как обычный иностранный гражданин, проходя все процедуры, которые предусмотрены ныне действующим законодательством, то есть он не подпадает ни под программу по работе с соотечественниками за рубежом, ни под упрощённую схему получения гражданства - никуда. Нашим законопроектом мы предлагаем в отношении всех детей, не достигших совершеннолетия, запретить в законодательном порядке, исключить возможность потери ими гражданства и, естественно, ввести другую процедуру, чтобы по достижении восемнадцатилетнего возраста в течение пяти лет ребёнок, вернее, гражданин, который потерял гражданство либо отказался от него в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, имел возможность восстановить гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. Собственно говоря, текст законопроекта достаточно простой, все вы видели, что происходит у нас в случаях, когда ребёнок теряет гражданство. Я знаю, что будут нам рассказывать, что с некоторыми странами у нас заключены соглашения, подписаны договоры, но, как вы понимаете, договоры и соглашения это несколько иное, чем защита государства в отношении своего гражданина, потому что здесь уже вступает и основной закон в силу, в этом случае у государства есть прямая непосредственная обязанность, и государство вмешивается и защищает своего гражданина, а не так, как это происходит по договору. И тогда, наверное, меньше станет случаев, когда мы с вами по телевизору видим, что граждане, которые, извините меня, убили российского ребёнка, получают какие-то смешные сроки. А судить мы их не можем, потому что данное преступление совершено на территории другой страны гражданами другой страны в отношении гражданина другой страны. Мы не можем в полном объёме защитить детей, которые были нашими гражданами и ввиду определённых обстоятельств это гражданство потеряли. Мы не сможем защитить ребёнка, у которого, например, при смешанном браке, один из родителей иностранец, и его оставляют, и мать без ребёнка или отца без ребёнка выкидывают в нашу страну, и с этим ребёнком ни мать, ни отец, ну, один из родителей, не может, собственно говоря, даже общаться, а некоторым детям - бывшим гражданам Российской Федерации запрещают разговаривать на родном для них языке. Вот эти все вопросы заслуживают, наверное, внимания не меньше, чем вопросы, связанные вообще с преступлениями против детей, которые мы достаточно бурно обсуждаем, и все фракции это поддерживали, поэтому мы не видим оснований для того, чтобы не принимать настоящий законопроект. Я думаю, что с его концепцией согласны все: если на территории нашей страны родился гражданин Российской Федерации, страна обязана его защищать, тем более пока он не достиг дееспособного возраста. Поэтому, уважаемые депутаты, просим поддержать настоящий законопроект. Если вдруг какие-то там товарищи считают, что законопроекты оппозиционных партий не должны приниматься, я думаю, что в этой Думе от этой позиции пора отказываться. Законопроект по смыслу направлен на защиту наших детей, это не о политических партиях, не о каких-то разных видениях в экономике, отношение к своим гражданам и к своим детям должно быть одинаковое у любого депутата Государственной Думы. Поэтому призываю поддержать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. Пока Владимир Николаевич идёт к трибуне, я хочу попросить депутатов, которые по каким-либо причинам вышли из зала, вернуться через восемь минут, потому что приближается "час голосования". Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Несомненно, что каждый раз, когда вопросы затрагивают судьбу детей, мы не можем быть невнимательны к этим вопросам. И каждый раз мы должны находить адекватные решения, для того чтобы выбрать наиболее правильные правовые средства для достижения положительного результата. Данный законопроект предметно обсуждался Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, и, ещё раз поддерживая общую идею, направленную на защиту детей, мы, к сожалению, должны констатировать, что законопроект не может быть принят по следующим основаниям. Первое. Предлагаемое законопроектом исключение из Федерального закона "О гражданстве..." норм, наделяющих несовершеннолетних граждан России правом на прекращение российского гражданства, не соответствует части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть лишён права изменять своё гражданство. Второе. Инициируемое согласно законопроекту положение, в соответствии с которым родители или усыновители ребёнка будут лишены права изменять его гражданскую принадлежность, то есть фактически лишатся возможности и одновременно обязанности обеспечивать реализацию прав конкретного ребёнка, не соответствует общим началам и конкретным нормам гражданского и семейного законодательства Российской Федерации, например, норме пункта 1 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), соответствующие юридически значимые действия совершают их родители или иные законные представители, а несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет такие действия совершаются, как правило, с участием родителей или иных законных представителей либо с их согласия. То есть, таким образом, ребёнок ставится в этой части в ущербное положение и либо усыновители, либо родители, которые не будут иметь возможности изменить гражданство ребёнка, не смогут обеспечить в иностранном государстве его надлежащий правовой режим. Уважаемые коллеги, в тех материалах, которые представило Правительство Российской Федерации, есть цифры, я сейчас назову эти цифры, но не цифры здесь главное, главное - те мотивы, о которых я говорил ранее. Прекратили гражданство Российской Федерации на основании части 3 статьи 19 Федерального закона "О гражданстве..." в 2009 году четыре ребёнка, в 2010 году - четыре ребёнка, за девять месяцев 2011 года - три ребёнка. В настоящее время пока такого рода обращений больше не поступало. Ещё раз скажу, уважаемые коллеги, проблема, о которой мы говорим, наверное, поднята правильно, но таким решением этой проблемы мы не достигнем результата, поскольку такого рода решение на территории иностранного государства вряд ли будет признаваться, вряд ли будет считаться правообязательным - это первый момент, создаст диссонансы, создаст противоречия внутри семьи - это второй момент, и поэтому мы предлагаем в этой части законопроект отклонить. То же самое относится и к другой норме - норме о последующем возможном восстановлении в гражданстве Российской Федерации без соблюдения соответствующих процедур. Любая страна защищает своё гражданство. Конечно же, могут приниматься изменения. В этом зале мы неоднократно принимали изменения, касающиеся упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации, но тем не менее это не те вопросы, которые решаются данным законопроектом. Более подробно на этом не останавливаюсь, поскольку, уважаемые коллеги, вам представлено очень предметное, большое заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству - на семи листах, где предметно описана данная ситуация. Просим отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы к депутату Рохмистрову и депутату Плигину? Вопросы есть, давайте тогда запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Четыре депутата. У нас осталось три минуты до "часа голосования". Давайте зададим вопросы. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Владимир Николаевич, я понимаю, что вы совершенно правы в том плане, что законы, нами принятые, в другой стране выполняться всё равно не будут. Но это касается тех детей, которые рождены там, на территории другого государства. Может быть, частично этот закон, очень ведь нужный, важный, можно рассматривать уже относительно тех детей, которых вывезли за рубеж? Или это вообще неприемлемо, вы считаете, с точки зрения именно юриспруденции? ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Тамара Васильевна, Российское государство никогда не оставалось безразличным к судьбе тех детей, которые, в частности, стали гражданами иностранного государства, но которые были усыновлены на территории Российской Федерации. Точно так же мы постоянно проявляем заботу и о тех детях, которые рождены в браке с гражданами Российской Федерации на территории иностранных государств. Поэтому в моральном плане, в плане практической политики мы говорим о том, что мы не забываем данных лиц, однако решить этот вопрос путём запрещения использования статьи Конституции мы не можем. В практической политике никогда Российское государство своих граждан не оставляло в сложных ситуациях. Были такие ситуации, но эти ситуации затем корректировались, на это неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации. Собственно говоря, этому способствует и учреждение должности уполномоченного по правам ребёнка. Мы активны в этой сфере, но решить эту проблему тем путём, который предлагают наши уважаемые коллеги и о котором говорил Максим Станиславович, невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Овсянников Владимир Анатольевич. СВИНЦОВ А. Н. Депутат Свинцов по карточке Овсянникова. Я хотел бы задать вопрос Рохмистрову Максиму Станиславовичу. И, ссылаясь на выступление представителя комитета, хотел бы заметить следующее. Я понимаю, что для вас, может быть, это неважно: четыре человека в 2009-м, четыре в 2010-м, три в 2011-м - у вас большая фракция, но для ЛДПР каждый наш гражданин важен. А Максима Станиславовича я хотел попросить прокомментировать в том числе и позицию комитета в отношении вот этого льготного пятилетнего периода, который мы предлагаем, - фракция ЛДПР предлагает установить льготный период возвращения гражданства, а вы, комитет, всё отрицаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рохмистрову включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. Я с удовольствием прокомментирую. Две новеллы такие у нас вдруг, так сказать, выскочили у комитета. Первая - отклоняется по причине того, что не смогут обеспечить определённый статус. Ну, мне кажется, это немножко, так скажем, придумано, потому что, когда усыновляется ребёнок, он усыновляется на определённых условиях. И это не касается тех детей - кстати, депутату Плетнёвой тоже отвечу на вопрос, - которые были усыновлены до вступления в силу настоящего закона. Именно для тех, которые были усыновлены до его вступления в силу, мы и предусматриваем вот этот пятилетний период времени. Что касается сохранения гражданства, в целом ряде стран, граждане которых в основном являются усыновителями наших детей (или, например, когда в случае смешанных браков происходит изменение гражданства), принят режим двойного гражданства. Ничего страшного здесь с юридической точки зрения нет. Кроме того, даже там, где подобный режим не предусмотрен, сохранение гражданства другой страны тоже не является каким-то юридическим казусом. Огромное количество подобных случаев, когда за ребёнком сохраняют гражданство той страны, откуда этот ребёнок. Примеры такой практики есть, и говорить, что это сделать нельзя, ну, не совсем правильно. А что касается льготного периода и того, что страна должна защищаться, - слушайте, я, когда прилетаю в эту страну, в нашу с вами страну, вижу, как страна защищается от своих граждан: вот эти очереди по шестьсот человек в две дырки... Наши граждане в свою страну попасть не могут! Теперь мы и детям, которые здесь родились, говорим: ребята, мы будем от вас защищаться, и поэтому, даже если вам изменили гражданство, мы, знаете, вас по большому кругу пропустим, как гражданина другой страны, не так, как человека, который родился и прожил определённую часть жизни на территории нашей страны. Мы считаем, что для этих людей установить льготный период мы просто обязаны. Не надо защищаться от граждан своей страны, это приводит к плохим последствиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, присядьте, пожалуйста, давайте прервёмся.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4636 по 5102 из 5498
Продолжаем обсуждение законопроекта из пункта 11. Владимир Николаевич, пожалуйста. Так, вопрос депутата Черкасова Кирилла Игоревича. Пожалуйста, включите микрофон. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Владимир Николаевич, вопрос такой. Вы знаете, какая демографическая ситуация сейчас складывается в стране и на сколько количество женщин превышает количество мужчин. Обратный процесс - миграция, это, как правило, приезжие мигранты из стран Средней Азии, Молдавии, Украины. Многие наши женщины вступают с ними в брак и рожают новых детей - граждан России. Как правило, усыновляются и те дети, которые у этих женщин были раньше. Зная позицию украинских, молдавских, среднеазиатских гастарбайтеров, которые потом в любом случае уедут из нашей страны, можно предположить, что они с собой увезут и детей. Женщинам деваться некуда, они уедут вместе с ними. Поэтому мы этим законопроектом и предоставляем возможность - доказательно, аргументированно - не менять гражданство российского ребёнка, или должно как минимум остаться гражданство Российского государства... (Микрофон отключён.) ПЛИГИН В. Н. Уважаемый коллега, вы это не можете сделать в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Это пункт первый. Пункт второй. Конечно же, сложнейшая ситуация возникает особенно в семьях, которые состоят из граждан различных государств, и соответствующее реагирование на эти ситуации возможно и нужно, но ни в коем случае нельзя создавать дополнительных условий, приводящих в том числе к страданию детей. Следующий законопроект касается этого. Мы полагаем, что оснований для принятия данного законопроекта нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос задаёт депутат Маркелов Михаил Юрьевич. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Максим Станиславович, не надо нас, пожалуйста, пугать очередями в аэропортах: в советское время за колбасой по пять часов стояли, и ничего. У меня вопрос к вам. Вот непонятно всё-таки из предложенного законопроекта, каким образом будет учитываться, например, мнение родителей с различным гражданством, которые находятся в состоянии развода, не говорю уж о том, каким образом будет учитываться мнение самого ребёнка. У нас есть уполномоченный по правам человека. Безусловно, то, о чём сегодня было сказано, является нарушением Конституции, исходя из той инициативы, которую вы предложили. Всё, что касается нестыковок, - это, лежит совсем в другой правовой плоскости и касается вопроса стыковки или нестыковки нашего законодательства с зарубежным законодательством, а это уже вопрос международных соглашений. И в этой связи мне представляются абсолютно неправильными предложения, изложенные в этом законопроекте, хотя бы потому, что мнение и права родителей и ребёнка будут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Рохмистрову включите. РОХМИСТРОВ М. С. Спасибо за вопрос. Михаил Юрьевич, вы, наверное, очень рады, что наше заседание не транслируют в прямом эфире, потому что после вашей фразы, что нет ничего страшного в очередях, мол, постоим, за колбасой стояли - натренированы... Если это озвучить в аэропортах, где люди, прилетев в родную страну, два с половиной часа стоят в очереди, вы, наверное, получите большую поддержку от наших избирателей, тем более что сами пройдёте через другой зал. Поэтому надо что-то делать, а не говорить, что, мол, ничего страшного. Это первое. Второе. Я вот, честно говоря, внимательно изучил Конституцию, и я там нигде не увидел, что наша страна должна отказываться от детей, которые имеют российское гражданство. Учитывать мнение детей? Ну, наверное, это предусмотрено сегодняшним законодательством, и мнением детей в возрасте от четырнадцати лет интересуются. Но спросите у психологов, насколько это реально, узнайте их мнение, они вам ответят, что мнение ребёнка в этом возрасте как бы не совсем соответствует тому, что он потом может об этом подумать. И поэтому сохранить за ребёнком право остаться гражданином Российской Федерации - это то, что мы с вами должны сделать в законодательном порядке. Мы это и делаем, принимаем законы, и они должны действовать. Мы не исполняем законы, мы их принимаем. И нигде в Конституции... Я очень хотел бы узнать пункт, где говорится, что наш несовершеннолетний гражданин может быть лишён гражданства, а потом будет его приобретать по общим правилам, как иностранец. Вот я думаю, что в этом отношении мы обязаны изменить законодательство и улучшить ситуацию в той или иной степени. Да, договора, международные соглашения - всё это есть, но мы видим по телевидению достаточно часто, когда за убийство бывшего гражданина Российской Федерации получают там два года условно, и никаких проблем нет, и все эти вмешательства, все эти договора никакой роли не играют. Мы постоянно наблюдаем за ситуацией, когда мать выгоняют после развода из той страны, где она жила с мужем, при разводе ребёнка оставляют там, и мать чуть ли не агентство пытается нанять ради встречи с собственным ребёнком, и её, извините, привлекают к уголовной ответственности за то, что она хотела похитить гражданина чужой страны. И в этом плане у наших правозащитников аргументов явно не хватает. Все эти вопросы и юридические нюансы вполне можно урегулировать, и никаких проблем не будет, потому что при усыновлении ребёнка всё это можно оговаривать. Кроме того, например, можно разрешить усыновление жителями только тех стран, где существует институт двойного гражданства, тогда у ребёнка будет гражданство и той страны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Владимир Николаевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Желающие есть. Тогда давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список. Четыре депутата. Валерий Михайлович Зубов, вы по ведению хотели бы выступить? По ведению. Пожалуйста, включите микрофон депутату Зубову. ЗУБОВ В. М. Спасибо. По вопросу 5 депутат Зубов голосовал за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я бы хотела выступить сразу по двум законопроектам, которые сегодня рассматриваются, чтобы потом больше не задавать вопросов и не выступать. Можно было бы сегодня согласиться с аргументами Владимира Николаевича, наверное, он правильно, как юрист, говорил о том, что нам нельзя принимать по таким-то причинам, но, вы знаете... Почему мы так много лет говорим о детях? Вообще, о детях в нашей стране можно ещё не знаю сколько законопроектов написать, которые будут ещё более актуальны, чем этот. Ведь сколько шума было в средствах массовой информации, везде в связи с тем, что сегодня наши дети попадают за рубеж разными путями! И сколько говорят о том, что нужно этих детей спасать во многих случаях, вернуть родителям, - и мы ничего не можем сделать. Я бы хотела напомнить всем нашим депутатам, как попадают дети за рубеж. Первый, самый распространённый, наверное, путь попадания за рубеж - это усыновление международное, о нём мы говорили уже много-много раз. О международном усыновлении был принят закон как раз в период либерализации, демократизации. Дети попадают туда... Дети должны попадать к приёмным родителям без посредников - закрыться-то ведь мы тоже не можем от этого, - но мы ничего не сделали для того, чтобы исключить этих посредников, дети просто-напросто покупаются и продаются туда. Мы говорим, что только больные в первую очередь, пишут, что больные, наши директора детских домов и так далее, пишут "больные", а на самом деле здоровых детей продают туда. Когда едешь в поезде, можно узнать об этом всё. Говорили много раз, что нужно защитить наших детей, составить договора, мы в прошлой Думе вносили такой законопроект, что должен быть подписан договор между государствами о том, что эти дети находятся под защитой, - нет, всё равно ничего нет! Мы говорим о том, что нужно, чтобы в восемнадцать лет ребёнок мог сам выбрать себе гражданство, но то же самое - не можем принять, всякие причины придумываем. Второй путь попадания туда наших детей - это межнациональные, международные браки. Я не скажу, что я сторонница этого, но закрыться от этого ведь мы тоже не можем, и к нам сегодня приезжают из-за рубежа и женятся на наших девушках, и наоборот, много таких семей. Мы как-то пытаемся защитить эти международные браки, наших детей там? Все аргументы приводим, но никак не можем защитить. Многие женщины совершенно бездумно, не зная традиций, не зная законов, культуры страны - вот одна только любовь! - выходят замуж, а потом мучаются всю жизнь, не могут забрать своих детей - и мы опять не можем принять никаких мер! И третий путь попадания - это когда наши семьи просто сами, по своему желанию уезжают туда. С такими детьми проще, там родители определяют своё гражданство и гражданство детей, навязать мы им, так сказать, не можем. Поэтому сегодня вот рука не поднимается, честное слово говорю, чтобы проголосовать против. Мне, безусловно, больше импонирует законопроект Рохмистрова, потому что он более полно рассматривает возможности детей, там учтены и вот этот пятилетний срок, и восемнадцатилетний возраст. В законопроекте Затулина меньше, так сказать, рассматриваются эти вопросы. Наша фракция будет голосовать за, и мы хотим поставить вопрос перед нашими комитетами, которые занимаются непосредственно вопросами детей, и попросить их ещё раз посмотреть закон об усыновлении, особенно международном, посмотреть ещё раз всё наше законодательство детское, по защите детей. И важна проблема не только гражданства, но и защиты наших детей здесь, в России, потому что у нас столько сегодня гибнет, что это в процентном отношении больше в десятки раз, чем гибнет за рубежом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Спасибо. Уважаемые товарищи, я хочу обратить ваше внимание также на процессы демографии в нашем обществе, они крайне негативные, а также на тот факт, что только в Соединённые Штаты Америки вывезено шестьдесят пять тысяч детей. Ещё я хочу обратить ваше внимание на заключение комитета-соисполнителя, который, в общем-то, высказал положительное отношение к этому законопроекту и обращает внимание на то, что с помощью этого законопроекта получат право упрощённого получения гражданства дети, которых усыновили иностранные граждане или одним из родителей которых является иностранец. Также я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что для жителей нашей страны должна быть возможность получения гражданства в упрощённом порядке, и этот законопроект, так сказать, попадает в русло этой политики. Мы поддержим, да, Тамара Васильевна сказала, мы поддержим этот законопроект, он правильный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Основным при получении гражданства является право получения гражданства по рождению, это никаким сомнениям не подлежит. Так вот, ребёнок, родившийся на территории России, уже обладает гражданством Российской Федерации. На каком основании Российское государство отдаёт этого ребёнка двум иностранным гражданам, которые потом, наигравшись, сажают его в самолёт и отправляют с запиской "спасибо, мы наигрались", - помните, был такой случай? Это всё абсолютно нелогично, и никакие ссылки на антиконституционность данного законопроекта здесь неприемлемы. Ребёнок не в состоянии определить своё гражданство до совершеннолетия, а мы его тем не менее лишаем, государство лишает. Про другие случаи, когда люди эмигрируют и ребёнок потом остаётся в случае развода без надлежащего попечения, здесь уже было сказано. Ещё раз говорю, уважаемые коллеги, здесь всё абсолютно логично: ребёнок получает своё гражданство по рождению, и только когда он станет совершеннолетним, он вправе определить, принимать ему гражданство той страны, граждане которой его усыновили, или принять другое гражданство и вернуться в российское подданство. Других вариантов не дано. Они просто-напросто не имеют права за него определять, и мы с вами не имеем такого права. Это право ребёнку принадлежит от рождения, оно неотчуждаемое, и это, кстати, записано в Декларации прав человека и гражданина. Поэтому ещё раз говорю, подумайте, прежде чем нажимать кнопки "против". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К сожалению, очень многие из нас считают, что возможно простое решение сложных проблем. К сожалению, здесь мы имеем весь тот перечень проблем, о которых совершенно справедливо сказали наши коллеги, выступавшие в прениях и задававшие вопросы, - это проблемы с усыновлением, проблемы судьбы наших детей, которые попадают за границу, проблема ограниченности правовых и юридических средств, когда мы пытаемся защитить права детей, которые были усыновлены или попали за границу иным способом, когда их права нарушаются в другом государстве. Все случаи, которые были приведены в качестве примеров, являющихся подтверждением того, что необходимо реагировать и необходимо что-то делать, заслуживают самого пристального внимания и разбирательства, но не может быть очень простого решения у огромной и сложной проблемы. Изменить несколько норм в том или ином законе и тем самым оградить наших детей от насилия в приёмных семьях, когда они находятся за океаном, на другом конце света, - это утопия. Совершенно очевидно, что даже если мы примем этот закон, то мы не добьёмся в результате этого выдачи тех людей, которые обвиняются в насилии над усыновлёнными из России детьми, совершенно очевидно, что без заключения двусторонних международных договоров, разработка, принятие, ратификация и исполнение которых - это сложный, кропотливый процесс, а всего лишь путём изменения нескольких норм, нескольких строчек в законе мы не решим проблему с теми семьями, где одним из супругов является наш гражданин или бывший гражданин, а другим - иностранец, когда они начинают делить детей. Не бывает простых решений у сложных проблем, и даже если мы хотим немножко сыграть, подыграть общественному мнению и выставить себя в качестве защитников наших детей, то надо идти другим путём, для того чтобы не только на словах, а и на деле наши дети были защищены. Именно поэтому я хотел бы обратить внимание наших коллег на часть третью статьи 6 Конституции Российской Федерации: никто не может быть лишён права изменить гражданство. Мы всегда говорим о том, что Конституция есть основной закон, и вся наша деятельность, вся наша законотворческая и политическая деятельность должна соответствовать конституционным нормам, так почему же мы сейчас, даже поддерживая благие намерения, открыто говорим, что возможно эту конституционную норму обойти? Невозможно, и более того, даже если предположить теоретически, что этот закон будет принят, то, как я понимаю, в случае возникновения спора и рассмотрения данного спора о конституционности данного закона в Конституционном Суде сомнений у конституционных судей быть не должно, потому что здесь прямое нарушение статьи 6 Конституции. И есть ещё один момент, он чисто житейский, бытовой практически, я бы так сказал. Когда мы говорим о детях, поменявших гражданство, поменявших поменяли гражданство, и в какой-то момент захотевших вернуться в страну, мы должны помнить, кто эти люди, которые выросли за рубежом, получили там образование, учитывать, какое образование, где они работают. Это вопрос непростой, даже, я не знаю, чисто с практической точки зрения. Коллеги, допустим, человек, ребёнком попавший в США, там учился, получил образование, закончил специальную разведшколу, является профессиональным разведчиком, и, как человек, родившийся когда-то в России, обращается с просьбой о получении гражданства по упрощённой, как предлагают наши коллеги, схеме. Скажите, надо такому человеку быстро давать гражданство, для того чтобы человек приехал сюда с паспортом? Просто практический пример. Может жизнь нам подбрасывать такие интересные примеры? Может. Я не говорю, что это касается всех, естественно, но жизнь гораздо сложнее, чем те решения, которые предлагают наши коллеги. В данном случае, конечно, надо уважать Конституцию, это, во-первых. Во-вторых, те заключения, которые даны, и выводы, которые сделаны в официальном отзыве, в решении комитета, в заключении комитета, они в полной мере учитывают действующее законодательство, действующую Конституцию. Коллеги, мы будем защищать всех наших детей, и тех, кто является гражданами, и тех, кто не является гражданами страны, поменял гражданство, будем это делать всегда, но это невозможно сделать только теми простыми методами, которые предлагаются, поэтому прошу вас поддержать всё-таки мнение комитета и не принимать данный законопроект, отклонить его. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Носов Дмитрий Юрьевич. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Добрый день! Я вот Вяткину Дмитрию Фёдоровичу хотел возразить. Это... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению! НОСОВ Д. Ю. Да-да-да. Дмитрий Фёдорович, надо посмотреть после ваших речей, не завербованы ли вы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите, пожалуйста, микрофон. Я прошу выступать по ведению, если вы записываетесь. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Спасибо. Максим Станиславович, вы воспользуетесь своим правом? Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, честно говоря, ну, тут выпустили тяжеловесов, которые у нас умеют полемизировать, - это уважаемые Владимир Николаевич Плигин, Дмитрий Фёдорович Вяткин. Ну, вы, положа руку на сердце, выйдете из зала и скажете: "Слушайте, как тяжело приходится. Такой правильный законопроект, а тут ещё что-то придумывают, потому что не той фракцией внесён". Вот я призываю: всё-таки времена изменились, надо уже смотреть на суть законопроекта и действовать немножко по-другому, понимаете? Конституционность? Слушайте, вы меня извините, конечно... Насчёт конституционности. Мы не вправе, государство... Где у нас в Конституции написано, что государство вправе лишить своего гражданина гражданства, тем более недееспособного, и выкинуть его за рубеж? Это касается как усыновления российских граждан иностранными гражданами, так и даже смены гражданства по согласию родителей, родители могут изменить гражданство ребёнка, если они сами уже неграждане. Поэтому, понимаете, у нас некая коллизия при приплюсовывании сюда конституционности. Ну, я не знаю, можно, конечно, извините, козла собакой назвать и сказать: "Не вмешивайтесь в его личную жизнь", но козёл козлом и останется, хоть его трижды собакой назови, понимаете? Что касается этого вопроса, мы уже нарушаем Конституцию, потому что мы своих детей, граждан государства Российского, не способных принять решение, лишаем гражданства, мы уже нарушаем Конституцию - мы выкидываем граждан. Что касается фразы Дмитрия Фёдоровича, что надо как бы посмотреть, чем они там занимались, где учились. Дмитрий Фёдорович, ну, если так, то это же хорошо, понимаете? Откроется, что он разведчик, - посадите в российскую тюрьму, и не надо его будет выдавать. Иностранного гражданина гораздо сложнее посадить-то, если он разведчик. Это первое. И второе. Вы только что предложили... Если мне не изменяет память, у очень большого количества государственных чиновников дети учатся как раз в тех странах, которые вы назвали, там в Швейцарии, Америке и так далее. Чего, гражданства их лишить и потом по особой процедуре впускать на территорию Российской Федерации? Я об этом вообще думать не хочу, потому что приветствуется во всех странах, если люди учатся за рубежом, - нам-то, извините, технологий никто в подарок не отдаёт, и один из способов - отправить детей учиться их технологиям, чтобы они привезли их в нашу страну, и радоваться надо, когда они возвращаются. И даже в отношении тех, кто там был усыновлён: в случае принятия закона его действие не будет распространяться на детей, которые потеряли российское гражданство при усыновлении, они в течение пяти лет после достижения восемнадцатилетия должны подумать, и, если вдруг их тянет на Родину, они могут по упрощённой процедуре вернуть гражданство Российской Федерации. Слушайте, почему вот такая паранойя в нашей стране - наших граждан проверяют так, что они шесть часов в пограничной рамке стоят и вспоминают, как в советское время за колбасой в очередях стояли?! Я ездил по миру, по странам - везде для граждан своей страны проход практически свободный, они не стоят там в очередях. А у нас... Этим летом я даже писал запрос, мне ответили, что всё нормально. Правда, я не понял, что значит "всё нормально". Я сам лично был свидетелем: прилетели три самолёта - шестьсот человек с детьми, и четыре с половиной часа они стоят, дети рыдают, наши граждане возмущаются, приглашают ОМОН успокаивать собственных граждан, которые ещё границу России не пересекли. Ну слушайте, с таким отношением из нашей страны вообще все убегут, одни депутаты в этом зале останутся да ещё Совет Федерации - будем сами себя обеспечивать. Вот такое отношение к гражданам надо менять, а тем более к детям. И давайте мы всё-таки уйдём от фракционной принадлежности, когда дело касается не политических каких-то вещей, не экономических, потому что здесь разные фракции, которые по-разному относятся к экономическому развитию, к политическим институтам, ещё к каким-то вопросам, ну давайте к вопросу о детях будем подходить без учёта фракционной принадлежности. К любому законопроекту, который депутаты от фракции ЛДПР вносят... Мы всегда говорим: ну не нравится вам, что там авторы только депутаты из фракции ЛДПР, - приходите, включим и вас в состав авторов. Есть, были такие прецеденты, вспомните закон по малому бизнесу, о праве малых предприятий на выкуп арендованного имущества: вносил один состав депутатов, а когда принят был, двадцать семь человек были авторами. На это, правда, ушло четыре года, но приняли всё-таки закон! Ну давайте к вопросу о детях - гражданах Российской Федерации будем подходить не с точки зрения, кто из какой партии: я из этой, а ты из той. Вот когда мы напишем этот законопроект нашим составом... Надо, чтобы забыли, что фракция ЛДПР его вносила, тогда его примут. Ну давайте будем принимать, а если не нравится, мы даём согласие, чтобы пять человек от "ЕДИНОЙ РОССИИ" тоже вошли в состав авторов этого законопроекта, если надо для наших детей, мы готовы и на это пойти. Но по фракционной принадлежности отклонять законы - прошло это время, господа, прошло, вы не слышите звоночки, что ли, которые вам идут с улицы? У вас нет морального большинства в Государственной Думе, вы получили 59 процентов, поэтому давайте не использовать технические возможности, чтобы валить законы. Я призываю: депутаты, поддержите этот законопроект, он не политический, он защищает наших граждан и, кстати говоря, восстанавливает конституционное право граждан сохранять своё гражданство и потом получить его в упрощённом порядке. Я призываю депутатов всех фракций проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, пожалуйста. Микрофон депутату Плигину включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги и Максим Станиславович! Традиционно я слушаю достаточно внимательно, и сегодня впервые, конечно, стилистика языка при общении с залом приобретает дополнительный какой-то оттенок, я бы сказал, даже бульварный оттенок. Уважаемые коллеги, никогда ни по какой фракционной принадлежности ни один текст проекта федерального закона не отклоняется. Не нужно выдавать свои ощущения за якобы заботу в тех ситуациях, когда никакой заботы нет. Вы ставите ребёнка в этом случае априори в непонятное, неприемлемое положение. Я бы сказал, что вот это навязывание постоянное носит лицемерный характер. Данный закон не проявляет никакой заботы о ребёнке, этой заботы нет, скорее, создаёт сложные ситуации вокруг ребёнка. Второй момент. Ни о каком лишении гражданства Российской Федерации, якобы принудительном, речи не идёт, и комитет не говорит об этом. Российская Федерация не имеет права лишать своих граждан гражданства Российской Федерации. Речь идёт о решении родителей и о решении усыновителей, и это мы вынуждены разрешить, и это совершенно закономерно. И ещё один момент. Вот мы ссылаемся на очереди, но ведь с подобными ситуациями мы иногда сталкиваемся и помимо этих очередей. И последнее, что я сегодня хотел бы сказать. Вы употребили в отношении нашей страны: "когда прилетаю в эту страну". В данной ситуации в зале Государственной Думы очень хорошо, что вы потом поправились, но вначале вы остановились на местоимении "эта". Так вот, наверное, нужно стилистику языка отрабатывать начиная не со слова "козёл", а с того, чтобы употреблять в отношении своей страны правильные местоимения. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в рамках объявленного "часа голосования" ставлю законопроект на голосование в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 21 сек.) Проголосовало за 150 чел.33,3 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 164 чел. Не голосовало 286 чел.63,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.