Заседание № 218

18.06.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 594965-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о корректировке положений, связанных с ответственностью за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4444 по 4677 из 6086
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей   
Михайлович Лавров.                                                              
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом        
предлагается внести комплексные поправки в КоАП в части, касающейся             
государственных закупок и обязательных торгов.                                  
                                                                                
Как вы знаете, за последние несколько лет в 44-й и 223-й законы был внесён      
ряд комплексных поправок, направленных на их упрощение и оптимизацию. КоАП за   
это время не менялся, очень многие его нормы утратили актуальность и            
правомерно, или корректно, применяться не могут из-за разной терминологии,      
разных трактовок, взаимных несоответствий и так далее. Это, конечно,            
негативно влияет на закупки, влияет как на заказчиков, которые в принципе не    
понимают, когда и за что их могут наказать, так и на поставщиков, которые       
находятся в аналогичной ситуации.                                               
                                                                                
Вообще, давно было принято решение о том, чтобы в рамках новой редакции КоАП    
всё это исправить. Ну, новая редакция КоАП пока находится в стадии              
разработки, проработки, поэтому было принято решение выделить это в отдельный   
законопроект, учитывая актуальность и необходимость таких изменений, и сейчас   
правительство предлагает сделать это следующим образом. Мы предлагаем все       
нарушения этой категории внести... Сейчас 19 статей - предлагаем сделать 6      
статей и сосредоточить там абсолютно все основания для применения КоАП.         
Первая и вторая статьи - это нарушения в сфере планирования, заключения и       
исполнения контрактов по 44-му закону; третья статья - по оборонному заказу,    
по 275-му закону, но, по сути, это тоже одна из составных частей 44-го          
закона; четвёртая - о закупках по 223-му; пятая - о проведении иных             
обязательных торгов; и отдельная статья - о нарушениях ставших к настоящему     
времени очень существенным участником бюджетного процесса электронных           
торговых площадок. И таким образом мы приведём то, что написано в КоАП, в       
полное соответствие с тем, что находится в законах, все основания есть.         
                                                                                
Сам по себе законопроект довольно большой, там множество изменений              
содержится, там несколько десятков страниц, я позволю себе обратить внимание    
на такие типичные примеры. Сейчас у нас за нарушение порядка определения НМЦК   
установлен штраф 10 тысяч рублей. Недостаточно во многих случаях, контракты     
могут быть большие, могут быть маленькие, поэтому предлагается штраф для        
должностных лиц в размере 1 процента, но в вилке от 10 тысяч до 50 тысяч        
рублей. Аналогичный подход предлагается в целом ряде случаев: отойти от         
устаревшего принципа фиксированного штрафа (он закреплён уже в КоАП) к          
диапазонным штрафам, потому что нужно принимать во внимание очень большое       
количество сопутствующих условий, как усугубляющих, так и смягчающих            
необходимость применения этого штрафа. Ну, заменяется в целом ряде случаев,     
там, три состава на один состав. Впервые у нас вводится санкция в форме         
предупреждения. Впервые вводится административная ответственность для банков,   
которые тоже стали активными участниками закупочного процесса. По 223-му        
закону вводится штраф за невыполнение квоты закупок у малого и среднего         
предпринимательства. Ну и так далее. Правительство считает, что такого рода     
комплексные поправки нужно рассматривать именно вместе, не одну за другой,      
внося изменения то в одну, то в другую статью, и это позволит нам вывести на    
качественно новый уровень контроль в этой сфере.                                
                                                                                
Там стоит срок вступления закона в силу (в случае его поддержки Федеральным     
Собранием) с 1 июля, но, конечно, срок этот уже пропущен. Во втором чтении мы   
предлагаем дополнительно рассмотреть вопрос, когда можно будет оптимально, не   
напрягая участников закупочного процесса, ввести эти нормы в действие.          
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно   
изложил концепцию законопроекта. Этот законопроект внесён в составе пакета      
вместе с предыдущим. Речь здесь идёт о внесении корреспондирующих изменений     
согласно отраслевому законодательству, в частности Федеральному закону "О       
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения       
государственных и муниципальных нужд". Основная цель изменений - повысить       
эффективность правоприменения и осуществления соответствующей контрольной       
деятельности.                                                                   
                                                                                
На заседании комитета мы подробно обсудили и концепцию, и неконцептуальные      
замечания комитета. Предлагаем поддержать законопроект в первом чтении, ко      
второму чтению поработать над теми замечаниями, повторюсь, они                  
неконцептуальные, которые есть у комитета.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, уверен, что вы достаточно опытный, более чем      
опытный человек, - а не пора ли нам вообще... Вот много раз люди, которые       
работают с этими законами, высказывались: они считают главным препятствием в    
развитии экономики именно контрактную систему. Может, нам дешевле их            
отменить, чем плодить штрафы? Какого результата вы хотите добиться штрафами?    
У нас "Газпром" 98 процентов внутри себя разыгрывает, у других корпораций       
ниже 90 процентов не бывает - ну они сами себя, что ли, наказывать будут?       
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Оба закона,      
44-й и 223-й, обеспечивают прозрачность и конкурентность закупок.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Закупки Министерства обороны регулируются 275-м законом, который   
отделён был в своё время от 44-го и 223-го. Для того чтобы любой закон          
применялся, должны быть санкции, а санкций сейчас, по сути, и нет. При этом     
обращаю ваше внимание на то, что у нас на глазах, буквально за последние        
три-четыре года, введена новая редакция 44-го закона. И если к прежней          
редакции действительно было много претензий, было много проблем, то на данный   
момент ни в одном профессиональном сообществе таких замечаний нет. Мы перешли   
к этапу стабилизации законодательства и внесения в него чисто точечных          
поправок, вот, в частности, по проблемам импортозамещения - законопроект,       
который сейчас рассматривается Государственной Думой, готовится ко второму      
чтению. Для того чтобы эти законы стали ещё более эффективными инструментами,   
и необходимо внести поправки в КоАП.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, усиление карательной политики государства - это   
сильный сдерживающий фактор даже в рамках административного законодательства.   
В связи с этим хотелось бы уточнить, прорабатывается ли вами вопрос об          
установлении и усилении уголовной ответственности на этот счёт для...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Борисович, в Уголовном кодексе есть основания   
в этой сфере, например подкуп должностного лица или представление поддельного   
заключения при приёмке, это очень серьёзные, равно как мошенничество,           
правонарушения, за которые наступала, наступает и будет наступать уголовная     
ответственность. В этой части мы на данный момент не предлагаем никаких         
изменений, поскольку считаем, что этот инструмент уже срабатывает. А вот что    
касается административных, гораздо более широких по сфере применения            
нарушений, мы считаем, есть возможность и необходимость их комплексной          
оптимизации, что и предлагается сделать этим законопроектом.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Михайлович, допускаете ли вы возможность        
появления нарушений, подобных нарушениям со стороны поставщика, подрядчика,     
исполнителя, которые обозначены в законопроекте, со стороны заказчика?          
Неужели вы будете утверждать, что таких нарушений со стороны заказчика не       
бывает на практике? И почему он тоже не указан как сторона, на которую можно    
налагать такие взыскания, санкции?                                              
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Михайлович, может быть, я просто нечётко        
сказал, но, конечно, нормы КоАП относятся и к должностным лицам - заказчикам.   
Вот один пример, который просто на слуху, штраф за неправильное ведение         
плана-графика закупок - 10 тысяч рублей. Там есть и неправильные действия       
комиссии, и нарушение сроков оплаты и так далее - всё это уже есть в КоАП, но   
только не в тех терминах описано. Поэтому, конечно, заказчик является, как и    
поставщик, как и подрядчик, субъектом этих взаимоотношений.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Скрозникова Анна Валерьевна.                                                    
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, не приведут ли более жёсткие санкции к            
затруднениям в работе добросовестных поставщиков?                               
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Анна Валерьевна, вот мы как раз не предлагаем ничего ужесточать,   
и это одна из принципиальных позиций. Мы предлагаем сделать диапазоны, чтобы    
можно было рассматривать с учётом всех привходящих обстоятельств, а как         
таковой концепции ужесточения здесь нет. Те дополнительные основания, о         
которых я говорил, уже появляются и относятся скорее к типам участников         
закупочного процесса. Например, не было возможности наказывать банки и          
электронные площадки, но это же большой пробел. Это не бизнес, это те           
структуры, которые обслуживают, обеспечивают закупочный процесс, и это не       
ужесточение. А в отношении бизнеса всё как было в своей основе, так и           
остаётся.                                                                       
                                                                                
И конечно, правительство исходило из того, что у нас и так относительно         
невысокий уровень конкуренции и дополнительно его ещё снижать путём повышения   
штрафов неправильно. Должна быть неотвратимость административного наказания,    
что и обеспечивает этот законопроект, поскольку однозначно увязывает каждое     
конкретное положение закона 44-го или 223-го с положением в КоАП.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. У меня буквально небольшая ремарка.                              
                                                                                
Уважаемая Анна Валерьевна, вот как раз вопрос о санкциях, об их приведении к    
балансу с уже существующими, и предстоит нам решить ко второму чтению.          
Поэтому, если у вас есть предложения и конкретные поправки, вы можете           
направлять их в комитет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна, присаживайтесь.             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы не можем поддержать введение нового предела               
административного штрафа для должностных лиц, поэтому в первом чтении           
законопроект поддерживать не будем. Посмотрим, что будет во втором.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Михайлович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Ирина       
Александровна? Тоже нет.                                                        
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.